Мягкий металл открытый первобытными людьми. Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6) Первые орудия труда древнего человека: а) дубина, рубило, палка-копалка
Тест по истории Древнего мира: "Быт и занятия древних людей". Мягкий металл открытый первобытными людьми
Тесты по истории Древнего мира
Тесты по истории Древнего мира
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назад
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6)
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назад
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно (нет
разделения на классы)
б) порядок жизни людей, при котором одни люди эксплуатировали других
людей
Тест №2 по теме «Древний Египет»
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. Рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно
б) порядок жизни людей, при котором одни люди эксплуатировали других
людей
studfiles.net
Тесты по истории Древнего мира
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6)
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назад
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6)
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назад
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
а
в
б
б
в
в
б
Тест №2 по теме «Древний Египет» (7-13)
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно (нет
разделения на классы)
б) порядок жизни людей, при котором одни люди эксплуатировали других
людей
Тест №2 по теме «Древний Египет» (7-13)
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. Рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно (нет
aplik.ru
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6) Первые орудия труда древнего человека: а) дубина, рубило, палка-копалка
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6)
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назад
Тест №1 по теме «Жизнь первобытных людей» (1-6)
1. Первые орудия труда древнего человека:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самый древний коллектив людей:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного»:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община –
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. Возникновение земледелия
а) 8 тыс. лет назад
б) 10 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
8. Ремесло –
а) обработка земли
б) способ обработки камня
в) изготовление различных изделий
9. Религия –
а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Медь начали обрабатывать ок. 5 тыс. лет до н.э. Сколько же лет прошло с того времени, т.е. сколько лет назад это было?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 9 тыс. лет назадКлюч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
а
в
б
б
в
в
б
Тест №2 по теме «Древний Египет» (7-13)
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно (нет
разделения на классы)
б) порядок жизни людей, при котором одни люди эксплуатировали других
людейТест №2 по теме «Древний Египет» (7-13)
1. Древний Египет находился
а) в Африке
б) в Азии
в) на Востоке
2. Оазис –
а) опасная каменистая преграда
б) высокий тростник
в) островки зелени
3. Главное занятие египтян
а) скотоводство
б) земледелие
в) торговля
4. Образование государств в Европе
а) 2 тыс. лет до н.э.
б) 5 тыс. лет до н.э.
в) 3 тыс. лет до н.э.
5. Материал для письма в Древнем Египте
а) папирус
б) глина
в) бумага
6. Вельможи
а) воины
б) знатные люди, царские советники
в) люди, находившиеся на службе у фараона
7. Тутмос III – он был
а) одним из египетских фараонов
б) греческим историком
в) знатным вельможей
8. Жилище богов
а) пирамида
б) храм
в) саркофаг
9. Пирамида Хеопса была построена
а) 1500 лет до н.э.
б) 4000 лет до н.э.
в) 2600 лет до н.э.
10. Культура – это
а) достижения людей в науке, технике
б) строительство и украшение зданий
в) сказания о богах
11. Злой бог Суховей
а) Тоб
б) Ра
в) Сет
12. Рабовладельческий строй – это
а) порядок жизни людей, при котором люди живут совместно (нет
разделения на классы)
б) порядок жизни людей, при котором одни люди эксплуатировали других
людей
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
а
в
б
в
а
б
а
б
в
а
в
б
Тест №3 по теме «Передовая Азия в древности» (15-18)1. Страна, расположенная по среднему и нижнему течению рек Тигр и Евфрат
а) Египет
б) Междуречье
в) Ассирия
2. Какой строительный материал использовался в Междуречье?
а) камень
б) дерево
в) глина
3. Письмо Двуречья называется
а) клинопись
б) иероглифы
в) буквы
4. Тяжелое бревно, один конец которого обит металлом
а) идол
б) таран
в) саркофаг
5. Кто такой Хаммурапи?
а) знаменитый врач
б) царь Вавилона
в) вождь Ассирии
6. Начало обработки железа
а) 4 тыс. до н.э.
б) 8-7 тыс. до н.э.
в) 2-1 тыс. до н.э.
7. Колония
а) поселение людей, переселившихся из иной страны
б) жилища рабов
в) гробница фараона
8. Какой город Передней Азии называли «логовищем львов» или «городом крови»?
а) Урарту
б) Ниневия
в) Вавилон
9. Завоевание Вавилона персами
а) 538 г. до н.э.
б) 525 г. до н.э.
в) 63 г. до н.э.
10. Что такое изразцы?
а) выпуклое изображение на камне
б) деревянные таблички
в) обожженные глиняные плитки
Тест №3 по теме «Передовая Азия в древности» (15-18)1. Страна, расположенная по среднему и нижнему течению рек Тигр и Евфрат
а) Египет
б) Междуречье
в) Ассирия
2. Какой строительный материал использовался в Междуречье?
а) камень
б) дерево
в) глина
3. Письмо Двуречья называется
а) клинопись
б) иероглифы
в) буквы
4. Тяжелое бревно, один конец которого обит металлом
а) идол
б) таран
в) саркофаг
5. Кто такой Хаммурапи?
а) знаменитый врач
б) царь Вавилона
в) вождь Ассирии
6. Начало обработки железа
а) 4 тыс. до н.э.
б) 8-7 тыс. до н.э.
в) 2-1 тыс. до н.э.
7. Колония
а) поселение людей, переселившихся из иной страны
б) жилища рабов
в) гробница фараона
8. Какой город Передней Азии называли «логовищем львов» или «городом крови»?
а) Урарту
б) Ниневия
в) Вавилон
9. Завоевание Вавилона персами
а) 538 г. до н.э.
б) 525 г. до н.э.
в) 63 г. до н.э.
10. Что такое изразцы?
а) выпуклое изображение на камне
б) деревянные таблички
в) обожженные глиняные плиткиКлюч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
в
а
б
б
в
а
б
а
в
Тест №4 по теме «Древняя Индия» (19-20)1. Какие горы защищают Индию с севера?
а) Тянь-Шань
б) Альпы
в) Гималаи
2. Джунгли
а) переходимые заросли деревьев и кустарников
б) способ охоты на мамонтов
в) опасные каменистые преграды
3. Что выращивали индийцы?
а) рис, хлопчатник, сахарный тростник
б) картофель, морковь
в) помидоры, баклажаны, оливки
4. Главный бог индийцев?
а) Шаман
б) Брахма
в) Гамет
5. Каста
а) большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
б) несколько родов
в) группы людей со строго определенными правами и обязанностями.
6. Объединение индийских царств
а) 5 в. до н.э.
б) 1 в. до н.э.
в) 3 в. до н.э.
7. Как в Индии назывались люди, не входившие не в одну из каст?
а) «живые убитые»
б) чужие
в) неприкасаемые
8. Какой царь объединил Индию?
а) Рама
б) Атока
в) Хаммурапи
9. Что из созданного индийским народом в древности мы используем сейчас?
а) шахматы
б) компас
в) письменность
Тест №4 по теме «Древняя Индия» (19-20)1. Какие горы защищают Индию с севера?
а) Тянь-Шань
б) Альпы
в) Гималаи
2. Джунгли
а) переходимые заросли деревьев и кустарников
б) способ охоты на мамонтов
в) опасные каменистые преграды
3. Что выращивали индийцы?
а) рис, хлопчатник, сахарный тростник
б) картофель, морковь
в) помидоры, баклажаны, оливки
4. Главный бог индийцев?
а) Шаман
б) Брахма
в) Гамет
5. Каста
а) большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
б) несколько родов
в) группы людей со строго определенными правами и обязанностями.
6. Объединение индийских царств
а) 5 в. до н.э.
б) 1 в. до н.э.
в) 3 в. до н.э.
7. Как в Индии назывались люди, не входившие не в одну из каст?
а) «живые убитые»
б) чужие
в) неприкасаемые
8. Какой царь объединил Индию?
а) Рама
б) Атока
в) Хаммурапи
9. Что из созданного индийским народом в древности мы используем сейчас?
а) шахматы
б) компас
в) письменностьКлюч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
в
а
а
б
в
в
в
б
а
Тест №5 по теме «Китай в древности» (21-23)1. О какой реке китайцы говорили «блуждающая река», «горе Китая»?
а) Ганг
б) Янцзы
в) Хукихэ
2. Какие из отрасли хозяйства были особенно развиты в Китае?
а) шелководство
б) мореплавание
в) скотоводство
3. Аренда
а) отображение жизни людей в танцах, песнях, рисунках
б) временное пользование за плату земель или другого имущества
в) способ завлечения различных животных в западню
4. Образование единого государства в Китае
а) 5 тыс. до н.э.
б) 3-2 тыс. до н.э.
в) 1 тыс. до н.э.
5. Какой из перечисленных мифов имеет своей родиной Китай?
а) миф о Великом Юе
б) миф о всемирном потопе
в) миф о Будде
6. Китайская письменность была похожа на
а) индийскую
б) египетскую
в) греческую
7. Конфуций был
а) историком
б) врачом
в) мудрецом
8. Восстание в Китае произошло в
а) 184 г. до н.э.
б) 221 г. до н.э.
в) 75 лет до н.э.
9. С какой целью была построена Великая Китайская стена?
а) для украшения государства
б) для защиты страны от нападений
в) для того, чтобы показать власть царей
10. Как называется старинный китайский напиток, который мы используем до сих пор?
а) чай
б) кофе
в) молоко
Тест №5 по теме «Китай в древности» (21-23)1. О какой реке китайцы говорили «блуждающая река», «горе Китая»?
а) Ганг
б) Янцзы
в) Хукихэ
2. Какие из отрасли хозяйства были особенно развиты в Китае?
а) шелководство
б) мореплавание
в) скотоводство
3. Аренда
а) отображение жизни людей в танцах, песнях, рисунках
б) временное пользование за плату земель или другого имущества
в) способ завлечения различных животных в западню
4. Образование единого государства в Китае
а) 5 тыс. до н.э.
б) 3-2 тыс. до н.э.
в) 1 тыс. до н.э.
5. Какой из перечисленных мифов имеет своей родиной Китай?
а) миф о Великом Юе
б) миф о всемирном потопе
в) миф о Будде
6. Китайская письменность была похожа на
а) индийскую
б) египетскую
в) греческую
7. Конфуций был
а) историком
б) врачом
в) мудрецом
8. Восстание в Китае произошло в
а) 184 г. до н.э.
б) 221 г. до н.э.
в) 75 лет до н.э.
9. С какой целью была построена Великая Китайская стена?
а) для украшения государства
б) для защиты страны от нападений
в) для того, чтобы показать власть царей
10. Как называется старинный китайский напиток, который мы используем до сих пор?
а) чай
б) кофе
в) молокоКлюч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
в
а
б
в
а
б
в
а
б
а
Тест №6 по теме «Древнейшая Греция и
установление там рабовладельческого строя» (24-35)
1. Древняя Греция находится
а) в Европе
б) в Африке
в) на Востоке
2. Фреска
а) особый вид танца
б) картина по сырой штукатурке
в) картина из цветных камешков
3. Кем были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея»?
а) Периклом
б) Геродотом
в) Гомером
4. Колония
а) поселение людей в других странах
б) налог с торговли
в) пошлина
5. Реформа Солона
а) 46 г. до н.э.
б) 443 г. до н.э.
в) 594 г. до н.э.
6. Демократия
а) совет старейшин
б) власть демоса
в) союз рабов
7. Кого афиняне выбирали 15 раз на должность 1 стратега
а) Перикла
б) Леонида
в) Солона
8. Илоты
а) кочевник
б) воины
в) «захваченные»
9. Какая битва произошла в 490 г. до н.э. недалеко от Афин?
а) Марафонская
б) Фермопильская
в) Саламинская
10. Кого в Афинах называли гражданами
а) захватчиков
б) коренных жителей
в) переселенцев
11. Какая битва стала решающей в ходе греко-персидских войн?
а) Марафонская битва
б) битва у Фермопил
в) Саламинская битва
12. Кому принадлежат слова: «Мы положим иго рабства как на виновных перед нами (т.е. сражавшихся с персами), так и на невинных».
а) Ксеркс
б) Перикл
в) Дарий IТест №6 по теме «Древнейшая Греция и
установление там рабовладельческого строя» (24-35)
1. Древняя Греция находится
а) в Европе
б) в Африке
в) на Востоке
2. Фреска
а) особый вид танца
б) картина по сырой штукатурке
в) картина из цветных камешков
3. Кем были созданы поэмы «Илиада» и «Одиссея»?
а) Периклом
б) Геродотом
в) Гомером
4. Колония
а) поселение людей в других странах
б) налог с торговли
в) пошлина
5. Реформа Солона
а) 46 г. до н.э.
б) 443 г. до н.э.
в) 594 г. до н.э.
6. Демократия
а) совет старейшин
б) власть демоса
в) союз рабов
7. Кого афиняне выбирали 15 раз на должность 1 стратега
а) Перикла
б) Леонида
в) Солона
8. Илоты
а) кочевник
б) воины
в) «захваченные»
9. Какая битва произошла в 490 г. до н.э. недалеко от Афин?
а) Марафонская
б) Фермопильская
в) Саламинская
10. Кого в Афинах называли гражданами
а) захватчиков
б) коренных жителей
в) переселенцев
11. Какая битва стала решающей в ходе греко-персидских войн?
а) Марафонская битва
б) битва у Фермопил
в) Саламинская битва
12. Кому принадлежат слова: «Мы положим иго рабства как на виновных перед нами (т.е. сражавшихся с персами), так и на невинных».
а) Ксеркс
б) Перикл
в) Дарий I
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
а
б
в
а
в
б
а
в
а
б
в
а
Тест №7 по теме «Расцвет эллинской культуры и образование
греко-македонских государств в Восточном Средиземноморье» (36-42)
1. Кого в Греции называли «отцом истории»?
а) Гиппократ
б) Аристотель
в) Геродот
2. Театр
а) место для зрелищ
б) особый вид танца
в) площадка для выступлений
3. Какое из данных произведений принадлежит перу Аристотеля?
а) «Птица»
б) «Антигона»
в) «Прометей прикованный»
4. Первые олимпийские игры
а) 443 г. до н.э.
б) 540 г. до н.э.
в) 776г. до н.э.
5. Какого человека в Древней Греции называли «творцом богов»?
а) Гиппократ
б) Фидий
в) Демосфен
6. Современники называли его – «Самое прекрасное из созданий человеческого гения». О каком сооружении идет речь?
а) об Афинском Акрополе
б) о храме Эрехтейоне
в) о храме Парфеноне
7. Битва при г. Херонее
а) 334 г. до н.э.
б) 338 г. до н.э.
в) 43 г. до н.э.
8. С каким человеком связано выражение «разрубить гордиев узел»?
а) с Филиппом II
б) с Гомером
в) с Александром Македонским
9. Из данного списка выберите одно из «чудес света»
а) Форосский маяк
б) статуя Демосфена
в) Афинский Акрополь
10. Кто является автором книги «Начала»?
а) Сократ
б) Евклид
в) Аристарх
11. Греческий философ Страбон пишет: «Весь город пересечен улицами… В городе есть прекрасные общественные святилища и царские дворцы. Часть царских зданий составляет музейон (музей)». О каком городе идет речь?
а) о Спарте
б) об Александрии
в) об Афинах
12. Александр Македонский разослал в греческие города гонцов с требованием признать его богом. Какой ответ он получил от Спарты?
а) «Мы не признаем его богом»
б) «Александр хочет слишком много»
в) «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им».
Тест №7 по теме «Расцвет эллинской культуры и образование
греко-македонских государств в Восточном Средиземноморье» (36-42)
1. Кого в Греции называли «отцом истории»?
а) Гиппократ
б) Аристотель
в) Геродот
2. Театр
а) место для зрелищ
б) особый вид танца
в) площадка для выступлений
3. Какое из данных произведений принадлежит перу Аристотеля?
а) «Птица»
б) «Антигона»
в) «Прометей прикованный»
4. Первые олимпийские игры
а) 443 г. до н.э.
б) 540 г. до н.э.
в) 776г. до н.э.
5. Какого человека в Древней Греции называли «творцом богов»?
а) Гиппократ
б) Фидий
в) Демосфен
6. Современники называли его – «Самое прекрасное из созданий человеческого гения». О каком сооружении идет речь?
а) об Афинском Акрополе
б) о храме Эрехтейоне
в) о храме Парфеноне
7. Битва при г. Херонее
а) 334 г. до н.э.
б) 338 г. до н.э.
в) 43 г. до н.э.
8. С каким человеком связано выражение «разрубить гордиев узел»?
а) с Филиппом II
б) с Гомером
в) с Александром Македонским
9. Из данного списка выберите одно из «чудес света»
а) Форосский маяк
б) статуя Демосфена
в) Афинский Акрополь
10. Кто является автором книги «Начала»?
а) Сократ
б) Евклид
в) Аристарх
11. Греческий философ Страбон пишет: «Весь город пересечен улицами… В городе есть прекрасные общественные святилища и царские дворцы. Часть царских зданий составляет музейон (музей)». О каком городе идет речь?
а) о Спарте
б) об Александрии
в) об Афинах
12. Александр Македонский разослал в греческие города гонцов с требованием признать его богом. Какой ответ он получил от Спарты?
а) «Мы не признаем его богом»
б) «Александр хочет слишком много»
в) «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им».
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
в
а
а
в
б
в
б
в
а
б
б
в
Тест №8 по теме «Древний Рим» (43-51)
1. Основание Рима
а) 753 г. до н.э.
б) 390 г. до н.э.
в) 509 г. до н.э.
2. Потомки основателей Рима назывались
а) плебеи
б) никроты
в) патриции
3. Республика
а) главная площадь города
б) общественное дело
в) «совет старцев»
4. Установление республики в Риме
а) 509 г. до н.э.
б) 202 г. до н.э.
в) 38 г. до н.э.
5. Кто такой Ганнибал?
а) римский легионер
б) талантливый полководец
в) известный врач
6. Специальные сооружения для гладиаторских игр
а) ипподром
б) гимнасия
в) амфитеатр
7. Когда произошло восстание Спартака
а) 74 г. до н.э.
б) 133 г. до н.э.
в) 25 г. до н.э.
8. При каком императоре Римская империя достигла наибольших размеров?
а) при Цезаре
б) при Трояне
в) при Антонии
9. Правление Октавиана Августа
а) 50 г. до н.э. – 6 г. н.э.
б) 25 г. до н.э. – 3 г. н.э.
в) 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.
10. Кто был во главе заговора против Цезаря?
а) Брут
б) Сципион
в) Помпей
11. В 216 г. до н.э. произошло одно из решающих сражений второй Пунической войны. О каком сражении идет речь?
а) битва около г. Зама
б) битва при Каннах
в) битва у реки Рубикон
12. Кому могли принадлежать такие слова: «Там мы найдем свободу… Мужественная и почетная смерть лучше постыдной и гнусной жизни»?
а) Спартаку
б) Цезарю
в) Траяну
Тест №8 по теме «Древний Рим» (43-51)
1. Основание Рима
а) 753 г. до н.э.
б) 390 г. до н.э.
в) 509 г. до н.э.
2. Потомки основателей Рима назывались
а) плебеи
б) никроты
в) патриции
3. Республика
а) главная площадь города
б) общественное дело
в) «совет старцев»
4. Установление республики в Риме
а) 509 г. до н.э.
б) 202 г. до н.э.
в) 38 г. до н.э.
5. Кто такой Ганнибал?
а) римский легионер
б) талантливый полководец
в) известный врач
6. Специальные сооружения для гладиаторских игр
а) ипподром
б) гимнасия
в) амфитеатр
7. Когда произошло восстание Спартака
а) 74 г. до н.э.
б) 133 г. до н.э.
в) 25 г. до н.э.
8. При каком императоре Римская империя достигла наибольших размеров?
а) при Цезаре
б) при Трояне
в) при Антонии
9. Правление Октавиана Августа
а) 50 г. до н.э. – 6 г. н.э.
б) 25 г. до н.э. – 3 г. н.э.
в) 30 г. до н.э. – 14 г. н.э.
10. Кто был во главе заговора против Цезаря?
а) Брут
б) Сципион
в) Помпей
11. В 216 г. до н.э. произошло одно из решающих сражений второй Пунической войны. О каком сражении идет речь?
а) битва около г. Зама
б) битва при Каннах
в) битва у реки Рубикон
12. Кому могли принадлежать такие слова: «Там мы найдем свободу… Мужественная и почетная смерть лучше постыдной и гнусной жизни»?
а) Спартаку
б) Цезарю
в) Траяну
Ключ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
а
в
б
а
б
в
а
б
в
а
б
а
Тест №9 по теме «Культура и быт Рима
в конце республики начале империи» (52-58)1. Любимое зрелище римлян?
а) театральные представления
б) гладиаторские бои
в) цирковые выступления
2. Знаменитый оратор Рима
а) Константин
б) Октавиан Август
в) Цицерон
3. Колоны
а) мелкие арендаторы земли
б) борцы
в) «рабы с хижинами»
4. Какая из перечисленных религий зародилась в Римской империи?
а) ислам
б) буддизм
в) христианство
5. Как римляне называли греческого бога Зевса
а) Вулкан
б) Юпитер
в) Нептун
6. Раздел Римской империи на Западную и Восточную
а) 476 г.
б) 395 г.
в) 115 г.
7. Кто написал поэму «Энеида»?
а) Вергилий
б) Лукреций
в) Плиний
8. Кого римляне называли «Лучшим из императоров»?
а) Нерон
б) Сенека
в) Троян
9. Самая большая игральная постройка древности
а) Пантеон
б) Колизей
в) Парфенон
10. Падение Западной Римской империи
а) 335 г.
б) 313 г.
в) 476 г.
11. Какой из римских императоров издал указ, разрешающий строить храмы и молиться?
а) Константин
б) Гонорей
в) Октавиан
12. «Покорен город, которому покорялась земля». О каком городе идет речь?
а) о Неаполе
б) о Риме
в) о Константинополе
Тест №9 по теме «Культура и быт Рима
в конце республики начале империи» (52-58)
1. Любимое зрелище римлян?
а) театральные представления
б) гладиаторские бои
в) цирковые выступления
2. Знаменитый оратор Рима
а) Константин
б) Октавиан Август
в) Цицерон
3. Колоны
а) мелкие арендаторы земли
б) борцы
в) «рабы с хижинами»
4. Какая из перечисленных религий зародилась в Римской империи?
а) ислам
б) буддизм
в) христианство
5. Как римляне называли греческого бога Зевса
а) Вулкан
б) Юпитер
в) Нептун
6. Раздел Римской империи на Западную и Восточную
а) 476 г.
б) 395 г.
в) 115 г.
7. Кто написал поэму «Энеида»?
а) Вергилий
б) Лукреций
в) Плиний
8. Кого римляне называли «Лучшим из императоров»?
а) Нерон
б) Сенека
в) Троян
9. Самая большая игральная постройка древности
а) Пантеон
б) Колизей
в) Парфенон
10. Падение Западной Римской империи
а) 335 г.
б) 313 г.
в) 476 г.
11. Какой из римских императоров издал указ, разрешающий строить храмы и молиться?
а) Константин
б) Гонорей
в) Октавиан
12. «Покорен город, которому покорялась земля». О каком городе идет речь?
а) о Неаполе
б) о Риме
в) о КонстантинополеКлюч
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
б
в
а
в
б
б
а
в
а
в
а
б
ist.na5bal.ru
Тест по истории Древнего мира: "Быт и занятия древних людей"
Тест №1 по теме «Древний мир»
Часть первая
1. Первыми орудиями труда древнего человека были:
а) дубина, рубило, палка-копалка
б) мотыга, лук и стрела, гарпун
в) скребок, проколка, гарпун
2. Самым древним коллективом людей считается:
а) родовая община
б) человеческое стадо
в) соседняя община
3. Выделение «человека разумного произошло:
а) ок. 60 тыс. лет назад
б) ок. 40 тыс. лет назад
в) ок. 10 тыс. лет назад
4. Мягкий металл, открытый первобытными людьми:
а) медь
б) олово
в) железо
5. Родовая община – это:
а) коллектив людей
б) несколько племён
в) сплочённый коллектив родственников
6. Главное отличие древнейших людей от животных:
а) в облике
б) в умении изготовлять орудия труда
в) в наличии речи
7. К последствиям неолитической революции относится:
а) охотоводство
б) переход к производящему хозяйству
в) 5 тыс. лет назад
8. Останки «Люси» были найдены а) в Южной америке
б) в Австралии
в) в Африке
9. Религия – а) изображение богов
б) просьба, обращение к богу
в) вера в вымышленные сверхъестественные существа
10. Самыми древними предками людей считаются:
а) австралопитеки
б) дриопитеки
в) рамапитеки
Древний мир
Часть вторая
Ответьте на вопросы:
В долинах каких рек сложились первые государственные образования?
Ответ__________________________________
Какая территория называлась Месопотамия?
Ответ__________________________________
3.Высшая власть в Египте принадлежала _________________________
4.Кому принадлежала самая высокая пирамида____________________
5.Какую систему письма использовали египтяне?
Ответ_______________________________
6.Что представляли собой новые государственные образования Древнего мира?
Ответ_______________________________
7.Какую систему письма использовали в Шумере, Аккаде____________________
8.При какой династии началось строительство Великой Китайской стены?
Ответ___________________________
9.Какое античное государство считается родиной демократии
Ответ__________________________
10.Как называлось государственное образование у римлян
Ответ____________________________
Ключ часть первая
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
а
в
б
б
б
в
б
Ключ часть вторая
1-Тигр,Ефрат,Инд,Хунхэ
2.Междуречье Тигра и Ефрата
3.Фараону
4.Хеопсу
5.Иероглифы
6.Военные деспотии
7.Клинопись
8.Цинь
9.Греция
10.Республика
kopilkaurokov.ru
Кому нужно золото? | Мир вокруг нас
Древние были убеждены, что имеющий при себе золото не будет знать печали, и чем больше золота, тем радостнее станет у него на душе.
Если прижечь золотом область под сердцем, то это поможет вылечить болезни сердца.
Если золотой иглой проколоть ухо, то сделанное отверстие больше не зарастет.
Если ребенок имеет золотое ожерелье на шее, то это его успокаивает, предохраняет от падучей.
Если держать золото во рту, это поможет при болезни горла, сделает запах изо рта приятным.
Золотые пластинки в Древней Греции и Риме использовали как приворотное средство. Считалось у древних, что золото помогает избавиться от болезней, душевных расстройств и робости, а золотая посуда не допускает соседства с ядами.
В настоящее время этот благородный желтый метал, благодаря своим свойствам, высокой стойкости к коррозии, электропроводности, незаурядной химической стойкости, пластичности нашел более широкое применение.
Золото во многих странах является основой денежной системы, поэтому громадное количество золота хранится в подвалах банков для обеспечения выпущенных в обращение бумажных денег. В банковские подземные сейфы уходит основная доля добычи золота.
Золото используют в медицине, а именно около 2% от общей добычи идет на зубопротезирование. Здесь применяют сплавы, с пробой 585 и выше. Они тверды и прочны, не поддаются действию азотной кислоты.
Кроме зубопротезирования золото и его сплавы используют для изготовления ювелирных изделий. На ювелирные изделия в виде серег, кулонов, цепочек, колец, брошей идет около 10% добытого золота.
В последнее время и промышленность стала проявлять к золоту повышенный интерес. В технике золото и его сплавы используют больше чем на зубопротезирование, но меньше чем на украшения — около 7−8% мировой добычи. Инженеры весьма серьезно относятся к этому металлу, им важен не столько блеск золота, сколько его химическая инертность, хорошая электропроводность, возможность получения сверхтонкой фольги и проволоки.
Золото — это очень дорогой и технически необходимый материал. Благодаря высокой химической стойкости золото незаменимо для изготовления разного рода контактов, тонких технических устройств, в том числе и таких распространенных как резонаторы, генераторы частот.
В технике золото используют также в виде сплавов с другими металлами.
Главным направлением сегодня в использовании золота стала электроника. Много золота идет на защиту меди в микроплатах. Электроды в кварцевых генераторах — серебряные, но позолоченные сверху, для идеальной электропроводности и высокой химической стойкости. Сплавы золота широко используют для изготовления контактов в радиоаппаратуре, в телефонном оборудовании.
Детали, изготовленные из золота и их сплавов, успешно работают на самых ответственных участках сложнейших электронно-вычислительных машин. Не случайно говорят: будущее принадлежит машинам с золотыми мозгами.
Золотые покрытия применяют в авиационной технике для изготовления отражателей. Покрытия из золота — тончайшая золотая пленка снаружи и изнутри, покрывающая кожух двигателей сверхзвуковых самолетов, защищает их от коррозии и теплового воздействия. Золотые покрытия предохраняют космические корабли от инфракрасной радиации.
Самую гладкую зеркальную поверхность телескопа сумели создать в конце 80-х годов. Эта поверхность, напыленная тончайшим слоем золота, имеет выпуклости, высота которых не превышает слоя из трёх атомов.
Золото применяют также как сварочный материал — золотые швы выдерживают температуру до 870ºС.
В 1991 году британской фирмой «Оффшор электроникс» налажено производство высокоточного гигрометра — прибора для определения влажности воздуха. Основная деталь — тончайший металлический сердечник с пористой поверхностью золота. Прибор способен уловить одну миллионную примеси влаги в воздухе.
Даже в световых шоу на концертах и дискотеках, эффективной рекламе используют лазеры на парах золота, дающие красный цвет.
Вообще, мировой расход золота на технические потребности составляет порядка 50−60 тонн в год.
Золото имеет высокою стоимость, но затраты окупаются надежностью и долговечностью изделий.
shkolazhizni.ru
Человеческое общество от первобытности к цивилизации.pptx - Презентация по истории на тему ...
. Придумайте небольшие рассказы:из которых была бы ясна роль плотов и лодок в жизни первобытных людей.«Посёлок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Казалось, спасения не было…» или : «Вокруг посёлка не осталось зверей. Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них..?»из которого была бы ясна роль огня в жизни первобытных людей.«Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети, были заняты делом…»или: «Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту. Вскоре люди увидели следы…» (копьё, мамонт, яма-западня, огонь).из которого была бы ясна роль земледелия в жизни . Придумайте небольшие рассказы:из которых была бы ясна роль плотов и лодок в жизни первобытных людей. «Посёлок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Казалось, спасения не было…» или : «Вокруг посёлка не осталось зверей. Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них..?»из которого была бы ясна роль огня в жизни первобытных людей.«Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети, были заняты делом…»или: «Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту. Вскоре люди увидели следы…» (копьё, мамонт, яма-западня, огонь).из которого была бы ясна роль земледелия в жизни первобытных людей«Выйдя на лесную поляну, я увидел небольшой посёлок. Мужчины с каменными топорами расчищали участок леса…»
znanio.ru
Лекция на тему "Человек открывает мир металла"
Разделы: Внеклассная работа
Презентация.
(Слайд 1) Человек использует для обеспечения
своих жизненных потребностей различные
материалы. С развитием материалов связана вся
история человечества. Материалы дали названия
целым эпохам: каменный век, бронзовый век,
железный век.
Каменный век, древнейший период в развитии
человечества. Каменный век делится на древний
(палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).
Палеолит – древний каменный век, первый период
каменного века, время существования ископаемого
человека (палеоантропы и др.). Палеолит
продолжался с возникновения человека (свыше 2
млн. лет назад) примерно до X тысячелетия до н.э.
(Слайд 2) Сотни тысяч лет назад в древнекаменном
веке (палеолите) человек пользовался орудиями
труда из камня. Изготовляли такие орудия,
раскалывая камни подходящей формы. Вначале это
были грубые, нешлифованные клинья.
(Слайд 3) На ранней стадии своего развития
человек использовал и другие природные
материалы: дерево, кость. Используя оббитые
каменные, деревянные, костяные орудия, человек
занимался охотой и собирательством. Около 500 000
лет назад с помощью камня люди стали добывать
огонь.
(Слайд 4) Мезолит – средний каменный век,
переход от палеолита к неолиту (X – V тысячелетия
до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы,
микролитические орудия, была приручена собака.
Стали использовать огонь для обжига глины при
изготовлении предметов домашней утвари.
(Слайд 5) Первые культуры неолита появились
около 7000 лет до н. э. В эпоху неолита, нового
каменного века, человек научился обрабатывать
камень: сверлить, шлифовать, распиливать,
полировать и др. Появилось большое разнообразие
каменных орудий, совершенствовалась обработка
дерева, кости, появилась глиняная посуда.
(Слайд 6) Медный век (энеолит) переходный период
от каменного века к бронзовому веку (IV–III
тысячелетие до н. э.). Преобладают орудия из камня,
но появляются и медные. Основные занятия
населения – мотыжное земледелие, скотоводство,
охота.
На этом этапе развития человечества стали
использовать металлы, которые относятся к числу
наиболее распространенных материалов. Металлы
как группа материалов, известная с глубокой
древности, сыграли огромную роль в развитии
материальной культуры человеческого общества. С
развитием человеческого общества расширялось и
использование металлов. Постепенно металлы
становились все более важными и нужными для
людей.
(Слайд 7) Бронзовый век, исторический период,
сменивший энеолит и характеризующийся
распространением металлургии бронзы, бронзовых
орудий и оружия в конце IV– начале I тысячелетия
до н. э. В бронзовый век появились кочевое
скотоводство и поливное земледелие,
письменность, рабовладение (Ближний Восток,
Китай, Южная Америка и др.).
(Слайд 8) Железный век, период в развитии
человечества, наступивший с распространением
металлургии железа и изготовлением железных
орудий и оружия. Сменил бронзовый век в начале I
тысячелетия до н. э. Применение железа дало
мощный стимул развитию производства и ускорило
общественное развитие.
Современную технику невозможно представить
без металлических материалов.
Сейчас невозможно точно установить, когда
именно человек стал добывать и обрабатывать
металлы. Мы можем лишь предполагать, какой из
металлов первым нашел практическое применение.
Очевидно, первыми применялись металлы, которые
встречаются в природе в чистом, самородном виде.
(Слайд 9) Судя по результатам раскопок и
археологических исследований, золото было
известно человечеству с древнейших времен.
Возможно, золото было первым металлом, с которым
познакомился человек. Оно всегда привлекало
людей своим блеском. В природе золото
встречается преимущественно в виде самородков, в
сравнении с другими металлами оно легко
обрабатывается.
(Слайд 10) С древнейших пор золото шло на
изготовление разнообразных предметов. Правда, из
золота нельзя было сделать орудия труда или
оружие, но знакомство и обращение с золотом
принесло людям опыт, который пригодился им в
дальнейшем при обработке других металлов.
Шумеры, жившие на рубеже III – IV тысячелетий до
н.э. по рекам Тигр и Евфрат, изготовляли из золота
изделия, которые и сегодня остались такими же
блестящими и чистыми, какие были в те далекие
времена.
Имеются данные о добыче золота и изготовлении
изделий из него в Древнем Египте (4100-3900 годы до н.
э.), Индии и Индокитае (2000-1500 годы до н. э.), где из
него изготавливали деньги, дорогие украшения,
произведений культа и искусства.
По некоторым данным в Китае уже около 2250 г. до н.
э. существовала золотая монета. В Передней Азии и
Африке золотая монета появилась значительно
позже. Финикияне, особенно в позднейшую эпоху,
пользовались золотом в качестве орудия обмена и
ревностно заботились о его добывании.
В Египте научились обрабатывать золото еще в
позднем неолите. В 2900 году до н.э. основатель
древнеегипетского государства Менес повелел
называть своим именем единицу стоимости,
выраженную слитком золота весом 14 г. Золото
поступало фараонам из Нубии, где им принадлежали
золотые прииски.
(Слайд 11) Из археологических раскопок известно
о сокровищах гробницы фараона Тутанхамона,
умершего молодым около 1350 года до н.э. Один лишь
его искусно отделанный золотой саркофаг весил
110,4 кг. Даже в наши дни вызывает восхищение
искусство золотых дел мастеров, которые в
совершенстве владели техникой обработки
металлов.
(Слайд 12) По изображениям, найденным в гробнице
фараона Мереруба (VI династия Древнего царства)
можно судить о технике обработки металлов,
достигнутой в Египте четыре тысячелетия назад.
На первом рисунке чиновник отвешивает металл
(золото), а писец записывает его количество. На
втором рисунке – шесть человек раздувают
плавильный горн трубками, похожими на
стеклодувные. Затем мастер разливает
расплавленный металл из тигля в стоящую на земле
форму, а помощник в это время задерживает шлак.
Слиток отбивают камнями (молотками) и доводят до
готового изделия. В верхней части изображения
видны изготовленные сосуды.
Раскопки древних курганов в Дании показали, что
оружие и предметы домашнего обихода делались,
главным образом, из золота и только отдельные
части – из железа. По-видимому, производители
могли довольно свободно распоряжаться медью и
золотом, но должны были экономить на железе.
Наблюдения над аборигенами американского и
африканского континентов также показали, что
употребление золота и серебра предшествовало
использованию других полезных металлов. Когда
были найдены другие металлы и открыты способы их
обработки, золото, ввиду его редкости и красоты,
стало особенно ценным предметом украшения и
приобрело предпочтительное пред всеми другими
металлами право на наименование “благородный
металл”. Такое значение золото сохраняет и до
настоящего времени.
(Слайд 13) Сегодня общепринято считать, что
бронзовому веку предшествовал период, когда
оружие и инструменты делали из меди. По некоторым
археологическим данным медь была хорошо
известна египтянам еще за 4000 лет до н. э.
Знакомство человечества с медью относится к
более ранней эпохе, чем с железом. Это
объясняется, с одной стороны, тем, что в природе
медь встречается в виде самородков, а с другой –
сравнительной легкостью получения ее из
соединений. Возможно, что первые мелкие медные
изделия, такие, как наконечники для стрел и копий,
были выкованы из найденных самородков. Древняя
Греция и Рим получали медь с острова Кипра (Cyprum),
откуда и название ее Cuprum.
(Слайд 14) Затем люди обнаружили, что при
холодной ковке медь не только принимает нужную
форму, но и становится тверже и прочнее, а если
упрочненный металл нагреть на огне, он снова
станет мягким. Но прежде чем люди научились
плавить медь и отливать ее в формы, прошло еще
немало времени. Добывать медь шахтным способом в
различных областях Древнего Египта стали во
времена фараона Снофру, примерно в середине III
тысячелетия до н.э.
Кроме всех своих достоинств медь имела очень
существенный недостаток: медные орудия и
инструменты, например ножи, быстро затуплялись.
Не обладая высокими прочностью и
износостойкостью, даже в холодноупрочненном
состоянии, медные инструменты и орудия не могли
полностью заменить каменные инструменты.
Заменить каменные инструменты и орудия позволил
сплав меди – бронза.
(Слайд 15) Бронзой называются сплавы меди с
оловом в различных пропорциях, а также сплавы
меди с оловом и цинком и некоторыми другими
металлами или металлоидами (свинцом, марганцем,
фосфором, кремнием и др.). Бронза обладает лучшими
литейными свойствами по сравнению с медью, имеет
большую прочность и твердость, более сильное
упрочнение в результате холодной деформации.
Оловянная бронза – древнейший сплав,
выплавленный человеком. Первые изделия из бронзы
получены около 3000 лет до н. э. восстановительной
плавкой смеси медной и оловянной руд с древесным
углем. Значительно позднее для получения бронзы
стали добавлять в медь олово и другие металлы.
Бронза применялась в древности для производства
оружия и орудий труда (наконечников стрел,
кинжалов, топоров), украшений, монет и зеркал.
Возможно, что первоначально бронзу получили
случайно из руды, содержавшей одновременно медь
и олово. Затем бронзу готовили уже по
определенной рецептуре, о чем свидетельствуют
результаты анализов древних бронзовых изделий.
Можно предположить, что металлургия и
металлообработка бронзового века зародилась в
первых крупных культурных центрах древности – в
долинах Тигра и Евфрата, а также Нила. Считается,
что в Египте бронзовые изделия стали изготовлять
в начале II тысячелетия до н.э. На Среднем Востоке
бронзовый век начался несколько раньше.
В гробнице высокопоставленного египетского
чиновника XVIII династия (Новое царство, около 1450 г.
до н.э.) найдено изображение технологического
процесса получения отливок в те времена.
В Европе начало бронзового века приходится на II
тысячелетие до н.э.
До нас дошло немало выдающихся бронзовых
изделий различных народов. Оружие, инструменты,
украшение, посуда и другие предметы
свидетельствуют об удивительном искусстве
древних мастеров, которым были хорошо известны
специфические свойства меди и ее сплава –
бронзы.
(Слайд 16) Без преувеличения можно сказать, что
история художественной бронзы есть вместе с тем
история цивилизации. В грубом и первобытном
состоянии мы встречаем бронзу в самых отдаленных
доисторических эпохах человечества. У египтян,
ассирийцев, финикиян, этрусков художественная
бронза достигает значительного развития и
обширного применения. В VII веке до н. э. научились
отливать статуи из бронзы – открытие, благодаря
которому, мы обязаны существованием
неподражаемых произведений искусства, начиная с
Афины Фидия и кончая Оратором этрусским
Флорентийского музея и Марком-Аврелием
Капитолийским.
(Слайд 17) Художественная бронза находит широкое
применение в архитектуре, как главная составная
часть храма или дворца, или же просто как внешний
орнамент. Дворец, описанный Гомером в “Одиссее”,
был окружен бронзовой стеной. В подражание
дворцам Ассирии, украшенным бронзовыми плитами,
Агриппа приказал украсить бронзовым орнаментом
римский Пантеон. С древнейших времен бронза
используется для украшения оружия, амулетов, ваз
и для изготовления различной домашней утвари и
мебели. Во времена фараонов жители Тира и Сидона
вели обширную торговлю бронзовыми изделиями по
берегам Средиземного моря. Благодаря раскопкам в
Помпее мы знаем, что бронзовые изделия были в
большом употреблении в Риме и римских
провинциях.
(Слайд 18) Если верить греческим писателям, то
искусство отливки различных предметов из бронзы
(главным образом статуи) впервые возникло на
острове Самосе, во времена Кира или Креза, т. е. в
VII – VI столетии до н. э. В Библии упоминается о
скульптурных произведениях из бронзы,
выполненных Гирамом Тирским при сооружении
Иерусалимского храма, во времена царствования
царя Соломона.
(Слайд 19) В Ассирии, Палестине, древней Персии,
Египте, Индии, в Китае и Японии бронзовые изделии
встречаются в огромном количестве и
представляют значительный художественный
интерес. В могилах Халдеи и Ассирии были отысканы
бронзовые браслеты и серьги в форме цилиндров,
суженных на концах. В Лувре хранится бронзовый
браслет той эпохи, оканчивающийся головой льва.
Известно, что храм Иерусалимский строился
финикийскими работниками и был украшен
бронзовыми орнаментами. Описание этого храма и
его украшений находится в Библии.
Большой спрос на ценную бронзу стимулировал
развитие и других отраслей хозяйства.
Совершенствовалось горное дело, расширялась
торговля. В Италии были обнаружены рудники
бронзового века глубиной до 130 м. В них еще
сохранилась шахтная крепь с деревянными
стойками и обшивкой.
(Слайд 20) Еще одним из первых освоенных
человеком металлов является олово. Египтяне
знали его за 3000 – 4000 лет до н. э. и о нем говорится
в Библии. По Аристотелю, в древнейшие времена из
олова чеканили монету; во времена римского
владычества в Англии изготовляли из олова
сосуды. При Генрихе VIII цена олова равнялась цене
серебра. О лужении упоминается уже Плинием.
Известно, что олово начали добывать раньше, чем
железо. Оловянные шахты работали в Месопотамии
(нынешний Ирак) и в Европе еще 4000 лет назад.
Олово – это мягкий белый металл, который можно
сплавлять с медью, чтобы получить бронзу. Олово,
необходимое для выплавки бронзы, встречается
далеко не везде. Финикийцы – лучшие
мореплаватели и торговцы древности – добрались
до юго-западной части Британских островов и
нашли там месторождение оловянной руды
(касситерита). Финикийские купцы торговали
оловом по всему европейскому побережью
Средиземного моря, они меняли этот металл на
ткани и драгоценные камни.
(Слайд 21) Олово достаточно редкий, но очень
полезный металл. Он не ржавеет. Металл был,
очевидно, малодоступным и дорогим, так как
оловянные предметы редко встречаются среди
римских и греческих древних изделий, хотя
упоминание об олове есть в ранних книгах Ветхого
Завета (в Четвертой книге Моисеевой – Числа).
(Слайд 22) Кроме бронзы люди все чаще стали
использовать и другой металл, еще более
подходящий для изготовления инструментов и
оружия – железо. Его история также начинается в
глубокой древности. Применение железа дало
мощный стимул развитию производства и ускорило
общественное развитие. Железо еще называют
металлом могущества цивилизаций. С открытием
способа получения железа из руд, залегающих в
недрах Земли, связывают наступление железного
века.
Пока еще не удалось установить, где и как
впервые начали добывать железо в больших
количествах. Самое древнее железное изделие,
найденное в Египте, относится к IV тысячелетию до
н.э., оно представляет собой ожерелье из
прокованных полосок метеоритного железа.
(Слайд 23) Метеоритное железо химически чистое
(не содержит примесей), а значит, и не требует
трудоемких технологий их удаления. Железо в
составе руд, напротив, нуждается в нескольких
этапах очистки. О том, что первым человек узнал
именно “небесное” железо, говорят и археология,
и этимология, и распространенные у некоторых
народов мифы о богах или демонах, сбросивших с
неба железные предметы и орудия.
Первое железо – дар богов, чистое, легкое в
обработке – использовалось исключительно для
изготовления “чистых” ритуальных предметов:
амулетов, талисманов, священных изображений
(бусы, браслеты, кольца, очаги). Железным
метеоритам поклонялись, на месте их падения
создавали культовые сооружения, их растирали в
порошок и пили как лекарство от многих недугов,
носили с собой в качестве амулетов. Первое оружие
из метеоритного железа украшалось золотом и
драгоценными камнями и использовалось в
погребениях.
На юге Месопотамии, где когда-то находился
шумерский город–государство Ур, найден кинжал с
позолоченной рукояткой, изготовленный тоже из
метеоритного железа приблизительно в 3100 году до
н.э. Метеоритное железо обрабатывали также как и
медь. При холодной ковке оно приобретает нужную
форму и одновременно становится прочнее и
тверже, а отжиг в огне снова делает кованый
металл мягче.
В древнем мире железо было окружено ореолом
таинственности – очевидно из-за своего
происхождения. Шумеры называли его “небесной
медью”. В хеттских клинописных табличках, где
указано географическое положение всех известных
тогда металлов, про железо говорится, что оно
“происходит с неба”. Египтяне всегда изображали
железные предметы синими – цвета неба.
(Слайд 24) Вначале в большом количестве железо
появилось у халибров – легендарного народа,
жившего в Закавказье около 1500 года до н.э. Они
научились выплавлять его из руды, содержащей
железо. В книге Агриколы “О металлах”
описывается получение кричного железа в
сыродутных горнах.
(Слайд 25) Первое время железо ценилось очень
дорого. В Вавилоне при царе Хаммурапи (1728 –
1686 гг. до н.э.) железо было в 8 раз дороже золота
и в 40 раз дороже серебра. Один из ассирийских
царей, живший три тысячелетия назад, славился
своими железными сокровищами, которые были для
него дороже золота. Ахилл, герой
древнегреческого мифа, убил своего противника,
чтобы завладеть его железными доспехами.
(Слайд 26) Впечатляющие шедевры были созданы
металлургами древней Индии. В Дели стоит
знаменитая Кутубская колонна весом 6 т., высотой
7,5 м и диаметром 40 см. Она состоит из отдельных
криц, сваренных в кузнечном горне. Еще большее
удивление, чем размеры колонны вызывает тот факт,
что до сих пор на ней не образовалось ржавчины.
(Слайд 27) Древнеиндийские металлурги славились
также своей сталью. Индийские мечи высоко
ценились в древности. При раскопках древних
захоронений найдено стальное оружие,
изготовленное в середине I тысячелетия до н.э. Уже
в то время индийские мастера владели искусством
приготовления “настоящей” дамасской стали.
(Слайд 28) В Китае из руды вначале выплавляли
чугун, который затем шел на переплавку в сталь,
или же из чугуна делали отливки. Литейная
технология там раньше, чем в других странах
достигла высокого совершенства. Бронза и чугун в
Древнем Китае служили излюбленными материалами
для литья монументальных фигур. В саду древнего
буддийского монастыря стоит чугунный лев
высотой 6 м.
(Слайд 29) Мягкий и относительно легко доступный
свинец в древности использовали для разных
целей. Из гнутых свинцовых листов изготовляли
трубы. Из свинца чеканили монеты, медали и печати,
изготовляли грузила для рыболовной снасти и
якоря для судов. На тонких свинцовых пластинах
гравировали текст и, сшивая их, делали свинцовые
книги.
Предположительно, первые сведения о свинце
происходят из Индии. Свинцовые чушки в форме
кирпичей служили предметом торговли, они
упоминаются и в списках товаров, которые
египетские фараоны получали в качестве дани. На
островах Средиземного моря, в Италии, на
побережье Греции и во многих местах Западной и
Центральной Европы сохранились следы античных
свинцовых рудников.
(Слайд 30) Гораздо меньше, чем свинец, была
известна сурьма – серебристо-белый, с сильным
блеском, очень хрупкий металл. В Вавилоне из нее
изготовляли сосуды уже в 3000 году до н.э. Однако
гораздо шире использовали не металлическую
сурьму, а ее соединения, в частности в косметике.
Очевидно, сурьма служила и как легирующий
элемент при выплавке сурьмянистых бронз, которые
обладают превосходными литейными свойствами.
Много позже, в период увлечения алхимией,
сурьма приобрела особое значение, прежде всего
потому, что в расплавленном виде она хорошо
растворяет многие другие металлы – “пожирает”
их. В качестве символа этого металла алхимики
выбрали волка.
Сурьма выглядит как обыкновенный металл
традиционного серо-белого цвета с легким
синеватым оттенком. Синий оттенок тем сильнее,
чем больше примесей. Металл этот умеренно тверд и
очень хрупок: в фарфоровой ступке фарфоровым
пестиком этот металл нетрудно истолочь в
порошок.
(Слайд 31) Ртуть римляне называли “аргентум
вивум” – живое серебро. Этот удивительный
металл – единственный, который при нормальных
температурах остается в жидком состоянии. Ртуть
нетрудно получить из ее природного соединения с
серой – широко известной киновари. Первое
письменное упоминание о ртути принадлежит
Аристотелю и относится примерно к 350 году до н.э.,
но, как показывают археологические находки, она
была известна много раньше.
(Слайд 32) В древности ртуть широко применялась
для золочения. Золото легко растворяется в ртути
и образует с ней сплав – золотую амальгаму,
которую наносят на обрабатываемое изделие. Затем
его нагревают, ртуть испаряется, а на изделии
остается слой золота.
(Слайд 33) Серебро, известное человеку с
древнейших времен, встречается в природе в виде
самородного металла. Это предопределило
значительную роль серебра в культурных
традициях различных народов. Из серебра
изготовлялись различные украшения, его
использовали для чеканки монет. В Ассирии и
Вавилоне серебро считалось священным
металлом и являлось символом Луны. В Средние
века серебро и его соединения были очень
популярны среди алхимиков. С середины XIII века
серебро становится традиционным материалом для
изготовления посуды. Серебро и по сей день
используется для чеканки монет.
(Слайд 34) Помимо бронзы и стали были известны
сплавы свинца и олова, латунь. Латунь применялась
еще во времена Гомера (VIII век до н.э.). При
императоре Августе (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) в Риме
чеканили латунные монеты. Латунь хорошо
поддается обработке давлением, поэтому детали из
нее часто изготовляют методом глубокой вытяжки.
Однако тогда еще не было известно, что латунь
содержит другой металл – цинк. Европа узнала о
цинке только в XVIII веке от металлурга из
Фрейберга Иоганна Фридриха Хенкеля (1675 – 1744).
Китайцам этот металл был известен раньше.
(Слайд 35) В период распада Римской империи люди
уже располагали солидными познаниями в области
металлургии. Они освоили добычу и переработку
многих металлов: золота, серебра, меди, железа,
олова, свинца, ртути и сурьмы.
(Слайд 36) Спасибо за внимание.
Список использованных источников.
1. Беккерт М. Мир металла./Под ред. В.Г. Лютцау. –
М.: Мир, 1980
2. Золотой фонд Энциклопедий (электронный
вариант):