Первобытные люди на урале. Коренные жители Южного Урала (первобытное общество)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Туристический гид по тайным местам Уральских гор. Первобытные люди на урале


Когда появились первые люди на Урале?

Когда появились первые люди на Урале?

Когда появились первые люди на Урале?

Что мы можем сказать о них? На основании чего? Вспомните, что наши представления о прошлых эпохах основаны на сведениях из исторических источников. Письменные источники Памятники письменности, обычно привлекаемые для восстановления древнего прошлого Урала, немногочисленны и освещают в основном его поздние периоды.

Так, древнегреческий историк Геродот в V в. до н. э. называет и описывает племена, обитавшие северо-восточнее скифов: фиссагеты, иирки, будимы, исседоны и др. Арабские, персидские и византийские авторы IX—X вв. знают печенегов, буртасов, булгар. Русские летописи XI—XII вв. содержат сведения о перми, самояди и югре, а записки средневековых монахов XIII в. Юлиана, Плано Карпини и Гильома Рубрука — о древних венграх на территории Южного Урала. Упомянутые в хрониках, записках путешественников, летописях племена и народы трудно сопоставить с современным уральским населением.

Письменные источники отрывочны и не отражают многообразия исторических фактов и событий древней истории Урала, поэтому их роль в изучении этого периода достаточно ограничена. Однако дополнив письменные источники вещественными, мы получим более детальное описание прошлого, особенно конца I — начала II тыс. н. э. Вещественные источники и методы их изучения

Основными источниками изучения древностей Урала являются вещественные. Вещественным источником можно считать все, что сохранилось в материальном виде от жизни и деятельности древнего человека. В археологии существует близкое по смыслу понятие археологический памятник. Такие источники находят и исследуют археологи. Слой, в котором сосредоточены археологические остатки, называется культурным.

data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">

Археологи работают в полевых и кабинетных условиях. В их деятельности важно и то и другое. В полевых условиях проходят археологическая разведка и деятельность археологических экспедиций. Археологическая разведка проводится с целью определения местоположения памятника, микрорельефа местности, стратиграфии. Для степных и лесостепных районов используют метод аэроофотосъемки, позволяющий определить контуры древних сооружений. К примеру, именно так было обнаружено свыше 20 протогородов на Южном Урале.

Найденный объект сначала исследуют без раскопок, а затем производят раскопки, во время которых строго последовательно снимаются слои (метод стратиграфии), фиксируются вещи, очертания построек на плане (планшрафический метод), отслеживается взаиморасположение предметов (методсвязей). Все находки описываются и упаковываются под определенным шифром. Составляются чертежи общего плана раскопа и каждого слоя в отдельности. Вернувшись на Большую землю, до следующего сезона археологи обрабатывают найденные коллекции.

Археологическая экспедиция — это целое сообщество ученых, изучающих ту или иную историческую эпоху. В работе археологической экспедиции участвуют не только историки, но и геофизики (помогают с помощью приборовопределить границы построек и найти металлические вещи до начала земляных работ), палеозоологи (определяют виды животных в изучаемую эпоху), палеоботаники (изучают типы растений), почвоведы (расшифровываютсооружение городищ или курганов, перестройку укреплений), геологи (определяют породы камня, его источники, возраст археологического памятника), антропологи (при раскопках древних погребений изучают особенности человеческого строения, его пол, возраст, болезни и даже причины гибели) и многие другие.

Археологическая экспедиция невозможна и без участия студентов, школьников, получающих в результате работы навыки исследовательской деятельности.

www.radnews.ru

Семь древних и таинственных мест Урала — Российская газета

Уральские горы - самые старые на планете. Здешние вершины и пещеры хранят тайны тысячелетней давности. И если о городище Аркаим известно многим, то о Мавзолее Кесене, расположенном там же, на Южном Урале, знают разве что местные жители. "РГ" подобрала несколько уникальных и интересных мест, расположенных вдоль Уральского хребта. Чем не повод провести летний отпуск, активно изучая российскую глубинку и знакомясь с памятниками древности?

Большой Иремель (Башкортостан)

Вторая по величине гора Южного Урала (1582 метра), расположенная на границе с Челябинской областью, с древних пор притягивала к себе людей. Здесь необыкновенно все: от растительности до формы вершины. Высокогорное плато окружают пихтовые леса и заросшие кипреем поляны, вековые ели и лиственницы, уральское разнотравье высокогорья. Своим названием гора обязана внешнему сходству с седлом: согласно самой популярной версии, Большой Иремель происходит от башкирских и монгольских слов "ир" - "богатырь" и "эмел" - "седло".

Склоны Седла Богатыря покрыты огромными валунами - курумами, преодолеть их неопытному путешественнику будет непросто. На склонах даже в жаркую летнюю пору можно встретить нетающие ледники. Именно здесь берут свое начало истоки реки Белой.

Издревле вершина считалась обиталищем богов и до конца XIX века была почти недосягаема для простых смертных. Таков был неписаный закон здешних мест. Легенд об Иремеле ходило немало: рассказывали, что в недрах горы хранятся несметные сокровища, часто встречались предания о живущем здесь снежном человеке. И в наши дни гора вызывает большой интерес не только среди туристов, но и среди эзотериков. Иремель сравнивают с вершинами Тибета и Алтая. На Иремеле многие стремятся загадать заветные желания. Говорят, они сбываются.

Между тем даже без этих сказок Большой Иремель - уникальное место, таящее множество загадок. Так, интерес ученых вызывают ельники на высоте 700-1000 метров. Считается, что эти деревья - реликты первичных темнохвойных лесов, сумевших пережить всемирное оледенение. 57 встречающихся в этой местности видов растений занесены в Красную книгу, а 13 видов - эндемичны, то есть растут только здесь и нигде больше на планете.

Маршруты к Большому Иремелю промаркированы, поэтому заблудиться здесь сложно. Чтобы вволю полазить по горам, насладиться прекрасными видами, рекомендуется ехать сюда на несколько дней: в поселке Тюлюк, с которого начинается путь на Иремель, есть несколько турбаз и баз отдыха, специальные платные места для палаток, так что проблем с размещением быть не должно. От Тюлюка до самого Иремеля - примерно 13-15 километров. Пешеходные походы на Седло Богатыря возможны с мая по октябрь.

Капова Пещера (Башкортостан)

Государственный природный заповедник "Шульган-Таш" расположен в западных предгорьях горнолесной области Южного Урала. Слово "таш" на башкирском означает "камень", а "Шульган" имеет непосредственное отношение к башкирским верованиям: в народном эпосе "Урал-батыр" Шульген - брат главного героя, один из сыновей древних богов.

Капова пещера, находящаяся на территории заповедника, самая известная на Урале и одна из самых крупных карстовых пещер. Она содержит 3 километра ходов с залами, галереями и внутренними озерами. Но не это главное в ней - достопримечательностью ее являются наскальные рисунки первобытного человека эпохи палеолита. Капова пещера считается центром зарождения искусства в Восточной Европе. Первооткрывателем палеолитической живописи Шульган-Таша был зоолог Александр Рюмин. До него такие древние рисунки находили лишь в пещерах Испании и Франции, однако Рюмин предположил, и небезосновательно, что древняя палеолитическая культура должна была развиваться в нескольких регионах, а не только в Западной Европе. Наиболее перспективным он считал Южный Урал, где в 1959 году и обнаружил подтверждение своей теории. Находка стала истинной сенсацией в научном мире! Радиоуглеродный анализ показал, что возраст изображений - 14-17 тысяч лет. В настоящее время учеными описано около 200 рисунков Каповой пещеры. Они выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, но встречаются и изображения, сделанные углем. Наряду с животными здесь встречается множество изображений антропоморфных и геометрических фигур, смысл и значение которых до сих пор ставят ученых в тупик.

По поводу происхождения названия пещеры есть несколько версий. По одной - оно произошло от характерной для пещеры капели с потолка, по другой - от слова "капище" (пространство языческого храма, расположенное за алтарем). В пользу второй версии говорит тот факт, что в пещере были найдены несколько черепов: видимо, древние обитатели здешних мест таким образом почтили память выдающихся членов племени, шаманов. Для большей сохранности рисунков туристов к ним не пускают. Желающим посмотреть наскальную живопись придется довольствоваться копиями рисунков во входном гроте.

Вход в пещеру впечатляющий - огромная арка высотой в 20 и шириной в 40 метров. Слева от нее - Голубое озеро. Вода поступает сюда по карстовым каналам подземного Шульгана. Миллионы лет назад этот поток, размывая известняковый массив, создал саму пещеру. Озеро невелико - около трех метров в диаметре, но глубокое - более 80 метров. С разрешения администрации заповедника здесь можно заняться дайвингом.

Если ехать в заповедник от Уфы, то дорога ведет на Стерлитамак, а потом на Белорецк. Приблизительно 380 километров и - вот он, Шульган-Таш. Переночевать можно на территории заповедника в гостевых домиках.

 

 

 

Оленьи Ручьи (Свердловская область)

Это самый популярный в Свердловской области природный парк. В год его посещают более 50 тысяч человек. Несмотря на то что парк - место вдоль и поперек исхоженное туристами, любители паранормального продолжают фиксировать здесь необъяснимые явления. Одни во время ночных стоянок в парке сталкиваются с загадочными невидимыми существами, другие находят на снимках, сделанных в местных пещерах, очертания животных и предметов, которых там быть не должно.

На самом деле главное в парке - необычайное богатство ландшафта: здесь есть и удивительной красоты уральские леса, и скалы, и пещеры, и реки с озерами. Например, Дыроватый Камень (он же - Пьющая Лошадь) - одна из самых известных скал в Оленьих Ручьях. В скале есть пещера протяженностью около 10 метров. Археологи неоднократно проводили здесь раскопки: в гроте было найдено несколько культурных слоев, самому старому из которых 14 тысяч лет. Местная пещера Дружба была описана еще в 1886 году, ее назвали по надписи у входа. Дружба - одна из самых крупных пещер на территории Свердловской области. Общая длина всех ее ходов - около 500 метров. Недалеко от пещеры находится Большой Провал, который  образовался в результате обвала свода огромной пещеры. Внизу, на глубине более 30 метров, все лето лежит лед.

Есть в парке и рукотворная достопримечательность: на берегу реки Серги, у скалы под названием Утопленник, установлена скульптура Ангела, сделанная шведской художницей Леной Эдвалл. За свою короткую жизнь (скульптура была установлена в 2005 году) Ангел успел снискать у туристов славу исполнителя желаний.

Вообще, на Ручьи принято ездить одним днем, но здесь можно и переночевать: например, на станции Бажуково, где находится администрация парка. В парке можно заказать экскурсию по одному из маршрутов, которые отличаются протяженностью. На самый короткий, кстати, можно смело брать с собой маленьких детей.

Уральские дольмены (Южный и Средний Урал)

Эти характерные для Европы конструкции - сооружения, напоминающие стол, сложенный из больших камней - как ни странно, не редкость и для Уральского региона. Здесь, по разным данным, найдены и изучены от 150 до 200 дольменов. Дольмены - родственники Стоунхенджа, египетских пирамид, каменных сооружений Мальты и острова Пасхи. Название дольмен так и переводится с бретонского - "каменный стол".

Считается, что дольмены - это древние погребальные и культовые сооружения. Впервые уральские дольмены были замечены в 1958 году в районе Верхней Пышмы, под Екатеринбургом: их описал местный охотник и краевед Анатолий Бодрых. В 2004 году он писал в журнале "Уральский следопыт" о своих открытиях: "Первую охотничью тропу в этих угодьях (в 25 километрах от Верхней Пышмы. - Прим. ред.) я проложил осенью 1958 года, и она свела меня с первым археологическим памятником - каменным сооружением П-образного сечения. Кладка была явно рукотворной. Мысль о причастности находок к культовым сооружениям впервые зародилась у меня, когда обнаружил третью и четвертую каменные кладки. В 1973 году я обратился в институт истории и археологии в надежде вызвать к находкам интерес археологов, но мое обращение было проигнорировано. А в 2000 году я доверился уральскому краеведу Владиславу Григорьевичу Непомнящему. И начались наши совместные поиски….".

Активное обсуждение дольменов Урала и их предназначения началось в начале 2000-х годов. Тот факт, что эти сооружения являются именно дольменами, был подтвержден учеными на конгрессе археологов, прошедшем в 2006 году в Португалии.

Уральским дольменам от 2,5 до 5 тысяч лет. Сооружения имеют прямоугольную или трапециевидную форму. Все они ориентированы по сторонам света, открытой стороной смотрят, как правило, на запад. Вертикальные стенки расположены либо вертикально, либо V-образно. Верхняя плита может быть цельной либо состоять из нескольких частей.

Увидеть дольмены своими глазами можно в окрестностях Верхней Пышмы, у истоков реки Исеть в Свердловской области, на острове Веры на озере Тургояк в Челябинской области, на озере Лебяжье в том же регионе.

Кстати, помимо Урала дольмены на территории России встречаются также в большом количестве на Северном Кавказе - здесь их на сегодняшний день найдено уже более 2 тысяч.

 

 

 

Мавзолей Кесене (Челябинская область)

Так называемая "Башня Тамерлана", как установили ученые, построена в XIV веке. Этот исторический памятник раннемусульманской мемориальной архитектуры - единственная достопримечательность такого рода в Челябинской области.

Мавзолей находится на мысу высохшего озера Большое Кесене. По легенде, на дне этого водоема окончили свои дни дочь полководца Тамерлана и ее возлюбленный, на брак с которым отец не дал своего согласия. Убитый горем Тамерлан приказал соорудить на месте гибели дочери башню, которая позже была названа его именем. Позднее ученые доказали, что отрядов Тимура в этих местах не было - они проходили южнее. А ученый Петр Рычков ("уральский Ломоносов", как называли его коллеги), первый из описавших мавзолей, выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. Он допустил, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой "святого царя" этого народа.

Научное исследование Башни Тамерлана началось в 1889 году. Профессор географии Эдуард Петри раскопал склеп и обнаружил погребенное в нем женское тело. Оно было покрыто шелковой тканью. В захоронении нашли золотые перстни с арабесками и серьги в виде знака вопроса. Эти украшения были распространены среди богатых кочевников, обитавших в этих местах с XIV века. Подобные мавзолею Кесене погребальные сооружения известны в Башкирии, Туркмении, на Северном Кавказе.

В районе мавзолея, кстати, было найдено несколько захоронений эпохи бронзы и позднего средневековья, около 700 обычных могил. Не исключено, что эту местность использовали в качестве кладбища издревле.

По своим архитектурным формам Мавзолей Кесене считается одним из уникальных произведений казахского творчества прошлых веков. В конце 1960-х годов, разрушенный до неузнаваемости памятник был взят под охрану государства. В начале 1980-х мавзолей Кесене отреставрировали, старые кирпичи обложили новыми. При этом облик мемориального сооружения воспроизводили по старым фотографиям и воспоминаниям коренных жителей.

Башня Тамерлана находится в трех километрах к юго-востоку от села Варна (217 километров от Челябинска). После осмотра Башни Тамерлана остановиться на ночь можно в самом селе, там есть гостиница.

Сикияз-Тамакский пещерный комплекс (Челябинская область)

На западе Челябинской области в 25 километрах от Сатки излучина реки Ай образует огромную поляну, обрамленную лесом и отрогами хребта Туй-Тюбе. Сотни тысяч лет назад здесь была равнина, под которой скрывались твердые породы. По сантиметру в год слой за слоем вода уносила податливую почву. Спустя столетия земля отступила, обнажив утесы. В твердых скалах образовались лабиринты ходов и пещер. Здесь было единственное на территории России древнее поселение в компактной группе пещер природного происхождения.

На высоте семидесяти метров на одной террасе компактно расположились более 40 пещер, гротов, навесов и арок. Спелеологи в шутку называют его многоквартирным микрорайоном времен палеолита и утверждают, что пещеры и сегодня пригодны для жизни.

Ежегодно работающие в Сикияз-Тамаке археологические экспедиции делают все новые находки. Уже собрано более 6 тысяч фрагментов керамики (это самая крупная коллекция на Урале), найдены следы металлообработки, фрагменты средневековых деревянных изделий. Сикияз-Тамак - это еще и кладбище древних животных. Пещерная гиена, шерстистый носорог, мамонт, первобытные лошадь и бизон водились здесь 10 тысяч лет назад. Их кости найдены в глубинах скальных переходов. Так, в дальнем зале пещеры Сысоева (другое название - Сквозная Сикияз-Тамакская) археологи обнаружили подземное святилище с черепами пещерных медведей.

Добраться до комплекса можно со стороны Лаклов: до поселка Сикияз-Тамак ведет неплохая грунтовая дорога. Но придется переходить вброд реку Ай, глубина бродов около деревни - 50-80 сантиметров, или переправиться на лодке. Также можно заехать со стороны Межевого: здесь лесная дорога спускается на поляну напротив поселка Сикияз-Тамак. Или можно сплавиться по реке Ай и насладиться поистине сказочными видами окрестностей.

Гляденовская гора (Пермский край)

 

 

 

Гляденовская гора, что находится на левом берегу реки Нижняя Мулянка, полностью оправдывает свое название: отсюда, с вершины, открывается живописный вид на долину Камы. Со стороны аэропорта Большое Савино гора пологая, зато с противоположной - почти отвесная, с многочисленными выходами скальной породы, родниками и гротами.

Деревня Гляденово, расположившаяся на горе, дала название археологической культуре эпохи раннего железа III-II веков до н. э. Здешние места - крупнейший в Евразии археологический памятник этой эпохи как по площади, так и по количеству находок.

Известный пермский горный инженер и археолог Николай Новокрещенных был первым исследователем горы. В 1896 году он обнаружил здесь древнее святилище возрастом более 2 тысяч лет - жертвенное место, окруженное тремя валами. Полтора метра культурного слоя оказались невероятно богаты на кости жертвенных животных - медведей, лосей и других. Археологический памятник назвали Гляденовским костищем. Позже исследователи обнаружили здесь деревянных идолов, тысячи стеклянных и каменных бус, наконечников стрел и копий и даже древние монеты (китайские и кушанские), относящиеся к началу нашей эры. По сей день гора периодически радует ученых новыми находками.

Кстати, всего в Пермском крае насчитывается с десяток костищ. Говорят, они располагаются в местах, где когда-то проявлялась сейсмоактивность или есть разломы. Костища, по мнению любителей мистики, на карте выстраиваются в замысловатую фигуру. Археологи отвечают на такие заявления скептически: сейсмоактивностью, мол, там и не пахнет - просто древние люди выбирали место на возвышенности для справления своих обрядов. Как говорится, "скотину поколоть, бражки попить, погулять вволю, религиозные обряды оправить".

"Потом уже, когда христианизация Прикамья началась, эти места в первую очередь миссионеры на вооружение и взяли", - считают местные исследователи. Так, по легенде, на горе росла в незапамятные времена огромная ель - священное дерево, которому поклонялись уральские манси. В XVI веке здесь, в выкопанной им же в склоне горы пещере, поселился Преподобный Трифон - Вятский Чудотворец. Он якобы спилил и сжег языческую ель. В память о нем православные назвали бьющий на склоне горы родник святым источником Трифона Вятского.

Сегодня от пещеры почти ничего не осталось, она обвалилась, и на ее месте заметно лишь углубление. Но территория расчищена, и к месту жития святого, и к источнику может попасть любой паломник. Знающие люди советуют: чтобы побольше узнать о Гляденовской горе, стоит объединиться в группу и договориться об экскурсии с местным краевым музеем.

Добраться до горы несложно и самостоятельно: на автомобиле из Перми нужно ехать на Большое Савино. Немного недоезжая до аэропорта, повернуть направо - на Мураши и Петровку. Гора будет видна справа от дороги. Переночевать на Гляденовской горе можно только в палатке, либо, вернувшись в Пермь, в гостинице.

rg.ru

2. Быт первобытных людей на Урале. История Горбуновского торфяника

Похожие главы из других работ:

Антропогенез

1. Стадия формирующихся людей

ь амфипитек (35 млн. лет назад), найден в третичных отложениях близ Бирмы, в строении зубной системы имел сходство с высшими человекообразными обезьянами; ь парапитек, адапиум, олигопитек (25-45 млн. лет назад)...

Борьба за власть на Урале в годы революции и гражданской войны

Глава 1. Гражданская война на Урале. Революция 1917 года на Урале Приход большевиков к власти

Февральскую революцию 1917 года часто называют „телеграфной” и в этом есть доля истины. При получении известий о событиях в Петрограде в большинстве губерний в России так же признавалась новая власть...

Горнозаводская промышленность Урала от Петра I до Екатерины II

2. Роль государственных чиновников в управлении уральской промышленностью (В.Н. Татищев и В.И. Генин на Урале)

Как уже говорилось выше, ближе к 10-м годам XVIII века горнозаводская промышленность переживает спад и потерю интереса к ней со стороны власти...

История Горбуновского торфяника

1. Быт первобытных людей

...

История Горбуновского торфяника

Первобытнообщинный строй на Урале

После отступления ледника родовые коллективы осваивают новые районы Урала. Люди живут родами. Изготовляют: скребки для обработки шкур, кожи, сверла, костяные наконечники. Изобрели лук и стрелы. Долговременных жилищ в эту эпоху не строят...

Первобытное общество

2. Религиозные верования первобытных общин

Памятники первобытного искусства свидетельствуют о развитии сознания человека, о его жизни в то отдалённое время. Они рассказывают и о верованиях первобытного человека. К фантастическим представлениям...

Первобытное общество – предыстория цивилизаций

1. Периодизация и особенности развития первобытных людей.

Человек и общество прошли длительный путь развития, по последним данным составляющий около 3 млн. лет. Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком...

Правовое регулирование горного дела при Петре І

Развитие и становление черной металлургии на Урале

Кустарная плавка железной руды велась по всему Уралу. Некоторым крестьянам удавалось за день выплавлять до 5 пудов (около 80 кг) железа8. Конечно, настоящей горной промышленности, способной удовлетворить потребности Московии, тогда еще не было...

Развитие медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке

Глава 2. Общая характеристика состояния медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке

Медь считается одним из самых древних металлов. На протяжении нескольких тысячелетий она была почти единственным металлом, которое человечество применяло для изготовления орудий труда...

Развитие медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке

Глава 2. Общая характеристика состояния медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке

Медь считается одним из самых древних металлов. На протяжении нескольких тысячелетий она была почти единственным металлом, которое человечество применяло для изготовления орудий труда...

Социально-экономические преобразования Петра I

3.3 Обучение русских людей за границей

Посылка русских людей за границу для обучения мастерством. В продолжение царствования Петра по всем главным промышленным городам Европы рассеяны были десятки русских учеников, за обучение которых Петр дорого платил иноземным мастерам...

Становление советского государственного управления на Южном Урале в 1917-1920 гг.

Глава 2. Становление Советского государственного управления на Южном Урале в 1917 - 1920 гг.

...

Старообрядчество Урала и самодержавие

Глава II. Старообрядцы на Урале

...

Старообрядчество Урала и самодержавие

2.1 "Австрийцы" на Урале и в Западной Сибири

От преследований и казней старообрядцы бежали на окраины России и за границу. С Волги по Каме посадская раскольничья колонизация пошла на Урал. Одним из районов их обитания стал Средний Урал, где они расселились в Нижнем Тагиле и Невьянске...

Татары Среднего Урала в XVI-XIX веках

2.1 Появление татар на Среднем Урале

Прежде чем начать говорить об истории татар на среднем Урале в канун революции, следует узнать, откуда они в принципе тут появились. Первоначально освоение региона осуществлялось его коренным населением...

hist.bobrodobro.ru

Первые люди на Южном Урале

Скачать документ

I районный конкурс проектных работ

для учащихся 3 – 8 классов «Наследие Южного Урала»

Первые люди

на Южном Урале

Выполнил:

Ярулина Карина

МАОУ гимназия №100

класс 5г

Научный руководитель:

Булатова Елена Владимировна

МАОУ гимназия №100

учитель истории

высшей категории

Челябинск, 2015

Паспорт проекта

1. Название проекта: Первые люди на Южном Урале

2. Руководитель проекта: Булатова Елена Владимировна

3. Предметная область: история

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 7 – 12 лет

5. Состав проектной группы: Ярулина Карина, 5Г

6. Типология проекта: информационная

7. Цель проекта (практическая и педагогическая): познакомиться с историей родного края через изучение о расселении первых людей на Южном Урале.

8.Задачи проекта:

— проявление интереса к изучению истории малой Родины;

— сохранение памяти;

— отобрать информационные ресурсы по данной работе;

— проанализировать и систематизировать найденный материал;

— развитие навыков самостоятельной деятельности;

— оформление и демонстрация «книжки – раскладушки».

9.Необходимое оборудование: учебная и краеведческая литература, ПК.

Содержание

1.Введение: Что такое Южный Урал? ……………….. с. 1- 2

2.Первые люди Южного Урала ……………….. с. 3- 9

а) древнейшие люди и их облик.

3. Жизнь первобытного человека в древнекаменном веке, а затем в новокаменном веке.

— материал, используемый для обработки;

— одежда, оружие, предметы быта;

— жилища, пища;

— занятия;

— верования;

— общественный строй (матриархат, патриархат)

4. Возникновение неравенства между людьми в бронзовом веке?

5. Железный век.

6.Заключение. …………………… с.10

Список литературы. …………………… с.11

Интернет ресурсы.

Приложение.

1

Введение

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому – открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков, картинная галерея эпохи палеолита в Игнатьевской пещере и другие следы первобытного искусства.

Мировой сенсацией 20 века стало открытие «Страны городов» — около 20 памятников протогородской цивилизации, которые являются одним из древнейших цивилизаций на планете. Один из подобных городов – ровесник египетских пирамид Аркаим – стал музеем – заповедником.

Административное формирование территории Южного Урала стало продолжением политики Петра 1 по расширению границ России и разработке её природных богатств.

Южный Урал – наш общий дом. Здесь живут люди разных национальностей. Природа нашего края разнообразна. Интересна его история.

Есть все основания полагать, что около 2 – 1,5 млн. лет назад первые люди достигли Южного Урала, хотя археологических доказательств найти, пока не удалось. Это связано с трудностями поиска, ведь следы, как правило, находятся под многометровой толщей земли и становятся известными лишь при случайных обстоятельствах. А пока самым древним археологическим памятников на Урале является стоянка Урта-Тубе (Мысовая) на берегу озера Карабалыклы в Абзезиловском районе. При раскопках здесь обнаружены ручные рубила, скребла, остроконечники, изготовленные из кремня. Вместе с ними найдено множество отщепов – отходов, которые получаются при сколах камня. Этим находкам около 200-100 тыс. лет. [1]

Таким образом, цель работы такова: познакомиться с историей родного края через изучение о расселении первых людей на Южном Урале.

Задачи: — проявление интереса к изучению истории малой Родины;

— сохранение памяти;

— отобрать информационные ресурсы по данной работе;

— проанализировать и систематизировать найденный материал;

— развитие навыков самостоятельной деятельности;

— оформление и демонстрация «книжки – раскладушки».

Актуальность: важно изучать историю Южного Урала, потому что это наша Родина. И, зная прошлое, мы можем будущее сделать лучше и интереснее.

Объектом исследования является: карта «Население Урала в эпоху …»

Предметом являются первые люди на Южном Урале..

Методы исследования:

___________________________________________________

1. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997. С.34.

2

Форма работы:

Проблема:

Гипотеза:

Знакомство с историей необходимо начать с изучения истории свой Малой Родины.

3

Первые люди Южного Урала.

Люди на Урале появились совсем недавно. Это если сравнить со временем появления человека вообще на нашей планете. Судите сами. По современным оценкам, самые первые люди на Земле, объявились где-то около трех миллионов лет назад. Примерно через два миллиона четыреста лет они начали потихоньку, проникать на территорию нынешней России. И только еще через полмиллиона лет – примерно сто тысяч лет назад – первые люди появились на Урале. Во всяком случае, ни геологи, ни археологи не находят более ранних следов людской деятельности на территории нашего края. Так что, по историческим мерам времени, люди только – только принялись осваивать Южный Урал.

Как они выглядели, эти прапрауральцы? Пока мы точно этого не знаем – не найдено останков первых поселенцев Урала. Но приблизительно облик их представить можно: первыми уральцами стали самые что ни на есть обычные неандертальцы. Люди на Южном Урале пробирались несколькими путями. Один из этих путей вел из Средней Азии на Южный Урал. В Узбекистане академик Окладников отыскал полный скелет неандертальца (правда, совсем еще мальчишки), жившего примерно во время первоосвоения Урала. Воссозданный по этой находке антропологами облик неандертальца и был представлен ими как облик уральца эпохи проникновения людей на уральские земли. Итак, каков же он был?

Низкорослый, но, что называется, с широкой костью, плотный, мускулистый. Ноги неандертальца были несколько коротковаты, зато руки длинноватые, ухватистые. Может, потому, что приходилось ему часто прокладываться по лесу, выслеживая добычу, или настороженно вслушиваться в его шумы, остерегаясь многочисленных врагов, привык он при ходьбе пружинисто сутулиться. Лицо этого человека носило явные признаки «обезьяньего родства» — убегающий назад лоб, приплюснутый широкий нос, толстенные надбровья нависали над небольшими глазами. В общем, на мой взгляд, вполне достойный портрет готового к самоутверждению бывалого землепроходца. [2]

_____________________________________________________________________________

2. Корецкая Т.А. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Южно-Урал. кн. изд-во», 2004. С. 56 – 67.

4

Жизнь первобытного человека в древнекаменном веке,

а затем в новокаменном веке.

На территорию Челябинской области первобытные люди пришли в эпоху палеолита (200 000 – 100 000 лет назад). Учёные предполагают, что люди пришли с юга вслед за животными, на которых они охотились. Остатки древнейших стойбищ в Челябинской области – Богдановская стоянка и стоянка на реке Уй у города Троицка. Также следы кратковременных остановок людей этого времени обнаружены в пещерах Бурановской и Ключевской на реке Юрюзань.

Основными занятиями людей были собирательство и охота. Женщины и дети эпохи палеолита занимались сбором ягод, плодов и съедобных кореньев. Мужчины охотились на крупных животных, вооружаясь копьями с каменными наконечниками и деревянными дубинами. Древний человек пользовался тем, что давала ему природа. Известно, что население нашего края было очень немногочисленным. Но мы никогда не узнаем, на каком языке они говорили и как себя называли.

В позднем палеолите люди начали строить лёгкие жилища-шалаши из веток и из костей мамонта, зародилось искусство. Среди пещерных стоянок того времени в Челябинской области наиболее известна Игнатиевская пещера (Катав-Ивановский район), в которой обнаружены единственные в России рисунки эпохи палеолита (изображения мамонтов, северных оленей, человеческой фигуры, а также знаки-символы, выполненные охрой и чёрной сажей).

Примерно 11-10 тысяч лет назад в эпоху мезолита назад началось резкое потепление климата. Исчезли мамонт, шерстистый носорог, большерогий олень. Формировались природные условия, похожие на современные. Человек вынужден был приспосабливаться к изменившимся условиям существования: вёл подвижный образ жизни, строил недолговременные жилища, похожие на шалаш или чум.

Население занималось охотой, рыбной ловлей, добывало камень. Древние охотники изобрели лук и стали делать составные (вкладышевые) орудия – ножи, кинжалы, гарпуны. [3]

В 5-4 тысячелетии до н. э. закончился ледниковый период. Изменился животный и растительный мир, а вместе с ним и жизнь людей. Этому времени историки дали название неолит – новый каменный век.

Неолитические стоянки открыты археологами на берегах почти всех рек и озер Урала. На озерах Большие Алаки, Аргази, на реках Уфа, Ай, Сим сохранились и святилища древних южноуральцев – «писаницы» – рисунки на прибрежных скалах, где совершались обряды. [4]

______________________________________________________________

3. История Урала с древнейших времен и до наших дней: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург: И.Д. «Сократ», 2004. С. 45 – 132.

4. С 137.

5

Люди жили небольшими поселениями, которые располагались возле воды – у озёр, возле родников, у рек. На месте скопления некоторых поселений археологами обнаружены кости домашних животных (коров, овец и коз), чаще – лошадей. Это говорит о зарождении животноводства. На территориях, особенно благоприятных климатически, начали выращивать полезные растения (земледелие). Но охота, как и прежде, остаётся главным занятием.

Каменные орудия (ножи, скребки, проколки, наконечники стрел и копий) постоянно совершенствуются и изготавливаются в основном из яшмы и кремня. Появляются крупные орудия труда: топоры, тесла. По-прежнему используются орудия труда из дерева и кости. [5]

В это же время древние люди научились делать глиняную посуду, которую обжигают на огне и украшают рисунками (ямками, верёвочками, зигзагами, геометрическими фигурами). Со временем орнамент усложняется и включает схематичное изображение птиц, животных, людей. Постепенно более разнообразными становятся и жилища – полуземлянки, землянки, наземные дома.

Около 5 тысяч лет назад люди научились добывать и использовать медь. Месторождения медной руды были не везде, поэтому медные предметы считались большим богатством. Самые древние медные рудники – Каргалинские – расположены на Южном Урале. Их эксплуатация началась ещё в III тысячелетии до н. э.

________________________________________________________________

5. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997.

6

Возникновение неравенства между людьми в бронзовом веке.

Бронзовый век на Урале начинается во II тысячелетии до н. э.

Чтобы получить бронзу (сплав меди с оловом или свинцом), нужна очень высокая температура и дополнительный приток воздуха. Для этого сооружали специальные печи-горны. Из бронзы отливали топоры, ножи, серпы, наконечники копий. Орудия труда, оружие стали более удобными, а украшения – более разнообразными.

В районе Ильменского заповедника обнаружена одна из древнейших литейных мастерских. На юге Челябинской области на реке Синташта в древних поселениях найдены плавильные печи и инструменты. [6]

Древние уральцы жили племенами. Известны андроновские племена, которые занимали степи и лесостепи Южного Урала. Андроновцы были потомками местного населения, смешавшегося с пришельцами из Казахстана и Поволжья. Жили они в полуземлянках больших размеров. Родовая семья (40-50 человек) занимала одно помещение. В лесах жили другие народы. Среди них были черкаскульцы, которых называют так, поскольку первые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области. Также известны абашевцы, жившие на территории Южного Урала 4000 лет назад, алакульцы (степной народ, живший 3400 лет назад) и алексеевцы (конец бронзового века, степи нашего края). Учёные считают, что степные и лесные народы тогда говорили на разных языках, но общались между собой.

Одним из основных занятий жителей бронзового века стало скотоводство. Возле древних жилищ найдены кости домашних животных (коров, овец, коз и лошадей). Широко развивалось земледелие. В поселениях археологами обнаружены мотыги, серпы, каменные зернотёрки.

К концу бронзового века климат изменился – стал очень тёплым и сухим. Чтобы прокормить животных, людям приходилось перегонять их на дальние пастбища. Около трёх тысяч лет назад они и вовсе перешли к кочевому образу жизни. Потомки черкаскульцев частично переселились в Башкирию, а в южноуральские степи двинулись скотоводческие народы из Казахстана.

Особенно интересным было открытие археологами «Страны городов» – нескольких десятков укреплённых поселений, которые протянулись вдоль восточных склонов Урала с севера на юг на 400 километров и с запада на восток на 100-150 километров. [7]

_________________________________________________________________

6. От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / автор-составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.

7. Челябинская область. Краткий справочник: Авторы-составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев. – Челябинск, АБРИС, 2006.

7

Особую известность Челябинской области принёс Аркаим – укреплённое поселение XVIII-XVI веков до н.э. Хорошо сохранились два кольца оборонительных сооружений, вписанных друг в друга, два круга жилищ – внешний и внутренний, и центральная площадь. Она представляет собой хорошо утрамбованную площадку прямоугольной формы (25х27 м) с кострищем. На поселении выявлены около 66-67 жилищ. Дома пристраивались друг к другу и имели общие длинные стены без окон и два входа – один наземный, другой – по лестнице на кровлю. Почти все жилища начинались с небольших двориков, в доме по двум сторонам длинного коридора располагались небольшие помещения с нарами для отдыха. Большую часть дома занимало помещение для общего сбора семьи и хозяйственной деятельности. В общем отсеке находились колодец, хозяйственная яма, погреб, металлургическая печь, печи общего назначения, в одном из углов – камин. [8]

В погребениях аркаимско-синташтинского населения найдены керамические сосуды, бронзовые топоры-тесла, серьги, иглы, шилья, гарпуны. Среди предметов вооружения – каменные и бронзовые наконечники стрел, копья, боевые топоры. Найдены также: каменные булавы – предметы власти; песты для дробления руды, наковальни, литейные формы, остатки двухколёсных колесниц (по мнению учёных, это древнейшие в мире боевые колесницы с конской тягой).

________________________________________________________

8. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997.

8

Железный век

Около 3 тысяч лет назад началась новая эпоха в древней истории – железный век. Племена древних уральцев начали использовать железо как основное сырьё для изготовления оружия и орудий труда. Это привело к быстрому увеличению производительности труда и изменению культуры и быта населения. Большие изменения произошли и в хозяйстве. Древнее население степей (оседлые скотоводы-земледельцы) перешли к кочевому скотоводству. Население лесостепей перешло к мотыжному земледелию, но всё ещё продолжало охотиться, ловить рыбу и разводить скот.

На протяжении более двух тысяч лет территория Южного Урала была местом кочевий различных племен и народов. Степные кочевники того времени именовались саками и сарматами. Они передвигались по определённым маршрутам (сезонным пастбищам). Воинственные сарматские племена часто совершали набеги на соседей. Это заставляло их уделять особое внимание военному делу и вооружению.

Появляется оружие для ближнего и дальнего боя. Боевой единицей становится воин-всадник, вооружённый луком и стрелами с бронзовыми трёхгранными наконечниками различных типов, бронзовыми или железными кинжалами. На смену простому луку «скифского» типа приходит сложный, дальнобойный – «гуннского» типа. Для защиты применяется панцирь из костяных или железных чешуек.

Сарматы носили одежду из хорошо обработанной кожи, отделанной мехом, в холодное время года надевали кафтаны с длинными рукавами, одежду заправляли в мягкие кожаные сапоги. Сарматки украшали одежду мелкими бусинками, знатные женщины – золотыми бляшками. Саки и сарматы говорили на языках, похожих на современные таджикский и осетинский.

В южных районах Челябинской области археологами найдены захоронения аланов, одного из сарматских племен. Для аланов характерны деформированные черепа. В детстве голову ребенка туго бинтовали ремнём, и она приобретала удлинённую форму. Для поселения аланы выбирали высокие обрывистые берега рек, мысы, малодоступные для нападений врагов. Поселения укреплялись земляным валом, рвом, деревом. В их могилах сохранились железные мечи, гончарная посуда, точильные бруски, кости овец. [9]

Севернее, в лесостепях и лесах нашего края, в этот период жило несколько народов. Учёным известны иткульцы, следы которых были найдены на озере Иткуль. Иткульцы оставили после себя многочисленные укреплённые поселения-городища. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой, были мастерами по обработке бронзы. Народы перенимали друг у друга различные достижения, смешивались друг с другом.

_______________________________________________________________

9. От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / автор-составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.

9

II–IV века н. э. стали переломными в жизни кочевников Урало-Казахских степей. Их жизнь нарушили кочевые народы, хлынувшие из степей Монголии, – гунны. Эти племена встали во главе «эпохи великого переселения народов».

Установлено, что большинство народов, переселявшиеся по степям 1600-1700 лет назад, говорили на языках, родственных современным татарскому, башкирскому, казахскому, узбекскому, азербайджанскому. С одной из волн переселения в степи Южного Урала пришли далёкие предки башкир и казахов. Здесь эти кочевые народы осели и постепенно слились с предками живших здесь народов. Более 700 лет назад наши края пережили нашествия монголов, вместе с которыми на Южный Урал пришли сибирские татары. Но в большинстве своём современные татары переселились в наш край позднее из Поволжья.

Во второй половине XIII – XIV веке Золотая Орда захватила лучшие степные пастбища по долинам рек, в том числе и Тобола. Территория Южного Урала принадлежала Ногайской орде. А в русских документах до середины XVI века упоминаний о территориях Южного Урала не содержится. Торговый путь, которым пользовались купцы, приезжавшие за мехами, проходил через наиболее низкую часть Среднего Урала, и весь высотный Южный Урал с его более мягкой природой оставался неизвестным. Лишь после покорения Казанского ханства (1552 г.) и присоединения Башкирии (1556 г.) открылись пути к южной части Уральских гор. [10]

На первых этапах знакомства с Уралом проникновение русских происходило с запада, со стороны Новгорода, Москвы, Казани. Открытие Среднего Урала и Южного Зауралья – последних неизведанных земель края – также началось с запада, из вотчины Строгановых, но завершился процесс открытий с востока, со стороны Тюмени, Тобольска и других населённых пунктов, возникших в Сибири.

__________________________________________________________________

10. От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / автор-составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.

10

Заключение

Сложна история Южного Урала. В течение многих столетий создавали её разные народы и племена – коми, ненцы, ханты, манси, русские и тюркские народы (башкиры, татары). Сегодня на карте Челябинской области множество самых разных названий озёр, рек, городов, которые принадлежат разным временам и разным народам. Значение некоторых названий уже невозможно разгадать, так как звучат они на древних языках.

Так волею судеб Челябинская область стала тем, что она сейчас есть – большим разноплеменным домом, в котором на одной земле под одним небом мирно уживаются все обычаи и религии.

Историки-краеведы признают, что в летописи нашего края много неисследованных страниц, поэтому можно надеяться на новые открытия.

Работая над темой, я пришла к такому выводу:

Заселение Челябинской области началось очень давно. Это связано с климатом, богатым растительным и животным миром, большими запасами полезных ископаемых.

Я считаю, что наши предки были сильными и умными, потому что они умели добывать огонь, научились делать разные сложные вещи из бронзы, а потом и из железа. Они изобрели глиняную посуду, а также ткацкий станок. И вообще, они очень многое делали своими руками. Я планирую рассказать одноклассникам об освоении нашего края. В перспективе. Продолжая работу над темой, мне бы хотелось посетить аркаим, где своими глазами увидеть древние поселения.

Работая над темой, я пришла к такому выводу:

Заселение Южного Урала началось очень давно. Это связано с климатом, богатым растительным и животным миром, большими запасами полезных ископаемых.

Изучая разные источники по теме, я сравнила природу, одежду, жилища и занятия людей разных эпох. Думаю, что все это можно использовать в школе для изучения истории нашего края.

11

Список литературы

  1. Атлас Челябинской области. Роскартография, 2000.

  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1997.

  3. История Урала с древнейших времен и до наших дней: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений / Кол. авторов. Под общ. ред. И.С. Огоновской, Н.Н. Попова. – Екатеринбург: И.Д. «Сократ», 2004.

  4. Корецкая Т.А. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Южно-Урал. кн. изд-во», 2004.

  5. От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / автор-составитель А.Л. Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.

  6. Челябинская область. Краткий справочник: Авторы-составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев. – Челябинск, АБРИС, 2006.

Интернет источники:

  1. http://www.vatanym.ru/?an=vs308_mh2

  2. https://www.google.ru

12

«Книжка – раскладушка»

13

eduboss.ru

Коренные жители Южного Урала (первобытное общество)

   Содержание 

   Введение  …………………………………………………………………………..3

     1. Первобытная эпоха Южного Урала………………………………………4

     2. Первые жители Южного Урала и Саткинского района…...…………17

       3. О чем могут рассказать пещеры Сикияз-Тамака……………………….21

     Заключение …………………………………………………………………….23

   Список  использованной литературы ………………………………………24

  

   Введение  

   Я выбрала  эту тему потому что мне интересно  узнать, посмотреть как жили первые люди на Урале, откуда пришли, чем занимались, и вообще с чего начиналась история моего родного края.

   Южный Урал, как и весь Урал, не относится  к районам, где возник род человеческий. Сложно ответить на вопрос, когда и  откуда появились первые люди на территории Челябинской области. По мнению историков, заселение нашей области началось в конце раннего палеолита, от восточного побережья Каспия и реки Урал.

   Каменный  век (2,6 млн. 5 тыс. лет тому назад) –  самый продолжительный период в  истории человечества. Он назван так  потому, что большинство инструментов было сделано из камня (кремня, яшмы, обсидиана, гранита, туфа, и других пород и минералов). Ранние находки костей людей и их орудий в Африке датируются  2,6 млн. лет. Заканчивается каменный век в 3 тыс. до н. э. с изобретением и распространением медных, а затем и бронзовых орудий труда.

   Каменный  век состоит из древнекаменного  века – палеолита, среднекаменного  – мезолита и новокаменного –  неолита. Ученые так разделили каменный век не случайно: в каждый из периодов человек изобретал новые и  совершенствовал уже известные  приемы обработки камня и изготовления орудий, расширялся круг его хозяйственных занятий, менялась и природная обстановка.

   Палеолит  – период, когда началось формирование человека и его культуры. Он разделен на ранний (2,6 млн. лет – 40-30 тыс. лет  назад) и поздний (40-30 – 10  тыс. лет назад). Их другие названия – нижний и верхний – связаны с залеганием находок в слоях (чем ниже, тем древнее). Ранний (нижний) палеолит заканчивается с появлением человека современного типа. Период позднего (верхнего) палеолита – время резких климатических колебаний и приспособления к ним человека.  

   Человек на Урале в эпоху  палеолита (300—100 тыс. лет — 10 тыс. лет назад)

   

   Заселение Урала в эпоху палеолита

   В конце раннего палеолита 100 тыс. лет назад началось заселение Урала. Прослеживаются два основных пути этого движения: 1) из Средней Азии и 2) Восточно-Европейской равнины, Крыма, Закавказья. В Приуралье орудия сходны с теми, что известны в Европе. Памятники восточного склона по облику находок аналогичны азиатским (в том числе сибирским).

   Наиболее  ранние стоянки на Урале относятся  ко времени 300 тыс. лет назад. Это  Большой Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Ельниках-2 люди жили 300 тыс. лет назад. Из галек кварцита (зернистой кремнистой породы) они делали рубящие орудия - чоппинги. Вместе с орудиями были найдены кости древнего трогонтериевого слона. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад.

   В палеолите происходят резкие климатические  изменения: отмечены колебания температур и влажности, что приводило к наступлению или таянию ледников, расширению или сокращению водных ресурсов Урала. В начале заселения Урала, видимо, условия были более благоприятны для человека, чем в позднем палеолите. Своеобразный климат, когда распространение ледников сопровождалось малым количеством осадков и холодными температурами, влиял на формирование приледниковых природных зон. Это были своеобразные тундро-степи, которые сочетали некоторые черты этих двух зон, однако не повторяли их полностью. Внутри больших периодов оледенений наблюдались и кратковременные потепления, что влияло на состав флоры и в какой-то мере - фауны. Эти колебания климата, их конкретные черты фиксируются в результате исследований палеоботаников и палеозоологов. Так, при потеплении отмечается появление пыльцы дуба, липы, вяза, граба, а при похолодании - трав, березы, сосны, ели. Среди степных растений преобладают семейства сложноцветных, зонтичных, гречишных, гвоздичных. В горных районах встречались растения степей, тундры и лесов.

   Мир животных эпохи палеолита восстанавливается  благодаря усилиям уральских  палеозоологов (Н.Г.Смирнов, П.А. Косинцев), которые изучают кости (остеологические останки) пещер и открытых древних поселений. Наиболее ранними являются останки трогонтериевого слона; в это время появляются такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, северный олень, бизон, сайга, лошадь, которые становятся ведущими видами в позднем палеолите. При освоении пещер человек сталкивался с пещерным медведем. Необычным животным эпохи палеолита был тигролев.

   Человек, осваивающий новые пространства, умел добывать огонь, делать орудия. Он заботился об умерших сородичах, именно поэтому мы можем представить его внешний вид. На Урале не сохранились захоронения человека, называемого неандертальцем, но известен облик мальчика из среднеазиатского погребения Тешик-Таш. Его восстановил известный русский ученый М. М. Герасимов. Ребенок 8—10 лет выглядит как бы сутулым, у него выдвинутая челюсть, покатый лоб. К позднему палеолиту (40— 30 тыс. лет) складывается человек современного типа, в науке известный как «Homo sapiens» — человек разумный. 

   Техника обработки камня в раннем палеолите (300 – 100 - 40 – 30 тыс. лет назад)

   

   В раннем палеолите Урала орудия делали из кварцита, разновидностей яшмы, кремня. Самой простой заготовкой была галька (кварцитовая, кремневая, яшмовая) – окатанный кусок породы, чаще овальной или округлой формы. Ударом другой гальки (отбойником) производили сколы с  одной или двух сторон и получали орудие под названием чоппер, или чоп-пинг. Если всю поверхность гальки или куска породы подвергали обивке, то получали орудие типа рубила. Из крупных сколов-отщепов с помощью легких ударов делали скребла — для обработки шкур, скобели — для обработки дерева, остроконечники (универсальные орудия, сочетающие несколько функций). Для конца раннего палеолита наиболее распространенными были остроконечники и скребла, свидетельствующие о развитых навыках и гибкости руки человека, еще не достигшего уровня Homo sapiens (человека разумного). В раннем палеолите для получения отщепов нужных форм и пропорций начинают делать нуклеусы, то есть специально подготовленные ядрища.

   Примитивные галечные орудия известны на стоянках и местонахождениях Мысовая (на Южном Урале), Ельники-2, Ганичата-1, 2 (Прикамье). На местонахождении Ганичата-1 можно проследить весь процесс изготовления орудий из кварцита разной расцветки, который добывался у д. Бара-нята. Кроме отбойников и чоппингов там были найдены отщепы, скребла, нуклеусы.

   В позднем палеолите резко изменяется каменная индустрия. Главным становится изготовление нуклеуса, с которого стало возможным скалывание многочисленных стандартных сколов правильной прямоугольной формы - пластин. Пластины имели острые, боковые стороны, которые можно было использовать без дополнительной обработки в качестве режущих инструментов. Для того чтобы сделать другие, более многочисленные орудия (наконечник копья, скребок, скобель,резец) или оформить рукоять, использовали специальную подработку в виде мелких сколов (резцовый скол, ретушь, подтеска).

   Древний мастер использует не все известные  ему породы и минералы, а только те, что при расщеплении дают длинный скол с острыми краями (кремнистые породы, прежде всего кремень). По особому значению кремнистых пород в создании палеолитической индустрии ее часто называют кремневой.

   В конце палеолита человек делал  орудия, состоящие из костяной, роговой, деревянной оправы (или рукояти) и вставленных в нее кремневых пластинок. Они получили название «вкладыши».

   К памятникам позднего палеолита относятся стоянка им. М. В. Талицкого (р. Чусовая, Прикамье), Игнатиевская и Каповая пещеры (на Южном Урале), Шикаевка (Курганская область), Медвежья пещера (Северное Приуралье) и др.

   Кость и бивень мамонта, клыки животных использовались также для украшений. Так, в Безымянном гроте на левом берегу р. Пышмы найдены обломки браслета и бусина-пронизка, фигурка животного из тонкой пластинки бивня мамонта.

   Основным  и главным занятием и способом добывания пищи являлась охота, которую  дополняло собирательство (сбор кореньев, ягод). Древнее уральское население использовало приемы загонной охоты, известные и на других территориях. Стоянки часто располагались в местах, удобных для внезапного нападения на животных (берега рек с отвесными обрывами, например, Медвежья пещера). Находки костей животных на открытых стоянках и в пещерных памятниках раскрывают нам рацион их обитателей: мамонт, шерстистый носорог, северный и благородный олень и другие представители фауны. В целом, наиболее многочисленны кости мамонта и северного оленя. Ученые открыли места естественной гибели этих животных, куда люди приходили добывать мясо. В Курганской области, в Шикаевке, найдены кости двух мамонтов и орудия из яшмы. Приходили люди к месту гибели мамонтов на р. Сосьве (Гаринская стоянка) за костью, бивнем, шкурой и мясом.

   Добытые кости, шкуры могли служить материалом для строительства жилища. Жилище из костей мамонта известно на стоянке Бызовой (Коми республика). При сооружении использовались обычно все крупные кости мамонта: черепа выкладывали в основание стен, бивни составляли каркас перекрытия. Сверху закрепляли шкуры животных, а затем еще могли укладывать дерн. Так представил подобные жилища, раскопанные на Украине, И. Г. Пидопличко. Остатки легких жилищ, типа чума, с очагами зафиксированы на стоянке им. М. В. Талицкого (в Прикамье). При возведении такого жилища несколько жердей втыкали в землю по кругу, а другие концы соединяли и связывали. Из шкур или бересты выкраивали покрышку и накрывали ею жилище, прочно закрепляя ее. Большое количество костей животных и кремневых орудий в пещерах и памятниках открытого типа подтверждает мнение о формировании в палеолите оседлого образа жизни.

   Кроме остатков поселений и кратковременных  стоянок, на Урале известны памятники-святилища. Святилища - это места проведения ритуалов, обрядов. Они часто связаны с необычными объектами природы. Так, на оз. Большие Аллаки в Челябинской области у гранитных скал - каменных «палаток» (матрацевидные напластования гранитных плит) найдены кости лошади, изделия из горного хрусталя, материала, широко распространенного на Урале, но редко-используемого человеком. Когда-то на скалах были и рисунки, которые не сохранились до настоящего времени. К пещерным памятникам-святилищам относится и Игнатиевская пещера (Южный Урал), где на стенах фиксируются не только следы искусственных сколов, но и изображения, выполненные красной и черной красками. Это прямые и волнистые линии, знаки, схематичное изображение человека, оленя, мамонта, лошади.

   Также на Южном Урале в Каповой пещере (Шульган-Таш) краской выполнены рисунки мамонта, шерстистого носорога, лошади. Отдельные рисунки найдены во 2-й Серпиевской пещере (Южный Урал). Рисунки южноуральских пещер сходны с изображениями в пещерах Франции и Испании. Назначение таких памятников до конца не осмыслено. Одни считают, что это места, связанные с охотничьими обрядами. Другие возражают. Если памятники связаны с охотничьими обрядами, то непонятно, почему не совпадают виды промысловых животных (количество костей) и изображений? В одной из западноевропейских пещер с рисунками сохранилось множество отпечатков детских ног. Ученые предполагают, что в таких подземных картинных галереях могли происходить обряды инициации - посвящения мальчиков во взрослых членов-охотников племени. Поскольку эти памятники отражают духовный мир человека, их понимание более сложно, чем раскрытие технологии обработки камня или других таких же конкретных сторон жизни.   

   Хозяйство и культура в мезолите (10 – 7 тыс. лет назад) 

   Насчитываются сотни мезолитических памятников разного назначения: стоянок, долговременных поселений, мастерских по добыче и расщеплению камня.

   В торфе сохранились деревянные и  костяные вещи этого времени. В Северном Приуралье мезолитические предметы найдены в Висском торфянике, а в Среднем Зауралье - в Шигирском и Кок-шаровском. Памятники западного и восточного склонов Урала отличаются формой жилищ, орудий. Внутри этих двух территорий также наблюдается своеобразие и общность некоторых памятников. По-видимому, мы наблюдаем на археологическом материале племенные и родовые объединения.

stud24.ru

Миллионы лет назад территория, которую в настоящее время занимает Башкортостан, была дном огромного тёплого моря. Учёные назвали его девонским. На правом берегу Белой против города Стерлитамака поднимаются одиночные горы-шиханы. Они образовались из скелетов морских животных. Стерлитамакские шиханы — это известняковые рифы. Самые большие из них Юрактау, Куштау, Тратау.

Около 350 миллионов лет тому назад земная кора стала подниматься. Со дна девонского моря постепенно поднялись Уральские горы и прилегающие к ней возвышенности. На суше выросли удивительные деревья, каких теперь нигде на земном шаре не встретишь. Это были гигантские тридцатиметровые папоротники с огромными толстыми стволами и раскидистыми листьями, такие же высокие, похожие на свечи, хвощи, мощные стройные сигиллярии, плауны. Теперь в лесах тоже растут папоротники, хвощи, плауны. Но сильно изменившиеся, ставшие низкорослыми. Появились и первые животные. Затем суша вновь была затоплена морем, которое окончательно отступило лишь около 50 миллионов тому назад.

Аммониты

Долго менялся климат: то он был тёплый и влажный, то сухой и жаркий. А полтора миллиона лет назад наступило великое похолодание. Землю покрыл ледник, дошедший до Урала.

Шерстистый носорог

В Ледниковый период на Урале жили мамонты, шерстистые носороги. Мамонт походил на большого слона, высотой 3 метра и длиной более 4 метров. Тело его было покрыто длинной рыжей шерстью. Питался он растениями, которые рвал хоботом. Траву перетирал коренными зубами. Каждый такой зуб был длиной около 30, а шириной около 10 сантиметров. Зимой мамонт выкапывал траву из-под снега своими двухметровыми бивнями. Каждый такой бивень весил более 60 килограммов.

Тюлькин А.Э. Шиханы под Уфой

Около 15 тысяч лет назад Ледниковый период завершился. Моря, реки, горы начали приобретать современные очертания. Низкорослые, хилые ивы и берёзы, выбравшись из ледяного плена, стали бурно расти. Настал час хвойных деревьев. Вымерли мамонты и другие гиганты Ледникового периода. Выжили и приспособились к новым природным условиям другие звери и птицы, которые в обилии населили дремучие леса Урала. Мельчайшие жители моря погибали, и останки их скапливались в огромных количествах в спокойной воде морских заливов. Сюда же собирались, ракушки, скелеты рыб. Все это смешивалось с илом и песчинками, которые приносили реки, впадающие в море. За сотни миллионов лет вещества, составлявшие, когда-то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть.

 

КАМЕННЫЙ ВЕК

Пещера Шульган-Таш

Учёные полагают, что первые люди появились на Земле около 3 по другим данным — около 5 миллионов лет назад. Первые люди, жившие на Земле, в основном, пользовались орудиями труда и оружием, изготовленными из камня или с помощью камня, поэтому этот период развития человека и назвали каменным.

Археологи доказали, что первые люди на Урале появились около ста тысяч лет назад. Стоянку первобытного человека, то есть место, где он жил, археологи обнаружили на берегу озера Кара-балыклы близ деревни Ташбулатово в Абзелиловском районе.

Первобытные люди жили не в одиночку, а группами — человек по пятнадцать-двадцать, занимались собирательством, охотой, рыболовством. Взрослые мужчины все до одного выходили на охоту на крупных и опасных животных: рыли ямы-ловушки для оленей, мамонтов и, когда те попадали в них, добивали добычу копьями и острыми камнями. Не оставались без дела дети и женщины. Они охотились на мелких зверьков и птиц, искали съедобные коренья. Общая работа и забота друг о друге помогали группе пережить суровое время года, избежав голода и смерти

Удачная охота сменялась долгими голодными неделями. А природа то и дело преподносила первобытным людям сюрпризы: то наступит засуха, то нагрянут неожиданные холода. Первобытные люди полагали, что и природой, и их жизнью управляют разные божества и духи, поэтому люди поклонялись им, просили их помощи. Прежде чем идти на охоту первобытные люди исполняли сложный ритуал перед изображением того или иного животного. Они хотели этим умилостивить духа и обеспечить себе удачную охоту.

А умели ли рисовать древние люди, или это только предположения ученых? Свидетельство тому — уникальный па-мятник, святилище первобытных людей, всемирно известная пещера Шульган-таш.

Пещера Шульган-таш расположена на правом берегу реки Агидель в Бурзянском районе Башкортостана. Пещера напоминает дивный дворец с огромными залами, соединенными между собой широкими коридорами. Длина первого этажа в общей сложности около 290 метров. В 120 метрах от входа с левой стороны вверх уходит прямой коридор. Поднявшись по лестнице на высоту 20 метров, вступаешь на второй этаж. Он, как и первый, состоит из огромных залов, протянувшихся в длину на 500 метров, и выходит к большому подземному озеру.

Наскальные рисунки

На двух сухих стенах первого и самого большого зала на втором этаже натуральной краской, охрой, искусно изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорога. На одной из стен нарисовано стадо из пяти мамонтов и двух лошадей. Некоторые мамонты изображены бегущими. Это говорит о том, что древний художник в непосредственной близости наблюдал жизнь этих животных.

Рисункам пещеры Шульган-таш примерно 12-14 тысяч лет. В нашей стране, если не считать найденный в Сибири рисунок мамонта, таких рисунков больше нет. Похожие изображения имеются лишь во Франции и Испании.

 

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Первыми металлами, которые сумел обработать древний человек, были золото и медь. Самородки этих металлов можно было расплющить и разрезать с помощью каменных орудий. Новая эпоха в истории человечества началась тогда, когда люди поняли, что из камней, содержащих золотые жилы, либо из руды при нагревании можно получить чистый металл.

Учёные-археологии доказали, что Турция и Иран были древнейшими центрами добычи и обработки меди. В древних государствах, существовавших на территории этих государств научились выплавлять металл около 6 тысяч лет назад.

На Южном Урале люди научились выплавлять бронзу около 4 тысяч лет назад. Бронза твёрже и прочнее меди. Из бронзы изготавливались орудия труда (серпы, секачи, ножи, топоры, рыболовные крючки), оружие и украшения.

Выплавка металла из руд производилась в печах, представлявших собой неглубокие ямы, обложенные вертикально поставленными каменными плитами. Одна такая печь обнаружена у деревни Верхнее Тавлыкаево (Баймакский район).

В бронзовом веке люди уже умели обрабатывать землю, пасти скот, изготовлять посуду из глины. Особенно в эту пору на Урале было развито косторезное дело.

В бронзовом веке появились и первые транспортные средства — повозки и колесницы, в которых запрягали лошадей и быков. Сухопутные транспортные средства способствовали развитию торговли.

Изобретение колеса приписывают шумерам. Появились они впервые около 5 тысяч лет назад, но не на телеге, а гончарном столе. Горшкам и чашам придавали форму при помощи вертящегося диска. Сообразительные шумеры догадались приспособить колёса к повозке. И перевозка тяжестей перестала быть мучением.

 

davlekan.narod.ru


Смотрите также