Стоянка первобытного человека афонтова гора. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЗУБОВ ЧЕЛОВЕКА СО СТОЯНКИ АФОНТОВА ГОРА II И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОДОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами. Стоянка первобытного человека афонтова гора


Геном сибирского кроманьонца указывает на связь индейцев с европейцами

Александр Григорьевич Козинцев д.и.н., главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамеры) Станислав Владимирович Дробышевский Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова

В журнале “Nature” от 20 ноября 2013 г. опубликованы результаты исследования, выполненного международным коллективом генетиков под руководством Эске Виллерслева (Raghavan et al., 2013). По образцу кости одного из детей (как выяснилось, мальчика) из двойного верхнепалеолитического погребения на стоянке Мальта в Иркутской обл. древностью 24 тыс. лет секвенирован геном данного индивидуума. Это древнейший из всех известных науке геномов представителя вида Homo sapiens. 

Расшифрован геном верхнепалеолитического ребенка из Мальты

На карте показаны стоянки Мальта и Афонтова Гора. Кроме того, палеолитические памятники, на которых обнаружена гаплогруппа U, обозначены треугольниками. Памятник, на котором обнаружена гаплогруппа B, обозначен квадратом. Памятники, на которых найдены фигурки "венер", обозначены коричневыми кружками. Другие важные палеолитические памятники - серые кружки. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

На карте показаны стоянки Мальта и Афонтова Гора. Кроме того, палеолитические памятники, на которых обнаружена гаплогруппа U, обозначены треугольниками. Памятник, на котором обнаружена гаплогруппа B, обозначен квадратом. Памятники, на которых найдены фигурки "венер", обозначены коричневыми кружками. Другие важные палеолитические памятники - серые кружки. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

А. Г. Козинцев

Митохондриальная ДНК ребенка принадлежит к гаплогруппе U – той же, что и у значительно более древнего верхнепалеолитического человека из Маркиной Горы, полный геном которого пока неизвестен. Данная гаплогруппа преобладает у верхнепалеолитических и мезолитических европейцев. Y-хромосома мальтинского ребенка представляет базовый вариант как для современных западных евразийцев, так и для американских аборигенов. Западноевразийское происхождение имеет также аутосомный геном мальтинца. Особенно важно отсутствие у него специфической связи с геномами жителей восточной Евразии.

Секвенирован также геном верхнепалеолитического человека со стоянки Афонтова Гора на Енисее древностью 17 тыс. лет. По крайней мере в аутосомной части он оказался сходен с мальтинским.

По оценке Виллерслева и его коллег, от 14 до 38% генофонда современных американских индейцев имеет то же строение, что и у древних жителей Южной Сибири.

Сходство весьма специфично, приписать его поздней европейской примеси невозможно. По мнению генетиков, метисация с предками современных европеоидов произошла после отделения предков индейцев от монголоидного ствола, но до того, как группа первых колонистов Нового Света распалась на подгруппы.

Как известно, и археологический инвентарь, и одонтологические данные (Зубов, Гохман, 2003; Turner, Scott, 2007) также указывают на европейское происхождение жителей Мальты. Полученный результат помогает объяснить европеоидный сдвиг индейцев по краниологическим признакам, давно уже ставивший антропологов в тупик.

Существует две археологические гипотезы, пытающиеся связать предков индейцев с верхнепалеолитическими европейцами. Одна из них выдвинута Г.Ю. Мюллер-Беком, полагавшим, что охотники на крупных животных продвигались из Европы в Сибирь и далее на восток, пока не достигли Берингии (Müller-Beck, 1967). Авторы другой гипотезы –Д. Стэнфорд и Б. Брэдли, по мнению которых, европейцы двигались не на восток, а на запад, по атлантическому льду, через Гренландию (Stanford, Bradley, 2012). Новые генетические данные позволяют отдать предпочтение первой из этих гипотез.

Но есть и третья гипотеза. В соответствии с нею, индейцы – представители бореального (европеоидно-монголоидного) надрасового ствола. Данные того же Э. Виллерслева о геноме чистокровного австралийского аборигена приводят к выводу, что восточный надрасовый ствол – такая же фикция как и западный, поскольку европеоиды и монголоиды разделились намного позже того, как предки австралоидов ушли из Африки на восток (Rasmussen et al., 2011) и уж подавно гораздо позже того времени, когда обособились предки африканцев. Это заставляет нас вернуться к гипотезе, выдвинутой Р. Бьясутти: европеоиды и монголоиды образуют бореальный надрасовый ствол (Biasutti, 1941; Козинцев, 2013). Если так, то «европейские» черты у индейцев – наследие стадии, предшествующей распадению бореального ствола. Подобные черты недифференцированности мы видим, например, на черепах верхнепалеолитических людей из Сунгиря и Верхнего Грота Чжоукоудяня.  Если эта гипотеза верна, то две предшествующие гипотезы (о прямых европейско-американских связях) становятся излишними.

На очереди – расшифровка геномов древнейших жителей Нового Света. По предварительным данным, Виллерслев уже имеет такие данные о ребенке из погребения культуры кловис в Анзике (штат Монтана, США).

Источники: 

  • Зубов А.А., Гохман И.И. Некоторые одонтологические данные по верхнепалеолитической стоянке Мальта // Вестник антропологии. 2003. № 10. С. 14-23.
  • Козинцев А.Г. Расовая классификация в свете новых генетических данных // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 г. СПб: МАЭ РАН, 2013, с. 64-71. 
  • Biasutti R. Le razze e i popoli della terra. 1941. T. 1.Torino: Unione tipografico-editrice torinese.
  • Müller-Beck H.J. On migrations of hunters across the Bering land bridge in the Upper Paleolithic // Hopkins D.M. (ed.). The Bering Land Bridge. Stanford:StanfordUniversityPress, 1967. P. 373–408.
  • Raghavan M., Skoglund P., Graf K.E. et al. Upper Palaeolithic Siberian genome reveals dual ancestry of Native Americans // Nature. 2013. 20 November. doi:10.1038/nature12736.
  • Rasmussen M., Guo X., Wang Y. et al. An Aboriginal Australian Genome Reveals Separate Human Dispersals into Asia // Science. 2011. Vol. 334, № 6052. P. 94–98.
  • Stanford D., Bradley B. Across Atlantic Ice: The Origin of America’s Clovis Culture. Berkeley: University of California Press, 2012. 
  • Turner C.G., Scott G.R. The dentition of American Indians: Evolutionary results and demographic implications following colonization from Siberia // Henke W.,TattersallI.(eds.) Paleoanthropology. 2007. Vol. 3. P. 1901–1942.

Связующая нить ДНК из Мальты: Европа – Сибирь – Америка

Реконструкция погребения мальчика на стоянке Мальта. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник: Nature.com

Реконструкция погребения мальчика на стоянке Мальта. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Источник: Nature.com

С.В. Дробышевский

Заселение Америки и происхождение индейцев – волнующие темы человеческой истории. Восстановить прошлое можно множеством способов, одним из которых является анализ ДНК. Большой шаг в этом направлении сделал международный коллектив авторов (среди которых, кстати, известный российский генетик Олег Балановский), которые провели секвенирование полного генома древнего человека из Сибири.

Стоянка Мальта была исследована ещё в 1929 году М.М. Герасимовым. Расположена она в Иркутской области, в 85 км от Иркутска. Стоянка датируется 24 тысячами лет назад, и представляет собой довольно значительное поселение из четырнадцати жилищ. Мальта замечательна чрезвычайным богатством находок, в том числе украшенными резьбой и охрой предметами, статуэтками из бивня мамонта. Замечательно, что культура жителей Мальты оказалась удивительно близка к культуре европейских кроманьонцев из Костёнок, Авдеево, а также Сунгиря и Зарайска, в несколько меньшей степени – Ориньяка, Гримальди и целого ряда центрально- и западноевропейских стоянок. С материалами верхнепалеолитической Русской Равнины особенно сближают Мальту и рядом расположенную Буреть предметы искусства.

Таким образом, уже давно предполагались культурные связи европейских и восточносибирских кроманьонцев.

В числе прочего важнейшим объектом оказалось ритуальное погребение двух детей (0,5-1 и 3-4 года), совершенное под сложной конструкцией типа дольмена. Под каменными плитами, поставленными на ребро с наклоном друг к другу, залегала узкая и длинная плита, на которой красовался крупный зуб мамонта. Под последней плитой обнаружились скелеты двух детей, покрашенных красной краской. Кости очень плохой сохранности – настолько плохой, что первоначально они были определены как один скелет ребёнка с патологией зубной системы. Антропологические особенности этих детей установить оказалось весьма проблематично. В.П. Алексеев и М.М. Герасимов считали, что в строении зубов можно усмотреть монголоидные черты, Х. Тёрнер и Е.Г. Шпакова – европеоидные. Долихокранный череп со слабым надбровьем второго ребёнка мог потенциально принадлежать и предкам и монголоидов, и европеоидов. Слабая и умеренная лопатообразность резцов и другие признаки зубов тоже оставляют широкий простор для интерпретаций.

Лица статуэток из Мальты и Бурети имеют вроде бы монголоидные черты лица, но степень стилизации такова, что утверждать это с уверенностью не станет ни один серьёзный учёный.

На окраине Красноярска расположена другая замечательная стоянка – Афонтова Гора II. Она имеет возраст 17 тысяч лет. Каменная индустрия выглядит весьма примитивной, сделана на отщепах, но украшения и предметы искусства позволяют говорить о высоком уровне развития местных жителей. Антропологические материалы сравнительно многочисленны, но весьма фрагментарны; возможно, это связано с тем, что кости человека были показательно выставлены в специальном месте. От черепа остался лишь маленький кусочек надбровья с основаниями носовых костей, весьма сильно уплощённых, что позволило предположить монголоидные черты, но с невеликой достоверностью.

Таким образом, останки из Мальты и Афонтовой Горы II – лучший материал для палеогенетического анализа. Минимум собственно антропологии, но потенциально хорошая ДНК – что может быть ближе сердцу настоящего генетика?

На радость генетиков и зависть антропологов, сохранность генетического материала в образцах из плечевых костей старшего ребёнка из Мальты и взрослого человека из Афонтовой Горы оказалась превосходной. Из мальтинца удалось выделить как мтДНК, так и ядерную, в том числе Y-хромосомную, однозначно указывающую на мужской пол ребёнка (доселе этот ребёнок считался девочкой, что лишний раз показывает ненадёжность определения пола по детским скелетам, тем более фрагментарным).

МтДНК мальтинца оказалась принадлежащей к гаплогруппе U. Подгруппа  особая, неизвестная у современных людей, но базовая для нынешних вариантов U, что логично для ДНК такой древности. Предыдущие исследования выявили гаплогруппу U у целого ряда верхнепалеолитических кроманьонцев Европы – из Костёнок XIV, Дольни Вестонице, Хохле Фелс и Оберкасселя, тогда как у китайского Тяньянь была гаплогруппа B. В целом же, гаплогруппа U распространена сейчас от Европы (преимущественно самой северной) через Ближний Восток до Западной Сибири и Индии, а также в Северной Америке среди индейцев, хотя у последних и не часто. Последний факт распределения доныне объясняли сильной метисированностью современных индейцев с европейцами, но новые данные по сибирским кроманьонцам позволяют сделать иные выводы. Совершенно аналогично дело обстоит с Y-хромосомой, которая у мальтинского ребёнка сохранилась хуже, но с наибольшей вероятностью относится к основанию гаплогруппы R. ДНК мужчины с Афонтовой Горы сохранилась несколько хуже, но в целом имеет те же характеристики.

Таким образом, положение мальтинца и афонтовца оказывается промежуточным между современными европеоидами, индийцами трёх рас и индейцами и одновременно предковым для всех них, но достаточно далёким от монголоидов. Отсюда следует вывод, что предки индейцев попали в Америку из Сибири через Берингов пролив, неся в себе изрядный заряд "протоевропеоидных генов". Впрочем, такое изложение заметно упрощает ситуацию. В реальности, подавляющая часть генетических вариантов, распространённых у индейцев, намного ближе к монголоидным версиям; по подсчётам авторов новой статьи, лишь 14-38% генома современных индейцев могут иметь происхождение из сибирских популяций типа мальтинской. Одна шестая или даже треть – не много, но не так уж и мало.

Конечно, сразу вспоминается давнишний спор о немонголоидных чертах древних американских черепов и многих современных индейцев.

Кеты.
								Источник: http://www.narodsevera.ru/north/narod/keti

Кеты.Источник: http://www.narodsevera.ru/north/narod/keti

Также, нельзя пройти мимо кетской проблемы. Малочисленный народ кетов всегда привлекал к себе внимание своими подчёркнуто индейскими чертами. Замечательно, что именно кеты генетически максимально похожи на европеоидов с одной стороны, и эскимосов с индейцами – с другой. Живущие рядом селькупы, ханты и тундровые ненцы также весьма близки генетически. Вместе эти народы севера Западной Сибири образуют мост, связующий Европу и Америку. Среди современных людей они оказываются наиболее родственными верхнепалеолитическим сибирякам и сибирским предкам индейцев, едва ли не ближайшими, как это ни парадоксально, чем сами индейцы; дело в том, что последние за прошедшие тысячелетия существенно изменились, а в Сибири сохранились более древние варианты генов. Любопытно также, что по мтДНК кеты и их соседи гораздо "европеоиднее", чем по Y-хромосоме. По всей видимости, монголоидные мужчины в последующие тысячелетия не раз наведывались на север Западной Сибири из Восточной Сибири.

Отсюда недалеко и до выводов о множественности "волн заселения" Америки, и до возрождения идеи о "недифференцированности" индейцев, НО...

Во-первых, гены – штука, как ни странно, жёстко не привязанная к конкретной популяции. Генные потоки могут носить части ДНК в самых разных направлениях по человеческим группам, вне прямой связи с фенотипом и тем более культурой. Мальта наверняка не была тем конкретным местом, откуда предки индейцев попали в Америку. В те далёкие времена вообще не было ни европеоидов, ни дравидоидов, ни монголоидов, ни тем более американоидов. Фактически, можно говорить лишь о том, что от 25 тысяч лет назад и ранее где-то на просторах Сибири бродили люди, часть потомков которых в последующем смешивалась с людьми Запада – будущими европеоидами, Юга – европеоидами, дравидоидами и даже веддоидами Индии (скорее, не напрямую, а очень косвенно, через Среднюю Азию), и Востока, ушедшими затем за море на новый континент – будущими индейцами. На наш взгляд, гораздо любопытнее отсутствие подобных генетических вариантов среди монголоидов при преобладании всё же протомонголоидной основы у индейцев. Это значит, что верхнепалеолитические сибиряки смешивались со всё более северными группами или сами уходили на северо-восток, но никогда не смешивались с юго-восточными соседями и не мигрировали в направлении тёплого Китая. Вряд ли география – горы, реки – тому причиной, не помешала же она пройти протомонголоидным предкам индейцев с юга на север. Скорее, дело в миграционных потоках, обусловленных плотностью населения. На благодатном юге людей было заведомо больше, конкуренция за ресурсы, вероятно, острее, чужаков с севера там не привечали. А на севере людей вообще не было, там лежали степные просторы со стадами мамонтов, лошадей и бизонов.

А ещё далее на северо-восток простиралась туманная Берингия – обледенелые врата в рай, сулившие что-то совсем уж необычайное.

Фигуры летящих птиц из погребения детей в Мальте

Фигуры летящих птиц из погребения детей в Мальте

Во-вторых, время заселения Америки доныне точно неизвестно. Мальтинцы жили за десять тысяч лет до первых твёрдо доказанных палеоиндейцев, но спустя десять тысяч лет после нетвёрдо доказанных. Посему, остаётся открытым вопрос: сибирские палеогены должны считаться предковыми для индейцев или принадлежали уже потомкам тех, кто таки не пошёл на неведомый север, а остался в уютной Сибири? Возможно, верна вторая версия, но это уже другая история...

В-третьих, расшифровка ДНК верхнепалеолитических сибиряков отличным образом вписывается в известные ранее, но не отражённые в статье факты (естественно, отечественным авторам они известны, но в статье всего не помянешь, мы же можем себе это позволить). Ю.Е. Берёзкин и С.А. Боринская в своих замечательных работах показали, что существует значительная корреляция между генетическими гаплогруппами, тянущимися через весь север Евразии в Северную Америку, и мифологическими сюжетами, распространёнными в тех же самых популяциях. Значит ли это, что фигуры летящих птиц из погребения детей в Мальте отражают миф о доставании земли со дна первичного океана нырками-гусями-лебедями? Пока у нас нет способов точно узнать это. Но сильна наука, и верим, что найдутся способы узнать ещё много подробностей о прошлом человечества!

antropogenez.ru

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЗУБОВ ЧЕЛОВЕКА СО СТОЯНКИ АФОНТОВА ГОРА II И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОДОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ВЕРХНЕПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ | Зубова

1. Герасимова М.М., Астахов С.Н., Величко А.А. Палеолитический человек, его материальная культура и природная среда обитания. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 240 с.

2. Грязнов М.П. Остатки человека из культурного слоя Афонтовой Горы // Тр. Комиссии по изучению четвертичного периода. – 1932. – Т. 1. – С. 137–144.

3. Дебец Г.Ф. Фрагмент лобной кости человека из культурного слоя стоянки «Афонтова Гора II» под Красноярском // Бюл. Комиссии по изучению четвертичного периода. – 1946. – № 8. – С. 73–77.

4. Деревянко А.П., Славинский В.С., Чикишева Т.А., Зубова А.В., Слепченко С.М., Зольников И.Д., Лысенко Д.Н., Дроздов Н.И., Цыбанков А.А., Деев Е.В., Рыбалко А.Г., Стасюк И.В., Харевич В.М., Артемьев Е.В., Галухин Л.Л., Богданов Е.С., Степанов Н.С., Дудко А.А., Ломов П.К. Новые антропологические находки эпохи палеолита со стоянки Афонтова Гора II (предварительное описание, краткий стратиграфический и археологический кон-текст) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. – Т. ХХ. – С. 431–434.

5. Зубов А.А. Некоторые данные одонтологии к проблеме эволюции человека и его рас // Проблемы эволюции человека и его рас. – М.: Наука, 1968а. – С. 5–123.

6. Зубов А.А. Одонтология: Методика антропологических исследований. – М.: Наука, 1968б. – 200 с.

7. Зубов А.А. Одонтоглифика // Расогенетические процессы в этнической истории. – М.: Наука, 1974. – С. 11–42.

8. Зубов А.А. Морфологическое исследование зубов детей из Сунгирского погребения 2 // HOMO SUNGIRENSIS:

9. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования. – М.: Науч. мир, 2000. – С. 256–268.

10. Зубов А.А. Методическое пособие по антропологическому анализу одонтологических материалов. – М.: Этно-онлайн, 2006. – 72 с.

11. Зубов А.А., Халдеева Н.И. Одонтология в антропофенетике. – М.: Наука, 1993. – 224 с.

12. Зубова А.В. Предварительные результаты изучения маркеров архаики в одонтологических комплексах населения Евразии эпохи неолита // Вестн. антропологии. – 2013. – № 4 (26). – С. 107–127.

13. Чикишева Т.А., Слепченко С.М., Зубова А.В., Славинский В.С., Цыбанков А.А., Лысенко Д.Н., Дроздов Н.И. Антропологическая характеристика нижней челюсти и первого шейного позвонка (атланта) из местонахождения Афонтова Гора II (в печати).

14. Халдеева Н.И. Результаты одонтологического изучения черепа Костенки-18 // Васильев С.В., Зубов А.А., Герасимова М.М., Баруцкая С.Б., Кожин П.М., Халдеева Н.И. Доисторический человек: Биологические и социальные аспекты. – М.: Оргсервис-2000, 2006. – С. 171–186.

15. Халдеева Н.И. Одонтометрический анализ палеоматериалов за период «верхний палеолит – современность»: в центре поля и по краям // Этногр. обозрение. – 2010. – № 2. – С. 15–25.

16. Халдеева Н.И., Харламова Н.В., Зубов А.А. Сравнительное одонтологическое исследование «классических» западноевропейских неандертальцев // Вестн. антропологии. – 2010. – № 18. – С. 60–87.

17. Шпакова Е.Г. Одонтологические материалы периода палеолита на территории Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2001. – № 4. – С. 64–76.

18. Bailey S.E. A Closer Look at Neanderthal Postcanine Dental Morphology: the Mandibular Dentition // The Anatomical Records. – 2002. – Vol. 269. – P. 148–156.

19. Bailey S.E. Diagnostic Differences in Mandibular P4 Shape between Neanderthals and Anatomically Modern Humans // Am. J. of Phys. Anthropol. – 2005. – Vol. 126. – P. 268–277.

20. Scott G.R., Turner C.G. The anthropology of modern human teeth: Dental morphology and its variation in recent human populations. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997. – 382 p.

21. Turner C.G., Nichol C.R., Scott R.G. Scoring Procedures for Key Morphological Traits of the Permanent Dentition: The Arizona State University Dental Anthropology System // Advances in Dental Anthropology. – N. Y.: Wiley-Liss, Inc., 1991. – P. 13–31.

22. Zubova A.V. Non-metric dental trait variation among Eastern European and Western Siberian forest-steppe Neolithic populations // Bull. of Intern. assoc. for Paleodontology. – 2014. – Vol. 8, N 2. – P. 244–257. – URL: http://ojs.sfzg.hr/ index.php/IAPO/article/view/480

journal.archaeology.nsc.ru

Афонтова гора - Википедия

Афонтова гора — группа из четырёх стоянок позднего палеолита у Красноярска, расположенная на левом берегу Енисея.

История изучения стоянок Афонтовой горы[ | ]

Археологические исследования на Афонтовой горе начались в 1884 году И. Т. Савенковым. 3 августа 1884 года ему удалось найти изделие, форма которого могла свидетельствовать о палеолитическом возрасте памятника. Девять лет И. Т. Савенков наблюдал за разрезами по выработке кирпичной глины и зоной строительства железной дороги, на участке, впоследствии получившем название Афонтова гора I. Находки залегали на глубине от 1,2—1,5 до 1,7—1,9 метров. В 1892 году И. Т. Савенков представил результаты своих археологических исследований участникам II Международного антропологического конгресса в Москве. В 1880-е—1890-е годы Савенковым была собрана коллекция из полутора тысяч экземпляров фауны и двухсот пятидесяти «древних изделий». Возможно, в это число входили и сборы с участков, названных позднее Афонтова гора III и IV и, возможно, II. В 1896 и 1899 годах на Афонтовой горе проводил сборы каменных орудий и ископаемых костей французский археолог, этнограф и путешественник Жозеф барон де Бай (1853—1931)[1].

В первое десятилетие XX века местные исследователи неоднократно предпринимали очень ограниченные работы на Афонтовой горе как по своей инициативе, так и по поручению РГО. В 1910—1913 годы сборы палеонтологического материала со склонов Афонтовой горы в районе дачи и библиотеки Г. В. Юдина проводил В. И. Громов. Летом 1914 года раскопки у нефтяного склада проводит И. Т. Савенков. Им было заложено шесть раскопов общей площадью 169 м². После смерти И. Т. Савенкова подъемные сборы и небольшие раскопки предпринимались А. Я. Тугариновым в (1919 году, Афонтова 2, участок 5), Г. П. Сосновским в (1919 году, Афонтова гора 2, участки 1,3), Г. Мергартом в (1920 году, Афонтова гора 2, участок 5), а также В. И. Громовым, С. М. Сергеевым, Н. К. Ауэрбахом.

В 1923 году Н. К. Ауэрбаху и Г. П. Сосновскому удалось организовать раскопки Афонтовой горы II на участке 2 («основном»), где был зафиксирован выход культурного слоя большой мощности. Здесь был заложен раскоп площадью 38 м², вскрытый на глубину до тринадцати метров. Результатом этих работ стала коллекция, в составе которой только каменных и костяных изделий насчитывалось более двухсот пятидесяти единиц. В 1923 и 1924 годах на Афонтовой горе II найдены антропологические остатки двух особей вида Homo sapiens: 2-й ложнокоренной зуб подростка 11—15 лет, а также обломки левой лучевой, локтевой, плечевой костей и фаланга взрослого человека[2]. В 1924 и 1925 годах на участке 2 было вскрыто 42 и 28 м². Раскопками руководят Н. К. Ауэрбах, В. И. Громов и, частично, Г. П. Сосновский. Только с участка 2 Афонтовой горы было получено около пятидесяти каменных орудий из верхнего культурного слоя, 450 каменных и 26 костяных орудий, двадцать тысяч отщепов, около двухсот пятидесяти пластин и микропластин, фаунистические остатки двадцати семи видов животных и кости человека.

В 1925 году Н. К. Ауэрбах и В. И. Громов предпринимают раскопки Афонтовой горы III, на площади нефтяного склада, у бывших усадеб акционерных обществ «Нобель» и «Волга». Была вскрыта площадь в 100 м² на участках 7-14. Найдено около девятисот каменных и 146 костяных орудий, две тысячи костей. В 1926—1929 годах раскопки стоянок сворачиваются, основное внимание уделяется безуспешным попыткам сохранить их от застройки и разрушения.

В 1937 году Афонтова гора стала одним из пунктов осмотра участниками сибирской экскурсии 17 Международного геологического конгресса. В разрезе Афонтовой горы II французским археологом Ш. Фромаже был найден фрагмент черепа человека, а китайским археологом Пей Вэнь-Чжуном — подвески из трубчатых костей птиц.

В 1970-е—1980-е годы район Николаевки был почти полностью застроен. Единственным местом, где была возможность организовать раскопки были южный и северо-восточный склоны горы у библиотеки им. Юдина (Афонтова гора II).

С 1992 года на стоянке Афонтова гора II проводились археологические исследования Е. В. Артемьевым. В результате исследований 1992—2006 годах получена представительная коллекция изделий из кости, рога и бивня, украшения (подвески из зубов мелкого хищника, представительная коллекция каменных орудий.

В 1996 году при строительстве подземных гаражей по Сопочной улице (микрорайон Николаевка) найдены единичные артефакты палеолитического облика. Местонахождение получило название Афонтова гора V.

В 1997 году Е. В. Артемьевым проводятся археологические исследования на новом памятнике. В результате обнаружена коллекция каменного инвентаря и фауны. Радиоуглеродное датирование позволило соотнести эти материалы с каргинским временем (28 000 — 32 000 лет).

В результате археологических исследований по уточнению границ Афонтовой горы II в зоне строительства через Енисей в 2011—2013 годах (Артемьев Е. В.) были получены данные, свидетельствующие о том, что территория памятника значительно более протяжённая, чем считалось ранее (до 70 тыс. м²).

В 2013 году были опубликованы результаты изучения ДНК индивида AG-2 со стоянки Афонтова гора 2, показавшие, что афонтовец был схож с мальчиком MA-1 со стоянки Мальта́ по аутосомам[3], но имел другую Y-хромосомную гаплогруппу Q1a-F903, как у палеоэскимоса культуры Саккак[4].

В 2014 году на Афонтовой горе найдена нижняя челюсть человека, жившего 12—14 тыс. лет назад[5]. Своеобразие материалов позднего палеолита позволило выделить на Енисее особую афонтовскую культуру, для которой характерны орудия на каменных отщепах с разнообразными костяными наконечниками, а также продукты микролитической индустрии[6].

В 2015 году у двух индивидов, живших на стоянке Афонтова гора в эпоху поздней бронзы (926—815 лет до н. э.), были обнаружены Y-хромосомная гаплогруппа R1a и митохондриальная гаплогруппа F1b[7].

У обитательницы Афонтовой горы, жившей 16930—16490 лет назад, была обнаружена митохондриальная гаплогруппа R1b[8].

Основные коллекции с материалами памятников Афонтовой Горы хранятся в Эрмитаже и Музее археологии и этнографии Санкт-Петербурга, в Минусинском краеведческом музее им. Мартьянова, в Красноярском краеведческом музее лаборатории археологии КГПУ им. В. П. Астафьева города Красноярск и др.

Международный культурно-образовательный центр «Афонтова гора»[ | ]

В Красноярске осуществляется проект создания международного культурно-образовательного центра «Афонтова гора». В музейный комплекс «Афонтова гора» войдут гостиница, этнографическое кафе, Юдинский сад, Юдинская библиотека, археологическая стоянка под открытым небом „Афонтова гора“.

См. также[ | ]

Литература[ | ]

  • Артемьев Е. В. Исследования палеолитической стоянки Афонтова гора-V в 1997 г.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск.- 1997. с. 123—126. (соавт. Н. И. Дроздов)
  • Artemyev E. V. Afontova gora II site: new ideas.// Abstracts of International Union for Quaternary Research XIV Inernational Congress Berlin. −1995. p. 45 (соавт. Дроздов Н. И., Чеха В. П., Орлова Л. А., Сулержицкий Л.)
  • Артемьев Е. В. Новые страницы в изучении палеолита Афонтовой горы. Москва. 1997. 57 с. (соавт. Дроздов Н. И.)
  • Артемьев Е. В. К вопросу о первоначальном заселении Красноярского археологического района на материалах исследований палеолитической стоянки * Афонтова гора-V в г. Красноярске в 1997 году. //Исторические этапы социально-экономического и культурного развития Красноярского края. * Красноярск. 1998. с. 32-37
  • Артемьев Е. В. К вопросу о первоначальном заселении Красноярского археологического района. //Палеоэкология плейстоцена и культуры каменного века Северной Азии и сопредельных территорий, Новосибирск. 1998. с. 123—126
  • Artemyev E. V. Afontova gora-V — the most ancient monument among Afontova gora sites in Krasnoyarsk archaeological region. //From Sozudai to Kamitakamori. World views on the Early and Middle palaeolithic in Japan. Tohoku. Japan. 1999
  • Артемьев Е. В. Первичное раскалывание и вторичная обработка в индустрии стоянки Афонтова гора-V . Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск. 1999
  • Artemyev E. Techno-typological and statistical analisis stone inventory of Afontova gora-II site. // Durban, Keip-Town The materials of International symphosium. XXX World congress INKVA. 1999. p 69
  • Artemyev E. Late Paleolithic Site Afontova gora V.// The 5th International Symposium for the Celebration KIM Jae-ho, s 60th Birthday Anniversary: Suyanggae and her Neighbours. Shugbook Univ. Korea. 2000.
  • Артемьев Е. В. Археологические исследования многослойной позднепалеолитической стоянки Афонтов гора-II в 2001 г.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. ИАЭТ СО РАН, Новосибирск. 2001. c/ 156—160. (соавт. Н. И. Дроздов)
  • Артемьев Е. В. Археологические исследования стоянки Афонтова гора-II в 2002 году.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. ИАЭТ, Новосибирск. 2002.(соавт. Дроздов Н. И.)
  • Артемьев Е. В. Археологические исследования на стоянке Афонтова гора-II в 2003 г.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. ИАЭТ СО РАН. Новосибирск. 2003. ч. 1. (соавт. Дроздов Н. И.)
  • Палеолит Афонтовой горы: последние данные — новые вопросы.//Археология, этнография и антропология Евразии. № 1(29). 2007. с. 39-45. (соавт. Дроздов Н. И.)
  • Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии, ч.1 — Новосибирск, 1969; Ауэрбах Н. К. Первый период археологической деятельности Савенкова И. Т. (материалы к биографии) // Ежегодник Госуд. Музея им Н. М. Мартьянова, т. VI, вып.2 — Минусинск, 1928, с.163-185; Дэвлет М. А. Иван Савенков / Вопросы истории, N1, 1987, с.180-184.
  • Астахов С. Н. Поселения Афонтовой горы и их место в палеолите Сибири. Автореферат дисс.канд.истор.наук. Л., 1966, 11 с; Астахов С. Н. Коллекция И. Т. Савенкова со стоянки Афонтова гора // Сибирский археологический сборник — Новосибирск, 1966, с.9-14.
  • Сосновский Г. П. Палеолитические стоянки Северной Азии //Труды II Международной конференции АИЧПЕ, вып. V, — Л.-М.-Новосибирск, 1934, с.251.
  • Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии, ч.1 — Новосибирск, 1969, с.64,105-106; ГАКК, ф.217, о.1, д.36, л.58.
  • Громов В. И. Геология и фауна палеолитической стоянки Афонтова гора П // Труды КПИЧП, 1- Л., 1932, с.145-184; Громов В. И. Палеонтологическое и археологическое обоснование стратиграфии континентальных отложений четвертичного периода на территории СССР. Труды Института геологических наук АН СССР, вып.64, геологическая серия, N117, М., 1948, 524 с.
  • Ауэрбах Н. К. Палеолитическая стоянка Афонтова III. Труды общества изучения Сибири и её производительных сил, вып.7, Новосибирск, 1930, 59 с;
  • Астахов С. Н. Поселения Афонтовой горы и их место в палеолите Сибири. Автореферат дисс.канд.истор.наук — Л., 1966, 11 с; Астахов С. Н. Палеолитическая стоянка Афонтова гора III // Проблемы исследования каменного века Евразии — Красноярск, 1984, с.10-13;
  • Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии, ч.1 — Новосибирск, 1969.
  • Ауэрбах Н. К., Сосновский Г. П. Материалы к изучению палеолитической индустрии и условий её нахождения на стоянке Афонтова гора // Труды комиссии по изучению четвертичного периода, т.1, Л., 1932, с.45-113.
  • Сосновский Г. П. Палеолитические стоянки Северной Азии //Труды II Международной конференции АИЧПЕ, вып. V, — Л.-М.-Новосибирск, 1934, с.252;
  • Ауэрбах Н. К., Сосновский Г. П. Материалы к изучению палеолитической индустрии и условий её нахождения на стоянке Афонтова гора // Труды комиссии по изучению четвертичного периода, т.1, Л., 1932, с.45-113;
  • Астахов С. Н. Поселения Афонтовой горы и их место в палеолите Сибири. Автореферат дисс.канд.истор.наук. Л., 1966, С.7-8.
  • Астахов С. Н. Поселения Афонтовой горы и их место в палеолите Сибири. Автореферат дисс.канд.истор.наук. Л., 1966, с.8-9.
  • Акимова Е. В. Неопубликованные коллекции Афонтовой горы // Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края — Красноярск, 1992, с.59-64.
  • Ауэрбах Н. К. Палеолитическая стоянка Афонтова III. Труды общества изучения Сибири и её производительных сил, вып.7, Новосибирск, 1930, 59 с;
  • Ларичев В. Е. — Охотники за черепами. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 272 с. — 100000 экз.
  • Ларичев В. Е. Палеолит Северной, Центральной и Восточной Азии, ч.1 — Новосибирск, 1969;
  • Дроздов Н. И., Артемьев Е. В. Новые страницы в изучения Афонтовой горы II — М.,1997, 56 с.

Примечания[ | ]

  1. ↑ Ларичев В. Е.. Охотники за черепами. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 272 с. — 100000 экз.
  2. ↑ Артемьев Е. В., Дроздов Н. И., Макулов В. И. Основные этапы археологического изучения стоянки Афонтова гора II // Известия Иркутского государственного университета, 2013. № 2 (3).
  3. ↑ Upper Palaeolithic Siberian genome reveals dual ancestry of Native Americans
  4. ↑ Martina Unterländer et al. Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe, 2017
  5. ↑ На раскопках у четвёртого моста в Красноярске нашли редкую челюсть
  6. ↑ Узнать по зубам: археологи нашли челюсть древнего человека, жившего 12-14 тыс. лет назад
  7. ↑ Morten E. Allentoft et al. «Population genomics of Bronze Age Eurasia», 2015.
  8. ↑ Fu. Q. et al. (2016), The genetic history of Ice Age Europe, Nature, published online 2 May 2016.

Ссылки[ | ]

Находки с Афонтовой горы в Кемеровском Государственном Университете

encyclopaedia.bid

Эпоха палеолита на территории Красноярского края

Разделы: История и обществознание

Тип урока: урок-практикум

Цель урока: рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита.

Задачи урока:

  • Образовательная: узнать как расселялся первобытный человек на территории Приенисейского края в эпоху палеолита.
  • Развивающая: способствовать развитию навыков работы с картой: показывать на карте Красноярского края стоянки первобытных людей;
  • Воспитательная: высказывать свое отношение к расселению первобытного человека на территории Приенисейского края.

Средства обучения: карта «Красноярский край», раздаточные материалы по теме, электронная презентация (приложение 1)

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания: Проверить тетради с д/з. 2-3 ученика рассказывают про герб и флаг Красноярского края.

Изучение нового материла.

Работа в группах.

Приенисейская Сибирь охватывает огромную территорию, практически все климатические и природно - географические зоны Евразии. В географическом отношении край является своеобразным рубежом, с одной стороны, между северо-восточной и другими частя ми Азии, с другой между Европейским и Западносибирским азиатски м регионами Евразии и остальной Азии. Все это в конечном итоге обусловило тот факт, что Красноярский край имеет уникальную историю, которая привлекает ученых всего мира.

Когда же первый человек пришел на эту землю, и что заставило его прийти суда? Эти вопросы волнуют не одно поколение исследователей Сибири, и до сих пор на них нет однозначного ответа.

Все же большинство ученых считает, что освоение человеком центральной части Енисейского бассейна происходило в раннем палеолите (древне каменном веке) не позднее 50 тысяч лет назад. Палеолит первый и самый длительный период истории человечества.

«Палеолит» — «древнекаменный век» — ранний период каменного века.

Зарождение современного Homo sapiens произошло в Африке в течение эпохи Палеолита после долгого периода эволюции человека, что подтверждено наукой на основе генетических данных и изучения ископаемых останков. Предки людей, например Homo erectus, использовали простые орудия труда свыше тысячи тысячелетий, но, с течением времени, они становились значительно более сложными. Возникновение языка также произошло где-то в период Палеолита, как и возникновение некоторых обычаев, включая систематическое захоронение мёртвых.

Первые признаки возникновения доисторического искусства также появились в этот период.

В течение Палеолита все люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни.

Задание: Прочитать материал и заполнить таблицы на основе анализа источников (Приложение 2)

Название эпохи           Признаки        Стоянки

1гр. Древнейший человек пришел на территорию Сибири около 400тыс. лет назад. К этому времени относятся находки примитивных галечных орудий на местонахождениях Разлив, Разлог и гора Чанинская (Новоселовский район).

Уже около 200-40 тыс. лет назад древний человек стал использовать камни, с которых путем обивки получались острые осколки, из них изготавливали скребла и остроконечники.

Для жилья использовали естественные убежища – пещеры (грот Проскурякова на Чулыме, грот Двуглазка в Хакасии). Там, где не было естественных укрытий, строили земляные дома – Кузнецкий Алатау над излучиной р. Белый Июс. Новый этап начался 30-40 тыс. лет назад с появлением человека современного физического типа - неантропа. Останки найдены на стоянке Афонтова гора-11 под Красноярском. Для изготовления орудий стали использовать кость и рог. 16-10 тыс. лет назад изобретается копьеметалка, на территории края выделяются афонтовская и кокоревская культуры; стоянки Афонтовой горы (Красноярск), Таштык 1, Таштык 11, Кокорево 1, Кокорево 11, (Новоселовский район), в районе Дивногорска Лиственка. Люди селились вблизи рек – Стрелка (Красноярск), Усть-Кова (Северное Приангарье), Усть –Мана.

2гр. С отступлением ледников в крае произошли изменения. На местах стоянок (в бассейнах реки Пясины и Хета, Усть-Кова, Чадобец (Сев. Приангарье), Караульная, Еленева, Шалунин бык (окрестности Красноярска). Найденные орудия труда были тщательно обработаны, вплоть до шлифовки рабочего края. При помощи этих орудий рубили дрова, делали лодки – долбленки. В захоронениях обнаружены останки первого домашнего животного - собаки.

3гр. Важнейшим изобретением этой эпохи стало появление глиняной посуды, появляются луки усиленного типа. На смену рубящим и режущим орудиям из сланцев пришли топоры, тесла, треугольные ножи – острия из нефрита, поддающиеся только пилению и шлифованию. На территории Красноярского края известно большое количество памятников этой эпохи: Невонка, Кода, Чадобец, Усть-Кова 11, Бадарма (сев. Приангарье), Боровое, верхний слой пещеры Еленева (окрестности Красноярска) Базаиха.

Работа с контурной картой

Заполнение карты расселения первобытного человека по территории края группами на основе полученной информации.

(Каждая группа заполняет карты на местах по периоду, над которым работала. Заполнение общей карты)

Закрепление нового материала

  1. Отметьте на карте края флажками стоянки первобытных людей. (используем флажки разного цвета)
  2. Что нового о расселении первобытного человека на территории края вы узнали?

Поблагодарить за урок, оценки.

Домашняя работа. Конспект.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края — контрольная работа

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края

 

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

 

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

 

 

 

referat911.ru


Смотрите также