Знания первобытных людей. ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знание первобытных людей. Знания первобытных людей


Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

mirznanii.com

Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

botanim.ru

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.]

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие семьи, и добывавших средства к существованию путем использования готовых продуктов, которые давала природа, не благоприятствовали развитию производительных сил.

Потребности первобытных людей были примитивны. Прочных и постоянных связей между отдельными общинами, особенно если они территориально были отдалены друг от друга, не существовало. Поэтому передача практических знаний и опыта требовала длительного времени. Понадобилось много веков, чтобы первобытные люди в жестокой борьбе за существование овладели некоторыми отрывочными и случайными химическими знаниями. Наблюдая окружающую природу, наши предки познакомились с отдельными веществами, некоторыми их свойствами, научились использовать эти вещества для удовлетворения своих потребностей. Так, в далекие доисторические времена, человек познакомился с поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами.

Потребность в одежде научила первобытных людей примитивным способам выделки шкур зверей. Сырые, необработанные шкуры не могли служить сколько-нибудь пригодной одеждой. Они легко ломались, были жестки, а при соприкосновении с водой быстро загнивали. Обрабатывая шкуры каменными скребками, человек удалял с обратной стороны шкуры мездру, затем шкуру подвергали длительному вымачиванию в воде, а в дальнейшем — дублению в настое корня некоторых растений, затем ее сушили и, наконец, жировали. В результате всех этих операции она становилась мягкой, эластичной и прочной. Чтобы освоить подобные простейшие способы обработки различных природных материалов в первобытном обществе, потребовалось много столетий.

Огромным достижением первобытного человека было изобретение способов добычи огня и его использования для обогрева жилищ и для приготовления и консервирования пищи, а в дальнейшем и для некоторых технических целей. Изобретение способов добычи огня и его использования, как полагают археологи, произошло около 50 000–100 000 лет назад и ознаменовало собой новую эру в культурном развитии человечества.

«…Добывание огня трением, — писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», — впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (1).

Овладение огнем привело к значительному расширению химико-практических знаний в первобытном обществе, к ознакомлению доисторического человека с некоторыми процессами, происходящими при нагревании различных веществ.

Однако понадобилось много тысячелетий для того, чтобы человек научился сознательно применять нагревание природных материалов, чтобы получать необходимые ему продукты. Так, наблюдение за изменениями свойств глины при ее прокаливании привело к изобретению глиняной посуды. Гончарные изделия зарегистрированы в археологических находках эпохи палеолита. Значительно позднее был изобретен гончарный круг и введены в практику специальные печи для обжига глиняной посуды и керамических изделий.

Уже на ранних этапах первобытно-родового строя были известны некоторые земляные краски, в частности окрашенные глины, содержащие окислы железа (охра, умбра), а также сажа и другие красящие вещества, при помощи которых первобытные художники изображали на стенах пещер фигуры животных, сцены охоты, боев и т. п. (например, Испания, Франция, Алтай). С древнейших времен минеральные краски, а также окрашенные растительные соки применялись для окраски предметов быта и для татуировки.

Несомненно, что первобытный человек весьма рано познакомился и с некоторыми металлами, прежде всего с теми из них, которые встречаются в природе в свободном состоянии. Однако в ранние периоды первобытно-родового строя металлы применялись очень редко, главным образом для украшений, наряду с красиво окрашенными камнями, раковинами и т. п. Впрочем, археологические находки свидетельствуют о том, что в эпоху неолита металл применялся для изготовления орудий труда и оружия. При этом металлические топоры и молоты делались наподобие каменных. Металл играл, таким образом, роль разновидности камня. Но несомненно, что первобытные люди в эпоху неолита наблюдали и особые свойства металлов, в частности плавкость. Человек легко мог (конечно, случайно) получить металлы, нагревая на костре некоторые руды и минералы (свинцовый блеск, касситерит, бирюзу, малахит и т. д.) Для человека каменного века костер был своеобразной химической лабораторией.

Человеку с глубокой древности были известны железо, золото, медь, свинец. Знакомство с серебром, оловом и ртутью относится к более поздним периодам.

Интересно познакомиться с некоторыми представлениями первобытных людей о металлах. Как показывают дошедшие до нас названия металлов на языках древних народов, свойства металлов объяснялись их «небесным» происхождением.

Так, у большинства народов Средней и Ближней Азии, у древних греков и египтян железо считалось «небесным» металлом. Древнеегипетское название железа би-ни-пет (коптское бенипе) в буквальном переводе означает «небесная руда», или «небесный металл». В Древней Месопотамии (Ур) железо называлось ан-бар («небесное железо») (2). Древнегреческое название железа сидерос, также кавказское зидо, происходит от древнейшего слова, уцелевшего в латинском языке, sidereus, означающего «звездный» (от sidus — «звезда»). Древнеармянское название железа еркат — означает «капнувший с неба» («упавший с неба»). Все эти названия свидетельствуют о том, что древние народы впервые познакомились с железом метеоритного происхождения в далекие доисторические времена. На это же указывают анализы древнейших железных предметов, обнаруженных археологами при раскопках в Египте (3). У некоторых народов древности были распространены мифы о том, что демоны, или падшие ангелы, научили людей изготовлять мечи, щиты и панцири, показали им металлы и способ их обработки (4).

Связь с космическими явлениями можно констатировать и в некоторых других названиях металлов, дошедших до наших дней из глубокой древности. Так, древнеславянское золото явно связано с названием Солнца (латинское Sol). Латинское название золота Аurum происходит от слова aurora, означающего «утренняя заря», а в мифологии — «дочь Солнца».

Подобное же происхождение названий металлов можно проследить и на других примерах. Так, древнегреческое название серебра аргирос и латинское argentum стоят в связи с древнегреческим аргес, означающим «блестящий», «сверкающий», «ясный», «серебристо-белый», причем у Гомера это слово применяется для обозначения цвета молнии. Славянское слово сребро, или сьрбро, можно сопоставить с названием «серп», знаком которого с древнейших времен обозначали луну (лунный серп). В древнеегипетской и алхимической литературе обозначение серебра знаком лунного серпа было обычным, а серебро часто называлось «луною». Санскритское название серебра хирания созвучно с древнегреческим уранос — «небо».

Впрочем, подобное происхождение названий металлов можно констатировать далеко не у всех народов и не для всех металлов. Некоторые известные в древности металлы получили названия по функциональному признаку. Древнеславянское железо, например, имеет корень лез (рез), что указывает на применение в древности железа для изготовления режущих орудий (5). Подобно этому на латинском языке употреблялось название стали acies, буквально означающее «лезвие», «острие». Это название в точности соответствует древнегреческому стомома, применявшемуся в том же смысле (6).

Древнерусское олово, по-видимому, происходит от названия «олу» или «оловина» (ср. с латинским oleum — «масло»), обозначающим напиток — род браги или пива. Можно допустить с большой долей вероятности, что «оловина» в какую-то давнюю эпоху хранилась в оловянных или свинцовых сосудах (в древности олово и свинец часто не различали). Такие сосуды для хранения вина и напитков, как и вообще оловянная посуда, довольно широко употреблялись, например, у народов Древнего Кавказа. Подобные сопоставления названий металлов, возникших в древности, можно проследить и в других языках.

Некоторые металлы, как и другие вещества, получили свои названия от названий мест их добычи. Так, древнерусское медь, без сомнения, связано с широко распространенным у народов Средиземноморского побережья и Ближней Азии термином металлон, обозначающим «рудник», или «место добычи металла».

От этого же слова происходят и распространенные в романских языках названия «медаль» и «медальон». Напомним также о происхождении латинского названия меди cuprum от названия острова Кипр, где в древности находились медные рудники. От названия этого же острова произошло и название «купорос».

Ограничимся здесь этими немногими отрывочными сведениями общего характера о возникновении химико-практических знаний в эпоху первобытного родового строя.

Весьма низкий уровень состояния производительных сил, ограниченность потребностей общества, само собой разумеется, не способствовали достаточно быстрому накоплению химических знаний и опыта производства. Этим и объясняется крайне медленное развитие в первобытном обществе культуры и техники, в частности химико-практических знаний. Однако нельзя отрицать, что в течение многих тысячелетий существования первобытно-родового строя человечество достигло все же известных успехов в своем культурном и техническом развитии. Круг знаний и производственные навыки, накопленные в эту эпоху, послужили базой, на которой в дальнейшем уже более быстрыми темпами развивались химико-практические и химические знания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Знание первобытных людей

Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

globuss24.ru

Знание первобытных людей

Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

doc4web.ru

''Знание первобытных людей''

Р е ф е р а т

на тему:

''Знание первобытных людей''

Выполнила: Бахтиярова Н. Р.

Пенза 2002 год

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

mognovse.ru

Знание первобытных людей

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-06-20

Р е ф е р а т

на тему:

''Знание первобытных людей''

Выполнила: Бахтиярова Н. Р.

Пенза 2002 год

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

samzan.ru


Смотрите также