Стоянки первобытного человека на территории красноярского края. Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА Учебный сайт
ГлавнаяПервобытноеСтоянки первобытного человека на территории красноярского края
Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края. Стоянки первобытного человека на территории красноярского края
Первые люди на территории края
Первые люди на территории края. Палеолит
Первые поселения людей появились на территории Красноярского края 40—100 тыс. лет назад в эпоху палеолита — древнего каменного века.
История Красноярского края уходит своими корнями в глубокую древность, в то время, когда здесь впервые появился человек. Большинство ученых считает, что освоение человеком центральной части Енисейского бассейна началось в раннем палеолите (3,7 млн — 300 тыс. лет назад), в эпоху древнего каменного века.
Палеолит — первый и самый длительный период истории человечества. Период палеолита охватил целую геологическую эпоху в истории Земли — плейстоценовую, в которой отмечено развитие пяти оледенений и периодов потепления климата.
В ледниковую эпоху климат территории края, как и всей Сибири, был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледниковых толщ. По окраинам ледника на сотни километров простирались обширные тундростепи, переходящие южнее в лесостепь.
Процесс заселения раннепалеолитическим человеком территории края осуществлялся из сопредельных районов Средней, Центральной и Восточной Азии. Самые ранние его следы обнаружены в Новоселовском районе Красноярского края (стоянки Бережково, Разлог, Верхний Камень), их возраст оценивается в 150—200 тыс. лет. Археологические памятники, относимые к этому периоду, немногочисленны, каменный инвентарь местонахождений раннего палеолита содержит грубые каменные орудия, подвергшиеся за сотни тысяч лет сильной ветровой обработке. К этому периоду относятся находки крупных орудий в южной и центральной части Красноярского края. Для изготовления такого орудия использовалась крупная речная галька, которая скалывалась с одной (чоппер) или двух (чоппинг) сторон, в результате чего получался острый край, пригодный для рубки, скобления и т. д.
Средний палеолит
В период среднего палеолита (40—300 тыс. лет назад) первыми обитателями Красноярского края стали неандертальцы — предшественники человека современного вида. Они умели изготавливать примитивные орудия — скребки, рубила, остроконечники — из подручных материалов: камня, дерева или костей. Основным занятием неандертальцев были охота на диких животных и собирательство. Жили они в гротах и пещерах и умели пользоваться огнем. Животные — зубры, северные олени, возможно, мамонты — служили главным источником пропитания, и люди были вынуждены постоянно передвигаться вслед за кочующими стадами. Для охоты пользовались копьями и дротиками, а также сооружали различные ловушки.
Поздний палеолит
В период позднего палеолита, около 40 тыс. лет назад, неандертальцев сменил более развитый вид человека разумного — неоантроп. В это же время происходит потепление климата. Люди стали селиться вблизи рек, например, местонахождения Стрелка (Красноярск), Усть-Кова (Кежемский район), Усть-Мана. Большое Слизнево. Разнообразные орудия труда найдены в гроте Двуглазка Ширинского района — их возраст превышает 40 тыс. лет. На стоянке Усть-Кова в Кежемском районе обнаружены ножи из костей мамонта, скребки, наконечники копий, а также остатки костров, горевших 30 тыс. лет назад. Количество археологических памятников позднего палеолита в Красноярском крае очень велико: только в районе Красноярска известно более 20 стоянок этого времени, а в районе Красноярского водохранилища — около 200.
Человек жил охотой и собирательством. Люди изготавливали ножи, скребки, резцы, острия, наконечники копий, дротиков. Наряду с новыми орудиями человек продолжал употреблять и ранее известные. Кроме того, для изготовления орудий труда и оружия стали широко использоваться более пластичные материалы — кость и рог. Появляются новые типы орудий труда и новые принципы их изготовления. Вместо цельных каменных орудий заготавливались тонкие острые каменные пластины-вкладыши. которые крепились в пазы деревянных или костяных заготовок для наконечников, ножей, копий. Жизнь людей все более усложнялась. В ней произошло одно из великих событий — разделение труда по полу: главной обязанностью мужчин была охота, а женщин — разделка и обработка добычи.
На территории края особо выделяются афонтовская и кокоревская позднепалеолитические культуры (10—16 тыс. лет назад). К первой относятся памятники, в каменном инвентаре которых основную роль играли отщепы, в кокоревской же культуре преобладали пластины. В ареал афонтовских памятников отнесены стоянки Афонтовой горы (Красноярск), а также Кокорево и Таштык 1—2. К кокоревской культуре относятся стоянки Кокорево и Новоселово (Новоселовский район). В районе Дивногорска расположена многослойная стоянка Лиственка, где поочередно обитало афонтовское и кокоревское население. Принципиальных различий в их образе жизни не было.
В Ленинском районе Красноярска, в районе бывшего села Ладейка, также была обнаружена стоянка палеолита, неолита, бронзового и железного веков. Археолог Николай Поликарпович Макаров в статье «Древности Ленинского района» пишет: «Территория современного Ленинского района Красноярска впервые была освоена человеком позднего палеолита 15—20 тыс. лет назад, а, возможно, и ранее. Это было время последнего, самого сурового сартанского оледенения Сибири. Морозы в окрестностях Красноярска достигали 60—70 градусов. Фактически люди этого периода жили в условиях тундры. Их основными занятиями были охота на северного оленя, мамонта, лошадь и других животных. Огонь, одежда из шкур позволяли пережить суровые морозные зимы».
Ачинская палеонтологическая стоянка является одним из древнейших известных поселений на территории Ачинского района. Датируется она 20–28 тыс. лет до н. э. Здесь археологи в 1972 г. нашли самый старый в истории человечества лунный календарь, названный Ачинским жезлом.
В это время начинают формироваться религиозные представления первобытного человека, и в первую очередь они обращены на мир природы. Люди почитали основные стихии, светила, животных, растения. Известны скульптурные изображения людей, чаще всего женщин, птиц, животных. Интересна в этом отношении фигурка мамонта, созданная около 30 тыс. лет назад, найденная на реке Ангаре. По всей видимости, это животное играло серьезную роль в культовых верованиях древних людей.
Источники
Энциклопедия Красноярского края, Юг - Красноярск: издательство «Буква С», 2008. - 592 с.
Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края
Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края
История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.
Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.
Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).
До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.
Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).
Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.
.
ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.
Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.
Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.
ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА
Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.
К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.
ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ
За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.
Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.
Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.
В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).
Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.
Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.
В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.
poiskstyle.ru
Загадки пирамид Красноярска | Журнал РЕПИН.инфо
В центре Красноярска есть гора Кум-Тигей (Караульная), на вершине которой возвышается церковь мученицы Парасковьи, а у подножья когда-то был острог Красный Яр. Известный исследователь Сибири Семен Ремезов, в 17 веке изучавший окрестности острога, предположил, что многие холмы и горы, раскинувшиеся вокруг поселения, вполне могут иметь рукотворное происхождение.
Веком позже Фридрих фон Страленберг, путешествовавший по Сибири, сделал открытие: ряд холмов, окружавших Красный Яр, состоят из гигантских камней, имеющих следы тщательной механической обработки. Позже он получил от мусульманского священника Тобольска рукопись из Бухары. В ней говорилось о древнем государстве Татария, занимавшем территорию Западной и Восточной Сибири. В тексте упоминалось, помимо прочего, о величественных каменных пирамидах, в которых на протяжении многих лет хоронили владык Татарии. 30 тысяч лет назад на территории красноярского края жили древние люди. В начале нашей эры здесь поселились предки кетоязычных народов, но они исчезли к началу XVIII века. На смену им пришли тюркские племена. Перед приходом русских здесь жили предки современных киргизов. Их поселение называлось «Кызыл-яр-Тура», то есть «город красного берега». В 1608 году казаки из Кетского острога отправились вверх по Енисею, с намерением найти «новыя землицы» для московского царя. Плывя по реке, казаки заметили землю князька Тюльки и решили там поселиться. Местные тюрки делали все, чтобы русские ушли с их земли и совершали беспрерывные набеги. И тогда казаки решили построить острог для защиты от этих нападений. В 1628 году на горе Кум-Тигей была сооружена караульная конусообразная вышка. После этого у подножья стал выстраиваться острог Красный Яр. В 1690 году острог получил статус города. Долгие годы Караульная гора (Кум-Тигей) была для красноярцев достопримечательностью с символическим смыслом. Уже в 1667 году на этом месте поставили крест в ознаменование победы казаков над воинственными енисейскими киргизами, а в 1805 году крест сменила знаменитая часовня. Россиянам она стала известна благодаря картинке на денежной купюре. Правда, по изображению башенки трудно понять, где конкретно она расположена. Летом 1927 года экспедиция во главе с археологом С.А. Теплоуховым обнаружила на Караульной горе богатое захоронение XIII века. В могильнике было множество дорогих предметов. Видимо, что здесь покоился человек княжеского рода. Таким образом, бухарская рукопись нашла свое подтверждение. В 2005 году в газете «Вечерний Красноярск» появилась сенсационная статья красноярского альтернативного ученого и археолога-любителя Павла Полуяна. Он писал, что Караульная гора имеет искусственное происхождение и является пирамидой, созданное в древние времена таинственным сибирским народом. «Я стою, опираясь рукой на огромный каменный блок. Он почти с меня ростом и, хотя края его раскрошились и обломались, блок имеет форму почти правильного куба. Камень не холодный, нагрет солнцем, а на ощупь напоминает обычную бетонную плиту». Действительно, мегалитические кладки в виде огромных серых блоков можно разглядеть невооруженным глазом, если повернуться в сторону Красного Яра. Ряды этих блоков идут почти параллельно. Археолог писал, что знакомые геологи, которым он задавал вопрос, указывая на ряды каменных блоков, отвечали без колебаний, что подобные скальные обнажения не имеют ничего общего с искусственной кладкой, а являются открывшимися краями каменного тела горы. Ученый считает, что скептическое отношение к его идее связано с тем, что «гипотеза об искусственном характере сопки кажется совершенно фантастической». Впрочем, это предположение становится более правдоподобным, если вспомнить историю с пирамидами в Китае. Дело в том, что вблизи крупного города Сиань, в самом центре сельскохозяйственных полей, были обнаружили древние пирамиды. Этих пирамид было несколько десятков, и одна из них достигала высоты 60 метров, то есть лишь в два раза меньше самой крупной пирамиды Хеопса в Египте. Долгое время европейская наука даже не подозревала о существовании этих пирамид, и лишь в 1997 году археологу-любителю Хартвигу Хаусдорфу удалось получить согласие властей для исследования таинственных строений. Пирамиды оказались сложенными из глиняных кирпичей, но их долго не могли признать за пирамиды, так как их склоны поросли деревьями и казалось, что это обычные холмы. Позже здесь были найдены остатки стен и росписей. По мнению исследователей, пирамиды являлись гробницами древних китайских императоров двух-трех тысячелетней давности. Но только вести раскопки власти КНР запретили, заявив о том, что исследование загадочных построек - дело будущих поколений. Эта поучительная история заставила археолога-энтузиаста Павла Полуяна продолжить исследования, не веря скептикам. Во главе небольшой экспедиции, с цифровой камерой и молотком он совершил восхождение по склону красноярской пирамиды. Исследователи пришли к выводу, что скальные обнажения действительно похожи на остатки древних стен, так как вертикальные трещины идут с удивительной периодичностью, разделяя монолит скалы на правильные блоки. Внимание привлекли также тонкие слои черного вещества, похожие на остатки смолы, кое-где покрывающего поверхность блоков, скрепляющей кладку. Образцы этого вещества был взяты на анализ, как и образцы предполагаемого бетона. Исследователи выдвинули еще одну гипотезу о том, что огромная сопка имеет природное происхождение, а вот ее вершина - искусственная пирамида. Действительно, возвышение на вершине ровное и пирамидальное. Если это не древнее захоронение, то можно предположить, что в древности на горе располагались оборонительные укрепления каких-то сибирских цивилизаций. Это могло быть сооружения тагарцев, живших здесь 2 500 лет назад, могли быть и укрепления древних киргизов. Изысканные украшения средневековых красавиц до сих пор хранятся в фондах краеведческого музея, а ведь найдены они были на склонах сопки. Есть еще одна, казалось бы, совсем невероятная версия том, что до Великого потопа климат был более мягким и теплым, и все живые существа, в том числе люди, были более рослыми. Эти древние исполины и построили мегалитические сооружения по всей Земле, в том числе в Красноярске. Есть в окрестностях Красноярска еще одна гора – заросшая лесом Белая, которая издревле зовется пирамидой. Считается, что пребывание рядом с ней «чистит» карму человека и даже избавляет его от многих недугов. Сопка Черная ( Кара-Даг) - самая высокая «пирамида» в окрестностях Красноярска. Это – давно потухший вулкан. В начале 90-х годов группа археологов изучала стоянки первобытного человека, и пришла к заключению, что трехгранник горы с разрушенным западным склоном состоит из камней, сложенных искусственным образом. Также в районе горы было обнаружено повышение радиационного фона, но причина этого явления до сих пор является загадкой. Кроме того, из космоса были сделаны снимки местности, которые подтвердили мнение археологов: Кара-Даг имеет рукотворное происхождение. Видимо, представители древних цивилизаций, облюбовав потухший вулкан, использовали его в качестве основы для строительства пирамиды. Но тысячелетия скрыли от потомков их труды.