Счет у первобытных людей доклад. Реферат "Нестандартные приемы устного счёта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Статья: Знание первобытных людей. Счет у первобытных людей доклад


Реферат "Нестандартные приемы устного счёта"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тхорёвская основная общеобразовательная школа »

Каменского муниципального района

Воронежской области

Нестандартные приемы устного счета

(реферат)

с.Тхорёвка 2015

Выполнила:

учащаяся VI класса

МКОУ «Тхорёвская ООШ»

Свешникова Вера Васильевна

Научный руководитель:

учитель математики

Романенко В.Я.

  1. Введение.

  2. Основная часть:

2.1Возникновение счёта у первобытных людей.

2.2 Таблица умножения на «пальцах».

2.3 Люди – феномен быстрого счёта

2.4 Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10.

2.5 Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10.

2.6 Умножение на одиннадцать (по Трахтенбергу)

2.7 Умножение на 22,33,…,99

2.8Умножение на число 111, 1111 и т. д., зная правила умножения

двузначного числа на 11.

2.9 Умножение двузначного числа на 101, 1001 и т.д..

2.10 Умножение на 37

    1. Умножение трёхзначного числа на 999.

3.Заключение.

4.Список используемой литературы.

5.Приложение.

Введение

Для участия в научно-практической конференции школьников я достаточно быстро определилась с выбором темы. Мне всегда было интересно, какими методами пользуются учителя математики при проверке тетрадей, при объяснении нового материала, когда приходится произвести быстрый расчёт. Определённые приёмы быстрого счёта, предложенные на уроках, мне давались легко, но мне больше хочется узнать о том, как можно еще использовать быстрый счёт на более сложных числах.

В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление. Такие навыки помогут человеку в учёбе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счёт – настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения. Производя математические вычисления в уме, человек пользуется, по сути, теми же правилами, что и при письменных вычислениях. И оказалось, что большие познания можно получить обратившись к литературе, часть из которой мне предложила руководитель моего реферата Романенко В.Я., подсказав суть некоторых способов счёта. Проанализировав очень многие статьи, я открыла для себя очень интересные исторические данные о необычных способах быстрого счёта, а также много закономерностей и неожиданных результатов. Для меня было необычно, что приложив немного усилий, я теперь смогу и сама вести быстрый счёт и поделиться этими познаниями с одноклассниками , со взрослыми и со знакомыми. И, как правило, они, заинтересованные этим, начинают использовать такие приёмы и способы. Приёмов рациональных вычислений в учебниках практически нет.

Я выбрала тему «Нестандартные приемы устного счета» потому, что я люблю математику и хотела бы научиться считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора.

Я поставила перед собой проблему: найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, не рассматриваемые непосредственно в школьном курсе математики.

Объект исследования – вычислительные навыки и быстрый счёт на уроках предметов естественно – математического цикла.

Предмет исследования – нестандартные приёмы и навыки устного счёта при умножении натуральных чисел.

Задачи 1)узнать об упрощённых, нестандартных способах устных вычислений при умножении натуральных чисел.

2)рассмотреть и показать на примерах применение нестандартных способов при умножении чисел.

Методы исследования:

1) сбор информации;

2) систематизация и обобщение.

Цель исследовательской работы: изучить методы и приёмы быстрого счёта и доказать необходимость умения быстрого счёта и эффективного использования этих приёмов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум «обычного» человека и не требуют уникальных способностей. Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память учащегося.

Возникновение счёта у первобытных людей

Никто не знает, как впервые появилось число, как первобытный человек начал считать. Однако десятки тысяч лет назад первобытный человек собирал плоды деревьев, ходил на охоту, ловил рыбу, научился делать каменный топор и нож, и ему приходилось считать различные предметы, с которыми он встречался в повседневной жизни. Постепенно возникала необходимость отвечать на жизненно важные вопросы: по сколько плодов достанется каждому, чтобы хватило всем, сколько расходовать сегодня, чтобы оставить про запас, сколько нужно сделать ножей и т.п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать и вычислять.

Вначале человек научился выделять единичные предметы. Например, из стаи волков, стада оленей он выделял одного вожака, из выводка птенцов – одного птенца и т.д. Научившись выделять один предмет из множества других, говорили «один», а если их было больше – «много». Даже для названия числа «один» часто пользовались словом, которым обозначался единичный предмет, например «луна», «солнце». Такое совпадение названия предмета и числа сохранилось в языке некоторых народов до наших дней.

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, крылья, руки) привели человека к представлению о числе два. До сих пор слово «два» на некоторых языках звучит так же, как «глаза» или «крылья».

Если предметов было больше двух, то первобытный человек говорил «много». Лишь постепенно человек научился считать до трёх, затем до пяти и до десяти и т.д. Название каждого числа отдельным словом было великим шагом вперёд.

Для счёта люди использовали пальцы рук, ног. Ведь и маленькие дети тоже учатся считать по пальцам. Однако этот способ годился только в пределах двадцати.

Выход нашелся: считать на пальцах до 10, а затем начинать сначала, отдельно подсчитывая количество десятков. Система счисления на основе десяти возникла как естественное развитие пальцевого счёта.

По мере развития речи люди начали использовать слова для обозначения чисел. Отпала необходимость показывать кому-то пальцы, камешки или реальные предметы, чтобы назвать их количество. Для изображения чисел стали применяться рисунки, чертежи или символы. Существовали и системы с отдельными символами для каждой цифры до 9 включительно, как в арабской системе счисления, которую мы сейчас используем, а у греков имелся специальный символ и для 10.

При помощи пальцев рук люди научились не только считать большие числа, но и выполнять действия сложения и вычитания.

Древние торговцы для удобства счёта начали накладывать зерна и раковины на специальную дощечку, которая со временем стала называться абаком.

Особенно сложны и трудны были в старину действия умножения и деления, особенно последнее. «Умноженье – мое мученье, а с деленьем – беда» – говорили в старину. Тогда не существовало еще, как теперь, одного выработанного практикой приёма для каждого действия. Напротив, в ходу была одновременно чуть ли не дюжина различных способов умножения и деления – приёмы один другого запутаннее, твёрдо запомнить которые не в силах был человек средних способностей. Каждый учитель счётного дела держался своего излюбленного приёма, каждый «магистр деления» (были такие специалисты) восхвалял собственный способ выполнения этого действия.

Таблица умножения на «пальцах»

Таблица умножения – те необходимые в жизни каждого человека знания, цахсовсем не элементарно. Это потом уже с легкостью мага мы «щелкаем» примеры на умножение: 2·3, 3·5, 4·6 и т.д., но со временем все чаще забываемся на множителях ближе к 9. Вот удивительный способ умножения на 9 «на пальцах».

Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке). Допустим, хотим умножить 9 на 7.  Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать 9. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 7. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа – количество единиц. Слева у нас 6 пальцев не загнуто, справа – 3 пальца. Таким образом, 9·7=63. Ниже на рисунке детально показан весь принцип «вычисления».

Еще пример: нужно вычислить 9·9=? По ходу дела скажем, что в качестве «счетной машинки» не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмите к примеру 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 9-ю клеточку. Слева осталось 8 клеточек, справа – 1 клеточка. Значит 9·9=81. Все очень просто.

Умножение для числа 8. Действия здесь похожи на умножение для числа 9 за некоторыми изменениями. Во-первых, поскольку числу 8 не хватает уже двойки до круглого числа 10, нам необходимо каждый раз загибать сразу два пальца – с номером х и следующий палец с номером х+1. Во-вторых, тотчас же после загнутых пальцев мы должны загнуть еще столько пальцев, сколько осталось не загнутых пальцев слева. В-третьих, это напрямую работает при умножении на число от 1 до 5, а при умножении на число от 6 до 10 нужно отнять от числа х пятерку и выполнить расчёт как для числа от 1 до 5., а к ответу затем добавить число 40, тпотому что иначе придется выполнять переход через десяток, что не совсем удобно «на пальцах», хотя в принципе это не так сложно. Вообще надо заметить, что умножение для чисел ниже 9 тем неудобнее выполнять «на пальцах», чем ниже число расположено от 9.

Теперь рассмотрим пример умножения для числа 8. Допустим, хотим умножить 8 на 3. Загибаем палец с номером 3 и за ним палец с номером 4 (3+1). Слева у нас осталось 2 незагнутых пальца, значит нам необходимо загнуть еще 2 пальца после пальца с номером 4 (это будут пальцы с номерами 5 и 6). Осталось 2 пальца не загнуто слева и 4 пальца – справа. Следовательно, 8·3=24.

Еще пример: вычислить 8·8=?  Как было сказано выше, при умножении на число от 6 до 10 нужно отнять от числа х пятерку, выполнить расчет с новым число х-5, а затем добавить к ответу число 40. У нас х=8, значит загибаем палец с номером 3 (8-5=3) и следующий палец с номером 4 (3+1). Слева два пальца остались не загнуты, значит загибаем еще два пальца (с номером 5,6). Получаем: слева 2 пальца не загнуты и справа – 4 пальца, что обозначает число 24. Но к этому числу нужно еще добавить 40: 24+40=64. В итоге 8·8=64.

Люди – феномен быстрого счёта

Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие ученые, в частности Андре Ампер и Карл Гаусс. Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.

До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой. Известными российскими «суперсчетчиками» являются Арон Чиквашвили, Давид Гольдштейн, Юрий Горный, зарубежными – Борислав Гаджански, Вильям Клайн, Томас Фулер и другие.

Хотя некоторые специалисты уверяли, что дело во врожденных способностях, другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных «феноменальных» способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы.

Истина как обычно, оказалась на некоей «золотой середине» сочетания природных способностей и грамотного, трудолюбивого их пробуждения, взращивания и использования. Те, кто следуя Трофиму Лысенко уповают исключительно на волю и напористость, со всеми уже хорошо известными способами и приемами устного счёта обычно при всех стараниях не поднимаются выше очень и очень средних достижений. Более того, настойчивые попытки «хорошенько нагрузить» мозг такими занятиями как устный счёт, шахматы вслепую и т.п. легко могут привести к перенапряжению и заметному падению умственной работоспособности, памяти и самочувствия (а в наиболее тяжелых случаях – и к шизофрении). С другой стороны и одаренные люди при беспорядочном использовании своих талантов в такой области как устный счёт быстро «перегорают» и перестают быть в состоянии длительно и устойчиво показывать яркие достижения. Один из примеров удачного сочетания обоих условий (природной одаренности и большой грамотной работы над собой) показал наш соотечественник, уроженец Алтайского края Юрий Горный.

Пожалуй, единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого повышения быстроты устного счёта создана была в годы второй мировой войны цюрихским профессором математики Я. Трахтенбергом.  Она известна под названием «Система быстрого счёта». История ее создания необычная. В 1941г. гитлеровцы бросили Трахтенберга в концлагерь. Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счёта. Уже с самого начала результаты были самые отрадные. Учащиеся радовались вновь приобретенным навыкам и с воодушевлением двигались вперед. Если раньше их отталкивала монотонность, то сейчас их привлекало разнообразие приёмов. Шаг за шагом, благодаря достигнутым ими успехам, рос интерес к занятиям. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.

Также разработкой приёмов быстрого счёта занимались другие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие.

Приведу примеры умножения чисел, получившие наибольшее описание в литературе.

Умножение на 11 числа, сумма цифр которого не превышает 10

Чтобы умножить на 11 число, сумма цифр которого 10 или меньше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю (третью) цифру оставить без изменения.

27 х 11= 2 (2+7) 7 = 297;

62 х 11= 6 (6+2) 2 = 682.

Умножение на 11 числа, сумма цифр которого больше 10.

Чтобы умножить на 11 число, сумма цифр которого 10 или больше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю (третью) цифру оставить без изменения.

86 х 11= 8 (8+6) 6 = 8 (14) 6 = (8+1) 46 = 946.

Умножение на одиннадцать (по Трахтенбергу).

Разберем на примере: 633 умножить на 11.

Ответ пишется под 633 по одной цифре справа налево, как указано в правилах.

Первое правило. Напишите последнюю цифру числа 633 в качестве правой цифры результата

633*11

3

Второе правило. Каждая последующая цифра числа 633 складывается со своим правым соседом и записывается в результат.3+3 будет 6. Перед тройкой записываем результат 6.

633*11

63

Применим правило еще раз: 6+3 будет 9. Записываем и эту цифру в результате:

633*11

963

Третье правило. Первая цифра числа 633, то есть 6, становится левой цифрой результата:

633*11

6963

Ответ: 6963.

Умножение на 22,33,…,99

Чтобы двузначное число умножить на 22,33,…, 99, надо этот множитель представить в виде произведения однозначного числа (от 2 до 9) на 11, то есть 33 = 3 х 11; 44 = 4 х 11 и т.д. Затем произведение первых чисел умножить на 11.

Примеры:

18 х 44 = 18 х 4 х 11 = 72 х 11 = 792;

42 х 22 = 42 х 2 х 11 = 84 х 11 = 924;

13 х 55 = 13 х 5 х 11 = 65 х 11 = 715;

24 х 99 = 24 х 9 х 11 = 216 х 11 = 2376.

Умножение на число 111, 1111 и т. д., зная правила умножения двузначного числа на число 11.

Если сумма цифр первого множителя меньше 10, надо мысленно раздвинуть цифры этого числа на 2, 3 и т.д. шага, сложить цифры и записать соответствующее количество раз их сумму между раздвинутыми цифрами. Количество шагов всегда меньше количества единиц на 1.

Пример:

24х111=2(2+4) (2+4)4=2664 (количество шагов - 2)

24х1111=2(2+4)(2+4)(2+4)4=26664 (количество шагов - 3)

При умножении числа 72 на 111111 цифры 7 и 2 надо раздвинуть на 5 шагов. Эти вычисления можно легко произвести в уме.

42 х 111 111 = 4 (4+2) (4+2) (4+2) (4+2) (4+2) 2 = 4666662. (количество шагов – 5)

Если единиц 6, то шагов будет 1 меньше, то есть 5.

Если единиц 7, то шагов будет 6 и т.д.

Умножение двузначного числа на 111, 1111, 1111 и т.д., сумма цифр которого равна или больше 10.

Немного сложнее выполнить устное умножение, если сумма цифр первого множителя равна 10 или более 10.

Примеры:

86 х 111 = 8 (8+6) (8+6) 6 = 8 (14) (14) 6 = (8+1) (4+1) 46 = 9546.

В этом случае надо к первой цифре 8 прибавить 1, получим 9, далее 4+1 = 5; а последние цифры 4 и 6 оставляем без изменения. Получаем ответ 9546.

Умножение двузначного числа на 101, 1001 и т.д.

Пожалуй, самое простое правило: припишите ваше число к самому себе. Умножение закончено. Пример:

32 х 101 = 3232; 47 х 101 = 4747;

324 х 1001 = 324 324; 675 х 1001 = 675 675;

6478 х 10001 = 64786478;

846932 х 1000001 = 846932846932.

Умножение на 37

Прежде чем научиться устно умножать на 37,надо хорошо знать признак делимости и таблицу умножения на 3. Чтобы устно умножить число на 37, надо это число разделить на 3 и умножить на 111.

Примеры:

24 х 37 = (24 : 3) х 37 х 3 = 8 х 111 = 888;

18 х 37 = (18 : 3) х 111 = 6 х 111 = 666.

Умножение трёхзначного числа на 999

Любопытная особенность числа 999 проявляется при умножении на него всякого другого трёхзначного числа. Тогда получается шестизначное произведение: первые три цифры есть умножаемое число, только уменьшенное на единицу, а остальные три цифры (кроме последней) – «дополнения» первых до 9. Например:

385 * 999 = 384615

573 * 999 = 572427                           943 * 999 = 942057

Заключение

Система быстрого счёта по Трахтенбергу основана на закономерностях умножения чисел. Чтобы умножить на 11, 12, 6 и т.д. нужно знать алгоритм выполнения. Этим система неудобна, нужно в памяти держать много правил быстрого счёта, но система Трахтенберга показывает как красива математика, если человек открывает тайны её закономерностей, изучает их и учится применять их на практике.

Как мы видим, быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно разработанная система. Раз есть система, значит её можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.

Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.

Используя некоторые из этих методов на уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.

Список использованной литературы

  1. «Устный счёт – гимнастика ума» Г.А.Филиппов

  2. «Алгоритмы ускоренных вычислений» Л.В. Бикташева

  3. «Устный счет». Э.Л.Струнников

  4. «Математическая шкатулка» Ф.Ф.Нагибин Е.С.Канин

  5. «Мир чисел» Г.И. Зубелевич В.И.Ефимов

  6. «Задачи для математического кружка» Е.Г.Козлова

  7. «Развитие вычислительной культуры учащихся» НЛ. Мельникова

  8. Библиотечка «Первое сентября»

 

infourok.ru

Счёт лет в истории | Первобытная история. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Годы, века, тысячелетия

При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было рань­ше, какое позже и сколько времени прошло между разными со­бытиями. Для этого нужен счёт времени.

Люди издавна считают время по годам, наблюдая, как вес­на, лето, осень и зима сменяют друг друга. Один год — не так уж мало в жизни человека, но в истории человечества это очень маленький срок. В истории часто приходится пользо­ваться более длинными отрезками времени — сотнями и ты­сячами лет. 100 лет составляют столетие, или век. 10 веков составляют тысячелетие.

События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий тому назад. Например, земледелие и ско­товодство возникли 10 тысяч лет назад. Иначе говоря, с то­го времени прошло уже 10 тысячелетий. 10 тысячелетий или 100 веков — это одно и то же. Проходит 100 лет. Это значит, что кончился один век и начался следующий. Проходит 10 ве­ков. Это значит, что начинается следующее тысячелетие.

Последовательность событий, их удалённость от нашего времени удобно обозначать на линии времени. Начертим такую линию, поставим на ней отметку — это время, в которое мы живём. Всё, что было раньше, обозначается на линии времени влево от этой отметки.

Как считали время в древности

Счёт лет вовсе не обяза­тельно вести от нашего времени. Годы, века, тысячелетия удоб­нее считать по порядку. Но для этого тоже нужна точка отсчёта. С какого года начинать счёт? Какой год считать первым?

Первобытные люди вели счёт лет от па­мятного события — от большого лесного пожара, сильного наводнения, войны с со­седним племенем. Они так и говорили: «Это было на пятый год после Большого пожара» или «За восемь лет до войны».

Сооружения древних астрономов. Стоунхендж в Англии
Календарь древних египтян. Красными чернилами за­писаны даты, считавшиеся несчастливыми
Глиняная табличка с записью о наблюдении кометы

В древних царствах счёт вели по годам правления царей. Городское население не­редко вело счёт лет от основания своего города. В разных стра­нах у разных народов был разный счёт лет, потому что у всех бы­ла своя точка отсчёта.

Наша эра

А какой счёт лет существует в наше время? Начер­тим линию времени и обозначим на ней 20 небольших отрезков. Пусть каждый из них считается одним веком. Получилось 20 ве­ков. Все они составляют два тысячелетия. Этот период времени, с первого года до наших дней, называется нашей эрой.

У каждого года, века, тысячелетия нашей эры есть свой поряд­ковый номер. Можно точно указать, в каком году, а значит, и в ка­ком веке случилось то или иное событие.

Обозначение времени какого-либо события называется да­той. Например, 988 год — крещение Руси, 1147 год — пер­вое упоминание о Москве в летописи, 1380 год — Куликовская битва. Даты мо­гут быть более точными, когда указыва­ются число, месяц, год. 22 июня 1941 го­да — начало Великой Отечественной войны. Можно указать точную дату свое­го рождения.

Века принято обозначать особы­ми, римскими, цифрами. Например, Великая Отечественная война была в XX веке.

Счёт времени по годам, векам и тысячелетиям нашей эры принят в большинстве стран мира. Но какая точка отсчёта выбрана для начала нашей эры? Такой точкой отсчёта является рождение Иисуса Христа. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Иисус Христос. Древняя фреска
Двуликий бог Янус, в честь которого назван месяц январь. Монета Древнего Рима

Счёт лет до нашей эры

Нетрудно заметить, что история че­ловечества намного длиннее нашей эры. Например, земледелие и скотоводство возникли 10 тысячелетий назад. А наша эра на­чалась только два тысячелетия назад. Значит, земледелие и ско­товодство появились на 8 тысячелетий раньше. Они появились ещё до нашей эры. Теперь можно записать дату этого события: 8 тысяч лет до нашей эры (сокращённо пишется — до н.э.).

Письменность возникла 5 тысячелетий назад. А за сколько тыся­челетий до нашей эры она возникла? Из 5 тысячелетий 2 тысячеле­тия приходятся на нашу эру. Значит, письменность возникла (5—2) за 3 тысячелетия до н.э.

Счёт лет до нашей эры тоже очень удо­бен, потому что все годы, века, тысячеле­тия, которые были до её начала, имеют свой порядковый номер. Вот только их нумерация на линии времени идёт в обратном направлении. Например, после 3 года до н.э. шёл 2 год до н.э., затем 1 год до н.э., после которого 1 год н.э. (нашей эры) и т.д. Это хорошо видно на линии времени, на которой каждый от­резок равен одному году.

Линия времени
Вопросы по этому материалу:
  • Почему для изучения истории важно знать, когда произошло то или иное событие?

  • Почему люди с древности ведут счёт времени?

doklad-referat.ru

Статья - Знание первобытных людей

Знаниепервобытныхлюдей

Всего120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусныехудожники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археологСаутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании.Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю,девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров былиизображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах.Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добилсяудивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время неверил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить,что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепитьпростой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось,вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшимхудожникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых ониохотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми истремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком.Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытныелюди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этихявлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и ихизображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь.Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, тоживые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Еслинарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добитьсяуспеха на охоте.

Разгадатьсмысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькимиплеменами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однакоперед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованноена песке животное.

Впервобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудеснымобразом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такиесущества, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными.Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснитьявления, происходящие вокруг них.

Улюдей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечтосверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и неслышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей,ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя– душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, чтодуши их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''странумёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаютсясобирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Этипоявившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу,в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколькобольших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век,железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества,когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружияи орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимыеорудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в видесамородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечникикопий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными.Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появиласьбронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились,соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшиесвойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённоговремени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил околотрёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились отёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Частьвремени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев,выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизниназывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывалимужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников.Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У нихсразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства вомногом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья сосъедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотникиотправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в томместе, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами идогадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовалирассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенныеуже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а небродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домойи оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их.Так возникло земледелие и скотоводство.

Вдревности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло,свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используяогонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить,собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временемзаметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшуюпосуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды– плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь,прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глинянуюпосуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадалисьрастения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитейначали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной.Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытныелюди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для нихизмерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе.Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытныелюди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Времястали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые людина земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Людипытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости отсезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. Свозникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезоннымиизменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, отодного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Времянаучились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важноесобытие.

Счётлет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианскаярелигия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующихпредложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа,первый год.

Людипридумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идётбыстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек началиспользовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. Вплуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмётмотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно.Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок,она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свойскот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли — людирассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизньобъединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивалсяобмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своимимуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилосьнеравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военныхдействий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов насоседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества ижертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известностьзнатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшиеремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселенияпревращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стоялиидолы. А вожди становились правителями государства.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www. bolshe.ru/

www.ronl.ru


Смотрите также