Как жили первобытные люди 5 класс обществознание. Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс. Как жили первобытные люди 5 класс обществознание


Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.

Образовательные задачи:

  • объяснить основные понятия урока;

  • познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;

  • разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;

  • сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного

Развивающие задачи:

Развить у учащихся внимание, память и мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес, чувство коллективизма

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

- уметь объяснять роль культуры в жизни человека;

- описывать сущность изобретений;

- приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;

- рассказывать об условиях и образе жизни первобытных лю­дей, используя

материал параграфа;

- правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

- работать в микрогруппе по 4 человека;

- понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;

- понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.

Основные используемые понятия:

развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, соци­альный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.

Основные виды деятельности на занятии:

- беседа;

- работа в группах;

- работа с учебником.

Оборудование:

1 .Учебник «Обществознание», рабочая тетрадь.

2. Карточки.

3. Схема «Технический и социальный прогресс».

4. Рисунки «Первобытный человек», «Современный человек»,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществозна­ние - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».

Игра «Согласен - не согласен».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согла­сен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

- Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

- Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы,

человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

- Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

- Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

- Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

- Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

- В древности человек все делал в одиночку. (Нет)

- Слово «общество» появилось потому, что люди все делали коллективно, сообща. (Да)

- Обществознание - это естественная наука, изучающая строе­ние человека. (Нет)

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2. Первые люди на Земле.

3. Древние жители в нашем крае. Археологические памятники на территории региона.

4. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

5. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й УЧЕНИК: -Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

2-й УЧЕНИК: - Ну а вы бы разве грустным не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

1-й УЧЕНИК: - Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, все же грусть свою нам объяснишь?

2-й УЧЕНИК:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я ее не нахожу!

И еду мне в магазине не купить

На охоте должен я еду добыть!

А оружие мое – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й УЧЕНИК:

- Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придет.

2-й УЧЕНИК:

- Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперед,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).

Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

2. Первые люди на Земле.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.

Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .

Физкультминутка. (Слайдовая презентация)

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

На доску прикрепляются два рисунка:

«Первобытный человек» «Современный человек

Учитель делит класс на группы по 4 человека.

Задания для работы в группах:

- Чем первобытный человек отличается от современного человека?

- Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учите­лем на доску, учениками в тетради:

1. Первобытный человек внешне был похож на животное.

2. Человек - часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия

труда, накапливать и передавать опыт.

Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «Исто­рия Древнего мира»:

Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд со­здал человека»?

(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)

4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.

Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».

2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг - скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало - скоро господин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».

3. «Митька готов был заплакать - трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».

Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.

мир современного человека

бензопила

_____________________

мир средневекового человека

железный топор

_______________________

мир первобытного человека

каменный топор

__________________________

Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?

(Главный признак - применяемые орудия труда)

- Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд:

например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

- Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллек­тивы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мас­терства требовалось от человека.)

Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.

Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,

его культуры, экономики, государства?

Учитель записыва­ет на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.

Социальный - общественный прогресс

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государс­тва и политики, сферы труда и быта называют социальным про­грессом.

Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочи­тайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.

Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, кото­рый записывается в тетради.

Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря

техническому и социальному прогрессу.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Чем первобытный человек отличается от современных лю­дей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

- Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и

человеческого общества?

- Что такое технический прогресс?

- Что такое социальный прогресс?

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;

По желанию: при­думать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно про­иллюстрировать рассказ рисунком).

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

1. Является представителем

живой природы.

2. Имеет потребностив пище, воде, тепле.

1. Является представителемживой природы.

2. Имеет потребности в пище,воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека

является целенаправленным.

2. Имеет речь.

3. Имеет мышление.

4. Может изготавливать иприменять орудия труда.

5. Активно воздействует наприроду, преобразуетокружающий мир.

1. Поведением животныхруководит инстинкт.

2. Не имеет речи.

3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и неиспользует орудия труда.

5. Потребляет все из природыв готовом виде.

globuss24.ru

Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс

Здесь Вы можете скачать Урок по обществознанию "Происхождение и развитие человека" 5 класс для предмета : Обществознание. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с историческим процессом происхождения и развития человека, сего движущими силами.

Образовательные задачи:

  • объяснить основные понятия урока;

  • познакомить учащихся с различными теориями происхождения человека;

  • разъяснить, какие важные изобретения помогли древним людям выжить и развиваться;

  • сформировать у учащихся умение составлять рассказ на основе услышанного и прочитанного

Развивающие задачи:

Развить у учащихся внимание, память и мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитать интерес, чувство коллективизма

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

- уметь объяснять роль культуры в жизни человека;

- описывать сущность изобретений;

- приводить примеры совершенствования орудий труда и, общественных отношений;

- рассказывать об условиях и образе жизни первобытных лю­дей, используя

материал параграфа;

- правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;

- работать в микрогруппе по 4 человека;

- понимать, что способность трудиться помогла человеку выжить и развиваться;

- понимать, что способность и стремление к прогрессу это отличительная черта человека.

Основные используемые понятия:

развитие общества, орудия труда, эволюция, прогресс, соци­альный прогресс, технический прогресс, антропология, хомо сапиенс.

Основные виды деятельности на занятии:

- беседа;

- работа в группах;

- работа с учебником.

Оборудование:

1 .Учебник «Обществознание», рабочая тетрадь.

2. Карточки.

3. Схема «Технический и социальный прогресс».

4. Рисунки «Первобытный человек», «Современный человек»,

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Обществозна­ние - новый учебный предмет. Человек - часть природы и общества».

Игра «Согласен - не согласен».

Учитель произносит фразу, дети поднимают карточку «Согла­сен», «Не согласен». По знаку учителя объясняют свой ответ.

- Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание. (Да)

- Обществознание - наука, изучающая человеческое общество и его законы,

человека и его отношения с окружающим миром. (Да)

- Естественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Нет)

- Общественные науки изучают то, что создают, изменяют или разрушают люди. (Да)

- Естественные науки изучают живую и неживую природу. (Да)

- Человек миллионы лет назад тоже был продуктом природы. (Да)

- В древности человек все делал в одиночку. (Нет)

- Слово «общество» появилось потому, что люди все делали коллективно, сообща. (Да)

- Обществознание - это естественная наука, изучающая строе­ние человека. (Нет)

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2. Первые люди на Земле.

3. Древние жители в нашем крае. Археологические памятники на территории региона.

4. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

5. Технический прогресс. Социальный прогресс.

1. Мотивация учащихся. Игровая сценка «Первобытный человек».

2 ученика разыгрывают сценку «Первобытный человек».

1-й УЧЕНИК: -Первобытный человек на свете жил.

Человек тот очень-очень грустным был.

2-й УЧЕНИК: - Ну а вы бы разве грустным не ходили,

Если б тоже первобытным очень были?

1-й УЧЕНИК: - Отчего же ты горюешь и грустишь?

Может, все же грусть свою нам объяснишь?

2-й УЧЕНИК:

- В шкуру мамонта одетым я хожу,

И удобной я ее не нахожу!

И еду мне в магазине не купить

На охоте должен я еду добыть!

А оружие мое – ну просто смех!

Хоть с дубинкой управляюсь лучше всех!

1-й УЧЕНИК:

- Но зато с тобой весь дружный род.

И на помощь вся община вмиг придет.

2-й УЧЕНИК:

- Хорошо разумным людям рассуждать,

Вам с природою не надо воевать.

Нам же двигать эволюцию вперед,

«Хомо сапиенсам» чтоб пришел черед.

Я, как вы, хочу уметь читать, писать,

Я разумным существом мечтаю стать!

Учитель: Из-за чего же, ребята, так сильно был расстроен и огорчен первобытный человек?

Главный вопрос нашего урока (записывает на доске).

Что помогло развитию Человека, человеческого общества?

2. Первые люди на Земле.

Учащиеся знакомятся с текстом учебника на стр. 7-8.

Дополнительно можно ознакомить учащихся с теориями происхождения человека .

Физкультминутка. (Слайдовая презентация)

3. Изменение образа жизни людей. Развитие общества.

На доску прикрепляются два рисунка:

«Первобытный человек» «Современный человек

Учитель делит класс на группы по 4 человека.

Задания для работы в группах:

- Чем первобытный человек отличается от современного человека?

- Как вы думаете, чем человек отличается от животных?

Учитель, не комментируя, записывает высказывания групп на доске под рисунками,

Учитель: Посмотрите внимательно на доску и попробуйте сделать вывод:

- Чем первобытный человек отличается от современных людей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

Класс предлагает варианты, оптимальный записывается учите­лем на доску, учениками в тетради:

1. Первобытный человек внешне был похож на животное.

2. Человек - часть природы, он отличается от животных умением изготовлять орудия

труда, накапливать и передавать опыт.

ЧЕЛОВЕК

ЖИВОТНОЕ

Общее

1. Является представителем

живой природы.

2. Имеет потребностив пище, воде, тепле.

1. Является представителемживой природы.

2. Имеет потребности в пище,воде, тепле.

Различное

1. Поведение человека

является целенаправленным.

2. Имеет речь.

3. Имеет мышление.

4. Может изготавливать иприменять орудия труда.

5. Активно воздействует наприроду, преобразуетокружающий мир.

1. Поведением животныхруководит инстинкт.

2. Не имеет речи.

3. Не имеет мышления.

4. Не изготовляет и неиспользует орудия труда.

5. Потребляет все из природыв готовом виде.

Можно использовать для обсуждения таблицу из курса «Исто­рия Древнего мира»:

Учитель: Что обозначает выражение «Коллективный труд со­здал человека»?

(Без объединения в крупные коллективы, без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых природных условиях.)

4. Технический прогресс. Социальный прогресс.

Учащимся раздаются отрывки из литературных произведений для работы в группе.

Задание: определить, о каких этапах развития человеческого общества говорится в отрывках.

1. «Уна устала, ей хотелось пойти поиграть, но приказ матери был ясен: необходимо обработать землю, чтобы приступить к посадке зерен. Уна вздохнула и крепче перехватила деревянную мотыгу: надо, значит надо. Зато завтра старый Крек обещал показать ей, как обмазывать корзину глиной и обжигать ее на костре, чтобы получился красивый горшок».

2. «У кузнеца дел всегда много: с утра Авдей проверял железные насадки на плуг - скоро предстояло начать пахоту. А завтра надо было подковать лошадей— время поджимало - скоро господин соберется на охоту и будет очень недоволен, если его лошади будут хромать».

3. «Митька готов был заплакать - трактор никак не хотел заводиться. Придется опять бежать к мастеру, а он, как всегда, будет ! смеяться по поводу горе – механиков , которые, окончив училище, уже считают себя настоящими механизаторами, а сами не способны завести простой тракторенок».

Пока учащиеся читают текст и готовят ответ на вопрос, учитель рисует на доске схему, которая будет заполняться по мере ответа учащихся.

мир современного человека

бензопила

_____________________

мир средневекового человека

железный топор

_______________________

мир первобытного человека

каменный топор

__________________________

Беседа по вопросам после прочтения литературных отрывков:

- Почему вы считаете, что в данных отрывках речь идет об этих исторических периодах?

(Главный признак - применяемые орудия труда)

- Какие еще орудия труда, относящиеся к этим периодам, вы можете назвать?

(На основании ответа учащихся учитель выстраивает ло­гический ряд:

например,

каменный топор ► железный топор ► бензопила)

- Как связаны между собой изменения орудий труда и эволюция человека и человеческого общества?

(Примитивные орудия труда требовали совместной работы людей, люди были вынуждены объединяться в большие коллек­тивы. Чем сложней становились орудия труда, тем больше мас­терства требовалось от человека.)

Учитель дает определение технического прогресса, учащиеся записывают его в тетрадь.

Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом.

Учитель: Подумайте, а как может называться развитие самого человеческого общества,

его культуры, экономики, государства?

Учитель записыва­ет на доске новое понятие, учащиеся записывают его в тетрадь.

Социальный - общественный прогресс

Развитие самого общества, его культуры и экономики, государс­тва и политики, сферы труда и быта называют социальным про­грессом.

Учитель: Вернемся к главному вопросу нашего урока, прочи­тайте его, обсудите в группах и сделайте вывод.

Учащиеся обсуждают вопрос и предлагают вывод урока, кото­рый записывается в тетради.

Вывод урока: Развитие человека и человеческого общества происходило благодаря

техническому и социальному прогрессу.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что мы сегодня на уроке узнали нового?

- Чем первобытный человек отличается от современных лю­дей?

- Чем первобытный человек отличался от животных?

- Как связаны между собой развитие орудий труда и эволюция человека и

человеческого общества?

- Что такое технический прогресс?

- Что такое социальный прогресс?

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника, вопросы к § 1;

По желанию: при­думать (устно) рассказ о жизни древнего человека (можно про­иллюстрировать рассказ рисунком).

docbase.org

Читать онлайн «Обществознание. 5 класс»

Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Трудно представить, что первобытные люди были нашими предками.

Но это так. Через много миллионов лет появился человек современного вида (человек разумный) – такой, как мы с вами. Каким образом это произошло?

Древнему человеку нужно было добывать себе пропитание, шить одежду и строить жилище.

Это было нелегко. Требовалось приложить много сил и труда. Чем более сложные задачи ставил перед собой человек, тем совершеннее становился его труд. Орудия, которыми он пользовался в работе, тоже совершенствовались. С помощью каменного топора, деревянного копья, костяного ножа он добывал себе пищу, шил из шкур одежду. Первобытный человек превращался в человека умелого. Ловкими становились его руки. Развивался мозг.

Сначала он охотился на животных, а потом стал их приручать. Овцы, козы, свиньи и коровы постепенно стали домашними животными. Раньше он выкапывал съедобные коренья, рвал плоды диких растений, а теперь начал сеять ячмень и пшеницу, выпекать из муки сытные лепёшки. Раньше он бродил по лесам, горам и долинам в поисках пищи, а теперь стал разумно планировать свой труд. Думал о том, как вырастить урожай, завести овец или коров, построить для них загон или сарай.

Труд помог первобытным людям развить свои способности. Они научились членораздельно говорить, общаться друг с другом. Появилось немного свободного времени для творчества, то есть для создания совсем новых, доселе неизвестных орудий, украшений, изображений.

Пройдёт ещё много времени, прежде чем человек научится писать, передавать свои знания и опыт тем, кто будет жить после него. Он научится познавать себя и окружающий мир.

Так, шаг за шагом древний человек, бессильный перед капризами природы, превращался в разумное существо, человека современного вида.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как жили первобытные люди? Рассмотрите иллюстрации к параграфу.

2. Выделите причины, способствовавшие превращению первобытного человека в человека разумного современного вида.

3. Какую роль в этом сыграл труд? Приведите примеры, как труд влиял на развитие человека.

4*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «труд».

5. Как древний человек познавал мир?

Прочитайте, перескажите, обсудите

Юноша Барс

Племя, что несколько месяцев назад устроило стоянку у горы Большое Копьё, волновалось. Юноша Барс отказался ходить со всеми мужчинами на охоту. «Ты умрёшь от голода, – сказал ему старейшина. – Нам будет не хватать тебя». На это Барс отвечал: «Не заботьтесь обо мне. Я знаю, что делаю». В то время, когда его соплеменники охотились, он собирал различные травы и коренья, приговаривая: «Вот моё мясо. И вот моё мясо». И клал растения в плетённую из травы сумку.

Он любил долгие часы просиживать на берегу ручья. На мокром песке появлялись красивые узоры и загадочные знаки. Эти знаки очень нравились членам племени. Они копировали их на маленьких плоских камушках и брали с собой – на счастье.

Долго наблюдали за странным юношей соплеменники. Они не могли объяснить его чудачества. Он не охотился, но был здоров, крепок, никогда не болел. И тогда решили они выбрать его Хранителем Тайны: ведь он знал то, чего не знали они.

…Барс был первым среди них самостоятельно мыслящим человеком – первобытным учёным.

Закончите рассказ

Десятилетняя девочка из горного племени поймала оленёнка. Старшие велели ей привести оленёнка вечером к костру, чтобы его съесть. Но добрая девочка очень полюбила малыша оленёнка…

Подберите родственные слова

Способности. Творчество. Труд. Человек.

Размышляем над пройденным

1. Жестокими или добрыми были первобытные люди?

2. Заботились ли они о детях?

3*. Пользуясь словарём или Интернетом, сформулируйте, что такое способности и какие способности были у первобытных людей.

Поработайте с рисунками

Рассмотрите рисунки и выберите, какие из них относятся к первобытному обществу, а какие – к более позднему периоду времени и к современности. Составьте маленькие рассказы.

Поиграйте

Первобытный человек попадает в современный универсальный магазин. Он голоден и хочет найти какую-нибудь одежду. Продавцы пытаются научить его правильно вести себя в магазине.

Заполните схему

Используя свои знания по истории Древнего мира, заполните схему превращения первобытного человека в человека современного вида.

knigogid.ru


Смотрите также