Распиши день первобытной родовой общины сколько времени. Распиши день первобытной родовой общины: сколько времени останется на занятия искусством после изнурительного труда в борьбе за существование?
ГлавнаяПервобытноеРаспиши день первобытной родовой общины сколько времени
Всемирная история. Распиши день первобытной родовой общины сколько времени
сколько времени останется на занятия искусством после изнурительного
Долгое время общество существовало в догосударственном состоянии. Общая собственность на продукты производства и социальное единство родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Власть, равно как и принуждение, исходила от всего общества в целом. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.
Власть вообще понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социальнополезных результатов.
Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным (От лат. potesta - власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.), общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.
Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:
1. Общее собрание рода;
2. Совет старейшин (старейшина) ;
3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).
Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.
Черты власти родовой организации следующие:
1. Власть носила общественный характер, исходила от всего общества в целом (это проявлялось в том, что все важные дела решались общим собранием рода) ;
2. Власть строилась по кровнородственному принципу, т. е. распространялась на всех членов рода независимо от места их нахождения;
3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения (властные функции выполнялись в качестве почетной обязанности, старейшины и вожди не освобождались от производительного труда, а выполняли параллельно и управленческие, и производственные функции - следовательно, властные структуры не были отделены от общества) ;
4. На занятие каких-либо должностей (вождя, старейшины) не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, их власть базировалась исключительно на личных качествах: авторитете, мудрости, храбрости, опыте, уважении соплеменников;
5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий;
6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств, т. н. мононорм.
В родовой организации, как и во всяком обществе, существовало принуждение. Но оно носило общественный характер, исходило от рода в целом, а не от особого аппарата. Принуждение состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.
Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственнополитических форм.
Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям. Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин "мононормы". "Моно" - означает единый. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные и т. д., как это делается в современном обществе. Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами (Термин "мононормы" введен Першицем А. И., известным отечественным этнографом.), т. е. императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.
iotvet.com
Trojden | Первые художники и «волшебники»: Данилов Д. Д.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА
- Да, красивые рисунки делали первобытные люди! — сказал Антошка, разглядывая альбом Археолога с фотографиями наскальной живописи (см. иллюстрации на с. 30—32). — Наверное, первобытные художники часто показывали своим друзьям всех этих быков и мамонтов?
- А вот это вряд ли! — заметил Археолог. — Большинство этих рисунков расположено в дальних ответвлениях пещер. Чтобы добраться до них, нужно долго идти в полной темноте, карабкаться по отвесным стенам, пролезать через узкие лазы.
• Сравни впечатления Антошки и факты, приведённые Археологом.
В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
• Объясни значение слов: религия, искусство, родовая община. (Словарь)
• Распиши день первобытной родовой общины: сколько времени останется на занятия искусством после изнурительного труда в борьбе за существование? (§ 2)
РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. Первый взгляд на мир.
• Выдели отличия во взглядах на мир первобытных и современных людей. • Сделай вывод по проблеме.
Учёным очень сложно понять, что первобытные люди думали об окружавшем их мире. Ведь они ещё не умели записывать свои мысли. Решить эту задачу помогают особые источники - наблюдения за современными человеческими общинами, которые всё ещё живут в первобытных условиях.
Судя по этим источниками, наши далёкие предки внимательно изучали природу. Они могли ориентироваться по звёздам, лечить болезни травами, разыскивать и выбирать наиболее полезные камни, растения, животных.
Современные австралийцы перед охотой. Соврем. рисунок
В то же время в отличие от нас они не знали настоящих причин многих явлений: почему, например, идёт дождь, гремит гром, приходит весна, начинается болезнь, наступает смерть. Возможно, особенно много вопросов вызывал у первобытных людей их сон.
Сейчас учёными установлено, что во сне наш мозг продолжает работать: всё, что мы видели за свою жизнь, он разбивает на отдельные «кусочки»-образы и причудливо переставляет их, показывая нам во сне самые неожиданные картины. Однако первобытные люди давали этому своё объяснение: в человеческом теле заключено особое существо — душа (дух), которое во сне отправляется путешествовать в некий невидимый людям потусторонний мир. Когда же человек умирал, первобытные люди считали, что он заснул очень глубоким сном. Его хоронили в специальной яме, чтобы тело не съели животные, рядом клали копьё и запасы еды, которые могут пригодиться душе в потустороннем мире.
Историк перед первобытным изображением мамонта. Капова пещера. Россия
Первобытные похороны. Соврем. рисунок
Наши первобытные предки ощущали себя частью природы, люди думали, что всё, что есть в мире (горы, реки, деревья, животные), похоже на человека: так же думает, разговаривает, наделено духом (душой). Если идёт дождь — значит, обиделись и плачут духи облаков. Если дерево придавило человека — его дух рассердился на того, кто попытался срубить ствол. Если откочевало стадо животных — их духи узнали, что люди готовят большую охоту. Такие рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями, с помощью которых люди объясняют мир, называются мифы. У доживших до современности первобытных общин очень много мифов о происхождении мира и людей. Большинство из них считали своими предками какое-то животное и так и называли свою родовую общину: «Род Лисицы», «Сыновья Орла», «Род Оленя». На «предка» нельзя было охотиться, за это он якобы передавал людям свою ловкость, силу, охотничьи знания. Эти знания считались тайными. Взрослые открывали их детям, только когда мальчики уже могли стать охотниками, а девочки - матерями и хранительницами очага. Это был особый обряд посвящения во взрослую жизнь: проверка, как человек может терпеть боль, метать копьё, разжигать огонь.
В пещерах первобытных людей археологи находят дальние гроты, в центре которых возвышается, например, череп медведя (или его глиняная копия), а на полу вокруг отпечатались пятки подростков, живших десятки тысяч лет назад.
Мамонт. Наскальный рисунок. Пещера Пеш-Мерлъ. Франция
Бизон. Наскальный рисунок. Пещера Альтамира. Испания
2. Первое переживание мира.
• С помощью текста оцени: вера твоих первобытных предков в магию, «чудеса», «колдунов» представляется тебе смешной и глупой или нет? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9). • Сделай вывод по проблеме урока.
Накапливая знания, люди часто давали им сверхъестественные объяснения. В каждой общине появились люди, которые, как считалось, могли договориться с духами природы и тем самым сотворить чудо ВО — то, что невозможно объяснить имеющимися знаниями: прекратить дождь, приманить стадо лошадей, изгнать болезнь. П Таких людей называли колдунами (шаманами, знахарями, волшебниками). Именно колдуны, прежде всего, запоминали естественные свойства минералов, животных и растений, чтобы знать, какую траву дать больному, в какое время перекочёвывают животные. Однако, делая это, колдуны думали и верили, что говорят с духами - сверхъестественными существами. В Чтобы «услышать» голос духов, колдуны ели «пьянящие» (ядовитые) грибы, изматывали себя, кружась в быстром танце под ритмичные звуки барабана или завывания. П Если духи сопротивлялись, то колдуны могли их заставить сделать что-то. ВО Например, считалось, что надетая на шею верёвка с зубами тигра или медведя отпугивает духов страшных хищников, а значит, и их самих, пляска и завывания колдуна - изгоняют духов болезней и сами болезни. П Попытки человека воздействовать на сверхъестественные силы называются магией. Наиболее важной была охотничья магия. В Считалось, что перед охотой на зверя магическими действиями или заговорами надо убить его дух. П
Колдун, одетый в шкуры и маску - «обернувшийся» зверем. Наскальный рисунок
Лошадь, поражённая дротиками (копьями с оперением). Наскальный рисунок
Первобытная фигурка из камня - «Мать-прародительница»
Разгорячённые погоней за зверями охотники уходили в дальние углы пещер, макали пальцы, обёрнутые лоскутками шкуры, в красный, как живая кровь, порошок охры, растворённый в воде, и в мерцающем свете факелов наносили на стены изображения тех, кого они собирались победить в будущих схватках. Вот пальцы выводят на скале «живую мохнатую гору мамонта», вот изогнутая, словно могучая волна, спина бизона, вот быстрые, как ветер, ноги лошади... И последний штрих — кровь, льющаяся из ран животных; они должны погибнуть, чтобы выжили люди.
СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ
Первобытные люди старались понять мир, в их сознании зарождались религия, искусство, основы научных знаний.
Ключевые слова: религия, искусство.
ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ
• Докажи, что у первобытных людей зарождались религия и искусство.
• Попробуй выделить в представлениях и обычаях современных людей то, что так или иначе сохранилось от первобытных времён.
trojden.com
Родовая община | История мира
Оседлый образ жизни требовал от людей формировать новую общину. В среднем община могла включать 20 охотников, но если запасов еды было больше, то и людей в общине тоже могло быть больше.
Когда есть возможность обрабатывать землю, хранить зерно и содержать домашних животных, община может выдерживать уже более 100 человек.
Это были родовые общины, куда входили старые родственники, вновь прибывшие после вступления в брак или просто люди со стороны.
Сильнее община пока еще не могла разрастаться, так как продуктов еще было не так уж и достаточно, а форма общественной организации еще не предусматривала рычагов управления таким количеством людей.
Каких-то органов управления как таковых не было. Во главе стояли старейшины, то есть, более опытные и старые люди. Если же происходили столкновения, то общину защищали самые смелые молодые мужчины.
Материальных различий не было, но наиболее уважаемые люди отличались украшениями или оружием. Как правило, это означало, что такой человек имеет определенные навыки или знания, менее доступные другим.
Разделение труда было половозрастным. Это означало, что в зависимости от пола и возраста, человек мог выполнять работу определенной тяжести и это учитывалось.
⇒ Как зародились земледелие и скотоводство
Девочки возле матерей обучались готовить пищу, шить и ткать, расписывать посуду. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда, защищать свои земли.
Если человек забредал в чужие края, то у него спрашивали его родовое имя, то есть, имя его предка, по которому было названа его община. Как правило, имя предка – это название мифического существа, определенного явления природы или какого-то животного.
Традиция хоронить умерших появилась у людей при оседлом образе жизни. Связь с прошлым таким образом усилилась, люди с уважением относились к предкам и их словам.
Наряду с повышением осознания родовой связи, увеличивалась ценность и земли. Учитывая, что ее обрабатывали, возделывали, охраняли, к ней привязывались, а свое всегда нужно защищать. Так появились охранные сооружения. Например, в городе Иерихоне (место палестинского селения) уже в VIII тыс. до н. э. выстроили оборонительную стену и башню высотой 8 м.
Кочующий человек чувствовал большую связь с природой (растениями, животными), оседлый же человек ощущал больше связи со своим родом и землей.
Члены родовой общины никак не могли искусственно контролировать численность своей группы. Они интуитивно или в зависимости от каких-то факторов, связанных с пищей или сводом негласных правил, понимали, что кому-то пора покинуть «дом». Часть семей уходила, но, вероятно, не на край планеты, а в другие плодородные земли поодаль. Так начинали заселять большие территории и формировать деревни-поселения.
Отношения между поселениями, равно как и между людьми, могли быть разными – кто-то мог и хотел воевать, а кто-то искал выгоду в союзе. Последнее вполне логично: в зависимости от тех или иных ресурсов, в одной деревне чего-то было в избытке, а другого все время не хватало.
Например, территория гор Турции на востоке, – там большие запасы вулканического стекла, из которого хорошо получались стрелы, серпы, ножи, а вот немного южнее – и таких запасов уже не было. И жители южных земель выменивали это стекло на фрукты или шкуры животных.
Обмен сырьем – первая безденежная форма договора между чужими людьми.
Целые селения таким образом могли наладить отношения, основанные на обмене сырьем, браках и союзах против врагов.
Чтобы скрепить договор, устраивали что-то вроде пиршества.
Совместная трапеза – это одна из самых древних традиций человека.
Источник: Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история