Культура первобытного общества (стр. 1 из 2). Первобытный стиль
История стилей в интерьере. Первобытное общество
В этот период человечеству было не до дизайна интерьера. Предлагаю вместо этого просто посмотреть, как развивалось искусство.
Палеолит (2,6 млн. - 8 тыс. лет до н.э.).
Основной вид деятельности человека - охота. Главная тема в искусстве - изображение животного. Для самых ранних изображений уже характерно знание формы, анатомии, выразительный контур.
Инструменты - охра, уголь, мел. Пока в изображениях нет композиции, но уже появилась экспрессия. Наряду с графикой, появляются рельефные изображения
выше - графичные изображения животных. Со знанием дела рисовали.
выше - рельефное изображение животного.
В конце палеолита в изображениях начинает появлятся композиция (см.ниже)
Мезолит (8 - 4 т.л. до н.э.)
В изобразительном искусстве появляется сюжет. Затем ритм (повторение). Появляется глубина пространства. Гротеск (отход от натурализма). Тематика изображений расширяется.
Появляются первые петроглифы - прародители письменности.
Неолит (4-3 т.л. до н.э.)
Появляется посуда - признак того, что цивилизация сильно продвинулась в своем развитии. Появляются признаки агрокультуры. Искусство становится все более декоративным, появляются знаки, символы, орнаменты.
Люди начинают изображать воду, горы, солнце - значит их мир расширился. У них появилось время не только на выживание, но и на познание мира.
Эпоха бронзы (3 - 2 т.л. до н.э.)
Появляется первая архитектура. Она называется мегалитическая, что означает большая и каменная.
Виды мегалитической архитектуры:
1.Менгир. Это просто каменная стелла. Функции менгиров пока неизвестны, но предполагают, что это отметки сакральных пространств.
2. Дольмены. Фактически можно считать, что на данном этапе появился первый ордер, состоящий из несомой и несущей частей. Дольмен - это каменные ворота, или примитивные дома, сделанные из нескольких каменных плит.
3. Кромлех. Это каменный круг. Самый известный представитель - Стоунхендж.
Эпоха железа (2 - 1 т.л. до н.э.)
Появляется выделенный осознанный контур, силует, форма. Искусство становится более декоративным и орнаментальным.
Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты
Образец ссылки на эту статью: Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 11.
УДК 746
ПЕРВОБЫТНЫЙ СТИЛЬ: ЖАЖДА ЯСНОСТИ И ПРОСТОТЫ
Сысоев Сергей Викторович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент, руководитель профиля «Дизайн костюма», член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России, член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», лауреат премий Fashion TV, [email protected], 8-916-620-29-93.
Версий происхождения одежды существует достаточно много. Они рассматриваются исключительно как основа дизайнерского вдохновения, трансформируемого в первобытный стиль. Первобытный стиль актуален вне времени и перманентно будоражит дизайнерское сознание, апеллируя к экологичности мышления, визуальной брутальности и прозрачной ясности гендерных ролей в обществе.
Главный вывод: стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя.
PRIMITIVE STYLE: THIRST FOR CLARITY AND SIMPLICITY
Sysoev Sergey Viktorovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, head of the profile «costume design», a member of the Association of Haute Couture and prêt-à-Porter of Russia, Member of International Association «Union of designers «, winner Fashion TV Awards, [email protected], 8-916-620-29-93.
Versions of the origin of clothing there is quite a lot. They are considered exclusively as the basis of design inspiration, transformed into a primitive style. Primitive style is relevant at all times. It excites the designer consciousness. He refers to the ecological thinking, visual brutality and transparent clarity of gender roles in society.
The main conclusion: the style in the dynamics of trends reflects the deep social and historical processes taking place in society. Knowledge of the skills of analysis of these processes allows you to operate styles at the level of trends, warming up or cooling the degree of social activity of the consumer.
Библейская версия происхождения одежды. Когда женщина была женщиной. Из этой версии вытекает целый ряд микростилей.
Бельевой микростиль
Принцип фрагментарной скрытости или открытости тела является константой модной индустрии и индикатором социальной и гендерной активности [3, 8]. Корни этого принципа адресуют нас в библейскую историю, знакомую всем с детства.
Книга Бытия Ветхого Завета повествует нам о том, что первая одежда возникла после грехопадения Адама и Евы, которые познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).
В 1994 г. в Париже Вивьен Вествуд выводит на подиум Карлу Бруни в меховых бикини. Первобытная фактура меха ассоциативно уводит сознание потребителя в палеолитную эпоху, когда охота была основным промыслом населения. Такая ассоциация, безусловно, шокирует: ведь 1990–е гг. для Европы — это время активной экспансии, когда 80% посвящено работе и наращиванию капитала. Дизайнер напоминает о первоначальных, практически первобытных ценностях общества – семье, природе и любви. Этот прием вписан в историю мировой моды.
1998 г. Солистка группы «No Doubt» Гвен Стефани задает модную тенденцию, окрашивая волосы в ярко-голубой цвет, сочетающийся с меховым бюстгальтером в тон волосам. Такая телесная открытость возводиться в тренд на пороге двухтысячных. Этому способствует образ жизни социума, в который активно интегрируется наличие посещения спортклуба в плотном жизненном графике. Ключевой принцип образа жизни – инвестиции должны демонстрироваться. Инвестиции в спортивный образ жизни подкреплены демонстрацией проработанных участков тела. Это становится массовым активным трендом. Кроме того, в жизнь активно интегрируются социальные сети, которые позволяют демонстрировать образ жизни селебрити, в котором присутствует спорт, фастфуд и домашняя одежда.
Развитие бельевого тренда на рубеже второго тысячелетия движется от демонстрации того, что должно быть скрытым — (ключевой принцип 1990-х гг.), до кокетства с тем, что должно быть открыто — ключевой принцип второго десятилетия ХХI века. Заигрывание с чувством стыда – макротенд 2010-х гг. Дизайнерское решение — бюстгальтеры поверх рубашек, водолазок, футболок и даже пальто. Белье напоказ. Парадокс двухтысячных: используя этот ход, дизайнеры скорее одевают женщину, чем раздевают.
PRADA spring/summer 2014. Модели дефилируют по подиуму в бра поверх пальто и платьев. Общество снова переосмысливает первичные гендерные роли, когда Женщина есть Женщина, а Мужчина – Мужчина. Прием срабатывает. Общество готово это носить, о чем свидетельствуют и фото в социальных сетях и комментарии в блогах: «В бра для верхней одежды что-то есть! И уже сейчас это что-то хочется попробовать одеть… Где вот только его взять… Впрочем, вполне может подойти лиф от костюма для танцев живота» [10].
Ноябрь 2012 г. Модный дом Maison Martin Margiela выпускает боди телесного цвета с черным принтом, имитирующим бюстгальтер. Эта позиция была выпущена в коллаборации с массовым брендом H&M. Боди можно было купить в магазинах H&M по всему миру. Покупательницы выстраивались в очередь перед магазинами еще за ночь до появления коллекции. Коллекция была раскуплена за несколько часов с момента старта продаж. Телесный цвет боди имитирует нюд. Человеческому глазу требуется дополнительное усилие, чтобы понять, бра в этом случае – это принт, а не белье. Ирония дизайнера адресована к нудистским чувствам.
Весна-лето 2016 г. Этот прием становится уже активным трендом согласно аналитике L`Officiel (№150. Апрель 2015). Он активно используется дизайнерами в коллекциях, представленных на подиумах J.W. Anderson, Dries Van Noten, Tod`s by Алессандра Факкинетти (см. фото).
Библейская версия возникновения одежды из чувства стыда прорабатывается не только через бельевой стиль. Демонстрация открытых фрагментов тела так же уходит корнями в первобытные времена, когда исторически одежда лишь частично прикрывала голое тело [1].
В разные периоды на первый план выходят разные детали женского тела: плечи, ноги, пресс живота, лодыжки, спина. Активные части тела в трендах зависят от образа жизни, влияющего на возникновение трендов. Например, мода, открывающая ноги в 1960-е годы. И вернувшийся из 1960-х гг. тренд в коллекциях Moschino, Prada, Dolce Gabanna spring/summer 2013.
Флоральный микростиль
Библейская тема стыда в моде представлена так же и во флоральном стиле: принты, фактуры, аппликации, вышивки с цветами отсылают ассоциативно к Эдемскому саду [5].
Любое изделие с изображением цветов имеет подтекст обнаженной фигуры из цветника Эдема. Этот постулат объясняет перманентную актуальностьфлоральных трендов. Начиная с того момента, когда человечество начало наносить рисунок на ткань. И кстати, первый рисунок, безусловно, был связан с растительностью [9].
Магическая версия происхождения одежды. Аксессуары и тату
Согласно магической версии первой одеждой были… татуировки и амулеты, а также раскраска на обнаженном человеческом теле. Именно набор этих украшений защищал от угрозы извне и индейцев Огненной Земли, и обитателей древних северных поселений, и жителей первобытных южных племен. Считалась, что магическая сила, присущая изделиям, сделанным руками человека, придает силу и смелость, способствует удаче и защищает от врага [4].
В принципе, с древних времен мало что изменилось. И по сей день тренды на тату и амулеты – это не просто мода, но также и попытка социума сделать себя могущественнее и влиятельнее, контролировать собственную жизнь и усиливать развитие собственных слабых черт, визуализируя их в образ.
Микростиль тату
К каким только технологиям не прибегают дизайнеры сегодня, чтобы создать имитацию татуировок: флэштату, роспись по телу, перенесенный узор тату на сетку, использование сплавов для создания ажура татуировки… Впрочем, переносить узор татуировки на ткань научился еще древний человек. Например, клетка-шотландка – это не что иное, как разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов.
За цель оградить себя от нежелательных воздействий были ответственны амулеты. На протяжении всей истории человечество старалось создать собственными руками артефакт, а затем наделить его могуществом. Этот прием лежит в основе почти всех религий. Найденные артефакты эпохи палеолита демонстрируют нам древнюю одежду, расшитую бусами из кости мамонта — до 10 тысяч штук бусин!
Ученые предполагают, что первобытное декорирование одежды служило частью ритуалов «охотничьей магии» и должно было, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Также археологи, проанализировав найденные артефакты, установили, что значительная часть из них сделана руками женщин.
Первобытный человек, овладев искусством создания бусин и адаптации их к одежде, не просто задал вектор развития ремесленных искусств, но заложил основание luxury индустрии.
Микростиль Artizan
Эпоха романтизма – первая половина ХIХ в. подарила миру моду на расшитые бисером аксессуары для мужчин. Образцы вышивки гарусом на мужских аксессуарах — очечниках, записных книжках, бумажниках, кисетах — печатали в домашних журналах [2]. Этот прием автоматически возводил аксессуар в фетиш мужской романтики и демонстрировал отменный вкус обладателя.
Чуть меньше, чем через век в 1929 г. на мир обрушится Великая депрессия. Многие состоятельные люди потеряют свое состояние. Представители среднего класса с целью экономии начнут шить. И вспомнят об универсальном способе декорирования одежды, повышающем ее стоимость – вышивке бисером. В моду войдут сумки, расшитые бисером – универсальный аксессуар, сочетающийся с разными платьями [7].
Еще чуть меньше, чем через сто лет дизайнеры будут вдохновляться историей первобытного декорирования и трансформировать ее в новые тренды. Это всколыхнет новую вспышку интереса к ручному труду, что характерно для экономических кризисов и напомнит обществу о первобытных примитивных ценностях.
Микростиль – наскальная живопись
Еще один подстиль первобытного стиля, связанный с магической версией происхождения, уносит нашу фантазию в эпоху палеолита, когда люди жили сообществами, пользовались каменными орудиями труда или выполненными из кости, кожи и дерева. Однако жажда визуализации добычи, или придания добытчикам дополнительных черт характера, изображаемого животного наглядно представлена в технике пещерной живописи. Зоркие орлы, быстрые львы, бизоны, олени, лошади – вот главные герои декораторов раннего палеолита [6]. Монохромная и полихромная, созданная минеральными красителями, наскальная живопись изображала раненных, с торчащими из них стрелами, животных, что стало также константой fashion индустрии.
Приоритет выбора животного зависит от разных обстоятельств. Это может быть связано с выходом культового фильма с ярким героем. Так, например, тренд СОВА связан с популярностью выхода фильмов про Гарри Поттера, что отображено в дизайнерских коллекциях 2012-2014 гг. Или с адресацией к определенной актуальной эпохе (как, например, тренд ФЛАМИНГО в 2013-2014 годы, когда 1960-е годы жили в коллекциях домов моды – трендсеттерах .
Функциональная версия происхождения одежды. Защита от холода
В памятниках позднего палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды были растительные волокна (листья, трава, древесная кора) и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Надевание на себя шкуру через прорезь для головы – так родилась плечевая одежда – впоследствии из нее возникли нарамник, тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. Накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка, которая стала прототипом плаща.
Обматывание меха вокруг торса, прикрепление к поясу давало хорошее укрытие для таза и ног. Так родилась поясная одежда (передник, юбка, штаны).
В последствии человек стал усложнять одежду и на ней стали появляться различные крепежные элементы и дополнения. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных. Так появилась первая возможность социальной и профессиональной идентификации человека по одежде.
Одежда как средство древней профессиональной идентификации
Все люди в первобытную эпоху были либо охотниками, либо собирателями. Например, охотника легко было вычислить по использованию шкур и перьев в одежде. Рыболова легко было узнать по рыбьей коже, и даже по использованию внутренностей морских животных.
В эпоху неолита появились кочевые скотоводы. Они носили широкие штаны и халаты. К этому времени человек разумный уже освоил технологию прядения и ткачества, используя волокна дикорастущих растений (льна, конопли, хлопка).
Использование моржового клыка в классическом дафлкоте – модели полупальто из верблюжье шерсти, используемой британским военно-морским флотом, своими корнями уходит именно в первобытные тренды, несмотря на то, что первый год выпуска данной модели 1890.
Жажда первобытности
Орудия труда, безусловно, влияющий фактор на культуру доисторической эпохи. Топор, бумеранг и металлические дощечки являются прямым ассоциативным фактором, переселяющим сознание в экоэпоху, где не было синтетических запахов и звуков, экология была не модной тенденцией, а образом жизни, и ноги человека были такими сильными, а тело мускулистым, что не было потребности в автомобилях. Согласно аналитическим исследованиям мирового тренда агентства WGSN – ключевая тенденция потребительского поведения, спрогнозированная на 2015 г. – это Первобытная Несовершенная Красота. Жажда первобытности в современном обществе, живущем у экранов, настолько остра, что эта тенденция проникает во не только в одежду, но и все области дизайна. Один из ярких коммерческих примеров демонстрирует интеграцию первобытного стиля в экосистему дизайна не только одежды. Похожие тенденции можно наблюдать и в музыке, и в фотографии, и в архитектуре.
Дизайнер из Бухареста Dragos Motica в 2014 г. разработал уникальную модель светильника, которая позволяет самостоятельно создать дизайн при помощи минимальных усилий и камня. В буквальном смысле — небольшой камень входит в комплект вместе с самой лампой и соединительными электрическими кабелями. Абажур «Slash Lamp» представляет собой тонкостенный бетонный цилиндр-плафон с металлической проволочной сеткой внутри, достаточно хрупкий, чтобы его можно было разбить самостоятельно самым причудливым образом, придав светильнику неповторимые очертания.
Социальная дифференциация одежды
Так же уходит корнями в позднюю первобытную среду. Постепенно, по мере развития профессиональной дифференциации одежды, и по мере развития общества одежда начала дифференцироваться по семейному положению, а также по кэжуальному принципу: возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная одежда… Одежда стала отражать этнические особенности – родовые, племенные, а в дальнейшем и социальные ступени внутри межэтнических групп.
Можно сказать, что обращение общества к первобытному стилю напрямую связано с развитием инновационного процесса. Первобытный стиль – самый чистый, внятный и понятный с точки зрения гендерной ясности и экологичности. Выше мы рассмотрели достаточно константные и общие визуальные коды первобытного стиля, которые достаточно часто используются потребителем.
Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать, что стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя. Так, например, актуальность первобытного стиля сигнализирует о потребности общества владеть примитивной ясностью в социальных вопросах гендерных ролей общества, жажду экологического мышления и возвращения к простым человеческим ценностям.
Список литературы
1. Блохина Ирина. Всемирная история костюма, моды и стиля. М.: Харвест, 2009. 400 с.2. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 397 с.3. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.4. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовилИ.Е. Бабанов. СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж», 2000. 770 с.5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том 1. СПб.: Лита, 1998. 672 с.6. Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. М.: Художественнаялитература, 1980. 514 с.7. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. M.: OOO «РАО Говорящая Книга», 2010.655 с.8. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: Литература, 1998. 336 с.9. Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с немецкого. М.:Сварог и К, 2000. 217 с.10. URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).
References
Blokhina Irina. Vsemirnaya istoriya kostyuma, mody i stilya. M.: Kharvest, 2009. 400 p.
Vanslov V.V. Estetika romantizma. M.: Iskusstvo, 1966. 397 p.
Velflin G. Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv. M.: V. Shevchuk, 2009. 344 p.
Vinkelman I.I. Istoriya iskusstva drevnosti. Malye sochineniya / Izd. podgotovil I.E. Babanov. SPb.: Aleteyya, Gosudarstvennyy Ermitazh», 2000. 770 p.
Vlasov V.G. Stili v iskusstve. Slovar. Tom 1. SPb.: Lita, 1998. 672 p.
Komissarzhevskiy F.F. Istoriya kostyuma. M.: Literatura, 1998. 336 p.
Kon-Viner E. Istoriya stiley izobrazitelnykh iskusstv / Per. s nemetskogo. M.: Svarog i K, 2000. 217 p.
URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).
Рецензенты:
Соркин М.М. — член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Работа поступила в редакцию: 13.12.2017 г.
obe.ru
Первобытный стиль в интерьере - Статьи из журнала . CENTURY 21 Россия
14 сентября 2012 г.
По материалам http://www.peredelka-tw.ru/hall/
Характерный вид
Ещё не видя всей квартиры или дома, гости по своему первому, пусть даже мимолетному, ощущению, могут определить, что же представляет собой хозяин. Если оформление встречающей комнаты выдержано в строгом стиле — можно предположить, что хозяин человек серьёзный и основательный. Если в коридоре царит разруха, то, как сами понимаете, хозяин либо очень занятый человек, либо довольно легко относится к поддержанию порядка в доме, а следственно, и в голове, и в жизни. А если прямо в сенях гости сталкиваются с чудесами — это говорит о лёгком, весёлом характере хозяина.
Обычно прихожая оформляется довольно скудно, ведь это самая доступная для загрязнения комната в доме. Исходя из соображений практичности, на пол этого помещения, как правило, настилают линолеум, стены оклеивают моющимися обоями, а набор мебели в прихожую воображения не поражает – узкий шкаф-купе и полочка для обуви приветствуют нас в большинстве городских квартир. Однако если хозяину квартиры или дома такая стерильность давно наскучила и ему хочется сделать оригинальное помещение с неповторимой атмосферой, то следует включить фантазию и применить смекалку. Можно почувствовать себя настоящим творцом и превратить прихожую, например, в пещеру каменного человека.
Потолок
Для создания ощущения пещерного свода можно использовать лишь несколько декоративных элементов. Например, достаточно наклеить или набить на потолок паутину из ветхих верёвок. Верёвки можно переплести беспорядочно, а можно имитировать паутину. Для этого по периметру потолка, а также в углах набиваются небольшие гвоздики, а в центр потолка вкручивается кольцо. От кольца к гвоздикам натягиваются лучами тонкие бечёвки. Они послужат основой для плетения паутины. Затем по кругу пускается верёвочная линия, переплетающая лучи. Таким образом переплетается вся поверхность потолка.
Но учтите, что, развешивая дизайнерские верёвки, необходимо обратить особенно пристальное внимание на то, чтобы верёвки не соприкасались с осветительными приборами, иначе может возникнуть пожар. Хотя, при наличии желания и навыков саму паутину можно превратить в осветительный прибор – для этого наряду с веревками можно использовать гирлянды и световые шнуры. Очень эффектно смотрится потолок, оклеенный высушенным мхом. Для этого может применяться обычный клей ПВА или «Суперклей». Между кусками мха можно приклеить небольшие ветки.
Стены и пол
Стены можно облицевать натуральным или искусственным камнем, главное помнить, что идеально ровные стены в пещере повстречать сложно. Более бюджетный вариант - оклеить стены обоями, имитирующими натуральный камень. Местами их можно украсить мхом и высушенными травами.
Однако есть еще более интересный вариант оформления «пещерных» стен семейки Флинстоунов. Он предполагает коллективное семейное творчество. Так, на первом этапе работ, предварительном, стены окрашиваются в типично «каменный» цвет. Это – основа. Именно на нее на втором этапе будут наноситься.. наскальные рисунки первобытных племен. Можно вооружить кистями и красками детей – естественность их творчества может превзойти даже самые оригинальные трафареты. Кстати о трафаретах – их можно и нужно использовать. Без мамонта на стене оформление первобытной пещеры не будет полным!
Для украшения вертикальных поверхностей вполне подойдут части звериных шкур, мох и другие натуральные элементы. Непременно необходимые в прихожей зеркала можно декорировать ракушками, мелкими камнями, ветками и даже песком. Также стоит упомянуть, что для прихожей в первобытном стиле как нельзя лучше подойдет встроенная мебель с декоративными элементами или аэрографией. Вместо стандартной вешалки для верхней одежды можно использовать натуральные рога оленя или лося.
Пол в прихожей должны быть практичным и легко мыться. Идеально подойдет линолеум, имитирующий песок или камень. Перед входной дверью можно постелить половичок – грубую циновку.
В любом случае, прихожая комната должна радовать в первую очередь хозяина жилища – ведь именно эта комната будет встречать и провождать его каждый день.
Журнал о недвижимости CENTURY 21, №31, август 2012
www.century21.ru
История дизайна - Дизайн - Каталог статей
Практическое значение дизайна. Современные ведущие дизайнеры интерьеров и декораторы нередко не имеют формального образования, но они хорошо изучили своё дело, работая в солидных дизайнерских компаниях. Технические новшества в таких областях, как осветительная арматура, широкий диапазон доступных материалов и увеличивающееся число потенциальных дизайнеров превратили дизайн интерьеров в отдельную, самостоятельную профессию. Подготовленный профессионал работает в соответствии с современными модными тенденциями, технологиями и методами, он организует работу так, чтобы обеспечить надежный, высококачественный результат.
Сегодня средний домовладелец хорошо осведомлен о дизайне интерьеров – главным образом в результате интенсивной рекламы в средствах массовой информации, - но многим из них не хватает времени или настоящего профессионального опыта, чтобы составить проект в целом.
Одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что дизайнер интерьеров в основном занимается подбором сочетающихся тканей, обоев и напольных покрытий. На самом деле декоративная схема зачастую является последней деталью при выработке общего проекта. Дизайнерский проект начинается с выяснений пожеланий клиента, за этим следует тщательное обследование и измерение рабочего пространства, чтобы найти правильное дизайнерское решение в соответствии с этими пожеланиями. В результате появляется схема проекта, которая в наиболее подходящей форме предоставляется клиенту – это могут быть чертежи с указанием расстановки мебели или же наглядные макеты. Если схема принимается, дизайнеру могут также предложить руководить работами до завершения проекта.
Некоторые путают роль дизайнера интерьеров с ролью декоратора. В основном первый занимается планированием пространства, тогда как второй отвечает за декорирование поверхности этого пространства. Однако очень часто эти две роли совершенно взаимозаменяемы. Целью и дизайнера и декоратора является точное выполнение требований клиента, а также планирование и наблюдение за ходом работ, необходимых для достижения этой цели.
В этой профессии не существует стандартного карьерного пути, но возможности продвижения постоянно увеличиваются от внесения небольшой части в общий проект до руководства всем проектом. Для этого нужно много работать, начиная с небольших гонораров, а наградой за это станет любимая профессия.
Первобытный стиль. Хотя первобытный стиль – это еще не стиль в полном его понимании, мы обязаны упомянуть это период при изучении интерьера. В первобытную эпоху интерьер только складывается. Однако как только человек переселяется в пещеру и начинает ее обустраивать, можно говорить о появлении первого интерьера.
Современных дизайнеров первобытные мотивы привлекают своей экзотикой, первобытным ощущением близости природы, минимализмом средств. Реплики этого времени можно нередко встретить на страницах модных журналов.
Материалы используются только естественные: камень (в интерьер иногда применяется искусственный камень), глина, кость, шкуры животных, в меньшей степени дерево. Цветовая палитра естественная, природная. Один из признаков первобытного стиля – великолепное изображение животных, повторяющие наскальные росписи пещер Франции, Испании, России и т.д.
Особое внимание уделяется освещению – имитация желто-оранжевого пламени живого огня.
Изображение быка. Пещера Ляско. 40-20 тысяч лет назад
Египетский стиль. Искусство играет значительную роль в истории Древнего Египта (3 тыс. до н.э. – III в. н.э.). Строго иерархичное государство с фараоном во главе дополнялось определенной религией. Культ загробной жизни обуславливал ценность всего сделанного не только в этой жизни, но и в последующей. Поэтому искусство во многом имело сакральное значение.
Особое развитие в Египте получают архитектура и скульптура. До сих пор нас удивляют своими четкими геометрическими формами, монументальностью и незыблемостью форм пирамиды-усыпальницы и храмы Древнего Египта.
Интерьер Древнего Египта отличается богатством и красочностью. Практически, впервые в интерьере появляются колонны, тяжелые и монументальные как вся египетская архитектура. Вытесанные из камня, более всего они походили на гигантские ожившие священные растения древних египтян – лотос, папирус, пальму.
Стены украшаются фресками и рельефами, интерьер наполняют многочисленные, искусно сделанные предметы декоративно-прикладного искусства из камня, глины, драгоценных металлов.
Несмотря на практически полное отсутствие древесины на территории этого государства, египтяне – одни из первых изобретателей мебели. Именно тогда были разработаны первые типы мебели: прототип кровати - ложе, стул со спинкой, кресло, раскладной стул, прототип сундука. Из-за отсутствия столярных инструментов мебель египтян грубовата. Чтобы скрыть неровную поверхность, она богато декорируется перламутром, золотом, серебром, слоновой костью, драгоценными камнями.
Карнак. Колоннада храма Амона. Конец XIV-начало XIII в до н. э.Красочная палитра древнего Египта отличается однотонными яркими цветами: красный, желтый, коричневый, черный (сажа), белый (гипс), реже зеленый и голубой.
Греческий стиль. Греческое искусство расцвело на Апеннинском полуострове в IX в. до н.э. – II в. н.э. В то время Греция представляла собой союз городов-государств, так называемых полисов, что не помешало ей добиться удивительных успехов в сфере культуры, науки и искусства.
Основной материал древней Греции – мрамор, основные виды искусства – архитектура и скульптура. Интерьер не получил в Греции ярко выраженного самостоятельного развития. Однако архитектурные находки оказали огромное влияние на все последующее развитие искусства интерьера.
Основа греческой архитектуры – ордер – схема построения архитектурного сооружения. Ордер представляет собой определенный набор элементов стоечно-балочной конструкции и порядок их расположения в пространстве. Не меняя саму схему архитектурной конструкции, греки добиваются вариативности построек за счет изменения их размера, пропорций, декоративных деталей.
Неизменное конструктивный элемент и украшение любого греческого сооружения – колонны. Считается, что греки изобрели три типа колонн – дорические, ионические и коринфские. Архитектура богато украшалась мраморной скульптурой и рельефами.
Для истории интерьера греческий ордер имеет колоссальное значение, так в дальнейшем он используется не только при строительстве здания, но и для оформления и отделки внутренних помещений.
В отличие от храмового строительства, жилой интерьер Древней Греции не был столь богат и разнообразен. Внутренние помещения украшаются настенной живописью, полы выполняются из мозаики или застилаются коврами. Отдельную страницу занимает искусство керамики Древней Греции – краснофигурная и чернофигурная вазопись.
Дорический храм Дианы Пропилейской в ЭлевсинеМебель Древней Греции отличалась строгостью форм: три вида скамеечек для сидения, стул с прямой спинкой для женщин – клисмос, ложе для возлежания для мужчин – клине.Цветовая гамма Древней Греции яркая, динамичная, включает синий, красный, черный, желтый. Однако в дальнейшем греческое искусство пришло в интерьер именно в своем неокрашенном виде. Его стали ценить за мягкие, теплые, чуть мерцающие оттенки греческого мрамора.Орнаментальные мотивы греческого стиля: особый вид переплетения линий – меандр, пальметта, акант.
Римский стиль. Римская Республика (VI до н.э. – IV в. н.э.), а затем Империя была государством сильным и воинственным. Древние римляне с самого начала большую часть времени проводили, завоевывая соседние территории.
Их прекрасный инженерный талант сказался в благоустройстве подчиненных территорий. Мы и сейчас может видеть многочисленные акведуки, мосты, дороги, сохранившиеся в разных частях европейского континента.
Искусство Древнего Рима по большей части является заимствованным греческим. Однако римляне его дорабатывают, оно становится более монументальным, парадным, богатым, орнаментированным. В отличие от Древних греков, римляне уделяют интерьеру значительное внимание. Они охотно обустраивают для себя роскошные дворцы, прекрасные виллы, огромные загородные резиденции.
Свои дома римляне строят по типу восточного жилища – с внутренним двором – атриумом – в центре, окруженным многочисленными комнатами. Однако римляне его значительно расширяют и усложняют.
В отделке интерьера хозяева стремились перещеголять друг друга. Полы устилала мозаика, стены украшали фрески с «перспективной живописью» – изображением пейзажей и архитектуры в натуральную величину от пола до потолка, с использованием законов линейной перспективы. В результате чего создается иллюзия расширения небольшого пространства. В центре атриума располагается бассейн, украшенный скульптурой или фонтанчиком.
Охотно применяется в отделке мрамор, только не светлый однотонный, как в Греции, а разных цветов. Много в интерьере декоративных предметов, в том числе диковинки, привозимые из завоеванных стран.
Внутренний вид терм Каракаллы в Риме
Непременная принадлежность богатого римского интерьера – зимний сад, который располагается обычно на заднем дворе сооружения.Мебель Древнего Рима была похожа на греческую и также немногочисленна: столы, треножники, стулья с прямыми спинками для женщин и ложа для мужчин.Цветовая гамма римского интерьера яркая, насыщенная, много красных оттенков, терракоты, позолоты и бронзы.Иногда греческое и римское искусство объединяют общим словом античное, однако необходимо помнить, что при некоторой внешней похожести, в основе этих цивилизаций лежат ценности во многом противоположные.
Романика. После падения Рима под натиском кочевых племен, на арену человеческой истории и искусства выходят европейские народы. Время становления Европы, называют Средними веками. Условно он делится на два периода: ранний - романику и поздний - готику.
Романика – первый этап Средневековья. Это время сложения границ европейских государств, возникновения европейской культуры.
Кроме того, Средневековье тесно связано с христианизацией Европы. Религиозное мировоззрение, пронизывающее общество этого времени, отражено в каждом его творении, в том числе, и в искусстве.
Основные типы сооружения романики – замок и храм.
Архитектура замковых сооружений, как и полагается настоящим крепостям, отличалась массивностью конструкции, простотой форм, лаконичностью объемов. Помещения были мрачные, часто неотапливаемые. Окна узкие, напоминающие бойницы.
Интерьер романики сочетает в себе функциональность и эстетические качества. Стены покрываются фресками на орнаментальные мотивы. В интерьер активно приходят ковры, позднее гобелены. Сначала их завозят с Востока, однако вскоре начинают изготовлять самостоятельно. Гобелены или шпалеры завешивают комнату от пола до потолка, украшая ее и одновременно защищая от холода. Обязательная принадлежность интерьера – камин, не столько декоративный, сколько функциональный элемент. Полы земляные, реже дощатые или каменные.
Интерьер. Санкт Михаэль в Гильдесгейме
Интерьер храмов также напоминает крепость. Ему свойственны толстые мощные стены, небольшая высота помещения, малое количество окон. Он строится на сочетании простых геометрических форм. Превалирует эстетика строительного материала – простого камня, часто неокрашенного. В храме минимум украшений.
Мебель сколачивается из дерева, простая и грубая. Особую роль играл сундук – один из любимых предметов мебели всего Средневековья.
Готика. Готика – второй этап Средневековья. Отличительная его черта – становление европейских городов. Более оседлый образ жизни горожан привел к появлению крупных поселений – первых городов, расположенных на пересечении торговых путей Европы. Небольшие по нашим меркам, но значительные по меркам Средневековым, эти городские поселения из камня и дерева способствовали развитию искусства интерьера.
Основные типы городских сооружений – храм и ратуша, именно здесь сосредотачиваются достижения европейского интерьера. Архитектура претерпевает значительные изменения. Благодаря усовершенствованию строительной конструкции, появляется возможность сильно облегчить сооружение из камня, что непосредственно отражается и в интерьере. Постройки становятся выше и просторнее, тонкие колонны образуют удивительные ажурные переплетения сводов, стены прорезаются огромными стрельчатыми окнами.
Внутри и снаружи храмы украшает антропоморфная скульптура, отличающаяся вытянутостью форм и экспрессивностью движений. В сюжетах фресок превалируют религиозные и библейские мотивы.
Возникает искусство витража. Теперь интерьер становится полихромным не только благодаря росписи стен, но и цветным стеклам.
Архитектуре готики свойственна вертикальная направленность. Кажется, что каждый ее элемент от колонны до маленькой башенки стремится вверх, к небу, что объясняется христианской идеей восхождения человека к Богу в течение всей своей жизни.
Готическая мебель отличается определенной жесткостью конструкции и прямолинейностью очертаний. Часто в мебельных элементах воспроизводятся модели архитектурных сооружений и их детали – храмы, замки, амбразуры и т.д.
Интерьер собора Св. Барбары в ЧехииОсновным типом мебели продолжает оставаться сундук, но появляются первые прототипы шкафов – посудный, одежный и т.д. Основные материалы: дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).Цветовая гамма Средневековья достаточно яркая, особенно в росписи храмов: желтые, красные, синие, пурпурные, зеленые, оливковые оттенки. В интерьере встречаются вкрапления золота и серебра (предметы декоративно-прикладного искусства и ткани). Возрождение. Интерьерный стиль Возрождения или Ренессанса лучше всего отражен в искусстве Италии XIV-XVI вв.
Этот период связан с ростом богатства и могущества Италии. Практически каждым крупным городом управляет знатная и богатая семья итальянцев. Это не способствовало миру в Италии, но принесло значительную пользу искусству. Благодаря богатым заказчиками, их стремлению пышнее отстроить свои резиденции и виллы, итальянское искусство переживает настоящий расцвет. Еще одним важным заказчиком становится католическая церковь.
Переворот происходит и в общественном мировоззрении. Христианство, закрепившись на европейской почве, становится менее нетерпимым к культурному наследию античности. Возникают из забвения, перепечатываются и распространяются труды философов, историков, поэтов Греции и Рима.
Обращение к культуре и искусству Древней Греции и Древнего Рима приводят к реинкарнации античного интерьера. В архитектуре и интерьере появляется ордер. Интерьер отличается геометричностью форм, простой и ясностью конструкции, уравновешенностью пропорций, гармоничным мироощущением пространства. Для отделки применяются мрамор, фреска, реже деревянные панели.
В росписи стен часто используют «перспективную живопись» или «обманки» - росписи, создававшие иллюзию расширения тесного внутреннего пространства.
Лестница в королевских апартаментах работы Приматиччо в Фонтебло
Мебель этого стиля еще немногочисленная, жесткая. Чтобы смягчить жесткость конструкции на нее кладут ткани и подушки, иногда обивают кожей. Мебель декорируется камнями, резьбой, живописью, металлом или расписывается. Характерно появление диванов – кассоне.
Барокко. «Barocco» в переводе означает «причудливый». Стиль появляется в XVII веке. Более всего он связан с правлением Людовика XIV, который известен своим знаменитым изречением: «После нас хоть потоп» и что вполне отражало его абсолютистскую властную личность.
Людовик стремился укрепить свою королевскую власть (при нем Франция становится абсолютной монархией), и вывести страну в первый ряд европейских держав.
При Людовике окончательно формируется дворцовый этикет на все случаи жизни, а Франция становится законодательницей мод на мировой арене. Стиль барокко как нельзя лучше отражал устремления короля к пышности, торжественности, парадности, праздничности. Еще одна запоминающаяся черта барокко – театральность.
Характерный признак барокко – причудливые завитки и волнообразные линии, которые царят теперь повсюду, в каждой детали интерьера.
В 1660 году Людовик XIV утверждает большие правительственные мастерские. Художники работают теперь не как кустари-одиночки, а целыми художественными коллективами. Интерьер насыщается многочисленными искусными предметами обихода виртуозного исполнения.
В отделке стен активно используется ткань, деревянные панели, для пола – паркет. Вместо беленого потолка – огромный живописный плафон на тему античной мифологии. В интерьере много скульптуры, масляной живописи, которая развешивается по стенам. Активно используются зеркала для достижения иллюзорных эффектов игры с пространством (для этого их помещают напротив окон).
Парадная опочивальня. Чэтсуэрт, графство Дербишир.Конец XVII в.
Интерьер барокко отличается пышностью, богатством, насыщенностью форм и цвета. Мебели становится много, и она легкая, мобильная, мягкая. Часто предметы мебели подбираются в комнаты не по одному, а заказываются гарнитуром. Под мебель разрабатывается и специальная обивочная ткань. Барокко любит густые, звучные мажорные тона. Цветовая палитра яркая, мощная, много красного и позолоты.
Рококо. Рококо – стиль XVIII века (1715-1780 гг.). Он связан с правлением Людовика XV. Название «рококо» произошло от слова «рокайль», что в переводе означает «ракушка». Этот стиль считается первым интерьерным стилем, так как заметнее всего он проявился именно во внутренней отделке помещений.
Стиль рококо характеризуют как уютный, камерный, изнеженный, иногда его называют женским из-за большого количества безделушек, тканей, тонкости и изысканности элементов. Часто его интерьеры сравнивают с замысловатой шкатулкой или легкой беседкой.
Рококо стремится, по возможности, отказаться от ордерной системы, зато превозносит асимметрию. В отделке предпочтения у рококо те же, что и у барокко, однако все смотрится гораздо скромнее и изысканнее одновременно. Избавляясь многофигурных скульптурных композиций барокко, масляной живописи в золоченых рамах, ярких тканей, основным декоративным элементом интерьера становится рокайльный завиток, который оплетает комнаты практически целиком. Как и барокко, рококо любит зеркала и те интерьерные эффекты, которые они помогают создавать.
В интерьере появляется большое количество разнообразной мягкой мебели.
Значительно меняется цветовая гамма: яркие, насыщенные цвета, заменяются палитрой сложных неуловимых пастельных оттенков: розовый, нежно-лиловый, голубой, дымчато-зеленый, салатовый, белый с золотом.
Лестница в замке Аугустусбург. 1743-1748 гг.
Еще одна особенность рококо – мода на экзотику. Для рококо экзотической страной стал Китай, откуда в Европу в это время начали привозить разные изысканные вещицы и фарфор. Интерьеры рококо с элементами китайского стиля называют «китайщиной» или «шинуазри».
Классицизм. Существование стиля классицизм относится к XVIII – нач. XIX в. Классицизм тесно связан с понятиями государственности, долга, гражданственности. В противовес театральности барокко и легкомысленности рококо, классицизм противопоставляет гармонию чувств и разума с заметным превалированием рационального начала.
Классицизм обращается к идеалам античного времени – целостности восприятия жизни. Частично на стиль оказывают влияние археологические раскопки древних римских городов Геркуланума и Помпеи, засыпанных при извержении Везувия в 79 г. Эти исторические находки стали значительным событием в общественной жизни того времени.
В интерьер активно возвращается ордер и такие понятия, как симметрия, равновесие элементов, геометризм форм и линий. Линии перестают изгибаться, интерьер успокаивается и выравнивается.
В отделке активно применяется фреска, мрамор. Монументально-декоративная живопись возвращается в интерьер. Перспективные эффекты, даже если и используются, то всегда подчеркивается граница между иллюзорным пространством и реальным. Залы красиво дополняются мраморной скульптурой, бюстами известных ученых, историков, литераторов.
Особое значение для классицизма является переживание отношений человек и природы. Возможно, с этим связано появления сентиментальных садов при величественных классических постройках. В интерьере появляются портреты хозяина и хозяйки дома на фоне прекрасного пейзажного парка.
Роберт Адам. Приемная в Сайон-хаузе. 1761 г.
Для орнамента классицизма характерны гирлянды цветов, ленты, вазоны, акантовый лист. Цветовая гамма светлая, сдержанная, пастельная, но оттенки и цвета ясные: светло-розовый, светло-зеленый, много охристых, белого, позолота используется очень деликатно.
Ампир. Появление стиля ампир (от французского «empire» – «империя») тесно связано с эпохой Наполеона (1-я четверть XIX в.). По своей сути он не противопоставляется классицизму, а является его продолжением – подстилем.
Наполеон, став императором Франции, как и все императоры, нуждался в собственном стиле, чтобы подчеркнуть значимость своей империи. Художники откликнулись на требования времени. В принципе, классицизм, как стиль – выразитель идеи государственности, вполне устраивал императора. Однако в отличие от классицизма, ориентированного в какой-то степени на идеалы Древней Греции, ампир в большей степени тяготеет к искусству Древнего Рима. Сказывается влияние военных кампаний этого времени.
Поэтому интерьеру свойственна точная симметрия и определенность пропорций, четкое построение пространства. В интерьере много бронзы, редко батальные полотна, портреты Наполеона и Жозефины, знаменитых французских полководцев.
Классицистический орнамент дополняется военной атрибутикой. В декоративных деталях появляются орлы, львы. После похода в Египет, в интерьере начинают встречаться сфинксы и египетские рельефы. Один из классических признаком ампира – латинская буква «N» – Наполеон – в декоре.
Мальмезон. Музыкальная комната
Мебель становится компактнее, один из любимых материалов – красное дерево с лаконичными бронзовыми накладками (для корпусной мебели, наоборот характерно утяжеление конструкции за счет появления цоколя). Кровать оформляется как ложе с балдахином. Цветовая палитра формируется многими красными цветами – бордовым, малиновым, дополняется темно-зеленым, белым, золотом.
Эклектика. Эклектика или историзм – 1830-е – 1890-е гг. Стиль появляется в Европе и России, однако проявляется неравномерно. Иногда эклектику называют смешением стилей.
Эклектика не изобретала ничего нового. Она базируется на уже существующих европейских стилях искусства, используя их элементы. Таким образом, возникает огромное количество неостилей: неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизанстийский стиль, псевдорусский стиль, а также египетский и восточные стили.
Эклектику отличает не творческая трансформация исторических стилей на базе восприятия XIX века, а максимально точное копирование их деталей и их механическое соединение в пространстве. Эклектика часто применяет разные стили в одном здании, и даже в одной комнате. Так, например, было принято отделывать библиотеку в неоготическом стиле, будуар в стиле неорококо, гостиную в стиле неоклассицизма или неоренессанса и т.д.
В интерьере сохраняется четко выраженный архитектурный ордер, который часто исполняет роль связующего звена между различными стилевыми компонентами.
Однако хорошего знания исторических стилей недостаточно для создания цельного, гармоничного интерьера. Именно из-за смешения стилей интерьеры эклектики часто дробны, механистичны, суховаты.
Чтоб сгладить этот эффект, активно применяется орнамент, большое количество тканей, живых растений. В цветовом отношении эклектика также разнообразна, употребляет множество цветов и оттенков, что не способствует созданию четко выраженной цветовой гаммы стиля.
Модерн. Возникновение стиля модерн обусловлено многими причинами: изменением социального строения общества, научно-технической революцией, ростом городом, возникновением среднего класса и многими другими причинами.
По сути, стиль модерн существует около 25 лет, с 1890-х по 1915 гг. Однако за четверть века он успевает прозвучать во всех видах искусства и создать целую плеяду замечательных художников.
Стиль модерн возникает практически одновременно во многих странах мира и носит разные имена: в Бельгии и Франции – ар нуво, в Германии – югенд штиль, в Австрии – сецессион, в Италии – стиль либерти, в Англии и России – модерн, в Испании – стиль Гауди, также свой вариант модерна возникает в Финляндии, Шотландии, Америке. Модерн обладает чертами общими для всех стран, но ему свойственен и национальный колорит, выражаемый в используемых материалах, орнаментах, колористической гамме.
Среди исторических стилей прошлого ориентиром модерн выбрал себе Средневековье, как идеал романтической безыскусственной эпохи человеческих отношений. Модерн подчеркнуто противопоставляет себя классицизму и вообще академической традиции в искусстве, которая значительно дискредитировала себя в XIX столетии.
Модерн категорически отказывается от ордера, зато возвышает простые материалы – стекло, металл (железо, чугун), железобетон, недорогие сорта дерева, керамику.
Модерн часто черпает вдохновение в природе, причем не просто допуская частичку пейзажа в интерьер, а переносит строение живого растительного организма на архитектурные и декоративные элементы. Поэтому линии модерна обретают такую плавность, текучесть, асимметричность изгибов.
Эстетика модерна строится на сочетании формы и цвета. Модерн глубоко символичен, обладает собственным языком цвета, образов.
Особняк С.П. Рябушинского
Орнамент – один из любимых способов выражения модерна. Различают два орнаментальных направления: флоральное и геометрическое. Элементом орнамента может стать практически любой элемент. Но чаще всего модерн привлекает живая природа – флора и фауна – цветы, бабочки, стрекозы, насекомые, морские организмы.
Иногда линии его интерьера, наоборот, становятся подчеркнуто прямыми, ломкими, графичными, соответствуя геометрическому варианту модерна.
Модерн – время становления массового производства. В мебели – это фабрика Тонета, с его легкими, изящными стульями из гнутой древесины, в стекле – Галле и Тиффани. В интерьер возвращается витраж.
Цветовая палитра модерна строится на сочетании сложных пастельных тонов и их оттенков, цветовых нюансных переходах. Одни из любимых цветовых тонов – болотные, изумрудные, лиловые.
Ар-деко. Стиль ар-деко характеризуется еще меньшим периодом существования, чем модерн – это 20-30-е гг. XX века. Сам термин возникает в 1960-х на волне очередного отрицания роскоши и борьбы с захламленностью пространства.
Ар-деко возникает как продолжение модерна, когда модерн начинают обвинять в излишней орнаментальности, неопределенности колористики, криволинейности очертаний. Ар-деко формируется под влиянием движения кубизма в живописи, активного становления промдизайна, возникновения такой индустрии развлечений, как кругосветные путешествия. Роскошь кают и отелей сказывается в дорогих материалах, колористике, линиях и формах ар-деко.
Орнаментальная линия ар-деко часто строится на сочетании геометрических фигур и чистых прямых линий, в чем чувствуется влияние художников-авангардистов и геометрического направления модерна одновременно.
Ар-деко охотно использует дорогие и даже экзотические отделочные материалы в отделке интерьера и мебели. Нередко использует элементы декора древних культур стран Америки, Африки, Индонезии и т.д.
Цветовая палитра отдает предпочтение светлым и темным тонам, иногда, наоборот, нескольким насыщенным, с включением ярких цветовых акцентов. Ар-деко любит различные оттенки золота.
При всей любви к роскоши, ар-деко был тесно связан с самыми передовыми поисками своего времени в области новых технологий, поэтому в его интерьерах так много геометрических форм, динамичных линий, пространства.
Конструктивизм. Конструктивизм или функционализм – направление, пришедшее в искусство Заданной Европы и уже Советской России в 20-е годы XX века.
Название стиля говорит само за себя. На конструктивизм оказывает воздействие бурное развитие массового производства, романтика индустриального мира.
Главное – превалирование утилитарного начала над эстетическим, конструкции над формой. Поэтому в конструктивизме на первый план выходит целесообразность предмета, которой и подчиняется его внешний вид. Орнамент рассматривался как элемент, прикладываемый к предмету сверху, а потому совершенно необязательный. В конструктивизме декор часто отсутствует как класс.
Активно разрабатываются проекты интерьеров для нового типа зданий: офисов, банков, отелей, школ, первых многоквартирных домов и т.д. В интерьере наряду с традиционными активно используются новые материалы: прокатный металл, стальные трубки, зеркальное стекло, бетон, клееная фанера.
Конструктивизм требует простых, логичных и энергосберегающих решений для пространства и предметов быта. Разрабатывается встроенная, секционная, сборно-разборная мебель. Появляются ее мобильные формы-трасформеры: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах и т.д.
Западная Европа XX в. и Советский Союз. С 30-х гг. XX века развитие дизайна интерьеров в Западной Европе и Советском Союзе идет различными путями, обусловленными определенными историческими обстоятельствами.
XX век отмечен появлением целого ряда замечательных мастеров интерьера, каждый из которых требует отдельного разговора. Однако в силу краткости курса, у нас нет возможности остановиться на этом подробнее.
Можно только сказать, что их творчество фактически предопределило и сформировало современный дизайн интерьера.
Интерьер XXI века. Сегодня дизайн интерьера – явление многообразное благодаря отсутствию жестких правил в оформлении интерьера. Чаще всего дизайн интерьера зависит от пожелания заказчика. Нередко наряду с историческими стилями используются достижения дизайна интерьера XX века. Кроме того, каждый дизайнер стремится внести свою собственную лепту в интерьер, сделать его авторским. Среди многочисленных современных течений в дизайне интерьера самые большие группы образуют следующие направления: минимализм, хай-тек и кантри.
Минимализм. Свои истоки минимализм берет в эстетике конструктивизма 20-х гг. XX века. Как и конструктивизм, минимализм предпочитает утилитарность и лаконичность форм, ясность пространства, конструктивную чистоту деталей, отсутствие излишеств. Однако по сравнению с конструктивизмом ему более свойственна ориентация на человека, а не машину.
Девиз минимализма – единство чистоты, совершенства и комфорта. В отделке стараются максимально использовать естественные материалы: дерево, лен, хлопок, керамику, стекло, камень, кожу. Однако минимализм любит и дорогие искусственные материалы.
Стиль трансформировался на протяжении XX века. Изначально он избегал элементов декорирования и орнаментики в интерьере, а также включения ярких цветовых тонов. Сегодня он стал более демократичным, отказавшись от некоторой сухости форм, линий и цвета.
Цветовая гамма – сочетание очень светлых и очень темных тонов, естественные цвета природных отделочных материалов, с включение одного-двух ярких красочных акцентов. Так как формы мебели просты и лаконичны, интерьер нередко дополняется декоративным пятном – вазой, картиной, инсталляцией, панно и т.д.
Во многом минимализм обусловлен развитием современных технологий и материалов, которые позволяют сочетать простоту, лаконичность и цельность формы. В начале мебели были свойственны строгие геометричные очертания. Сейчас приветствуются неординарные ассиметричные решения формы и конструкции.
Хай-тек. Хай-тек (high-tech) вырос из минимализма, когда архитекторы перестали прятать технологичную основу интерьера в стенах, а, напротив, демонстративно выставили ее напоказ. На него также оказал влияние дизайн промышленных помещений.
Хай-тек подчеркивает роль техники и технологических деталей в интерьере: труб, аппаратуры, батарей, воздуховодов. Они заменяют декор. Для хай-тека характерна простора и рациональность форм и пространства, любовь к цельным гладким поверхностям.
Мебель характеризуется отсутствием швов, многочисленных деталей. Она тяготеет к единому лаконичному цельному объему. Большое распространение получили шкафы-купе, позволяющие уменьшить дробность пространства. Для пола часто используются максимально длинные доски.
Для отделки преимущественно применяются: металл (сталь и алюминий), стекло, бетон, современные синтетические материалы, иногда некрашеный кирпич.
Цветовая гамма строится на сочетании «технологичных» цветов – серого, белого, черного, с добавлением металлического и хромированного блеска. Иногда окраска более яркая за счет окраски деталей сигнальными цветами – красным, зеленым, синим, желтым.
Выставка Международный салон элитной мебели и интерьеров в Манеже. 2006 г.
Сегодняшний хай-тек не всегда демонстрирует техницизм, встречаются более мягкие варианты, где его стилевые признаки проявляются только в мебели.
best-life1.ucoz.ru
Детский праздник в первобытном стиле
Оформлениепалатку завесили меховым пледом, надули шарики с расцветкой под звериные шкуры, развесили золотой серпантин в качестве лиан, на мольберте нарисовали мамонта. еще в РГДБ нам одолжили костюмы и панно на стену выполненные в технике батика.
Вступительная часть1. Пока дети собираются планировалось показывать помещение, играть в "Гремучие джунгли".Но гости пришли почти одновременно и сами нашли чем себя занять.
2. Презентация о жизни древних людей. рассказ интересных фактов и предположений.презентацию я сделать не успела и решила выдавать информацию частями, перед каждым конкурсом.
3. По комнате разложена тематическая еда (орехи, фрукты, печенье "рыбки", шоколадные грибочки). Дети сами должны ее отыскать, принести в одно место и съесть.прошло хорошо. но минус в том, что из-за везде валявшейся еды пришлось сразу начинать мероприятие. а надо бы в начале давать детям паузу минут на 30-40 для свободной игры и изучения пространства. тогда они на конкурсах меньше отвлекаются.
4. Надевание костюмов.вот тут просчиталась. костюмы почему-то интерес не вызвали (даже у моего сына, который любит наряжаться в разных персонажей).
ИспытанияДети выполняют 9 заданий и за каждое получают кусочек карты-пазла.
1. Опасные звери. Я называю разных зверей, если первобытные люди зверя боялись - нужно замереть, если нет - можно продолжать бегать и прыгать. примеры животных: пещерный медведь, саблезубый тигр, олень, землеройка, динозавр."замирание" не всем понравилось - в итоге кто-то замирал, кто-то прятался, а кто-то просто кричал страшно или нет. в качестве иллюстрации к некоторым названиям зверей использовала вторую энциклопедию древностей "Розового жирафа"
2. Ловля рыбы. на листе бумаги раскладываются бумажные рыбки. детям раздаются остроги - слегка заточенные палочки с налепленными на конце кусочками пластилина. цель - выловить всех рыб.дети просто тыкали в рыбу, держась за палочку. но это упрощенный способ. а вот интересное, даже для взрослых, развлечение - привязать к остроге нитку. острогу кидать с некоторого расстояния (нитку держать другой рукой и не выпускать) и дергать за нитку. если рыба прилипла к остроге - игрок эту рыбу забирает. можно, например, соревноваться, кто больше поймает рыбу. кажется, это все я придумала, аналогов не встречала.
3. Я называю разную пищу. если у древних людей была возможность ее попробовать - дети хлопают в ладоши. если нет - мотают головой. Примеры еды: орехи, яблоки, улитки, творог, хлеб, мясо.ошибались, но прошло весело.
4. Дети с закрытыми глазами пробовали кусочки фруктов и угадывали, что это такоепроводили дургие мамы на кухне, я готовила следующий конкурс
5. Я сообщила детям, что следующий кусочек карты унес маленький злобный зверек. и нужно найти его по следам (следы вырезаны из картона и разложены на полу. в конце цепочки следов - лежит кусочек карты).сообщить-то я сообщила. но до этого дети побежали в комнату и спутали все следы. хотя зверек сам виноват, мог бы и в ванной спрятаться.
6. здесь задумывалась пиньята, притворяющаяся плодом шоколадного дерева. но как ее сделать, чтобы она не развалилась при первом ударе, но и не была слишком крепкой я не сообразила. поэтому в "желтки" от киндеров вложила сюрпризы и нитки и привязала их к верхним перекладинам шведской стенки. в одном "желтке" лежал кусок карты.сорвали все и очень быстро
7. много было вариантов этого конкурса. остановилась на самом простом. заранее я слепила из глины бусины разной формы. задача детей была нанизать их на замшевый шнурок.более-менее справились. причем я боялась, что мальчики не захотят носить бусы и заготовила текст об амулетах, о том, что "клык" помогает в охоте, круглая бусина - в рыбалке итп. но текст был лишним.
8. Эстафета. пройти разные препятсвия - перепрыгнуть болото, проползти, перейти по бревну.эстафета получилась слишком легкой и короткой. но может это и хорошо
9. Творческий конкурс. Детям предлагалось придумать, из чего мог есть древний человек. придумали.
Сокровищаитак, дети собрали 9 кусков карты, с небольшой помощью ее сложили. но карта была... алллегорическая. вместо спорткомплекса - дерево. вместо дивана - холмы, вместо книжных полок - горы. вот как раз на горе и стоял крестик.небольшие подсказки потребовались, но сокровища нашли.
сокровища - кусочки глины, археологические наборы со скелетами саблезубых тигров, уголь, бумажные конструкторы животных (правда, африканских).
после этого было задумано коллективное занятие наскальной живописью (углем на бумаге)но я не учла, что уголь крошится, дети возбуждены. нужно было попозже предложить
Не вошло в программудополнительных игр было много, перечислю только тематические1. просмотр мультфильма по сказке Киплинга "Как было написано первое письмо"2. стрельба из лука по нарисованной мишени (но это они сами потом сообразили)3. метание бумажных костей (интересный конкурс, поскольку любые фигуры из бумаги летают непредсказуемо)4. игрушечные салки с картонными фигурками доисторических животных
но в итоге дети два последующие часа играли сами. и что меня более всего радует - играли они в первобытных людей.
julug.livejournal.com
Культура первобытного общества
Введение
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до - и бесписьменная культура.
Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н.э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.
Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т.д.
Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
• каменная скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.
Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т.е. человекоподобными изображениями.
И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.
Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.
Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).
В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.
Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.
Культ матери - продолжательницы рода - один из древнейших культов. Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй - духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного - орла, медведя, змеи).
Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.
Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения, на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н.э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры - «Зале животных» - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.