Первобытная экономика. Основные черты экономики первобытнообщинного строя (стр. 1 из 2)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.3. Первобытное хозяйство: основные понятия. Первобытная экономика


Основные черты экономики первобытнообщинного строя

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность: 080507 «Менеджмент организации»

Контрольная работа

по дисциплине «История экономики»

Тема:

«Основные черты экономики первобытнообщинного строя»

Студентки 1 курса

Братухиной Натальи Владимировны

Преподаватель

Белослудцева Владлена Викторовна

Г. Пермь 2008 г.

Содержание

Введение

1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

2. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита

3. Экономическое развитие мезолитических племен

4. Неолитическая революция

Заключение

Использованная литература

Введение

Изучение истории первобытного общества характеризуется рядом специфических черт.

1) Это самый длительный в истории человечества период – от возникновения древнего человека до формирования на Земле первых государств. В сравнении с этим периодом все остальные эпохи по времени ничтожно малы.

2) В изучении истории первобытного общества очень много «белых пятен», спорных и нерешенных вопросов, которые, возможно, до конца и не будут решены никогда. Объясняется это следующим: не существует письменных источников, освещающих жизнь первобытных людей – письменность, как известно, была создана уже в эпоху классообразования; находки костных останков первобытных людей единичны и интерпретировать их трудно; данные археологических раскопок, как правило, дают информацию лишь о некоторых сторонах материальной жизни людей; экстраполяции современного этнографического материала на далекое прошлое часто слишком субъективны и неубедительны. Результатом являются принципиальные разногласия историков по кардинальным вопросам жизни первобытного общества. Так, нет единства мнений по вопросу о том, когда на Земле появились первые люди – указываются даты от 5 млн. до 500 тыс. лет назад, когда появился человек разумный. Спорным является вопрос о хозяйственно – культурных типах и времени их возникновения.

Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения позднепервобытной общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей – эволюции форм собственности.

Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшний день, и не может претендовать на абсолютную полноту.

1. Хозяйственная жизнь первобытного человеческого стада

Древнейший период человеческой истории принято обозначать как эпоху первобытного человеческого стада. Название это не случайно: человек в это время еще практически никак не выделялся из животного мира. Хозяйственный мир пралюдей и их общественные отношения были таковы, что почти полностью укладывались в порядки, существующие у других общественных животных, в частности, у обезьян.

Питекантроп. В этот период на Земле последовательно сменяли друг друга древнейшие пралюди. Первым в этой цепочки был питекантроп. Он был существом прямоходящим и отличался от современного человека строением черепной коробки. Однако руки питекантропа были способны производить простейшие трудовые операции.

Питекантроп, как предполагают ученые, уже умел изготовлять некоторые орудия. Питекантропы в своей деятельности применяли так называемые эолиты – камни, расколотые природными силами. Именно камень становился основным материалом для изготовления орудий труда и будет использоваться очень долго – вплоть до IV – III тыс. до н. э. Поэтому эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап – ранним палеолитом. Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э.

Питекантропы занимались также собирательством и рыбной ловлей – рыбу ловили руками. Питекантропы не умели ни поддерживать, ни тем более добывать огонь.

Синантропы. Следующим в ряду древних пралюдей был синантроп, появившейся на Земле примерно 300 тыс. лет назад. Синантроп был среднего роста и плотного телосложения. Предполагают, что синантроп был способен к звуковой речи.

Более сложной стала трудовая деятельность синантропа. Наиболее часто встречаются ручные рубила и отщепы с явными следами искусственной обработки.

Добывание огня все еще было неизвестно, но поддерживать природный огонь синантропы уже научились. Это сразу выделило их из природного мира: с этого времени люди были единственными существами на земле, способными использовать огонь для своих нужд.

Неандертальцы. Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Они были небольшого роста, ширококостные, с сильно развитой мускулатурой.

Каменные орудия, которые изготавливали неандертальцы, - рубила, острия, проколки, сверла, отщепы – просты и примитивны, как и сама каменная техника этого периода. Хозяйственная жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте.

Любая добыча – будь-то мясо, рыба, злаки, плоды – принадлежала не тому, кто ее добыл, а всему коллективу. Распределение добычи было равнообеспечивающим: учитывались особенности членов общины по полу и возрасту.

2. Хозяйство эпохи среднего и позднего палеолита

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита – примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII в. до н. э.

Возникновение человека современного типа

Средний палеолит открывается событием исключительной важности для всей мировой истории – на Земле возник «человек разумный», Homo sapiens.

Кроманьонский человек (так принято называть первых людей современного типа по методу первой находки их останков в гроте Кро-Маньон во Франции) Существенно отличался от неандертальца. Средний рост составлял 180 см, физически был слабее мощного и выносливого неандертальца. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Хозяйство среднего палеолита

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать. Важнейшим фактором явились способность разума познавать мир и желание усовершенствовать его.

Крупнейшим открытием кроманьонцев, сделанное в самом начале среднего палеолита, стало искусственное добывание огня. Овладение огнем окончательно выделило человека из животного мира и означало поворот в хозяйственной жизни.

Начинает совершенствоваться каменная техника, в частности, появляется довольно сложная техника ретуши; орудия труда становятся более четкими и дифференцированными.

Матриархат

В позднем палеолите уже сложился первобытнообщинный строй, и люди жили родовыми общинами. Это был период существования материнской родовой общины, или матриархата. Специфика матриархата, однако, заключается не в том, что во главе рода стояли женщины, а в том, что в условиях группового брака счет родства велся по женской линии. Таким образом, материнский род – это группа родственников, связанных общим происхождением по женской линии, живущих совместно и ведущих общее хозяйство

Что же касается реальной власти в общине, то она принадлежала старейшинам – мужчинам 40 – 50 лет и основывалась на их опыте, силе и интеллектуальном и эмоциональном превосходстве

В период позднего палеолита уже существовали первые в истории человечества общественные запреты. Одним из ранних был запрет на браки внутри рода – экзогамия, сначала между родителями и детьми, а потом между ближайшими братьями и сестрами. Нарушение этого запрета каралось исключительно жестоко.

Хозяйственная деятельность

Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

Основными сферами хозяйственной деятельности, как и раньше, остаются охота, рыболовство и собирательство, эффективность которых существенно возрастает благодаря лучшей организации труда и использованию более совершенных орудий

Труд в позднем палеолите был простой кооперацией т. Е. сотрудничеством без развитых форм общественного разделения труда. При выполнении работ учитывались пол и возраст, но все взрослые мужчины, как и женщины, могли исполнять одни и те же задания.

Виды собственности

Территория, на которой жила и в пределах которой передвигалась община, находилась в ее коллективном пользовании – фактически, в коллективной. Коллективной была также собственность на жилища, огонь, добычу

Обмен и дарообмен

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение – при дележе добычи учитывались е только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда.

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин – соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: камни, шкура и тд. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами – его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

3. Экономическое развитие мезолитических племен

Хронологические рамки мезолита – XII – VII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились, что было связанно с окончанием ледникового периода, потеплением климата и соответственным изменениям флоры и фауны.

mirznanii.com

основные понятия. ВЫПУСК 2. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1.3. Первобытное хозяйство: основные понятия

Существует лишь один путь, ведущий к выявлению внутренней объективной логики эволюции первобытного общества, -исследование развития его социально-экономической структуры. Именно социально-экономические отношения, а не производство в целом, в единстве всех его сторон будет в центре внимания.

Но прежде чем перейти к рассмотрению социально-экономических отношений первобытности, необходимо хотя бы коротко остановиться на производстве в узком смысле слова, т.е. на процессе собственно производства. Для обозначения собственного производства нередко используется термин “хозяйство".

Собственно производство всегда есть единство нескольких видов трудовой, производственной, или хозяйственной, деятельности. В применении к собственно первобытному и предклассовому обществу обычно различают две формы хозяйства: присваивающее и производящее. Присваивающим называют хозяйство таких народов, которые занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Как производящее характеризуют хозяйство тех народов, которые занимаются земледелием и животноводством.

Нетрудно заметить, что в основе этого деления лежит различие способов, которыми люди обеспечивают себя пищей. И охота, и рыболовство, и собирательство представляют собой присвоение пищевых ресурсов, которые доставляет природная среда. Это - разные виды добывающей, присваивающей деятельности. Суть земледелия и животноводства состоит в производстве, создании пищи.

Пища играла столь важную роль в жизни первобытных и предклассовых обществ, что все исследователи при характеристике их хозяйства прежде всего начинали с описания способов, при помощи которых члены этих обществ обеспечивали себя продуктами питания. При этом нередко оставалось в тени, что и в обществах с хозяйством, именуемом присваивающем, люди не только присваивали, но и производили в самом узком смысле этого слова.

Прежде всего они создавали средства труда, с помощью которых осуществляли присвоение. Ими производились разнообразные орудия охоты и рыболовства. И от того, насколько они были совершенными, в значительной степени зависел успех этих видов добывающей деятельности. Употребление средств труда было необходимо и в собирательстве.

Иногда, говоря о собирательстве, не принимают во внимание, что оно является специфически человеческим видом деятельности. Обезьяна, скажем, не занимается собирательством. Она просто кормится. Тем более не занимается собирательством корова. Она просто пасется. Подлинное собирательство имеет место только там, где сорванные дикорастущие плоды, выкопанные корни и т.п. в начале сосредотачиваются в руках индивида, т.е. собираются в буквальном смысле слова, а затем доставляются в лагерь, стойбище. Все это невозможно без использования корзин или каких-либо других переносных вместилищ, т.е. средств труда.

Основой любой человеческой деятельности по добыванию пищи является деятельность по созданию средств труда. Поэтому любая человеческая деятельность по присвоении пищи является не чем иным, как своеобразным видом собственно производства, а именно производством предметов потребления.

Но к числу предметов потребления относится не только пища, но и жилище, одежда, утварь, украшения. Все они, как и средства труда, создаются людьми. Многообразная деятельность людей по созданию вещей производства нуждается в обозначении. Однако в нашей этнографической литературе единого термина, который бы в равной степени охватывал все разновидности этой деятельности, не существует. Слово "ремесло" для этой цели явно не подходит, ибо предполагает наличие работников, для которых одна из разновидностей этой деятельности была бы профессией. В англоязычной этнографической литературе вся эта деятельность в целом нередко именуется мануфактурой. Но в русской научной литературе термин “мануфактура" уже имеет другой, причем достаточно четко определенный смысл.

Слово "мануфактура" на русский язык буквально переводится как "рукоделие". В обыденном словоупотреблении под рукоделием понимается не всякий ручной труд, а преимущественно лишь женский (шитье, вязанье и т.п.). На мой взгляд, вполне возможно использование слова "рукоделие" в качестве научного термина, обозначающего всевозможные разновидности деятельности по созданию вещей в первобытном и предклассовом обществе. Это производство было действительно ручным. Оно было рукоделием в буквальном смысле слова.

Чтобы завершить перечень основных видов трудовой или хозяйственной деятельности в первобытном и предклассовом обществе, следует упомянуть еще один. Это - собирание и переноска дров, разжигание и поддержание огня, доставление воды, приготовление пищи, уборка мусора и т.п. Все эти разновидности трудовой деятельности можно объединить под названием домоводства.

Таким образом, к числу основных видов трудовой, или хозяйственной, деятельности в первобытном и предклассовом обществе на ранних этапах его развития относятся рукоделие, охота, рыболовство, собирательство и домоводство. Позднее возникли земледелие и животноводство. Однако возникновение животноводства не всегда означает переход от присваивающего хозяйства к производящему. Люди довольно рано приручили собаку. Но это не вывело их за рамки присваивающего хозяйства. Известны народы, которые разводили оленей и лошадей, но использовали этих животных только для передвижения и/или в качестве средств охоты. Их хозяйство тоже не может быть охарактеризовано как производящее. О животноводстве как виде производящего хозяйства может идти речь только в том случае, если домашние животные используются в пищу, дают пищу или служат в качестве тягловой силы в земледелии.

В идеальном варианте развития производящее хозяйство возникает как комплексное: земледельческо-животноводческое. Но известны народы, у которых из этих двух видов деятельности существует одно лишь земледелие. В результате важную роль продолжают играть охота и/или рыболовство. И вообще даже с возникновением комплексного земледельческо-животноводческого хозяйства охота, рыболовство, собирательство сразу не исчезают. Они еще долгое время могут продолжать сохраняться, но уже как дополнение к основным видам хозяйственной деятельности.

Возникшее, скорее всего, на стадии позднего первобытного общества земледелие как в этом, так и в раннем предклассовом обществе было, как правило, ручным и подсечно-огневым. Его называют также огородным. Плужное, или полевое, земледелие возникло позднее.

Многие исследователи рассматривали переход к производящему хозяйству как важнейший рубеж в развитии доклассового общества, выделяя, например, стадии доземледельческой и земледельческой общины. Нельзя сказать, что они видели различие между этими, выделяемыми ими, стадиями только в формах хозяйства. Но они жестко связывали с каждой из этих форм определенные социально-экономические отношения.

Однако на деле такой жесткой связи не существует. С одной и той же формой хозяйства могут сочетаться далеко не одинаковые социально-экономические отношения. И, наоборот, одни и те же формы социально-экономических отношений могут быть связаны с различными формами хозяйства. С одной стороны, существовали такие земледельческие общества, в которых господствовали первобытно-коммунистические отношения. С другой, известны социоисторические организмы охотников, рыболовов и собирателей, которые уже достигли стадии предклассового общества.

Возникнув, земледелия на первых порах могло долгое время создавать нисколько не больше общественного продукта, чем его доставляли в благоприятных условиях те или иные формы присваивающего хозяйства. Потенциальные возможности земледелия раскрылись далеко не сразу. Но бесспорно, что только оно могло обеспечить переход к классовому обществу. Науке не известно ни одно классовое общество, которое базировалось бы на присваивающем хозяйстве.

Орудия в раннепервобытном, позднепервобытном и раннем предклассовом обществе в большинстве случаев изготовлялись из камня, дерева, кости, рога и раковин. Согласно археологической периодизации - это каменный век. Науке сейчас известны настоящие классовые общества, которые не знали никаких металлических орудий, даже медных. Но в большинстве случаев переход к использованию медных орудий произошел еще на стадии предклассового общества. Известны науке и предклассовые общества, в которых изготовлялись бронзовые и даже железные орудия. Таким образом, не существует жесткой связи не только между формами хозяйства и типом социально-экономических отношений, но и между социально-экономической структурой общества и уровнем развития техники.

Одна из характерных особенностей хозяйства доклассового общества состоит в разделении труда между полами. Наличие его отмечено у всех без исключения народов, находившихся на этой стадии. У каждого из них были виды хозяйственной деятельности, которыми занимались в основном либо только мужчины, либо только женщины. Помимо чисто мужских и чисто женских занятий существовали также виды хозяйственной деятельности, которыми могли заниматься представители обоих полов. Однако, как правило, одни из них считались мужскими, а другие - женскими. Если оставить в стороне земледельческие народы, то чисто мужскими видами деятельности чаще всего были охота, особенно на крупных животных, рыболовство, изготовление оружия, сетей, обработка камня, дерева, рога, кости, постройка хижин, лодок. К чисто женским занятиям у неземледельческих народов чаще всего относились собирательство, подготовка мяса и рыбы к хранению, изготовление циновок, корзин, веревок, материалов для одежды, шитье и починка одежды и обуви, сбор топлива, приготовление пищи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Экономика первобытного общества

Количество просмотров публикации Экономика первобытного общества - 75

Первобытное общество - наиболее длительный в истории человечества период. Ученые полагают, что далекие предки современных людей появились более двух миллионов лет назад. Древние люди обитали в условиях первобытного человеческого стада. Человек современного вида формировался примерно 40 тысяч лет назад.

Археологическая периодизация истории человечества основана на изменении вещественного материала, из которого изготовляли орудия труда. Почти весь период первобытных отношений относится к каменному веку (до конца III тысячелœетия до н.э.), в котором выделяют три ступени: палеолит, мезолит, неолит. Далее настает бронзовый век, длившийся до I тысячелœетия до н.э., на смену которому пришел желœезный век. По способу добывания средств существования ученые выделяют два типа первобытного хозяйства: присваивающее и производящее. Древний человек стал отличаться от животных умением изготовлять орудия труда. В глубокой древности использовали камни с острыми краями и отщепы от них. Далее появились рубило, скребки, резцы, треугольные и пластинчатые остроконечники, копья. Важным достижением первобытных людей стало освоение огня (около 100 тыс. лет тому назад, в период оледенения). Огонь использовали для обогрева жилища, для приготовления пищи, во время охоты на крупных животных.

Накопление древними людьми производственного опыта и усовершенствование трудовых навыков привели к созданию нового типа орудий труда, с помощью которых можно было рубить, резать, пилить, сверлить. Сверление и шлифовка камня способствовали созданию комбинированных орудий (каменный топор, копье с отточенным кремневым лезвием). Изобретение лука и стрел резко повысило эффективность охоты, сделало возможным индивидуальную охоту на мелкого зверя. Мясо, добытое на охоте, становится постоянной пищей человека. Это сыграло важную роль в укреплении осœедлости и способствовало постепенному переходу к хозяйству производящего типа. В это же время началось приручение диких животных.

В социальной организации люди переходят от первобытного стада к родовой общинœе, объединяющей группу родственников. Община имела коллективную собственность и занималась хозяйством на базе половозрастного разделœения труда. Причем, ведущая роль в общинœе принадлежала женщинам. Οʜᴎ занимались собирательством, приготовлением пищи, сохранением домашнего очага и воспитанием детей. Род являлся основной социально-экономической ячейкой первобытнообщинного общества.Род - это объединœение людей современного физического типа, консолидировавшийся производственный коллектив со сложными и разнообразными социальными связями, способствовавший ускорению развития материальной и духовной культуры, значительному росту темпов развития производительных сил первобытного общества.

В период неолита (VIII – III тыс. лет до нашей эры) люди стали переходить от присваивающего хозяйства к производящему, основными отраслями которого были скотоводство, земледелие и ремесло. Переход от присваивающего хозяйства к производящему получил название неолитической революции.

Земледелие и скотоводство носили примитивный характер. Размещено на реф.рфМотыжное земледелие требовало от людей огромных затрат времени и тяжелого труда. При этом земледельческие и скотоводческие племена развивались более динамично, чем племена охотников, рыболовов и собирателœей. Земледелие и скотоводство вело к росту объёмов производства. Люди стали заготавливать запасы пищи, получили постоянные источники питания, что качественно изменило условия их жизни. В данный период возрастает численность населœения.

Земледелие зарождалось из собирательства. Совершенствуя производство, люди переходили от мотыжного к пашенному земледелию. Οʜᴎ использовали такие системы земледелия, как переложная, подсечно-огневая, возделывали сельскохозяйственные культуры на поливных и неполивных землях. Очагом земледельческого хозяйства стала Восточная Азия, где при благоприятных климатических условиях земледелие развивалось в долинах рек. В степных, полупустынных и пустынных областях преобладало кочевое скотоводство. Хозяйственная деятельность людей становилась всœе более многообразной. Люди стали заниматься деревообработкой, строить жилища и лодки. Появился ткацкий станок простейшего типа. Люди научились лепить посуду из глины, плести сети, использовать тягловую силу животных для перемещения грузов. В IV тысячелœетии до н.э. были изобретены гончарный круг и колесо. Появились колесные повозки.

С появлением бронзовых орудий труда, примерно в то же время, когда произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, возникло скотоводство. Животные стали использоваться как для вьючного и гужевого транспорта͵ так и для обработки земли. Люди стали употреблять в пищу молоко. Разведение скота у отдельных племен становится основным видом хозяйственной деятельности. Из первобытных племен выделяются скотоводческие, пастушеские племена. Произошло первое крупное общественное разделœение труда: скотоводство отделилось от земледелия. Пастушечьи и земледельческие племена стали производить обмен своей продукции. Обмен привел к появлению ранних товарных отношений.

Использование новых материалов при изготовлении орудий труда, совершенствование самих орудий, усложнение технологии производства, появление новых видов хозяйственной деятельности привели к росту производительных сил общества. В этих условиях изменяется место мужчины и женщины в общественном производстве. Скотоводство, как и плужное земледелие, стали мужскими отраслями труда, а женщинœе оставалось ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Мужчины получили первенство не только в производстве, но и в семье. Счет родства стали вести по мужской линии – материнский род превращался в отцовский. Сложилась и стала экономически обосабливаться малая моногамная семья. Среди свободного населœения усиливается имущественная дифференциация. Родовая знать стала сосредотачивать богатства в своих руках. Так как появился прибавочный продукт, стало выгодным захватывать его с помощью военной силы. Племенные вожди захватывали и присваивали новые земли, а военнопленных превращали в рабов. На смену родовой общинœе приходила община земледельческая, в которой пахотные участки обрабатывались большими семьями. В последующем сложилась сосœедская община, в которой частная собственность на пахотные участки, а так же на движимое и недвижимое имущество находилась в руках отдельной семьи. Остальные угодья (леса, пастбища, водоемы и др.) находились в общей собственности. Углубление общественного разделœения труда, рост обмена увеличивали имущественное неравенство и способствовали переходу от первобытнообщинных отношений к классовым.

referatwork.ru

Экономика первобытного общества

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

  1. Экономика первобытного общества………………………………….6

    Вывод………………………………….......................................................26

Список литературы…………………………………………………………..28                          

Введение

Развитие науки  имеет внутреннюю логику. Каждая эпоха  выдвигает свои научные проблемы, среди которых есть частные и  есть общие. Некоторые из них проходят через всю историю науки, но и  они каждым новым поколением ученых решаются по-новому. Так, по мере развития истории первобытного общества делалось все более очевидным, что ключом к его пониманию может стать  лишь глубокое проникновение в сущность социально-экономических отношений. Все настойчивее заявляла о себе необходимость выявления в структуре  первобытного социума его жизненного центра, средоточия социально-экономических  связей. Углубленные этнографические  исследования социальной организации  охотников и собирателей показали, что таким институтом является община, что это - форма существования  первобытного доземледельческого общества. Вот почему в наше время изучение первобытной общины стало одной  из важнейших задач науки о  первобытном обществе, вот что  определило цели и содержание настоящей  работы.

Еще Ф. Энгельс, подчеркнув стадиальное отличие  присваивающего хозяйства от производящего, на основе критерия присваивающего и  производящего хозяйства построил периодизацию первобытной истории  .Но почему же я говорю именно о доземледельческой общине, почему этот термин является для меня как бы синонимом общины охотников и собирателей, общины, характерной для стадии присваивающего хозяйства? Потому, что именно земледелие было генеральной линией развития в эпоху, которая ознаменовалась переходом от присваивающего хозяйства к производящему и связанной с ним коренной перестройкой всей социально-экономической структуры. Именно земледелие сыграло в этом процессе ведущую роль.

История первобытной  общины охотников и собирателей  начинается с возникновения человеческого  общества и заканчивается с переходом  его к производящей экономике и разложением первобытнообщинной формации. На протяжении этой эпохи сформировался человек современного вида, люди заселили целые континенты, были заложены основы последующего социального и культурного развития человечества. Эта эпоха, согласно археологической периодизации, соответствует палеолиту и почти всему мезолиту. В настоящее время на стадии охоты и собирательства все еще находятся (или находились недавно) экономически наиболее отсталые народы земного шара, которым и посвящено наше исследование.

История первобытного общества как один из разделов всеобщей истории стоит на грани двух исторических наук - этнографии и археологии. Два  потока, вливаясь в ее русло, смешивают  в нем свои воды. История изучает  первобытное общество вне зависимости  от времени и места, ведь на земле  все еще существуют (или существовали недавно) этнические общности, живущие  в условиях первобытнообщинной формации. Это отличает историю первобытного общества от других разделов всеобщей истории и делает ее, по существу, историей первобытнообщинной формации, а источниковедческая база и методология  делают ее комплексной наукой. Археология и палеоэтнография изучают историю  первобытнообщинной формации в древности, этнография - в современную эпоху. Только этнография позволяет дать углубленную  социально-культурную интерпретацию  археологических памятников, как  бы насыщая их плотью и кровью. Этнография и археология - источниковедческая основа и настоящего исследования.

Характеризуя  первобытную общину охотников и  собирателей - одну из ранних форм общественной организации, сохранившуюся до наших  дней и доступную непосредственному  наблюдению, - я не пользуюсь имеющим  некоторое распространение делением первобытных доземледельческих  обществ на высших и низших охотников  и собирателей, ибо при таком  делении игнорируется фундаментальное  сходство их общинных организаций. Конечно, не все народы, общинам которых  посвящена моя работа, находятся  на одном уровне общественного и  культурного развития. Некоторые, например калифорнийские индейцы, при сходстве их общинной структуры со структурами остальных народов в развитии других социальных институтов ушли дальше. Но в совокупности все они находятся на самой ранней из существующих в настоящее время стадий первобытнообщинной формации. Всестороннее изучение этих народов проливает свет на культуру и социально-экономические отношения в эпоху палеолита, мезолита и раннего, доземледельческого неолита. У всех этих народов община - универсальная ячейка общественной структуры. Археологические материалы позволяют говорить о том, что и в глубокой древности община занимала аналогичное место.                      

Экономика первобытного общкства.

Первобытная доземледельческая  община - самая ранняя из известных  науке стадий развития общины. Универсальность  общинной организации на этом уровне развития общества связана с жизненной  необходимостью ее для общества в  целом (его сохранения и стабильности в сложных естественных условиях) и для каждого члена в отдельности. Техническая вооруженность общества слишком низка, а зависимость  от природных условий слишком  велика для того, чтобы человек  мог вести борьбу за существование, не объединяясь с другими людьми. Более того, люди «не могут производить, не соединяясь известным образом  для совместной деятельности и для  взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в  определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство». К тому же люди по самой своей сущности были и остаются общественными существами. Первобытная община -это естественно сложившийся коллектив, который возник одновременно с возникновением самого человеческого общества, с возникновением производства, это форма организации совместного хозяйства первобытного социума, ведущий производственный коллектив первобытного общества. Поэтому и вся соответствующая формация с полным основанием может называться первобытнообщинной. Первобытная община определяет социально-экономический облик этой формации.

Общественно-экономическая  формация - это исторически определенная ступень общественного развития со свойственным ей особым способом производства, своим историческим типом общественных отношений. А так как основным производственным коллективом, средоточием  социально-экономических отношений  первобытного общества на всем протяжении его истории была община, не будет  преувеличением утверждать, что главное  содержание развития первобытнообщинной формации - развитие первобытной общины, а способ производства, свойственный этой формации, первобытнообщинный способ производства.

Первобытные охотники и собиратели до настоящего времени  живут в разных социально-исторических и естественно-географических условиях, в соответствии с которыми они  вынуждены строить, а при необходимости  перестраивать свой общественный быт  и культуру. Для их общественной организации характерны гибкость, подвижность, приспособляемость, как ни противоречит это распространенным представлениям о первобытности. Иначе первобытное  общество не смогло бы пережить резкие смены климатических условий  в плейстоцене и голоцене, заселить новые материки. Все это к тому же осложнялось крайней разобщенностью населения.

Предлагаемая  в настоящей книге модель общины как относительно стабильного общественного  института и как совокупности подвижных, меняющих свой состав и величину хозяйственных групп является оптимальной  формой социальной адаптации; последняя  позволила человеческому обществу сохраниться и освоить почти  все экологические зоны земного  шара. Она была создана обществом  при самом его возникновении, а затем видоизменялась и совершенствовалась на протяжении всей истории первобытности. Называя общину оптимальной формой социальной адаптации, я имею в виду лишь ведущую тенденцию. Возможности  к адаптации, заложенные в общине, не могут быть реализованы в каждом отдельном случае.

Первобытная община - форма социальной адаптации к  условиям среды, как естественной, так  и социальной. Это - наиболее динамичная организация самого первобытного социума. Пластичность, подвижность первобытной  доземледельческой общины - вот в  чем причина необычайной устойчивости этого института. Именно благодаря  названным свойствам община дала первобытному обществу возможность  сохраниться в самых неблагоприятных  экологических условиях, в кризисных  демографических ситуациях, пережить войны, эпидемии, голод и другие потрясения, эти свойства сделали общину ведущей общественной формой первобытнообщинного строя.

Строя предположение, что община возникла одновременно с  возникновением самого человеческого  общества, что первобытная община была первой и основной формой человеческого  общежития, я руководствуюсь принципом  историко-материалистического монизма, утверждающего генетическую первичность  материально-производственной деятельности и соответственно тех структурных  единиц общества, тех социальных институтов, в которых эта деятельность реализовалась. Ведь община как «первобытный тип  кооперативного или коллективного производства» , как выражение низкого уровня развития производительных сил и вследствие этого слабости отдельного человека была наиболее естественной формой общественной жизни людей на заре их истории. Более того, она была единственно возможной формой их существования.

Вместе с тем  хозяйство, основанное на охоте и  собирательстве, ставило экологически обусловленные пределы численному росту первобытных коллективов. Община - форма социальной адаптации  первобытного коллектива не только к  среде, но и к условиям деятельности, в первую очередь охотничьей, связанной  с добыванием пищи. Анализ современных  первобытных социальных структур показывает, что община является их ключевым социально-экономическим  институтом, и у нас нет никаких  оснований - ни фактических, ни теоретических - допускать, что когда-либо было иначе. Менялись лишь формы общины, но сама община как социальный институт сохраняла  на протяжении всей истории первобытного общества свое значение, свою ведущую  социально-экономическую роль. Община - как бы элементарная клетка первобытного социального организма, из нее формируются  другие элементы социальной структуры. Подобно тому как одноклеточный  организм является основой более  сложных биологических форм, община - основа развития более сложных (а  иногда и более простых, как, например, простая семья) социальных форм.

В каких бы условиях первобытные доземледельческие  общества ни развивались, принципы их организации имеют универсальный  характер. Им свойственны, во-первых, адаптивность и пластичность, о чем свидетельствует  их приспособляемость к меняющимся условиям, во-вторых, наличие первичной, универсальной, адаптивной динамической системы, основным, исходным звеном которой  является община (динамизм этой системы  выражается в способности к развитию и трансформации, на ее основе осуществляется переход на более высокие уровни социально-экономического развития), в-третьих, базисные и надстроечные явления, которые  распространяются на все социальные институты, но не равномерно: общине базисные, социально-экономические явления  свойственны в наибольшей степени.

Компоненты первобытных  культур образуют два крупных  блока. Первый характеризуется бесконечной  вариативностью элементов материальной и духовной культуры, второй, напротив, - однотипностью. Его характеризуют  базисные, социально-экономические  признаки. Иными словами, существует неограниченное количество культур  и ограниченное количество общественно-экономических  структур. В диалектическом сочетании  этих двух блоков -единство и в то же время многообразие первобытного общества как социально-культурного  целого. Традиционные общества охотников  и собирателей, развитие которых  протекало в различной географической и этнической среде, однотипны почти  во всем, что касается социально-экономических  основ их существования, и подчас глубоко различны во многих других отношениях. Можно представить первобытные  общества, в которых те или иные социально-идеологические институты, те или иные компоненты материальной или духовной культуры принимают  самый различный облик, а иногда и полностью отсутствуют (и такие  общества действительно существуют), но нет и не может быть первобытного общества без однотипной в своих  основных признаках общины как ведущего социально-экономического института.

Если рассматривать  современную доземледельческую  общину как социальный институт, прошедший  длительный путь развития, то окажется, что более низкие уровни интегрированы  ею; их генезис как бы скрыт в  более высоком типе организации  и может быть «извлечен» из нее. Этот методологический принцип сформулировал  К. Маркс: «Категории, выражающие его (буржуазного  общества. - В. К.) отношения, понимание  его организации, дают вместе с тем  возможность проникновения в  организацию и производственные отношения всех отживших общественных форм, из обломков и элементов которых  оно строится, частью продолжая влачить  за собой еще непреодоленные остатки, частью развивая до полного значения то, что прежде имелось лишь в  виде намека... Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны... Намеки более  высокого у низших видов животных могут быть поняты только в том  случае, если само это более высокое уже известно». В этих словах заключена суть ретроспективного метода социального познания, посредством которого неизвестное прошлое познается через известное настоящее, причина - по ее следствию. Этот метод дает возможность судить о социально-экономических структурах давно прошедших исторических эпох по их элементам, сохраненным и развитым современными обществами. Не следует, предупреждает К. Маркс, дискредитировать этот метод, нивелируя исторические различия, отождествляя прошлые формы с существующими. Не следует и смешивать ретроспективный метод с эволюционистским методом пережитков.

stud24.ru


Смотрите также