Первобытнообщинная формация – первая ступень развития сформировавшегося общества. Две основные стадии развития первобытного человека: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что выражается в характере труда, природе собственности, мировоззрении. На стадии дикости отмечается производство простейших орудий труда, присваивающий образ жизни (т.е. не возделывали полей, не приручали животных). Разделение труда только по гендерному признаку. Тем не менее, «дикари» были знатоками природы, что способствовало развитию ими всё более разнообразного и гибкого поведения. Корни успеха собирателей и охотников лежат в неименно возраставшей способности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе племени. Обмен мог происходить лишь случайно и только внутри племени. Знания и нываки редко выходили за пределы одного племени. Из-за отсутствия подлинного знания человек прибегал к сверхестественным объяснениям окружающего мира. В духовной культуре доминирует мифология. Для варваров характерно приручение и разведение животных (преобладало в Старом свете), возделывание растений (преобладало в Новом свете). Это приводило к созданию излишков, которые уже можно было обменивать. Появляется разделение труда (на земледельческий и скотоводческий – трудовая специализация). Произошёл переход к патриархату. Формирование семейной собственности, противопоставление семьи роду. Становление раннеклассового общества (Шумер, Египет). В целом – азиатский способ производства. Первобытному труду присущи все наиболее общие признаки труда (присвоение вещества, изменение его формы и др.), но всеобщее ещё не выражено отчётливо.
Первобытная сущность была сломлена разделением труда, породившим частную собственность, разделившим общество на классы. С эпохи рабства социальный прогресс осуществлялся посредством несвободного развития большей части индивидов. Большинство производит, меньшинство потребляет → обособление способностей и потребностей. Труд проявляется в отчуждённой форме, сдерживающей развитие индивидуальности. Наблюдаетс яделение людей на людей-индивидов и людей-вещей. Рабство – самая грубая форма эксплуатации человека человеком. Оно возникает в период разложения первобытно-общинной формации (средняя ступень варварства). Общественное разделение труда привело к его избыточности в расчёте на одного человека, что породило потребность в применении новой рабочей силы, которую можно было добывать в войнах[4]. Т.е. первое разделение труда породило первое разделение на классы (рабов и рабовладельцев). Также рабство обусловлено отделением материального труда от духовного. Необходимость разделения на рабов и рабовлеадельцев вызвана слабым развитием сущностных сил человека. Осовение железа → рост сущностных сил человека → разнообразие ремёсел и совершенствование мастерства → «героическая эпоха», в которую произошло второе крупное общественное разделение труда – ремесло отделилось от земледелия. Рабы постепенно превращаются в основную рабочую силу. Зарождается особый класс – купцы, которые не принимали никакого участия в производстве. Вместе с купцами появляются металлические деньги как новое средство господства непроизводителя над производителем. Базис собственности в рабовладельческой формации – полис (город): на рабов распространялась частная собственность, на землю – то же, только опосредованная принадлежностью к общине. Рабство – плохой способ производства → экономический кризис → социальный кризис.
Феодализм возникает из разложения рабовладельческого общества, а также из разложения общинно-родового строя у варваров, завоевавших государства античного или азиатсякого типа. Происходит дальнейшая специализация труда, но до сих пор господствовало ручное орудие и ручной труд. Вначале наблюдался возврат к господству натурального хозяйства, снижение уровня культуры. Наблюдались отношения личной зависимости, т.е. внеэкономическое принуждение превратилось в механизм обеспечения экономического принуждения. У производителей существовала более прямая взаимосвязь способностей и потребностей, чем при рабстве. Развитие личности в основном происходило в городах, с ростом которых наблюдается развитие товарного производства и купечества. Философия, право, мораль, искусство пронизаны религиозным мировоззрением. Схоластика сковывала мысль. Религия строится на социальном неравенстве и гнёте. Первоначальное накопление является исходным пунктом капиталистического производства, его предысторией, а не результатом
Экономические эпохи отличются не тем, что производится, а тем, как это производится (Маркс).
cyberpedia.su
Значение и толкование термина ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ
первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества. Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит. В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной. Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев). Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя. Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.
Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде. Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.
Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.
Ю. И. Семёнов.
onlineslovari.com
Советский философский словарь - первобытнообщинная формация
первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в произ-ве и распределении и социальным равенством членов общества.
Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к к-рым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы), жили в формирующемся обществе, к-рое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35-40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.
В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к к-рым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства произ-ва и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, во-вторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр., старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственнообществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.
Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в к-рой господствовал промискуитет, в материнскородовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов дуальнородовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).
Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.
Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития произ-ва. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри к-рого этот принцип продолжал действовать.
Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди). Однако это имеет место не всегда и не везде.
Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего х-ва, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме х-ва был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и гос-ва.
Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось имуществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и гос-ва ускоряли войны, к-рые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, к-рые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся гос-в.
Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке). Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию), в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.
www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai
11.2. Первобытнообщинная формация : Социальная философия : Экономико-правовая библиотека
Собственно человеческая история начинается с
первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита)
существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка
на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на
культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и
Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и
родоплеменные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам,
самая ранняя форма практической формации.
Первобытные общества представляли собой родовые и племенные
объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с
неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было
воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита,
воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.).
Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными
благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно
самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую,
духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в
состав экономической.
Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин,
представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село
(или род) [1]. Возникало территориальное единство большесемейных (домовых)
общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в
зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или
вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались земледелием и
скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство,
земледелие) определяли характер родовых общин.
общественные сферы находились в неразвитом, слитом,
функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество
совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного
производства людей. Этот способ общественного производства держался на
инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной
мифологии.
В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно
выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от
конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере
играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности,
функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное
производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного
самоопределения и интеграции первобытного общества.
Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый
дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале
избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении
находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В
духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие
языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм,
культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера
труда.
Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя
людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости,
тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было
удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат,
зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.).
Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер,
было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало
противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей,
являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между
абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не
возникло.
Структура сельской общины включает вождя, общинную знать
(богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине
жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось
двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом
сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими
интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились
посторонние (пленные, рабы).
Базисам этого общества было общественное производство, в
котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были
тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого
временного и пространственного разделения на разные сферы общественного
производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые
определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.
Естественная (натуральная) производственная деятельность
представляла собой процесс первобытного производства и распределения
материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства
производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей
(физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и
т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на
"производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.
Натуральность (природность) производства определяется как
преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и
исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального
потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью
производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих
обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".
В первобытнообщинном обществе господствовала личная
собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими
орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная)
собственность не является экономической.
Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то
собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое
отношение собственности [1].
Таким образом, первобытнообщинный способ производства
состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и
коллективных общественных отношений, соответствующих этим производительным
силам. Базис этого общества не являлся экономическим.
Лично-коллективное владение средствами производства
приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта
собственность носила характер профессиональной, моральной, физической,
интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное
производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер [1].
Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив [2], а также вожди, старейшины
и т.п.
Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была
духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение,
потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими.
Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода
вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок.
Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу
и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было
продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой
(секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.
Формационная общность первобытного общества состояла из
вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин
и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм,
табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда -
присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные
потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.
Совершенствование общественного производства на основе
совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является
важнейшим направлением развития первобытнообщинных обществ. Технологическую
базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло
производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.
Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих.
С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных)
черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это
мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для
других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов.
Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту
безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания
преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой
первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы
стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой
неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность
деревенской жизни.
www.vuzllib.su
Общественно-экономическая формация — Википедия РУ
Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решен и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии» (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:
Азиатский;
Античный;
Феодальный;
Капиталистический.
В. П. Илюшечкин в постсоветский период отмечал, что с одной стороны Маркс действительно вслед за Гегелем и Сен-Симоном определял способы производства и формации по форме собственности, но с другой стороны он определил капиталистический способ производства по ступени развития производительных сил общества и соответствующему этой ступени историческому типу экономических производственных отношений — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. «Трудно сказать, — отмечал Илюшечкин, — чем он [Маркс] руководствовался, допуская такую несуразность»[3].
В своих поздних работах Маркс рассматривал три «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский»[4], однако в официально признанную пятичленную схему периодизации истории «германский» способ производства не попал.
Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков (В. В. Струве, и пр.), сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности:
первобытно-общинную;
рабовладельческую;
феодальную;
капиталистическую;
коммунистическую.
Эта концепция была сформулирована в популярном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[5] и после канонизации работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938) начала безраздельно господствовать среди советских историков[6].
Согласно БСЭ[7] в результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонистических классов развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации.
Первобытно-общинный строй
Также называемый как первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus) — уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.
Рабовладельческий строй
Марксистская традиция именует формации согласно наиболее прогрессивному классу. Поэтому рабовладельческий способ производства называется не рабским, а рабовладельческим (нем. Sklavenhaltergesellschaft). При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.
Народы Средней, Северной и Восточной Европы (германцы, славяне и др.), средневековые государства тропической Африки (Нубия, Сеннар, Эфиопия и др.) миновали рабовладельческий строй, перейдя непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму[8].
Феодализм
В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.
Капитализм
Также называемый товарным способом производства. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
Общественно-экономическая формация развивается, проходя разные стадии. С середины 16 века начался мануфактурный период капитализма, длившийся в Западной Европе до последней трети 18 века[9]. В результате индустриальной революции начался машинный период капитализма. Капитализм свободной конкуренции с течением времени перерос в монополистический капитализм — империализм[10].
Коммунизм
Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма[10].
Социализм
В пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей — коммунистической — общественной формации[11].
Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.
— Владимир Ленин, Государство и революция
Отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития[12].
В развитии социализма выделяют переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм[10].
Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.
Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.
— Карл Маркс, Критика Готской программы
Полный коммунизм
Полный коммунизм — это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности, противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества».
…после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»[13].
Азиатский способ производства
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всем протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.
Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения.
— Г. Е. Глезерман, Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420
На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Четырёхчленная схема
В 1974 Ю. М. Кобищанов предложил вместо рабовладения и феодализма «большую феодальную формацию»[5].
Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации, для которой был характерен докапиталистический способ производства[3].
http-wikipediya.ru
11.2. Первобытнообщинная формация : Социальная философия : Юридическая библиотека
Собственно человеческая история начинается с
первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита)
существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка
на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на
культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и
Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и
родоплеменные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам,
самая ранняя форма практической формации.
Первобытные общества представляли собой родовые и племенные
объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с
неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было
воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита,
воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.).
Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными
благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно
самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую,
духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в
состав экономической.
Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин,
представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село
(или род) [1]. Возникало территориальное единство большесемейных (домовых)
общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в
зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или
вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались земледелием и
скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство,
земледелие) определяли характер родовых общин.
общественные сферы находились в неразвитом, слитом,
функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество
совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного
производства людей. Этот способ общественного производства держался на
инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной
мифологии.
В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно
выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от
конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере
играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности,
функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное
производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного
самоопределения и интеграции первобытного общества.
Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый
дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале
избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении
находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В
духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие
языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм,
культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера
труда.
Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя
людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости,
тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было
удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат,
зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.).
Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер,
было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало
противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей,
являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между
абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не
возникло.
Структура сельской общины включает вождя, общинную знать
(богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине
жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось
двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом
сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими
интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились
посторонние (пленные, рабы).
Базисам этого общества было общественное производство, в
котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были
тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого
временного и пространственного разделения на разные сферы общественного
производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые
определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.
Естественная (натуральная) производственная деятельность
представляла собой процесс первобытного производства и распределения
материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства
производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей
(физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и
т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на
"производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.
Натуральность (природность) производства определяется как
преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и
исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального
потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью
производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих
обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".
В первобытнообщинном обществе господствовала личная
собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими
орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная)
собственность не является экономической.
Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то
собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое
отношение собственности [1].
Таким образом, первобытнообщинный способ производства
состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и
коллективных общественных отношений, соответствующих этим производительным
силам. Базис этого общества не являлся экономическим.
Лично-коллективное владение средствами производства
приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта
собственность носила характер профессиональной, моральной, физической,
интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное
производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер [1].
Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив [2], а также вожди, старейшины
и т.п.
Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была
духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение,
потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими.
Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода
вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок.
Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу
и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было
продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой
(секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.
Формационная общность первобытного общества состояла из
вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин
и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм,
табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда -
присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные
потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.
Совершенствование общественного производства на основе
совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является
важнейшим направлением развития первобытнообщинных обществ. Технологическую
базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло
производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.
Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих.
С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных)
черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это
мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для
других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов.
Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту
безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания
преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой
первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы
стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой
неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность
деревенской жизни.