Первобытное общество 10 класс. «Конспект урока на тему «Развитие первобытного общества» (10 класс)»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока на тему "Развитие первобытного общества" (10 класс). Первобытное общество 10 класс


первобытное общество 10 класс — презентация

Первобытноеобщество * * Вопросы Эпоха первобытности. Основные этапы развития человека. Палеолит. Мезолит. Неолит. * * Задание на урок Заполните таблицу:Палеолит Мезолит Неолит Хронологические рамки Представители Основные занятия Орудия труда Общественная организация Духовная жизнь * * 1. Эпоха первобытности. Хронологические рамки – 2,5 млн – IV – III тыс. лет до н. э. Особенности:- Данные антропологии, ар-хеологии, этнографии, Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др.) Использование антропо-логической и археологи-ческой периодизации. Прародина человечества * * Человек как вид возник в Африке (8-6 млн. лет назад). Причина антропогенеза – «природный толчок» – «аридизация» (засуха). * * 2. Основные этапы развития человечества Периодизация6,5 – 1 млн. лет до н.э. –Австралопитеки (прямо-хождение, природные пред-меты в качестве орудий тру-да.2,5 – 1,6 млн. лет до н.э. –Homo habilis, Homo rudolfensis (изготовление орудий труда). Эволюция человека. Современный рисунок. * * 2. Основные этапы развития человечества 1,8 млн. – 300 тыс. лет до н.э. – Homo erectus (питекантроп, синантроп и др. архантропы)300тыс. – 40 тыс. лет до н.э. – Неадертальцы (палеант-роп).200/130 тыс. лет до н.э. –Homo sapiens sapiens (в т.ч. Современный человек). Появился в Африке. В Европе - ок. 40 тыс. лет назад. На нем биологическая эволюция завершилась. Неадерталец * * 3. Палеолит Древнекаменный век (2,5 млн – XII/X тыс. до н. э. Ранний. (2,5 млн. – 300 тыс лет до н. э.)Homo habilis. Кочевой образ жизни. Собирательство, пе- реход к охоте. Начало изготовления орудий (руби-ло, отщепы)Мышление и освоение огня. Появление общины, коллек-тивизма и равенства. Средний. (300 – 40 тыс. лет до н. э.)Неадертальцы. Древнейшие собиратели * * 3. Палеолит Последний ледниковый пе-риод. Хозяйственная и соци-альная адаптация. Охота. Изготовление орудий труда. Элементы духовной жизни – магические, погребальные ритуалы. Поздний. (40 – 10 тыс. лет до н. э.)Homo sapiens (кроманьонцы). Рост населения и продолжительности жизни. Изготовление сложных орудий. Охота «на расстоянии». Древнейшие охотники * * 3. Палеолит Строительство домов. Родовая община, тотемизм. Род – хозяйственная едини- ца. Развитая речь и интеллект. Появление искусства (изображение животных и женщины-прародительни-цы). Появление мировоззрения и верований (магия, тотемизм и анимизм)Завершение формирования человека как биологического вида. Кроманьонец * * 4. Мезолит Средний каменный век (X тыс. до н. э.). Таяние ледников. Окончание ледникового периода. Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства. Уменьшение численности общин. Главный герой искусства – человек (сражения коллек-тивная охота). Охота. Доисторический рисунок * * 5. Неолит Новый каменный век (X - IV тыс. лет до н. э.)Неравномерность развития (лидер – Ближний Восток). Появление земледелия и скотоводства – Неолитическая аграрная ре-волюция (ячмень, пшеница и козы, овцы, свиньи). Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Использование самородных металлов (медь, свинец, золото) – VIII тыс. до н. э. Древние скотоводы. Рисунок из гробницы египетского вельможи * * 5. Неолит Гончарное производство - VII тыс. до н. э. Плавка и литье металлов- VI тыс. до н. э. Колесо, повозка, гончарный круг, ткацкий станок, плуг, парус - IV тыс. до н. э. Общественное разделение труда Первое – земледелие и скотоводство. Второе – земледелие и ремесло (торговля). Замена родовой общины соседской. Родовая и соседская общины * * 5. Неолит Зарождение частной собст-венности и неравенства. Появление племени. Вы-деление племенных вождей. Сакрализация власти. Политеистические религии. Богиня-мать, культ предков и вождей. Искусство – интерес к чело-веку, искусство для власти. Повышение производитель- ности труда – присвоение излишков – неравенство – разложение первобытного общества. Первобытные Венеры * *

freedocs.xyz

Trojden | Первобытное общество: Климов О. Ю.

В древней истории выделяются два важных периода — история первобытного общества и история древних цивилизаций, образовавшихся на Востоке.

В первобытную эпоху формируется физический тип современного человека, создаются различные орудия труда, совершенствуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, постепенных открытий, накопления опыта люди создали богатую материальную и духовную культуру. Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготовлять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало открытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводства, которые до настоящего времени составляют для человека основной источник получения пищи. Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, мифах, сказках, легендах.

Переход человечества к цивилизации сопровождался расслоением общества на богатых и бедных, правителей и подданных, развитием эксплуатации, становлением государств, появлением городов, письменности, сложных и совершенных видов искусства, зарождением науки, философии, литературы, политических и морально-нравственных учений, утверждением первых мировых религий.

Древнейшие государства, появившиеся в Египте, Двуречье, а затем и во многих других частях Земли, были небольшими. Постепенное их развитие, войны с соседями привели к их укрупнению, а в дальнейшем — к образованию империй, к числу которых относились Египетская, Ассирийская, Нововавилонская, Персидская империи, держава Александра Македонского, эллинистические государства, Римская империя, древнеиндийская империя династий Маурьев и Гуптов и древнекитайские империи Цинь и Хань.

История Древнего мира наполнена войнами и завоеваниями, порабощением целых народов и стран. В древнейших государствах получила распространение самая жестокая и бесчеловечная форма эксплуатации человека человеком — рабство. Угнетение людей неизбежно порождало их протест, который проявлялся в различных формах — бегстве от своих хозяев, восстаниях рабов, подневольных крестьян и ремесленников, а также народов завоёванных стран против своих угнетателей.

Вместе с тем древними обществами были сделаны замечательные открытия, многие из которых составили основу человеческой цивилизации. В Древнем мире возникли две из трёх мировых религий — буддизм и христианство, появились национальные религии — иудаизм, даосизм, зороастризм и др., морально-этические учения — конфуцианство и др., которые требовали от человека нравственного самосовершенствования, определяли принципы, на которых строятся отношения между людьми. Выработанные в те времена духовно-нравственные принципы до настоящего момента не претерпели существенных изменений и не утратили своего значения.

Древние цивилизации создали такую политическую форму, как республика, при которой политические права предоставлялись достаточно широким слоям свободного населения, когда люди сами выбирали органы власти, самостоятельно принимали законы, по которым им следовало жить. Во многих республиках Греции (полисы) сложился политический режим демократии, для которого характерно участие рядовых граждан в управлении своим государством. Однако в соответствии со спецификой эпохи политические права предоставлялись лишь гражданам, которые составляли меньшую часть населения страны.

Одним из замечательных достижений стало создание права, которое и сегодня играет огромную роль в организации жизни общества. Благодаря законам были определены права различных категорий людей, создан механизм защиты имущества, здоровья, личности, жизни свободных полноправных граждан. Но при этом древние законы закрепляли социальное неравенство, предоставляя привилегии знатным и богатым слоям общества.

Культура массовых зрелищ и развлечений также зародилась в древних цивилизациях. Театрализованные религиозные празднества появились в Китае, Индии, Северной Африке, на Ближнем Востоке, на островах Средиземного моря и в Греции, различные спортивные состязания стали любимым развлечением у народов многих стран.

В древности между государствами складывались сложные отношения. Но не только войны и захваты территорий определяли характер международных отношений в те времена. Дипломатия, играющая огромную роль в жизни современного мирового сообщества, зародилась и получила значительное развитие именно в древних цивилизациях. Традиция заключения межгосударственных союзов и международных договоров насчитывает не одно тысячелетие.

В целом очень многие реалии современного общества основаны на открытиях, сделанных ещё в глубокой древности. Поэтому изучение истории Древнего мира и культуры древних обществ важно для современного человека.

Вспомните! Первобытность. Палеолит, неолит, энеолит, бронзовый век. Родовой строй. Родовая и соседская общины. Мифы. Зарождение религии.

Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием первых государств. В этот период, который нередко именуют доисторическим, появляется первобытное общество. Для него характерно отсутствие сословий, имущественного неравенства, государственности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

Первобытное общество имеет ряд особенностей.

1. Этот универсальный этап развития прошли все народы мира. В мире нет ни одной цивилизации, которая не вышла бы из первобытности.

2. Это наиболее продолжительный этап, охватывающий более 1,5 млн лет, если начинать с появления питекантропа и синантропа, или до 3 млн лет, если вести отсчёт с появления Homo habilis, Человека умелого (существа, изготавливающие пусть даже самые примитивные орудия труда — грубо оббитые округлые камни с многими гранями, уже нельзя назвать животными). Для сравнения: вся история цивилизации, начиная с Древнего Египта, Двуречья, цивилизаций долины Инда и Китая, составляет всего 5 тыс. лет.

Какие регионы планеты населяли питекантропы, а какие — синантропы?

3. Этот период не освещён в письменных источниках, так как первобытные народы не владели письменностью. Многочисленные этнографические описания были сделаны путешественниками, учёными, миссионерами, посетившими более поздние первобытные народы.

4. На планете до сих пор обитают племена, которые сохраняют первобытные традиции или значительные пережитки прошлого.

1. Эпоха праобщины

Древнейшие орудия человека

Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты.

Первый и наиболее продолжительный этап составила эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (нижний и средний палеолит). В это время идёт процесс эволюции физического типа человека от Человека умелого до неандертальца, отличающегося от современных людей массивным телосложением. Основной формой организации жизни древнейших людей была праобщина. Именно в ней под влиянием совместной трудовой деятельности происходило постепенное упрочение социальных связей и ослабление зоологического индивидуализма, животных инстинктов. Условием выживания людей в ту эпоху мог быть только большой коллектив; в одиночку или малыми группами человек в ту эпоху прожить был не в состоянии.

Какую роль играла трудовая деятельность в процессе становления человека? Какие ранние орудия труда вы можете назвать?

Трудовая деятельность людей носила коллективный характер и способствовала развитию новой системы социальных отношений, построенной на взаимопомощи, совместной деятельности, заботе членов сообщества друг о друге.

В эпоху праобщины у так называемого неандертальского человека формировались мышление и членораздельная речь. Тогда же возникают элементы религии и изобразительной деятельности. Важным свидетельством укрепления социальных отношений у неандертальцев стало появление первых в человеческой истории захоронений. Умершего хоронили по особому обряду, украшая цветами и оставляя в могилах предметы, имеющие, как полагают археологи, магический смысл.

Жили неандертальцы в пещерах и на открытых стоянках, сооружая жилища из крупных костей и шкур животных, изготавливали ножи, скрёбла, наконечники копий.

2. Образование первобытной родовой общины

Второй этап первобытности датируется 40-35-м тыс. — 10-5-м тыс. до н. э. (Такая датировка верна для наиболее развитых обществ Ближнего Востока, в других регионах мира он продолжался значительно дольше.) Начало этого этапа ознаменовано появлением человека современного физического типа. Второй этап называют эпохой первобытной родовой общины, порой зрелости первобытных обществ.

На смену праобщине пришла новая форма общественной организации — род, который представлял собой большой самоуправляющийся хозяйственный коллектив, состоящий из кровных родственников. Все члены рода проживали на земле, которая являлась общей собственностью, сообща они носили общее родовое имя, сообща трудились, поклонялись родовом}’ божеству, которое чтили наряду со множеством других богов. Членам рода запрещалось вступать в браки между собой, поэтому невест и женихов искали в других родах. Два и более рода объединялись в племя. Племя владело определённой территорией, говорило на своём языке или диалекте, имело особые черты культуры, свои культы, своё имя.

Возникновение рода имело огромное значение для развития человечества: впервые в истории возникла прочная, устойчивая форма социальной организации людей, основанная на кровном родстве, взаимопомощи членов охотничьего коллектива. Род предоставлял людям гарантии защиты и выживания, возможность накопления и передачи знаний и разнообразного опыта — хозяйственного, социального, культурного.

В условиях рода значительно укреплялись социальные связи, складывалась устойчивая система отношений между людьми. Отношения в роде строились на основе равенства всех членов коллектива, на общем труде, отсутствии угнетения, расслоения на богатых и бедных, знатных и незнатных. Даровитые люди пользовались уважением: опытные и смелые охотники почитались как герои — зачастую они становились старейшинами рода; искусным целителям доверяли проведение религиозных обрядов — в дальнейшем они превращались в шаманов. В родовой общине сложилась своеобразная и достаточно сложная система воспитания и обучения детей и подростков. С ранних лет их приучали к жизни в коллективе, воспитывали трудолюбие, мужество, смелость, прививали нормы социального поведения, им передавали накопленные обществом знания.

Чтобы стать полноправными членами рода, юноши и девушки должны были пройти через строго установленный обряд инициаций (испытаний). Поведение и вся жизнь людей — и взрослых и детей — строго регулировались обычаями, традициями, нормами религии и морали. В обществе существовали строгие запреты — табу — на некоторые виды действий, которые считались опасными для рода. Одно из основных табу — запрет жениться внутри своего рода. Нарушителей табу строго наказывали.

Управление родом строилось на принципах самоуправления — все взрослые члены рода участвовали в собраниях, сообща принимали решения. Во главе рода стояли старейшины, которые пользовались большим авторитетом. Иногда главой рода могла быть женщина. Для военных действий избирали вождей из числа наиболее опытных и авторитетных воинов.

Преобладание коллективистского, общинного начала в роде означало подчинение личности интересам сообщества, что приводило к ограничению личной свободы, исключало вседозволенность отдельного индивида.

Какие, на ваш взгляд, положительные и отрицательные черты общественных отношений можно выделить в родовой общине?

Орудия труда охотников

В условиях родового строя человечество добилось значительных успехов в хозяйственной жизни. Люди усовершенствовали технику обработки камня, дерева, кости, рога, стали изготавливать сложные и разнообразные орудия — ножи, топоры, копья, наконечники стрел, гарпуны и др. Очень важным открытием человечества стало изобретение лука и стрел, сделавших охоту более эффективной и безопасной: с помощью лука человек мог поражать животных на значительном расстоянии. В эпоху неолита люди освоили производство керамических изделий и ткачество.

Но наибольшее значение имело зарождение в 9-8-м тыс. до н. э. земледелия и скотоводства. Эти новые виды хозяйственной деятельности были освоены в разных частях Земли не одновременно, поэтому они не сразу получили распространение среди различных родов, племён и народов. Наиболее ранними очагами возникновения земледелия и скотоводства считаются регионы Ближнего Востока (Палестина, Северный Ирак,

trojden.com

Первобытное общество. Всеобщая история. 10 класс. - Объяснение нового материала.

Комментарии преподавателя

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

Причины появления людей

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

 

Около 11,5 – 9 миллионов лет назад на территории Африки появились самые древние предки людей – дриопитеки («древесные обезьяны»). Группы этих обезьян основную жизнь проводили на деревьях, питаясь мягкими плодами. Дриопитеков отличали: невысокий рост (около 60 см), длинные руки, с помощью которых они лазили по деревьям.

 

Более 5 миллионов лет назад, когда леса стали уступать место степям, потомкам «древесных обезьян» пришлось приспосабливаться к окружающей среде. Это привело к появлению вида австралопитеки  («южные обезьяны»).

Австралопитеки впервые были обнаружены в Юго-Западной Африке, на территории современного государства ЮАР в 1924 году. Их отличал узкий и высокий череп, что явно отличало этих древнейших людей от их предков – обезьян. По мнению ученых, австралопитеки уже перешли к поеданию животной пищи, что подтверждается, во-первых, строением зубов, похожих на зубы современного человека, а, во-вторых, найденными рядом с останками «южных обезьян» костей животных. Но самым главным отличием австралопитеков от обезьян является их способность к прямохождению.

Следующим этапом развития людей стал человек умелый (homo habilis), появившийся на Земле около 2 миллионов лет назад. Рост этих существ составляет 120-140 см. Поскольку окончательно исчезает необходимость регулярно лазить по деревьям, то руки сокращаются в длине. У homo habilis наблюдаются зачатки интеллекта. Теперь, перед тем как отправится на охоту, люди проводили предварительную подготовку – изготавливали соответствующие орудия труда.

Они придавали камням, костям и дереву необходимую форму, позволяющую резать, скрести и копать. Со временем, умение изготавливать орудия труда, позволило людям стать высшими хищниками. Первыми орудиями можно считать острые палки и осколки костей. Рядом с останками человека умелого ученые находят камни, обколотые таким образом, чтобы можно было затачивать палки или резать мясо.

 

Около 1,5 миллионов лет назад в результате активного расселения появился новый вид людей – человек прямоходящий (homo erectus), которого так же называют «древнейшим человеком».

 

Отличительными особенностями древнейших людей являются:

1.         толстые кости черепа;

2.         сильно развитый надглазный валик;

3.         покатый лоб;

4.         массивная нижняя челюсть;

5.         крупные верхние резцы

6.         средний рост (150-180 см),

7.         прямая походка.

Древнейшие люди научились строить жилища. Для обогрева жилищ, приготовления пищи, а так же охоты на диких животных использовался огонь, который люди научились добывать самостоятельно, используя высекание при помощи двух камней, ударявшихся один о другой для получения искр, а так же способ «высверливания», когда деревянная палочка с закругленным концом вставляется в углубление и путем быстрого вращения руками находящийся в углублении сухой мох нагревался до нужной температуры.

Существует предположение, что именно древнейшие люди стали использовать речь для передачи информации. Об этом говорит факт усложнения хозяйственной деятельности людей – окончательное разделение видов деятельности. Теперь охота на диких животных становится исключительной привилегией мужчин, в то время как женщинам отводится сбор растительной пищи – собирательство.

Около 150 тысяч лет назад появился тупиковый подвид людей – неандерталец. Их отличал невысокий, около 160 см, рост, мускулистое и коренастое тело. Лицо широкое, сильно выдвинуто вперед, над глазами, как и у древнейших людей у неандертальца был широкий лоб с надглазными валиками.

Проживали неандертальцы в основном на территории Европы, в холодных районах. Поэтому для защиты от холода им приходилось использовать одежду и обогреваемые жилища. Не редко в качестве естественных укрытий использовались пещеры. На территории России известно примерно двадцать пещер, где проживали неандертальцы – самая известная из них Мезмайская пещера на территории Краснодарского края. Там, где пещер не было, люди строили большие шалаши или хижины из палок и костей, покрытых шкурами животных. Для обогрева таких жилищ использовались очаги. Неандертальцы были умелыми охотниками. По костям, найденным на стоянках, можно судить, что охотились они в основном на крупных животных: бизонов, северных оленей, пещерных медведей, а так же мамонтов и шерстистых носорогов.

Примерно 200 тысяч лет назад появился человек современного типа – человек разумный (Homo sapiens). Как свидетельствует археология, уже в то отдаленное время у людей обнаруживались сходства с представителями современных рас: европеоидами, негроидами, монголоидами и австралоидами.

Предки современных европейцев получили название кроманьонцы. В отличие от неандертальцев у кроманьонцев была высокая, прямо посаженная голова, отсутствовали надглазные валики, нос и челюсть сравнительно невелики, хорошо развит подбородочный выступ.

Как и его предки, «человек разумный» занимался охотой и собирательством. Рядом с захоронениями обнаруживаются каменные рубила и ножи, костяные крючки для рыбной ловли и иглы для сшивания шкур животных. Появляется новый тип социальной организации – родовая община, а так же зарождаются религиозные представления и первобытное искусство.

Предки современного человека прошли длинный путь развития. Им пришлось приспосабливаться к меняющимся условиям природы – учиться добывать пищу, строить жилища и добывать огонь. Умение приспосабливаться позволило нашим предкам выжить в суровых условиях и продолжить развиваться.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/10-klass/vseobschaya-istoriya-10-klass-klimov
  • http://www.youtube.com/watch?v=3w8C_Kj7egY
  • http://www.youtube.com/watch?v=q-Cvk9xOSx4

www.kursoteka.ru

«Конспект урока на тему «Развитие первобытного общества» (10 класс)»

Тема: Развитие первобытного общества. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Цель: ученики научатся определят этапы и основные черты развития первобытного общества, осознают историческое значение НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Предметный результат: выделять основные этапы развития человечества в эпоху первобытности, характеризовать присваивающий и производящий тип хозяйства, определять сущность и значимость неолитической революции, Метапредметный результат: схематизировать информацию, анализировать информацию из различных источников (текст, иллюстрация и т.п.), делать выводы, обобщения, преобразовывать табличную информацию в схему. Личностный результат: формировать мировоззренческие позиции. ХОД УРОКА: Вопрос: Назовите первый этап в развитии истории человечества. (ПЕРВОБЫТНОСТЬ) - Первобытность в свою очередь тоже имеет ПЕРИОДИЗАЦИЮ. Задание: определите по иллюстрациям слайда, какой критерий берется за основу периодизации ПЕРВОБЫТНОСТИ? РАБОТА ПО СЛАЙДУОТВЕТЫ - Критерием периодизации первобытности является – материал из которого изготовлялись орудия труда. Задание: ПРЕОБРАЗУЙТЕ табличный материал в СХЕМУ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА ПО МАТЕРИАЛУ ОРУДИЙ ТРУДА АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭПОХИ ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ I. Каменный век   1. Палеолит нижний 1500–100 тыс. лет назад   средний 100–40   верхний 40–14 2. Мезолит   12–8 тыс. лет до н.э. 3. Неолит*   8-5 II.Медный век*   5–3 III. Бронзовый век*   3–1 IV. Железный век*   с 1 тыс. до н.э. до наших дней * В Европе и Азии - Охарактеризуем период КАМЕННОГО ВЕКА. - Из каких периодов он состоит? Палеолит – от греч «палео» - древний и «литос» - камень. Мезолит – от греч. «мезос» - средний Неолит – от «нео» - новый. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАЛЕОЛИТА Задание: по иллюстрациям слайда определите черты ПАЛЕОЛИТА. Эволюция человека – gomo sapiens; Совершенствование орудий труда; Овладение огнем. ПРОВЕРКА - В период ПАЛЕОЛИТА люди стали расселяться и осваивать все большую территорию. Под влиянием различий в природных условиях сложились различные РАСЫ людей. - Что такое РАСЫ? ОТВЕТЫ Ра́са — система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Задание: Запишите признаки каждой из рас (учебник стр.43) ПРОВЕРКА ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЗОЛИТА Совместная с учителем работа по материалу учебника (стр. 44). - Как изменились условия жизни на земле к периоду МЕЗОЛИТА? ОТВЕТЫ (более благоприятные условия: ледники отступают, территории освобождаются для заселения). -

schoolfiles.net

Конспект урока на тему "Развитие первобытного общества" (10 класс) страница 2

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды.

Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар».

ЗАПИСЬ

- Назовите доминирующий тип хозяйства этого периода. (ПРИСВАИВАЮЩИЙ)

- Как вы понимаете это название?

ОБСУЖДЕНИЕ

- Какие занятия людей относятся к ПРИСВАИВАЮЩЕМУ типу хозяйства?

(охота, рыбная ловля, собирательство).

КОММЕНТАРИИ ПО СЛАЙДАМ

- Рассмотрите слайд какие важные явления зародился в данный период?

АНАЛИЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ВЫВОД: зарождение верований и искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОЛИТА

- Прежде чем мы перейдем к характеристики последнего этапа каменного века разберемся с одним понятием – догадайтесь каким?

АНАЛИЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ТЕРМИН – РЕВОЛЮЦИЯ

- (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

- Какой тип хозяйствования сложился в период МЕЗОЛИТА?

- Дальнейшее совершенствование орудий охоты привело к истреблению многих видов животных, что подрывало основы существования первобытных людей.

- Последствие – ГОЛОД, БОЛЕЗНИ, ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ ЗА ОБЕДНЕВШИМИ ОХОТНИЧЬИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ – уменьшение численности населения – 1 КРИЗИС РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ!

РЕШЕНИЕ – 2 пути!

1 ПУТЬ

- Ряд племен «замерли» в своем развитии, у них сложилась система ТАБУ – запретов, ограничений охоты и потребления пищи.

- Это сдерживало рост численности населения, развитие.

2 ПУТЬ

- Другие племена стали искать способы освоения природной среды. Зарождение СКОТОВОДСТВА И ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.

- Эти обеспечило рост и развитие. Таким образом, ПРИСВАИВАЮЩИЙ ТИП хозяйства сменился на ПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП. Это явление называют НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.

КОММЕНТАРИИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ СО СЛАЙДОВ

Задание: дайте характеристику АГРАРНО – СКОТОВОДЧЕСКИХ КУЛЬТУР (стр. 48)

  1. На какой территории возникли аграрно – скотоводческие культуры.

  2. Углубление …

  3. Развитие…

  4. Усложнение…

  5. Переход…

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

- От матриархата к патриархату.

  • Численность М = Ж!

  • Собственность!

  • Семья! Род! Племя!

Домашнее задание: подготовка к проверочной работе по теме «Развитие первобытного общества» (параграфы 4 и 5)

infourok.ru

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Жанр: урок- исследование

Предмет: история

Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна

Место работы: МБОУ «Кировская СОШ» п.Кировский Камызякского района

Класс: 10

Ожидаемые результаты:

Знания:

- дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

- знать основные этапы становления первобытного общества;

- иметь представление о «первобытном равенстве».

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

- работать с документами;

- работать в группе;

- выступать публично;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять историческое значение становления первобытного общества;

- выказать свое отношение;

Ресурсы:

- Головатенко А.Ю. «Вопросы и задания по первобытной истории»

- учебник «Всемирная история» Н.В.Загладина,10 класс.

- хронологическая таблица

- иллюстрации по теме

-документы

План.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Знакомство с деятельностью групп.

  4. Постановка исследовательской задачи.

  5. Работа по группам.

  6. Работа с учебником и таблицей.

  7. Подведение итогов исследовательской работы.

  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.

  1. Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.

Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или

миф о «золотом веке».

  1. Знакомство с деятельностью групп:

Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»

Археологи – работают с документами об археологических раскопках.

Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.

Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.

Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.

  1. Постановка исследовательской задачи:

На основании материала урока:

а) развеять миф о «первобытном равенстве»

б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:

этапы

событие

неравенство

понятие

  1. Работа по группам:

а) Палеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

б) Мезолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

в) Неолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

г) Энеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):

  • Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?

  • Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?

  • Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».

  • Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?

  • Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?

  • Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:

- возникновение имущественного неравенства внутри рода,

- изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.

- переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,

-формирование государства,

- войны между общинами, племенами,

- совершенствование орудий труда,

- обретение веры в сверхъестественное,

- выделение семьи из рода,

- рост населения Земли,

- оформление представлений о добре и зле.

а) в первобытном обществе существовало полное равенство;

б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;

в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)

г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?

  • Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».

8. Домашнее задание:

6.Работа с учебником и таблицей:

этапы

событие

неравенство

понятие

Палеолит

(1млн.-30-20т.л. до н.э.)

  1. Увеличился объем человеческого мозга

  2. звук сигнала

  3. умение пользоваться огнем

  4. утвердился кроманьонец

гендерное

«Палеолит» - древний каменный

Мезолит

(XX – VIII т.л. до н.э.)

  1. развитие речи

  2. наскальная живопись

  3. религия

  4. статуэтки

  5. украшение

социальное

«Мезолит» - средний каменный

Неолит

(IX-VIII по Vт.л. до н.э.)

  1. переход к производя

щему типу

хозяйства

  1. разделение труда

  2. натуральный обмен

  3. образование семьи

имущественное

«Неолит» –

новый каменный

Энеолит

(IV- III т.л. до н. э)

  1. начало освоения металла

  2. появление первых государств

политическое

«Энеолит» – медный каменный

globuss24.ru

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство» для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока для 10 класса на тему «Первобытное равенство»

Жанр: урок- исследование

Предмет: история

Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна

Место работы: МБОУ «Кировская СОШ» п.Кировский Камызякского района

Класс: 10

Ожидаемые результаты:

Знания:

- дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

- знать основные этапы становления первобытного общества;

- иметь представление о «первобытном равенстве».

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

- работать с документами;

- работать в группе;

- выступать публично;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять историческое значение становления первобытного общества;

- выказать свое отношение;

Ресурсы:

- Головатенко А.Ю. «Вопросы и задания по первобытной истории»

- учебник «Всемирная история» Н.В.Загладина,10 класс.

- хронологическая таблица

- иллюстрации по теме

-документы

План.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация.

  3. Знакомство с деятельностью групп.

  4. Постановка исследовательской задачи.

  5. Работа по группам.

  6. Работа с учебником и таблицей.

  7. Подведение итогов исследовательской работы.

  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.

  1. Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.

Существует немало мифов о ранних периодах истории, так, мы почти ничего не знаем об общественных отношениях, существовавших в древнейших человеческих коллективах, но привыкли считать, что это были отношения равенства. Итак, тема нашего урока «Первобытное равенство» или

миф о «золотом веке».

  1. Знакомство с деятельностью групп:

Ученые-историки – предлагают версии историков о возможном или невозможном «первобытном равенстве»

Археологи – работают с документами об археологических раскопках.

Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.

Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.

Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.

  1. Постановка исследовательской задачи:

На основании материала урока:

а) развеять миф о «первобытном равенстве»

б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:

этапы

событие

неравенство

понятие

  1. Работа по группам:

а) Палеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

б) Мезолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

в) Неолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

г) Энеолит

Ученые-историки:

Археологи:

Этнографы:

Хронисты:

Энциклопедисты:

7.Подведение итогов исследовательской работы (вопросы):

  • Кажется ли вам верным распространенное мнение, будто первобытные коллективы существовали благодаря сотрудничеству и взаимопомощи?

  • Можно ли назвать первобытное общественное устройство справедливым?

  • Аргументируйте или опровергните следующее суждение: «В первобытном обществе существовало биологическое неравенство: более сильный физически подчинял себе более слабого; дальнейшее развитие человечества просто заменило такое природное неравенство социальным».

  • Было ли закономерным явлением утверждение имущественного и социального неравенства?

  • Какие формы неравенства возникли в эпоху изживания первобытных общественных порядков, а какие существовали и раньше?

  • Установите причинно-следственные связи между перечисленными ниже процессами и явлениями:

- возникновение имущественного неравенства внутри рода,

- изменение в сознании людей, приведшие к становлению личности.

- переход от присваивающего хозяйства к производящему типу,

-формирование государства,

- войны между общинами, племенами,

- совершенствование орудий труда,

- обретение веры в сверхъестественное,

- выделение семьи из рода,

- рост населения Земли,

- оформление представлений о добре и зле.

а) в первобытном обществе существовало полное равенство;

б) в первобытных коллективах были люди, обладающие некоторыми преимуществами перед своими сородичами;

в) в первобытных коллективах выделялись различные категории людей, занимавшие разное общественное положение (мужчины и женщины, взрослые и дети, старики и молодые, и т.п.)

г) между группами первобытных людей не существовало значительных различий, все эти группы отличались примерно одинаковым достатком?

  • Аргументируйте или оспорьте суждение: «Постоянное стремление личности к самоутверждению делает невозможным длительное существование общества, основанного на идее равенстве. Если первобытное равенство и было реальностью, то только потому, что в те времена человек ничего не знал о себе, что он – личность».

8. Домашнее задание:

6.Работа с учебником и таблицей:

этапы

событие

неравенство

понятие

Палеолит

(1млн.-30-20т.л. до н.э.)

  1. Увеличился объем человеческого мозга

  2. звук сигнала

  3. умение пользоваться огнем

  4. утвердился кроманьонец

гендерное

«Палеолит» - древний каменный

Мезолит

(XX – VIII т.л. до н.э.)

  1. развитие речи

  2. наскальная живопись

  3. религия

  4. статуэтки

  5. украшение

социальное

«Мезолит» - средний каменный

Неолит

(IX-VIII по Vт.л. до н.э.)

  1. переход к производя

щему типу

хозяйства

  1. разделение труда

  2. натуральный обмен

  3. образование семьи

имущественное

«Неолит» –

новый каменный

Энеолит

(IV- III т.л. до н. э)

  1. начало освоения металла

  2. появление первых государств

политическое

«Энеолит» – медный каменный

docbase.org


Смотрите также