Книга: Мириманов Виль Борисович «Первобытное и традиционное искусство». Первобытное и традиционное искусство мириманов
В.Б. Мириманов. Первобытное и традиционное искусство
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека … Художественная энциклопедия
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). П. и. возникло около 30 го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта,… … Большая советская энциклопедия
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
Первобытное общество — Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тысяч лет до н. э., верхний палеолит Первобытное общество (также доисторическое общество) период в истории человечества до изобретения письменности … Википедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Нерсесов, Яков Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нерсесов. Нерсесов, Яков Николаевич (род. 19 января 1957, Москва) кандидат исторических наук, доцент, автор научных и научно популярных статей по древней истории и моде. За 12 лет … Википедия
Мириманов, Виль Борисович — Виль Борисович Мириманов Дата рождения: 22 октября 1929(1929 10 22) Место рождения: Тбилиси, СССР Дата смерти: 19 апреля 2004(20 … Википедия
БЕНИНА МИФОЛОГИЯ — мифология народа бини (языковая группа эдо), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. В. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имён и персонажей (напр., Олокун у обоих народов),… … Энциклопедия мифологии
примитивизм — а; м. 1. Книжн. Упрощённый подход к сложным вопросам, явлениям. Опасность примитивизма. П. в политике. 2. Направление в изобразительном искусстве конца 19 20 вв., представители которого намеренно опрощают изобразительные средства и обращаются к… … Энциклопедический словарь
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия
ПРИМИТИВИЗМ — направление в изобразительном искусстве конца XIX начала XX в., в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива и «наивного искусства». Образцами для… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
dic.academic.ru
Мириманов Виль Борисович. Первобытное и традиционное искусство
Мириманов Виль Борисович (1929-2004) - советский российский искусствовед, африканист (1929-2004), доктор искусствоведения (1979), сотрудник Дирекции художественных выставок и панорам Министерства культуры СССР (1957—1958), Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1958-1960), научный сотрудник Института Африки (1960-1970), Института мировой литературы РАН (1970-1992), ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ (1992-2004). Являлся членом диссертационного совета РГГУ - Д.212.198.06, членом секции искусствознания Московского отделения Союза художников России, членом Международной ассоциации искусствоведов (А1СА), ассоциированным членом редакционного совета журнала "Current Anthropology", членом "Collège de Pataphysique" (Париж, с 1962 г). Издано более 100 работ. Направления научных исследований - генезис и типология ранних форм искусства; реконструкция истории африканского искусства; эволюция центрального образа картины мира в изобразительном искусстве; примитивное искусство в становлении европейского художественного авангарда.
Основные публикации
Африка: Искусство. М.: Искусство, 1967. 86 с.
Африка: Встречи цивилизаций. М.: Мысль, 1970. 416 с. Соавт. Кобищанов Ю.М.
Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство; Dresden: Verlag der Kunst, 1973. 319 с.
Kunst der Urgesellschaft und tradi-tionale Kunst Afrikas und Ozeaniens. Dresden: Verlag der Kunst; Moscau: Iskusstwo, 1973. 337 s.
Искусство Тропической Африки: Типология. Семантика. Эволюция. М.: Искусство, 1986. 310с.
Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. М., 1995. 64 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 13.)
Трансформация картины мира и распад классической изобразительной системы // Академические тетради. 1996. ? 2. С. 26-32.
Искусство и миф: Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 327 с.
Карл Эйнштейн и Владимир Матвей (Марков) - первые исследователи африканского искусства // Культуры Африки в мировом цивилизационном процессе. М., 1997. С. 28-29.
Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. М., 1998. 78 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 23.)
Истоки стиля. М., 1999. 48 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 28).
Универсалии дописьменного искусства // Литературные архетипы и универсалии. М., 2001. С. 11-72.
Четвертый всадник апокалипсиса. Эстетика смерти. М., 2002. 133 с. (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 32).
Императив стиля / РГГУ. М., 2004. 195 с.
dic.academic.ru
Мириманов В.. Первобытное и традиционное искусство
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека … Художественная энциклопедия
Первобытное искусство — искусство эпохи первобытнообщинного строя (См. Первобытнообщинный строй). П. и. возникло около 30 го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта,… … Большая советская энциклопедия
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
Первобытное общество — Наскальная живопись в пещере Ласко, Франция, примерно 14 тысяч лет до н. э., верхний палеолит Первобытное общество (также доисторическое общество) период в истории человечества до изобретения письменности … Википедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Нерсесов, Яков Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нерсесов. Нерсесов, Яков Николаевич (род. 19 января 1957, Москва) кандидат исторических наук, доцент, автор научных и научно популярных статей по древней истории и моде. За 12 лет … Википедия
Мириманов, Виль Борисович — Виль Борисович Мириманов Дата рождения: 22 октября 1929(1929 10 22) Место рождения: Тбилиси, СССР Дата смерти: 19 апреля 2004(20 … Википедия
БЕНИНА МИФОЛОГИЯ — мифология народа бини (языковая группа эдо), живущего в Южной Нигерии, создателя древнего государства Бенин. В. м. обнаруживает большое сходство с йоруба мифологией: тождество отдельных имён и персонажей (напр., Олокун у обоих народов),… … Энциклопедия мифологии
примитивизм — а; м. 1. Книжн. Упрощённый подход к сложным вопросам, явлениям. Опасность примитивизма. П. в политике. 2. Направление в изобразительном искусстве конца 19 20 вв., представители которого намеренно опрощают изобразительные средства и обращаются к… … Энциклопедический словарь
Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия
ПРИМИТИВИЗМ — направление в изобразительном искусстве конца XIX начала XX в., в основе которого лежит программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива и «наивного искусства». Образцами для… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
dic.academic.ru
В. Б. Мириманов. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство 1973. djvu
Название:
Размер:
17.08 Мб
Формат:
DJVU
Скачать
Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)
Общие - Мириманов Первобытное И Традиционное Искусство
В. Б. Мириманов, 1. М.: «Искусство»; Dresden: Veb Verlag der Kunst. Малая история искусств)Содержание. Первобытное и традиционное искусство. Что такое первобытное и традиционное искусство? Искусство и homo sapiens.
В понимании термина «первобытное и традиционное искусство», закрепленного в работах В.Б.Мириманова [6], сохраняются два подхода Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М..
Книга известного искусствоведа Виля Борисовича Мириманова посвящена типологии и эволюции первобытного и традиционного искусства народов. Купить книгу «Первобытное и традиционное искусство» автора В. Б. Мириманов и другие произведения в разделе Книги в интернет-магазине OZON.ru. Искусство Древнего мира. Первобытное и архаическое искусство. Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Файл формата djvu. размером 16,26 МБ.. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя.. [Сб.], М., 1972; Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., .
Непрофессиональное искусство и эстетические концепции. Функции традиционного и первобытного искусства. Эволюция изобразительных форм. Искусство эпохи палеолита.
Искусство эпохи мезолита. Искусство эпохи неолита. Наскальное искусство Африки и Австралии. Традиционное искусство и современность.
Примечания. — 2. 95. Приложения. — 2. 97.
Словарь. — 2. 99. Хронологические таблицы. Краткая библиография. Введение. ^Ещё в конце прошлого века история искусств открывалась разделами, посвящёнными Ассирии и Древнему Египту, и таким образом хронологически не выходила за пределы IV- III тысячелетий до н.
Но вот почти одновременно с изобретением телефона и кино человечество открыло для себя искусство древнего каменного века — палеолитическую живопись и скульптуру. И сразу же временные рамки истории искусств раздвинулись до сорока тысячелетий. Со времени этого открытия прошло не более двух десятилетий — и столь же широко раздвинулись географические рамки истории искусств. Теперь в круг изучаемых явлений было включено традиционное искусство, которому долгое время отводилась весьма скромная роль подсобного этнографического материала. Термин традиционное искусство — условный, принятый в специальной литературе, — используется здесь для определения искусства современных народов Африки, Австралии, Океании, искусства, бытовавшего повсеместно с древнейших времён и сохранившегося в отдельных районах земного шара вплоть до XX века. Бесспорно, существует огромное различие между современными создателями этого искусства и людьми каменного века, жившими много тысячелетий назад. Но есть и немало общего: каменные орудия, которыми ещё недавно пользовались бушмены Южной Африки или австралийские аборигены, веро- (6/7)вания и обряды многих современных народов Африки, Океании и Австралии, так же как и сопутствующие им специфические формы искусства, соответствуют той стадии исторического развития, которая определяется как первобытнообщинная.
Эта особенность традиционного искусства — его архаичность — позволяет наглядно видеть, как и ради чего создаются произведения искусства, подобные тем, что обнаружены при раскопках стоянок первобытного человека. Параллельное рассмотрение этих двух обширных дополняющих друг друга художественных комплексов даёт возможность в одном случае — на примерах пещерного и древнего наскального искусства — проследить возникновение и эволюцию изобразительных форм, в другом — на примере традиционного искусства — познакомиться с формами бытования и разнообразными функциями искусства в первобытном обществе. В более широком смысле этот материал даёт ключ к решению самых сложных проблем, связанных с происхождением искусства, исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, значением для человеческой личности, а также его общественной роли. Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни?
Что заставило человека совершить этот, казалось бы, необъяснимый поворот от чисто утилитарной деятельности, направленной на получение насущно необходимого, к столь отвлечённому занятию, как живопись или пластика? Ещё сравнительно недавно, отвечая на этот вопрос, прибегали к поэтической метафоре. Рисовалась картина неземного происхождения искусства, возникал образ светоносного гения, спускающегося с небес на ослепительно белых крыльях.. И когда по иронии судьбы истоки искусства были обнаружены в тёмных глубинах пещер, познакомивших нас с образами мамонтов и бизонов, этому вначале не хотели поверить даже сами археологи, чьи труды подготовили удивительное открытие. В начале XX века подлинность палеолитической пещерной живописи была неопровержимо доказана. Примерно в то же время началось более систематическое и углублённое изучение открытых ранее наскальных изображений Сахары и Южной Африки, австралийского и океанийского искусства.
С тех пор интерес к ранним формам искусства не ослабевает. Обращение к первичным формам искусства вполне понятно и в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее. Это стремление извечно присуще человеку, но оно особенно обострилось в наш динамичный век, и мы внимательнее, чем когда- либо, пытаемся вглядеться в путь, пройденный человечеством, в траекторию развития человеческой культуры, с тем чтобы яснее определить её сегодняшние координаты и мысленно продолжить её в будущее.(7/8)В отношении традиционного искусства обнаруживаются два основных аспекта, определяющих наш интерес к нему.
С одной стороны, традиционное искусство отражает определённый этап развития человеческой культуры и в этом смысле является как бы нашим «живым прошлым». С другой — как всякое искусство, оно выражает существенные черты современных культур бывших колониальных народов, выходящих теперь на мировую арену.
Зооморфизм в первобытном и традиционном искусстве как отражение древнего мировоззрения. Аннотациянаучной статьипо истории и историческим наукам, автор научной работы — Семенова В.
И. К первобытному и традиционному искусству можно отнести предметы современного традиционного этни- ческого искусства, так как они сохраняют формы и смыслы, связанные с архаичной концепцией «смерти- жизни», и отражают древнее мировоззрение. В статье рассмотрены подвески- решетки, найденные при раскопках хантыйского городка Мункысь Урий начала XVII века и атрибутированные как сакральное изображение медведя. Abstract. 20. 12 year, VAK speciality — 0. Semenova V. I. Primitive and traditional art may be rendered as including objects of modern traditional ethnic art, as they preserve the forms and senses, connected with archaic conception of death- life, reflect ancient world view. The article has considered bar pendants, found at diggings of Hantu town Munkys Uriy of the beginning of the 1.
Научная статьяпо специальности "История. Исторические науки" из научного журнала "Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств", Семенова В. И. Текстнаучной работына тему "Зооморфизм в первобытном и традиционном искусстве как отражение древнего мировоззрения". Научная статья по специальности. История. Исторические науки".
УДК 1. 8. 3. 1. 0. ЗООМОРФИЗМ В ПЕРВОБЫТНОМ И ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДРЕВНЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. К первобытному и традиционному искусству можно отнести предметы современного традиционного этнического искусства, так как они сохраняют формы и смыслы, связанные с архаичной концепцией «смерти- жизни», и отражают древнее мировоззрение. В статье рассмотрены подвески- решетки, найденные при раскопках хантыйского городка Мункысь Урий начала XVII века и атрибутированные как сакральное изображение медведя.
Ключевые слова: первобытное и традиционное искусство, зооморфизм, концепция «смерти- жизни», тради- ционный хантыйский орнамент, сакральное изображение медведя. V. I. Semenova ZOOMORPHISM IN PRIMITIVE AND TRADITIONAL ARTAS REFLECTION OF ANCIENT WORLD VIEW. Primitive and traditional art may be rendered as including objects of modern traditional ethnic art, as they preserve the forms and senses, connected with archaic conception of “death- life”, reflect ancient world view. The article has considered bar pendants, found at diggings of Hantu town Munkys Uriy of the beginning of the 1. Keywords: primitive and traditional art, zoomorphism, conception of “death- life”, traditional Hantu ornament, sacral representation of bear. В понимании термина «первобытное и традиционное искусство», закрепленного в работах В.
Б. Мириманова [6], сохраняются два подхода - хронологический и стадиальный. Хронологически оно связано с искусством первобытнообщинной эпохи, которая до середины ХХ в. В. Б. Мириманов в термин «дописьменное искусство» включал искусство каменного века (палеолит, мезолит, неолит, эпинеолит) [5]. С точки зрения стадиальности к дописьменному искусству он относил искусство ряда современных народов Африки, Австралии [6, с. Таким образом, В. Б. Мириманов под традиционным ис- кусством понимал искусство, связанное с сохранением первобытности, а также традиционное этническое искусство [5, с.
В связи с последним указанием, нельзя не отметить, что в таком случае, речь должна идти и об искусстве народов Сибири и вполне письменных народов, сохраняющих архаичные формы (например, русских). В данной статье автор показывает, как первобытное и традиционное искусство (если принять данный термин) проявляется по содержательному принципу, связанному с первобытной «концепцией бытия». Сущностной чертой искусства первобытного человека является всем очевидный зооморфизм. В центре его находятся образ зверя.
В каком- то смысле эту линию можно довести вплоть до современного анималистического жанра. Отличие здесь состоит в том, что присутствие образа зверя в жизни первобытных людей было выражением их мировоззрения.
Тотемизм, вера в происхождение от предка- зверя, является манифестацией способа мышления древних людей, воспринимающих и осмысляющих окружающее через природу, строящих свои социумы по ее законам. В основе этой идеологии лежат глубокие архетипические основания - ощущение неотчужденности человеческих коллективов от природы, чувствование мироустройства как состояние «смерти- жизни» [3, с. Это выражалось в интуитивной духовной работе людей, направленной на преодоление смерти, превращение ее в начало жизни, ее полное невосприятие сознанием в контексте вечного воспроизводства матери- природы. Закономерно, что образы, порожденные первобытной концепцией «смерти- жизни», были звериными. Искусство каменного века наполнено образами животных.
Особенно это ярко отражено в пещерной живописи (палеолит), наскальных рисунках (мезолит, неолит), в искусстве малых форм (фигурки животных, птиц). Образ зверя пронизывает весь предметный мир и есть даже в тех артефактах, в которых современный человек этого не замечает.
Например, в эпоху неолита в культуре человечества появляется керамика. Сосуд может нести на себе знаки зверя. Он может быть сделан в форме зверя, иметь «звериный» декор (налепы фигурок животных или их частей, орнамент в виде изображений животных, оттиски следов и пр.). Скрытые признаки, как показано в исследования И. В. Калининой, орнаментация, выполненная зубами животного (бобра, лисы и пр.), прочерченные линии, шагающая гребенка, по сути, имитирующие мех и пр., делают его самого зверем, буквально кормящим и охраняющим тотемом [2, с. Одним из ярких представителей звериного мира, отраженным в искусстве, является медведь. Внимание к этому зверю фиксируется в «медвежьих» пещерах неандертальцев, граффадах, оставленных зверем на стенах пещер и перечеркнутых людьми в эпоху верхнего палеолита, универсальным употреблением клыков медведя в качестве оберегов, талисманов, практически, до современности.
Культуры железного века на обоих склонах Урала наполнены «реалистичными» фигурками медведей. Образ медведя в традиционном искусстве может предстать в самой неожиданной форме. При раскопках хантыйского городка Мункысь Урий начала XVII в. Сургутский р- н Тюменской области) была найдена кожаная сумка, заполненная в основном отливками в технике одностороннего плоского литья из белого металла (подвесками, накладками, бисером и пр.), наспех спрятанной под стеной жилища при нападении на городок [1.
Среди содержимого сумки выделялась серия подвесок- решеток, представляющих собой ажурные отливки в виде фантастических рыб с несколькими хвостами, маленькой ромбовидной головкой, симметричными плавниками (крыльями?). В изображениях сочетаются черты рыбы, ящера, птицы (рис. Т. А. Молданова при исследовании хантыйских орнаментов выделила на ритуальных поясах, руковицах, шапках одно из сакральных изображений медведя, оказавшееся аналогичным подвескам первого типа [7, с.
Анализ деталей изображений показал, что все они не случайны и имеют смысловую нагрузку. Ромбовидные головы как изобразительный элемент называются «ух гошах», «па йох» (хант. Ромб - выражение «аси вой ух пэшах» - голова животного (принадлежавшего) Отцу- Небу, то есть голова небесного (Торума) животного. Наличие полости в этих отливках указывает на живое изображение, так как изображения духов не имеют полости, так как это «глазом не видимые люди» [7, с. Живые существа, имеющие полость (вместилище души), изображаются в скелетном стиле, поэтому и их изображения «живые», но в ином, сверхъестественном мире [7, с. Полость может быть пустой или заполненной.
Пустое изображение делается для защиты. Заполненное - священное [7, с. Таким образом, первая разновидность попадает под категорию священных изображений, так как она имеет заполненную полость в виде решетки с шестью сквозными отверстиями, образованными тремя поперечными перемычками и одной, делящей их пополам. Благодаря шести сквозным отверстиям, полость на отливке сопоставима с обязательным шестиугольным туловом священного изображения медведя на сакральных предметах современных хантов. В сочетании с ромбической головой и наличием рыбьих плавников и хвостов данные отливки могут быть определены как изображения медведей [7, с. К. Ф. Карьялайнен в своем исследовании упоминает живущих в воде рыб- медведей «отси» [4, с. Признаки рыбы прослежены и в иконографии другого мифического животного - мамонта.
Представления о мамонте- рыбе (сельк. Западной Сибири. [1, с.
Казымские ханты считают, что медведь (а также лось и щука) после смерти превращается в мамонта - «мув- хор». По воззрениям селькупов, мамонт и медведь связаны с подземным миром и тот и другой охраняют «покойников землю». Отсюда понятно, что по закону тождества, мамонт, ящер, медведь Наделяются чертами рыб - существ нижнего мира. Алтайцы верят, что при творении Ульгень утвердил землю на трех рыбах. Изображение животного (хант. Во время медвежьего праздника выяснялось желание медведя уйти к отцу Торуму или остаться в качестве домашнего духа- охранителя. В последнем случае делается изображение - вместилище для души.
Хур» - это стилизованное изображение распластанной шкуры с головой. В ней остается одна из душ («вэнтр»). Изображать можно только «живого» медведя- духа, так как мертвый не может иметь изображения.
Мертвый - опасен для человека. Казымские ханты во время медвежьего праздника лепят фигурки «мув- хор» из теста для того, чтобы медведь превратился в него и обеспечил охотничью удачу мужчинам и изобилие ягод для женщин. Таким образом, продемонстрированное «прочтение» сакральных подвесок полностью вписывается в анималистическое содержание первобытного и традиционного искусства, выражающего фундаментальную мировоззренческую парадигму первобытности «смерти- жизни». Иванов, С. В. Мамонты в искусстве народов Сибири // Сб. МАЭ, 1. 94. 9. - Т. XI. - 1. 33- 1. 61. Калинина, И. В. Очерки по исторической семантике / И.
В. Калинина. - Санкт- Петербург: Изд- во. С.- Петерб. ун- а, 2. Калинина, И. В. Концепция «жизни- смерти» в сакральном пространстве культуры / И.
В. Калинина // III Северный археологический конгресс. Тезисы докладов 8- 1. Ханты- Мансийск. Екатеринбург: Издательский Дом “Издат.
inmohitviso.fo.ru
Шпаргалка - Анализ книги В. Мириманова Малая история искусств
Введение
Данная работа представляет собой обзор книги В.Мириманова “Малая история искусств”, посвященной описанию и анализу развития первобытного и традиционного искусства. Главы книги рассмотрены последовательно; основное внимание уделено выделению основных и общих закономерностей в развитии искусства, выявленных автором; большое количество материала иллюстративного содержания в данном обзоре не отражено ввиду малого заданного объема. Глава “Наскальное искусство Африки и Австралии” не рассматривается, так как она, по сути, представляет собой достаточно яркую иллюстрацию к общим и закономерным положениям исследования В.Мириманова, отражающим тенденции развития первобытного и традиционного искусства.
1. Первобытное и традиционное искусство
1.1. Понятие и история первобытного и традиционного искусства
Область распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически – весь период существования человека как вида.
История первобытного искусства включает в себя проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении тысячелетий, от самых древних художественных произведений эпохи палеолита до памятников искусства некоторых современных народов, до недавнего времени находившихся на первобытно-общинном уровне развития.
Первобытное искусство не представляет самостоятельной области в сфере культуры, поскольку в первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетена с мифологией и религией, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом
Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний [1].
1.2. Искусство и человек
Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизические не поддающиеся анализу толкования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основываются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искусство как проявление инстинкта подражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искусстве. Как уже говорилось, различные формы танцев: охотничьи, военные и др. — основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и первобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.
Другая теория рассматривает искусство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные украшения — раскраска, татуировка и т.п. — бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания считать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожерелий, колец, подвесок и т. п., — то они, как известно, широко распространены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом современном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно доказывается многочисленными археологическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древнюю традицию имеет орнаментальное и фигуративное украшение орудий и бытовых предметов. Материалы и этнографические исследования, связанные с проблемой происхождения искусства, показывают, что то, что называется инстинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности [2].
Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.
Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.
Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма [3].
Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.
Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй половине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на научную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли новые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомненные произведения искусства найдены только в тех слоях, которые относятся ко времени существования homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением человека разумного и началом художественной деятельности?
Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характеризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы — большой мозг, подвижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямленном положении. Тем не менее, морфологические особенности неандертальского человека, в частности, строение его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно приспособленным к условиям общественной жизни коллектива ввиду своей агрессивности и малого развития мозговых центров, управляющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандертальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллектив неандертальцев имел малые потенциальные возможности для развития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория появления человека современного вида, разработанная советским антропологом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсивное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, проистекает вследствие того, что социальные качества приобрели огромную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой организации (т. е. в эпоху позднего палеолита)[4].
Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) [5].
В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.
1.3.Непрофессиональное искусство и эстетические концепции
Глава “Непрофессиональное искусство и эстетические концепции посвящена В.Миримановым, главным образом, попыткам определить функции искусства как такового с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между формальной и функциональной структурой первобытного и современного искусства. Однако, в результате рассуждений и анализа известных данных автор приходит к выводу о том, что исчерпывающе определить функции искусства не представляется возможным не только в силу их множественности, но также и потому, что функциональная структура искусства не является постоянной и неизменной. Под действием экономических, социальных и политических факторов она развивается, перестраивается, меняет акценты, в то же время сохраняя изначальные элементы.
Поскольку первобытное искусство дает лишь фрагментарный художественный материал вне живо исторического и этнографически контекста, В.Мириманов обращается главным образом к примеру традиционного искусства, которое ближе всего к ранней стадии художественного развития, и посвящает этой теме главу “Функции первобытного и традиционного искусства”, полагая, что ясно выраженный целенаправленный характер традиционного искусства — одно из тех качеств, на которое прежде всего обращают внимание исследователи, — позволяет сравнительно четко определить его важнейшие функции [6].
1.4.Функции первобытного и традиционного искусства
1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) [7].
2) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. Однако, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) [8].
3) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности [9].
4) Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией [10].
5) Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений [11].
6) Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее – обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов.
Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченностью [12].
7) Эстетическая функция. В.Мириманов приходит к выводу, что эстетическое начало, будучи неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, в то же время никогда не становится самоцелью. Развитие в труде духовных потребностей привело к постепенному формированию эстетического чувства и эстетической потребности; эстетическое чувство породило эстетическую потребность, которая формировалась и совершенствовалась в процессе производственно трудовой практики. У первобытного человека в качестве эстетической реакции, связанной с чувством ритма и симметрии, выступает положительная эмоциональная реакция на такие вещи, как, к примеру, гладкая и правильная форма изделия; овладение же совершенной техникой труда всегда ведет к появлению более правильных, более точных форм. Эстетическая функция искусства тесно связана с процессом стилизации, который рассматривается В.Миримановым отдельно [13].
2. Эволюция изобразительных форм
2.1. Искусство эпохи палеолита
Искусство палеолита, как и других рассматриваемых периодов, имеет определенную градацию по времени. Установлено, что к числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся как схематические, так и натуралистические изображения, что позволяет прийти к выводу об изначальном существовании как схематических, так и натуралистических форм изобразительного искусства.
Не вдаваясь в детали (которыми изобилует исследование В.Мириманова), следует отметить характерную особенность искусства палеолита, отмечаемую самим автором: крайне редко встречающиеся мужские изображения эпохи палеолита на фоне изобилия различного рода женских изображений; любопытно также разделение так называемых “мобильных” и статических изображений: подавляющее большинство “мобильных изображений” является изображением животных, тогда как большинство статических изображений – женские изображения.
Влияние материала на характер изображения свидетельствует об относительно низком уровне технологии изготовления изображений. Так, изначальная форма материала задает объем, в который должна быть “вписана” изготавливаемая из него статуэтка.
Большое внимание уделено В.Миримановым описанию различных образцов пещерной наскальной живописи, главным образом изображений животных, обнаруженных в различных странах мира. Выделяются два больших цикла в развитии пещерного искусства: ориньякский (ХХХ тысячелетие до н.э.) и солютрео-мадленский (ХVIII тысячелетие до н.э.), охватывающие вместе более 25 тысячелетий. Насчитывается пять основных периодов эволюции пещерного искусства, каждому из которых соответствует группа памятников, имеющая свои стилистические особенности, технику, круг сюжетов, детально описанные автором. Первый период охватывает примерно 15 тысячелетий, второй – XVIII-XV тысячелетия до н.э., третий – XII тысячелетие до н.э., считающийся апогеем пещерного искусства, временные рамки четвертого и пятого периодов не обозначены В.Миримановым, однако, вкратце отмечено, что в это время происходила постепенная деградация пещерного искусства.
2.2. Искусство эпохи мезолита
В искусстве эпохи мезолита нашло несомненное отражение технологического прогресса человечества, что видно как по сюжетному содержанию художественных композиций и изображений, так и по технике исполнения. В сюжетном плане нашло отражение большое количество новых предметов и орудий труда и охоты, повсеместно встречающихся на изображениях эпохи мезолита; совершенствование техники исполнения наиболее наглядно выразилось, в частности, в использовании красок для живописи (тогда как в эпоху палеолита изображения главным образом вычерчивались, выцарапывались или выбивались на различных поверхностях. Для скульптурных изображений эпохи мезолита характерна большая детализация и лучшее сохранение пропорций изображаемых объектов; более высокая техника исполнения в целом.
Характерно то, что гораздо большее внимание в художественных изображениях эпохи мезолита уделено сценам охоты и различных ритуалов, то есть данные изображения имели гораздо более четко выраженную социальную ориентацию; отдельные же мужские и женские изображения достаточно редки. Отдельного внимания заслуживает процесс стилизации изображений.
В.Миримановым приведена схема эволюции человеческих изображений, относящихся к четырем типам, каждый из которых соответствует четырем последовательным периодам развития искусства эпохи мезолита:
1) Натуралистические изображения с правильными пропорциями;
2) Фигура, чрезмерно суженная в талии, голова круглая, верхняя часть тела образует треугольник, руки тонкие, ноги мощные и длинные;
3) Голова изображается в профиль, торс суженный и укороченный, ноги неестественно больших размеров;
4) Вся фигура и конечности изображаются единообразными тонкими линиями.
Процесс стилизации человеческих изображений, иллюстрируемый данной классификацией, объясняется необходимостью изображения действия, движения в рамках массовых сцен.
2.3. Искусство эпохи неолита
Эпоха неолита характеризуется усилением тенденций к схематизации и стилизации изобразительного искусства, все более и более преобладавшим над традиционным искусством предшествующих эпох. Тенденция развития изобразительных форм от воспроизведения, имитации и осмысления живых, индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций к явлениям общего порядка, к общей схеме и в конечном счете к знаку прослеживается на протяжении всего неолитического периода развития искусства. Таким образом, эстетическая, познавательная и другие функции искусства постепенно отходят на задний план, уступая место коммуникативной, идеологической, мемориальной функциям.
В общих чертах, к концу неолита искусство все более и более обогащается новыми сюжетами, и в то же время его язык, становясь более общим и емким, теряет свою выразительность, остроту и эмоциональность.
3.Традиционное искусство и современность
Третья, последняя глава “Малой истории искусств” представляет собой исследование взаимосвязи между первобытным и традиционным искусством и современными культурами, главным образом народов Африки, Австралии и Океании; впрочем, в некоторых случаях проведены аналогии и прослежены следы древнего наследия в творчестве европейских художников (к примеру, П.Пикассо). Четко определены основные черты, отличавшие творчество первобытных людей от творчества наших современников.
В области изобразительного искусства первобытный человек обладал не меньшими способностями, чем современный, а в массе, возможно, и большими, поскольку по отношению к искусству он не был пассивным потребителем, будучи в такой же мере художником, как охотником и скотоводом, и творческий импульс был для него так же естествен, как охотничий инстинкт; искусство было с ним от рождения как одно из естественных человеческих проявлений, и вместе с тем все это не противоречило разнообразной практической направленности художественной деятельности и различным формам ее выражения [14].
Ссылки
[1] стр. 12
[2] стр. 38
[3] стр. 14
[4] стр. 19
[5] стр. 31
[6] стр. 53
[7] стр. 56
[8] стр. 61
[9] стр. 67
[10] стр. 69
[11] стр. 73
[12] стр. 89
[13] стр. 100
[14] стр. 243
www.ronl.ru
Анализ книги В. Мириманова "Малая история искусств"
Данная работа представляет собой обзор книги В.Мириманова “Малая история искусств”, посвященной описанию и анализу развития первобытного и традиционного искусства. Главы книги рассмотрены последовательно; основное внимание уделено выделению основных и общих закономерностей в развитии искусства, выявленных автором; большое количество материала иллюстративного содержания в данном обзоре не отражено ввиду малого заданного объема. Глава “Наскальное искусство Африки и Австралии” не рассматривается, так как она, по сути, представляет собой достаточно яркую иллюстрацию к общим и закономерным положениям исследования В.Мириманова, отражающим тенденции развития первобытного и традиционного искусства.
1. Первобытное и традиционное искусство
1.1. Понятие и история первобытного и традиционного искусства
Область распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически – весь период существования человека как вида.
История первобытного искусства включает в себя проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении тысячелетий, от самых древних художественных произведений эпохи палеолита до памятников искусства некоторых современных народов, до недавнего времени находившихся на первобытно-общинном уровне развития.
Первобытное искусство не представляет самостоятельной области в сфере культуры, поскольку в первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетена с мифологией и религией, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом
Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний [1].
1.2. Искусство и человек
Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в главе “Искусство и homo sapiens”, является вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизические не поддающиеся анализу толкования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основываются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искусство как проявление инстинкта подражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искусстве. Как уже говорилось, различные формы танцев: охотничьи, военные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и первобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу.
Другая теория рассматривает искусство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные украшения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания считать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожерелий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распространены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом современном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно доказывается многочисленными археологическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древнюю традицию имеет орнаментальное и фигуративное украшение орудий и бытовых предметов. Материалы и этнографические исследования, связанные с проблемой происхождения искусства, показывают, что то, что называется инстинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности [2].
Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова.
Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе.
Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма [3].
Заслуживает внимания проводимый автором тщательный анализ самого процесса “открытия”, вылившегося в появление изобразительного искусства.
Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй половине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на научную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли новые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомненные произведения искусства найдены только в тех слоях, которые относятся ко времени существования homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением человека разумного и началом художественной деятельности?
Прежде чем ответить на этот вопрос, временные антропологи характеризуют черты, отличающие homo sapiens от его предшественников. Так называемый “hоmо-неандертальский” человек имел, казалось бы, все необходимые для интенсивной трудовой деятельности органы - большой мозг, подвижную руку, не говоря уже об устойчивой походке в выпрямленном положении. Тем не менее, морфологические особенности неандертальского человека, в частности, строение его мозга, говорят о том, что он был существом, недостаточно приспособленным к условиям общественной жизни коллектива ввиду своей агрессивности и малого развития мозговых центров, управляющих торможением. Возбуждение в деятельности коры головного мозга неандертальца заметно преобладало над торможением, что вызывало вспышки дикой злобы в неандертальском стаде и часто приводило к столкновениям. Поэтому коллектив неандертальцев имел малые потенциальные возможности для развития общественных форм жизни. Наиболее убедительная теория появления человека современного вида, разработанная советским антропологом Я. Я. Рогинским, исходит именно из преимуществ современного человека над неандертальским как существа социального. Согласно этой теории, интенсивное развитие передних отделов головного мозга у современного человека, в сравнении с неандертальцем, проистекает вследствие того, что социальные качества приобрели огромную роль в эпоху резкого подъема производительных сил и сложения начальных форм родовой организации (т. е. в эпоху позднего палеолита)[4].
Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи) [5].
В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности.
1.3.Непрофессиональное искусство и эстетические концепции
Глава “Непрофессиональное искусство и эстетические концепции посвящена В.Миримановым, главным образом, попыткам определить функции искусства как такового с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между формальной и функциональной структурой первобытного и современного искусства. Однако, в результате рассуждений и анализа известных данных автор приходит к выводу о том, что исчерпывающе определить функции искусства не представляется возможным не только в силу их множественности, но также и потому, что функциональная структура искусства не является постоянной и неизменной. Под действием экономических, социальных и политических факторов она развивается, перестраивается, меняет акценты, в то же время сохраняя изначальные элементы.
Поскольку первобытное искусство дает лишь фрагментарный художественный материал вне живо исторического и этнографически контекста, В.Мириманов обращается главным образом к примеру традиционного искусства, которое ближе всего к ранней стадии художественного развития, и посвящает этой теме главу “Функции первобытного и традиционного искусства”, полагая, что ясно выраженный целенаправленный характер традиционного искусства - одно из тех качеств, на которое прежде всего обращают внимание исследователи, - позволяет сравнительно четко определить его важнейшие функции [6].
1.4.Функции первобытного и традиционного искусства