Изобразительное искусство первобытное. Методика преподования ИЗО.Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Изобразительное искусство первобытное


Методика преподования ИЗО.Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

Тема урока: Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом Каменный век (свыше 2 млн. лет назад до VI тысячелетия до н. э. ), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами) В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописныеполотна, покрывшие своды глубоких пещер. Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. На стенах пещер изображены десятки крупных животных:мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтамира, Пещера Ласко)

Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э. ), (прибрежные горные районы Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия) фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты яичным белком, кровью, мёдом.

Искусство эпохи неолита(5000-3000 гг. до н. э. )Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д. ), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др. )

бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры -вертикально стоящие камни высотой более двух метров. (полуостров Бретань во Франции) дольмены -несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стонхендж (II тысячелетие до н. э. ). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

infourok.ru

Научно-исследовательская работа. Первобытное изобразительное искусство

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Первобытное изобразительное искусство Выполнила: Думушкина Татьяна Егоровна учащаяся 8Г класса МБОУ «Добрянской СОШ 3» Руководитель: Горшкова Марина Поликарповна учитель, МБОУ «Добрянской СОШ 3» 1

2 Оглавление Введение 3-4 Глава 1 Теоретическое исследование 1.1 Когда появилась первая живопись? Наскальная живопись в пещерах Европы Первобытное искусство на реке Вишера Первобытные краски и художественные инструменты 9-12 Глава 2 Практическое исследование 2.1 Описание исследования Результаты Заключение 16 Список литературы 17 2

3 Введение В этом году я заканчиваю обучение в Детской школе искусств города Добрянки художественное отделение. В процессе обучения меня очень заинтересовали вопросы: Кто был первым художником? Какие были первые рисунки? Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни? Многие мои знакомые и друзья также интересуются историей изобразительного искусства, его истоками развития. Но, обучаясь в общеобразовательной школе и школе искусств, я встретила очень мало информации по данной теме. Что натолкнуло меня на мысль самостоятельно провести исследование по теме первобытного изобразительного искусства. Практической ценностью моей работы будет: создание информационного и художественного материала для дальнейшей просветительской деятельности, например, проведение занятий в школьном музее и на уроках изобразительного искусства. В отношении традиционного искусства обнаруживаются два основных аспекта, определяющих интерес людей к нему. С одной стороны, традиционное искусство отражает определенный этап развития человеческой культуры и в этом смысле является как бы нашим «живым прошлым». С другой стороны как всякое искусство, оно выражает существенные черты современных культур. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Огромное количество палеонтологов, доисториков, археологов исследовали продолжают исследовать пещеры, места 3

4 древних стоянок и захоронений палеолитического периода. Наиболее известные ученые, внесшие значительный вклад в историю развития наскальной живописи это М. де Саутуола, первооткрыватель настенных рисунков, французский палеонтолог Арле, а также Картальяк, Ривьер, Широн, аббат Брейль, французский палеонтолог Аннет Ламенг и другие. Цель моего исследования изучить исторические и художественные аспекты первобытной наскальной живописи. Объект исследования изобразительное искусство первобытного человека. Предмет исследования наскальные рисунки палеолитического человека. Гипотеза, которую я выдвигаю: первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести опрос среди учащихся седьмых классов и взрослых. 3. Обработать результаты опроса. 4. Выполнить практическую художественную работу: декоративное панно. 5. Сделать выводы. Методы исследования. Я использовала два метода исследования: панно. Опрос учащихся 7 классов МБОУ «ДСОШ 3» и взрослых. Выполнение практической художественной работы: декоративное 4

5 Глава 1 Теоретическая часть 1.1. Когда появилась первая живопись? Когда, где и почему «началось» искусство точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Цветные изображения животных, датированные примерно годами до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков. Древний человек рисовал диких животных, которых он видел вокруг себя Периодизация первобытной культуры Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (404 тыс. лет до н. э.) - В нем различают три этапа: палеолит (4012 тыс. лет до н. э.) мезолит (128 тыс. лет до н. э.) неолит (104 тыс. лет до н. э.). 1.2 Наскальная живопись в пещерах Европы В конце 19 века открытия настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 г. Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо (Франция) и представил их фотографии, но это сообщение осталось незамеченным. В 1895 г. Ривьер открыл изображения на стенах пещеры Ла Мут во Франции и предположил их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего кроме насмешек. В том же году последовали новые открытия, на этот раз в пещере Пэр-нон-Пэр в Жиронде, Франция. Ривьер, как в свое время Саутуола, был обвинен в том, что принял на веру фальшивку. В то же 5

6 время обе пещеры посетил и сам Картальяк и по воле случая сам обнаружил в Ла Мут рисунок охрой под палеолитическим слоем. И все же подлинность находок не была признана. В 1897 г. была открыта пещера Марсула, и хотя ранее она была неизвестна, и следовательно, не могла посещаться людьми, в ней также были обнаружены рисунки. Еще в 1901 г. авторитетные ученые Капитан и Брейль подверглись критике за публикацию рисунка из пещеры Фон де Гом и гравюры из Комбарелль. Ныне фрески в пещере Альтамира называют «Сикстинской капеллой каменного века». Здесь насчитывается по меньшей мере 150 изображений, да еще и каких! Вот пасется стадо бизонов. Могучий гривастый бизон-самец грозно опустил рогатую голову, готовый в любую минуту броситься на невидимого врага... Другой бизон остановился и высоко поднял голову. Кажется, его могучий рык вот-вот раздастся под сводом пещеры... Мчит галопом конь (такие кони вымерли десятки тысяч лет тому назад), а рядом скачет маленький жеребенок... Вот подкрадывается к добыче львица... Все изображения полихромные, т.е выполненные несколькими красками, и на мерцающем свету факела они оживают, двигаются... Открытие в пещере Альтамира показало, что «примитивным» охотникам на мамонтов и бизонов было присуще чувство прекрасного, что они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что, следовательно, он не зависит от уровня технической цивилизации. К настоящему времени только во Франции обнаружено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания в них первобытного человека. А обнаруженная во Франции в 1940 году пещера Ляско превращена теперь в музей. Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая 6

7 «китайская лошадь». Название вовсе не обозначает породу - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско. Черный мягкий контур, наполненный и истаивающий, не только создает абрис, но и моделирует массу тела. Короткая, как у цирковых лошадей, грива, гулкие в бешеной скачке копыта. Охра не заполняет все тело живот и ноги белые. Можно только представлять себе, чем была пещера в Ляско, когда живой свет факелов приводил в движение стада быков, бизонов и оленей, нарисованных на стенах и своде. Цвета: черный, бронзовый, охра, киноварь, кармин, мальвовый и белизна известняковых скал. Такие живые и свежие, каких не увидишь ни на одной ренессансной фреске. Цвета земли, крови и копоти. Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище, подземная Сикстинская Капелла наших пращуров. Живопись в пещере Шове одно из самых громких, сравнительно недавних открытий, не только археологических, но и общекультурных. Пещера находится на юге Франции. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. близ городка Понт д Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход. 7

8 Пройдя несколько десятков метров и увидев следы красной охры, а затем фигуру мамонта, спелеологи поняли, что открыли новый памятник палеолитической живописи. Они уже собирались покидать пещеру, когда один случайный взгляд уловил на стене пещеры неясные, но как будто знакомые очертания. Медведь! Голова зверя была изображена темно-красной охрой. Нос, крутой лоб, круче, чем у современного, большие уши и могучая шея. Настоящий пещерный медведь! Неподалеку темно-желтой охрой изображен олень. Он замер, повернул голову и внимательно вслушивается откуда идет опасность. Вскоре экспедицией были найдены рисунки волка и льва. С волнением продолжаем осмотр. Нам открываются все новые и новые рисунки. Вот зубр яростно бросился на врага. Невольно хочется посторониться, чтобы взбешенный бык промчался мимо. А вот клык, как сабля, торчит вниз. Кажется, ревущий от ярости зверь сейчас бросится на добычу. Он похож на саблезубого тигра. По палеонтологическим данным, саблезубый тигр вымер намного раньше, чем появился первобытный человек. Как же объяснить тогда появление рисунка? Загадку решат только дальнейшие исследования. Большинство рисунков сделаны мастерски. Многие звери переданы в движении: они мчатся, бегут, прислушиваются, ревут и бросаются на жертву. Первобытный человек рисовал их глубоко в недрах пещеры, в метрах от входа. Он пользовался охрой и углем, иные рисунки выцарапаны на камнях Первобытное искусство на реке Вишера На реке Вишера, возле древнего села Писаное расположена скала Писаный Камень. На ней, на высоте 5-9м от уровня реки, хорошо сохранились рисунки древних охотников народности вогулы (манси).рисунки выполнены «болотным железом». Возраст рисунков, по некоторым данным, превышает пять тысяч лет. В то время эти народы находились ещё в каменном веке. Нарисованы медведи, олени, люди в лодках. Кажется удивительным, как они 8

9 смогли нанести изображения так высоко. быть может разгадка в том, что раньше уровень реки был намного выше, чем сейчас, и они рисовали прямо с лодок. Здесь открыто более двухсот изображений. Они тянутся почти по всей длине суши. Большинство рисунков выполнены условно. Однако в некоторых наиболее законченных и выразительных композициях чувствуется подлинный талант безвестных художников. Их рисунки говорят о наблюдательности, знании изображаемого объекта, об умении передать динамику движения, выбрать правильное и оригинальное композиционное решение. Наскальные рисунки Вишеры играли большую роль в жизни древнего населения Урала. Они были частью святилища. Здесь произходили магические обряды, поклонение солнцу, речным и лесным духам. Метрах в 500 от рисунков в скале «Бычок» находится древняя пещера - культовое место древнего народа, где располагался алтарь Первобытные краски и художественные инструменты Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков от светложелтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру, смешивались с жиром (возможно, с животным салом) и накладывались приспособлением, напоминающим кость. Иногда краски накладывались палочками, напоминающими современные мелки. Жиры, смешанные с измельченными красками, делали их жидкими. В таком жидком состоянии частички красителя соединялись вместе. Пещерные жители, должно быть, делали кисти из щетины или волоса животных. В одном из номеров журнала Science археологи из Южной Африки, Франции, Норвегии и Австралии сообщили об удивительной находке, 9

10 сделанной ими в самой нижней части отложений среднекаменного века пещеры Бломбос в слое возрастом около 100 тысяч лет. Авторы обнаружили в 16 см друг от друга два набора инструментов для изготовления и хранения красок на основе желтой и красной охры. Первый набор включает «контейнер» раковину морского брюхоногого моллюска Haliotis («морское ухо») с сохранившимся пятимиллиметровым слоем готового красителя темно-красного цвета, несколько кусков твердого кварцита разной формы, которые использовались для растирания охры (об этом свидетельствуют частицы охры и микроскопические следы износа, сохранившиеся на камнях), испачканная охрой тюленья лопатка, обломок локтевой кости млекопитающего из семейства псовых с остатками краски на обоих концах (этой костью, по-видимому, краску перемешивали), и кусочек красной охры, стертый с одной стороны. Второй набор состоит из еще одного «морского уха» со следами охры на внутренней стороне и небольшого обломка кварцита, которым древние люди растирали минеральные красители как минимум дважды: сначала им измельчали желтый гётит, а потом, после того как от камня отбилось несколько мелких осколков, им растирали красную охру. На внутренней поверхности раковины сохранились горизонтальные царапинки, свидетельствующие о том, что краску аккуратно помешивали каким-то твердым предметом возможно, обломком кости. Вмещающая порода не содержит охры, которую древние люди, по мнению авторов, могли найти лишь в нескольких километрах от пещеры Бломбос. Раковины Haliotis принесены с берега океана, который находился в те времена в нескольких сотнях метров от пещеры, а камни для растирания охры были подобраны прямо на месте. В составе краски, сохранившейся на дне первой раковины, обнаружены, помимо растертой охры, еще и частицы угля, а также толченые губчатые кости млекопитающих. Эти кости должны были содержать много костного мозга и 10

11 жира, поэтому их, возможно, добавляли в краску для придания ей вязкости. Перед тем, как истолочь кости, древние люди нагревали их вероятно, для лучшей экстракции жира. Уголь, скорее всего, тоже добавлялся в краску целенаправленно, потому что во вмещающей породе частицы угля отсутствуют. По-видимому, доисторические обитатели юга Африки сначала измельчали желтые и красные минералы при помощи твердых камней, затем собирали полученный порошок в раковины Haliotis, добавляли толченых подогретых мозговых костей, угля, какую-нибудь жидкость и размешивали всё это костяными палочками. 11

12 Первый из двух наборов инструментов для изготовления красок. Tk1- S1 раковина моллюска Haliotis, служившая контейнером; Tk1-L1 Tk1- L7 камни, использовавшиеся для растирания охры; Tk1-P1 кусочек охры; Tk1-B1 «палка-мешалка» из локтевой кости представителя семейства псовых, Tk1-B2 лопатка тюленя, Tk1-B3 фрагмент позвонка жвачного животного. Давным-давно, лет назад, человек изобрел основные орудия и материалы для рисования. Техника и материалы обновлялись и улучшались с течением веков, но в основе своей остались такими же, как они были открыты пещерным человеком. Глава 2 Практическая часть 2.1. Описание исследования В первой части исследования в анкетировании приняли участие 56 учеников седьмых классов МБОУ ДСОШ 3 и 7 взрослых. Я использовала в анкетировании опросный лист с вопросами, которые я самостоятельно составила: живописи? 1. Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства? 2. Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной 3. Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью? 4. Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России? 5. Интересна ли Вам тема первобытного искусства? Затем я обработала бланки с ответами каждого участника опроса. Результаты исследования 1. Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства? 12

13 нет 29% 71% 2. Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи? 18% нет 82% 3. Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью? 22% нет 78% 4. Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России? 13

14 10% нет 90% 5. Интересна ли Вам тема первобытного искусства? 36 % д 64 % Во второй части исследования я выполнила практическую художественную работу: декоративное панно «Пещерные рисунки». Панно я выполнила на ватмане формата А1, состарив его при помощи чая. Рисунки на ватмане выполняла сангиной - карандашом без оправы красно-коричневых тонов. Натуральная сангина состоит из каолина и окислов железа. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Инструменты и материалы: Ватман формата А1; Чай; Сангина; Акварель; Зажигалка. Этапы работы: 1. Тонирование ватмана чайной заваркой; 14

15 2. Выполнение рисунков животных; 3. Набрызг акварельными красками; 4. Обжиг краев ватмана. 2.2 Результаты На основе проведенного исследования были получены следующие результаты: На 1 вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?» - 71% опрошенных ответили нет, 29% опрошенных «да». На 2 вопрос анкеты: «Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?» - 82% опрошенных ответили «нет», 18 «да». На 3 вопрос анкеты: «Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?» - 78% опрошенных ответили «нет», 22% - «да». На 4 вопрос анкеты: «Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?» - 90% опрошенных ответили - «нет», 10 «да» На 5 вопрос: «Интересна ли Вам тема первобытного искусства?» - «ДА» ответили 64% опрошенных, «НЕТ» - 36%. Результатом моей практической работы стало декоративное панно «Пещерные рисунки» 15

16 Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы: Подавляющее большинство опрошенных не знакомы с произведениями первобытного искусства. 1) Большинству учащихся и взрослых интересна данная тема. 2) Выполняя практическую работу, я испытывала трудности, копируя рисунки наскальной живописи, так как они качественно и точно прорисованы и обладают эстетической привлекательностью. Заключение Выдвинутая мною гипотеза полностью нашла подтверждения: первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей. Это мы видим и из исследований ученых, а также просто разглядывая произведения наскальной живописи, которы восхищают современных людей своей красотой, грациозностью и техничностью исполнения. Необходимо приложить определенные усилия, чтобы повторить рисунки древнего человека. Проведя исследование я наглядно увидела заинтересованость моих знакомых, друзей и учителей в данной теме. 16

17 Список используемых источников и литературы 1. Дмитриева Н.А. Первобытное искусство./ Н.А. Дмитриева.//Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, Эйдельман Н.Я. Первобытное искусство.// Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Том 12. Искусство. - 2-е изд. - М.: Просвещение, с. с b.ru/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki 5. Наскальная живопись 6. Сангина 17

docplayer.ru

Изобразительное искусство первобытного общества

 

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 Зарождение первобытного искусства…………………………………...4

     2 Особенности первобытного искусства………………………………...10

     2.1 Искусство палеолита………………………………………………….10

     2.2 Искусство эпохи мезолита и неолита………………………………..21

     2.3 Искусство бронзового века…………………………………………...23

     Заключение………………………………………………………………..25

     Список использованной литературы…………………………………….27                     

     Введение 

     Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.

     К первобытной эпохе восходит и зарождение искусства, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня, с помощью которых можно было заняться творчеством: резьбой по камню и кости, живописью.

     Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Почему у людей возникла потребность в изображении предметов, окружавших их?

     Многие исследователи полагают, что древние художники изображали животных перед началом охоты, считая, что рисунок принесет им удачу: чтобы олень или бизон стал добычей, необходимо поразить его копьем на рисунке. Но это всего лишь предположение, возможно, первобытная живопись и скульптура имели более глубинный смысл, до сих пор неизвестный нам. Но, и не стоит забывать об эстетической роли древнего искусства: расписывая стены пещеры или вырезая изображение на кости, человек получал возможность выразить себя в творчестве и заставить окружающих восхищаться своей работой.

     Таким образом, данная тема остается актуальной и в настоящее время.

     Цель работы: охарактеризовать особенности искусства первобытного общества.

     1 Зарождение первобытного искусства 

     Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

     Чем же характеризовалась культура первобытных народов?

     Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

     Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

     Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

     Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

     Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?

     Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

     Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

     В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

     Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

     До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

     Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

     В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

     Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

     В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

     Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

     И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

     1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.

     2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.

     3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.

     4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».

     5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.

     6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

     7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.

     8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

     Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

     Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

     настенную и наскальную живопись;

     скульптурные изображения животных и человека;

     множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;

     расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

 

     2 Особенности первобытного искусства 

     Памятники древнего искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.

     Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

stud24.ru

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ЛЕКЦИИ

МДК 03.01.02 Методика преподавания творческих дисциплин

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

По виду «Художественная роспись по дереву»

Преподаватель Смирнова А.Г.

Сызрань, 2016г.

Оглавление

1. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте
2. Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы)
3. Методы обучения изобразительному искусству в Древнем Риме
4. Рисование в Средние века. Искусство и религия
5. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело. Метод обрубовки. Метод завесы)
6. Академическая система художественного образования в XVI - XII веках (Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Гете)
7. Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци (И. Шмидт, П. Шмидт, братья Дюпюи)
8. Рисование в России XVIII века. (Прейслер, Г. А. Гиппиус)
9. Художественное образование в XIX веке. Рисовальные школы. «Курс рисования» и наглядные пособия А. П. Сапожникова
10. Педагогические взгляды П.П. Чистякова
11. Рисование в общеобразовательных и специальных учебных заведениях России XVIII - XIX веков. Методика обучения рисованию в Императорской Академии художеств
12. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX - начале XX века (Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. К. Риччи, Лампрехт, Г. Кершенштейнер)
13. Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов (Формалистические и реалистические направления художественной жизни. Российская Академия наук. Становление системы высшего графического образования. Педагогическая система Д. Н. Кардовского)
14. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до 60-х годов XX века (Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей - Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириенко, В. С. Кузин)
15. Российская школа и художественная педагогика с 60-х г. г. до настоящего времени (Е. И. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, В. С. Щербаков, Б. М. Неменский, М. Н. Сокольникова, Ю. А. Полуянов, Б. П. Юсов)
16. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей
17. Методика как наука. Методы и приемы обучения изобразительному искусству в средней общеобразовательной школе
18. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе
19. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях (Анализ программ по изобразительному искусству, утвержденные и рекомендованные Министерством образования и науки (Т. Я. Шпикалова, Б. М. Неменский, М. Н. Сокольникова, Ю. А. Полуянов, Б. П. Юсов)
20. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе (Раскрыть сущность принципов активности и сознательности, принципа доступности и прочности, принципов воспитывающего обучения, принципа научности, принципа систематичности и последовательности в обучении изобразительному искусству)
21. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям
22. Урок как основная форма организации учебного процесса по изобразительному искусству в школе. Типы уроков. Структура урока ИЗО. Учебно-воспитательные задачи урока. Современные требования к подготовке и проведению уроков изобразительного искусства
23. Виды изобразительной деятельности и их значение в умственном, нравственном, эстетическом, физическом развитии школьников. (Рисование, лепка, аппликация, конструирование)
24. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.
25. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству
26. Планирование и организация учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству на учебный год и на четверть. Иллюстрированный календарно-тематический план уроков изобразительного искусства
27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в школе. Виды педагогического рисунка. Требования к выполнению педагогических рисунков
28. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников
29. Проблемное обучение. Методы проблемного обучения. Типы уроков
30. Методика обучения изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения (Преемственность ДОУ и начальной школы, начальной школы и среднего звена, среднего и старшего звена средней общеобразовательной школы)

Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом Каменный век (свыше 2 млн. лет назад до VI тысячелетия до н. э.), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами) В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. На стенах пещер изображены десятки крупных животных: мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтамира, Пещера Ласко)

Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), (прибрежные горные районы Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия) фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты яичным белком, кровью, мёдом.

Искусство эпохи неолита(5000-3000 гг. до н. э.) Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)

бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры -вертикально стоящие камни высотой более двух метров. (полуостров Бретань во Франции) дольмены -несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования. Обучение рисованию строилось на заучивание выработанных правил и канонов. Хотя каноны облегчали изучение приемов рисования они сковывали художника, не давали ему изобразить мир таким каким он его видит. Рисование в Др. Египте было общеобразовательным предметом, было тесно связано с обучением письменной грамоте. Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она явл. Худож. Центром, вокруг нее формировались другие школы. Существовал даже институт, где обучались юноши. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носят линейный характер, отсутствует трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур. Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь для них была как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет: одни части фигуры изображаются в профиль (голова, ноги), другие - в фас (глаз, плечи). Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.

 

megaobuchalka.ru

Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.

Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.

1. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Каменный век (свыше 2 млн. лет назад н. э.), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвета, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. На стенах пещер изображены десятки крупных животных: мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтаира, Пещера Ласко)

2. Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), в прибрежных горных районах восточной Испании находят фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты, нарисованные яичным белком, кровью, мёдом.

3. Искусство эпохи неолита (5000-3000 гг. до н. э.) Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали и т. д.), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Адджер, Тибести, Феццана и др.)

4. Бронзовый век (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров (полуостров Бретань во Франции), дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

Методы обучения рисованию в Древнем Египте

6. В древнем Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, т.к. утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установленных норм. Египтяне первыми в истории человеческой культуры положили начало теоретическому обоснованию рисования. Обучение рисованию строилось на заучивании выработанных правил и канонов. Хотя каноны облегчали изучение приемов рисования, но они сковывали художника, не давали ему изобразить мир таким, каким он его видит. Рисование в древнем Египте было общеобразовательным предметом, тесно связанным с обучением письменной грамоте. Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она являлась художественным центром, вокруг которого формировались другие школы. Существовал даже институт, где обучались юноши. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носили линейный характер, отсутствовала трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур. Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода, рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах. Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. В задачу художника древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь для них была, как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет: одни части фигуры изображаются в профиль (голова, ноги), другие - в анфас (глаз, плечи). Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней.

Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века (Биогенетическая концепция изобразительного творчества детей и теория свободного воспитания. К.Риччи, К.Лампрехт, Г.Кершенштейнер).

Художественное образование рассматривается, как часть художественной культуры. Детский рисунок является частью художественной культуры, а ребенок - действующим лицом культурного процесса. Книга Георга Кершенштейнера «Развитие художественного творчества ребенка», изданная в России в 1914 году стала первым фундаментальным исследованием рисунков детей школьного возраста от 6 до 13 лет. Особое внимание уделяется художественному выражению, которое проявляется в свободном и декоративном рисовании в разные возрасты детей. Целью исследования было изучение развития способности рисования.

Немецким ученым установлено: дифференциация полов в смысле художественной одаренности; различное отношение детей города и деревни; связь интеллектуального развития со способностью графического изображения.

Для России конца 19 начала 20 века был характерен повышенный интерес к методам преподавания рисования, как в специальных, так и в общеобразовательных учебных заведениях.

Изучается детская психология. К. Риччи в 1911 году обратил внимание на то, что дети одним из центральных объектов изображения выбирали человека. Риччи сравнил детское творчество с искусством доисторических и примитивных эпох, что послужило основанием применения биогенетической теории объяснения развития изобразительного творчества детей. Сравнение детского творчества с историей искусства привело к выделению общих для всех детей стадий развития, разработанных в исследованиях Кершенштейнера в 1914 году, которые впоследствии были истолкованы Лампрехтом, как открытие форм детского рисунка: 1 ступень: схемы - бесформенные каракули и примитив. 2 ступень: чувство формы и линии, смесь формального и схематического, 3 ступень: правдоподобное изображение - силуэты и контуры. 4 ступень: пластическое изображение. Кершенштейнер оценивал рисунки детей по социальным признакам - городские или деревенские, утверждал, что развитие рисунка должно пройти все 4 ступени. Отрицание обучающего начала приводило к отсутствию построения изображения. Он был против геометрального метода. Преобладание теории свободного воспитания.

Исследуя методы преподавания рисования на рубеже веков, надо учитывать, что в это время рисование включало в себя - рисование с натуры, декоративное, тематическое и беседы. Этот период бы очень сложный и противоречивый. Четкость и строгость рисунка заметно снижается. Появляется разногласие между сторонниками геометрального и натурального метода, представители геометрального отстаивают академическое направление, представители натурального метода придерживаются теории свободного воспитания. Во многих школах строгая система преподавания нарушена, рисование, как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Пикассо писал: нас уверяют, что детям надо дать свободу, а на самом деле их принуждают делать детские рисунки. Учат этому. Формалистическое буржуазное искусство оказало свое влияние на методику преподавания в общеобразовательных школах. Вся система и методика преподавания этого периода была направлена на развитие индивидуальности каждого ученика и неприкосновенности его художественной личности. Школа не нужна - в школе художник теряет свои природные качества. Многие в строгом реалистическом рисунке видели оковы, ограничивающие творческие возможности художника. Приверженцы свободного воспитания выступали против академического штудирования натуры, против школы вообще. Все, начиная с импрессионистов и кончая абстракционистами идут под лозунгом - долой школу, свободу - творчеству. Формалистические течения оказали пагубное влияние на художественную школу и на методы обучения рисунку. Отрывая форму от содержания, отрицая познавательное значение искусства, они привели искусство к бессмыслице. Но были школы и отдельные художники, которые продолжали отстаивать принципы реалистического искусства.

 

Советский период художественного образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Становление системы высшего графического образования. Педагогическая система Д. Н. Кардовского

Советское общество 20-х - 30-х годов ощущает недостатки в системе художественного образования. Ослабление связей с традициями академической школы изобразительного искусства. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Абстрактно - схематичное направление образования не только сводили на нет значение методики, но и искажали цели и задачи преподавания рисования в общеобразовательной школе. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию. В 20-е годы велась разработка методики рисования в школах по различным направлениям, но из них широкое распространение получили два: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

В нашей стране были созданы все условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повели за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащий в ее основе биогенетической теории был А. В. Бакушинский.

В конце 20-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике. Пересмотр содержания программ и учебных планов привел к перестройке методов преподавания рисования в школе. В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на путь реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой академии художеств. Твердая линия в построении новой школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное внимание и на подготовку педагогических кадров.

В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место. Большинство художников-педагогов приходит к выводу, что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

Художник и педагог Кардовский Д. Н. внес большой вклад в методику, призывал учеников строить на плоскости объемную форму и анализировать ее. Вначале рисунка нужно стремиться разбить всю фигуру на плоскости, обрубить форму, пока не вырисуется большая форма, не нужно вырисовывать детали. Особенно большое значение придает конструктивной связи между частями форм предметов. Кардовский был противником бездумного срисовывания светотени. Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей

Становление отечественной системы высшего художественно-графического образования. Методы преподавания изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до 60-х годов XX века (Научно-исследовательские работы в области изобразительной деятельности детей – Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко).

 

После Великой Отечественной в нашей стране была проведена реформа художественного образования. 5 августа 1947 года было принято постановление Совета Министров СССР "О преобразовании Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР". Правительство возложило на Академию художеств задачу: неуклонно развивать советское изобразительное искусство во всех его формах на "базе последовательного осуществления принципов социалистического реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций искусства народов СССР, и, в частности, русской реалистической школы". В этот период рисунок стал признаваться основой основ изобразительного искусства. Обучение ему должно начаться сколь возможно раньше. Как правило, начало его должно предшествовать обучению живописи и скульптуре. В систему преподавания рисунка должно обязательно входить "регулярное рисование с позирующей обнаженной натуры в специально созданной для этого обстановке, не преследующей никаких иных целей, кроме приобретения мастерства в рисунке", то есть специфически "академическое" рисование. В целях упорядочения методической работы в школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. Ранее учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ не издавали ни в России, ни за границей. С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.

Изучению проблем восприятия в процессе изобразительной деятельности посвятили свои работы Н. Ю. Вергилес, Н. Н. Волков, В. С. Кузин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев и другие. В данных работах восприятие определяется, как творческая способность выделения предмета из его окружения, постижение наиболее значимых деталей, характерных признаков предмета, а также обнаружение структурных связей, ведущих к созданию ясного образа.

Российская школа и художественная педагогика с 60-х годов и до настоящего времени получила развитие в трудах многих художников-педагогов.

Борис Михайлович Неменский - художник, педагог, лауреат государственной премии, член-корреспондент Академии педагогических наук. Его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э. И. Кубышкина, В. С. Кузин, Т. С. Комарова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративно-прикладному искусству. Впервые за многие годы вышли учебники по изобразительному искусству для начальной и средней школы.

Особенности становления изобразительной культуры в первобытном обществе. Основные исторические объекты, отражающие искусство первобытного общества.

1. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. Каменный век (свыше 2 млн. лет назад н. э.), делится на палеолит, мезолит и неолит. Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тысяч лет назад. Самыми древними скульптурными изображениями являются палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Помимо женщин изображали животных из камня или кости. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины. Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвета, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. На стенах пещер изображены десятки крупных животных: мамонты и пещерные медведи. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. (пещера Альтаира, Пещера Ласко)

2. Искусство эпохи мезолита. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), в прибрежных горных районах восточной Испании находят фигуры людей, изображённые в стремительном движении, многофигурные композиции и сцены охоты, нарисованные яичным белком, кровью, мёдом.

3. Искусство эпохи неолита (5000-3000 гг. до н. э.) Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы, спирали и т. д.), изображения оружия и средств передвижения (лодки и корабли). Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Адджер, Тибести, Феццана и др.)

4. Бронзовый век (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе около четырёх тысяч лет назад. в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, менгиры - вертикально стоящие камни высотой более двух метров (полуостров Бретань во Франции), дольмены - несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины в Англии недалеко от города Солсбери - т. н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также