Тгп характеристика первобытного общества. Происхождение государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Система методов тгп. Тгп характеристика первобытного общества


Происхождение государства

1.Происхождение государства и права. Общая характеристика социальной власти и норм первобытного общества.

2. Причины и формы возникновения государства.

3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

4. Возникновение права.

5. Анализ основных теорий происхождения государства и права.

6. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

7. Понятие и сущность государства. Общечеловеческие, классовые, религиозные, национальные, расовые сущности государства.

8. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества

9. Типы государства, различные подходы.

10. Понятие функций государства. Соотношение задач и функций государства.

11. Классификация функций государства.

12. Формы и методы осуществления функций государства.

1. Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

2. Причины возникновения государства и права

Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - к эксплуатации.

В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство - публичная власть, стоящая над населением, и право - инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство - это орган подавления одного класса другим, а право - средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А.Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство - общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Одновременно с образованием первичного государства происходил процесс формирования нрава. Этот процесс шел двумя путями: во-первых, государство санкционировало обычаи, которые способствовали защите и осуществлению государственных интересов; во-вторых, государство создало новые правила поведения, которые выражали волю правящего класса {институциональный путь). Постепенно так называемое обычное право, основой которого становятся административные и судебные решения. Когда на смену прецедентному праву приходит статутное право (законы), первичное право получает письменные формы выражения - законы, кодексы, своды законов, ордонансы и так далее.

Эти нормативные акты, в отличие от нормативной системы первобытного общества, имеют четкую структуру и содержание. Правовые нормы содержат запреты, дозволения и обязывающие предписания. Санкции предусматривают виды и размеры наказания. Но главное отличие права от первобытных норм заключается в способе обеспечения. Таким способом становится государственное принуждение.

3. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ РОДОПЛЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1. Публичная власть. Государство стало новой структурной организацией общества, из него выделяется особый слой людей, основным родом занятий которых становится управленческая деятельность. В центре публичной власти стоит царь, король, князь, т.е. лицо, за которым признается право представлять публичные (политические) интересы союзного единства групп вовне, самостоятельно принимать решения, касающиеся дел союза племен или иных групп, и осуществлять в рамках обычного права контроль за исполнением этих решений. Выделившийся из общества слой людей образует то структурное образование, которое позже получает название аппарата государства и назначение которого состоит в том, чтобы систематически обеспечивать функционирование общества.

Аппарат с самого начала имеет сложную и разветвленную структуру. Специалисты отмечают, что даже в первичном городе-государстве насчитывалось до 130 управленческих должностей. Он требует материальных средств для своего содержания. Такие средства в виде налогов, дани и т.п. поступают от самого общества. Налоги, таким образом, - еще один из важнейших и неотъемлемых атрибутов формирующегося государства. Для того чтобы власть в государстве нормально функционировала, достигла своих целей, аппарат государства с самого своего возникновения характеризуется тем, что его функционеры наделяются властными полномочиями, возможностью прибегнуть в необходимых случаях к использованию принуждения.

В структуре государства для этих целей появляются специальные институты - полиция, армия, суды и иные учреждения, выполняющие функции принуждения. В то же время в государстве преобладают структуры, создаваемые для организации нормальной деятельности общества, управления производством, образованием, коммунальным хозяйством, культурой и т.д.

2. Если родовой строй характеризовался основанной на родстве организацией, то государство отличается своей особой территориальной организацией. Наличие у государства этого признака социально и экономически обусловлено. Само государство возникает тогда, когда связь определенным образом структурированных групп населения (общин) с определенной территорией настолько упрочивается, что становится достаточно устойчивой, постоянной. Разделение населения по территориальному признаку означает, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ, во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством: на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами. Все проживающие на территории данного государства приобретают юридический статус, который выражается в виде подданства или гражданства.

3. Единая система налогов - следующий важнейший признак государства. Налоги служат материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, они охватывают все население страны, выступают постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.

4. Специфическая система нормативного регулирования, без которой общество не может функционировать, а государство не в состоянии обеспечить организацию жизнедеятельности общества. Иначе говоря, особая связь государства с правом - также специфический признак государства. Государство не только использует право, но и призвано обеспечивать его действие.

Все эти признаки указывают на то, что государство существенным образом отличается от всякой иной организации общества и от самого общества.

studfiles.net

Система методов тгп

Общее понятие о ТГП

Система методов, функции и место ТГП в системе наук

Методология и система принципов ТГП

Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

Основные теории происхождения государства

Понятие, признаки и сущность государства

Форма государства: понятие и виды

Форма государственного устройства и политический режим

Публичная государственная власть

Характеристика механизма государства

Понятие, признаки и виды государственных органов

Понятие, признаки и сущность права

Основные концепции и теории права

Формы права и нормативно-правовые акты (НПА)

Понятие, признаки и структура правовой нормы

Правовые отношения

Понятие и классификация юридических фактов

Общее понятие о ТГП

ТГП как наука и учебная дисциплина

ТГП (теория государства и права) как наука – это система накопленных и систематизированных знаний о государственно правовых явлениях и процессах, а также выработанных на их основе понятий, категорий и классификаций.

ТГП (теория государства и права) как учебная дисциплина представляет собой совокупность научного знания о государстве и праве, необходимого и достаточного, для профессиональной деятельности юриста.

Объект, предмет и структура ТГП

Объектом исследования ТГП (теории государства и права) выступают общественные отношения, возникающие в сфере связанной с государственно-правовыми явлениями и процессами.

Предмет ТГП (теории государства и права) составляют наиболее общие закономерности, возникновения, развития государства и права, а также основные государственно-правовые понятия, базовые институты теории государства и права (сущность, типы, формы, функции, механизм государства и права).

Структура ТГП (теории государства и права)

1. Теория государства

2. Теория права

3. Методология права

Система методов, функции и место ТГП в системе наук

Методология ТГП (теории государства и права) – это система методов, приемов и способов используемых для познания государства и права.

Методы ТГП (теории государства и права) - это совокупность приемов, способов и средств используемых для познания государства.

1. Всеобщие методы (по-другому: философские методы) исследования, применяемые при познании государства и права:

1) Идеализм

2) Материализм

3) Диалектика – метод познания явления в развитии и самодвижении – метод прогресса.

2. Общенаучные методы исследования, применяемые при познании государства и права – анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический материализм, формальный, системный метод, функциональные метод.

3. Общегуманитарные методы исследования, применяемые при познании государства и права:

1) системный

2) функциональный

3) конкретно – социологический

4. Частнонаучные методы исследования государства и права (специально юридические)

1) метод сравнительного правоведения

2) метод правового прогнозирования

3) метод правового эксперимента

4) метод формально–юридический (догматический) – заключается в исследовании права в чистом виде, связи его с другими сферами (экономика, политика)

5) исторический метод

Функции тгп

Основные функции ТГП (теории государства и права):

1. Понтологическая функция – наука о бытие

2. Гносеологическая функция – наука о познании

3. Эвристическая функция – искусство нахождения нового, истины

4. Политико-управленческая функция

Место тгп в системе наук

Виды наук: технические, естественные, общественные.

Виды общественных наук: социальные науки, гуманитарные науки.

Виды социальных наук: экономика, социология, политология, юриспруденция и др.

Виды гуманитарных наук: философия, история, культурология, этика и др.

Виды юридические наук: историко-правовые науки, специальные юридические науки, отраслевые юридические науки, прикладные юридические науки.

Виды историко-правовых юридических наук: история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений.

Виды специальных юридических наук: криминология, правоохранительные органы.

Виды отраслевых юридических наук: финансовое право, земельное право, экологическое право, трудовое право.

Виды прикладных юридических наук: криминалистика, судебная психиатрия и др.

ТГП (теория государства и права) занимает центральное, базовое положение ко всем юридическим наукам.

Методология и система принципов ТГП

Методология ТГП включает в себя подходы, принципы и методы познания.

Подход зависит от идеологии государства.

Принципы тгп

1. Плюрализм – использование различных подходов и разных точек зрения при исследовании предмета.

2. Объективность – изучение Г и П такими, какие они были в действительности.

3. Всесторонность – мы рассматриваем Г и П в связи со всеми остальными государственными и правовыми явлениями.

4. Принцип историзма – изучаем Г и П в хронологической последовательности, учитывая ту историческую обстановку, в которой они возникли и развивались.

Методы тгп

1. Общенаучные методы (используются всеми науками).

2. Частнонаучные методы (вырабатывает одна наука и сама их использует).

ТГП вырабатывает: формально-юридический метод (состоит в исследовании правовых категорий, юридических конструкций специальными юридическими приёмами, предполагающий изучение внутренней и внешней формы явлений), сравнительно-правовой (предполагает сопоставление юридический понятий, явлений, процессов, установление их сходств и различий).

3. Специальные методы (вырабатываются одной наукой, но могут использоваться другими).

Различные науки (логика, математика) вырабатывают методы, которыми может пользоваться ТГП.

Первобытное общество: характеристика, политическая власть и право

studfiles.net

Общая характеристика потестарной власти первобытного общества — Теория государства и права

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти, не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Власть при первобытнообщинном строе носила сугубо общественный характер и была основана на личном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, которых избирали на общем собрании всех членов рода. Кроме того, власть основывалась на личных достоинствах и уважении каждого члена рода к опыту старших. Вместе с тем, в силу практической необходимости и для регулирования общественных отношений между членами рода в первобытном обществе стали складываться относительно устойчивые правила поведения, обычаи, т.е. исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате их многократного повторения вошли в привычку и стали жизненной потребностью людей. Обычаями регламентировались все сферы деятельности членов первобытного общества, и действовали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества.

ifreestore.net


Смотрите также