Первобытная община как основа воспитания и просвещения. История образования педагогических учений за рубежом воспитание в первобытном обществе Воспитание в дородовом обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3 Вопрос: происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Первобытная община как основа воспитания и просвещения


Тема 1. Зарождение досуговых форм социальной

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Общинный уклад - основа воспитания и просвещения в до-государственный период.

Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Особенности нравственного воспитания - обучение выполнению обрядов, поклонение языческим богам, повиновение старшим членам общины, почитание предков. Воспитывающая роль устного народного творчества. Материалы этнографов о бытовой обрядности, связанной с языческими верованиями.

Появление разновидности клубных форм первобытной эпохи в виде мужских и женских домов. Социальное деление общества на группы. Нерегламентированное общение в мужском доме как канал социализации человека в первобытном обществе. Общественный статус мужских домов в деле приобщения подростков к хозяйственным, общественным делам коллектива.

Становление иерархии отношений в первобытном обществе и роль женских домов как социальных организаций данного периода.

Просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, приговоров, пестушек, сказок, легенд, преданий. Зоофагические праздники, пляски, церемониалы, языческие символы.

Тема 2. Социально-культурная деятельность на руси в X-XIV вв.

Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

Принятие христианства на Руси в X веке. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа. Влияние церкви на все сферы деятельности, сознание и поведение человека, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. Переплетение народных педагогических воззрений с христианским учением и языческими представлениями о силах природы, с суевериями.

Почитание грамотности на Руси. Усвоение философского и педагогического наследия античности, взаимодействие педагогической мысли Древней Руси с педагогическими ценностями Византии и других соседних стран - мощный фактор в развитии культуры, педагогики, просвещения.

Тема 3. Клубные формы социальной организации свободных граждан в античные времена

Достижения греческой цивилизации в первобытную эпоху коллективизма. Жизнь города, государства, гражданской общины в период правления Перикла (около 490-429 до н.э.) как отражение нравственных и гражданских достижений. Понятие термина «досуг» в Древней Греции. Мужские союзы Древней Эллады. Греческая система образования.

Утрата прав женщинами в афинской демократии. Социальное положение женщин в афинском обществе. Община девушек поэтессы Сафо и права их вступления в культурную жизнь, в общество.

Клубные формы организаций свободных граждан Греции. Афинские мастерские. Атмосфера клубной жизни. Рождение клуба «под открытым небом».

Преобразования культурной цивилизации после завоевания Римом Греции. Заимствование культурных греческих традиций римлянами. Возникновение клубных формирований в Риме. Бани (термы) как место общения высшего сенаторского сословия. Харчевни - место общения низшего сословия. Свободные союзы граждан как неофициальные клубные объединения и альтернатива общественному самовыражению простого человека в Древнем Риме.

Регламентированный досуг римлян. Коллегии римской эпохи и их роль в новых религиозных представлениях от греко-римской мифологии.

studfiles.net

история скдтемы

ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ДОСУГОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

Общинный уклад - основа воспитания и просвещения в до-государственный период.

Древние славяне. Педагогические воззрения восточных славян. Подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Особенности нравственного воспитания - обучение выполнению обрядов, поклонение языческим богам, повиновение старшим членам общины, почитание предков. Воспитывающая роль устного народного творчества. Материалы этнографов о бытовой обрядности, связанной с языческими верованиями.

Появление разновидности клубных форм первобытной эпохи в виде мужских и женских домов. Социальное деление общества на группы. Нерегламентированное общение в мужском доме как канал социализации человека в первобытном обществе. Общественный статус мужских домов в деле приобщения подростков к хозяйственным, общественным делам коллектива.

Становление иерархии отношений в первобытном обществе и роль женских домов как социальных организаций данного периода.

Просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, приговоров, пестушек, сказок, легенд, преданий. Зоофагические праздники, пляски, церемониалы, языческие символы.

ТЕМА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РУСИ В X-XIV ВВ.

Кириллица и глаголица - первые славянские азбуки.

Принятие христианства на Руси в X веке. Роль церкви Древней Руси в нравственном воспитании и просвещении народа. Влияние церкви на все сферы деятельности, сознание и поведение человека, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания. Переплетение народных педагогических воззрений с христианским учением и языческими представлениями о силах природы, с суевериями.

Почитание грамотности на Руси. Усвоение философского и педагогического наследия античности, взаимодействие педагогической мысли Древней Руси с педагогическими ценностями Византии и других соседних стран - мощный фактор в развитии культуры, педагогики, просвещения.

ТЕМА 3. КЛУБНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН В АНТИЧНЫЕ ВРЕМЕНА

Достижения греческой цивилизации в первобытную эпоху коллективизма. Жизнь города, государства, гражданской общины в период правления Перикла (около 490-429 до н.э.) как отражение нравственных и гражданских достижений. Понятие термина «досуг» в Древней Греции. Мужские союзы Древней Эллады. Греческая система образования.

Утрата прав женщинами в афинской демократии. Социальное положение женщин в афинском обществе. Община девушек поэтессы Сафо и права их вступления в культурную жизнь, в общество.

Клубные формы организаций свободных граждан Греции. Афинские мастерские. Атмосфера клубной жизни. Рождение клуба «под открытым небом».

Преобразования культурной цивилизации после завоевания Римом Греции. Заимствование культурных греческих традиций римлянами. Возникновение клубных формирований в Риме. Бани (термы) как место общения высшего сенаторского сословия. Харчевни - место общения низшего сословия. Свободные союзы граждан как неофициальные клубные объединения и альтернатива общественному самовыражению простого человека в Древнем Риме.

Регламентированный досуг римлян. Коллегии римской эпохи и их роль в новых религиозных представлениях от греко-римской мифологии.

ТЕМА 4. КЛУБНЫЕ ФОРМЫ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Три этапа становления средневековой эпохи (XIв.; XI-XVвв.; XVI- XVIIвв.). Два направления в культуре средних веков: век (XI) светской или рыцарской культуры; XII-XIII века - городской, крестьянской или народной культуры.

Христианство как важный фактор появления европейской культурной общности. Аскетические кружки. Монастыри как социальные институты Средневековья и центры наук и образования.

Новые прогрессивные тенденции в педагогической мысли XII в., разработка проблем познания и обучения, нравственного совершенствования личности. Развитие идей эстетического воспитания средствами природы, единства эстетических и этических аспектов, формирование чувства гордости за землю русскую, понимание необходимости связи образования и просвещения с жизненными интересами человека. «Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник, свидетельствующий об уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли на Руси.

Песня: свадебная, хороводная, святочная, плясовая, церковная как форма и средство просвещения и обучения. Искусство вышивки, золотого и серебряного шитья. Игровые формы общения. Связь игры с религией, трудовой, досуговой деятельностью.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 гг. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига.

Последствия ига в развитии русской системы воспитания. Изменение «народного духа» в атмосфере угнетения, страха, покорности, обмана, клеветы, доносов, взяток. Изменение положения женщин. Отражение в народных песнях «боязливости, грусти, тоски».

XVII век - создание рыцарских обществ. Внешняя и внутренняя сторона проявления рыцарства. Ритуалы, символика, этикет, атрибутика. Нормы морали. Рыцарские ордена (общества - целостная социосистема с иерархической лестницей подчинения групповым интересам ордена) и рыцарские клубы (закрытые формы в виде домашних пирушек) как два разносторонних направления социокультурного порядка. Студенческие клубы, землячества, университетские общества.

Вторая половина XIV века - зарождение культуры в Италии как питательная среда эпохи Возрождения. Кризис рыцарской культуры в переходный период.

Германия XIV- XV вв. - зарождение мейстерзанга - песенной поэзии. Появление новых клубных форм в виде певческих корпораций, литературно-художественных объединений - камер-риторов.

ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ УКЛАД РОССИИ

В XV-XVII ВВ.

XV-XVII вв. - время развития феодальных и крепостнических отношений. Просвещение в XV-XVII вв. и духовная жизнь народа. Неграмотность большей части населения, распространение темных суеверий, «огрубление» семейных нравов.

Положение женщины - затворницы. Раздельное проведение свободного времени мужчинами и женщинами в боярских семьях.

Идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей. Начало развития базы просвещения. Появление книгопечатания, его роль в просвещении не только феодалов, духовенства, но и простых людей. Открытие 1-й типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последующих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве.

Первые упоминания о досуге. Понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг».

Отношение к досугу в России. Праздники храмовые, календарные, трудовые, семейные. Праздники весенние, летние, осенние, зимние. Запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; наказания за плясы, громкий смех в середине XVII века. Расширение функций семьи. Внимание к семейному воспитанию в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домострой» XVI века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Научение «страху божию и также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе» («Домострой»).

Влияние социального статуса на способы, формы досуговых занятий. Особенности проведения досуга различными сословиями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере. Крестьянский досуг в России. Ориентация дворянства на западные формы досуга.

Благотворительные функции церкви. Влияние древнерусской обители на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Деятельность церковной общины в области развития народного просвещения, устройства училищ. Влияние привнесенных из Византии образцов «странноприимниц», «сиропитательниц» на создание аналогичных на Руси христианско-педагогических и филантропических учреждений. Развитие «благотворения», заботы о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей.

«Взращение бесприютных детей» - нравственная обязанность духовенства. Русское духовенство - просветитель народа, его нравственная опора.

Благотворительность как необходимое условие личного нравственного здоровья.

Анализ развития просвещения на основе «рукоприкладства» по разного рода документам (челобитные, поручные, духовные, обыски и т.п.), а также исходя из фактов, отраженных в «Жити¬ях» русских святых. Равенство образования различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» древнерусских монастырей и древнерусской школы.

Решения Стоглавого собора (церковно-земского) 1551 г. и их влияние на культурно-просветительскую сферу.

Раскол русской православной церкви в XVII в. и его последствия. Процесс «обмирщения» культуры XVIII века.

Открытие Московской славяно-греко-латинской академии в 1687 г., ее роль как центра просвещения в России. Роль Киевской академии как «рассадника просвещения в России» (Терещенко А. Быт русского народа).

ТЕМА 6. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ

ПЕРВЫХ КЛУБОВ

Англия и ее клубные традиции. Универсальность клубных традиций. Политико-экономические аспекты возникновения клубного явления в средневековой Англии. Новые взгляды, верования, обычаи.

Появление бесчисленного количества обществ и организаций, клубных традиций. Конец XVI века - исторически фиксируемое появление клубов в Англии (между 1590-1610 годами). Организация политических клубов.

Аристократические или элитарные клубы как качество и стиль жизни в социальной системе английского общества. Устойчивые традиции клубного досуга. Появление спортивных, танцевальных, музыкальных, религиозных клубов.

Организация клубов по четко выраженной социальной ориентации. Клубы рабочих, служащих, студентов, подростков, морские клубы, военные и т.д. Характеристика клубов, содержание их деятельности по формированию норм поведения англичанина.

Общение как основной вид деятельности любого клуба. Традиционные обеды как темы общения.

Общее рабочее движение в Англии. Рабочие и политические клубы с их нелегальным характером. Возникновение 14 июня 1862 года организации «Союз рабочих клубов». Значение клубов для английского рабочего движения. Консервативные клубы как арена политической пропаганды и место отдыха рабочих. Традиции политического просвещения в клубах.

Деятельность женского политического клуба «Лига Подснежника». Нетрадиционные методы пропаганды, элементы ролевой игры.

Спектр клубных формирований: женские клубы, клубы молодых работниц, деревенские клубы. Рентабильность клубов и их функционирование по удовлетворению интересов граждан.

Французские клубы как порождение революционных эпох. Просветительские идеи революционных клубов, салонов. Их специфика организационно-просветительской деятельности. Особенности организации клубов-церкви (коммунары и католицизм): проект устава, задачи.

ТЕМА 7. ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

НА СТАНОВЛЕНИЕ КЛУБНЫХ ФОРМ В РОССИИ

Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII в.

Всеобъемлющий характер преобразований первой четверти XVIII века. Изменения быта различных сословий.

Предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформирование первой славянской азбуки. Создание нового гражданского алфавита, выпуск светской развлекательной, познавательной и научной литературы.

Попытка создать в России в XVIII веке систему народного просвещения; планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей».

Развитие и применение идей философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей в России.

Значение деятельности М.В. Ломоносова для развития в России науки и просвещения. Открытие Московского университета в 1755 г.

Традиционные досуговые формы общения крестьянства. Развитие досуговых форм общения и организаций типа клубных в сфере русского дворянства. Специфика досуга городского «работного люда». Особенности общественных форм досуга детей, подростков, семей.

Развитие европейских форм досуга в России.

Культурные преобразования Петра. Внедрение европейской культуры в быт допетровской Руси.

Собрания нового типа «журфисты». Первые начинания культурных традиций времяпрепровождения на уровне высшего сословия. Влияние Петра 1 на появление в России ассамблей (в конце 1718 года), балов, маскарадов. Формы организации досуга, связанные с природой клубов. Дворянские салоны, клубы. Возникновение Московского благородного дворянского собрания и его роль в появлении новых досуговых занятий.

Становление клуба «Великобританский славный монастырь» («всешутейший собор») - с регламентом веселого монастыря для иностранцев. Балы, праздники, маскарады как неотъемлимая часть жизни русского дворянства. Организация зверинцев, шутовских потех как замена локальных форм общения.

Реформы Петра I в области социального призрения (создание благотворительных учреждений для инвалидов, пленных, детей, бездомных; запреты на профессиональное нищенство. Лишение церкви монополии на филантропию, социальное призрение, создание новых административно-государственных органов для государственного регулирования социальных процессов и др.). Петровские реформы и рост образованности высшего сословия. Уменьшение числа грамотных в низшем сословии: «Образованность.., возвысившись качественно, понизилась количествен¬но» (Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII-ХУ11 вв.-СПб., 1894).

Проведение свободного времени купечеством. Ориентация на досуговые формы развлечений дворянства и близость к патриархальным крестьянским традициям. Образование первых купеческих клубов.

Досуговые развлечения мещан. Образование любительских театров, общественных библиотек, музеев.

Влияние Екатерины II на развитие социальной помощи населению. Клубы Екатерины Великой. Формы клубной организации - большие и малые эрмитажные собрания. Появление первых клубов (клобов). Карточная игра как обязательный элемент досуга дворян. Ф. Гарднеръ - основатель первого российского клуба (Английского клуба). Устав, специфика деятельности.

Деятельность Вольного экономического общества (с 1765 г.) по распространению практических сельскохозяйственных, меди¬цинских и других знаний.

ТЕМА 8. КЛУБНЫЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX вв.

Распространение общественных, политических, литературных, художественных обществ, различных кружков в студенческой, литературно-художественной, военной, купеческой среде. Воссоздание Английского клуба, функционирование Купеческого клуба, московского Немецкого клуба.

Деятельность знаменитых людей - Куракины, Лопухины, Головины, Тургеневы, Строгановы и других по организации клубов.

Клуб «Соединенного общества» и его эволюционные этапы развития. Клубные формы досуга и внешнеклубная организация жизни.

Благотворительная деятельность клубов. Увеселительные мероприятия. Конец 1810-х - 1820-х г. - форма жесткого общения - менталитет человека XIX века. Появление кружков - нового объединения людей.

Художественное творчество крепостных.

Особенности организации, форм, содержания призрения в первой половине XIX в. «Закрытое» и «открытое» призрение. Начало женского образования в России.

Учреждение первых благотворительных обществ в России. Деятельность императрицы Марии Федоровны в области социального призрения и благотворительности.

Бурное развитие культурно-просветительной мысли общественного и частного призрения в России во второй половине XIX в. Отмена крепостного права. Влияние реформ 60-х гг. на экономическое и социально-культурное развитие общества. Перестройка системы просвещения в стране после отмены крепостного права. Внешкольное образование в пореформенный период. Влияние процесса распространения грамотности на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию.

Возникновение и развитие воскресных школ. Роль земства в развитии образования, культурно-просветительной деятельности.

Развитие наряду с традиционным фольклорным художественным исполнительством любительского организованного творчества, художественной самодеятельности.

Культурно-просветительные и социокультурные просветительные идеи и деятельность декабристов. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о просвещении народа и распространении культуры.

Роль литературы в воспитательной, культурно-просветительной работе; общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в литературе.

Влияние разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии на проникновение в народную среду художественной культуры. Организация С.И. Тургеневым в 1816 г. «Русского клуба». 1819г. - деятельность клуба «Зеленая лампа». Создание и развитие хоров, драмкружков, образцовых кружков и ансамблей. Культурно-просветительная деятельность выдающихся представителей отечественной культуры. Деятель¬ность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» — объединения русских композиторов.

Кружок Н.В. Станкевича. «Кружки образованных людей», домашние кружки. Кружок - организация мужского общения, салоны - культурное пространство женщин.

Российские клубы революционных времен.

Зарождение и развитие профессиональных союзов в России в годы революции 1905-1907 гг. Социально-политическая и культурно-просветительная деятельность союзов.

Создание различных комитетов, обществ, попечительств (трезвости, грамотности, университетов, народных развлечений и гуляний, бедных и др.).

Дальнейшее формирование системы социального призрения в России. Благотворительная деятельность русской православной церкви, религиозных организаций различных конфессий. Вклад российских меценатов: дворян, купцов, мещан, заводчиков, фабрикантов, мастеровых в развитие культуры, просвещения, здравоохранения, социального призрения. Начало подготовки специалистов для социальной работы.

Состояние грамотности населения России; темпы развития образования.

Появление специальных внешкольных учреждений - Народных домов. Инициатива кооперативов, сельских обществ в строительстве Народных домов; участие земств, казны, частных лиц. Основные принципы деятельности Народных домов - «отсутствие принуждения, свобода выбора, общедоступность, поучительность и общепонятность».

Анализ уставов различных Народных домов, организуемых для того, чтобы человек мог «с пользой употреблять свое свободное время и получать образовательные и разумные развлечения», а также «с целью развития культурно-просветительных начал среди местного населения» и предоставления ему возможности «использования праздничного и свободного от занятий времени».

Развитие публичных библиотек, публичных чтений, музейной работы. Культурно-просветительная, экскурсионная, лекционная деятельность музеев. Появление радио, кинематографа. Развитие спортивных видов досуговой деятельности.

Зарождение и развитие детских клубов, женских клубов, педагогического, санитарно-просветительного воспитания родителей, создание обществ врачей, краеведов, театральных и литературных обществ. Идеи о взаимодействии семьи и школы.

Научно-педагогическая деятельность А.У. Зеленко, С.Т. Шацкого.

Просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина. Вечерне-воскресные школы общества самообразования. Дом В.Д. Поленова. Его роль в организации методической помощи фабричным, деревенским и школьным театрам.

Развитие первых легальных и подпольных рабочих и социал-демократических клубов. Особенности их культурно-просветительной, общественно-политической работы в конце 90-х гг. и начале XX в.

Церковь и досуг в России. Сущность и особенности влияния. Ослабление нравственного влияния церкви.

Расширение рекреативной и развивающей функций досуга в начале XX в. Развитие исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России.

Революционные события в России в начале XX в. Изменение содержания культурно-просветительной и досуговой деятельности.

Особенности социальной работы в условиях первой мировой войны: помощь жертвам войны, беженцам, инфекционным больным и др.

Социально-культурные проблемы российского общества накануне свержения самодержавия.

ТЕМА 9. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРИОД

ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Февральская революция 1917 г. Социально-культурная политика новой власти. Социальные проекты Временного правительства. Народные инициативы.

Предоставление политических прав женщинам России. Демократические тенденции в социокультурной, досуговой сферах.

Развитие клубов, библиотек, учреждений социальной помощи, органов печати. Попытки реорганизации управления социальной сферой, народным просвещением, внешкольным образованием.

Октябрьская революция. Первые мероприятия по созданию и развитию системы политико-просветительной работы.

Изменения в социальной структуре общества и социальная политика большевиков в первые послеоктябрьские месяцы.

Новые органы управления образованием и социальной сферой.

Идеи победившей власти в области просвещения и внешкольного образования; их реализация.

Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятия по их реализации на местах. Установление идеологического диктата.

Внедрение новых форм и методов работы, отвечающих требованиям нового политического строя.

Деятельность Наркомпроса, профсоюзов, Пролеткульта и других государственных и общественных организаций в области просвещения, культуры, досуга трудящихся.

Организация работы по ликвидации неграмотности.

Гражданская война и расширение идеологических запретов. Формирование централизации управления. Образование агитпропотделов в партийных органах в 1919 г. Создание в 1920 г. Глав-политпросвета как центра всей политико-просветительной и воспитательной работы в стране. Формирование системы партийного руководства через парткомы, парткомиссии, клубные партийные фракции и т.п.

Вытеснение «мягких форм централизации» (выражение руководителей Наркомпроса) жесткими командными методами; огосударствление профсоюзных, кооперативных и других КПУ, усиление диктата и монополии государственного аппарата. Свертывание самодеятельности масс, общественных начал.

Массовые формы «воспитания и перевоспитания» народа: митинги, кампании, массовые гуляния, социалистические соревнования, субботники, воскресники и др.

Деятельность агитпароходов, агитпоездов, агитвагонов, агитповозок, «красных юрт», «красных чумов» и др.

Осложнение положения в сфере культуры: нарастание материально-финансовых трудностей, истощение дореволюционного запаса капитала, утверждение «остаточного принципа». Резкое сокращение количества школ, библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений.

Кадровый «голод» вследствие подбора кадров для внешкольной работы по принципу партийной и классовой принадлежности. Бедность учителей, просветительных работников.

Социально-экономические проблемы советской власти: продовольственный кризис, голод, эпидемии, беженство, проституция, беспризорничество, разруха, раненые и инвалиды, деклассирование рабочего класса, маргинализация населения, безработица.

Теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Острота проблем социально-культурного развития общества. Угроза разрушения культуры, культурного наследия. «Письма Луначарскому» В.Г. Короленко; «Несвоевременные мысли» М. Горького о судьбах российской культуры, российской интеллигенции. Установление партийного диктата и классового подхода к культуре, науке, просвещению, досугу, всей социально-культурной жизни общества. Первая эмиграционная волна.

Расширение сети и особенности работы женских клубов в среднеазиатских республиках. Политико-просветительная работа с женским населением.

Семья и семейная политика: от разрушения семьи до установления жестких семейных «скреп».

Закрытие органов печати, ряда общественных культурно-просветительных, благотворительных обществ, комитетов, комиссий.

Обобществление различных благотворительных организаций и их финансов. Национализация культурных ценностей.

Развитие сети политико-просветительных учреждений. Передача под школы, избы-читальни церковно-приходских школ, барских поместий. Поддержка коллективов трудящихся по созданию клубов, библиотек, изб-читален, школ-ликбезов, народных университетов и других культурно-просветительных учреждений. Особенности работы учреждений просвещения и культуры в национальных регионах.

Основные теоретические положения внешкольной, культурно-просветительной, политико-просветительной работы в трудах П.П. Блонского, А.А. Богданова, Б.О. Боровича, И.Гревса, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, В.Ф. Плетнева, М.А. Растопчиной, М. Томского, Л. Троцкого, С.Т. Шацкого и др.

Введение новой экономической политики. Некоторый отход от принципа централизации и методов административно-командного управления, утвердившихся в годы военного коммунизма. Особенности политпросветработы на частных предприятиях. Ориентация на развитие демократических форм руково¬дства политпросветительной сферой.

Деятельность клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

Кружки «синеблузников», «живгазетчиков», инсценированные суды и расширение работы с семьей, детьми и подростками.

Подготовка кадров для политпросветучреждений. Развитие художественной самодеятельности и библиотечного дела.

studfiles.net

происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества

Воспитание является едва ли не самой древней сферой человеческой деятельности. Оно возникло на заре человеческой истории вместе с появлением человеческого общества. Во все времена педагоги искали лучший путь помощи людям в использовании данных им природой возможностей, в формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания о воспитании, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, из них оставались самые жизнестойкие, самые полезные. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, а её предпосылками, истоками служили первоначальные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта, закреплённого в образе жизни, традициях, обычаях людей, в народной педагогике.

Этапы развития:

  1. переход от животного состояния к человеческому с помощью труда. Человек начал производить орудия труда, а это сложно и прилшлось передавать опыт и воспитывать. Активное включение ребенка в жизнь

  2. появление первобытной общины. развитие трудовых навыков, чувства коллективизма, безусловного подчинения интересов отдельной личности интересам рода и племени, ознакомление с обычаями и нормами поведения данного общества. Вот почему взрослые должны были передать подрастающему поколению знания, формировать умения и навыки, контролировать и исправлять действия детей, широко используя при этом показ, одобрение или неодобрение.

  3. Расслоение первобытного общества на богатых и бедных. Разный класс – разное воспитание

Таким образом, при всей примитивности первобытнообщинного воспитания, отражающего низшую ступень развития человеческого общества, воспитательные идеи этого периода не исчезли с исторической арены, а напротив, явились исходной точкой всего последующего развития педагогического процесса. От него отталкивались все последующие исторические модификации образования и воспитания, сохранив его многие существенные характеристики в составе так называемой педагогики – единство жизни и воспитания, раннее включение ребенка в трудовые процессы воспитание социального начала в человеке и обществе, а также роль воспитателя (учителя), обладающего качествами опытнейшего и мудрейшего члена первобытного общества умеющих осуществлять преемственную связь поколений, передачу норм поведения старших, приобщение подрастающего поколения к труду.

4 Вопрос: практическая деятельность и педагогические взгляды песталоцци.

Песталоцци был выдающимся теоретиком и практиком буржуазно-демократической педагогики. Он самоотверженно отдал все силы делу воспитания детей бедноты. Его несомненной заслугой является то, что он всемерно подчеркивал роль воспитания в развитии ребенка и указал на необходимость планомерно осуществлять это воспитание в семье и школе.

Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу — гармонически развивать все природные силы и способности человека. Он создал теорию элементарного образования, сыгравшую большую роль в борьбе с догматическим обучением и механическим запоминанием, способствовавшую развитию народных школ в XIX веке. Он высказал ряд очень ценных мыслей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, тесно связанной с жизнью и потребностями народных масс, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни.

Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. В силу исторически ограниченного мировоззрения он не сумел правильно решить вопрос о единстве процесса вооружения учащихся знаниями и развития их умственных сил. Он переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, отделяя развитие мышления от накопления знаний, становился на путь оправдания теории формального образования. Эту сторону учения Песталоцци особенно развили некоторые из его учеников.

Но идея развивающего школьного обучения, выдвинутая Песталоцци, оказала, несомненно, положительное влияние на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

studfiles.net

История образования педагогических учений за рубежом воспитание в первобытном обществе Воспитание в дородовом обществе

ПЛАН

  1. Воспитание в дородовом обществе.

  2. Воспитание в родовой общине.

  3. Воспитание в период разложения первобытного общества.

На первой ступени развития первобытного общества, в дородовом обществе, люди присваивали готовые продукты природы, занимались охотой. Все, что добывалось, то и потреблялось. Этот процесс был трудоемкий, но несложный. В нем довольно рано могли принимать участие и дети.

Воспитание подрастающего поколения в условиях дородового строя носило крайне ограниченный и примитивный характер. Дети принадлежали всем, были общими, поэтому их воспитание члены первобытной общины осуществляли коллективно. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, которые сопровождали жизнь первобытных людей.

Первобытное общество было бесклассовым, поэтому воспитание в нем носило равный для всех детей характер. На определенной стадии развития общества известные различия устанавливались для мальчиков и девочек: мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в изготовлении оружия, охоте, рыбной ловле, а девочки вместе с женщинами готовили пищу, делали посуду, одежду.

Воспитание в родовой общине

На этой ступени развития человеческого общества появилось скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил усложнялось и воспитание, которое приобретало более многосторонний и планомерный характер. Возникала необходимость в более организованном воспитании, и родовая община стала поручать воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, обучали письму. Сказания, игры и песни в это время являлись источником воспитания нравов, поведения, определенных черт характера.

Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. Включение юношей и девушек в число полноправных членов рода сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящением», во время которых проверялась их подготовленность к жизни.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родом, расширение его содержания, введение испытаний, которыми оно завершалось, свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма человеческой деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Индивидуальный брак был крупным историческим прогрессом. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, начала вести самостоятельное хозяйство. Наряду с общественным появилось и семейное воспитание. Выделились господствующие группы населения, которые старались умственное образование отделить от обучения занятиям, требующим физического труда. Начатки знаний (обмер полей, предсказание наводнений, приемы лечения и т.д.) они старались сосредоточить в своих руках , сделать их своей привилегией. Для обучения этим занятиям стали создаваться специальные учреждения (школы).

studfiles.net


Смотрите также