Первобытный век. Культурные достижения человечества первобытной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура каменного века. Первобытный век


Каменный век | История мира

Каменный век длился более двух миллионов лет и это самая большая часть нашей истории. Название исторического периода обусловлено использованием древними людьми орудий труда из камня и кремня. Люди жили небольшими группами родственников. Они собирали растения и охотились, добывая себе пищу.

Каменный век

Кроманьонцы – первые современные люди, обитавшие в Европе 40 тыс. лет назад.

У человека из каменного века не было постоянного жилища, только временные стоянки. Нужда в пропитании заставляла группы искать новые охотничьи угодья. Человек еще очень нескоро научится обрабатывать землю и держать скот, чтобы можно было осесть на одном месте.

Каменный век – это первый период в истории человечества. Это условное обозначение временных рамок, когда человек использовал камень, кремень, дерево, растительные волокна для закрепления, кость. Часть из этих материалов не попали к нам в руки из-за того, то попросту сгнили и разложились, но каменные находки археологи по всему миру продолжают фиксировать и сегодня.

Исследователи используют два основных метода изучения дописьменной истории человечества: с помощью археологических находок и изучая современные примитивные племена.

Мамонты. Каменный век

Шерстистый мамонт появился на континентах Европы и Азии 150 тыс. лет назад. Взрослая особь достигала 4 м и весила 8 т.

Учитывая длительность каменного века, историки разделяют его на несколько периодов, делящихся в зависимости от материалов орудий труда, используемых первобытным человеком.

  • Древний каменный век (палеолит) – более 2х млн. лет назад.
  • Средний каменный век (мезолит) – 10 тыс. лет до н.э. Появление лука, стрел. Охота на оленей, диких кабанов.
  • Новый каменный век (неолит) – 8 тыс. лет до н.э. Начало земледелия.

Это условное деление на периоды, поскольку в каждом отдельном регионе прогресс появлялся не всегда одновременно. Окончанием каменного века считают период, когда люди освоили металл.

Первые люди

Человек не всегда был таким, каким мы его видим сегодня. На протяжении долгого времени строение человеческого тела менялось. Научное название человека и его ближайших предков – гоминид. Первые гоминиды делились на 2 основные группы:

Австралопитеки обитали на планете 4 млн. лет назад на территории Африки. Только одна из групп австралопитеков могла ходить прямо — Australopithecus africanus. Миллион лет назад Australopithecus вымерли. С тех пор осталась только одна группа гоминидов – Homo (человек).

Homo habilis – первые Homo, которые появились 2,5 млн. лет назад. Среда обитания – Южная и Восточная Африка. У него были длинные руки и, по мнению ученых, именно habilis первым освоил орудия труда и охоту.

Homo erectus появились 2 млн. лет назад. Первыми из гоминидов покинули Африку, расселившись в Азии, а потом и в Европе. Считается, что именно Homo erectus первыми освоили огонь. Они были хорошими охотниками и могли уже строить хижины. Одной из разновидностей Homo erectus является Брокен-хиллский человек.

Периодизация каменного века

Homo sapiens развился из Homo erectus и появился впервые приблизительно 400 тысяч лет назад. Не удивляйтесь, если увидите разные данные о времени появления того или иного вида. Археологи и историки дают ориентировочные рамки, а бесконечные споры в их среде только разгораются от появления новых находок.

Известный подвид Homo sapiens – неандертальцы. Они обитали в Европе и на Западе Азии. Пользовались кремниевыми орудиями труда. Есть доказательства того, что они уже хоронили своих усопших.

Homo sapiens sapiens – наш подвид, появившийся 10 тысяч лет назад и расселившийся по всем континентам Земли.

Климат

Любые изменения, происходившие в каменный век, серьезно зависели от климата, который на протяжении долгого времени циклично менялся то в сторону похолодания, то в сторону потепления. Ландшафты менялись вместе с климатом, это влияло на флору и фауну, что не могло не сказываться в итоге на древних людях.

Жилище из костей мамонта

Кости мамонта собирали куполом, щели заделывали мхом или растениями. Сверху постройку покрывали шкурой животного.

Сейчас кажется странным, что человек, передвигаясь только на своих двоих, мог каким-то образом оказаться на разных континентах. Но материки не всегда были изолированными. В ледниковые периоды образовывались большие площади равнин, служившими своеобразными мостами для миграции. В периоды нового потепления ледники таяли и люди оказывались в изоляции, предоставленные сами себе в дальнейшем развитии. Так, в свое время территория Великобритании была связана с европейским материком и не являлась островом.

Собирательско-охотничий образ жизни

Первобытные люди не сидели на одном месте, им приходилось круглый год кочевать, чтобы добыть себе пищу. Собирали в основном ягоды, растения, орехи, а охоту вели на диких животных – оленей, диких кабанов, мамонтов. Стада животных, например, северных оленей, мигрировали, а за ними передвигались и люди, получая от животных мясо и молоко.

Миграции возникали по двум основным причинам:

  • сезонные, о чем мы сказали раньше, связанные с передвижением животных;
  • климатические, вызванные серьезными изменениями климата.

100 тыс. лет назад климат был куда холоднее, чем сейчас. В теплое время года, рядом с пастбищами, первобытные люди строили хижины. Когда наступали холода, они перебирались в пещеры, недалеко от источников воды. В отсутствии пещер стоянки организовывались из костей животных, шкур и камней.

В значительной степени жизнь облегчилась использованием огня. По меньшей мере, 700 тыс. лет назад человек уже мог использовать огонь. Возможно, он увидел его после очередного удара молнии об дерево, а тлеющие угли поддерживались от стоянки к стоянке. Позже человек обнаружил, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или искры выбиваются от удара кремня об камень. Считается, что лучковая дрель была изобретена как минимум 4 тыс. лет до н.э., а это облегчило добычу огня в несколько раз.

Рацион первобытного человека

Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, — всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.

В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.

По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.

Костяной гарпун (каменный век)

Костяной гарпун позволял ловить рыбу.

Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.

Охота

В последний ледниковый период, когда охота набрала самые большие обороты, человек приноровился ловить бизона, лошадь, северного оленя и мамонта. В качестве оружия человек использовал каменный топор и деревянное копье. Позже в ход пошли копья с наконечниками.

На животных нападали сразу или использовали ямы-ловушки. Когда нужно было поймать большое стадо, животных загоняли на скалу.

Для поимки лесных животных использовали лук и стрелы.

12 тыс. лет назад человек приучил собаку для помощи в охоте.

Когда добыча была поймана, мясо ели сразу или сушили про запас. Шкуру брали на одежду и укрытие для палаток. Кости и рога применяли для оружия и орудий труда.

Поимка одного мамонта могла прокормить целый род на протяжении 2 – 3х месяцев.

Социальная структура

Сегодня численность населения планеты достигает 7,3 млрд. человек. 13 тыс. лет до н.э. она едва доходила до 8 млн.

Общество охотников-собирателей строилось на основе семьи. Совместные группы составляли род, где каждый был связан с другими родственными узами.

Понятие племени появилось еще до того, как человек стал вести оседлый образ жизни. Вероятно, в сезон охоты родовые группы могли объединяться в целые племена на основе общих интересов и родственных признаков, но с окончанием охоты группы-племена распадались.

Более стабильными племена становились при оседлом образе жизни, когда нужно было обрабатывать землю, содержать скот. Это позволило роду разрастаться, слабых уже не бросали. Общество менялось и усложнялось. Более подробно о родовых общинах.

Первые урожаи

Выращивание пищи впервые появилось 8 тыс. лет до н.э. на территории Ближнего Востока. Часть диких злаков оставалась про запас на будущий год. Человек наблюдал и видел, что если семена попадают в землю, то снова прорастают. Он стал намеренно рассаживать семена. Высаживая небольшие участки, можно было прокормить больше людей.

Для контроля и высаживания урожая нужно было оставаться на месте, это и побудило человека меньше мигрировать. Теперь удалось не просто собирать и получать то, что дает природа здесь и сейчас, но и воспроизводить это. Так зарождалось земледелие, о чем подробнее читайте в этой статье.

Первыми окультуренными растениями стали пшеница и ячмень. Рис окультурили на территории Китая и Индии 5 тыс. лет до н.э.

Каменный век. Орудия труда

Постепенно зерно научились растирать в муку, чтобы из нее уже сделать кашу или лепешки. Зерно располагали на большом плоском камне и с помощью точильного камня растирали ее в порошок. Грубая мука содержала песок и другие примеси, но постепенно процесс становился изящнее, а  мука чище.

Скотоводство появилось в одно время с земледелием. Человек и раньше сгонял скот в небольшие загоны, но делалось это для удобства во время охоты. Одомашнивание началось 8,5 тыс. лет до н.э. Первыми поддались козы и овцы. Они быстро привыкли к близости человека. Замечая, что крупные особи дают больше приплода, чем дикие, человек научился отбирать только лучших. Так домашний скот стал крупнее и мясистее дикого.

Обработка камня

Каменный век – это период в истории человечества, когда камень использовали и обрабатывали для улучшения жизни. Ножи, наконечники, стрелы, резцы, скребки… — добиваясь нужной остроты и формы, камень превратили в орудие труда и оружие.

Появление ремесел

Чем проще и качественнее были орудия труда, тем легче было работать с другими материалами. На кости уже можно было вырезать узор, кожа резалась быстрее, а на глине вдавливался орнамент. Освоение ремесел проходило постепенно, но в постоянном прогрессе. Читайте подробнее о том, как появились ремесла.

Одежда

Первая одежда нужна была для защиты от холода и ею служили шкурки животных. Шкурки вытягивались, выскабливались и скреплялись. Дырки в шкуре можно было сделать с помощью остроконечного шила из кремня.

Позже растительные волокна послужили основой для плетения нитей и в дальнейшем, для выделки ткани. Декоративно ткань красили с помощью растений, листьев, коры.

Украшения

Первыми украшениями служили раковины, зубы животных, косточки, скорлупа ореха. Случайные поиски полудрагоценных камней позволили делать бусы, скрепленные полосками нитей или кожи.

Первобытное искусство

Первобытный человек раскрывал свое творчество, используя все тот же камень и стены пещер. По крайней мере, именно эти рисунки дожили в сохранности до наших дней (о наскальных рисунках). По всему миру до сих пор находят вырезанные из камня и кости фигурки животных и человека.

Конец каменного века

Каменный век закончился в тот момент, когда появились первые города. Изменение климата, оседлый образ жизни, развитие земледелия и скотоводства привело к тому, что родовые группы стали объединяться в племена, а племена со временем разрастались в крупные поселения.

Масштабность поселений и освоение металла привели человека в новую эпоху.

istoria-mira.ru

Каменный век. Первобытное общество

Каменный век — это самый древний период в развитии человечества. Догадываетесь, из чего изготовлялись основные орудия труда и оружие в это время? Сомнений быть не может — из камня. Однако древние люди не забывали и о древесине и кости, из которых тоже иногда делали орудия труда и оружия.

Из кремня и известняковых сланцев делали режущие инструменты и оружие, из базальта и песчаника изготовлялись рабочие инструменты, к примеру, камни для ручных мельниц. В конце каменного века впервые стали изготовляться предметы из металла, а также распространилось использование глиняной посуды.

Стоит отметить, что каменный век относится к доисторическому периоду человеческого развития. В это время люди еще не умели писать. Точные даты этого периода неопределенные, спорные и зависят от конкретного региона. Предположительно, этот период начался около 3-х миллионов лет назад. Первые гоминиды — семейство приматов, включающее и человека, догадались использовать каменные инструменты, чтобы решать ежедневные бытовые задачи. Судить о том, как жили древние люди, можно было только лишь на основании каменных орудий, которые сохранились и которые были найдены вследствие многочисленных археологических раскопок. Однако существуют и современные методы археологии. Благодаря ним нам становится известно, что оказывается на жизнь и развитие древних людей влияло и сельское хозяйство, и организованные поселения. А каменные орудия были лишь инструментами, по которым сейчас нельзя полностью судить о том, как жили древние люди, а также какие у них были верования и быт.

В каменном веке известно несколько периодов. Давайте рассмотрим каждый из них.

Различные каменные инструменты

Различные каменные инструменты

 

Палеолит

Этот период начался с того момента, когда появился человек и начал использовать каменные орудия труда в своей повседневной жизни. Во времена палеолита люди жили вместе в небольших общинах. Эти общины назывались племенами. Основным занятием древних людей было собирание растений и охота на диких животных. В конце палеолита, во время так называемого Среднего и Верхнего Палеолита люди начали создавать первые произведения искусства. У них появились религиозные и духовные обряды, например, захоронение мертвых и религиозные ритуалы. А какой же был климат во времена палеолита? Он включал ледниковые и межледниковые периоды. В этих периодах климат все время изменялся от теплых до холодных температур.

Нижний палеолит

Этот период начался с конца эпохи плиоцена, в котором предки современного человека стали использовать каменные орудия. Эти инструменты были очень простыми и назывались они колунами. Древние люди освоили каменные орудия в эпоху Олдувайской культуры. Именно в Олдувайском ущелье в Танзании и были найдены первые каменные инструменты. Люди, которые жили в эту эпоху, питались мясом умерших животных, потому что охота еще не была распространена. А также они собирали дикорастущие растения. Человек на протяжении всей своей истории тоже претерпевал изменения. Вскоре появился более развитый человеческий род, который научился использовать огонь и создавать более сложные инструменты из камня. Люди постепенно стали заселять Азию, а около 1-го миллиона лет назад человек освоил Европу и начал использовать каменные топоры.

Настенные рисунки в пещере Ляско, как пример культуры Верхнего Палеолита

Настенные рисунки в пещере Ляско, как пример культуры Верхнего Палеолита

 

Средний Палеолит

Этот период начался примерно 200 тысяч лет назад. В эту эпоху жили неандертальцы. Культура неандертальцев была довольно примитивная. Зато в этот период люди стали активно заселять еще неосвоенные территории, такие как Австралия и Океания. Когда неандертальцы вымерли, их заменили современные люди, которые впервые появились в Эфиопии около 100 тысяч лет назад.

Верхний Палеолит

Где-то 35-10 тысяч лет назад закончился последний ледниковый период, и современные люди расселились по всей Земле. Первые современные люди назывались кроманьонцами. После их появления в Европе начался быстрый рост их культур, самыми известными из которых являются Шательперонская, Ориньякская, Солютрейская, Граветтская и Мадленская. Северная и Южная Америка были заселены через Берингов перешеек, который существовал в древности. Позже он превратился в Берингов пролив. Одним словом, на планете стало жить очень много охотников-собирателей, которые пользовались различными типами каменных инструментов в зависимости от региона.

Скара Брай, Шотландия. Наиболее полно сохранившаяся неолитическая деревня в Европе

Скара Брай, Шотландия. Наиболее полно сохранившаяся неолитическая деревня в Европе

 

Мезолит

Это период между палеолитом и неолитом. Он начался с того момента, как закончился последний ледниковый период и продолжался до повышения уровня мирового океана. В этом периоде появились микролиты — маленькие каменные инструменты. С их помощью охотиться стало значительно легче, кроме того их использовали и для рыбалки. Предположительно, именно в этой эпохе люди приручили собаку и использовали ее как помощника на охоте.

Дольмен в Уезде Клэр, Ирландия

Неолит

Именно в этот период появилось сельское хозяйство и скотоводство, стало развиваться гончарное ремесло и появлялись первые крупные поселения людей. К таким поселениям относятся Чатал-Гуюк и Иерихон. Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Если появилось сельское хозяйство, то чем же тогда люди обрабатывали почву? Стали появляться каменные инструменты для обработки почвы, при сборе урожая использовались инструменты для жатвы. Начали строиться большие каменные сооружения, например, башни и стены Иерихона или Стоунхендж. Различные поселения стали торговать между собой, люди начали перевозить товары на большие расстояния. На Оркнейских островах, недалеко от Шотландии, было расположено поселение Скара Брай. В нем использовались каменные кровати, полки и даже были помещения для туалетов.

Примерно 2 миллиона лет назад люди стали строить жилища в Восточной Африке из камней и ветвей деревьев. Около 500 тысяч лет назад они начали использовать каменное колесо для того, чтобы возводить свои сооружения.

sitekid.ru

Культура каменного века

Культурную историю человека принято делить на две большие эпохи: культуру первобытного общества и культуру эпохи цивилизации. Эпоха первобытного общества охватывает большую часть истории человечества. Самые древние цивилизации возникли всего 5 тысяч лет тому назад. Первобытная эпоха в основном приходится на каменный век – период, когда основные орудия труда изготавливались из камня. Поэтому историю культуры первобытного общества легче всего разделить на периоды на основе анализа изменений в технике изготовления каменных орудий. Каменный век делится на:

 ● палеолит (древнекаменный) – от 2 млн. лет до 10 тыс. лет до н. э.

 ● мезолит (среднекаменный) –  от 10 тыс. до 6 тыс. лет до н. э.

 ● неолит (новокаменный)   –  от  6 тыс. до 2 тыс. лет до н. э.

Во втором тысячелетии до новой эры металлы вытеснили камень и положили конец каменному веку.

Общая характеристика каменного века

Первым периодом каменного века является палеолит, в рамках которого выделяют ранний, средний и поздний периоды.     

Ранний палеолит (до рубежа в 100 тыс. лет до н. э.) – это эпоха архантропов. Материальная культура развивалась очень медленно. Более миллиона лет понадобилось на то, чтобы от грубо оббитых галек перейти к рубилам, у которых края ровно обработаны с обеих сторон. Примерно 700 тыс. лет тому назад начат процесс овладения огнем: люди поддерживают огонь, полученный природным путем (в результате ударов молнии, пожаров). Главные виды деятельности – охота и собирательство, основной вид оружия – дубина, копье. Архантропы осваивают естественные укрытия (пещеры), строят хижины из прутьев, которыми перекрывают каменные валуны (юг Франции, 400 тыс. лет).

Средний палеолит – охватывает период от 100 тыс. до 40 тыс. лет до   н. э. Это эпоха палеоантропа–неандертальца. Суровое время. Обледенение значительной части Европы, Северной Америки и Азии. Вымерли многие теплолюбивые животные. Трудности стимулировали культурный прогресс. Совершенствуются средства и приемы охоты (облавная охота, загоны). Создаются весьма разнообразные рубила, а также используются сколотые с ядрища и обработанные тонкие пластины – скребки. При помощи скребков человек стал изготавливать теплую одежду из шкур зверей. Научился добывать огонь путем сверления. К этой эпохе относятся намеренные захоронения. Часто умершего хоронили в виде спящего: руки согнуты в локте, у лица, ноги полусогнуты. В могилах появляются предметы быта. А это значит, что появились какие-то представления о жизни после смерти.

Поздний (верхний) палеолит – охватывает период от 40 тыс. до 10 тыс. лет до н. э. Это эпоха кроманьонца. Кроманьонцы жили большими группами. Выросла техника обработки камня: каменные пластины пилятся и сверлятся. Широко используются костяные наконечники. Появилась копьеметалка – доска с крючком, на которую клался дротик. Найдено много костяных иголок для шитья одежды. Дома представляют собой полуземлянки с каркасом из веток и даже из костей животных. Нормой стало погребение покойников, которым кладут запас пищи, одежды и орудия труда, что говорило о явных представлениях о загробной жизни. В период позднего палеолита возникают искусство и религия – две важные формы общественной жизни, тесно связанные между собой.

Мезолит, средний каменный век (10-е – 6-е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Периодизация мезолита условна, ибо в разных районах мира процессы развития идут с разной скоростью. Так, на Ближнем Востоке уже с 8 тыс. начитается переход к земледелию и скотоводству, что составляет суть нового этапа –неолита.

Неолит, новокаменный век (6–2 тыс. до н. э.). Происходит  переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. В 4–3 тысячелетиях в ряде районов мира возникают первые цивилизации.

Первобытное искусство: функции и формы

Искусство в исходном значении слова означает высокую степень мастерства в любой деятельности. В XIX в. термин «искусство» стал употребляться для обозначения только творческой деятельности, нацеленной на то, чтобы создать художественные образы, т. е. образы, способные произвести на людей сильное эстетическое впечатление. Термин «эстетика» происходит от греческого aisthetikos – «чувственный» и связан с чувством красоты, прекрасного.

Древние философы связывали прекрасное с полезностью и целесообразностью, благом. Так древнегреческий философ Сократ называл прекрасными щит, хорошо приспособленный для защиты, копье, приспособленное для точного броска, и т. п. Однако только приспособленностью и полезностью красоту не объяснить. Это понимал Аристотель, который объяснил прекрасное и как гармонию в устройстве и формах. Аристотель был уверен, что «природа стремится к прекрасному», к целесообразной гармонии.

У каждого человека чувство красоты рождается от наблюдения за природой и ее творениями: красивый пейзаж, восход или закат солнца, красивый цветок и т. п. Эти впечатления и формировали понятие о прекрасном как о таком гармоничном сочетании звуков, красок, форм, пропорций, которые вызывали у человека яркие положительные эмоции. Таким образом, сначала человек увидел красоту в природе, а затем стремился создать ее сам.

Об искусстве первобытного общества мы можем судить по изобразительному искусству (скульптуре и живописи), поскольку от музыки и танца не осталось почти никаких следов, хотя они существовали и играли важную роль.

Для первобытного человека создание прекрасного не было главной задачей. Он создавал яркие образы для освоения окружающего мира. И в дальнейшем задачи искусства никогда не сводились только к созданию прекрасного. Его функции много шире: искусство – это способ познания мира через художественные образы.

Среди произведений первобытного изобразительного искусства доминируют два образа. Первый и главный – образ животного, преимущественно крупного, связанный с темой добывания пищи. Второй – образ женщины-матери, связанный с темой продолжения рода.

Примат образа крупного животного понятен. Охота на крупных животных и защита от крупных хищников были самыми эмоционально сильными актами деятельности людей. И человек стремился овладеть этими эмоциями, приспособиться к ним. Поэтому искусство развивалось прежде всего как элемент охотничьей магии. Охотники создавали изображения для ритуалов, направленных на то, чтобы подчинить себе объекты охоты.  Образ (макет) животного делался из глины или камней, а также рисовался его контур на стене. Вначале контур был весьма обобщенным. Например, животных в профиль чаще всего изображали только с двумя ногами. Затем рисунок становился все более точным. Глиняные макеты и рисунки красками на открытом воздухе долго не могли существовать. До нас дошло лишь то, что находилось в пещерах.

 Наиболее совершенные рисунки найдены в пещерах в предгорьях Пиреней, разделяющих Францию и Испанию. В 40 пещерах найдены росписи, выполненные краской или выцарапанные камнем 20–10 тыс. лет тому назад. Самую известную пещеру Ляско (Франция) называют доисторической Сикстинской капеллой. В ней есть зал гигантских быков, нарисованных красной, черной и желтой охрой. В осевом проходе расположена живописная группа коров и лошадей, нарисованных красной краской. Загадочная композиция: бизон, раненный человеком с птичьим клювом, и носорог, уходящий с места трагедии.

Ряд пещер с рисунками эпохи верхнего палеолита найден в Италии, Грузии, в Монголии, на Урале (Каповая пещера). Наличие принципиально однотипных форм искусства в Европе и Азии показывает, что процесс развития художественного творчества человечества в своей основе был единым.

Помимо крупных наскальных изображений человек в этот период создавал мелкую скульптуру (фигурки животных, вырезанных из кости, дерева, камня), и небольшие рисунки, процарапанные на камне и кости. Широкая практика изготовления фигурок животных говорила о том, что люди хотели иметь их образы вне связи с практической деятельностью. Маленькая фигурка оленя – не объект для охотничьей магии. Она – память и символ большого реального мира. Человек хотел иметь этот образ под рукой. Значит, он доставлял ему эмоциональное удовлетворение и, следовательно, имел эстетическое значение.

Образы животных преобладают и в малых формах. Но в мелкой скульптуре немало и антропоморфных образов. Это преимущественно женские фигурки, в которых подчеркнуты формы, связанные с рождением и кормлением детей. Они также играли очевидную прикладную функцию: были связаны с демографической магией, направленной на сохранение и продолжение рода. Самой знаменитой считается статуэтка из мягкого известняка высотой в 6 см, найденная в Австрии в местечке Виллендорф. Она получила название Венеры Виллендорфской. Характерно отсутствие попыток передать лицо женщины, поскольку художник создавал обобщенный образ, а не индивидуальный.

Декоративное искусство. Кроманьонцы широко использовали подвески, бусы, браслеты. Какая-то их часть имела магическое значение. Например, ожерелье у охотника из зубов убитых зверей. Но нитка белых ракушек у женщины являлась и украшением, ибо подчеркивала овал лица, смуглость кожи и т. п. Первые украшения можно считать и первыми чисто эстетическими произведениями искусства.

От позднего палеолита дошли свидетельства о том, что человек овладел и песенным и танцевальным искусством. Они также связаны с производственной магией, с ритуалами подготовки и завершения охоты. Например, после охоты главная функция песни и танца состояла в том, чтобы выплеснуть избыточные эмоции, которые возникали в процессе опасной охоты. Легко представить себе следующую картину: крупный зверь убит, опасность миновала, люди ликуют, прыгают вокруг зверя, издают крики. Постепенно крики и прыжки начинают согласовываться, идут в определенном ритме. Ритм закрепляется ударно-шумовыми эффектами. Крики приобретают общую тональность: низкие тона у мужчин и высокие у женщин. Люди понимают, что эти действия дают эмоциональную разрядку и культивируют их. Развитию интонации – чередованию звуков разной тональности – способствовала имитация звуков природы, особенно птиц и животных. Овладение ритмом и интонацией ведет к появлению музыки, пения, танцев. На палеолитических стоянках найдены полые кости – первые дудки, свирели. Постепенно люди осознавали, что некоторые мелодии и движения дают наибольшее эмоциональное удовлетворение. Так шел естественный отбор лучших образцов и складывалось представление о каноне красоты.

Подводя итог изложенному, сделаем некоторые выводы по поводу сущности и функций первобытного искусства. Искусство являлось элементом производственной и демографической магии, и в этой связи играло важную роль как способ регулирования и выражения эмоций людей. Оно также имело декоративную функцию, проявлявшуюся в украшении человеком самого себя, предметов быта и орудий труда. Постепенно, в процессе отбора лучших образцов, идет усиление эстетической функции искусства как способа создания прекрасного.



biofile.ru

Культура первобытной эпохи

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век, или палеолит (примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный, или мезолит (примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век, или неолит (примерно от 7 до 4 тыс. лет. до н.э.). меднокаменный, или энеолит (примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э., железный век - примерно с середины 1 тыс. до н.э.

В свою очередь, палеолит подразделяется на три периода - нижний, средний и верхний (или поздний).

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм (от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого гомо сапиенса (человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от греч. arche - начало и typos - образ) - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 - 18-е тыс. до н.э.) (Ориньякская культура - культура периода позднего палеолита. Название получила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костные наконечники копий. Главное занятие человека - охота). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые "Венеры", по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные "Венеры" найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. Анри Брейль (1877 - 1961 ) обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую "картинную галерею": 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры щкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по камню и кости, рельефы.

Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые - литье появилось гораздо позднее На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов.

Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы). В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют начало нового этапа.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа.Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин "стоянка" очень условен. Сейчас он вытесняется понятием "поселение". Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения фунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения (от греч. megas - большой, lithos - камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольменов, менгиров. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom - круглый и lech - камень). Кромлехи - культовые сооружения (алтарь Солнца "Стоунхендж").

Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. anima - дух, душа) - наделении природных явлений человеческими качествами.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. mageia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Разновидностью магии является фетишизм (франц. fetiche - идол, талисман) - вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным: деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим "братом" и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от северо-индейского "о тотеман" - его род) - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным.

Остатки этих форм сохранились фактически во всех регионах, а также в традициях и быту народов мира.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

 

 

 

 

www.historicus.ru

Культурные достижения человечества первобытной эпохи

  1. I. Введение
  2. II. Периодизация первобытной эпохи
  3. III. Первобытная культура и ее особенности
  4. IV. Заключение
  5. V. Список литературы

Введение

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят своё выражение в вопросах без ответов.

Не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер. Наши предки в самый отдалённый из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении в человека. «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы за человека.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии. Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Периодизация первобытной эпохи

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 4 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (энеолит), длившийся 4–2 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (2–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.

Первобытная культура и ее особенности

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это бесписьменная культура.

Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:

  • каменная культура,
  • наскальная живопись,
  • глиняная посуда.

Характерной особенностью искусства первобытной эпохи на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.

Культура палеолита

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщённовыразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.

Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

  • Натуральное творчество композиция из туш, костей, натуральный макет.
  • Искусственно-изобразительная форма крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.
  • Верхнепалеолитическое изобразительное творчество росписи пещер, гравировки на кости.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

Следующий второй этап искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. При изучении жилища Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет. Особая область первобытного искусства орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят при раскопках на палеолитических стоянках. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Культура неолита и мезолита

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, камень, дерево, кость. В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад и первые художественные отливки.

Культура бронзового века

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, её представляющему, Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

Первобытные жилища и погребения

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие древние города - все это поселения.

Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения, то есть погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены. Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой. Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. Кромлехи – культовые сооружения.

Верования в первобытном обществе

К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей. Верования в древнем человеческом обществе были тесно связаны с первобытными мифическими воззрениями и основывались они на анимизме (от лат. anima – дух, душа), наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э. Б. Тайлером (1832 - 1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношения первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia – волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрезер в работе «Золотая ветвь» отмечает, что магическое мышление основывается на двух принципах симпатической магии (закон симпатии). Первый он называет гомеопатической магией, или законом подобия, второй - контагиозной магией (законом контакта), в него он включает колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения.

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род). Тотетизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

IV. Заключение

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. Первобытная культура отражает длительный и труд¬ный период возникновения, становления и оформления всех сторон человеческой деятельности. Это наивная, во многом ограниченная и в то же время разнообразная, охватывающая с каждым шагом челове¬чества все больше сторон, развивающаяся и во времени, и в простран¬стве культура. Ее примитивность кажущаяся: в ней, как в бутоне цвет¬ка, сосредоточилось все, из чего позже расцветет огромное богатство всей мировой культуры. Как бы ни была неповторима та или иная кон¬кретная культура, любую из них роднит то общее, что формировалось на заре человечества. Понятие "первобытная культура" отражает длительный и про¬тиворечивый период становления и развития человечества. Здесь труд¬но отделить собственно культуру от способа существования челове¬ческого сообщества. Поэтому в некоторых случаях применение термина "культура" к самым первым шагам человечества достаточно условно.

VI. Список литературы

  1. А.Н. Маркова «Культурология: Истории Мировой Культуры"/ 3-е издание, «Юнити» /Москва: 2001 год.
  2. Г.Г. Поспелов, Н.Е. Григорович «Очерки истории искусства» /Москва: 1987 год.
  3. А.Н. Маркова «Культурология: Истории Мировой Культуры"/ 2-ое издание, «Юнити» /Москва: 1997 год.

Похожие материалы

alfa2omega.ru


Смотрите также