Первобытный этап. Основные этапы первобытного общества (стр. 1 из 9)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы развития первобытной цивилизации. Первобытный этап


Этапы развития первобытной цивилизации — Мегаобучалка

Каменный век. Палеолит (1 млн. ― 13 тыс. лет назад)

Период раннего палеолита 1 млн. — 150 тыс. лет до н.э. (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Основной тип человека: «питекантроп», «синантроп». Люди ашелльской культуры в основном пользовались дарами природы и пожирали себе подобных. Однако умели изготавливать каменное универсальное орудие ― обоюдоострое рубило, 300–200 тыс. лет назад научились пользоваться огнем (многометровый слой золы в кострище в пещере Чжоукоудянь; кострища возрастом более 1 млн. лет назад обнаружены в Африке). Основной тип социальной организации ― первобытное стадо ― непостоянные небольшие сообщества первобытных людей, организованные с целью добывания пищи. Господство потребляющих форм хозяйствования: собирательство, охота и рыболовство.

Период среднего палеолита 150—40 тыс. лет до н.э.В результатенаступления ледниковогопериода 100 тыс. лет назад резкого ухудшились природные условия на территории России, Центральной и Западной Европы. Важнейшим условием выживания стало умение пользоваться огнем (для обогрева жилища, приготовления пищи и защиты от хищников). Исследования археологов позволили проследить усовершенствование орудий труда и охоты из кости и заточенного камня ― обоюдоострые рубила, отщепы для разделки туш, деревянные копья с каменными наконечниками, скребки. Преимущественно питались мясом за счет охоты и каннибализма.

Основной тип социальной организации ― матриархальный род, что было обусловлено более важной ролью в сохранении рода женщин. Женщины давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами.

Характерно появление первых мистических/религиозных верований (похороны мертвецов и украшение могил цветами). В период контактов с сапиенсами возникли зачатки искусства (ожерелье из когтей медведя, «флейта» из кости, «скульптура»).

В результате обострения борьбы за источники пропитания и неспособности приспособиться к новым условиям существования множество стад первобытных охотников-неандертальцев погибло.

Период позднего палеолита (40—13 тыс. лет до н.э.). Утверждение в Евразии и Африке человека кроманьонского типа (30—20 тыс. лет до н.э.). Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община, характеризующаяся относительной оседлостью. Родовая община ― постоянный коллектив людей, связанных кровными узами, обладающих общим имуществом и ведущих примитивное совместное хозяйство; характерно уравнительное распределение материальных благ при наличии гендерной и возрастной стратификации общества, как единственных форм разделения труда. Род регулировал брачные, хозяйственные и религиозные отношения.

На данном этапе возникла языческая религия, которая проявлялась в 4-х формах: тотемизм (вера в происхождение рода от одного предка), анимизм (вера в наличие души), магия (колдовство) и фетишизм (убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу). Вера в благоприятные или неблагоприятные приметы ― фетиш,вызвала необходимость создания фигурок животных и амулетов, приносящих удачу владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший кровь врага или съевший его сердце, приобретает особую силу.

Произошел качественный скачок в культурном развитии: возникновение искусства (наскальная живопись), ускорение технического прогресса, усовершенствование приемов охоты (негативное последствие —вымирание крупных животных 10 тыс. лет назад).

Эпоха мезолита 13—8 тыс. лет до н.э. (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») характеризуется благоприятным изменением природных условий. Отступление ледников создает условия для заселения новых территорий. Численность населения Земли составляла 10 млн. человек.

Основной тип социальной организации ― родовая матриархальная община. Основные занятия человека: собирательство, охота, рыболовство, приручение животных (собака, свинья). Усложнение процесса изготовления и появление новых орудий труда: лук, долото, топор, ножи, копья, лодки и др.

Эпоху мезолита характеризует наступление нового этапа в познании мира, о чем свидетельствует развитие наскальной живописи, изготовление украшений (бус) и статуэток с изображением людей и животных. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в искусстве. Многие из них связаны с ритуалами и обрядами первобытной магии. Охоте, лечению больного, выбору пары предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита изготавливали ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось усложнению похоронного ритуала. В погребения клали украшения, орудия труда и запасы пищи, что доказывает наличие убеждения в существовании потустороннего мира жизни человека.

Укрепление веры в высшие силы, которые могли помогать или вредить, вызвало необходимость жертвоприношений в виде части добычи или человеческих жертвоприношений. Заметную роль в жизни первобытных племен начали играть жрецы (шаманы, колдуны),

Формирование ранней социальной стратификации первобытного общества: вожди (избирались самые сильные и опытные охотники), старейшины (наиболее опытные члены рода) и жрецы (обладали умением общаться с высшими силами, знатоки целебных трав).

Эпоха неолита 8—3 тыс. лет до н.э. (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень»). В 10 тыс. до н.э. человек идеально приспособился к условиям среды обитания, и как господствующий вид, утвердился на всех континентах земли. Однако совершенствование орудий охоты привело к массовому истреблению животных, что подрывало основы существования первобытных людей. Платой за прогрессстал голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции. Это был первый в истории кризис развития цивилизации, решение которого шло 2-мя путями:

1. Племена экваториальной зоны Африки, Южной Америки, островов Юго-Восточной Азии и Тихого океана, Австралии, Севера Европы как бы замерли в развитии и познании окружающего мира. Система запретов (табу), ограничивающая охоту и потребление пищи, предотвращала рост населения, препятствовала изменению образа жизни и развитию знаний. Это привело к сохранению мезолитического типа хозяйства и культуры.

2. На территории современных государств ― Египте, Иране, Ираке, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу ― где были благоприятные природные условия, произошел прорыв на качественно новый уровень развития. Люди перешли к осознанному преобразованию природной среды, что создало условия длянеолитической революции ― переходу от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности, от охоты к скотоводству (первая отрасль), от собирательства к земледелию. Неолитическая революция создала условия для возникновения первых аграрно-скотоводческих культур, в которых рост производительности труда способствовал увеличению количества продуктов в рационе питания.

Произошли существенные изменения в структуре общественных отношений. Углубилось общественное разделение труда.

І разделение труда ― из земледелия выделилось скотоводство;

ІІ разделение труда ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (ткачество, гончарство, изготовление лодок и колесных повозок, приводимых в движение лошадьми, волами и ослами). Усложнилась специализация труда между ремесленниками (одни поселения специализировались на оружии, другие ― ткачестве или изготовлении посуды).

ІІІ разделение труда ― возникновение избытков продукции стало основой развития торговли, выделение торговли из производственного цикла. Господствующей формой оставался натуральный обмен между племенами, расширение которого вызвало необходимость в едином эквиваленте стоимости товаров ― деньгах.

Постепенно в обществе зарождалось имущественное неравенство. Вожди, жрецы, умелые ремесленники стали накапливали имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Изменения были характерны в области гендерных ролей в обществе. Для раннего периода первобытной цивилизации (от палеолита до развитого неолита) характерно существование матриархата. Матриархат (лат. Mater ― мать і грец. άρχη ― власть) ― особая форма первобытного общества, в котором родовые группы создавались на основе родства по женской лини. В период раннего матриархата (палеолит и ранний неолит) основой равноправного положения полов в обществе было занятие женщин собирательством, мужчин ― охотой, примитивным рыболовством занимались представители обоих полов. Развитый матриархат характеризовался ведущим положением женщин в обществе, что определили новые отрасли хозяйствования ― мотыжное земледелие, развитое рыболовство и разведение домашнего скота.

Ячейкой матриархатного общества была материнская семья ― большая группа (200‒300 особ) близких родственников по женской линии, которые выступали хозяйственными единицами, коллективно владеющие родовой общинной землей. Во главе материнского рода стояла старшая женщина. Характерным явлением была полиандрия (многомужество).

В эпоху неолита люди продолжали жить большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Для избегания генетического вырождения мужчины и женщины из одного рода не могли вступать в брак друг с другом. Девушек отдавали замуж в другие рода, из них мужчины брали себе жен. Из рода в род переходили женщины, мужчины оставались постоянным ядром своей семьи. Степень родства стала учитываться по мужской линии. В некоторых племенах женщины выполняли функцию своеобразного товара, который одна семья продавала другой. При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, оставалось в ней.

megaobuchalka.ru

Основные этапы первобытного общества

Содержание.

Введение.................................................................................................................................................. 2

1. Периодизация первобытной истории.............................................................................................. 3

2. Антропогенез...................................................................................................................................... 7

2.1. Австралопитековые..................................................................................................................... 7

2.2. Питекантроп............................................................................................................................... 11

2.3. Неандерталец.............................................................................................................................. 14

2.4. Кроманьонец............................................................................................................................... 17

2.5. Общие проблемы антропогенеза.............................................................................................. 18

3. Прародина и расселение человечества........................................................................................... 21

3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР.................................................. 26

4. Эволюция человеческого сообщества............................................................................................ 28

Заключение............................................................................................................................................ 30

Литература............................................................................................................................................. 33

Введение.

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени 35 – 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И только 5 – 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества приравнять к одним суткам, то на время с момента образо­вания классов до наших дней придется только 4 минуты.

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и вре­мя от времени преобладающее мнение меняется. В на­стоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань перво­бытнообщинного строя колеблется в пределах послед­них 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государ­ства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены – еще позднее.

История зарождения из животных существ человека – и поныне загадка природы. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество – до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени – ни письменных, ни архитектурных – не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и обиталища людей – и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более позднее время, медный или бронзовый и железный век, более “благодатная” почва для исторического исследования – памятников, в том числе и письменных и архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому цель данной работы – уделить больше внимания самому древнему прошлому человечества, тем боле, что последние десятилетия преподнесли множество сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о древнейшей истории человечества.

1. Периодизация первобытной истории.

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна ар­хеологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзо­вый (медный) и железный – получило научную разра­ботку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвента­ря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палео­лита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динами­ку в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи ран­него (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палео­лита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокамен­ный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отлича­ются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизи­тельно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда на­чался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация пре­вратилась из глобальной в совокупность региональ­ных, но и в таком виде она сохраняет немалое зна­чение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация перво­бытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного че­ловека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого чело­века умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наибо­лее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивили­заций, и обществ, сосуществовавших с этими и поздней­шими цивилизациями. В западной литературе они раз­личаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми пони­маются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно ар­хеологически, протоистория – также и с помощью пись­менных сведений соседствующих с первобытными обще­ствами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Меж­ду тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической форма­ции, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существо­вания. Однако они не тождественны по степени самосто­ятельности своего развития: как правило, первые испы­тывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэто­му в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные обще­ства (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций пер­вобытной истории ни одна из них не в состоянии заме­нить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографиче­ским и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Ис­пользовав установившееся в XVIII в. членение истори­ческого процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и чле­нораздельной речи, средняя – с возникновения рыбо­ловства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – вне­дрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

mirznanii.com

Периодизация первобытной истории

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века, по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвентаря. Внутри палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и верхнего палеолита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов, длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную динамику в формах поселений древнейших коллективов людей и типах изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом” (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая (палеантропологическая) периодизация первобытной истории, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей, выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов, а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. В западной литературе они различаются как, с одной стороны, преистория, с другой – прото-, пара- или этноистория, под которыми понимаются не только разделы науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое различение: преистория изучается преимущественно археологически, протоистория – также и с помощью письменных сведений соседствующих с первобытными обществами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Между тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической формации, так как критерием принадлежности к формации является способ производства, а не эпоха его существования. Однако они не тождественны по степени самостоятельности своего развития: как правило, первые испытывали меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэтому в последнее время многие исследователи различают их как апополитейные первобытные общества (АПО) и синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя – с возникновения рыболовства и применения огня, высшая – с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей – внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие начального. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же качественное своеобразие заключительного этапа первобытной истории, соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе (“Варварство и цивилизация”) его работы “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней, отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и упадка, и значительное расширение в дальнейшем фактического материала сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации первобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали проверки временем. В частности, выяснилось, что применение в качестве критерия периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых цивилизаций еще не знали производственного применения металлов, между тем как часть поздне-первобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы, обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в формах производственных отношений. В связи с этим была предпринята попытка проследить развитие форм первобытной собственности, что привело к выделению, помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов первобытной родовой общины и первобытной соседской общины.

Историко-материалистическая периодизация первобытной истории основана на эволюции производительных сил. В соответствии с этой схемой история человеческого общества делится да три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда: каменный век – 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.; бронзовый век – с конца III тысячелетия до н.э. – 1 тысячелетие до н.э.; железный век – с 1 тысячелетия до н.э.

Общая периодизация первобытной истории разрабатывалась и разрабатывается также многими западными исследователями. Такие попытки делаются преимущественно некоторыми исторически ориентированными учеными США. Наиболее распространено различение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ. Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной родовой общины,  стратифицированные – обществам эпохи классообразования. Между эгалитарными и стратифицированными часто помешают также ранжированные общества. При этом сторонники этих схем считают, что в ранжированных обществах существует только социальное неравенство, а в стратифицированных – также и имущественное неравенство. Наиболее существенная и привлекательная черта этих схем – признание в них эгалитарного характера первобытного общества, т. е. первобытного коллективизма.

Таким образом, критериев периодизации человеческой истории более чем достаточно – можно найти на любой “вкус и цвет”, т.е. проблемы классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда или хоты, даже окаменелые останки не существует. Существует же проблема т.н. “родины человечества”.

Итак, взгляды на характер основных эпох первобытной истории единообразнее взглядов на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

Исторические эпохи Археологические эпохи Палеоантропологические эпохи
Эпоха праобщины Нижний и средний палеолит Время архантропов и палеонтропов
Неолит Стадия раннепервобытной (раннеродовой) общины Верхний палеолит и мезолит Время неонтропов
Стадия познепервобытной (позднеродовой) общины
Эпоха классообразования Поздний неолит, энеолит или век раннего металла

Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к отмеченному выше сосуществованию самых разных по своей стадиальной принадлежности обществ.



biofile.ru


Смотрите также