Первобытные общины охотников и собирателей. Конспект урока "Родовые общины охотников и собирателей"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная община охотников-собирателей. Первобытные общины охотников и собирателей


Trojden | Родовые общины охотников и собирателей: Вигасин А. А.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь.

1. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его.

Копьё и гарпун с костяным наконечником. Рисунок нашего времени.

Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

Охота стала важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение — острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным оружием в борьбе со зверями.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

Охота на диких коз. Рисунок нашего времени.

Мамонт. Рисунок нашего времени.

Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Учёные называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплочёнными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич — значит, он свой, ему надо помогать всегда и во всём. Если чужой обидит человека из нашего рода, нанесёт ему увечье или убьёт его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

Родовая община. Рисунок нашего времени.

Стрелок из лука Рисунок первобытного художника.

Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

3. Лук и стрелы. Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

Мамонты — древние обитатели Русской равнины и Сибири

Десятки тысяч лет назад на обширных просторах нашей Родины паслись бесчисленные стада мамонтов. По сей день в мёрзлой земле находят их кости, бивни и целые туши. Ещё лет двести назад некоторые жители Сибири даже верили, что мамонты всю свою жизнь проводят под землёй, а умирают будто бы оттого, что случайно глотнут губительного для них воздуха. Теперь учёные знают, что чаще всего мамонты погибали при переходах по непрочному льду водоёмов или же во время разливов рек, пытаясь спастись на островках.

Археологи исследовали стоянки первобытных охотников на Русской равнине и в Сибири. Найдено множество изделий из бивня мамонта — иголки и шилья, браслеты, фигурки зверей и людей, наконечники копий и даже целые копья двухметровой длины.

Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.

Проверьте себя. 1. Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами? 2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда? 3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? 4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»? 5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?

Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 15). Что изображено на первом плане, на втором плане?

Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 16). (По учебнику и ресурсам Интернета.)

Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 14)? Как их изобретение изменило жизнь людей?



trojden.com

Конспект урока Родовые общины охотников и собирателей

Конспект урока 4

Предмет – история

Класс - 5

Тема – «Родовые общины охотников и собирателей»

Тип урока – комбинированный урок

Цели: формирование у учащихся представлений об изменении орудий труда и жизни первобытных людей

Задачи урока:

  1. обеспечит усвоение понятий «родовая община», «гарпун», «остроконечник»;

  2. подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

  3. продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями;

  4. продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ, формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;

  5. продолжить формирование умений работать со справочным материалом.

Основные понятия: орудия труда, человеческое стадо, родовая община, гарпун, остроконечник

Оборудование урока: презентация на тему «Родовые общины охотников и собирателей»; учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.: 2013; иллюстрации учебника

Оформление доски: число, месяц, тема, домашнее задание, план урока, основные понятия и даты

План урока:

1. Организационный момент. (3 минуты)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Изучение нового материала. (20 минут)

4. Закрепление и подведение итогов урока. (5 минут)

5. Домашнее задание. (2 минуты)

План изучения нового материала:

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

2. Охота на диких животных Изобретение лука и стрел.

3. Родовая община.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

I. Организационный момент

  • Приветствие

  • Отметка отсутствующих (в журнале отметить отсутствующих на уроке ребят)

  • Проверка готовности к уроку (пройти и проверить у ребят наличие учебников, тетрадей и прочих принадлежностей к уроку, записать кто не готов)

  • Проверка домашнего задания (письменного) (проверить в тетрадях сделанную домашнюю работу, записать кто не готов)

Дети стоя приветствуют учителя

Дежурный должен сказать, кто отсутствует на уроке и по каким причинам

Дети показывают в тетрадях сделанное домашнее задание

2

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

1. Когда появились на Земле первобытные люди?

2. Где жили древние люди?

3. Как выглядели первобытные люди? (Сравни облик с современным человеком)

4. Что такое орудие труда?

5. Из чего изготавливались орудия труда древними людьми?

6. Назовите основные орудия труда древнего человека.

7. Чем отличались древние люди от животных?

8. Какие занятия существовали у первобытных людей?

9. На кого охотились?

10. Что собирали?

11. Как люди овладели огнем?

12. Что дал огонь первобытным людям?

Работа по карточкам

Древнейшие люди

А1. Как называют людей, живших до изобретения письма и первых государств?

1) доисторическими

2) первобытными

3) древними

4) примитивными

А2. Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?

1) более 2 млн. лет назад

2) более 1,5 млн. лет назад

3) более 1 млн. лет назад

4) более 3 млн. лет назад

А3. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда?

1) из камня

2) из бронзы

3) из меди

4) из железа

А4. Благодаря какому открытию, сделанному древними людьми, они перестали бояться диких животных?

1) копья

2) гарпуна

3) колеса

4) огня

А5. Назовите основное занятие первобытного человека

1) земледелие

2) бортничество

3) собирательство

4) огородничество

За каждый правильный ответ дается жетон.

Тестирование проводится на компьютере или по карточкам (дети получают индивидуальные карточки и работают в течение 8 минут).

3

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. около 100 тыс. лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около 2 км.

Что же помогло первобытным людям выжить в суровых климатических условиях?

1. Жизнь в суровых климатических условиях

Рассказ учителя

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более 500 тыс. лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить в холодных условиях, так как они пользовались огнем и уже научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

Одежду люди шили из звериных шкур. Жилищами служили пещеры, которые служили убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

2. Охота на диких животных Изобретение лука и стрел

Рассказ учителя.

Основным занятием людей стала охота. Главным охотничьем орудием долгое время было копье, сделанное целиком из дерева. Потов появилось новое изобретение, острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком.

Охотились всегда группами. Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, мамонтов.

Посмотрите на иллюстрации на стр. 12.

Много тысяч лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстрых животных, нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Вскоре появилось новое изобретение – охотничий лук и стрелы. Благодаря ему более успешной стала охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

3. Родовые общины

Рассказ учителя

Примерно 40 тыс. лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их из кости: шилья, иглы для изготовления одежды, рыболовные крючки, гарпуны. В это же время люди научились делать лодки. И как уже говорилось, самым важным изобретением, стали лук и стрелы.

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, сто у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали вместе: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто сообща, принадлежало всем и делилось поровну.

Записывают в тетради число и тему

Ребята рассматривают иллюстрации

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь.

3

IV. Закрепление изученного материала

Главным занятием древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.

Ответьте на вопросы:

1) Что помогло людям выжить в суровых условиях?

2) Назовите важнейшие занятия древнейших людей.

3) На каких животных охотились древнейшие люди?

4) Когда появился «человек разумный»? Чем он отличался от древнего человека?

5) Какие изобретения были сделаны?

6) Какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной?

7) Как возникла родовая община? Чем родовая община отличалась от человеческого стада?

4

IV. Домашнее задание

Прочитать § 2, ответить на вопросы в конце, знать понятия и даты

Записывают в дневник

infourok.ru

Родовые общины охотников и собирателей

Цель:

1. Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.

2. Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда,

сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;          

3. Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование:  учебник.

ХОД УРОКА.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Жизнь в суровых климатических условиях. 

Рассказ учителя.

Благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.

Работа с понятиями.

Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользуется тем, что дает природа.

2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

Самостоятельная работа с текстом учебника (стр. 12, 14).

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; придумали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов).

Работа с иллюстрацией (стр. 12).

Вопросы и задания.

Опишите охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

Рассказ учителя.

Такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

3. Родовая община.

Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры, родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

 IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Игра «Да – нет».

Древние люди появились более 1 млн. лет назад.

У древних людей руки свисали ниже колен.

Они ходили прямо.

Жили древние люди стадами.

Древние люди умели разговаривать.

Они жили в холодных странах.

Люди занимались охотой и собирательством.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

П. 2 (читать), стр. 14, вопросы № 1-3 (письм.).

globuss24.ru

Первобытная община охотников-собирателей: triggg

Глава 5

Исходя из вышеопределённых фактов, их анализа, и выводов, даже самое первое общественное формирование у людей должно было быть основано на принципе справедливого распределения средств существования. И как нам известно не только из истории и антропологии, но и из фактов сегодняшнего дня, первым общественным формированием людей является община охотников-собирателей. Что касается труда, то он заключался в поиске и добыче средств существования, что давала природа в готовом виде. Человек на этой фазе развития научился только делать каменные орудия труда, добывать огонь, и шить одежду из шкур иголками из рыбьих рёбер и сухожилиями животных.

Как вещают нам этологи, в общине охотников и собирателей царил железный порядок звериной стаи, где вожак мужчина нещадно колотил, насиловал, и объедал всех подряд. Этот звериный порядок конечно же противоречил понятию справедливости, и если бы какой-то мужик вознамерился поднять шишку и утвердить себя непререкаемым авторитетом, то женщины-то будучи самками, тоже звери. А потому всегда найдется такая отчаянная телка, которая замочит хоть в сортире, хоть на любовном ложе. Вот взять Радулову, образована, демократична, а не будь прокуроров и правозащитников, запросто вдарит кремневым  ножом в спину мужику-вожаку, и — кирдык. И ведь может, феминистки, они такие :)

Я думаю каждый человек имеет на своих глазах примеры, когда женщина в семье является главой и вожаком, подкаблучники — это не только современное явление. Но это не главное.  Главное — в условиях. Первобытная община охотников-собирателей живет в условиях недостатка средств существования, и потому коллективизм общины был естественным способом гарантировать себе какой-то объём средств существования по тому же принципу, по которому объединяются в стаю животные — коллектив имеет большую вероятность добычи средств существования за счет увеличения пространства поиска и охоты.

Таким образом, здесь мы имеем следующие социальные условия — недостаток средств существования и коллективный труд по поиску и добыче. Как я указывал ранее, по поведению и мышлению коллектива детей. Всё вокруг человека и общины ничьё, а значит — каждого. Каждый член общины имеет право на все средства существования, которые имеются на пространстве его жизнедеятельности, и значит, на пространстве жизнедеятельности его общины. Эти средства существования не созданы кем-либо, они были всегда, надо только найти их. Поэтому эти средства существования, которые даже ещё не найдены, они общие, общественные. Эти представления можно проследить по нынешнее время, многие люди считают, и вполне справедливо, что природные ресурсы должны принадлежать всем, не быть частной собственностью друзей, знакомых, и родственников Путина, всяких там ковльчуков, дерипсок, прохоровых, и потаниных. Естественно, что возникает вопрос — как распределить найденные и добытые средства существования?

Противоположности принципа распределения  — по потребностям и поровну

Рассмотрим на примере такого средства существования, как вода. Тут даже само собой напрашивается принцип по потребности, но — при условии изобилия воды.

При условии недостатка воды, справедливость требует такого распределения, при котором учитывались бы потребности каждого члена общины, и притом, в силу физиологической потребности в воде — без различия пола, возраста, и участия в коллективном труде. В этом принципе все члены общины в отношении средства существования совершенно одинаковы, без признаков пола, возраста, и трудового вклада, они просто люди. А единство в форме и содержании — это равенство. Поэтому и принцип распределения при условии недостатка средств существования осуществляется в известной нам форме всем поровну, в форме уравниловки.

Именно из этих фактов и устремлений, крестьянская земля в России до Столыпина, не была в частной собственности, поскольку являлась жизненно важным средством существования. На Востоке, где главным было наличие воды для орошения, а не земли, вода, будучи жизненно важным средством существования, и по природе своего происхождения, всегда была государственной, ничьей лично.

Эти же самые представления и понятия существовали и существуют до сих пор в общинах американских индейцев. При появлении европейцев американские индейцы жили первобытными общинами, у некоторых общин даже существовало в зачаточном виде возделывание земли. Но в основном индейские общины были охотниками и собирателями.

Европейцы, привыкшие к неравенству и господству силы, переносили европейское общественное устройство и отношения силы на индейские общины. И потому у них, как и у наших этологов, вождь индейской общины превратился в вожака животной стаи, который грубой силой и беспринципностью утвердил свое господство над соплеменниками. Ну а принцип равенства в распределении средств существования в индейской общине, европейцы и этологи просто не могли увидеть в силу своих представлений о несправедливости такого распределения, дескать, что там распределять, если индейцы, подумать только! — отрицают ценность денег, для них ценностью является только природное средство существования и личные высокие качества человека — прямота, честность, открытость, щедрость, участие, и т.п. То есть,  такие качества человека, которые у европейца стоят ба-а-альших денег. Американские индейцы жили в социальном устройстве, которое Маркс назвал первобытным коммунизмом.

Здесь весьма интересно то, как сильны стереотипы мышления — даже наблюдая на то, что вождь является всего лишь выборным лицом для общения с другими людскими формированиями и на время войны, европейцы все равно воспринимали его не как самого мудрого в общине, а как вожака звериной стаи, который хитростью, обманом, и силой, узурпировал власть над общиной. Даже несмотря на то, что вождь общины только лишь озвучивал коллективное решение всей общины, в принятии которого участвуют все взрослые члены общины, женщины и мужчины с равными голосами, европейцы и их младшие братья — этологи, до сих пор считают, что вождь принимает решения единолично и в своих интересах. Это загадочное и непонятное до сих пор явление человеческого мышления, не объяснимо ни одной бивологической навукой, и ни одним этологом. Только с помощью учения о высшей нервной деятельности нашего физиолога Павлова, можно понять, что эти стойкие стереотипы мышления европейцев и этологов, да и вообще людей, являются по своей форме мыслительными рефлексами. Ведь когда мы слышим любое известное нам слово, в нашем рассуждении сразу, без предварительного рассуждения, возникает соответствующий образ, явление, и понятие. И если это слово обозначает известный нам действительный, непосредственный объект, свойства которого мы изучили сами с помощью наших органов чувств, то противоречия между образом в мышлении и действительным явлением не существует. А вот когда нам в школе, вузе, или со слов авторитета вкладывается в наш рассудок понятие абстрактного явления, навроде «бессознательного» или надуманной и лживой «проблемы выбора» навуки аканомики, то нам приходится верить на слово невеждам-преподам. Ведь сами мы не можем пощупать и понюхать сию «проблему выбора». И как нашел в своих исследованиях Павлов, слово  также является как раздражителем условного рефлекса, так и формой условного рефлекса. А потому, к примеру, положение лженауки этологии о «врожденных нормах поведения» также является условным рефлексом. И интересно то, что когда Павлов убирал привычный для собаки сигнал, у той начиналось нервное расстройство — сигнал есть, а корма нет. Так и у наших этологов — когда я показываю им логическую и фактическую чушь ихней навуки, они сразу сливаются, чтобы не начать метаться в панике как собака Павлова :) при отсутствии сигнала или подтверждения в цепи условного рефлекса.

Вот, к примеру, В.Р.Дольник, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Зоологического института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный иностранный член орнитологических обществ США (один из шести), Германии, Нидерландов, член Российской Академии естественных наук.  В главе «Равенство или иерархия?» своего трактата «Непослушное дитя биосферы», этот лжеученый откровенно врёт, провозглашая, что «первобытный коммунизм — выдумка кабинетных философов XIX века.» намекая на Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В советское время партийная наука не признавала биологической обусловленности  мышления и устремлений людей, и потому всякая партийная наука тоже была по сути лженаукой. И вот «освободившись» от духовного гнета, наши вученые враз перековали свои мечи на орала. Не в смысле сохи, а в смысле, проистекащего из слова и понятия «орать». Никого не слушая и не сверяя свой ор с действительностью. То есть, если до 90-го года им приходилось наступить ногой на свою песню, то тут они вырвались на свободу, можно нести всякую чушь, и стать притом вученым. От отрицания биологической обусловленности — в отрицание социальной обусловленности. Типично дилетантская манера пропагандиста, как у Фрица Моргена — гомосексуализм, или православие? Свободу наркотикам и да здравствует Путин!

А вот что пишет другой мэтр этологии М.Л.Бутовская, профессор Центра социальной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета, доктор исторических наук, побывавшая в первобытном племени хадза в Танзании  

««Вождь» в данном случае — слово неподходящее, поскольку он никем не командует и никого не подчиняет, а просто дает советы: у этих людей нет выраженной вертикали власти. Они равны.»

«Одна личность у них не может что-то запретить другой личности. Запрет вырабатывается всем коллективом по поводу общественно опасного поведения.»

Как видим, некабинетный этолог Бутовская опровергает кабинетного этолога Дольника. Скажите — кто в этом свете Дольник, который не желает видеть и признавать факты действительности? Любой честный психиатр поставит правильный диагноз.

Социальная обусловленность численности первобытнокоммунистической общины

Конечно, нельзя сказать, что индивидуалистские устремления не давали себя знать в первобытной общине. Будучи биологически обусловлены, индивидуалистские устремления дают себя знать всегда и везде. Но в силу социальных условий индивидуальные интересы противоречат коллективным, угрожают всем и каждому члену первобытной общины. Поэтому всякие попытки преследовать свои индивидуальные интересы подавлялись. Естественно, не огнем и мечом, а также по общинному — морально-этическим осуждением, побоями, и в крайнем случае — изгнанием из общины.

Но тотальное обобществление всего и вся, не могло уничтожить влияния индивидуалистских тенденций в мышлении и действиях человека, поскольку индивидуализм обусловлен биологически. Поэтому внутренняя жизнь первобытной общины была похожа на постоянное подавление всех внешних проявлений индивидуализма.  Как все знают, в любом коллективе найдется какой-нибудь хитроумный деятель и деятельница, которые пытаются проехаться за счет коллектива. Поэтому контроль каждого за каждым был негласным железным законом первобытной общины.

А для того, чтобы обеспечить коллективизм во всем и везде, каждый человек в общине должен был всегда и везде иметь в поле своего зрения всякого другого члена общины. Как говорит нам современная наука управления, и что знает каждый управленец — непосредственный контроль одним человеком можно осуществить максимум над 30-50 людьми Цифра может быть и меньше, и больше, всё зависит от специфики процесса труда и производства. В голодный сезон или период численность сокращалась, вплоть до одной семьи, так как пространство поиска увеличивалось и проконтролировать всех было невозможно.  Свободный вход и выход из общины семей говорит о том, что равенство было определяющим фактором как в общине, так и в семье.

Тут я предвижу язвительные выпады либерал-недоумков на первобытное равенство. Ну представьте себе человека в 2012 году, с айфоном, на машине, с дипломом о высшем образовании, который решил преподать первобытным людям фальшивые ценности либерал-демократии? Человек и общество всегда и везде живет не так, как надо, а так, как требуют того социальные условия, что показывает и доказывает приоритет и определяющее значение социального фактора в жизнедеятельности как человека, так и общества. И в те времена, и в последующие, община являлась и является самым справедливым принципом организации общества. И в условиях личной свободы никакого другого устройства общества быть не может.

Теперь, после определения и рассмотрения общих свойств явления, коим у нас выступает первобытная община как росток человеческого общества, диалектический метод предписывает определение свойств элементарной единицы исследуемого явления, которой, как все знают, является семья. Но это в следующем посте.

 Начало в предидущих постах. Продолжение следует.

triggg.livejournal.com

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»

4

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: « Родовые общины охотников и собирателей»

Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Бельского района Тверской области

Цели : -- выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;

- что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

- Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни

                       первобытных людей.

       -  Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;

                         формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;          

       -  Уметь ценить чувство коллективизма, дружелюбия.

- Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, тесты для проверки домашнего задания

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

Тестирование:

1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – б, 6 – а,б, 7 – жарить мясо, сушить одежду

Устный ответ

III. Подведение учащихся к теме урока:

- сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

План ( сл. 2)

  1. Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

  2. Охота стала важнейшим занятием.

  3. Родовые общины.

  4. Лук и стрелы.

IV. Изучение нового материала

1) рассказ учителя:

- Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.

- ( сл. 3) Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров.

- На прошло уроке мы с вами говорили о том, что первобытный человек селился в странах с жарким климатом. Почему?

- ( сл. 4) Постепенно, люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?

- Ответ вы найдёте в учебнике на стр. 13 – последний абзац – до стр.14 – до нового пункта.)

- ( сл. 5) Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем:

1) овладение огнём

2) изобретение новых орудий труда

3) научились шить одежду из шкур

4) пещеры и землянки стали использовать под жилище

2. Охота стала важнейшим занятием.

- ( сл. 6) Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

- Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями.

- Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей

( сл. 7 )

- Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. – ( сл. 8 - 9) Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, но могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.

- Что давала охота людям?

- Как шили древние люди одежду?

- Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных.

- на кого же охотились древние люди?

- Почему самой желанной добычей был мамонт?

3. Родовые общины.

- В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины.

( сл. 10) Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

- В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

( сл. 11 ) – схема, зарисовать

- ( сл. 12) В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.

- Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.

- Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

- Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.

( сл. 13) – схема - зарисовать

-( сл. 14) Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.

4. Лук и стрелы.

- Около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода погибли многие крупные травоядные, такие как мамонты и шерстистые носороги. Людям вновь пришлось изменить свой рацион.

( сл. 14) Какое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

- Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами. С этими орудиями охота упрощалась, сокращалось количество несчастных случаев, приводившее к травмам и гибели людей, не редких при охоте на крупных животных. Рацион питания людей вновь расширился.

- ( сл. 15) Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.

Вывод: Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей - родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

- Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.

5. Подведение итога урока.

Рабочая тетрадь – задания №

Вопросы на стр. 17.

6. Домашнее задание:

Параграф2, вопросы, записи, рабочая тетрадь

В работе можно использовать видеоурок :

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Rodovye-obschiny-okhotnikov-i-sobirateley

http://vsemirnaya-istoriya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=334:rodovie-obshini&catid=34&Itemid=15

doc4web.ru

ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

В эпоху палеолита, особенно раннего, человек производил орудия и ис­пользовал их лишь для собирательства, охоты и рыбной ловли (присво­ение имеющейся легкодоступной пищи], и в этом смысле он слабо отли­чался от животных. Охотничье-собирательское хозяйство (дополненное рыболовством) зависело от природы, и места распространения челове­ка ограничивались зонами теплого климата и обилия пищи. Небольшие семейные группы постоянно передвигались в поисках пропитания вслед за сезонной миграцией животных, они вели полуголодное существова­ние, обладали примитивными орудиями и жили недолго. Но надо сказать, от охоты и собирательства люди зависели десятки тысяч лет и во мно­гом зависят сегодня. Ныне охотничьи и собирательские общины суще­ствуют в Африке, Азии и Латинской Америке. Правда, они, сохраняя для нас живой голос древности, одна за другой исчезают с лица планеты.

ПЕРВЫЕ ЛНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Нам известно не очень много о первых днях человечества. У антрополо­гов нет единого мнения даже относительно времени и места появления че­ловека в его развитой форме.

Первые люди, которых, вероятно, насчитывалось всего несколько десят­ков тысяч, блуждали по земле в поисках пиши, будучи зависимыми от сме­ны времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40-му тысячелетию до н.э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens sapiens (человеком разумным, его со­временным подвидом). Между 40-м и 35-м тысячелетием — новый скачок: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствова­ли многие факторы: климатические изменения, которые привели к увели­чению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов.

На ранней стадии первобытного общества, т.е. 200—100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей по 20—60 человек жили на больших расстояниях друг от друга. Они были свя­заны кровным родством и вели бродячий образ жизни, не строили постоян­ного жилья, а использовали временные пристанища (стоянки, лагеря). Ухо­дя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женшин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и вынос­ливых, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.

Представляете себе эти цифры? Для 20-60 человек нужно было 200— 600 кв. км площади. Как вы думаете, почему? Если такими площадям и-участ­ками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена ос­тавалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей дей­ствительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя,

сейчас располагаются города, области и даже небольшие государства. При такой редкой плотности населения контакты междулюдьми были совсем нечастые — один раз или несколько раз в году. А по­рой они не виделись многие годы. В пу­стыне Калахари многочисленные груп­пы бушменов народности сан, насчи­тывающие каждая не более 100 человек, обычно бродили в поисках питательных растений, но сходились в засушливые месяцы у единственного в округе ко­лодца. Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятач­ке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготов­ляли пищу, рожали и воспитывали де­тей, старики передавали охотничьи зна­ния молодым. Когда запасы пищи на данном месте исчерпывались, группа от­кочевывала в другое место. Маршруты их миграции зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли унести с собой.

В подобном обществе нет необходимости в сложных социальных механиз­мах, поскольку само общество представлено мозаикой небольших локальных групп численностью от 30 до 100 человек, состоящих из нескольких родствен­ных нуклеарных семей. В обществах охотников-собирателей нет правитель­ства, властных структур и военной организации, а социальные конфликты сведены к минимуму.

Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о совре­менных охотниках и собирателях в Калахари — группе по имени !Канг (вос­клицательный знак указывает на отличительный звук в их языке — щелчок) из народности сан — уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их ра­цион так же питателен, как рацион типичного американца, — он превышает

минимальную дневную порцию (1,965 ккал и 60 г протеинов в день). Люди !Канг работали в среднем только 2—3 дня в неделю и могли увеличить свое производство. Но они этого не делали, поскольку у них не было надобности трудиться больше.

Бродячий образ жизни не надо путать с кочевым, который присущ совре­менным цыганам и древним скотоводам. Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование со­бирательством. На зрелой стадии собирательства мужчины и женщины по­ровну делили заботы о воспитании потомства, делились продуктами труда, объединялись кровными узами и браком, принимали коллективные реше­ния (возможно, это признак, отсутствующий у животных).

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы раз­деления труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а жен­щины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

Охота являлась разнообразной и физически трудной деятельностью. Что­бы загнать крупного мамонта, а затем убить его или чтобы поймать среднее по размерам парнокопытное, надо было обладать выносливостью, муже­ством, знать повадки животного, уметь бесшумно нападать, метко стрелять и т.д. Охота требовала большего профессионального мастерства, нежели со­бирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъе­добных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилуч-

Врезка

6. Хесс, Е. Марксон, П. Сгейн Тасадаи: от листьев к «Левису»

В середине 1960-х гг. антропологический мир потрясло сообщение о неожиданном открытии группы первобытных людей (численностью 20 человек), затерянной в непроходимых дождевых лесах Филиппин. Они сохранили все признаки примитивной дописьменной культуры: собира­тельство как основной способ добывания средств существования; распределение приня­тия решений между всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие, кому и за кого выхо­дить замуж; система верований, которые объяс­няют, как они попали в пещеры и какое будущее их ожидает.

Поскольку сегодня уже почти невозможно обна­ружить затерянные уголки девственной культу­ры первобытного общества, ценность изучения группы тасадаев трудно переоценить. Ученые полагают, что задолго до появления орудий труда и открытия технологии охоты небольшие группы собирателей, подобно тасадаям, обита­ли на бескрайних просторах Африки и Азии. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли, скорее всего, одинаковые задачи — находили пищу и воспитывали детей — с мини-

мальным разграничением социальной власти по признакам пола.

Разумеется, их выживание стало бы просто не­возможным без высокого уровня кооперации и пропорционального распределения пищи. Не имея представления о конкурирующем образе жизни, тасадаи не имели также слов, обознача­ющих врагов, войну, враждебность. Однако с 1960-х гг. в жизни тасадаев произош­ли немалые изменения. Когда западные журна­листы посетили их во второй раз, они с удивле­нием обнаружили, что почти все тасадаи одеты в джинсы «Левис» и в шорты, пользуются совре­менными орудиями и инструментами и уже ус­пели перенять обычаи соседей-охотников. Уроки пинтупи

Другая группа первобытных людей, названная пинтупи, была обнаружена в Австралии. Она от­носилась к культуре охотников и собирателей. Скудная растительность вынуждала людей по­стоянно передвигаться в поисках питьевой воды. Не имея транспортных средств и не умея хранить пищу, группы охотников и собирателей, составлявшие народность пинтупи, оставались немногочисленными и насчитывали по две-три семьи.

шего сбора. И вообще, первобытный человек должен был хорошо знать на­звания и повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготовления мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изго­товления сложно составных орудий труда и оружия.

Собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные на­роды собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прили­ва. На одной из стоянок в северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места сто­янки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (ягоды, орехи и клубни).

До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи об­наруживают живые осколки древности — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни чело­вечества: из 2—3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени зани­мал именно этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования.

Ныне в гости к примитивным народам приходят не только американские антропологи. Более ста лет назад знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай впервые описал жизнь, быт и верования племен, оби­тающих на далеком острове Папуа-Новая Гвинея. С тех пор практически ничего не изменилось. Папуасы по-прежнему не знают ни одежды, ни де-

Каждая группа вела автономный образ жизни. Но они часто встречались, поскольку на ограни­ченной территории их обитания источников воды было очень мало. В результате все хоро­шо знали друг друга, семьи переплетались вза­имными браками и кровной связью. Тем не ме­нее они не воспринимали себя как единый на­род — то ли были чрезмерно рассредоточены,

то ли не были объединены единой формальной властью.

Представители народности пинтупи отождеств­ляли себя с местом миграции. Они говорили о себе: «мы — люди с запада» или «мы — люди с севера». Поскольку брачные пары легко перехо-

дили из одной группы в другую, устойчивых социальных формирований не существовало: семьи взаимопроникали друг в друга. Пища и вода в одном месте быстро иссякали, потому народ пинтупи находился в постоян­ном движении. Типичный пинтупиец хорошо знал район на 200 миль вокруг. Столько же примерно знает современный житель Нью-Йорка или Амстердама. В его голове нет це­лостной схемы местности, лишь приблизи­тельно он знает, что находится к северу или на востоке.

У людей пинтупи существовало разделение тру­да по признаку пола, ибо мужчины занимались охотой, а женщины собирательством. Немясная пища составляла 60-80% дневного рациона, т.е. являлась продуктовой базой жизни. Напротив, результаты охоты всегда были непредсказуемы. Но в те дни, когда охота оказывалась удачной, мясо доставалось в первую очередь семье са­мого охотника, а затем распределялось среди остальных членов группы.

Адаптировано по: Hess В.В., Markson E.W., Stein P.J. Sociology: Forth edition. N.Y., 1991. P. 54-55; Mayerc, 1986.

нег, ни огнестрельного оружия, не признают никаких других богов, кроме своих языческих идолов. Они мумифицируют своих вождей и разговарива­ют с мумией в дни самых тяжелых испытаний. Туземные колдуны заклина­ниями вызывают и прекращают дожди, а девственность невесты проверяет­ся тем же способом, что и сотни лет назад.

Настоящих первобытных племен на Земле остается все меньше и мень­ше. Папуасы — одна из тех народностей, которые сохранили свой быт, ка­ким он был сотни и тысячи лет назад. Чтобы снять документальный фильм «Возвращение к папуасам», русскому путешественнику Олегу Алиеву при­шлось жениться на юной папуаске, остановить войну между дикими племе­нами и пройти через удивительные испытания. Документальный фильм Алиева переносит зрителей в прошлое, которое большинству известно толь­ко по приключенческим романам. Но все это — настоящее! Охота папуасов, которые по-прежнему ходят голыми в непроходимых джунглях, остается столь же опасной и захватывающей. Обряды и верования столь же удивитель­ны и необъяснимы для современных европейцев. Папуаски отсекают себе фалангу пальца после смерти мужа, а мужья отрезают часть уха в случае ги­бели ближайшего родственника... Они не знают письменности, но умеют разговаривать с душами умерших1.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материа­лах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посу­ды, устройстве жилищ, повадках животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собиратели изучали терри­торию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов пи­тания растительного и животного происхождения. Это позволяло собирате­лям на длительный период оседать в районах с изобилием пищи. Для хране­ния излишков съестных припасов требовались большие сосуды, которые было трудно транспортировать. Все более насущной становилась потребность в постоянных селениях и неподвижном образе жизни.

У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как исторически первый спо­соб хозяйственной деятельности.

В соперничестве за ресурсы охотники-собиратели обычно уступают слож­ным обществам, и поэтому они сохранились в современном мире только в тех регионах, которые не представляют интереса для крупных корпораций либо освоение территории стоит чрезвычайно дорого. Это пустыни (бушме­ны, или сан, Юго-Западной Африки), арктические пространства (инуиты Арктики), тропические леса (пигмеи Африки).

Сегодня понятно, что «собирательство» употребляется совершенно в дру­гом значении. Этим словом обозначают не исторический тип хозяйственной деятельности либо единственно доступный первобытному человечеству спо­соб выжить, а разновидность досуговой деятельности, которой занимаются весьма богатые либо очень обеспеченные граждане — кажется, что им неку­да девать деньги, как на коллекционирование марок, картин, книг и множе­ства других, очень разных и совершенно несъедобных вещей. О таком увле­чении и модном поветрии повествует в своей книге Маркс Ран2.

Информация на веб-сайте: hup://www.unknownplanel.ru. Рац Ы. О собирательстве: Заметки библиофила. М.. 2002.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Родовые общины охотников и собирателей

Родовые общины охотников и собирателей

Проверка домашнего задания:

1. Когда появились на Земле древнейшие люди? Покажите на настенной карте, где найдены следы их жизни (выполнять задание можно, держа в руке карту учебника, с. 7). Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2. В чем было главное отличие древнейших людей от живот­ных? Опишите по рисункам (с. 9—10) древнейшие орудия труда.

3. Вы знаете, что первобытные люди жили группами. Опишите по рисунку учебника (с. 8) одну из таких групп. Чем заняты древнейшие люди? Что такое собирательство?

4. О каком древнейшем способе охоты рассказывается в учебнике? Подумайте, всегда ли охота древнейших людей была удачной.

5. Расскажите по рисунку (с. 9), какие опасности подстерегали древнейших людей.

Дополняя ответы, можно предложить учащимся рассмотреть рисунок «Изготовление копий» (с. 10). На нем изображено, как рядом с костром сидят первобытные люди. Они вырубили длин­ные прямые палки, заточили их и теперь хотят обжечь острые концы в огне: от этого копья станут тверже.

План:

1. Жизнь в суровом климате.

2. Охота. Изобретение лука и стрел.

3.Родовая община.

Новые понятия:

Остроконечник, гарпун, родовая община

Изучение нового материала:

1. Расселение людей по холодным странам.

Прочитать (§ 2, первые два абзаца). Покажите на карте полушарий и скажите, где жили древнейшие люди. На каком материке постепенно расселились первобытные люди?

Покажите этот материк на карте. На какие две части он делится?

Каких людей назы­вают первобытными? Первобытными надо называть не только древнейших людей, но и тех, которые жили значительно позже, уже умели пользоваться огнем, изго­товлять различные орудия труда из камня, дерева, кости и рога животных.

2. Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

Расскажите об овладении людьми огнем. Где могли видеть огонь древнейшие люди?

Как относились к огню дикие звери и первые люди на Земле? Какую пользу нам приносить огонь людям?

1. Первобытные люди изобретали разные орудия. Например, рубило (рисунок, с. 10), которое сравнительно с древнейшим орудием — заостренны камнем — было намного удобнее держать в руке и которым можно было успешнее пользоваться.

Первобытные люди изобрели составное копье. «Чем такое копье отличается от древнейших копий (сравните рисунки, с. 10 и 11)? Почему копье «именным наконечником стало более надежным и грозным оружием на охоте?» — спрашивает учитель.

2. В соответствии с учебником можно сказать об одежде из звериных шкур и жилищах — пещерах, землянках, шалашах. Наглядной опорой служит рисунок «Жилище из костей мамонта и звериных шкур» (с. 13).

3. «Охота на крупного зверя становится главным занятием людей. И это похоже на загадку, — может сказать учитель. — На стоянках первобытных людей археологи находят множество костей крупных животных. Как они были убиты? Ведь люди и то время обладали только копьями с каменными наконечниками. Первобытные люди были очень наблюдательны. Им приходилось видеть, как животные проваливались в ямы, тонули в болотах, падали на бегу с обрывов. Отсюда и возникло стремление создать подобное искусственно.

Рассмотрите рисунок «Охота на диких козлов» (с. 12).

Опишите действия охотников. Чего они добиваются? Как добиваются? Все ли козлы станут добычей первобытных людей? Предположите, в чем опасности такой охоты.

Ради чего охотники подвергают себя опасности?

Люди охотились на диких лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов, пещерных медведей, мамонтов (рисунки «Мамонт», «Шерстистый носорог», с. 12).

+ Предполо­жениями ученых о способах охоты на мамонтов.

Как убивали этих огромных слонов, покрытых рыжей шерстью, точно неизвестно. Одни ученые считают, что люди вырывали ловчие ямы, а потом гнали к этим ямам животных. Другие возражают: мамонты водились в странах, где были холодные суровые зимы и вырыть яму и промерзшей земле было практически невозможно. Ведь у людей тогда не было железных лопат, они должны были рыть яму латками или же ребрами прежде убитых мамонтов. К тому же необходимо было вырыть не одну, а несколько ям-ловушек... Может быть, охотники пугали мамонтов огнем и дымом, заставлял устремиться к таким местам, где были естественные, самой природой сделанные ямы, загоняли зверей в топкие болота и трясины, откуда они не могли выбраться, гнали их к обрывам. Наконец, есть и такие ученые, которые считают, что мамонты достаточно редко становились добычей людей, Наряду с охотой на этих огромных животных первобытные люди искали и находили мертвые туши мамонтов, мясо не ели, а брали только кости, бивни и шкуры, которые потом использовали для разных целей (например, при стро­ительстве жилищ).

Учащиеся подводятся к выводу, что охота в изобилии давала людям мясную пищу, звериные шкуры, рога и кости, необходи­мые для изготовления орудий. Загонная охота требовала от охот­ников согласованных действий, спайки, взаимопомощи в случае опасности.

3. Родовые общины.

Родовая община — новая форма человеческого коллектива, необычайно прочного и тесно сплоченного

«Рассмотрите рисунок «Родовая община» (с. 13). Люди, изображенные на рисунке, такие же, как и люди нашего времени. Если их одеть в современ­ные костюмы, они будут неотличимы от тех людей, которые ок­ружают нас. При­близительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.

На рисунке изображен поселок «людей разумных». Все обита­тели поселка составляют родовую общину, все они между собой родичи. Для обитателей поселка родственные связи являются глав­ными, основными. В наши дни иначе: конечно, каждый человек любит мать, братьев-сестер, бабушку и др., но отношения между дальними родственниками уже не столь тесные. Скажем, у вас есть двоюродный брат. Живете вы не вместе, не очень близки с ним и встречаетесь редко. В то же время есть у вас друг, никакой он вам не родственник. Но вы любите его и видитесь с ним чуть ли не ежедневно. В родовой общине рассуждали иначе: это мой родич, значит, он свой, ему надо помогать всегда и во всем. Если во время охоты на диких козлов или коней он упадет, то я, рискуя жизнью, постараюсь вытащить его из-под копыт разъяренных животных. Так же он поступит в отношении меня. Если чужой обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного. Род был необычайно прочным и сплоченным коллективом.

«Слово «община» имеет однокоренные слова «общий», «сообща». Люди, живущие в поселке, сообща трудились, сообща охотились на зверей. И все то, чем они владели, у них было общим: жилища, костер, запасы дров, пищи, кости и рога, шкуры животных. Отдельным людям принадлежали только изготовленные ими копья, гарпуны, орудия из камня. Все родичи имели право на долю в охотничьей добыче каждого.

Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

4. Изобретение охотничьего лука и гарпуна.

Целесообразно использовать аппликации:

1) Дикий бык. 2) Охотник с Копьем. 3) Дикий козел.4) Охотник с луком. 5) Летящие птицы.

Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. (прикрепляет аппликации 1 и 2.) — Вспомните, что представляло собой древнейшее копье.

Как его изготавливали? Как первобытные люди усовершенствовали это оружие?

Но для охоты на быстро бегающих животных и птиц копье не годилось. (Учитель убирает аппликацию 1 и прикрепляет на ее место аппликацию 3.) Необходимо было создать оружие, которым можно поразить цель на расстоянии.

Люди заметили, что согнутое дерево распрямляется с силой... Возможно, вам приходилось пробираться через густой кустарник. Раздвинув ветви и придерживая их рукой, вы говорили идущему сзади; «Осторожнее, как бы ветка не хлестнула тебя по лицу!» Это свойство деревьев показалось ценным первобытным людям. Они сделали величайшее изобретение — охотничий лук и стрелы. (Учитель убирает аппликации 2 и прикрепляет аппликацию 4.)

Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц (аппликация 5).

При работе с аппликациями следует подчеркивать условность изображения. Например, к доске прикреплена лишь одна фигурка стрелка из лука, на самом же деле охотников было много: загонщики гнали, например, оленей или антилоп к кустам, где прятались лучники.

Рассмотреть рисунок «Наконечник копья... наконечник гарпуна...» (с. 11).

? Чем отличается гарпун от копья: по материалу, из которого они изготовлены, по форме? Для каких целей можно было успешнее использовать гарпун, а не копье? Последний вопрос обычно затрудняет учащихся, и на него может ответить учитель: Представьте себе, на речной отмели стоит рыболов. В его руках копье. Вот показалась крупная рыба. Мгновенный удар — вода забурлила и окрасилась кровью. Но смертельно раненная рыба сорвалась, и поток унес ее. Быть может, мертвая, Но(всплывет, но так далеко, что рыболову не достанется. Иное дело гарпун: зубцы застрянут в теле рыбы, а добыча не ускользнет. После изобретения гарпуна большую роль в жизни людей стала играть рыбная ловля.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.

Около 40 тыс, лет назад:

Появились «люди разумные»

Люди стали жить родовыми общинами

Домашнее задание: Выучить § 2. Рабочая тетрадь с 7-10

4

multiurok.ru


Смотрите также