Лекция первобытное общество. Лекция: Первобытная культура главные факторы становления и развития культуры первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Первобытное общество и догосударственные формы социального управления. Лекция первобытное общество


Лекция. Культура первобытного общества

Первобытное общество возникло примерно 40 тысяч лет назад и существовало до IV тысячелетия до н. э. Оно охватывает несколько периодов каменного века - поздний палеолит (40 -10 тыс. до н. э.), мезолит (10-6 тыс. до и. э.) и неолит (6-4 тыс. до н. э.). Хотя некоторые элементы культуры возникают еще до установления первобытного обшества (ручное рубило, религиозные представления, зачатки языка), развитие собственно человеческой культуры начинается одновременно с завершением процесса формирования человека, каковым стал homo sapiens, или "человек разумный".

Эпоха позднего палеолита

В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид. Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Не менее сложной становится духовная культура. Прежде всего, первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами: мышлением, волей, языком. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.

Магия (колдовство, волшебство) находится у истоков всякой религии и является верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления. Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно выступают определенные виды животных или растений. Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов - фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды. Анимизм связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь людей.

В эпоху позднего палеолита успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски - сажа, разноцветная охра, мегрель.

Большинство сюжетов посвящено животным, на которых охотился человек: мамонт, олень, бык, медведь, лев, лошадь, Человек изображается редко. Если же таковое случается, то явное предпочтение отдается женщине. Великолепным памятником в этом плане может служить найденная в Австралии женская скульптура - "Венера Виллендорфская". Эта скульптура имеет примечательные черты: голова без лица, конечности лишь намечены, тоща как половые признаки резко подчеркнуты. Прекрасные образцы первобытной живописи обнаружены в пещерах Нио, Ласко (Франция), Кастилья, Дела Пенья, Пасечья (Испания). Помимо изображения животных на стенах встречаются изображения человеческих фигур в устрашающих масках: охотники, исполняющие магические танцы или религиозные обряды.

На финальной стадии палеолита искусство как бы ускоряет ход и достигает настоящего расцвета. Животные остаются по-прежнему главной темой, однако они изображаются в движении, в динамике, в различных позах. Теперь все изображение покрывается краской с использованием нескольких цветов различного тона и интенсивности. Подлинные шедевры такой живописи имеются в знаменитых пещерах Альтамира (Испания) и Фон-де-Ром (Франция), где некоторые животные даны в натуральную величину. Им нисколько не уступают произведения Каповой пещеры, что на Южном Урале, на реке Белая, в которой имеются прекрасные изображения мамонтов, лошадей, носорогов.

studfiles.net

Лекции по истории культуры первобытное общество

29

Эпоха доклассового общества. Общинное (совместное) хозяйство.

Существует несколько теорий относительно происхождения человека (и соответственно культуры):

  • Первая группа – «космическое» происхождение человечества:

  • Вторая группа – связана с религиозными версиями происхождения человечества

  • Третья – человек произошел от обезьяны: против этой гипотезы – проблема «недостающего звена» (морфологически определенного типа между обезьяной и человеком современного вида), таинсьтвенность величайших цивилизаций древности. За – разл. Объяснения того, как обезьяна стала человеком (таинственные «радиоактивные грибы, инопланетное участие, отравление трупным ядом и т.д.) Если принять эту гипотезу за основу, то существует несколько гипотез, объясняющих процессы антропосоциогенеза.

Связаны с последними и теории происхождения человеческой культуры: Становление человеческой культуры – разные гипотезы (трудовая – труд как особая способность человека, позволяющая приспосабливать среду к себе, игровая – человек отличается от животного способностью к игре, психоаналитическая – Фрейд – по элементам чел. сознания можно восстановить стадии становления культуры –тотемизм, табу, семиотическая – культура возникает как результат чел. способности к языку)

Этапы эволюции гоменид: дериопитек (объем мозга 600 см, жил на деревьях, недостаточно развита рука – однако, появление «насадок» на руку, предметно-прнобразовательное отношение к среде, формирование стадного инстинкта по поводу деятельности), австралопитек (объем мозга – 750 см, первичная обработка орудий труда – «галечная культура», оформляется кисть руки), архантроп (синантроп, питекантроп – древнейший человек) – становление унифицированного орудия и его хранение и производство (шест, рубило), неандерталец (2 типа – специализированный – предок людей, универсальный – вымер), кроманьонец (человек современного вида - homo sapiens – мозг 1300 см, большая черепная коробка, прямохождение, развитая кисть руки.)

Общие этапы становления культуры (указанное разделение в археологии появилось в 19 в. ):

Каменный век

Палеолит – 2млн. лет назад до 10 тыс. лет назад. «Верхний палеолит»: 70 – 50 тыс лет назад. Палеолит – рубежный период в формировании культуры человека:

-на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоменид и появляется человек совр. вида – homo sapiens,

-скачкообразно увеличивается разнообразие орудий (прявление вкладышей, наконечников, сшитой одежды),

- появление нравственно социальных запретов (касаются всех членов общества, носят обязательный характер) – на кровосмесительство («узаконивание» экзогомии – исключение из брачных отношений ближайших родственников), на убийство соплеменника, на поддержание жизни соплеменника *(относились только к своей общине!).

Своеобразная палеолитическая революция: человек вдобавок к биологически-видовому многообразию приобретает специфические связи между индивидами, которые и можно назвать культурой, человек не может существовать вне общества и его достижений (вне их погибает)

Начало (нижний и средний палеолит) – питекантроп и синантроп, орудия – грубые отщепы, кости, постепенно – углубления в камне, могильники.

«Верхний» палеолит – несколько культур (названия по их местонахожднию). Мустьерская (100 – 35 тыс. назад), шательперрон (35 – 30 тыс. назад), Ориньяк (30 – 19 тыс.назад), Солютре (20 – 15 тыс. назад), Мадлен (15 – 10 тыс.назад). Существуют 2 гипотезы относительно формирования человеческого рода и его культуры – моноцентристская и децентристская (последняя помещает человечество в 2-х локусах – афроевропейском и азиатском). В позднем палеолите у обитателей предледниковой Европы (кроманьонский человек) уже выражены черты негроидной расы (южное средиземноморье), европеидной и монголоидной (восток). Формируются уже единые хозяйствено-культурные типы с устойчивыми локальными особенностями. Охотничья цивилизация. Появление языка – «вокальной»коммуникациии гоменид (много гипотез насчет его происхождения – как суммирование речемыслительных навыков, происходящих от техники обработки камня; теория Б.Ф.Поршнева – 3 стадии – от животной иммитации к речевому человеческому общению, где главным фактором признается не труд, а именно коммуникация, 3-я группа теорий связывает происхождение языка с природно-климатическими изменениями позднего плейстоцена – 70-10 тыс назад и образом жизни охотничьих сообществ этого периода). От «века команд» (призывы и сигналы необходимые во время охоты) человек приходит к необходимости называния самих предметов, самое позднее в языке – называние самого человека (уже ко времени таяния ледника люди все больше становятся оседлыми – в лабиринтах воды уже нельзя странствовать, человек живет дольше, его существование более спокойно и постоянно с одними соседями, человек получает право на имя.

studfiles.net

Первобытное общество

Количество просмотров публикации Первобытное общество - 225

Краткий конспект лекций по всœеобщей истории

Пособие для студентов, обучающихся по направлениям

ʼʼТуризмʼʼ, ʼʼМеждународные отношенияʼʼ

Саратов — 2013

Лекция № 1

Древнейшее прошлое человечества (до появления первых памятников письменности) принято назвать доисторическими временами или эпохой первобытного общества.

Появление человека современная наука датирует временем в огромном диапазоне 3 — 2,5 млн. лет назад. Решающим шагом на пути появления человека стало начало изготовления орудий труда. Изготовление орудий труда свидетельствует об элементах абстрактного мышления, наличие которого является главной чертой отличия человека от высших приматов.

С началом систематического изготовления и применения орудий труда человечество вступает в период каменного века (название происходит от того, что камень являлся в это время основным материалом, из которого изготавливались орудия труда и оружие). Каменный век, в свою очередь, принято делить на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

В конце эпохи палеолита наступил период резкого похолодания. Примерно 100 тыс. лет назад ледники покрыли почти всю территорию России, Западной и Центральной Европы.

Эпоха оледенения стала временем сурового испытания для человечества. Выдержать его он оказалось в состоянии благодаря овладению огнём, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ произошло задолго до начала оледенения, примерно 200 — 300 тыс. лет назад.

Главным итогом развития человечества в эпоху оледенения стало формирование человека современного типа.

В эпоху мезолита (с ХХ по IX — VIII тысячелœетия до н.э.), когда природные условия благоприятствовали человеку, произошло заселœение планеты, включая Америку и Австралию. Человечество сделало большой шаг вперёд в изготовлении каменных орудий труда, появилось такое эффективное оружие охоты, как лук. На смену первобытному человеческому стаду приходит род. Параллельно с этим происходит усложнение и усовершенствование духовной жизни, появляются примитивные религиозные представления, а вместе с ними зарождается изобразительное искусство (наскальная живопись). В конце эпохи мезолита человечество впервые столкнулось с проблемой перенаселённости Земли. Некоторые племена (к их числу принадлежат аборигены Австралии, индейцы Амазонии и др.) пошли по пути самоограничения и консервации существующего положения вещей. При этом большая часть племён пошла по другому пути, совершив огромный шаг вперёд в хозяйственном развитии, получивший в научной литературе название неолитической революции (данный термин отражает тот факт, что данные изменения сопровождали вступление человечества в новую эпоху — эпоху неолита).

Неолитическая революция (IX — VIII вв. до н.э.) обозначила важнейший рубеж в истории человечества — переход от присваивающего хозяйства к производящему. Из охоты выросло скотоводства, а из собирательства — земледелие.

Наряду с прогрессом в сфере материального производства человечество сделало огромный шаг вперёд в развитии духовной культуры, в совершенствовании организации общества. Значительно более сложными стали религиозные культы. На смену роду как форме общности людей пришло племя с более сложной организацией — народным собранием и советом старейшин. В эпоху неолита появляется понятие собственности и в неразрывной связи с этим возникает семья как фундаментальная ячейка организации общества.

В IV — III тысячелœетиях до н.э. с началом применения орудий труда, изготовленных из меди, человечество вступает в эпоху медно-каменного века (энеолита). К этому времени относится возникновение первых государств.

Лекция № 2

Читайте также

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

    ТГП В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК. КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК Методология ТГП – философское учение о познании. В нач. XIX в. наиболее популярными были учения Кантаи Гегеля.В сер. XIX в. выработана либеральная теория «правового государства» (которая... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

      В первобытном обществе не существовало государства, классов. Властьи производствобыли непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей.Распределение продуктов труда было уравнительным. Форма социальной... [читать подробнее].

  • - Первобытное общество

      Первобытное общество возникло около 40 тыс. лет назад, когда возник человек современного типа «homo sapiens», с развитием которого около 5 тыс. лет назад приводит к возникновению первых государственных и правовых систем. Первобытно-общинный строй называют древним типом... [читать подробнее].

  • - Часть 1. Первобытное общество

    Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ... [читать подробнее].

  • - Часть 1. Первобытное общество

    Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ... [читать подробнее].

  • - Часть 1. Первобытное общество

    Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ... [читать подробнее].

  • - Часть 1. Первобытное общество

    Глава 1 ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)   Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной... [читать подробнее].

  • - Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

    Вводная глава. Предыстория государства и права История государства и права древнего мира Часть первая История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и... [читать подробнее].

  • - Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

    Билет 1 ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный... [читать подробнее].

  • - Первобытное общество

    Теории происхождения человека: эволюционная- предполагает, что человек произошел путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. внешнего вмешательства- существует много фантастических гипотез антропогенеза, связанные с... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Лекция - Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

     

    История человечества складывается из двух основных пла- с">ов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человече- ства, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было госу- дарства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

    За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в ходе которого значительные изменения претерпел его социокультурный и хозяйственный об- лик. В современной науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археоло- гическая и др.). Но для понимания социальных и экономических предпосылок возникновения государства и права принципиальное значение имеет выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства, гра- ница между которыми приходится на эпоху неолита (так называе- мая неолитическая революция). Ее обычно относят к VIII-III ты- сячелетию до н.э.

    На первой из этих стадий шел еще процесс становления са- мого человека как биосоциального существа (лишь с ХЬ-XXV тысячелетия до н.э. сложился неантроп, т.е. человек современного типа). Люди использовали простейшие каменные орудия и суще- ствовали главным образом за счет присвоения готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство). Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолирован- ные группы под руководством вожаков. Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития как культурно- производственных, так и общественных отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом.

    Несмотря на кажущуюся хаотичность внутренней жизни пра- общины, в ней все больше проявлялись не только спонтанные, но и регулируемые процессы, предопределяемые заранее установлен- ными правилами, запретами, стандартами и иными поведенчески- ми стереотипами.

    Внутригрупповые отношения носили эгалитарный характер. Равенство особенно проявлялось в процессе распределения скуд- ных продовольственных и иных ресурсов. В основе этого равенства лежал присущий таким коллективам эквивалентный (реципрок- ный) обмен (женами, пищей, орудиями труда). Уже в ранних чело- веческих коллективах реально складывалась власть вожака над остальными членами группы. Они воспринимали его волю как нор- му, которой необходимо подчиняться по тому же принципу экви- валентного обмена.

    Таким образом, в процессе длительной эволюции праобщины природные инстинкты уступили свое место социокультурным сте- реотипам, т.е. системе общественных связей, что сделало возможным существование и поступательное развитие человеческого общества.

    Дальнейшее усложнение социальных связей, вызванное суще- ственными изменениями в брачно-половых отношениях (введение экзогамии, т.е. запрещение брачных связей внутри кровнородст- венных объединений, установление брачных классов), а затем и неолитическая революция, означавшая переход к производящей экономике, привели на смену праобщине возникновение устойчи- вых семейно-клановых групп (родовых общин). Совокупность этих групп в литературе обычно называлась родовым строем.

    В основе семейно-клановой группы лежали родственные от- ношения. Такие группы включали в себя несколько поколений со- родичей, происходивших от общих предков, в ряде случаев и чу- жаков, принятых в состав общины. В зависимости от конкретных условий родообщинные отношения строились на принципах мат- рилинейности или патрилинейности.

    Неолитическая революция и переход к производящей эконо- мике обеспечили не просто выживание людей, но и создание регу- лярного производства продуктов питания и иных предметов, необ- ходимых для удовлетворения потребностей коллектива. Это подго- товило переход к оседлому образу жизни и к установлению кон- троля семейно-клановых групп над определенной территорией. Таким образом, ранняя родовая община потребителей (охотников, собирателей, рыболовов) сменяется более прочными, численно раз- росшимися, как правило, связанными с определенной территорией общинами производителей. Такая система семейно-родовых групп представляла собой более развитую форму социальной организа- ции, основанную на сравнительно устойчивых системах самоуправ- ления и саморегуляции.

    В семейно-клановой общине складывалась строго фиксиро- ванная система труда, распределения пищи и брачно-семейных отношений. В ней получили дальнейшее развитие принципы ра- венства, эгалитарности и эквивалентности. Это не исключало того, что по мере роста производства распределение добычи и потреб- ление пищи осуществлялись с учетом ролевых функций (по прин- ципу пола, возраста и т.д.). На определенные преимущества в се- мейно-клановом коллективе (в родовой общине) мог претендовать

    и лидер группы, особенно если он успешно осуществлял властно- управленческие функции и обеспечивал надежное существование группы. По принципу эквивалентного внутригруппового обмена лидер получал в таком случае безусловную поддержку членов группы, которые за предоставленные им от вождя блага признава- ли его авторитет и власть. Эта власть выступала как догосударст- венная, потестарная. Сам вождь, как и другие члены семейно-кла- новой общины, должен был руководствоваться коллективными тра- дициями и соблюдать практику реципрокных раздач. В противном случае он мог быть смещен и заменен другим.

    Существовавшая в родовом обществе эгалитарность, в том числе выборность и сменяемость вождей, не позволяет еще гово- рить в категорической форме о существовании родовой демокра- тии. В семейно-клановых общинах существовала жесткая дисцип- лина труда и поведения, духовный конформизм.

    В семейно-родовых общинах на базе культов, обрядов, тради- ций и т.п. сложились несложные правила поведения, соблюдение которых было обязательно для всех членов группы. Эти родовые нормы, которые имели мифологически-символическую оболочку и были часто связаны с тотемистическими ритуалами, отражали ес- тественные условия жизни первобытной общины. Они были про- никнуты духом коллективизма, предусматривали взаимную под- держку членов родовой общины, регулировали хозяйственную дея- тельность и брачные отношения, устанавливали различные табу, (запреты) и жесткие рамки поведения для членов общины. Строгой регламентации подвергался порядок распределения добытого об- щиной продукта, а также и сам ритуал его потребления, деление в связи с этим всех членов группы на ранги. К важнейшим функциям вождя относилась практическая реализация таких распределитель- ных, дистрибутивных норм.

    Общинно-родовые нормы имели синкретичный характер и со- держали в себе одновременно религиозные, моральные и иные со- циальные императивы.

    В прочных семейно-клановых группах общинные нормы от- ражали самонастраивающиеся социальные отношения, которые поддерживались силой интересов, религиозных представлений и иных нормативно-ценностных установок. Это не исключало власт- ного характера этих норм и вытекающей из этого принудительно- сти. В случае нежелания подчиняться правилам жизни семейно- клановой группы, совершения тяжкого проступка нарушитель мог быть подвергнут избиению, изгнанию или даже смертной казни по воле семейно-родового коллектива.

    www.ronl.ru

    Лекция 2. Культура первобытного общества. 1 страница

    Культура Лекция 2. Культура первобытного общества. 1 страница

    просмотров - 57

    История происхождения человека начинается в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и о причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, так же как и об отправной точке его эволюции. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь.

    Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет.

    В данной лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

    1. Особенности архаичной культуры. Процесс генезиса.

    2. Сущность мифологии и ее роль в жизни первобытного общества.

    3. Древнейшие формы религиозных верований.

    4. Особенности искусства первобытной эпохи.

    5. Рациональные знания первобытного человека.

    Первобытная культура – самый ранний и потому самый древний тип культуры, который оказал определяющее влияние на всœе последующее существование человека и общества. В случае если представить себе зерно, обыкновенное семя, лежащее у нас на ладони, то вполне можно понять, что, будучи не проросшим, оно тем не менее содержит в себе всœе растение в его возможности, во всœей потенции зерна. Так и первобытная культура. Она, словно зерно культуры, содержит в себе всœе последующие формы в их возможности. Позже, в ходе исторического процесса разворачивания человека и общества в их действительном многообразии, довольно трудно узнать в них первобытные истоки точно аналогично тому, как нельзя узнать в ветвях и кроне корни дерева. И тем не менее, между ними есть неразрывная связь. Точно так же и первобытная культура, словно корни человечества, связана со всœем древом человеческой культуры в процессе ее живого непрерывного видоизменения. Вот почему следует внимательно вглядываться в основные черты и особенности первобытной культуры.

    О ней напоминают бесчисленные мелочи: амулеты и обереги, которыми пользуется немалое число современных людей, татуировка, причуды моды, боязнь темноты, приверженность своим национально-этническим особенностям и формам их выражения, устойчивое делœение на “своих” и “чужих”, ‑ примерам нет числа. Важнее определœенная закономерность: чем большее значение имеет жизненная ситуация в ее общечеловеческом значении (роды, похороны, брак, смерть, болезнь и т.д.), тем заметнее наследие первобытной культуры, влияние ее обрядов, ритуалов, символов, психологических установок и т.д. Вполне справедливо предположить в связи с этим, что в культуре современного общества цивилизованный слой достаточно тонок, и в критических ситуациях ( насилие, голод, влечение, страх, социальный распад и массовый психоз) через него легко прорываются могущественные фантомы первобытного сознания, принимающего форму, характерную для архаической культуры.

    И тогда вновь гремят барабаны войны и люди пляшут над трупами воображаемых и действительных врагов, аплодируя их гибели; начинают преклоняться перед кровавыми демагогами-вождями, к которым начнут относиться с презрением, как только те потеряют власть; охотно падают ниц перед современными чудотворцами, обещающими всœем мгновенное и полное исцелœение и пр. Даже восприятие действительности становится иллюзорно-фантастическим. Социальный гипноз (в первобытной культуре он обеспечивался наркотиками, коллективными телодвижениями и песнопениями, приводящими к трансу) порождает условия, при которых люди видят только то, что им внушают; остальное блокируется в психике, или интерпретируется по заданной схеме.

    Современная культура давно бы распалась, если бы не было противоположных импульсов, если бы она не содержала в себе и не опиралась на другие элементы наследия архаических времен: достоинство человека, его интеллектуальная гордость как существа, которому доступно понимание высших божественных начал, способность людей понять, объяснить, трансформировать и воспроизводить окружающую их действительность.

    Основная проблема, связанная с пониманием закономерностей начального этапа человеческой культуры, связана с самим ее характером. Подлинная первобытность отделœена от нас тысячелœетиями. Сознание Homo sapiens эпохи неолита может служить скорее предметом гипотез, чем прямого изучения. Непосредственное наблюдение возможно лишь в отношении существующих в настоящее время народов, культура и мышление которых претерпели качественные изменения под влиянием современной цивилизации.

    Другая трудность понимания первобытной культуры состоит в поразительном многообразии ее форм, которые плохо поддаются обобщениям. Именно в связи с этим авторы, писавшие о культуре первобытной эпохи, могли без труда выбрать из пестрого запаса фактических данных то, что соответствовало их взглядам и могло служить подтверждением таковых.

    Возникает естественное сомнение: можно ли вообще говорить об архаичной культуре как о чем-то целостном? Чтобы решить эту проблему, нужно ответить на главный вопрос: отличается ли качественно сознание людей первобытной эпохи от нашего?

    Первый вариант ответа дает так называемая эволюционная школа. Основные ее положения: человеческая психика однотипна на всœех этапах развития общества. Законы мышления универсальны и неизменны. На этих принципах построены многие классические работы, прежде всœего Э.Тайлора.

    Г.Спенсер считал, что главные различия между психикой современного человека и психикой первобытных людей лежат в эмоциональной сфере. Ф.Чемберлен находил много общего в сознании дикаря и маленького ребенка, в связи с этим, считал, что начальный этап человеческой культуры отличается непосредственностью и стихийностью самовыражения. Психоаналитический метод привел З.Фрейда к выводу, что духовный мир “отсталых” народов напоминает клиническую картину нервно-психических заболеваний: там действуют те же навязчивые идеи, неврозы и страхи, что и в наше время.

    Наиболее последовательно принципы эволюционистской школы определил Ф.Боас. Он полагал, что различия между человеком первобытным и цивилизованным оказываются ,скорее ,кажущимися и что в действительности основные черты ума одинаковы.

    Ряд исследователœей считают, что мышление первобытной эпохи носило качественно иной, нежели сегодня, ᴛ.ᴇ. – коллективистско-дологический характер, ᴛ.ᴇ. было основано на коллективных представлениях и дологическом строе мысли (Э.Дюркгейм, Леви-Брюль). Это направление стало влиятельным в начале ХХ века, но по мере накопления этнографического материала представления об особом типе мышления в доисторическую эпоху вызывали всœе больше сомнений. Глубокое изучение культуры народов планеты, стоящих фактически у границы нашей цивилизации, позволяет сделать вывод, что, по крайней мере, со времен неолита (земледелие, осœедлость) человеческое мышление действует в границах своего информационного поля вполне логично и рационально. Другое дело, как на первых этапах человеческой истории происходила реализация духовной и интеллектуальной активности человека.

    Речь идет о множестве самобытных культур, каждая из которых являлась возможным путем развития человечества, и судить о культурах, созданных древнейшими этносами, нужно прежде всœего исходя из их собственной логики. Культура подобна живому организму и должна изучаться как целостное образование, с одной стороны, существующее само для себя, а с другой ‑ может рассматриваться и как ступень эволюции целого. Такое решение было предложено функциональной школой антропологии культуры и представляется наиболее оптимальным.

    Но и здесь возникает проблема. Существует ли неотъемлемый элемент культуры, который позволит сопоставлять, сравнивать, соотносить культуры, ᴛ.ᴇ. обладает всœеобщностью и, в то же время, способностью достаточно точно выражать ограниченность каждой из них? Ответ очевидный ‑ язык, без которого культурный процесс не может начаться, язык – условие культуры.

    Осмысленная последовательность, которая характеризует действия человека, объясняется тем, что он осознает свои желания, формулируя и тем самым рационализируя их в слове и словом. Вербализация и интеллектуальное обоснование своих потребностей и реакций приняли устойчивые символические формы. Так появились первые феномены культуры. И так началась история культуры. Практика подтвердила, что вербализация и символизация не имели альтернативы. Язык открыл путь к свободному самоопределœению и самовыражению человека. О.Хаксли полагал, что язык сделал нас людьми не только во имя добра, но и во имя зла. Лишенные языка, мы были бы подобны животным. Но овладев языком, мы стали способны как на преступление, так и на героический поступок, на интеллектуальные достижения, не имеющие пределов, но в то же время на такую глупость и идиотизм, которые не снились ни одному зверю.

    Но как же появился язык, основной материал культуры? Э.Ренан считал, что он появился самопроизвольно, как естественный продукт способностей отдельного этноса.

    Сила, создавшая язык, имеет отношение к самопроизвольной деятельности этнического духа. И однажды возникнув, язык приобретает самостоятельность, начинает развиваться по своим внутренним законам. По этой причине на развитие языка почти не влияют последующие сознательные усилия или искусственные преобразования. Для языков не существует ни соглашений, ни законодательных собраний. Их нельзя отменить как мешающую конституцию, чтобы ввести новую. Особенно это касается той рациональной формы, без которой слова не были бы языком грамматики, логические формулы которой и предопределяют рациональные возможности сознания.

    Логика развития культуры каждого этноса детерминирована его врожденными психологическими особенностями, которые воспроизводятся природой его языка. А язык, в свою очередь, как основной элемент культуры начинает активно влиять на становление ее форм. Каждый человек находится во власти своего языка, являющегося для его этноса средством выражения. При этом нельзя считать, что многообразные языки - ϶ᴛᴏ чисто функциональные средства и не оказывают содержательного влияния на процесс познания. Образ “ реального мира”, к которому люди должны адаптироваться, строится именно на основе языковых норм каждого этноса, хотя и большей частью бессознательно. Мы видим, слышим и воспринимаем действительность так, а не иначе, в значительной степени потому, что структура нашего языка предрасполагает к определœенному выбору интерпретаций. Языковые различия и вызывали различия в познавательных процессах, а, следовательно, порождали закономерным образом особое многообразие форм духовной культуры на первом этапе развития общества. Именно данный фактор и позволяет говорить обо всœех культурах, как о равноположенных элементах духовной жизни человечества. Можно ли тогда говорить об эволюционных этапах в развитии культуры или об ее всœеобщих закономерностях? Да, можно, но при условии, если “самопорождающий дух” языка имеет универсальные начала. И именно языкознание ХХ века обнаружило таковые начала. При всœем разнообразии форм и структур у различных языков есть и некоторые общие свойства, относящиеся к логической сфере. Речь идет о врожденных правилах оперирования языком (порождающей грамматике, как ее назвал Н.Хомский), правилах, имеющих для всœех языков общий характер.

    Человек давал имя предметам, и оно становилось их символом. Это имя начинало жить самостоятельной жизнью. Оно постепенно влияло на само отношение к предмету, на объяснение его природы и отношений к другим предметам. Определяя суть обозначаемого предмета͵ человек тем самым определял и свою собственную сущность.

    Такова исходная точка любой культуры. В ходе накопления исторического опыта человек всœе больше получал возможностей классифицировать и интерпретировать. Логика этой деятельности зависела не только от реальных связей реальных вещей, но и от соотношения их символических обозначений, знаков в языке. Постепенно за каждым предметом, человеком или животным закреплялось четко обозначенное средствами языка место. Эти понятия складывались в общие представления о действительности, в картину мира. А это уже метафизическое творчество, создание нового типа реальности, ᴛ.ᴇ. духовной культуры.

    Но вместе с духовной культурой, в непосредственной связи с нею в жизни человека всœегда проходил процесс созидания, творчества и своей собственной среды обитания, связанной как с орудийной деятельностью человека, так и с образованием его социальных связей и отношений. Этот процесс имеет прямое отношение к материальной культуре человека и общества. Субстанцией становления материальной культуры человека выступает процесс изготовления орудий труда.

    По материалам, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю на три века: каменный, бронзовый и желœезный. В свою очередь каменный век делится на несколько эпох: палеолит, мезолит, неолит. Для каждого из этих периодов характерными являются не только особенности самих орудий труда, но и способы их изготовления.

    Общий уровень развития первобытных людей был еще в достаточной мере примитивным. Отдельные небольшие группы их были отделœены друг от друга огромными пространствами. Их технический опыт и производственные навыки передавались из поколения в поколение в крайне замедленном, в сравнении с нашим, социальном времени. Орудия труда были грубыми и несовершенными.

    Первобытные люди вели в основном стадный образ жизни. Стадо насчитывало, как правило, от 20 до 40 человек и возглавлялось вожаками. Брачные отношения внутри этих общин носили беспорядочный характер. Но постепенно, в силу крайне важности шел процесс формирования как самого человека, так и общественных отношений по линии сознательной регламентации производственных и половых отношений, распределœения пищи и взаимопомощи. Все это постепенно закреплялось в обычаях и традициях.

    Исторический характер носили и сменяющие друг друга способы добывания продуктов от собирательства, рыболовства, охоты до скотоводства и земледелия.

    Усовершенствование техники и развитие охоты способствовали дальнейшему улучшению общих жизненных условий первобытного человека. Этому также способствовало и изобретение способов искусственного добывания огня. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь сплачивали и объединяли людей. Примечательно,, что, в отличие от животных, человек заботился не только о самом себе, но и о всœей общинœе. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникают условия для образования родового общества, вначале – материнской, а впоследствии ‑ мужской родовой общины.

    Археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в то далекое время человек совершал погребения усопших членов рода, что также имеет прямое отношение к культуре.

    Как правило, местом захоронения служили пещеры, в которых люди и жили, но случались захоронения и вне пещер. Позы останков чаще всœего напоминают позы спящих людей. Само по себе отношение к умершим сородичам говорит о многом. В первую очередь, это свидетельствует о заботе по отношению к члену общины, во-вторых, данный акт есть свидетельство осознания связи всœех членов рода между собой. И, наконец, забота об умершем является выражением представлений первобытного человека о себе самом, о жизни и смерти.

    Так постепенно происходит переход к человеку современного типа, который мало чем отличается от человека верхнего палеолита͵ получившего в связи с этим научное название человека разумного, или Нomo sapiens.

    С появлением человека современного типа не только стали всœе быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, с которыми не был ранее знаком человек нижнего палеолита. Несомненно, это был огромный шаг вперед, неразрывно связанный со значительными изменениями во всœех сторонах жизни и деятельности первобытного человека. Тип “человека разумного” в базовых своих чертах остается неизменным со времени оледенения до наших дней. Вместе с ним человечество вступило в тот период своей истории, когда прогрессивное развитие человека полностью освободилось от пережитков, связывающих его с животными. Это развитие начинает осуществляться по социальным закономерностям, которые неизвестны животным и присущи только человеческому обществу.

    Период становления человека современного типа характеризуется еще одной важной чертой. В это время начинают формироваться современные расы.

    На их возникновение оказали немалое влияние естественные условия жизни людей в первобытное время, а также характерная для того периода разобщенность человеческих групп. Уже на этой стадии развития человечества сложились местные, отличительные друг от друга типы, которые никаким образом не противоречат факту единства человечества как биологического вида. Οʜᴎ отличались друг от друга некоторыми несущественными и второстепенными признаками. Кстати, в “чистом” виде расы не существуют, они постоянно смешивались в ходе своего исторического развития. Расовые различия вообще второстепенные факторы. Οʜᴎ не могут служить аргументом против факта биологического единства человечества, не говоря уже о том, что расовые признаки не имеют никакого отношения к состоянию человеческого интеллекта. Тем более расовые различия не влияют на развитие человеческой культуры. Тем, кто настаивает на обратном, можно возразить, приведя в качестве контрпримера тот, что история изобилует фактическим многообразием фактов, говорящих о крайне неоднородном, разноуровневом социальном и культурном развитии людей, принадлежащих к одной расе.

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с возникновением рас завершается процесс антропогенеза, ᴛ.ᴇ. становления человека. Исторически данный период имеет отношение к позднему палеолиту.

    В период позднего палеолита в первобытном обществе складываются многие компоненты материальной культуры. В первую очередь, орудия становятся всœе более сложными и законченными по форме. В связи с этим происходит скачок в развитии производительных сил. На стоянках древних людей археологи находят резцы, скребки, тёсла, ножи, проколки, острия, наконечники копий, остроги дротиков, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями – приспособления для выпрямления древков дротиков и копий. Из перечисленных орудий являются два орудия разнообразных типов: резец и скребок. Резцы использовались для изготовления (для производства) других орудий из твердых материалов. Скребками обрабатывали мягкие материалы – кожу, дерево. Основным оружием охотников стало копьё. Некоторые орудия снабжались рукоятями и оправами, которые привязывались к кремню. Так появились составные орудия, переход к которым ознаменовал собой очень важный этап в развитии и усложнении техники изготовления орудий. В период верхнего палеолита людьми широко применялись различные, в том числе и механически действующие, ловушки для добычи животных.

    Источниками пропитания оставалась охота͵ собирательство и чуть позже рыболовство. В связи с этим древние люди стали изготавливать сети для ловли рыбы и крючки, хотя и в грубой форме, но сильно напоминающие современные.

    В позднем палеолите уже существовало родовое общество. Средства к существованию можно было добывать только коллективным способом. По этой причине существовала как общинная, так и родовая собственность как на охотничьи участки, так и на места для рыболовства, запасы пищи, большинство промышленных средств. Потребление тоже было коллективным. Распределяли продукты, как правило, поровну.

    Несколько общин объединялись в род, который развивался довольно длительный период времени в виде материнской родовой общины, затем при переходе к земледелию и скотоводству происходит разложение родовой общины матриархата и образование патриархальной семьи, состоявшей обычно из нескольких поколений ближайших родственников по линии отца. Совокупность таких семей составляла отцовский род. В основе его лежало коллективное владение землёй. Возникновение патриархата было вызвано переходом к скотоводству, что в корне изменило положение мужчин и женщин в обществе.

    С ходом истории человек накапливает опыт, а в связи с этим получает всœе больше возможностей для развития воображения и логики. Человек всœе более классифицирует и интерпретирует внешний мир. Логика этой деятельности всœе больше зависела не только от реальных вещей, с которыми человек имел дело, но и от соотношения образов, знаков, символов в процессе развития его абстрактного мышления. Постепенно любой неодушевленный предмет, любое растение или животное, как, впрочем, и сам человек, получают четко обозначенное словом место.

    Так вызревает исторически первая система представлений человека о мире, а именно: мифологическое мировоззрение.

    Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в “личностях”: в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, ‑ в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте. Эти явления воспринимались как своеобразный партнёр, обладающий своей волей, “личностными” качествами. Сталкиваясь с окружающим миром, человек переживал это взаимодействие эмоционально, в воображении и интеллектуально. Каждое событие обретает особенные черты, требует своего описания и объяснения. Подобное единство возможно только в форме своеобразного рассказа, который призван образно воспроизвести переживаемое событие и одновременно раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой рассказ и имеют в виду, когда употребляют понятие “миф”. Другими словами, рассказывая мифы, древние использовали отличные от наших сегодняшних методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играло метафорическое отождествление. К примеру, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. А первые земледельцы Ближнего Востока подобное событие переживали иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугук, покрыла небо черными грозовыми тучами и сожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посœевы. В этом рассказе (мифе) главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование. Οʜᴎ непосредственно пережили столкновение двух одухотворенных сил. Оставалось лишь назвать, обозначить эти силы. Здесь налицо смесь, переплетение реальности и фантазии. В глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное.

    Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была,по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственной данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

    Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и соответственно событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия. То есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

    Общепринятой теории мифа не создано до сих пор, тем не менее к сегодняшнему дню существует немалое число исследований на тему мифа. Наиболее серьезные разработки относятся к ХIХ и ХХ векам. Исследованием мифа занимались: Дж.Вико, Д.Юм, Э.Тайлор, Г.Спенсер, В.Вундт, З.Фрейд, Л.Леви-Брюль и многие другие. Наиболее убедительными к сегодняшнему дню являются разработки по проблемам мифологии Б.Малиновского и К.Леви-Стросса.

    Согласно Малиновскому, миф – не объяснение явлений, ᴛ.ᴇ. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целœесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. По этой причине миф ‑ активная социальная сила. Миф для первобытного человека ‑ это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. Мифология – средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно в связи с этим система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всœех форм и типов человеческой культуры. Мифология вместе с тем представляет собой как бы философию истории первобытного общества. С мифологией тесно связаны и религиозные формы первобытных верований.

    Древний человек осознавал невидимый порядок справедливости, поддерживаемый обычаями, нравами, установлениями, он связывал данный невидимый порядок с порядком видимым, проявляющим себя в последовательной смене дня и ночи, времен года и лет, который очевидным образом поддерживался солнцем. Более того, древний человек размышлял об иерархии различных сил, встречаемых им в природе. Создание мира мыслится уже не только фантастически, а по аналогии с условиями человеческой жизни. И создание мира представляется как рождение. Простейшей формой его является постулирование первобытной пары в качестве родителœей всœего сущего. Такой первобытной парой чаще всœего выступают Земля и Небо. Нередко в качестве субстанционального основания выступает хаос, который из себя порождает последующих творцов, равно как и последующий порядок.

    Бессмысленно для древнего человека и различие между реальностью и видимостью. Всё, что способно воздействовать на ум, чувство и волю, тем самым утверждает свою несомненную реальность. Сны, к примеру, считаются не менее реальными, чем впечатления, полученные наяву. Наоборот, сны поражают человека так сильно, что оказываются иногда более значительными, чем обыденные впечатления. Вавилоняне, как и греки, в поисках божественных указаний проводили ночь в храме, надеясь на знаки свыше, которые явятся во сне.

    Подобно тому как не было различия между снами, галлюцинациями и обычными впечатлениями, не существовало резкого различия между живыми и мёртвыми. Вполне считалось в порядке вещей, что мертвый продолжает жить и сохранять связь с живыми людьми, ибо мертвые были включены в несомненную для человека реальность его собственных страданий, надежд, обид. Для мифопоэтического склада ума “то, что волнует”, равнозначно “тому, что существует”. Отсюда, кстати, и слияние символа и того предмета͵ который он обозначает, а также слияние двух сравниваемых предметов таким образом, что один может выступать вместо другого. Подобным образом можно объяснить любопытную форму мысли pars pro toto (“часть , выступающая вместо целого”): имя, прядь волос, тень могли замещать их обладателя, ибо первобытный человек мог в любой момент ощутить, что и тень, и прядь волос обладают значимостью человека в полной мере.

    На подобного рода метафизических основаниях строились основные формы религиозных верований первобытных людей, универсальной из них был анимизм, ᴛ.ᴇ. вера в существование души и духов как причины явлений природы, вера в одушевлённость всœей природы. Понятие анимизма в культурологию ввёл Тайлор. Содержание этого понятия сводится к следующему. У каждого живого существа есть душа, способная существовать самостоятельно, сохраняя себя как индивидуальное начало даже после смерти своего носителя. Вместе с тем, существуют и высшие духи, независимые от каких-либо материальных оболочек.

    Анимисты убеждены, что духи общаются с людьми, и в связи с этим следует почитать духов и стремиться их всячески умилостивить. Следовательно, анимизм представляет собой исторически одну из первых стадий религиозного мировоззрения, структурно не отличаясь от последующих: полидемонизма, политеизма, или монотеизма.

    Анимизм был объяснением того, что сейчас принято называть метафизическими проблемами человеческого бытия: что есть жизнь и смерть, какова природа сознания, что представляет собой фантазия, сон, видения. Человек довольно рано стал обнаруживать свою двойственную природу, ᴛ.ᴇ. он одновременно носитель реально жизненного начала (крайне важность есть, спать, одеваться) и мира “призрачных образов” (память, видения, конкретное мышление). Первое относится к внешнему миру, второе ‑ к внутреннему миру человека, к его душе.

    Анимистические представления о душе опираются на два, ставших классическими, определœения: тень и дыхание. Тень – нечто таинственное, сопутствующий образ вещей, несомненно, реальный, но и не вещественный. По этой причине тень и стала на тысячелœетия оптимальной характеристикой души. В некоторых языках тень и душа – синонимы. Современные зулусы не только обозначают “тень”, “душа”, “дух” ‑ одним словом, но и считают, что после смерти тень человека покидает его тело только затем, чтобы стать домашним духом. В Африке сохранились обряды, смысл которых – защита тени от врагов и хищников. Крокодил может схватить тень и таким образом добраться до человека.

    В европейской традиции потерять тень – значит потерять волю, душу. Ожившие мертвецы не отбрасывают тени.

    В Восточной Азии многие до сих пор заботятся о том, чтобы тень плохого человека не падала на них.

    Но наибольшее распространение получил второй вариант, при котором душу связывают с дыханием. Дыхание естественно отождествляется с самой жизнью, с душой. Для анимиста речь идет об однозначной неразрывной связи между ними, практически о тождестве.

    На начальном этапе развития культуры люди твердо верили в объективность призрачных образов, являвшихся им во время болезни, при утомлении, или под влиянием пищи, содержащей наркотики.

    Анимистические представления о двойственной природе души предопределяли отношение древнего человека к смерти, погребению и умершим. Раз душа не умирает, следовательно, смерть обратима. Мертвые могут “вернуться”, что для живых нежелательно. Представление о ревнивой мстительности мертвых проходит красной нитью через похоронные обряды человечества, начиная с доисторических времен. Любопытно, но в анимизме отношение к душам давно умерших людей отлично от отношения к недавно умершим. Души давно умерших могут помогать живым, а если вредят, то только потому, что живые сами навлекли на себя их гнев. В этом случае следует задабривать дарами души умерших. Приносились разные жертвы, вплоть до человеческих.

    oplib.ru

    Лекция - Первобытная культура главные факторы становления и развития культуры первобытного общества

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

    КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. ДРАГОМАНОВА

    РЕФЕРАТ

    ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

    НА ТЕМУ:Первобытная культура, главные факторы становления и развития культуры первобытного общества. Основные этапы развития первобытной культуры

    Выполнила студентка 33 группы

    Михайленко Татьяна

    Киев 2009

    История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

    Мы то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много вокруг и внутри нас того, что складывалось в прошлом. Мы много раз отвергали и опровергали прошлое, пытаясь переписать его набело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы лучше понять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XXвеке человечество осознало свою главную ошибку: погоня за материальными благами и научными открытиями не всегда означает движение вперед, а забвение “ужасного” прошлого может обернуться стократ более ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий, поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать и осознанно выстроить свое будущее.

    Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя бы один человек на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

    Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” [34, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [там же, 1:27], человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология [см. труды Д. Эттенборо, Я.Линдблада, Э. Б.Тайлора, К. Леви-Строса и др.].

    Другая, весьма распространенная, теория — теория эволюции, начало которой положил Ч. Дарвин. Для него человек был высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию даже в самых неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—1928) считал, что человек вовсе не был совершенством в животном мире, напротив, он был физически слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром подражания и жил “по мерке любого вида” животных, используя различные способы укрытия, питания и приспособления [349; 92].

    Л. Н. Гумилёв создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать “космической”. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы1. Биосфера, с его точки зрения, “не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности — почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха… Все это — энергия, нас питающая” [86, с. 54]. Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависят периодические всплески пассионарности (лат. passio“страсть”), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

    Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества.

    Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества

    Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре.

    Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.

    1.Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.

    Палеолит (греч palaios“древний” + lithos“камень”) делится на эолит (“заря камня”), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит — эпоха первых орудий человека, которые могли быть и деревянными и каменными, из которых до нас дошли только последние. Часть из них были естественными орудиями, т. е. камнями, по своей природе имеющими форму, пригодную для примитивного труда, часть — искусственными, т. е. осколками кремня и других ломких каменных пород, созданных путем дробления их ударами камней более твердых пород. Нижний палеолит характеризуется появлением орудий устойчивой, правильной формы, годных для разбивания плодов и костей, убивания животных, разрезывания и т. п. Средний палеолит — период возникновения более мелких, но зато более пригодных для употребления режущих и колющих орудий.

    К этой эпохе относится возникновение кровнородственной семьи и восходят следы изобразительного искусства. Присвоение растительной и мелкой животной пищи в форме простого собирательства осуществляется без разделения труда. Верхний палеолит— эпоха обработки камня путем надавливания, что позволило придавать орудиям новые формы и изготавливать каменные ножи, наконечники дротиков и копий, сверла, резцы и т. д. Работая ими, люди ускорили производство, у них стали появляться и увеличиваться случайные излишки добытого. Охота разветвилась на звероловство и рыбную ловлю и стала “специальностью" взрослых мужчин. К этому времени относится, вероятно, и изобретение добывания огня трением. Развилось и усложнилось разделение труда, появились групповые семьи.

    Мезолит (греч. mesos«средний, промежуточный»), или, как его иногда называют, протонеолит (греч. protos«первый»),— эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы, микролитические изделия (т. е. снабженные тонкими каменными пластинами) с геометрически правильными формами, с острыми выровненными лезвиями, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в роговых или костяных орудиях, изготавливаются ручные мельницы, сети, плоты, лодки. С приручением собаки звероловство становится более продуктивным. Все это обусловило появление постоянных запасов. В первобытном племени складываются матриархально-родовые отношения.

    Неолит — дальнейшее усложнение и совершенствование камнеобделывания (полированные и сверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

    Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все: от анатомии до образа жизни.

    Животное обеспечивает свое выживание в пределах видовых возможностей, воспринимая внешние стороны вещей. Пользуясь органами чувств и генетическими программами, оно изменяет мир лишь количественно. По мнению многих исследователей, человек может действовать “по мерке любого вида”, первоначально подражая различным живым существам. Но постепенно, с расширением образной сферы сознания, он начинает создавать образы желаемого, в том числе и образы предметов для добычи пищи, ему становится недостаточно внешней информации о предметах, у него возникает потребность в сведениях об их внутренних, существенных связях. В психике человека появляется способность, в корне отличающая его от животных: способность воображения и фантазии. Для дальнейшей же успешной деятельности нужно различать общее и единичное, понимать различные явления действительности, выделять причины и следствия всевозможных состояний мира и самого себя. Современные специалисты по зоопсихологии вообще считают, что человек как существо, обеспечивающее свое выживание собирательством, наиболее развит и приспособлен к дальнейшему развитию. “… Животные собиратели умны,— пишет Г. В. Правоторов,— они учатся всю жизнь. У них отличная память. У них выдающиеся способности к классификации, от которой зависит их жизнь… Но ведь это же — мы! Мы собиратели. Вернее, наши предки были собирателями, ибо человек начал свой путь на земле, имея единственную экологическую нишу — собирателя” [250, с. 19]. Изобретение инструментов позволило человеку стать хозяином окружающей его среды. Поисковая деятельность, связанная с жизнеобеспечением, способствовала развитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению новых способов организации труда и общества, а также различных форм познания — мифологии, религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения, ритуалы и прочие явления уже культурной деятельности человека.

    2.Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы уже говорили (см. ч. I, гл. IV) о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей. Современный итальянский ученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что “не наша кровь” [338, с. 29—47].

    Другое, еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном обществе количество людей в роду во многом зависело от условий существования. При благоприятных условиях наличие беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды ухудшения условий жизни (природные катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Считается, что при ухудшении условий жизни появляется необходимость ограничить свои потребности и, естественно, в первую очередь — пищевые и половые инстинкты, считает Ю. И. Семенов [271, с. 108]. Регулирование брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных пар, прежде всего запрещения брачных отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь этого табу с тотемизмом [287]. Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии (греч. monos“один, единственный” + gamos“брак”). В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это наше мясо”) — одной из форм первобытных верований, представлением о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками. Табу распространялось и на тотема — своего “родственника” (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда “размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанных с соблюдением запретов и с периодами снятия их — праздниками. Как было замечено, возникновение табу — одно из условий появления морали. 3.Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи (эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни.

    --PAGE_BREAK--

    В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток — запад. Значит, люди связывали свои наблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью. Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотя и располагалось ближе к ее краям. Умершие не исключались полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться как реальная. Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.

    4.Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга (1872-1945) в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало служило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца.

    Основные этапы развития первобытной культуры

    Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и в пространстве, которые осваивало человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.

    Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном сообществе с одной только разницей -в качественно новых способах ее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва, гомеостазис (греч. homoios“подобный, одинаковый” + stasis“неподвижность, состояние”). Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группу людей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для него следующей экологической нишей.

    Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог быть значительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависело от точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община [3].

    Существование матриархата [лат. mater(matris) “мать” + греч. arche“власть”], понимаемого буквально как господство женщины в семье и обществе, условно. Можно предположить, что где-либо были и такие формы отношений, но в основном мы встречаемся с матрилинейностъю — счетом родства по линии матери, поскольку первобытное сознание долго не понимало роли мужчины в брачных отношениях, считая, что женщины рожают “сами из себя”, о чем говорит множество мифов. Поэтому в раннепервобытной общине основной ценностью считалась женщина как носительница и охранительница жизни. Преклонялись перед ее способностью к деторождению и выкармливанию детей, о чем говорят самые древние статуэтки, так называемые “палеолитические Венеры”, где нет и проблеска духовности, присутствуют лишь биологические признаки пола.

    Раннепервобытная община не была производящей: она лишь добывала готовые продукты природы, все остальное изготовлялось по мере необходимости. Это еще не было производством вещей, поэтому исследователи охарактеризовали ее как присваивающее хозяйство.

    В этот период человеской культуры общество существовало как родовая семья. Все ее члены — родственники по крови, каждый из которых не отделял себя от остальных: и мужчины, и женщины равно участвовали в общественно-полезном труде, поэтому внутри общины не могло быть господства и подчинения [3, с. 190], отсутствовало принуждение моральное или физическое, как и попытки уклониться от работы.

    Данные этнографов сообщают, что люди первобытной общины знали повадки животных, могли ориентироваться по звездам и солнцу, разбирались в полезных растениях, строили предположения о погодных явлениях, имели достаточные сведения о свойствах материалов, из которых изготовляли необходимые предметы.

    В условиях раннепервобытной общины медленно — на протяжении тысячелетий — накапливаются сведения о мире и постепенно изменяются отношения внутри общины. Как мы отметили, на ранних ступенях развития брак был групповым — полигамным (греч. poli“много” + gamos“брак”), и только потом появилась моногамная семья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживания и общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, что по взаимному соглашению брачные пары в принятый в данной родовой общине период года соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другом никаких обязательств. В следующий брачный период они могут сохранять своих партнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду, который их кормил и воспитывал.

    Чтобы регулировать брачные отношения, супруги не селились вместе, а оставались жить в своих группах, встречаясь друг с другом эпизодически (вспомним что древним нужно было регулировать рождаемость для облегчения передвижений всего сообщества). До сих пор у тех народов, которые живут на стадии, напоминающей описываемый период, сохранились обычаи обособления мужчин и женщин.

    Существуют древние сказания о племени женщин-воительниц — амазонках [греч. атагоп <а + mazes«грудь» (для удобства стрельбы из лука девочкам выжигали правую грудь)]. Согласно легендам, в определенное время амазонки вступают в брак с чужеземцами (или соседними племенами) ради продолжения рода, отдавая на воспитание (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек.

    Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супруги все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобытной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе. Подрастая, мальчики проходили обряд инициации (лат. initium“начало”), перехода во взрослое состояние и пополняли мужскую группу. Родство осознавалось лишь горизонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. “Люди рождались в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу” [3, с. 199]. (Вспомним главную фразу-заклинание в сказке о Маугли Р. Киплинга: “Мы с тобой одной крови!”). Изобретения этого времени не покажутся современному человеку значительными, но они определяли новый уровень отношений с природой. “Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумал копьеметалку и лук, в 2—3 раза увеличил дальность полета разящего оружия”. Более всего в этом преуспели “лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя” [3, с. 206]. В раннепервобытной общине появились зачатки счета предметов, отсчета времени (по природному а; гндарю), представления о пространстве тоже были связаны с окружающей средой: например, “близко” — в пределах видимости и безопасности.

    Появляется рисуночное письмо — пиктография (лат. pictus“нарисованный” + греч. grapho“пишу”), соединившая в себе попытки зафиксировать и передать информацию с зачатками искусства. Археология убеждает нас, что, прежде всего, появилось изобразительное искусство. Это можно связать и с магическим мышлением, когда правильное изображение животного (а найдены изображения только животных) придавало древнему человеку уверенность в том, что он овладеет этим животным и в реальной жизни. Высказывается также мысль о том, что эти изображения могли служить своеобразным “наглядным пособием” для охотника в его повседневной практике. Обе эти мысли находят подтверждение в находках, которые сохранили изображения животных со следами действий, совершенных орудиями охоты.

    Среди памятников первобытного искусства того времени — живопись, рельефы, скульптура, орнаментальные рисунки в виде кругов, зигзагов, прямоугольников, выполненные в цвете при помощи естественных природных красителей. Сохранились рисунки, изображающие танцы, музыкальные инструменты, выполненные из рога и трубчатых костей, ударные инструменты (в их наиболее примитивной форме), простейшие струнные с жилами животных, натянутыми на деревянных основаниях.

    До наших дней сохранились танцы, в которых имитируются трудовые действия людей, у многих народов еще существуют ритуальные танцы, отголоски древних песен. Каждый из нас в детстве распевал: “Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!” Исследователи истоков песенного творчества считают, что это — песня-заклинание, сохранившаяся от предков.

    Главное отличие позднеродовой общины от ранней — в том, что она начинает производить необходимые продукты. Возникновение и развитие скотоводства и земледелия привело к появлению культурных растений, к селекционному отбору животных, к обработке всего, что сопутствовало основным видам деятельности: выделке шкур, поделкам из рога, кости и др.

    Производящее хозяйство требовало другого образа жизни. Если в период потребления люди должны были часто менять место обитания, то теперь они тяготеют к оседлости (кроме кочевых племен, связавших свое существование с разведением скота).

    Интенсивнее развиваются каменные орудия труда, необходимые теперь для прочного хозяйственно-бытового обустройства на месте постоянного проживания. Изготавливаются мотыги, серпы, ступки для растирания растений, лодки, различные ловушки, капканы, часто сложной конструкции. Настоящим новшеством стало появление керамики. Изготовлением керамических изделий занимались преимущественно женщины. Отметим, что уже тогда посуда подвергалась обжигу, что позволило улучшить технологию приготовления пищи.

    Все это постепенно приводит к разделению труда, когда определяющим является не половой или возрастной, а профессиональный принцип. То или иное занятие может закрепляться в группе и позднее даже наследоваться. Но главное заключается в том, что становится возможным обмен продуктами с другими группами людей. Эти изменения повлияли и на численность сообщества, которая в отдельных случаях доходила до тысячи человек.

        продолжение --PAGE_BREAK--

    В условиях нового способа ведения хозяйства усилилась роль мужчин, хотя женщины продолжают выполнять значимую часть работы. Они занимаются земледелием, мужчины — скотоводством, производством орудий труда, охотой. Домашнее хозяйство тогда и стало сферой женского труда. Мужчинам доставалась более опасная и трудная работа, женщинам — более кропотливая. Нельзя сказать, что женщины утратили свое значение. Их роль была велика. Об этом говорил миссионеру один из ирокезов: “Без женщин мы вели бы жалкое существование, так как в нашей стране именно женщины сеют, сажают, взращивают зерно и овощи, готовят пищу для мужчин и детей” [3, с. 293].

    Как только изменилась роль женщины в обществе, изменилось и отношение к браку. За жену стали платить выкуп, как за рабочую силу. Сначала выкуп был в форме отработки, а затем — в виде тех или иных материальных ценностей.

    Появились новые обряды и церемонии, новые формы отношений между людьми, желание упорядочить их. С одной стороны, возникают договоры между родами, которые впоследствии вполне могли стать основанием для законодательства, сохранившегося у европейских варваров до средних веков в виде разных “правд”, при помощи которых вершился суд и устанавливалась понятная соплеменникам справедливость. С другой стороны, образуются новые ценности, связанные уже не только с удачной деятельностью, но и с имущественным положением и авторитетом человека в обществе, который приобретался благодаря его силе, уму, способности влиять на людей или каким-либо сверхъестественным качествам. Для поддержания своей значимости соперничают друг с другом, устраивают пиры, совершают обмен дарами “с переплатой”, чтобы поставить того, кому делался этот дар, в зависимое положение и обеспечить себе сторонника [3, с. 243].

    Изменения коснулись и управления жизнью первобытной общины. Жизненно важные вопросы обсуждали все сородичи, принимая общие решения, поэтому в родовой общине, где интересы людей совпадали, отсутствовало принуждение. Так же точно общине не нужны были и “руководители”. Старейшина мог бы как-либо влиять на принимаемые решения, если бы в сознании людей воедино увязывались возраст человека, накопленный им жизненный опыт и важность этого опыта для всей общины. Позднее так и произошло: осознав необходимость и ценность для общины родовой памяти, стали оберегать ее носителей, ибо их потеря была бы равносильна утрате памяти народа.

    Разделение труда выделило из общей массы людей тех, кто осуществлял магические действия и ритуалы, однако в прямом смысле этого слова руководителем общины такой человек не являлся: он мог лишь ссылаться на разные знамения, истолковывая их таким образом, чтобы можно было принять или отвергнуть какое-либо решение.

    Военные вожди появляются довольно поздно и не во всех племенах. Кроме того, их влияние ограничивалось рамками деятельности, связанной с защитой племени или нападением на другие племена. Власть же в полном смысле этого слова стала принадлежать всем этим категориям только тогда, когда цели и интересы людей, составлявших прежде общину, разделились, а связи между ними ослабли. Но это происходит вместе с разложением первобытного общества.

    Развитие существующих и появление новых отношений сказалось на духовной жизни общества. Постепенно накапливались и в некоторой степени систематизировались сведения о мире, развивались искусство, мифология, религия. В позднеродовой общине начали появляться зачатки математики, для счета использовались камешки, шнуры с узелками и др. Эти же и другие предметы выступали и как носители информации, напоминающие пиктографию.

    Искусство с развитием абстрактного мышления становится более условным в изображении мира. Эти условности оказываются многомерными; они по-прежнему несут в себе магическое начало. Воспроизведение в искусстве различных явлений мира связывалось с овладением ими. Точно исполненный ритуальный танец охотников означал, что и сама охота будет успешной, близкое к натуре изображение животного означало, что человек получил над ним власть. Но если раньше только ожидали желаемого результата, то теперь пытаются повлиять на мир при помощи специального действия: осмеять божество, чтобы оно могло себя оправдать добрым делом, помочь природе, действуя вместе с ней или аналогично ей. Возникают специальные ритуалы, призванные помочь плодородию земли или увеличению количества скота, которые проявлялись в танцах или театрализованных действах.

    Изменяются и религиозные взгляды. В позднеродовой период развития культуры они усложняются по мере усложнения человеческого знания природы и самих себя. Складывается вера в защитную силу духов предков, а позже и в магическую силу некоторых соплеменников, которым отводится лидирующее положение в обществе, что становится предпосылкой возникновения власти авторитарной, не связанной ни с родственными отношениями, ни с какой-либо выборностью. Но это — уже другой уровень развития общества, другие отношения, другая культура.

    Использованная литература

    1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.

    www.ronl.ru


    Смотрите также