Этногенез первобытной культуры. ВОПРОС (Генезис культуры. Основные характеристики первобытной культуры)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Генезис культуры. Культура первобытного общества. Этногенез первобытной культуры


Этногенез как процесс

Проблемы этногенеза и этнической истории являются комплексными, т. к. комплексно само понятие этноса, определяемого на основании многих признаков. Поэтому в разработке этих проблем кроме антропологов, этнологов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей. Вскрытие внутренних закономерностей этногенеза послужило основой для создания нового взгляда на этническую историю, которая рассматривает причины и условия формирования этнических общностей разных порядков, их развития и расселения, взаимодействия, дробления и слияния.

Под этногенезом понимается процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей. Этногенез связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания, сопряжен с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством, фиксированным в самоназвании (этнониме).

Мы не знаем точно, когда возникли первые этнические общности, но многие ученые предполагают, что они столь же древни, как древни сами люди современного биологического вида Ношо sapiens («человек разумный»), сформировавшегося по новейшим данным за 50 — 40 тысяч лет до нашего времени.

Имеется достаточно оснований считать, что уже десятки тысяч лет назад существовали этносы, хотя, конечно, мы знаем об их истории очень мало, скорее даже не знаем, а догадываемся. Район расселения человечества уже сотни тысяч лет назад был слишком велик, чтобы в нем могло поддерживаться единство языка, судя по тем лингвистическим законам, которые мы знаем. Вероятно, этническое деление могло быть развито даже гораздо сильнее, чем сейчас, в силу большей разобщенности отдельных групп людей, занимавшихся охотой и собирательством. Археологи установили, что орудия и предметы быта, найденные в разных районах, отличаются друг от друга. Сегодня мы назвали бы такие отличия этническими. Однако здесь надо оговориться: нельзя считать большую область с однотипной археологической культурой местом расселения древней единой этнической общности. Ведь этнос должен еще и осознавать свое единство, а в тех условиях население огромной территории никак не могло осознавать себя единым целым. Не обязательно люди, живущие на такой большой территории, должны были говорить на близких языках.

Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. Однако в научной литературе можно встретить мнение, согласно которому первоначальным типом этнической общности был род. Этому утверждению противоречит то обстоятельство, что в силу экзогамности рода его основная функция связана с гетерогенностью, притом не только биологической, но и культурной. К тому же род не может существовать вне племени, хотя бы слабо сформированного. Все это и не позволяет считать род этнической общностью. Именно племена обычно рассматриваются в качестве основного этнического подразделения первобытного общества.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
  • 1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи

arheologija.ru

Указатель книг по истории первобытной культуры

К оглавлению книги проф. Кудрявского «Как жили люди в старину»

В настоящее время изучением первобытного человечества занимаются две родственных между собой науки: антропология и этнография (или этнология). Первая стремится изучить человека преимущественно в физическом отношении, т. е. определить его место в ряду других животных и исследовать его расовые особенности (путем измерения отдельных частей человеческого тела), а вторая изучает общественный быт отдельных племен и народов, отыскивая законы развития человечества на низших ступенях культуры. Следовательно, если антропология обычно разрабатывается теперь натуралистами, как наука естественно-историческая, то этнография является уже наукой преимущественно общественной. Это различие в работе двух указанных наук не проводилось отчетливо вплоть до последнего времени, почему иные книги под заголовком „антропология» относятся по существу к этнографии.

Мы даем здесь краткий список книг, наиболее подходящих для расширения и углубления знаний по истории первобытной культуры (этнографии) на русском языке. В первую очередь помещены книги более легкого содержания, затем следуют работы уже более серьезные и, наконец, указаны труды но отдельным вопросам первобытной культуры (хозяйство, семья, брак, религия и т. д.).

I. Книги для начального ознакомления.Д. Коропчевский. Рассказы про дикого человека. 7-ое изд. К. Тихомирова. М. 1903 г. 305 стр.

Книга знакомит с жизнью первобытного человека гл. обр. по наблюдениям над современными дикарями. Описывается жизнь охотников, рыболовов, пастухов и земледельцев, их материальная культура, отношения семейные и общественно-религиозные. В некоторых своих частях книжка не отражает последних выводов науки, каковыми богата работа:

К. Вейле. 1) Культура бескультурных. 1913 г., стр. 100. 2) Элементы человеческой культуры. 1914 г., стр. 120. 3) Первобытное общество. 1914 г., стр. 110. Перев. под ред. проф. Б. Адлера. Изд. П. Сойкина.

Автор этих книг, проф. Вейле, известный работник в области этнографии, задумал ряд очерков, посвященных отдельным сторонам первоб. культуры. В первой книжке он знакомит с современными взглядами на прошлое человека и на происхождение его культуры. Стремясь наметить грань между человеком и животным, автор особенно подробно останавливается на употреблении огня. Вторая книжка посвящена заботам о существовании, начаткам и первичным формам материальной культуры. Третья книжка занимается хозяйством первобытного общества (разделение труда, формы хозяйства, деньги, пути сообщения). Четвертый и пятый томики оригинала, к сожалению, на русском языке отсутствуют (общественный быт и основы религии, искусства и науки).

Все пять томов в переводах с последнего немецкого издания готовятся к печати в изд-ве „Прибой“.

К. Тахтарев. Очерки по истории первобытной культуры. 2-ое изд. М. 1912 г., стр. 239.

Книга в популярной форме знакомит с новейшими открытиями в области первоб. культуры. На основе быта негритосов-австралийцев автор дает характеристику тотемических групп, первобытного брака, права и суда, освещая вопросы об анимизме, чародействе, тотемизме и т. д.

В. Каутский. Общественные инстинкты в мире животных и человека. Игр. 1922 г.

Л. Фробениус. Детство человечества. СПБ., стр. 368.

Книга очень живого, но пестрого содержания. Автор затрагивает в отдельных очерках почти все темы духовной жизни первобытного человека (украшения, поклонения и жертвы, привидения, тайные союзы, мифы и т. д.), не стремясь к объединению даваемого им материала. Отсутствие систематичности искупается все же живой образностью в обработке избранных тем.

М. Гернес. Первобытная культура. Часть I. Каменный век. Стр. 183. Часть II. Бронзовый век. Стр. 159. Часть III. Железный век. Стр. 148. Изд. „Наука и Жизнь“. Рига, 1914 г. Ред. Ф. К. Волкова.

Эта популярная работа неоднократно издавалась на русском языке. Указываем лучшее по точности перевода и редакционным дополнениям издание. Особое внимание к остаткам европейской старины—характерная черта книги. Много места той же теме уделено и в содержательной книжке:

О. Шрадер. Индоевропейцы. СПБ., 1913 г., стр. 212. Ред. А. Погодина.

Здесь намечены все основные условия индоевропейских народов — народное хозяйство, поселения, торговли и промыслы, семья, кровавая месть и религия.

Неподготовленному читателю иногда трудно справиться и с указанными книгами, если нет элементарных сведений об основных народностях, их географической обстановке и т. д. Эти вопросы в элементарной форме излагаются у следующих авторов:

Д. Коропчевский. Первые уроки этнографии. М. 1913 г., стр. 201.Его же. Введение в политическую географию. М. 1901 г., стр. 198.А. и Ф. Гербертсон. Человек и его труд. СПБ. 1913 Г., стр. 148.

II. Книги более трудного содержания.

Ю. Липперт. История культуры. Изд. „Прибой“.

Содержание: 1) Заботы о пропитании, одежде и жилище. 2) Общество: семья, собственность, правительство и суд. 3) Духовная культура: язык, культ и мифология.

Рожицын. Очерки первобытной культуры. X. 1922 г.

Г. Шурц. История первобытной культуры. Изд. „Ком. Унив. Свердлова». Москва 1924 г.

Содержание: 1) Основы культуры. 2) Общество. 3) Хозяйство. 4) Материальная культура. 5) Духовная культура.Н. Харузин. Этнография. В. I. Часть общая и материальная культура. СПБ. 1903 г., стр. 343. В. II. Семья и род. СПБ. 1903 г., стр. 340. В. III. Собственность и первобытное государство. СПБ. 1903 г., стр. 331. В. IV. Верования. СПБ. 1905 г., стр. 530.

Это фундаментальный труд одного из виднейших русских этнографов.

III. Отдельные вопросы.1. Хозяйство.

Я. Зибер. Очерки первобытной экономической культуры. 2-ое изд. СПБ. 1899 г., стр. 572.

Содержание: Общинная охота, рыбная ловля, общинные работы по выжиганию лесов и орошению. Общинные земледельческие и промышленные работы. Жилища. Понятие о движимой собственности и собственности на землю. Семейный быт. Обмен.

К. Бюхер. Происхождение народного хозяйства. Ред. И. М. Кулишера, 4-ое изд. Игр. 1923 г.

Из всей книги к первобытному человеку относятся два первых очерка: „Первобытное хозяйство» и „Экономический быт современных нецивилизованных народов». Эти два очерка читаются с неослабным интересом и важны по своему основоположному значению в науке. Нет за последнее время работы по первобытному хозяйству, где не затрагивалось бы данное автором понимание этого вопроса. (См. третий выпуск работы К. Вейле).

Г. Нибур. Рабство, как система хозяйства. М. 1907 г., стр. 431.

Автор, отграничив рабство от родственных ему явлений, следит за его географическим распределением и выясняет причины видоизменения рабства у охотничьих и рыболовных, пастушеских и земледельческих племен.

Э. Гроссе. Формы семьи и формы хозяйства. М. 1898 г., стр. 337.

Семья берется как производное от форм хозяйства; системы родства выводятся из хозяйственных интересов. В связи с определяющими экономическими условиями автор и развертывает выпуклые картины семьи у охотников, скотоводов и земледельцев. Книга по содержанию связана и с последующей темой:2. Происхождение семьи и собственности.

Фр. Энгельс. Происхождение семьи и собственности. Поел. изд. Госиздата.

Книга пользуется заслуженной известностью. Составлена же она по сочинению:

Л. Морган. Первобытное общество. Исследование прогресса человечества из дикого состояния к варварству и из варварства к цивилизации. Изд. Пантелеева. 1900 г., стр. 545.

Содержание. 1) Рост интеллекта вследствие изобретений и открытий. 2) Развитие общественного строя. 3) Развитие идеи семьи. 4) Развитие идеи собственности.

К. Старке. Первобытная семья. СПБ. 1901 г., стр. 385.

Автор-поборник теории патриархата, и книга его служит противовесом указанной работе Л. Моргана.

Г. Тард. Происхождение семьи и собственности. СПБ. 1900 г., стр. 147.А. Вастермарк. Происхождение брака. СПБ. 1898 г.М. Ковалевский. Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ. 1895 г., стр. 152.Его же. Первобытное право. Вып. I.—Род. Вып. II.— Семья. М. 1886 г.Его же. Рядовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. СПБ. 1911 г., стр. 312.

Последняя из указанных работ нашего покойного ученого является сводкой его последних взглядов на семейные и гл. обр. родовые формы.

К. Каутский. Возникновение брака и семьи. Изд. Г. Львовича. 1906 г. и „Прибоя». 1923 г.

Автор с материалистической точки зрения рассматривает вопросы о гетеризме, хищническом браке и материнском нраве, покупном браке и патриархальной семье, гинекократии. К сожалению, последние данные науки остались неиспользованными (работа в оригинале появилась около 20 лет тому назад). Более свежий материал и большее богатство возможных выводов имеется у:

Ф. Миллер-Лиэр. Формы брака, семьи и родства. М. 1913 г., стр. 93. Фазы любви. М. 1919 г., стр. 243. Перев. В. Базарова и И. Степанова. Все томы этого большого труда издаются „Прибоем».

Тем же более свежим материалом отличается и книга:

Э. Краулен. Мистическая роза. Исследование о перво¬бытном браке. СПБ. 1905 г., стр. 486.

Известную сводку разноречивых теорий дает:

А. Максимов. Что сделано но истории семьи. М. 1901 Г.

3. Общество и государство.

А. Позада. Очерк современных теорий происхождения семьи, общества и государства. Од. 1897 г., стр. 112.Книга ценна сжатым изложением отсутствующих на русск. языке трудов и сводкой достигнутых в науке успехов (последние работы не вошли).

А. Пост. Зачатки государственных и правовых отношений М. 1901 г., стр. 274.

Автор рассматривает формы семейного, наследственного, уголовного, имущественного и государственного права, историю суда и сословных различий. Немецкий оригинал вышел в 1878 г. и последний материал этнографический не учтен, равно как и у следующего автора.

Г. Мэн. 1) Древнее право. М. 1873 г. и 2) Древнейшая история учреждений. СПБ. 1875 г.

Г. Спенсер. Начала социологии. Ред. Н. Рубакина. СПБ. 1898 г. 2 т.

Во втором томе вся пятая часть посвящена развитию политических учреждений.

Вопросы возникновения и развития общества и государства разбираются обычно социологами (Ж. Ковалевский. Социология. Т. 2-ой СПБ. 1910 г., стр. 296.

Генетическая социология или учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности.— К. Тахтарев. Наука об общественной жизни. Пгр. 1920 г. Вго-же. Общество и государство и закон борьбы классов. СПБ. 1918 г. и т. д.).

4. Духовная культура.

Э. Тэйлор. Первобытная культура. Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев. 2 т. СПБ. 2-ое изд. 1896 и 1897 г.г. Ред. Д. Коропчевского.

Знакомство с этим классическим трудом обязательно для всякого занимающегося вопросами духовной культуры первобытного человечества.

Вопрос о происхождении языка освещается трудами по языковедению. Здесь укажем только на хорошую вводную статью Д. Овсянико-Куликовского „Происхождение языка и художественного творчества». (Итоги науки. Т. X. М. 1914 г.).

В. Вундт. Миф и религия. Ред. Овсянико-Куликовского. СПБ. 1913 г., стр. 416.

Книга известного психолога-философа трактует о мифотворчестве, о вере в души и чародейских культах, о культе животных, предков и демонов.

Г. Кунов. Возникновение религии и веры в бога. Перев. И. Степанова. М. 1919 г., стр. 162.

Книга может считаться образцовой работой по вопросу о возникновении и развитии религии с материалистической точки зрения.

Автор умеет сочетать доступность изложения с строгой убедительностью научных доводов в таких запутанных вопросах, как культ духов, тотема и предков, идея сотворения мира, обожествление предков и т. д. (Сжатое изложение этой работы дано Н. Кондратьевым „Г. Кунов о происхождении и развитии религии» в четвертом сборнике „Новые идеи в социологии». СПБ. 1914 г. Здесь же статья П. Сорокина „Э. Дюркгейм о религии»).Г. Плеханов. Религия (в сборнике „От обороны к нападению»).

А. Луначарский. Религия и социализм. СПБ. 1908 г.

Грант-Аллен. Эволюция идеи божества. Исследование о происхождении религий. СПБ. 1906 г.

Живо и убедительно написанная работа не столько о происхождении религии, сколько о развитии ее и современных пережитках.

Герасимович. Творящее в религии. СПБ. Стр. 142. 2-е изд. с предисловием С. Канатчикова. «Прибой». 1923 Г.

Общедоступный, живой и научный очерк развития верований. „Цветы религиозных сказаний — говорит автор — выросли из прозаичоской нужды в пище, крове и одежде, из потребности в защите от врагов. Творящим в религии была потребность в создании теории защитно-производительной работы».

Гроссе. Происхождение искусства. М. 1899 г.

Г. Плеханов. Искусство у первобытных народов (в книге „Критика наших критиков»).

По вопросу о взаимоотношениях некультурных народов и культурных европейцев.

П. Берлин. Пасынки цивилизации и их просветители. СПБ. 1905 г., стр. 224.

С. Арнольди. (П. Лавров). Цивилизация и дикие племена. СПБ. 1904 г., стр. 264.

В заключение считаем нужным отметить и капитальную работу больше антропологического содержания.

Г. Обермайер. Доисторический человек. СПБ. 1913 г., стр. 687, Ред, М. Мензбира.

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
  • Дни смерти
  • 1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
  • 1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи

arheologija.ru

Генезис культуры. Культура первобытного общества. — МегаЛекции

Культура развивается во времени и в пространстве.

Генезис (от греч. genesis - происхождение, возникновение)в широком смысле – момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Первобытностьтрактуется как отправная точка эволюции человечества. Морган называл«древнее общество» периодом дикости. К. Ясперс- доисторией человечества или «прометеева эпоха».

Первобытное общество (архаика)датируетсяпримерно4,5 – 2,5 млн. лет.

К прародине человечества чаще всего относят Африку, Южную Азию, Юг Европы.

Периоды развития и наследие первобытной культуры.

1. Доцивилизационный период развития homo sapiens называется каменным веком и выделяют в нем три периода:

· Палеолит -(от греч. halaios - древний каменный век) датируется от возникновения человечества до 7-10 тыс. лет до н.э. В этот период появляется членораздельная речь, человек овладевает огнем, строит первые жилища, в поздний палеолит возникает изобразительное искусство: скульптура и живопись.

· Мезолит (от греч. mesos - средний) от 7-10 до 8 тыс. лет до н.э. Человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы, лодку, осваивает плетение и изготавливает корзины и рыболовные сети.

· Неолит (от греч. Neolithic - новый каменный век) - от 8 до 3 тыс. лет до н.э. Это период «неолитической революции», т.е. время перехода от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего тип. Появляется земледелие, скотоводство, прядение, ткачество, гончарное производство.

2. Цивилизация: бронзовый и железный века. Русскими учеными была разработана периодизация, выделяющая два основных периода развития:

Эпоха антропогенеза — это эпоха праобщества. Охватывает миллионы лет: от австралопитека до неандертальца, т.е. продолжается до верхнего палеолита. В это время происходит выделение человека из мира животных, его эволюция и формирование в определенный биологический вид.

Эпоха социогенеза — эпоха первобытной общины и предклассового общества. Появляется первобытная родовая община, положившая начало дальнейшему развитию человечества на новой социальной основе. Появление ритуала. Табу – сохранявшие жизненно важные для существования племени устои коллективной жизни.

Особенностью сознания первобытного человека становитсясинкретизм– соединение, нерасчлененность, органическое слияние разнородных элементов в единое явление. На этом этапе духовным основанием становится мифологическое сознание.

Первобытное искусствопоявляется почти на миллион лет позже, чем орудия труда.Первые пробы изобразительного искусства: пещерные и наскальные изображения (ладони, следы, животные, сцены охоты) чаще всего в графическом изображении. Позже появляются цветные изображения.

В скульптуре доминируют женские фигуры (Венеры каменного века). Основное внимание на функции женщины как прародительницы рода. Утрирование родовых признаков. Голова не имела значения. Позднее появляется желание украсить себя. Внимание переносится на лицо. Позднее главное внимание переносится на мужские фигуры.

Декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы, глиняная посуда, керамические изделия. Появляются сложный рисунок, геометрический орнамент, ямковая керамика, напоминающая оттиск гребнем, гравировка из кости.

Музыкальное творчество. Появляется интонационное творчество – (дву-трехзвучные мотивы). Первых музыкальные инструменты (ударные, ритмические).

Появление первых зачатков письма:узелкового, петроглифы – изображения выбитые на поверхности камня или скалы, пиктограммы (рисуночное письмо).

Появляются более сложные предметы быта ( сани, лодки).

Ранние формы религиозных верований.

Поняьтие “религия” (religio ) в переводе с латинского означает -связывать, воссоединять, вновь отыскивать.

Главным и определяющим элементом религии, ее существенной чертой является вера в сверхъестественное. Вера всверхъестественное - это “минимум” религии, это граница, отделяющая ее от безрелигиозных форм сознания.

Вера в сверхъестественное - основа религии, ее самая существенная черта. Но религия - это сложный комплекс, включающий в себя многие компоненты:

Важнейшими компонентами религиозного комплекса являются:

· религиозные представления,

· религиозные чувства,

· религиозные действия и ритуалы,

· религиозные организации.

В древности природу называли “естеством”. Все, что существует “над естественным”, т. е. над природой, материей, стали называть сверхъестественным.К подобному типуявлений, относили те, которые имеют какие-то непонятные, неестественные причины, которые не подчиняются объективным законам природы. В них все иррационально, таинственно, непознаваемо.

Обычно к числу начальных проявлений веры в сверхъестественное относят следующие формы религиозных верований:

Фетишизм (от португ. feitico )— зачарованная вещь, волшебство — поклонение неодушевленным предметам, наделяемым сверхъестественными свойствами. В качестве объектов такого поклонения могли быть и действительно были деревья, камни, кости, перья, клыки животных, различные вещи. Кроме того, фетишизм явно или косвенно наличествует во всех современных религиях. Фактически фетишами являются священные рощи, святые источники, могилы и усыпальницы святых, кресты, иконы, священные книги, талисманы, амулеты.

Тотемизм(слово «ототем» на языке североамериканского индейского племени оджибве означает «его род») - вера в сверхъестественное родство между человеком (родом) и каким-либо объектом внешнего мира (животными или растениями, небесными светилами и проч.).

Магия (от греч. mageia - колдовство, чародейство) — вера в возможность воздействовать на сверхъестественное посредством определенных символических действий (заклинаний, заговоров, танцев, рисунков и проч.). По назначению магия бывает белая, черная, по видам деятельности - промысловая, охотничья, лечебная, любовная. Магия положила начало всем последующим ритуальным действиям.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух,) — это вера в то, что различные объекты окружающей действительности обладают духовной сущностью (камень, дерево, и любой другой объект). Анимизм является элементом всех современных религий.

Далее:

· родо-племенные религии,

· культ предков,

· культ вождей,

· Политеистические религии (многобожья) - Египет, древние Греция, Индия, древние славяне. Усложняется обрядность, сооружаются специальные культовые постройки.

· Монотеизм (единобожие) – христианство, иудаизм, ислам.

· Национальные религии – конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм(Япония).

Мировые религии.

Несколько религий разного времени приобрели наднациональный, космополитический характер, получив статус мировых.

Буддизм (VI в. до н.э.)

· Христианство ( I в.н.э.)

· Ислам ( YI в н.э.)

megalektsii.ru

Литература к главе II

Гуревич А.Я.Категория средневековой культуры. 2-е изд. М., Искусство, 1984.

Тайлор Э.Первобытная культура. М., Политиздат, 1989.

Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд. Л., Гидрометеоиздат, 1990.

Тойнби А.Дж.Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т.1, Т.2. Минск: ООО «Попурри», 1999.

Тест

1. Какого направления о направленности общественного развития традиционно придерживается христианство?

  1. Застой, круговорот.

  2. Регресс, деградация.

  3. Общественный прогресс.

  4. Отсутствие единого направления развития цивилизации.

2. Кто делил историю цивилизации на 5 веков?

  1. Будда.

  2. Вольтер.

  3. Э.Тайлор.

  4. Гесиод.

3. В каких научных трудах человечество рассматривается как разделенное на отдельные, не связанные между собой типы культур?

  1. «Первобытная культура».

  2. «Этногенез и биосфера Земли».

  3. «Россия и Европа».

  4. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»

4. Кому принадлежит экономическое обоснование идеи общественного прогресса?

  1. Э. Тайлору.

  2. К.Марксу.

  3. О.Шпенглеру.

  4. Вольтеру.

5. Кто ввел в науку понятие «культурно-исторического типа»?

  1. О.Шпенглер.

  2. М.Ж.Кондорсе.

  3. Л.Н.Гумилев.

  4. Н.Я.Данилевский.

Глава III. Первобытная культура

По современным представлениям древнейшие люди появились на Земле около 4 млн. лет назад. (Первым известным сейчас представителем человеческого рода является австралопитек из Афара. Его останки найдены в Эфиопии и Танзании). Около миллиона лет назад вымирает первый тип человека – австралопитековые. Второй антропологический тип – человек прямоходящий – жил в период от 1,6 млн. до 200 тысяч лет назад. К этой группе относятся питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек. Третий антропологический тип – неандерталец – начал формироваться около 300 тысяч лет назад и вымер 30 тысяч лет назад. Человек четвертого, современного антропологического типа – кроманьонец – появился в Европе примерно 40 тысяч лет назад. Произошел он, скорее всего, от предка, жившего в Африке.

Легко подсчитать, что современная эпоха, которой свойственны все привычные нам блага цивилизации (письменность, города, монументальная архитектура, металлические орудия, не говоря уж о паровой машине, двигателе внутреннего сгорания, электричестве и ЭВМ), охватывает по времени менее 1% истории человечества. 99% этой истории приходится на гигантский период первобытно-общинного строя.

Существует два основных способа периодизации этой огромной исторической эпохи. В основу первого способа положен характер отношений между людьми в человеческих сообществах. По этому признаку выделяют три этапа развития первобытного общества.

1. Эпоха первобытного человеческого стада.Люди живут стадами, напоминающими сообщества животных и насчитывающими 20-30 взрослых особей. Половые отношения в стаде беспорядочны и не регулируются никакими правилами (так называемый промискуитет). Используются сначала каменные и деревянные орудия, орудия из кости, в конце периода, вероятно, возникают простейшие составные орудия (деревянные копья с каменными наконечниками). Основной тип хозяйственной деятельности – собирательство, которое постепенно дополняется охотой. Древнейшие и древние люди от австралопитеков до неандертальцев жили в условиях первобытного стада, переход к следующей фазе произошел у кроманьонцев.

2. Эпоха первобытной родовой общины или эпоха родовогостроя.Люди организованы в племена и роды. Основным типом хозяйственной деятельности становится охота и рыболовство. Охотничье хозяйство проходит две стадии развития: до изобретения лука со стрелами (на этой стадии развития остановились современные австралийские аборигены) и после изобретения лука. В конце периода происходит так называемая неолитическая революция: изобретение керамики и гончарного круга, переход к скотоводству, земледелию и выделение ремесла как особой формы профессиональной деятельности.

3. Эпоха разложения родовой общины.На смену родо-племенной организации общества постепенно приходит классовая структура. В результате появления устойчивого прибавочного продукта начинают формироваться классы рабов и рабовладельцев и орган классового господства – государство. В это время начинается изготовление орудий из мягких металлов (олово, медь), позже – из железа.

Вторая периодизация общественного развития базируется на другом признаке – характере орудий труда. При этом также выделяются три главных периода развития первобытного общества.

1. Каменный век.В рамках этой гигантской эпохи (более 2 млн. лет) в свою очередь выделяются три периода:

а) палеолит, или древнекаменный век, который опять же разделяется на ранний (нижний) палеолит – от 2 млн. до 40 тыс. лет назад – и поздний (верхний) палеолит – от 40 до 12 тыс. лет до н.э.;

б) мезолит, или среднекаменный век – от 12 до 5 тыс. лет до н.э.;

в) неолит, или новокаменный век – от 5 до 3 тыс. лет до н.э.

(Следует отметить, что отдельные племена и сейчас сохраняют культуру времен мезолита и неолита. Людей, живущих на уровне палеолита, в настоящее время не существует – так же как нет и людей более ранних антропологических типов, чем кроманьонский).

2. Бронзовый век– с конца 3 тысячелетия до начала 1 тысячелетия до н.э.

3. Железный век– с начала 1 тысячелетия до н.э.

В некотором смысле можно считать, что железный век продолжается до сих пор, так как основу техники и сейчас составляют орудия из железа и ферросплавов.

Не останавливаясь подробнее на материальной культуре первобытного общества, рассмотрим основные особенности его духовной культуры.

Изучение духовной культуры древних людей наталкивается на серьезные препятствия, так как их мысли и настроения не были каким-либо способом отражены в записях (письменность еще не изобретена) и кажется непонятным, как вообще можно изучать этот круг явлений. Однако наука нашла выход из такой ситуации путем сочетания двух методов исследования. Во-первых, изучаются живущие ныне племена дикарей, которые по своему уровню развития напоминают первобытных людей. Во-вторых, духовный мир первобытного человека можно частично реконструировать путем изучения дошедших до нас следов его материальной культуры: орудий труда, жилищ, захоронений, предметов быта и религиозного культа, произведений искусства. Именно таким образом археологи установили, что у неандертальцев имелись зачатки идеологических представлений. Известно несколько десятков находок скелетов неандертальцев, расположенных таким образом, что не возникает сомнений: это регулярные, сознательно сделанные захоронения. Умершего клали на бок, в позе спящего, ориентируя его тело в направлении с востока на запад. Рядом с телом укладывались различные предметы – например, орудия труда. Вокруг тела мальчика-неандертальца из пещеры Тешик-Таш в Узбекистане были уложены веером рожки горного козлика киика. Само стремление похоронить умершего (полностью чуждое животным) свидетельствует о возникновении простейших представлений о мире и месте человека в нем. Специалисты высказывают в этой связи ряд предположений. Обряд похорон мог быть связан с тем, что смерть считали временным явлением (подобно сну), что стремились предотвратить поедание покойных, что стремились одновременно избавиться от мертвого тела и сохранить его вблизи от места обитания племени. Ориентация тела в пространстве доказывает, что уже производились наблюдения за движением солнца по небосклону. какую-то смысловую нагрузку, связанную с пониманием сущности жизни и смерти, несут предметы, которые были уложены рядом с покойным. Уже в пещерах неандертальцев найдены захоронения костей бурого медведя и другие предметы, позволяющие высказать догадку о существовании простейших религиозных культов (например, культа медведя). В то же время можно с уверенностью сказать, что у неандертальца не было сколь-нибудь развитых религиозных представлений. До сих пор на Земле сохранились отдельные племена, у которых только начали возникать простейшие элементы религии и искусства.

Духовный мир древних кроманьонцев может быть изучен гораздо более подробно благодаря этнографическим материалам, то есть путем наблюдения за современными племенами, находящимися на низком уровне развития. Анализ этих материалов дает возможность с высокой степенью достоверности восстановить нравственные, религиозные и эстетические взгляды первобытного человека.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МОРАЛИ

Современные этнографические наблюдения достоверно подтверждают, что мораль (нравственность) – самая древняя форма общественного сознания. Известны современные племена, у которых только начинают складываться религиозные представления и искусство, однако у всех без исключения диких народов имеется хорошо развитая система моральных норм, правил поведения. Чем это можно объяснить?

Начиная с глубокой древности мораль выполняла важнейшую роль в жизни общества. Все предписания морали направлены на разрешение противоречий, которые возникают между отдельной личностью и группами людей – родом, племенем, классом, народом, государством, профессиональным сообществом и т.п. Мораль требует от человека действовать в интересах группы, коллектива, а не в своих личных, корыстных интересах. Острее всего для первобытных людей стояла проблема питания. Так как прокормиться, например, охотой могли далеко не все члены сообщества (дети, старики, женщины обычно не охотились), то племена выработали специфические моральные нормы – правила дележа охотничьей добычи, выгодные не одним охотникам, а всем членам этого племени. Так, древнейшим принципом распределения пищи, отмеченным у аборигенов Австралии, бушменов, огнеземельцев и других примитивных охотничье-рыболовецких племен был ее раздел между присутствующими, причем даже самый удачливый охотник получал не больше других сородичей. У племен Юго-Восточной Австралии человек, убивший кенгуру, не имел на него никаких особых прав, и при разделе ему доставалась едва ли не самая худшая часть мяса. У бушменов все члены группы имеют право на долю в охотничьей добыче каждого. У огнеземельцев вся жизнь общины была пронизана принципом коллективизма, коллективного потребления: Чарльз Дарвин во время путешествия на “Бигле” был свидетелем случая, когда группа островитян, получив в подарок кусок холста, разодрала его на равные части, чтобы каждый мог получить свою долю.

Коллективизм в потреблении был не просто автоматическим результатом коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности труда и нехватке пищи. Некоторые антропологи считают, что вымирание неандертальцев произошло из-за слабого развития у них моральных норм: недостаточная забота отдельного человека о благе всего племени делала последнее менее жизнеспособным, чем племена кроманьонцев. По-видимому, племя кроманьонцев более эффективно регулировало потребление в интересах всех сородичей и не допускало такого положения, при котором одни бы благоденствовали, а другие испытывали лишения. Причем в ходе распределения благ учитывались не только различия по полу и возрасту, но и высшие интересы коллектива в целом. Так, в тяжелой борьбе с природой судьба общины обычно зависела от выносливости взрослых охотников, и в случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах, охотники получали последние куски пищи.

Вместе с усложнением всего общества постепенно усложнялись и моральные нормы. Появилась классовая, религиозная мораль, углублялись межнациональные различия в моральных нормах.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Религия возникает около 40 тысяч лет назад у людей кроманьонского типа. Отдельные религиозные представления были, возможно, и у неандертальцев, однако они вряд ли были оформлены в развитую мировоззренческую систему.

В настоящее время хорошо изучены четыре основных типа религиозных верований древнего человека: фетишизм, тотемизм, магия и анимизм. Это самые религиозные системы из когда-либо существовавших на Земле. Рассмотрим их подробнее.

1. Фетишизм– это поклонение различным неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства: способность исцелять, помогать, предохранять от врагов. Типичными фетишами являются распространенные до сих пор у всех народов амулеты и талисманы. У древних людей считалось, например, что клык или коготь хищника может приносить удачу на охоте или предохранять от нападения дикого зверя. Объектами поклонения – фетишами – могут быть вообще любые предметы как естественного происхождения, так и созданные человеком: камни, палки, деревья, произведения искусства. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздя с целью причинить духу боль и вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Элементы фетишистских культов сохранились в современных религиях – это, к примеру, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, поклонение чудотворным иконам и святым мощам в христианстве.

2. Тотемизм– вера в существование сверхъестественной связи, родства между племенами людей и животными, растениями, реже – неодушевленными предметами. Тот или иной вид животных, растений или явление природы считались прародителями племени связанными с ныне живущими соплеменниками некими магическими узами. Этот магический прародитель назывался тотемом. Такими прародителями могли считаться, например, попугай, кенгуру, крокодил, медведь, луковица, солнце. Люди полагали, что гибель тотема может негативно отразиться на них, а различные формы приобщения к тотему, наоборот, дают племени силы и приносят удачу. У “людей солнца” такое приобщение происходило путем употребления в пищу блинов, по форме и цвету напоминающих их тотем. Отсюда пошел праздник масленицы, перенятый русским православием из более древних тотемистских культов. Остатки тотемистических обрядов сохранились во всех христианских церквях. Так, при совершении таинства причастия участники обряда едят “тело господне” (хлеб) и пьют “кровь господню” (вино), при этом Иисус Христос выступает в качестве своеобразного тотема, к которому можно “приобщиться” таким образом.

3. Магия– совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, то есть в обход законов природы (“естества”). Возникла целая система отраслей магии – военная, охотничья, лечебная, любовная, производственная, вредоносная (черная) и полезная (белая). Этнографы полагают, что магические обряды могли занимать примерно 10% активного времени первобытного человека. Постепенно выделились люди, профессионально занимавшиеся магией – шаманы, жрецы, целители.

Люсьен Леви-Брюль показал в работе “Первобытное мышление”, что все колдовские магические приемы имеют сходные основы. Они базируются на двух логически ошибочных способах рассуждения: умозаключении “по части - целое” и умозаключении “по аналогии”. Умозаключение “по части - целое” состоит в убежденности, что для воздействия на весь предмет достаточно воздействовать на его часть. Так, знаменитый русский этнограф Н.Н.Миклуха-Маклай (1846-1888) обнаружил у папуасов поверье, что если клочок волос человека развеять по ветру, то этот человек умрет. Существуют всевозможные колдовские манипуляции с вещами, посредством которых можно, якобы, повлиять на их владельца. Умозаключение “по аналогии” – это утверждение, что для воздействия на предмет достаточно воздействовать на его изображение. Средневековая инквизиция, например, преследовала за изготовление восковых фигурок людей. Считалось, что воткнув шип в какую-либо часть “тела” этой фигурки, можно целенаправленно воздействовать (в данном случае – нанести вред) на состояние здоровья оригинала, то есть изображенного человека.

4. Наконец, анимизм (от латинского слова “anima” – душа) – это всеобщее одухотворение природы, вера в духовные сущности, заключенные в предметах природы или существующие отдельно от них. Всеобщее одухотворение природы является проявлением антропоморфизма, то есть уподобления вещей человеку. Древние люди первоначально пытались представить и объяснить мир по своему образу и подобию. Еще не раскрыв законов окружающего мира, они считали, что природа, как и человек, может сердиться, радоваться, мстить, вознаграждать и т.п. Всем вещам приписывалась способность к целесообразной, осмысленной деятельности, которая фактически присуща только человеку. Человек действует по схеме: “подумал - сделал”. Такая же схема приписывается неодушевленным предметам: ручей “подумал” и потек в определенном направлении, дерево “подумало” и упало, тучи “подумали” и пролили на землю дождь. Поскольку для “думанья” и принятия решений необходима душа, сознание, древние люди пришли к выводу, что весь мир населен душами, мыслящими сущностями: духом ручья, духом леса, духами ветров, духом дождя, духом солнца и т.п. Так, в мифологии североамериканских индейцев существуют четыре духа ветра. Повелителем главного, западного ветра является Меджекивис, других – его сыновья: восточного – Вебон, южного – Шавандази, северного – Кабибанокка. (См.: Г.Лонгфелло. Песнь о Гайявате.

Гл. II- “Четыре ветра”). У славянских племен до крещения Руси мир тоже населялся духами – это бог дождя, бог ветра, бог солнца, бог воды и т.д. В этих верованиях явно прослеживается влияние анимизма. С точки зрения первобытного человека душа имеется у любой вещи и все события в природе следует объяснять действиями этих душ. Такой взгляд на мир был окончательно опровергнут только вXVIIвеке благодаря открытию законов классической механики. Наука показала, что падение камня, движение тела по инерции и все прочие изменения в мире регулируются не собственной волей, желанием этих предметов, а законами природы. Формулировка такого вывода, кажущегося нам теперь совершенно очевидным, в действительности потребовала довольно высокого уровня развития цивилизации.

Рассмотренные нами четыре формы древнейших религий обычно существовали одновременно, переплетались в сознании первобытного человека. На их примере можно сформулировать общее определение религии: религия есть вера в сверхъестественное. Существуют примитивные религии, еще не выработавшие понятие Бога, но они всегда включают веру в некие силы, явления, события, нарушающие законы природы, законы “естества”. Это и есть вера в сверхъестественное.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Неизбежность возникновения такой формы человеческой деятельности как искусство обусловлена особенностями функционирования органов чувств, на которых мы не можем здесь подробно останавливаться, а также рядом социальных причин. Искусство возникает около 40 тысяч лет назад приблизительно в одно время с первыми религиозными представлениями. Элементы искусства формировались в рамках особого нерасчлененного – так называемого синкретического типа деятельности, широко распространенного у современных племен дикарей. Ярким примером этого древнейшего типа человеческой деятельности являются ритуальные охотничьи танцы. Так, индейцы племени мандан в случае неудачной охоты на буйволов совершают следующую церемонию. Каждый индеец выносит из своего жилища специально имеющуюся на этот случай маску, сделанную из буйволовой головы, с рогами и хвостом, висящим сзади, и все начинают плясать “буйвола”. Десять или пятнадцать пляшущих образуют круг, барабаня при этом и треща трещотками, с песнями и завываниями. Когда один из участников утомляется, он начинает проделывать пантомиму, представляя, что его убили стрелой из лука и после снятия шкуры разрезали на части. Между тем другой индеец, стоящий наготове со своей маской, занимает место выбывшего. Таким образом пляска продолжается безостановочно, днем и ночью, иногда с течение двух-трех недель, пока, наконец, в прерии не покажется какой-нибудь табун буйволов, якобы приманенный магическим обрядом.

Комплексный, нерасчлененный характер таких действий состоит в том, что они совмещают в себе одновременно несколько функций, несколько видов деятельности. Во-первых, пляска “буйвола” рассматривается как магический обряд он должен помочь заколдовать стадо животных, привлечь его в охотничью область племени. Во-вторых, эта пляска является одновременно примитивным театральным действием, в котором охотники играют роли животных, подражая их движениям и т.п. В-третьих, в такой форме племена проводят охотничью тренировку. При подобных тренировках могут инсценироваться сцены погони, наноситься удары в цель, отрабатываться приемы взаимодействия, которые понадобятся в реальной ситуации на охоте. Наконец. в-четвертых, танцы первобытных людей являлись зачатком спортивных соревнований. Все эти четыре формы человеческой деятельности начинают обособляться и развиваться по отдельности в эпоху древних цивилизаций. Так, в Древней Греции самостоятельно существуют религиозные обряды и церемонии, отдельно от них – театральные действия (артисты разыгрывают комедии и трагедии), тренировки воинов и охотников, и опять же отдельно от первых трех видов деятельности существуют спортивные тренировки и соревнования (например, Олимпийские игры). Театральное искусство, искусство костюма, музыка постепенно выделились, таким образом, из более древних универсальных форм человеческой деятельности.

Изобразительное искусство древнего человека – это наскальные рисунки, статуэтки животных и людей. При всей кажущейся простоте и примитивности они являются результатом длительного развития интеллекта, осмысления людьми своей природы и своего места в мире.

Во-первых, простейшее наскальное изображение человека, мамонта или буйвола требовало высокого развития абстрактного мышления. Рисовать мамонта на стене пещеры с натуры невозможно – позировать он не станет. Следовательно, художник должен мысленно зафиксировать, сохранить в своей памяти облик животного этого вида, затем абстрагировать, выделить его главные, существенные черты и запечатлеть эти черты на скале в виде двухмерного плоскостного изображения. Простейший рисунок уже требовал наблюдательности, образного мышления, работы творческого воображения и фантазии, достаточно развитой техники исполнения.

Во-вторых, обнаруживается, что уже древние художники стремились не просто изобразить предмет таким, каков он есть сам по себе, а вкладывали в произведение искусства свое отношение к изображаемой вещи, оценку ее значимости для человека. Так, при изображении животного древний художник задавался целью как можно лучше передать его внешний облик и движение, характер перемещений, так как именно это в познании животного было наиболее важным: от понимания повадок животных зависел успех в охоте и все благосостояние племени. Примерно таким же принципом – воспроизвести реальный внешний облик – руководствовались, когда изображали охотников. Наоборот, каменные статуэтки женщин – так называемые палеолитические Венеры – создавались на основе других принципов. Главная особенность этих фигурок – преувеличение вторичных половых признаков. Древний скульптор всегда изображал женщину с очень широкими бедрами, набухшей грудью, то есть сознательно искажал реальные пропорции человеческого тела. Специалисты по истории искусства дают этому такое объяснение: первобытный человек стремился не столько воспроизвести реальный облик женщины, сколько выразить свое понимание роли женщины в обществе. Для древнего человека главная социальная роль женщины, конечно же, продолжение рода, деторождение, и именно эта мысль подчеркнута в облике палеолитических Венер. Таким образом, еще до появления письменности искусство дало людям возможность сохранять и передавать друг другу важную социальную информацию – свою оценку социальной значимости тех или иных предметов и явлений.

В-третьих, отношение художника к изображаемым предметам обнаруживается не только в том, как они изображаются, но и в том, какие именно вещи попадают в сферу внимания искусства. Так, в период палеолита наскальная живопись ограничивалась изображениями людей и животных. Никаких изображений растений или ландшафта в это время не было создано. А в Древней Индии и Древнем Египте появляются разнообразные растительные орнаменты, рисунки лотоса, цветов, листьев и т.п. Причина этого в том, что человек отражает в искусстве не все окружающие его вещи и явления без разбора, а только те предметы природы, которые включены в орбиту его повседневной деятельности, которые кажутся людям нужными и важными. Древние охотники видели, конечно, горы и леса, но не изображали их на стенах пещер, так как растения и ландшафт не были еще достаточно глубоко включены в трудовую деятельность человека. В нее включены пока только сами люди и животные, на которых ведется охота. По мере развития земледелия человек все больше использует в повседневной деятельности растения, и изображения последних появляются в изобразительном искусстве. Мир людей также отражен в древнеегипетской живописи, но в ней появляется новый мотив – расслоение общества на социальные группы. Так, фигура фараона изображается намного выше, чем фигуры придворных, фигуры придворных – выше фигур солдат и т.д. Здесь в изображении людей показан не их реальный рост (воин вполне может быть выше фараона) а социальный статус, значимость человека в социальной системе. Подобный принцип выбора сюжетов для литературы и изобразительного искусства действует и до сих пор. Так в средние века в Европе описывалось и изображалось то, что считалось наиболее ценным и важным для общества – религиозные чувства, настроения, сюжеты из Библии и из жизни святых. В эпоху Возрождения интерес поэтов и художников переносится на героическое начало в человеке – появляются светские картины, портреты, изображения торжественных событий и церемоний. В это время обычные, незнатные люди и их повседневная жизнь казались малозначимыми и не становились сюжетом для картин. Для Рафаэля или Леонардо да Винчи показалось бы, наверное, нелепым изображать сюжеты и сцены, типичные для живописи XIXвека – сельская вечеринка, игра в шашки, мастеровой человек за чаем, швея, ремонтные работы на железной дороге (даже если бы последняя в то время существовала). До сих пор сохраняются сферы окружающей нас природы, которых мало касается трудовая деятельность человека, и вследствие этого они мало интересуют художников. Так, например в мировой живописи почти не встречаются изображения морского дна (места, в общем-то, очень красивого), поскольку оно не вовлечено в повседневную трудовую деятельность современного общества.

Из сказанного о первобытном искусстве можно сделать вывод, что оно возникло как важный способ осмысления и оценки человеком самого себя и окружающего мира, передачи другим людям и поколениям этой оценки. Содержание и направленность искусства – то, что и как в нем изображается – это тонкий индикатор состояния общества, уровня его развития.

studfiles.net

ВОПРОС (Генезис культуры. Основные характеристики первобытной культуры)

Древнейшей гипотезой происхождения культуры является божественная, или креационная, рассматривающая способность человека к творческой деятельности как проявление воли высших сил. Культурологическая реконструкция разных мифологических сюжетов свидетельствует, что все или отдельные блага культуры, обеспечивающие полноценность существования человека, были дарованы богами-демиургами, первопредками и героями. Общественно-историческая (биосоциальная) концепция происхождения культуры основывается на идеях эволюционного развития человек и общества и связывает становление человека как творца культуры с процессами антропосоциогенеза. Становление человека как биосоциального существа происходило постепенно и охватывало несколько стадий адаптации к природному окружению, сопровождающейся изменением биологического, психического и социального поведения: человек прямоходящий, умелый, разумный , творчески активный. В соответствии с идеями Ч. Дарвина, в условиях глобального изменения климатических условий жизни, осуществился активный переход первобытных людей от присваивающей деятельности к производящему труду. Началом собственно творческой деятельности человека стало изготовление и использование орудий труда, освоение огня, овладение навыками земледелия и скотоводства. Жилище человека вместе с близким ему окружением в первобытном мире воспринималось как освоенное пространство, а все, находящееся вне него, отождествлялось с чужим и небезопасным миром. Формирование языка, обусловленное необходимостью совершенствования коммуникативных отношений в коллективе, сопровождалось развитием сознания и способностей к понятийному мышлению. Важный этап развития архаической культуры связан с возникновением и функционированием системы норм и запретов (табу), выполнявших, прежде всего, магическую и регулятивную функции. Древнейшим табу, впоследствии ставшим нормой цивилизованного общества, был запрет на брачно-половые отношения с кровными родственниками, или инцест (лат. “ incestum” ‘преступная связь, кровосмешение’). В архаическом обществе возникли многие вербальные запреты, связанные с магическими поверьями и распространявшиеся на названия обожествляемых реалий, тотемных животных, отвлеченных понятий, наделяемых негативным смыслом, запреты на сексуальную активность в период охоты, чтобы сохранить силы мужчины для схватки со зверем. Актуальными для архаического общества были ритуалы возрастных инициаций (лат. initiatio ‘совершение таинств, посвящение’), являвшиеся важным этапом социализации личности и подтверждавшие социальную пригодность молодых людей. Характер инициаций обусловливался половыми различиями подростков, которые проходили специальную подготовку, включавшую обучение охоте, ремесленническому мастерству или же ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми. В первобытном обществе существовало множество культов, основанных на идее обожествления природы (пантеизме), и наиболее универсальный из них был связан с почитанием и сакрализацией земли как производящего и жизнеобеспечивающего начала. Все религиозные представления отличались нетеистическим характером, поскольку в язычестве отсутствовало представление о сверхъестественном (трансцендентном). В сознании язычника божества отождествлялись с природными и космическими стихиями и соответственно имели имманентный характер, т.е. были доступными для рационального и чувственного восприятия. К самым древним формам религиозных верований относятся шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, культ предков, которые отражали представления человека об окружающем мире и являлись способом взаимодействия с ним. Первобытное искусство отличалось синкретизмом, и его начальный этап развития связывают с художественной обработкой орудий труда и магическими ритуалами. С конца палеолита известны примитивные статуэтки, изображающие женщин и являющиеся аллегорией почитания природы-матери. Отсутствие ярко выраженных индивидуальных черт в изображении фигур свидетельствует об отсутствии рационального опыта познания человека и представлений о личностном начале. В архаическом обществе складывается пиктографическое письмо, формируются устойчивые знаки и символы, создавшие основу для становления графической системы коммуникативных средств.

Вопрос 50 (Основные этапы развития культуры Беларуси)

Основу этногенеза белорусов составили восточнославянские племена кривичей, дреговичей и радимичей, которые, согласно научным предположениям, сформировались на территории современной Беларуси и соседних с ней северных и восточных землях в результате смешения славян и балтов. Балтские племена, заселявшие земли Беларуси до возникновения восточнославянских племенных общностей, сыграли важную роль в генезисе белорусской культуры, оставив следы своего влияния в формах традиционной материальной культуры, образе жизни, религиозных представлений, языковых элементов.

Геополитическое положение Беларуси определило открытость ее культуры, развивашейся на пограничье католического и православного миров. В разные исторические периоды белорусские земли испытали влияние разных европейских культурных традиций.

До середины 13 в. Культура белорусских земель развивалась в русле общевосточнославянской, или древнерусской культуры. Христианский просветитель 12 в. Кирилл Туровский оставил многочисленное наследие, представленное церковным красноречием ,поучениями и произведениями поэтического молитвословия. “Житие Евфросинии Полоцкой” дает представление о характере, содержании и особенностях социокультурной и педагогической деятельности монахини. С 13 в. Начали складыватся исторические предпосылки, способствовашие образованию ВКЛ. В дальнейшем путь развития белорусской культуры был обусловлен такими важными событиями государственной истории, как Кревская уния 1385, гуманистическое движение и реформация Контрреформация. С конца 16 в социокультурном пространстве Беларуси наблюдалось значительное усиление католического влияния.

 

М. Богданович считал, что исторический путь развития, географическое положение и государственно-политические условия Беларуси способствовали тесным контактам с культурой Западной Европы.

В расширении торговых связей и дипломатических отношений между белорусскими княжествами и государствами Северной и Западной Европы существенную роль играли городские союзы, создававшейся с елью противостояния захватнической политике рыцарских орденов и защиты государственно-политических и экономических интересов.

Ренессансные черты белорусской культуры проявились в постепенном переходе от византийских традиций к западноевропейскому влиянию. Ренессансно-гуманистические тенденции в культуре конца 15-первой пол 16 в. наиболее ярко отразились в книгопечатании, возникновении новолатинской литературы, религиозном реформаторском движении, усиление светского начала в культуре.

Франциск Скорина первым на восточнославянских землях начал практическое осуществление культурного проекта массового приобщения людей к книжному знанию через распространение книгопечатания.

Издание Симоном Будным “Катехизиса” на старобелорусском языке свидетельствовало о просветительском характере его деятельности, желании гуманиста приобщить людей к письменной культур на одном языке. Кроме Катехизиса”, он перевел и издал Библию на польском языке.

В гуманистических взглядах Мелетия Смотрицкого отразилась необходимость согласования жизнедеятельности человека с вопросами веры. Он создал первую грамматику церковнославянского языка, которая опиралась на европейские научные традиции и долгое время сохраняла статус авторитетного теоретического труда и учебника по славянскому языкознанию.

Распространению идей Реформации способствовали протестантские школы, которые практиковали обучение на родном языке учеников и содействовали книгопечатанию. С усилением Контрреформации возросла роль иезуитской системы образования (коллегиумов и академий), которая активно использовалась католической церковью для противостояния реформаторскому движению.

В период Контрреформации возросло значение публицистики, отличавшейся политической заостренностью и сатирической направленностью.

Неблагоприятные идеологические условия, в которых оказалась Беларусь в XVII–XVIII вв., находясь в составе Речи Посполитой, способствовали вытеснению белорусского языка из официального употребления и усилению полонизации, сдерживали развитие белорусской школы.

В XVII в. среди представителей знати Речи Пасполитой распространялась идеология сарматизма. Сарматизм признавал исключительную роль польской шляхты в обществе в противовес белорусско-литовской знати утвердил идеал мужественного воина-патриота и оказал влияние а развитие искусства.

В эпоху Просвещения в Беларуси укрепилось светское начало в культуре. Особенностью просветительских тенденций на белорусских землях была заостренность на решении крестьянских вопросов, отмене крепостного права. Эдукационной комиссии Речи Посполитой затронули сферу образования Беларуси, в результате чего обучение постепенно приобретало светскую направленность, усиливалось внимание к изучению гуманитарных дисциплин, естествознания и точных наук, физическому и эстетическому воспитанию.

В результате трех разделов РП основная часть белорусских земель оказалась в составе Российской империи, что обусловило влияние соответствующей государственной идеологии в культуре и дальнейшую политику русификации в сферах со иально жизни. В XIX в. продолжателями просветительских традиций были общества филоматов (любителей наук и знаний) и филоретов (любителей благотворительности) Объединяя единомышленников, увлекавшихся философией, литературой, иностранными языками, краеведением и фольклором, филореты и филоматы выступали против царской политики и посредством просветительской деятельности готовились к освободительной борьбе. В условиях национально-освободительного движения развивался романтизм в белорусской культуре.

Важным достижением культуры Беларуси в начале ХХ в. стала разработка концепции национальной школы и издание первых учебных книг на белорусском языке.

В “Воспоминаниях” В Ластовского содержится писан е типичных коммуникативных моделей поведения белорусских крестьян, обусловленных ментальными характеристиками, образом и условиями жизни. Автор свидетельствует, что из индивидуальных черт характера издавна особенно ценились скрытность и хитрость. Разговорчивых и открытых людей любили, но не уважали и не ценили, в то время как скрытого и замкнутого в себе человека боялись и уважали. В процесс инкультурации и гражданского воспитания личности В. Ластовский придавал первичное значение семейному окружению и именно семью рассматривал в качестве духовной основы, на которой взращивается личность гражданина, патриота, покровителя и сторонника родной культуры.

В. Ластовский был убежден, что отсутствие волевых усилий для развития и сохранения индивидуальности своей культуры является отрицательной чертой многих белорусов. Слабым местом белорусской культуры он считал отсутствие религиозной индивидуальности, которая бы выделяла белорусов среди разных территориально близких и далеких нам христианских народов.

Я Купала, что белорус католик или православный должны помнить то, что у них один родной язык, общие обычаи и традиции, одна Отчизна – Беларусь.

Среди множества причин того, что белорусский язык не стал активным коммуникативным средством ,Купала выделил слабость проявления или вообще отсутствие национального самосознания белорусов.

Я. Купала привел евреев, многим из которых на протяжении веков даже нахождение в инокультурном окружении не мешало сохранять свой язык и культурные традиции и одновременно получать образование на языке того народа, среди которого они жили.

 

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также