Принадлежность власти первобытного общества. Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе
Отличие государства от общественной власти первобытного общества. Принадлежность власти первобытного общества
Отличие государства от первобытного общества
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 102Следующая ⇒
Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).
Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.
Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).
Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе
В период «неолита» (новый каменный век) человечество пережило своеобразную революцию: произошел переход от собирательной (присваивающей) экономики к экономике производящей. Ответ на вопрос, почему некоторые народы вынуждены были заниматься производством материальных благ и почему отдельные племена до сих пор живут в основном в условиях собирательной экономики (например, австралийские аборигены или некоторые африканские племена сегодня), видимо, нужно искать в конкретных материальных условиях существования того или иного общества (климатических, географических и проч.). Как остроумно заметил один из специалистов, занимающийся изучением быта австралийских племен: «Если бы кенгуру можно было доить, а из сорняков молоть муку, то и пигмеи стали бы заниматься производством!».
Производство материальных благ заставляет изготавливать орудия труда, специализация трудовой деятельности приводит к появлению ремесленников, скотоводов и земледельцев и постепенному обособлению этих групп друг от друга. Обмен продуктами труда обусловил появление лиц, для которых торговля становится профессиональной деятельностью.
Постепенное совершенствование орудий труда приводит к повышению производительности труда, а, следовательно, и появлению излишков продуктов, а затем и частной собственности.
Постепенно меняется форма семьи. Существование первобытной полигамии — «многомужество» или «многоженство» — объясняется простым биологическим инстинктом воспроизводства: чем больше партнеров, тем больше шансов иметь потомство. С возникновением социальных условий, позволяющих вырастить и сохранить большее количество рожденных детей, происходит переход к моногамной семье.
Думается, что и первая частная собственность появляется именно в семьях - как собственность на личное семейное имущество. Парная форма семьи, в свою очередь, позволяла четко определять круг наследников, что уменьшало опасность возникновения распрей и ссор во время дележа имущества умерших родственников.
Крепкие в экономическом отношении семьи пытаются выделиться из племени, поскольку быт первобытного общества несовместим с частной собственностью – ведь родственникам нужно помогать бескорыстно, а просто соседу излишки питания можно выгодно продать или дать в долг.
В обществе формируется запрет («табу») на браки между близкими родственниками, поэтому внутри племени появляются «чужаки», не связанные с основной массой кровным родством.
Изменяющиеся социальные условия жизни людей формируют новую психологию, которая, в свою очередь, влияет на общественную жизнь и т. п.
Все это постепенно разрушает кровнородственные отношения, т. е. ту основу первобытного общества, благодаря которой оно смогло просуществовать столь длительное время: родовая община, основанная на родственных связях, постепенно становится общиной соседской.
Постепенно на смену первобытному обществу приходит фактически новое общество с иными экономическими условиями жизни, иной формой семьи, иными социальными отношениями, изменившейся психологией человека…
Старые, «первобытные» органы власти уже не могут управлять новым постродовым обществом. Возникает необходимость их «замены» на такие, которые способны в новых условиях выполнить основную, главную задачу — сохранить постродовое общество. Эти новые органы власти, которые заменили собой прежние, и стали позднее обозначать понятием «государство». Примечательно, что долгое время не существовало даже единого термина для обозначения этого нового устройства власти. Только в XV -XVI вв. утвердился термин «государство», которым стали обозначать все государственные образования, до того называвшиеся «республика», «город», «полис», «городская община», «княжеское господство», «земля» и т. п.
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из европейских мыслителей использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. «status» — «положение, статус»), которым у него объединялись такие понятия, как республика (republica) и единовластное правление (principato). «За Макиавелли, — писал известный ученый Георг Еллинек, — должна с полным основанием быть признана заслуга введения в научную литературу термина «государство».
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно утверждать, что государство не есть сила, навязанная извне кем-то обществу, государство — это своеобразное «дитя» общества, которое вынашивается в его «чреве» подобно тому, как мать вынашивает своего ребенка. В основе «рождения» государства лежит комплекс закономерных причин и случайных процессов. Объяснять процесс возникновения государства какой-то одной причиной (насилием, семьей, психологическими качествами человека, классовой борьбой и т. д.) значило бы упрощать исторические реалии развития общества.
Чем же отличается государственная власть от организации власти, существовавшей в первобытном обществе?
1. в отличие от кровной власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами, указания государственной власти становятся обязательными не только для членов рода (племени), но и для всех, кто находится и проживает на данной территории.
2. «новая» власть носит публичный характер, т. е. она обособляется от основного населения, появляется деление на властителей и подданных.
3. управление обществом становится профессиональным занятием — формируется аппарат управления, исполнение приказов которого при необходимости обеспечивается специальным аппаратом принуждения.
4. поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятсяналоги.
Происхождение права
Проблема возникновения права не менее дискуссионная, чем вопрос происхождения государства.
Например, сторонники «примирительной» теории утверждают, что причиной возникновения права явились непрекращающиеся войны между племенами. Право, таким образом, возникло как средство регулирования отношений между народами задолго до государства. В «теологической» теории право есть выражение божьей воли, историческая школа права причины его появления объясняет развитием «народного духа» и т. д.
Думается, есть все основания рассматривать причины происхождения государства и права как явления одного порядка, хотя и с некоторой спецификой их проявления для возникновения государства и для возникновения права. Рассмотрим процессы возникновения права более подробно.
Любой человеческий коллектив объективно нуждается в определенном уровне порядка и организованности своей жизни. Достигается это двумя путями: либо сознательным регулированием поведения людей, либо стихийным.
В начале человеческой цивилизации жизнь в первобытных сообществах регулировалась стихийно на основе свойственных людям как биологическим организмам инстинктов — врожденных реакций организма на внешние или внутренние раздражения, сложных безусловных рефлексов (пищевой, оборонительный, половой и т. д.). Инстинкты «вложены» в человеческую природу для того, чтобы человек мог существовать. Стихийная регуляция не требует вмешательства какой-либо внешней управляющей силы; это, по сути, саморегулирование.
Однако, в отличие от животного, которое не управляет, а живет по инстинктам, человек может руководить ими, причем не всегда хорошо и с пользой: разум вторгается в сферу инстинктивного и врожденного, «размывает», ослабляет инстинкты, а зачастую и полностью подавляет их. Например, инстинкт самосохранения помогает выжить человеку в опасных для жизни ситуациях. Но мы знаем, что человеку свойственно рисковать и совершать «безрассудные поступки», что человек слишком часто рискует жизнью. Почему же в данном случае стремление к самосохранению дает сбой? Дело в том, что кроме бессознательного, у человека имеется и сознание, которое позволяет, просчитывая процент удачи, «обманывать» инстинкт самосохранения.
Если бы люди руководствовались только разумом – то его жизнь стала бы напоминать некий идеал, о котором мечтали и мечтают философы – идеалисты всех времен и народов. С другой стороны, очевидно и то, что если бы человек руководствовался только инстинктами, то его жизнь была бы организована примерно на тех же началах, что и у пчелиного роя - ведь пчелам не нужно устанавливать каких-либо внешних дополнительных регуляторов поведения.
Но у человека все обстоит иначе: разум вторгается в область инстинктов и «портит» их, лишая природной чистоты и цельности; в свою очередь, страсти и инстинкты, вторгаясь в сферу разума, «портят» уже его, внося в рациональные замыслы и планы анархичность, сумбур, беспорядок и непредсказуемость. Все это объясняет необходимость установления внешних по отношению к человеку дополнительных принудительных средств социального контроля. Одним из таких средств являются социальные нормы, т. е. правила поведения, которые постепенно начинают формироваться в первобытном обществе.
Этнографы, занимающиеся исследованием жизни людей в условиях первобытного общества, справедливо указывают, что в начале своего появления регулирование поведения людей происходило в форме так называемого табуирования, т.е. установления системы запретов на совершение определенных действий. В процессе развития человеческой цивилизации табу дополняется правилами, в которых закрепляются некоторые права и обязанности членов первобытной общины.
Человечество способно аккумулировать и сохранять полезную социальную информацию, накопленную в результате совместного проживания. Она фиксируется в разнообразных обрядахи ритуалах, закрепляется в религиозных мифах, преданиях и легендах.Приобретенный полезный опыт передается из поколения в поколение как некий образец поведения и постепенно становится привычкой. В обществе постепенно формируются обычаи— правила поведения, которые складываются в результате многократного повторения и выполняются добровольно, в силу привычки. Надзор за их выполнением пока еще не требует существования «особого отряда вооруженных людей» — полицейских, прокуроров, судей либо тюремных надзирателей: все общество вставало на защиту обычая в случае его нарушения.
Одним словом, общество постепенно переходит от стихийной саморегуляции человеческого поведения на основе инстинктов - к его рациональному, т. е. сознательному регулированию на основе формирующихся правил поведения. Все эти правила поведения имели общую, конечную цель — консолидировать членов общины в одно целое, укрепить единство родовой общины, ибо только так можно было сохранить жизнь людей в тех нелегких условиях. Первобытные обычаи иногда называют мононормами, поскольку они аккумулировали в себе моральные и религиозные представления членов общины, служили источником информации об общественно полезном, желательном, либо запрещенном поведении, словом, были универсальным регулятором человеческого поведения в тот период.
Однако новое постродовое общество, которое приходит на смену первобытному строю, уже не может руководствоваться только прежними правилами поведения. Нормы, действующие в родовой общине, уже не способны играть роль универсального регулятора поведения людей в столь социально «пестром» обществе: слишком сильны социальные различия между членами этого общества. От обычаев «отпочковываются» моральные и религиозные нормы, превращаясь постепенно в самостоятельные регуляторы человеческого поведения.
Возникают первые корпоративные нормы -правила, действующие в отдельных группах, появившихся внутри соседской общины (ремесленников, скотоводов, торговцев, отдельных семей и т. п.).
Постепенно формируется и принципиально новая нормативная система регулирования общественных отношений — появляются правовые нормы, т. е. правила поведения, которые устанавливаются и охраняются укрепляющейся государственной властью.
И если древние памятники права (Законы 12 таблиц, Русская Правда и др.) представляли собой кодификацию и переработку в основном обычных норм, которые сохранили свою ценность и для постродового общества, то постепенно право превращается в достаточно развитую, отдельную систему нормативного регулирования общественных отношений.
Таким образом, право, в отличие от норм, действовавших в первобытном обществе, выражает волю не всех членов общины, а преимущественно тех лиц, которые обладают политической (государственной) властью. Право устанавливается государством, охраняется им. Если первобытные обычаи основывались на естественных, врожденных свойствах человеческой личности, то правовые нормы становятся государственнымрегулятором общественных отношений, т. е. приобретают политический характер.
***
Тема 3
megaobuchalka.ru
Отличие государства от общественной власти первобытного общества
Обратная связь
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение
Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими
Целительная привычка
Как самому избавиться от обидчивости
Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам
Тренинг уверенности в себе
Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"
Натюрморт и его изобразительные возможности
Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.
Как научиться брать на себя ответственность
Зачем нужны границы в отношениях с детьми?
Световозвращающие элементы на детской одежде
Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия
Как слышать голос Бога
Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)
Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.
Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.
Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.
Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.
Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.
Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.
На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.
Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе:
1. Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
2. Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
3. Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;
Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.
Если первобытно - общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.
Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.
Специфика политической власти в следующем:
· Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
· Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
· Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
· Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;