Происхождение первобытного искусства. Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Происхождение первобытного искусства


Происхождение и эволюция первобытного искусства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

студента гр.КСД-00а

Каиры Василия

Донецк 2001

ВВЕДЕНИЕ

Пушкин писал: “Век может идти себе вперед… но поэзия остается на одном месте. Цель её одна… и между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины… состарились и каждый день заменяются другими - произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”. У Виктора Гюго эта же мысль выражена так: “Наука непрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки… Наука - лестница. Поэзия - взмах крыльев. По сравнению с наукой и техникой все искусства находятся в этом смысле в привилегированном положении. Шедевр искусства рождается навеки. Данте не перечеркивает Гомера”.

ВЗМАХ КРЫЛЬЕВ

“Наука - лестница”. Не счесть ступеней, отделяющих на этой лестнице нас от людей, погребенных в Пазырыкских курганах, не имевших даже письменности, не знавших и тысячной доли того, что знаем мы о законах и силах природы. В книге отзывов Эрмитажа есть восторженные записи посетителей, отмечающих, что памятники искусства, обнаруженные в Пазырыкских курганах (они выставлены по соседству с колесницей), можно сравнить с самыми прославленными шедеврами этого знаменитого музея. Эти художественные памятники - войлочные полотнища с цветными аппликациями, мелкая пластика, резьба и т.д. - внушают зрителям новое радостное волнение. Ибо ничто в искусстве этого пазырыкского мира не перечеркнуто последующими веками и тысячелетиями: так оно ярко, самобытно и неповторимо. Ни о каких вымарках тут, конечно, не может быть речи. У каждого из этих миров - будь-то древняя Эллада, Сасанидский Иран или Голландия ХУ11 в. - был свой идеал красоты, была своя вера, и, чтобы выразить их, каждый создал свое искусство - новоявленное и неповторимое. Были они и у людей пазырыкского мира - у этих кочевников-скотоводов, живших за несколько веков до нашей эры, о которых мы в точности не знаем, когда они появились и когда исчезли, на каком языке говорили и каким поклонялись богам. И землю, и небо, и все их окружавшее они увидели по-своему, по-своему преобразили в искусстве, более того, как бы подчинили своему вдохновению, новому в их душе родившемуся гармоническому строю и утвердили это подчинение художественным творчеством, отмеченным новоявленным и законченным художественным стилем. И это свое, казалось бы, вместе с ними исчезнувшее, они оставили далеким потомкам как горделивый и мощный взмах крыльев, призванный вдохновить их на собственный, не менее высокий взмах. История искусства подобна не лестнице, непрестанно уходящей ввысь, где каждая ступень, выполнив свою функцию, уступает место следующей, а горной цепи, сияющие вершины которой, соперничая друг с другом, образуют величественную и незыблемую в своей красоте панораму. искусство отражает эпоху - и в этом отношении нет зеркала более верного и убедительного, чем искусство. Подлинный взмах крыльев торжествует над прошлым, над небытием, и каждый такой взмах в искусстве важен для нас не только как исторический этап, за которым последует другой, но и как проявление абсолютного в своей ценности, вечно юного художественного творчества.

ВАРИАЦИИ ПРЕКРАСНОГО

Каждая вновь открытая цивилизация, выражая новый идеал красоты, новую вариацию прекрасного, являет нам новое свидетельство неисчерпаемости человеческого гения. Однако еще задолго до того, как появились античные шедевры, человечество восхищалось прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями. Сооружения древнего Египта на много веков старше греческих…

Глядя на величественные руины этих совершенных творений искусства. Соединявших величие масс с изяществом и точностью деталей, можно представить себе, какое восхищение они вызывали у греков. Совсем недавно драгоценные обломки, привезенные из Ниневии и Вавилона, открыли нам новое искусство, о котором мы не имели ни малейшего понятия…

Поражают своим совершенством изображения животных. Все они отличаются необыкновенной точностью, что указывает на особые склонности этих народов и порождает необычайное разнообразие средств выполнения. А кто может сказать, каким было искусство… других, неведомых нам народов, живших до египтян и завещавших им свои произведения, в которых они, может быть, достигли несравненного совершенства?..Человеческий гений неисчерпаем: обратившись к более позднему времени, например, к арабской архитектуре… мы убедимся, насколько интересно это искусство, где запрещалось изображение человека и животных. Страх перед этими образами привел мусульманских архитекторов к богатейшим комбинациям геометрических орнаментов и созданию целой системы украшений неподражаемого изящества.

Так в статье “Вариации прекрасного писал немногим более века назад великий французский живописец Эжен Делакруа. Искусство Ниневии и Вавилона было для Делакруа откровением, выражающим идеал красоты неведомого, забытого тогда мира. А сколько древних цивилизаций, сколько художественных миров, о которых мы не имели понятия, было открыто со времен Делакруа! И в Азии, и в Америке, и в Африке, даже в Европе! Величественная панорама истории искусства всех времен и народов обогатилась новыми сияющими вершинами. И между тем, как дерзания покорителей космоса прокладывают путь человеку в межпланетные дали, великие археологические открытия нашей эпохи углубляют для нас историю его рода, отмеченные неисчерпаемым творчеством человеческого гения, и прежде всего в искусстве, где своей творческой мощью этот гений соперничает с природой, создавая свой собственный гармонический строй. Как указывает известный востоковед академик В.В Струве - если в ХУ веке и ХУ1 вв. открывались новые миры в пространстве, то в Х1Х и ХХ вв. открывались и открываются новые миры во времени.

Английский археолог Гордон Чайлд очень точно определил сущность и значение археологии: “Полтора века тому назад история человечества, если не считать её мифологического вступления, охватывала приблизительно 3000 лет. И в отношении, по меньшей мере, к половине этого промежутка времени её кругозор был строго органичен Альпами, горами Иудеи и Сахарой. Она опиралась исключительно на письменные тексты и для большинства людей представляла собой перечни королей и сражений, политических переворотов и богословских споров…

Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. Она в сотни раз увеличила для истории перспективу в прошлое, точно так же, как микроскоп открыл для биологии, что за внешним обликом больших организмов скрывается жизнь мельчайших клеток. Наконец, она внесла такие же изменения в объем и содержание исторической науки, какие радиоактивность внесла в химию. Прежде всего, археология имеет дело преимущественно с повседневными предметами практического применения, приспособлениями и изобретениями, такими, как дома, осушительные канавы, топоры и т.д., которые сами по себе оказали значительно более глубокое влияние и на жизнь гораздо большего числа людей, чем любое сражение или заговор…”.

Задачи археологов и их возможности подлинно грандиозны. Археолог А.В. Арциховский, которому мы обязаны замечательными раскопками в Новгороде, правильно отмечает: “Письменные источники нарастают медленно… Археология, наоборот, за двадцать-тридцать лет удваивает свои источники, и притом основные. Оно и понятно: эти источники потенциально неисчерпаемы. Ничто в истории не исчезает бесследно. Историческое явление может не оставить следа ни в архивах, ни в летописи, но след всегда остается в земле, и дело археологов - его найти”. Нет сомнения в том, что археологам предстоит еще открыть многие культурные миры прошлого, искусство которых умножит человеческую сокровищницу вариаций прекрасного.

Мы живем в эпоху углубленного интереса ко всем культурным ценностям, созданным человечеством в прошлые века и тысячелетия. В сознании нашей силы, покоряющей силу природы. Мы жаждем насладиться всеми вариациями прекрасного, всеми его ликами, в которых предки наши выразили полнее всего себя самих, свои дерзания и свои высшие устремления, ликами, нам понятными и близкими, ибо законченными в своей общечеловеческой и немеркнущей красоте, и в которых поэтому мы находим свое отражение.

В искусстве стареет все то, что выражает лишь временные, преходящие умонастроения, наклонности, вкусы. Шедевры искусства через свое, т.е. присущее определенной эпохе, определенному народу, всегда возвышаются до общечеловеческого. Сам по себе языческий культ Афродиты умер для нас. Прошло много веков с тех пор, как в храмах Эллады и Рима в честь богини любви совершались обряды с жертвоприношениями. Но мраморные изваяния этой богини - шедевры античного искусства - волнуют и радуют нас как выражение общечеловеческого культа неувядающей красоты и весной женственности. Эти шедевры - взмах крыльев, одна из самых высоких вариаций прекрасного, а они неисчерпаемы, как сам человеческий гений. Люди нашей эпохи, быть может, впервые обретают возможность насладиться их совокупностью и во времени, и в пространстве, причем эта возможность возрастает непрестанно.

Культурологов психологической и антропологической ориентации давно интересует проблема происхождения человека. Ответ существенно зависит от того, как понимается человек, каково его отношение к другим феноменам, изучаемым в гуманитарных науках. Если человек выделился из животного мира, то каковы были условия и факторы, обусловившие такое выделение? Приспособление к новым условиям, труд, совместная деятельность и общение, язык? Поскольку сознание и психику человека не удалось ни вывести из физиологии, ни свести к ней, исследователи в начале нашего века обратились к семиотике и культурологии. Обратимся к ней и мы.

mirznanii.com

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО- ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА

Направление подготовки ДИЗАЙН

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«История культуры и искусства»

тема:

«Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве»

Выполнил студент 1 курса

Пищалева К.А.

г. Вологда, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ1 Происхождение первобытного искусства2 Эволюция изображения животныхПалеолитМезолитНеолитБронзовый и каменный век

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Слово “искусство” -- первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений -- произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой -- от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Что же мы можем сказать о сущности этого слова? Искусство отличается от всех других видов деятельности. Искусство есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. С помощью него человек может почувствовать себя творцом. Творцом чего- то нового, прекрасного. Произведение искусства- как отпечаток пальца, единственно и неповторимо. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.

Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

1 Происхождение первобытного искусства

Общепринятая сегодня археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества выглядит так:

-Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. - 10000 до н. э.)

-Среднекаменный век или мезолит (10 000-5000 до н. э.)

-Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н. э.)

-Бронзовый век (3500-800 до н. э.)

-Железный век ( ок. 800 до н. э.)

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии -- “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, -- солнце, звезды, дикие животные и деревья -- и стимулирует простейшие, но сильные эмоции -- страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.

Вторая теория возникновения искусства -- эстетическая. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов -- пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны -- гименеи, погребальные причитания -- орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии -- искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Во времена первобытности существовали особые обряды, связанные с искусством. Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота. Так люди как бы призывали удачу, просили у духов хорошей добычи на охоте. Люди того времени верили в магию: они считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

2 Эволюция изображения животных

Палеолит. Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. В основном использовалась чёрная, красная, белая, жёлтая краска. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Но до сих пор ученые не могут открыть тайну изготовления красок.

Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: то же пренебрежение общепризнанными канонами и правилами, та же абстрагированность от действительности. Правда, период Верхнего палеолита, если не считать "первобытные макароны" и оттиски рук, отличают как раз довольно конкретные, полновесные образы в духе живописных гигантов из пещеры Ляско. Считается, что в этот период человек ещё не обладал абстрактным мышлением, поэтому приведённые выше сравнения более преемлемы для мезолита и неолита.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. До настоящего времени был достоверно установлен рисунок осла из пещеры Ляско. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В пещерной живописи редко встречаются формы, которые можно было бы с уверенностью отнести к разряду орнаментальных. Знаки и символы, близкие к тем, которые украшают мобильные предметы, в пещерах встречаются повсеместно, однако в них отсутствует основное качество орнамента - композиционная определенность, создаваемая симметрией, ритмическими повторами, точной вписанностью изображения в форму декорируемого предмета. Приближенным к орнаментальной форме может быть стилизованное воспроизведение фактуры предмета: шерсти, шкуры животных, волос, одежды, украшений, татуировки, нательных изображений человека. К этой группе примыкают встречающиеся в настенных росписях стилизованные формы, обозначающие масть животного (лошадь «в яблоках» в Пеш Мерль, бизон в Марсула и др.).

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно в 1868 г. нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ляско были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

Почти десять лет спустя испанский археолог Мар селино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер,

Долго считалось, что искусство эпохи палеолита - явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А.Брейль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет.

В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.

Сюжеты раннего палеолитического искусства можно определить как неделимые, простейшие. Затем оно поднимается до «атомарного факта» - законченного образа. При этом мир палеолитического охотника едва ли не до конца остается «миром отдельных вещей».

Позднее- преобладают одиночные фигуры животных, но теперь они также олицетворяют действие, движение; причем передача анатомического строения, пропорций и грации пасущихся оленей, прыгающих коров, мчащихся рысью или галопом лошадей удивительно точна. Внимание больше не приковано к деталям, теперь делается акцент не на той или иной части фигуры, а на соотношении частей - на их взаимодействии. Все более частыми (особенно в мобильном искусстве) становятся парные композиции, в которых фигуры связаны тем или иным действием; часто это сцена спаривания животных. Иногда в парных композициях, изображающих человека и животное, действие приобретает драматический характер.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Мезолит. Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче - 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется "мезолит"(10 - 5 тыс. лет тому назад). Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии.

Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства.

Изменились задачи изобразительного искусства по сравнению с палеолитом - художник стремился показать движение, поэтому использовал новые выразительные средства.

Изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

Особенностью мезолитических изображений является отсутствие жестких стереотипов, большое разнообразие сюжетов, композиционных схем, относительная мобильность изобразительных форм.

Нередко композициям и одиночным фигурам в наскальном искусстве сопутствуют схематические, абстрактные и геометрические формы. Один из наиболее распространенных сюжетов наскального и традиционного искусства - спираль. Этот символ, встречающийся уже в палеолите, фигурирует в Африке среди самых древних петроглифов. Различные его варианты встречаются в связи с изображениями Древнего буйвола.

Существенно отличаются от этой группы одиночных изображений простейшие парные композиции. Исключительное место среди них, как нам представляется, занимают двухфигурные композиции, изображающие животных одного вида в позе противостояния. В палеолитическом искусстве композиционная связь между фигурами встречается довольно редко.

Изображение ряженых в масках - один из распространенных сюжетов наскального искусства. Наибольшую известность получило изображение темнокожей танцовщицы в головном уборе или маске с большими бычьими рогами.

Повествовательные сюжеты не чужды мезолитическому наскальному искусству. Об этом свидетельствуют, в частности, сцены, изображающие вооруженных луками, ряженых маскированных охотников, которые пользуются зооморфными масками для незаметного приближения к животным.

Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего.

Итак, «мезолитические» признаки: сценичность, динамизм, изображение как воплощение функции, действия.

Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Искусство мезолита - шаг вперед. Художник нашел новые средства выражать действительность в движении.

Неолит. Процесс производства, а значит, и духовная жизнь очень усложнились, и материальная культура стала иметь свои особенности в разных местах.

Древний художник пытается изобразить небо, солнце, воду, землю, огонь. Появляются условно-орнаментальные формы изображения, которыми украшались различные предметы. Петроглифы реалистичны, наносились на открытых скалах по близости от воды. Изображения человека уступают изображениям животных.

Большое значение приобрела мелкая пластика. Фигуры животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны и реалистичны (преемственность из эпохи палеолита).

Отныне бык - один из двух основных сюжетов; в неолитическом пантеоне он занимает такое же место, как различные - и со временем все более многочисленные и разнообразные - ипостаси женского божества.

В наскальном искусстве после живого, «сценичного» искусства мезолитического типа наступает период, во время которого скалы покрываются тысячами изображений быков. Как правило, это сюжетно не связанные между собой фигуры.

Типичным для неолита является одиночная, статичная, умеренно стилизованная фигура того или иного крупного рогатого животного.

Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.

В охотничьих сценах зверь теперь довольствуется положением, подчиненным по отношению к человеку. Но продолжает сохраняться контраст между манерой изображения животных, натуралистической и близкой к реальности, и человека, чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.

В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни, втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении, которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение фигур сводится к геометрической абстракции.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и так далее), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже не встречаются столь живые, непосредственные «портреты», с таким чувством осязаемой формы, как альтамирские бизоны или «Олени, переходящие через реку» (резьба на куске кости из грота Лортэ во Франции).

Искусство неолита - это схематичные и условные изображения животных, отдаленно напоминающие оригинал.

Бронзовый и железный век. Попытки монументального рисовального искусства, встречаемые на дольменах, менгирах или на естественных скалах в каменную эпоху (камни в виде чаш или камни для разрисовки с ямочками и другими знаками), в бронзовую эпоху развиваются до первых ступеней богатой фигурами исторической стенной живописи или исторических рельефных изображений.

Важное значение имели изображения людей, лошадей, быков, кораблей, повозок и плугов, наглядно представляющие нам жизнь героев давно минувших времен. Все чаще животные изображались одомашненными, что говорило о повышении качества жизни людей.

Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники -- иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога -- завитков, пасть -- полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.

Все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное - знак.

Для железного века характерен все тот же звериный стиль, где полнокровный образ животного сочетался с орнаментальным решением деталей.

Мелкая пластика (статуэтки) отливаются из металла по восковой модели. Зверь оставался главным предметом украшения, изображения и поклонения.

Были обнаружены и шаровидные сосуды, украшенные гравированными животными: быками, хищниками, птицами.

В погребениях обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных металлов, выполненных с виртуозным мастерством: ювелирные изделия (металлические пояса, покрытые сплошь гравированным рисунком, представляющего собой переплетение орнамента и идущих животных, что образовывало единую декоративную поверхность), металлические статуэтки оленей, бычков, птиц.

Встречается круглая мелкая пластика из бронзы: козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первобытное искусство- отражение реальности определенного времени, в котором жил человек. Оно развивалось в течение очень длительного времени.

На разных этапах ( мезолит, палеолит, неолит и т.д.) человек изображал животное разными техниками и разными стилями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль -- условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).

В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Например, первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненное минеральными красками), скульптуры (фигурки высеченные из камня, вылепленные из глины или отлитые из металла), декоративно-прикладного искусства (резьба по камню и кости), рельефного изображения.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика, живопись, скульптура, декоративное искусство, рельефы и барельефы. И во всех этих видах значимое место занимали изображения животных.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975

2. Семенов В.А. Первобытное искусство - М.: Изд-во Азбука-классика, 2008

3. Гнедич П.П.- История искусств: История архитектуры, скульптуры, живописи, быта, нравов и одежды всех народов с древнейших времен до конца XIX века - Полигон Харвест АСТ, 2009

4. Померанцева Н.А. Первобытное искусство - Издательство: Белый город, 2006 г.

5. Гущин А.С., Происхождение искусства, Л.-- М., 1937

6. Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956

7. Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973

Также использована информация с сайтов:

1. www.websib.ru

2. www.irene.elmor.ru

3. www.arthic.ru

4. www.artprojekt.ru

5. www.gumfak.ru

6. http://pda.coolreferat.com/

7. http://ru.wikipedia.org/

referatwork.ru

Происхождение первобытного искусства — доклад

 

 

Доклад на тему:

Происхождение первобытного искусства

 

 

выполнила студентка

первого курса 

 

 

г. Нижний Новгород 2014

Первобытное и так называемое «примитивное», или традиционное, искусство, бытующее у некоторых народностей до настоящего времени, территориально охватывает все континенты, а хронологически – всю эпоху существования Homosapiens. История первобытного искусства включает проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении нескольких десятков тысячелетий от самых древних из известных нам художественных произведений эпохи палеолитадо памятников искусства некоторых современных народов, находившихся до недавнего времени на первобытнообщинном уровне культурного и социально-экономического развития. Иначе говоря, это история доклассового периода в развитии искусства, когда то, что мы называем художественным творчеством, еще не являлось самостоятельным видом профессиональной трудовой деятельности.

В отличие от искусства эпохи цивилизации первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией, религией. С ними она существует в нерасторжимом единстве, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом. В первобытном обществе чуть ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство. На этой стадии развития искусство является таким же многозначимым инструментом духовной культуры, каким для трудовой деятельности первобытного человека был заостренный камень – универсальное орудие, использовавшееся во всех случаях его жизни.

В первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.

Труд создал человека. Труд дал ему неоспоримое превосходство над всеми другими существами на земле – превосходство, которое на протяжении многих сотен тысячелетий гарантировало сохранение человеческого рода. По последним данным, человеческий род существует около двух миллионов лет, современный же вид (Homo sapiens) – всего лишь около сорока тысячелетий. С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Это происходит не сразу. Только специалист может отличить первые каменные орудия, которыми пользовался при своем появлении Homo sapiens, от орудий его предшественника – неандертальца. Homo sapiens совершенствует технику обработки камня, расширяет применение новых материалов – кости и рога. Все эти серьезные сдвиги в развитии производства, о которых свидетельствуют археологические материалы, еще не указывают на какие-либо существенные качественные изменения в сфере духовной и материальной культуры –изменения, которые могли бы послужить трамплином для гигантского по сравнению с предыдущим этапом скачка, сделанного в последующие периоды.

Единственным качественно новым археологическим материалом, появляющимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы условно можем назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Сами по себе они, конечно, еще не предполагают их непременной реализации (по крайней мере в какие-то определенные исторические сроки). Об этом нагляднее всего свидетельствует история развития письма.

Искусство как особый вид деятельности социального человека также сыграло значительную роль в формировании современного вида Homo sapiens. Все это не только не умаляет значения таких факторов, как труд, речь и мышление, но особенно подчеркивает их значение, так как искусство является такой деятельностью, в которой наиболее полно и плодотворно взаимодействуют эти факторы, составляющие главную отличительную особенность человека. В искусстве они поднимаются на качественно новую ступень: труд стал творчеством, слово начало жить во времени. Мысль получила дополнительную к речи форму отвлечения действительности. Появление этого нового вида деятельности, не направленной непосредственно на удовлетворение материальных нужд, связано с развитием духовных потребностей.

Но эти «новые» потребности лишь со временем выкристаллизовываются в то действительно новое чувство, которым обладает современный человек и которое называется «эстетическим». Вначале оно полностью растворяется в сложном первобытном синкретическом духовном комплексе, в котором зачатки новой формы сознания еще тесно переплетаются с эмоциональным выражением практических нужд и потребностей. То же относится и к самой деятельности, которую мы квалифицируем как художественную, но которая не является искусством в том смысле, который приобрело это понятие позднее. Она уже несет в себе в зачаточном виде компоненты, лежащие в основе художественного творчества – искусства, а кроме того содержит в зародыше и все то, с чем связана будущая культурная, научная, идеологическая, религиозная деятельность.

«... Чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, – короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т.д.), – одним словом, человеческое чувство, человечность чувств, – возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом». Это замечание Маркса полностью подтверждает выводы относительно значения искусства как одного из факторов, сыгравших существенную роль в процессе сапиентации человека: очеловечения органов чувств и возникновения духовного начала, так как именно в искусстве человеческая сущность находит свое наиболее полное предметно-развернутое выражение.

Изучение культуры современных народов, находящихся на уровне развития, сходном с первобытным обществом, а также некоторых археологических материалов приводит к выводу о наличии тесных связей между утилитарнойи игровой деятельностью. Так, например, игры, танцы и театрализованные представления у охотничьих народов непосредственно связаны с основным видом их трудовой деятельности – охотой. Это, в частности, своеобразные театрализованные представления и танцы с переодеванием в шкуры животных, подражанием их голосам и повадкам, метание копий, стрельба из лука и т.п. Такая связь между различными видами художественной и трудовой деятельности наблюдается и у земледельческих и скотоводческих народов во всех частях света. Как отмечал Г.В. Плеханов, «характер художественной деятельности первобытного охотника совершенно недвусмысленно свидетельствует о том, что производство полезных предметов и вообще хозяйственная деятельность предшествовала у него возникновению искусства и наложила на него самую яркую печать».

Первобытному человеку понадобились сотни тысячелетий, чтобы проделать путь от грубого рубила до острого тонкого резца, которым были выгравированы на камне первые изображения. Та же деятельность развила подвижность руки и сделала способной к художественному творчеству. «Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».

Вместе с тем было бы, конечно, неверно думать, что развития руки и наличия относительно усовершенствованных каменных и костяных орудий достаточно для создания произведений изобразительного искусства, а тем более для появления самой идеи изображения. Очень часто, решая проблему происхождения искусства, пытаются уяснить, что послужило толчком к началу изобразительной деятельности, каким образом первобытный человек впервые осознал возможное пластическое воспроизведение реальных предметов. Что же конкретно натолкнуло человека на мысль об изображении, что явилось тем яблоком, которое, согласно легенде, послужило поводом для открытия закона всемирного тяготения?

Вопрос этот не лишен интереса, но пытаясь на него ответить, мы вряд ли продвинемся в уяснении существа дела. Как знать, дала ли раскраска тела толчок к изобразительной деятельности или еще раньше чем появилась нательная роспись и татуировка, человек угадал в случайном очертании камня знакомый силуэт животного и внес в него свои коррективы? Или, может быть, бесцельно водя пальцем по песку или сырой глине, он вдруг обнаружил какие-то только ему понятные контуры? А может быть, основой силуэтного живописного изображения явилась не тень, а простой оттиск (например, ступни) предшествующий скульптуре? Определенно ответить на вопрос, по-видимому, нельзя.

Кроме того, одним из условий возникновения и первоначального развития изобразительной деятельности надо считать наличие досуга и оседлой жизни. Нетрудно понять, что и то и другое могло появиться не раньше, чем было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Чтобы проводить дни за такой кропотливой и трудоемкой работой, как резьба по кости, или высекать в камне многофигурные барельефы, первобытный человек должен был иметь некоторый минимум условий, в том числе сознание собственной безопасности и хотя бы частичной обеспеченности жизненно необходимым.

Связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных животных была отмечена известным специалистом по первобытному искусству Анри Брейлем. Брейль считал, что связь эта не случайна, и объяснял ее тем, что охота на крупных животных развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями, необходимыми для создания прекрасных образов фигуративного искусства». Однако все перечисленные моменты, сопутствующие охоте на диких животных, как и сама охота, существовали задолго до появления пещерного искусства. И только в эпоху верхнего палеолитановые методы коллективной охоты создали новый, весьма существенный фактор – образование излишков пищи и, таким образом, освободили человека от постоянной заботы о практических нуждах.

В происхождении изобразительного искусства наблюдается продолжение созидательной деятельности, переход к иной форме работы. С точки зрения проблемы досуга эту не имеющую прямого практического назначения деятельность некоторые исследователи рассматривают как реализующую избыток нерастраченной энергии. Это, в частности, дает им основание считать, что искусство «берет свое начало в тех же импульсах, которые побуждают к играм». Однако наличие общих элементов у игры и у искусства нельзя считать достаточным основанием для общего определения искусства как «незаинтересованной игры» (Шиллер, Спенсер и другие) или «забавы» – слово, которое в применении к искусству часто употреблял Л. Толстой, считая, что деятельность эта основана на «способности людей заражаться чувствами других людей». Но, как справедливо утверждает Выготский, «искусство... первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтоб его роль сводилась только к коммуникации чувства», а тем более к простому его упражнению, и «чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать».

Как другие, так и все перечисленные инстинкты в еще более развитой форме, чем у животных, существовали у человека задолго до появления homo sapiens, но там они получали прямой выход, проявлялись в непосредственном действии. Вспомним, что именно на это обстоятельство, объясняемое отсутствием эффективных центров торможения, указывают антропологи как на одну из причин нежизнеспособности неандертальского человека. Рассматривая факторы, оказывающие прямое влияние на развитие художественной деятельности, нельзя отрицать или игнорировать роль всевозможных инстинктов. При этом последний решающий толчок к ее возникновению дает новый социальный инстинкт, который вносит существенные коррективы в область подсознательного. Вместе с развивающимися аналитическими способностями мышления социальный инстинкт координирует всю деятельность человека, перестраивает его психический аппарат, преобразует его духовный мир. Одним из наиболее эффективных орудий в этом преобразовательном процессе в первобытном обществе явилось искусство.

referat911.ru

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны”). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Что же мы можем сказать о сущности этого слова? Искусство отличается от всех других видов деятельности. Искусство есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. С помощью него человек может почувствовать себя творцом. Творцом чего- то нового, прекрасного. Произведение искусства- как отпечаток пальца, единственно и неповторимо. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие.

Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

1 Происхождение первобытного искусства

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества выглядит так:

-Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. – 10000 до н. э.)

-Среднекаменный век или мезолит (10 000–5000 до н. э.)

-Новокаменный век или неолит (5000–2000 до н. э.)

-Бронзовый век (3500–800 до н. э.)

-Железный век ( ок. 800 до н. э.)

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.

Вторая теория возникновения искусства — эстетическая. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире.

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона “искусством” называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Во времена первобытности существовали особые обряды, связанные с искусством. Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота. Так люди как бы призывали удачу, просили у духов хорошей добычи на охоте. Люди того времени верили в магию: они считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

2 Эволюция изображения животных

Палеолит. Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. В основном использовалась чёрная, красная, белая, жёлтая краска. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Но до сих пор ученые не могут открыть тайну изготовления красок.

Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: то же пренебрежение общепризнанными канонами и правилами, та же абстрагированность от действительности. Правда, период Верхнего палеолита, если не считать "первобытные макароны" и оттиски рук, отличают как раз довольно конкретные, полновесные образы в духе живописных гигантов из пещеры Ляско. Считается, что в этот период человек ещё не обладал абстрактным мышлением, поэтому приведённые выше сравнения более преемлемы для мезолита и неолита.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. До настоящего времени был достоверно установлен рисунок осла из пещеры Ляско. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В пещерной живописи редко встречаются формы, которые можно было бы с уверенностью отнести к разряду орнаментальных. Знаки и символы, близкие к тем, которые украшают мобильные предметы, в пещерах встречаются повсеместно, однако в них отсутствует основное качество орнамента – композиционная определенность, создаваемая симметрией, ритмическими повторами, точной вписанностью изображения в форму декорируемого предмета. Приближенным к орнаментальной форме может быть стилизованное воспроизведение фактуры предмета: шерсти, шкуры животных, волос, одежды, украшений, татуировки, нательных изображений человека. К этой группе примыкают встречающиеся в настенных росписях стилизованные формы, обозначающие масть животного (лошадь «в яблоках» в Пеш Мерль, бизон в Марсула и др.).

В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.

Случилось так, что именно дети, причём совсем нечаянно в 1868 г. нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции. До сих пор в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; можно полагать, что их ещё больше, но не все пока обнаружены. Росписи пещеры Ляско были открыты только в 1940 году. Сходные памятники известны и за пределами Европы - в Азии, в Северной Африке.

Поразительно и огромное количество этих росписей, и их высокая художественность. Вначале многие специалисты сомневались в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке.

Почти десять лет спустя испанский археолог Мар селино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер,

Долго считалось, что искусство эпохи палеолита - явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А.Брейль даже пытался обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет.

В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой - какого-то копытного животного. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.

Сюжеты раннего палеолитического искусства можно определить как неделимые, простейшие. Затем оно поднимается до «атомарного факта» – законченного образа. Однако мир палеолитического охотника едва ли не до конца остается «миром отдельных вещей».

Позднее- преобладают одиночные фигуры животных, но теперь они также олицетворяют действие, движение; причем передача анатомического строения, пропорций и грации пасущихся оленей, прыгающих коров, мчащихся рысью или галопом лошадей удивительно точна. Внимание больше не приковано к деталям, теперь делается акцент не на той или иной части фигуры, а на соотношении частей – на их взаимодействии. Все более частыми (особенно в мобильном искусстве) становятся парные композиции, в которых фигуры связаны тем или иным действием; часто это сцена спаривания животных. Иногда в парных композициях, изображающих человека и животное, действие приобретает драматический характер.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

Мезолит. Практически везде, где были обнаружены плоскостные или объемные изображения эпохи верхнего палеолита, в художественной деятельности людей последующих эпох как будто наступает пауза. Ее продолжительность разная в разных регионах. В степной и лесостепной Евразии она длится долго, чуть ли не 8-9 тыс. лет. В областях более благоприятных, например, в Средиземноморье и на Переднем Востоке эта пауза короче - 5-6 тыс. лет. Время между окончанием периода верхнего палеолита и началом нового каменного века (неолита) называется "мезолит"(10 - 5 тыс. лет тому назад). Может быть, этот период еще плохо изучен, может быть, изображения, сделанные не в пещерах, а на открытом воздухе, со временем смыло дождями и снегом, может быть, среди петроглифов, которые очень трудно точно датировать, есть относящиеся к этому времени, но мы пока не умеем их распознавать. Показательно, что и предметы мелкой пластики при раскопках мезолитических поселений встречаются крайне редко. К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника. Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии.

Мезолитический образ жизни в материальном плане не обнаруживает черт, резко отличающих его от предыдущего периода, чего нельзя сказать о духовной культуре. На перемены в отношении к жизни и смерти, происходящие в этот переходный период, указывают новые формы искусства.

Изменились задачи изобразительного искусства по сравнению с палеолитом - художник стремился показать движение, поэтому использовал новые выразительные средства.

Изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства. Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека.

Особенностью мезолитических изображений является отсутствие жестких стереотипов, большое разнообразие сюжетов, композиционных схем, относительная мобильность изобразительных форм.

Нередко композициям и одиночным фигурам в наскальном искусстве сопутствуют схематические, абстрактные и геометрические формы. Один из наиболее распространенных сюжетов наскального и традиционного искусства – спираль. Этот символ, встречающийся уже в палеолите, фигурирует в Африке среди самых древних петроглифов. Различные его варианты встречаются в связи с изображениями Древнего буйвола.

Существенно отличаются от этой группы одиночных изображений простейшие парные композиции. Исключительное место среди них, как нам представляется, занимают двухфигурные композиции, изображающие животных одного вида в позе противостояния. В палеолитическом искусстве композиционная связь между фигурами встречается довольно редко.

Изображение ряженых в масках – один из распространенных сюжетов наскального искусства. Наибольшую известность получило изображение темнокожей танцовщицы в головном уборе или маске с большими бычьими рогами.

Повествовательные сюжеты не чужды мезолитическому наскальному искусству. Об этом свидетельствуют, в частности, сцены, изображающие вооруженных луками, ряженых маскированных охотников, которые пользуются зооморфными масками для незаметного приближения к животным.

Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего.

Итак, «мезолитические» признаки: сценичность, динамизм, изображение как воплощение функции, действия.

Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Искусство мезолита - шаг вперед. Художник нашел новые средства выражать действительность в движении.

Неолит. Процесс производства, а значит, и духовная жизнь очень усложнились, и материальная культура стала иметь свои особенности в разных местах.

Древний художник пытается изобразить небо, солнце, воду, землю, огонь. Появляются условно-орнаментальные формы изображения, которыми украшались различные предметы. Петроглифы реалистичны, наносились на открытых скалах по близости от воды. Изображения человека уступают изображениям животных.

Большое значение приобрела мелкая пластика. Фигуры животных делались из глины, дерева, рога, кости, реже из камня. Они выразительны и реалистичны (преемственность из эпохи палеолита).

Отныне бык – один из двух основных сюжетов; в неолитическом пантеоне он занимает такое же место, как различные – и со временем все более многочисленные и разнообразные – ипостаси женского божества.

В наскальном искусстве после живого, «сценичного» искусства мезолитического типа наступает период, во время которого скалы покрываются тысячами изображений быков. Как правило, это сюжетно не связанные между собой фигуры.

Типичным для неолита является одиночная, статичная, умеренно стилизованная фигура того или иного крупного рогатого животного.

Одомашнивание животных привело к тому, что они заняли более скромное место в искусстве, человек же занял место центра и хозяина окружающего мира.

В охотничьих сценах зверь теперь довольствуется положением, подчиненным по отношению к человеку. Но продолжает сохраняться контраст между манерой изображения животных, натуралистической и близкой к реальности, и человека, чья фигура подвергается сильной геометрической стилизации.

В искусстве не воспроизводится реальность, а создаются знаки и символы. Типичным творением этой культуры стали менгиры, которые, как предполагалось, охраняли дух и покой божеств, героев и покойников. Не зря эти камни, втыкавшиеся в землю с огромным усилием, устанавливались в вертикальном положении, которое отличает человека от животных. Портреты этой эпохи несут в себе лишь основные черты, являясь как бы аббревиатурой, а изображение фигур сводится к геометрической абстракции.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и так далее), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже не встречаются столь живые, непосредственные «портреты», с таким чувством осязаемой формы, как альтамирские бизоны или «Олени, переходящие через реку» (резьба на куске кости из грота Лортэ во Франции).

Искусство неолита - это схематичные и условные изображения животных, отдаленно напоминающие оригинал.

Бронзовый и железный век. Попытки монументального рисовального искусства, встречаемые на дольменах, менгирах или на естественных скалах в каменную эпоху (камни в виде чаш или камни для разрисовки с ямочками и другими знаками), в бронзовую эпоху развиваются до первых ступеней богатой фигурами исторической стенной живописи или исторических рельефных изображений.

Важное значение имели изображения людей, лошадей, быков, кораблей, повозок и плугов, наглядно представляющие нам жизнь героев давно минувших времен. Все чаще животные изображались одомашненными, что говорило о повышении качества жизни людей.

Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Реалистичность изображений сочеталась с определённой условностью: фигуры зверей располагались применительно к форме вещи, которую они украшали; животные изображались в канонических позах (скачущие, борющиеся; копытные с подогнутыми ногами; хищники — иногда свернувшимися в клубок). Прослеживаются условные приёмы и в передаче отдельных частей тела животного (глаза в виде кружков, рога — завитков, пасть — полукруга и т.д.). Иногда изображалась часть тела зверя, служившая его символом (головы, лапы, когти зверей и птиц). Встречаются изображения зверей или их частей, помещенные на изображения других животных.

Все более ощутимой становится тенденция к изображению фантастических персонажей. С другой стороны намечается стремление к стилизации, упрощению рисунка. Изображения зверей появляются реже. Повсюду распространяется геометрический орнамент, для которого главное – знак.

Для железного века характерен все тот же звериный стиль, где полнокровный образ животного сочетался с орнаментальным решением деталей.

Мелкая пластика (статуэтки) отливаются из металла по восковой модели. Зверь оставался главным предметом украшения, изображения и поклонения.

Были обнаружены и шаровидные сосуды, украшенные гравированными животными: быками, хищниками, птицами.

В погребениях обнаружено много предметов из бронзы и драгоценных металлов, выполненных с виртуозным мастерством: ювелирные изделия (металлические пояса, покрытые сплошь гравированным рисунком, представляющего собой переплетение орнамента и идущих животных, что образовывало единую декоративную поверхность), металлические статуэтки оленей, бычков, птиц.

Встречается круглая мелкая пластика из бронзы: козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и человеческие фигуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первобытное искусство- отражение реальности определенного времени, в котором жил человек. Оно развивалось в течение очень длительного времени.

На разных этапах ( мезолит, палеолит, неолит и т.д.) человек изображал животное разными техниками и разными стилями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей).

В первобытную эпоху были заложены основы почти всех видов искусства и их выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество. Например, первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненное минеральными красками), скульптуры (фигурки высеченные из камня, вылепленные из глины или отлитые из металла), декоративно-прикладного искусства (резьба по камню и кости), рельефного изображения.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика, живопись, скульптура, декоративное искусство, рельефы и барельефы. И во всех этих видах значимое место занимали изображения животных.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975

2. Семенов В.А. Первобытное искусство – М.: Изд-во Азбука-классика, 2008

3. Гнедич П.П.- История искусств: История архитектуры, скульптуры, живописи, быта, нравов и одежды всех народов с древнейших времен до конца XIX века - Полигон Харвест АСТ, 2009

4. Померанцева Н.А. Первобытное искусство - Издательство: Белый город, 2006 г.

5. Гущин А.С., Происхождение искусства, Л.— М., 1937

6. Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956

7. Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное искусство, М., 1973

Также использована информация с сайтов:

1. www.websib.ru

2. www.irene.elmor.ru

3. www.arthic.ru

4. www.artprojekt.ru

5. www.gumfak.ru

6. http://pda.coolreferat.com/

7. http://ru.wikipedia.org/

www.referat-web.ru


Смотрите также