Предметы оберегающие от бед в первобытной культуре. Фетишизм в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная культура. Предметы оберегающие от бед в первобытной культуре


Первобытная культура

 

История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 тыс. лет назад в Древний каменный век – палеолит.

Первобытная культура до сих пор имеет большое значение в обществе. Помимо того, что на Земле продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, значительное количество признаков этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесение настоящего имени, которое может быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель (мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Аналогичная метаморфоза происходила с названия­ми животных: вол – «тот, кто волочит добычу», медведь – «тот, кто ведает мед» и т.д. Современный человек, не задумываясь, застилает по утрам кровать, исполняя тем самым древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование.

К. Юнг, выдвигая идею «коллективного бессознательного», исходил из того положения, что, когда общество находится в кризисных своих моментах, особенно при резком изменении идеологических позиций, на первый план выходят очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется необходимое для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны, современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой – он не владеет всем комплексом знаний, присущих ей. На этот процесс влияет также и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находятся на первобытной стадии развития, испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры.

В поисках общего и различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Представители эволюционной школы считали, что психика человека однотипна на всем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах – от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Сторонники фрейдизма опирались на невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско-дологических представлениях древних. Несмотря на все различия, в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура – это язык и его формы. Затем к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На основе опыта происходит дальнейшее развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.

 

Древнейшие люди (архантропы) изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С появлением и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Люди жили в пещерах, хижинах и полуземлянках. Они были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека – стадо, род, племя, семья – отношения определялись родственными связями.

Главной задачей племени было выживание. Постепенно складываются система норм поведения, поощрений и запретов (табу), помогающая решать эту задачу. Так зарождается нравственность (по-латински – мораль). В первобытном обществе зарождаются и первыерелигиозные представленияи верования. Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – это вера в души, всеобщее одухотворение природы.

Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало все манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя также неожиданно будить человека или менять во сне его внешность – душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор писал: «Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры, становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных».

Тотемизм – вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным или растением(тотемом), которое считалось «прародителем» и защитником от бед и болезней. В период Средневековья тотемизм трансформиро­вался в геральдику. Фетишизм (фетиш – амулет, магический предмет) – вера в сверхъестественные свойства неодушевлен­ных предметов. Стали изготовляться в качестве культовых предметов талисманы от болезней, ранений в бою и т.п. Магия (с греческого – колдовство) – вера в способность человека обратиться к сверхъестественным силам и тем самым воздейст­вовать на других людей и окружающий мир. Зарождается лечеб­ная магия, знахарство. Остатки этих форм религий сохранились во всех регионах, в традициях и быту народов мира. Человек в первобытном обществе еще не личность, а часть единого родового организма. Его деятельность по изготовлению орудий труда способствовала формированию коллективного сознания и психологии, архаичной, мифологической модели мышления, речи и действия. В мифах закрепляются представления чело­века об окружающем мире.

 

В первобытную эпоху зарождается изобразительное искусствокак отражение первых образно-символических представлений человека об окружающем мире. Ранние пещерные росписи животных достаточно примитивны. Они выполнены минеральными красками, которые сохранили свой колорит до сих пор. В росписях преобладает красный цвет. Позднее стали прорисовывать детали (рога, копыта), в рисунках появилось больше динамики (бегущий олень, фигуры загонщиков и т.д.). Наносили ритуальные узоры на тело – татуировку.

Со временем сформировались виды декоративно-прикладного искусства – резьба по камню и кости,керамика, обработка металла. Орудия труда и быта украшались (например, рукоятки ножей). В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изготовление изделий из бронзы, золота, серебра). В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала были сделаны из блестящего обсидиа­на. Повседневную жизнь украшала богато орнаментированная глиняная посуда.

Интересны образцы скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Археологи нашли много фигур женщин из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали обнаженными и полными.

Особенностью первобытного искусства (и культуры в целом) был синкретизм (с греческого – соединение) – нерасчлененность художественной культуры, когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга. Танец, песнопение, заклинание тесно переплетались в ритуале. В основе ритуала лежали представления о разделении мира на мир высших сил и мир повседневный. В ритуалах человек пытался обратиться к потустороннему миру и вызвать, например, дождь, рост растений, соединиться с божеством.

К концу первобытной эпохи появились такие архитектурные сооруже­ния, как неукрепленные поселения (стоянки, селища) и укрепленные (городи­ща). Возводились глинобитные дома с алебастровыми полами на каменном фундаменте. Полы домов, стены окрашивались в красный или черный цвет. Строились общинные святилища. К ним примыкали обширный дом и зернохранилище. Из камня возводились гробницы (в виде большого каменного ящика, накрытого плитой), кромлехи (культовые сооружения из врытых в землю длинных камней, расположенных по кругу) и др.

 

Приблизительно 14–12 тыс. лет назад (в ХII – Х тысячеле­тии до н.э.) начинается аграрная революция– переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н.э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Стадия развития, переходная от родового (первобытного) общества к цивилизации, в различных исторических и философских концепциях называется по-разному: варварство, период земледельческой (или соседской) общины, аграрная революция, военная демократия. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало Древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.

Похожие статьи:

www.poznayka.org

Фетишизм в первобытном обществе — Язычество

Первобытный фетишизм – форма культуры и проторелигия, которая была присуща практически всем народам на земле. Всем известно, что означает этот термин, а именно: поклонение и культ неодушевленным предметам природного и искусственного происхождения, которые человек наделяет сверхъестественными силами и способностями. Таким являлся фетишизм в первобытной культуре, таким он продолжает являться и ныне, так как во многих культурах можно наблюдать сохранение и веру в силу амулетов, оберегов и других предметов. А ведь фетиш – и есть талисман или амулет, который обладает защитными и иными свойствами.

Фетишизм в первобытном обществе возник, скорее всего, из анимизма – представлений о том, что у всего вокруг есть душа и свои сверхъестественные силы. В соответствии с анимистическим взглядом на окружающий мир человек начал сопоставлять свои знания и не находил ответы на некоторые свойства тех или иных природных явлений и предметов. В таком случае самым логичным способом и стало предположение их сверхъестественности. Особенно легко это давалось в случае, когда свойства предметов поражали воображение человека, обращались к его эмоциям и даже пугали. Впоследствии свойства природных предметов путем магических ритуалов шаманы передавали искусственно созданным человеком предметам, как то амулеты и обереги, талисманы и даже тотемы.

Свойства оберегов понятны всем и каждому, они предназначены для того, чтобы оберегать их владельцев. Обереги часто устанавливали или вешали в доме, а также среди африканских племен широко распространен ритуал закрепления оберегов на деревьях. Подобным образом они обеспечивали взаимодействие рукотворного оберега с природным, естественным объектом – деревом. Амулеты имели такие свойства, как оберегание своего хозяина, а также они приносили удачу в различных делах. Поэтому существовали амулеты женские и мужские, а также специфические амулеты для удачной охоты, удачного деторождения и так далее. Их носили на теле, как правило, на шее, руке или на поясе, демонстрируя всем окружающим свою удачу. Приблизительно схожие функции имели и талисманы, они защищали и отвращали беду. Однако, талисманы, как и в современной жизни, первобытные племена прятали от чужих глаз, носили под одеждой или в сумках.

Помимо перечисленных индивидуальных фетишей для каждого члена племени, существовали также и общие фетиши для всего племени. Это могло быть знаковое место, как то долина или гора, а также своеобразной формы дерево, камень и прочие природные объекты. Также у племени могло быть несколько таких общих фетишей, которые имели свою узкую специализацию. Какие-то предназначались для управления охотой, рыбной ловлей или собирательством, какие-то – здоровьем, а какие-то – сменой времен года или дождями. У таких фетишей могло собираться все племя, если требовалось умилостивить дух и попросить силы помочь им. Часто такие собрания сопровождались ритуальными действиями шамана, песнями и танцами в такт. Как правило, подобные мероприятия проводились перед важными коллективными походами на охоту или войной с соседним племенем, а также в засушливое время, когда люди нуждались в дождях. Подобные действия до сих пор проводят некоторые из африканских племен, в остальном же они трансформировались в более современные ритуалы монотеистических религий, хранящих в себе остатки древнего фетишизма.

pagandom.ru

Первобытная культура

 

История первобытного общества охватывает период примерно с 2,5 млн лет по IV тысячелетие до н.э. Тип современного человека (лат. homo sapiens – человек разумный) появился около 40 тыс. лет назад в Древний каменный век – палеолит.

Первобытная культура до сих пор имеет большое значение в обществе. Помимо того, что на Земле продолжают проживать племена, находящиеся на первобытной ступени развития, значительное количество признаков этой культуры перешло в современную жизнь. Запрет на произнесение настоящего имени, которое может быть использовано для враждебного наговора, приводит к переводу имен ближайших родственников на имя-заменитель (мама, папа, дедушка, бабушка и т.д.). Аналогичная метаморфоза происходила с названия­ми животных: вол – «тот, кто волочит добычу», медведь – «тот, кто ведает мед» и т.д. Современный человек, не задумываясь, застилает по утрам кровать, исполняя тем самым древний магический обряд ликвидации своего следа, по которому может пойти преследование.

К. Юнг, выдвигая идею «коллективного бессознательного», исходил из того положения, что, когда общество находится в кризисных своих моментах, особенно при резком изменении идеологических позиций, на первый план выходят очень древние мотивы. Таковыми мы можем считать элементы первобытной культуры. В этих условиях люди начинают верить в чудеса, в сознании блокируется необходимое для анализа обстановки как ненужное. Начинается влияние не разума, а чудотворцев, нарастает влияние сект. С одной стороны, современный человек продолжает обращаться к первобытной культуре, с другой – он не владеет всем комплексом знаний, присущих ей. На этот процесс влияет также и сложность в понимании первобытной культуры. Сказывается отдаленность первобытной культуры во времени. В наше же время даже те народы, которые находятся на первобытной стадии развития, испытывают на себе влияние современности, искажающее черты первобытной культуры.

В поисках общего и различного между психикой современного и древнего человека сложилось несколько научных школ. Представители эволюционной школы считали, что психика человека однотипна на всем протяжении времени. Философы, склонные к психологическим аспектам изучения человека, также расходились в своих взглядах – от сравнения сознания дикаря с детским восприятием и до соответствия человека современного и древнего с усиленной эмоциональной сферой последнего. Сторонники фрейдизма опирались на невротическое восприятие мира первобытными людьми. Существует также точка зрения о коллективистско-дологических представлениях древних. Несмотря на все различия, в этих точках зрения можно выделить единое целое, с чего начинается любая культура – это язык и его формы. Затем к основным условиям существования любой культуры присоединяются трудовая деятельность и творческая активность самого человека. На основе опыта происходит дальнейшее развитие языка, каждый предмет определяется символом, словом.

 

Древнейшие люди (архантропы) изготовляли простейшие орудия труда из природных материалов. С появлением и совершенствованием орудий труда возникает материальная культура. Первобытные люди занимались собирательством, рыболовством и охотой (эпоха потребляющего хозяйства), расселялись по берегам рек. Люди жили в пещерах, хижинах и полуземлянках. Они были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и бедных. В первых общностях человека – стадо, род, племя, семья – отношения определялись родственными связями.

Главной задачей племени было выживание. Постепенно складываются система норм поведения, поощрений и запретов (табу), помогающая решать эту задачу. Так зарождается нравственность (по-латински – мораль). В первобытном обществе зарождаются и первыерелигиозные представленияи верования. Анимизм (от лат. anima – душа, дух) – это вера в души, всеобщее одухотворение природы.

Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Главным в анимизме становится душа, тень, двойник. Отсюда ведут свое начало все манипуляции с зеркалами при гаданиях. Нельзя также неожиданно будить человека или менять во сне его внешность – душа, странствующая за пределами тела, не успеет в него вернуться или не узнает его. Английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор писал: «Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы, верование, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, деревья и реки, облака и ветры, становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных».

Тотемизм – вера человека в родственную связь между его родом и определенным животным или растением(тотемом), которое считалось «прародителем» и защитником от бед и болезней. В период Средневековья тотемизм трансформиро­вался в геральдику. Фетишизм (фетиш – амулет, магический предмет) – вера в сверхъестественные свойства неодушевлен­ных предметов. Стали изготовляться в качестве культовых предметов талисманы от болезней, ранений в бою и т.п. Магия (с греческого – колдовство) – вера в способность человека обратиться к сверхъестественным силам и тем самым воздейст­вовать на других людей и окружающий мир. Зарождается лечеб­ная магия, знахарство. Остатки этих форм религий сохранились во всех регионах, в традициях и быту народов мира. Человек в первобытном обществе еще не личность, а часть единого родового организма. Его деятельность по изготовлению орудий труда способствовала формированию коллективного сознания и психологии, архаичной, мифологической модели мышления, речи и действия. В мифах закрепляются представления чело­века об окружающем мире.

 

В первобытную эпоху зарождается изобразительное искусствокак отражение первых образно-символических представлений человека об окружающем мире. Ранние пещерные росписи животных достаточно примитивны. Они выполнены минеральными красками, которые сохранили свой колорит до сих пор. В росписях преобладает красный цвет. Позднее стали прорисовывать детали (рога, копыта), в рисунках появилось больше динамики (бегущий олень, фигуры загонщиков и т.д.). Наносили ритуальные узоры на тело – татуировку.

Со временем сформировались виды декоративно-прикладного искусства – резьба по камню и кости,керамика, обработка металла. Орудия труда и быта украшались (например, рукоятки ножей). В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла (изготовление изделий из бронзы, золота, серебра). В древних погребениях найдены многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней. Первые зеркала были сделаны из блестящего обсидиа­на. Повседневную жизнь украшала богато орнаментированная глиняная посуда.

Интересны образцы скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Археологи нашли много фигур женщин из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно их изображали обнаженными и полными.

Особенностью первобытного искусства (и культуры в целом) был синкретизм (с греческого – соединение) – нерасчлененность художественной культуры, когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга. Танец, песнопение, заклинание тесно переплетались в ритуале. В основе ритуала лежали представления о разделении мира на мир высших сил и мир повседневный. В ритуалах человек пытался обратиться к потустороннему миру и вызвать, например, дождь, рост растений, соединиться с божеством.

К концу первобытной эпохи появились такие архитектурные сооруже­ния, как неукрепленные поселения (стоянки, селища) и укрепленные (городи­ща). Возводились глинобитные дома с алебастровыми полами на каменном фундаменте. Полы домов, стены окрашивались в красный или черный цвет. Строились общинные святилища. К ним примыкали обширный дом и зернохранилище. Из камня возводились гробницы (в виде большого каменного ящика, накрытого плитой), кромлехи (культовые сооружения из врытых в землю длинных камней, расположенных по кругу) и др.

 

Приблизительно 14–12 тыс. лет назад (в ХII – Х тысячеле­тии до н.э.) начинается аграрная революция– переход от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. земледелию и скотоводству. К IV тыс. до н.э. появляется ирригационное сельское хозяйство, послужившее толчком к возникновению первых цивилизаций. Стадия развития, переходная от родового (первобытного) общества к цивилизации, в различных исторических и философских концепциях называется по-разному: варварство, период земледельческой (или соседской) общины, аграрная революция, военная демократия. Эти термины отражают разные стороны качественных изменений, положивших начало Древней истории, которая охватывает период с IV тыс. до н.э. до середины I тыс. н.э.

Похожие статьи:

poznayka.org


Смотрите также