Глава 1 Добыча, друзья и враги первобытных охотников. Животные
Глава 1
Добыча, друзья и враги первобытных охотников
В древнейшие времена жизнь людей была тесно связана с животным миром. Животные были добычей охотников, источником питания и материалов для одежды, а во многих местах и источником строительного материала. Там, где не хватало камня и пещер, жилища сооружали из костей крупных животных, например мамонтов, и покрывали звериными шкурами. С другой стороны, хищники были грозными врагами первобытного человека, с ними приходилось все время вести ожесточенную борьбу не только за собственную безопасность, но и за право на добычу и жилье, например, на удобную сухую пещеру. Поэтому не следует удивляться, что именно животные стали первым объектом изобразительного искусства.
Художественное совершенство этой и других фресок на стенах пещер долгое время вызывало сомнение в том, что они действительно являются произведениями людей каменного века
В глубоких пещерах современные ученые находят замечательные реалистичные изображения бизонов, антилоп, мамонтов, медведей, созданные несколько десятков тысяч лет назад людьми каменного века. Их каменные орудия были еще очень несовершенными, они не умели выращивать хлеб, но, изображая животных на стенах пещер, проявляли большое мастерство и наблюдательность. Сейчас ученые, глядя на рисунки, сделанные первобытными художниками, могут определить не только вид, но и подвид животного, на нем изображенного.
Эпизод охоты на наскальном рисунке
Такое внимание к животным понятно, ведь главным источником существования наших предков была охота. От наличия животных, знаний первобытных охотников об особенностях их поведения и анатомии зависела жизнь племени. Кстати, существует теория, что расписанные изображениями животных палеолитические пещеры были не просто древними картинными галереями, не святилищами, а первобытными школами, где подростков обучали теории охоты. Знания о строении тела животного были очень важны для первобытного охотника, ведь он часто должен был вступать в единоборство с животным, которое намного крупнее и сильнее его. Поэтому важно знать все уязвимые места противника.
Группа мамонтов на пещерной фреске. Эти мохнатые слоны когда-то жили на территории Украины. В их исчезновении с лица нашей планеты повинен и человек – слишком привлекательной добычей был этот зверь: добыв одного мамонта, первобытное племя на несколько месяцев обеспечивало себя едой. Кости и кожа мамонтов широко использовались в быту, в частности для строительства и благоустройства жилья, из бивней изготавливали надежное охотничье оружие. С таким оружием, как считают некоторые современные ученые, охотники каменного века зачастую вступали в единоборство даже с самими мамонтами
Охота на диких лошадей и других копытных занимала значительное место в хозяйстве людей каменного века, поэтому эти животные часто встречаются в наскальной живописи
Первобытные художники изображали преимущественно тех, на кого охотились. На стенах пещер часто можно увидеть мамонта, которого легко отличить от слона по длинной шерсти, загнутым вверх бивням и небольшому горбику на спине. Охотно изображали диких лошадей, но рисунок осла известен лишь один: в знаменитой своими росписями пещере Ласко во Франции. Очень популярным объектом первобытного искусства были бизоны, олени, носороги. Иногда изображали хищников: волков, пещерных львов и медведей. Мелкие животные: змеи, ящерицы, птицы и насекомые – привлекали внимание первобытных художников значительно меньше. Таких изображений известны единицы. Среди них уникальная гравюра кузнечика, найденная в пещере Трех Братьев (Франция).
Мелкие животные не имели большого значения для первобытных охотников, поэтому этот кузнечик единственный среди других персонажей их произведений
Произведения пещерной живописи порой больше напоминают не фрески, а наглядные пособия для изучения анатомии животных. Как, например, это выполненное в так называемом «рентгеновском стиле» изображение лося
Отношение первобытных людей к животным было несколько иным, чем у современного цивилизованного человека. По крайней мере, такие выводы делают ученые, изучая мифологию и мировоззрение представителей народов, которые по каким-либо причинам долго оставались на уровне каменного века: индейцев, австралийцев, полинезийцев, некоторых народов Сибири.
Гигантские кости мамонтов служили конструктивными элементами первых в истории человечества архитектурных сооружений. На побережье Берингова пролива ученые находят древние города, построенные из китовых костей.
Первобытный человек не выделял себя из животного мира так решительно, как человек современный. Не было и представления о каком-то особом превосходстве человека над животным. Скорее наоборот. Этнограф Л. Штернберг рассказывал, как в Сибири охотник-нивх говорил ему о медведе: «Разве он не такой же, как человек? Разве на его конечностях не такие же пять пальцев, как у тебя?» Особой категорией людей нивхи также считали тигров и называли их «тигры-люди». Нанайские охотники рассказывали этнографам, что звери – «те же люди, только рубашка у них другая».
По мнению цирковых дрессировщиков, многие животные более сообразительны, чем человек. Это было подтверждено исследованиями, в которых людям предлагалось без слов понять, чего от них хочет дрессировщик.
Органичным продолжением такого представления о единстве природы человека и животного была вера в оборотней, существ, которые могут появляться как в виде животных, так и в человеческом облике. В архаических культурах такая способность не считается чем-то чрезвычайным.
«Рентгеновское» изображение кенгуру, выполненное аборигенами, коренными жителями Австралии. Эти люди иногда и сейчас живут в условиях каменного века. Неудивительно, что произведения их искусства напоминают образцы наскальной живописи, созданные в Европе первобытными охотниками на мамонтов десятки тысяч лет назад
Животные могут превращаться в людей, если им захочется, и являются в звериных шкурах только охотникам. Позже развилось представление об оборотнях как существах с особыми способностями, колдунах и шаманах. Происхождение магических знаний также связывают с животными. В Якутии рассказывают легенду об орле, который полюбил обычную женщину и передал ей тайные знания. Сын, который у них родился, стал первым шаманом.
Так ученые представляют себе жилище первобытных охотников, построенное с использованием костей мамонта
Легенды об оборотнях, широко известные в наше время, чаще всего носят зловещий характер. Как правило, их герои – злые колдуны, которые превращаются в волков или тигров, чтобы заниматься людоедством. Но более древние легенды об оборотнях были и другими. Так, существует эвенкийская легенда о старухе-шаманке, которая жила так долго, что ей надоело быть человеком и она решила превратиться в олениху. Часто герои старых мифов превращаются в зверей для удобства в охоте. Примером такого героя является Вольга Всеславич – персонаж, который упоминается во многих славянских былинах. Его историческим прототипом считается Олег, правитель Киева, мудрый политический деятель и знаменитый воин, который брал в осаду великий Константинополь. Вольга Всеславич превращался в волка, чтобы добыть зверя, в ястреба, чтобы добыть уток и фазанов, в щуку, чтобы поймать рыбу и таким образом накормить свое войско. Когда военная дружина Вольги подошла к вражескому городу с высокими каменными стенами, он превратил всех воинов в муравьев. Они пролезли в город через мельчайшие щели и захватили крепость изнутри.
Наряду с верой в оборотней существовала форма религии, которую ученые называют промысловым культом. В ее основу положено представление, что животное во всем подобно человеку и понимает человеческую речь. Кроме того, каждое животное имеет своего хозяина, и только с его разрешения охотник может кого-то подстрелить. Сибирский народ ханты представляют такого хозяина в виде огромного медведя, который якобы жил когда-то на небе, но за неповиновение небесным божествам был изгнан на землю. Североамериканские индейцы арапахо считают хозяином всех зверей старого волка. Важной чертой промыслового культа является вера в воскрешение животных после смерти. Такое воскрешение происходит при выполнении охотником определенных магических обрядов. Если их не выполнять, можно вызвать гнев хозяина зверей.
Фундамент жилья первобытных охотников, изготовленный из черепов мамонта
Еще одна древняя форма религии тесно связана с животным миром и называется тотемизм. Тотемисты считают, что они (определенный род или племя людей) происходят от определенного животного, тотема данного рода или племени. Предком может быть волк, олень или орел, а может и более скромное животное, например заяц, лягушка или какая-то небольшая птичка. Иногда тотемом может быть растение. Взаимоотношения человека со своим тотемом могут быть разными. В некоторых случаях охота на животное-тотем строго запрещена, иногда она разрешается в строго ограниченный промежуток времени. Встретив представителя другого племени или рода, человек обычно называл свой тотем.
Изображение шамана в виде оленя на пещерной фреске. Подобные изображения – свидетельство того, что десятки тысяч лет назад европейцы имели религиозные представления и ритуалы, в которых образы животных занимали важное место
Наверное, все вы помните старую славянскую сказку, в которой гуси-лебеди похищают из родного дома маленького мальчика. Многих, кто ее слышал, удивляет: почему лебеди, красивые белые птицы, обычно вызывающие у нас только светлые ассоциации, выступают здесь как сила зла. Одно из объяснений таково: в сказке сохранилась память о половцах, народе, воевавшем со славянами, тотемом которого был лебедь.
Австралийский абориген, изображающий страуса
С развитием человеческого общества отношение к животным понемногу начало меняться. Божества, в том числе речные и лесные хозяева, все больше стали приобретать человеческие черты. А потом животные вообще были вытеснены из пантеона, заняв более скромное место символов и спутников антропоморфных, то есть человекообразных богов. Но об этом мы подробнее расскажем в отдельном разделе.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
bio.wikireading.ru
Первобытные охотники - путеводитель
1. Первобытные собиратели и охотники
Задание № 7. Впишите недостающие слова.
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем . Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями .
Задание № 8. Ответьте на вопросы.
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
Задание № 9. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. копье 2. гарпунКопье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.
Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.
Задание № 11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше. Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.
Задание № 12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.
Внимание! Правильные ответы указаны в скобках. По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди (Африка ). 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии (лук ). 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь ). 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу (охота ). 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа ). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди (мамонт ). 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники (бизон ). 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам (гарпун ). 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу (собирательство ). Ответ по вертикали. Альтамира
Тридцатая школа
Рекомендуем ознакомится: http://30school.ru
worldunique.ru
Первобытные охотники - путеводитель
«— Мамонты, мамонты, мамонты.Эта весть вызвала оживление среди охотников. Ньян говорит — «мамонты»? И не один, а много мамонтов! Вот удача! Все давно уже ждут такого случая!— Ньян, где ты их видел?— Они идут сюда?Вопросы сыпались со всех сторон, но как только Ньян начал рассказывать, тотчас наступила тишина.— Мамонты идут сюда, много мамонтов идет сюда!Шумным ликованием встретили охотники эту весть. Они повскакали со своих мест, кувыркались, хлопали в ладоши и весело смеялись. Снова наступит благополучие, снова в племени будут большие запасы мяса!Опытные охотники Космач, Укмас, Волчий Коготь и Сын Мамонта не разделяли всеобщего веселья. Одно сообщение о приближающихся мамонтах еще не означает верную добычу. Мамонты могут перейти Дыю (реку) где-нибудь в другом месте. И наконец, мамонты — это не зайцы и даже не олени. Охота на мамонта — дело трудное, к ней нужно хорошо подготовиться.Однако большая часть племени веселилась и вела себя так, словно мамонты были уже пойманы. После долгого и шумного спора было наконец решено, что несколько охотников тотчас отправятся на разведку: одни пойдут на холм обозревать равнину, а другие останутся в становище и будут готовиться к большой охоте.Во главе охотников, посланных на разведку, пошел следопыт Космач. Ньян указал ему, в каком направлении идут мамонты; если их ничто не задержит по дороге, то они будут здесь уже сегодня.Волчий Коготь с несколькими охотниками отправился на холм.Оставшиеся в становище мужчины принялись совещаться, как лучше организовать охоту. На подготовку ям-ловушек времени не было. Оставалось одно — напасть на какого-нибудь отбившегося от стада одиночку и копьями нанести ему как можно больше ран, чтобы мамонт ослаб от потери крови. Если это удастся, охотники оставят добычу на попечение женщин и будут дальше преследовать стадо; возможно, они сумеют убить еще одного или двух мамонтов. Надо лишь нападать всем вместе, с разных сторон. Как только мамонт ринется на кого-нибудь из охотников, остальные тотчас должны напасть на него, стараясь отвлечь животное и спасти товарищей от верной гибели.Таков закон охоты.Эта охота будет опасной — ведь разъяренный мамонт может схватить человека своим длинным гибким хоботом и ударить о землю или растоптать огромными, похожими на стволы вековых деревьев ногами. Такие истории часто вспоминают бывалые охотники у вечернего костра.Однако предчувствие опасности только подзадоривало мужчин: чем больше опасность, тем больше славы выпадает на долю охотников в случае удачи.Совет уже подходил к концу, когда Сыну Мамонта пришла в голову великолепная мысль:— Зубры в болоте — мамонты в болоте!Охотникам понравился план Сына Мамонта; они загонят стадо мамонтов в болото, как сделали это с зубрами.— Гой, гой, гой! Мамонтов в болото! — весело кричали мужчины.Теперь все принялись готовить к охоте особо прочные острые копья — основное оружие первобытного охотника. Сегодня их понадобится очень много.Мужчины выбирали подходящие прямые ветки дуба, ясеня или граба, заостряли их концы, затем обжигали на огне, а после всего обтачивали камнями.. Вдруг послышался трижды повторенный свист. Это Волчий Коготь с холма подавал сигнал:«Мамонты идут! Будьте готовы. Большая охота начинается!»Теперь уже не до споров. В такой охоте одиночкам не место! Действовать сообща — только тогда их ждет удача. Женщины в этой охоте тоже помощники — они понесут запасное оружие, будут во время охоты помогать окружать мамонта, оглушать его криками. Нескольким старшим мальчикам поручено быть связными между отдельными группами, да и дозорные из них отличные: мальчишке, если понадобится, ничего не стоит взобраться на самое высокое дерево. Поселок опустел. Только две старые женщины остались у костра да совсем маленькие дети.Вернувшись из дозора Волчий Коготь рассказал охотникам, собравшимся на краю поселка, что стадо мамонтов действительно появилось невдалеке между пологими отрогами гор и Дыей. Они движутся вдоль реки. Их много, и идут они несколькими группами. От Космача прибежал мальчишка. Они тоже заметили мамонтов. Теперь надо получше укрыться. Мамонты не должны обнаружить охотников раньше времени. «Они могут свернуть в другую сторону, и тогда прощай добыча!» — велел напомнить старый охотник. Сын Мамонта решил не пренебрегать советом и разбил охотников на несколько групп. Волчий Коготь будет охранять возвышенность, Космач расположится на берегу Дыи и преградит мамонтам путь к воде, а Сын Мамонта с несколькими охотниками, спрятавшись в зарослях, пропустит стадо вперед, а потом погонит его перед собой прямо в болото. Женщины останутся в долине и криком будут пугать животных, если они повернут в сторону становища.— Так волки охотятся зимой,— одобрили охотники действия Сына Мамонта и поспешили разделиться на группы. Стадо мамонтов приближалось. Уже можно было различить отдельных животных. А за березовой порослью колыхались волосатые спины второго стада гигантов. Иногда над деревьями возникал длинный хобот, размахивающий обломанной веткой, светились белые дуги огромных бивней.Охотники заметно волновались. Глаза их блестели, руки судорожно сжимали копья. От напряжения у многих на лбу выступили капельки пота.Наконец Волчий Коготь закаркал вороном. Это означало, что все идет, как задумано. От реки тоже несется карканье — это уже Космач. Остальные, спрятавшись и укрытие, ждут. Сын Мамонта из укрытия внимательно наблюдает за каждым шагом животных.Они приближаются. Огромный мамонт ведет стадо, размахивает хоботом из стороны в сторону, обламывает на ходу ветки и побеги и сует их в рот. Уши его похожи на листья огромных лопухов, он хлопает ими, отгоняя назойливых насекомых. За ними шествуют остальные, и скоро узкая тропинка под ногами мохнатых гигантов превращается и широкую дорогу. Один из мамонтов потерся о ствол дерева, и оно переломилось, словно тростинка. Маленький детеныш сорвал с поваленного дерева верхушку и волочит по земле.Спокойно шествует стадо мамонтов, не подозревая об опасности».// Шторх Э. Охотники на мамонтов: повесть.
«Хуммы - ведь это не простая добыча. Это добыча из добыч! Один хумма в ловушке - и сыт целый поселок! И не один день, а много, много и еще много. Месяц родится, станет толстым, похудеет и умрет. Вот сколько дней будут сыты люди поселка. Хумма - это гора мяса. Его горб - гора жира. Его шерсть - гора волос. Охотники сплетут из шерсти крепкие веревки, силки для птиц, привязи для ловушек на горностаев. Бивни хуммы - костяные бревна. Из них делает Тупу-Тупу кинжалы, ножи, иглы, а искусник Фао - чудесные украшения, застежки на одежды, изображения Матери матерей. Мало ли что может сделать из них искусный резчик! А сердце? Кто съест сердце хуммы, сам станет как хумма. Никакой зверь не одолеет его. И колдун Куолу будет бессилен делать зло. Недобрый глаз потеряет силу. Дурной ветер не принесет вреда. Охотником из охотников станет тот, кто победит хумму. О нем будут петь песни люди Большой реки. А ребра? Ребра пропитаны жиром. Они горят, как дрова.- Хумму поймали!Это были первые слова, которые услышали женщины. Все пошли на место охоты. Здесь толща ледника была прорезана глубокими трещинами. Они доходили до самой земли. Тут пролегала хорошо протоптанная тропа хуммов. Мамонты не раз переходили ледник, перебираясь с одной стороны долины на другую. Присмотревшись, как ходят мамонты, охотники решили перехитрить толстокожих. В том месте, где тропа приближалась к трещине, начались коварные приготовления. Люди натаскали низкорослых елочек и устроили из них легкий мостик шириной около десяти шагов. Промежутки между стволами плотно закрыли нарубленными сучьями ивняка, а сверху накидали снегу. Потом крепкими рукоятками копий охотники пробили длинную глубокую канавку впереди мостика. Канавка должна была изображать свежую трещину, которая появилась тут поперек слоновьей тропы. Копать было тяжело, и на это ушел весь день. К ночи все было готово. Теперь нужно было только ждать.Вот, наконец, показалось стадо хуммов. Впереди, покачивая хоботом, шел старый вожак с огромными бивнями. Он грузно ступал по ледяной тропинке; остальные гуськом тянулись следом. Охотники ясно слышали тяжелую поступь великанов.Вдруг вожак остановился. Он дошел до канавки. Уши его шевельнулись. Хобот поднялся вверх. Раздался отрывистым звук.Тревога! Этой трещины не было! К нему подошла старая самка со слоненком. Подошли и другие старые и молодые хуммы. Все они нерешительно трогали край канавки хоботами и шевелили ушами. В это время один из слонят взобрался на покрытый снегом помост. Тонкие елки затрещали и слоненок рухнул вниз вместе с кучей жердей, веток и комьями снега. Старые хуммы шарахнулись в сторону. Слонихи завизжали, подзывая детенышей. Тревога прошла по стаду. Скорее уйти от непонятной беды».// Покровский С.В.Охотники за мамонтами: повесть.
Иллюстрации:Аугуста Й. Жизнь древнего человека / худ. З.Буриан. - Прага, 1960.
Рекомендуем ознакомится: http://vvhudlit.shpl.ru
worldunique.ru
Гаррук, Первобытный Охотник (Базовый выпуск 2013)
Гаррук, Первобытный Охотник
Planeswalker — Гаррук (Loyalty: 3), 2GGG (5)
+1: положите на поле битвы одну фишку существа 3/3 зеленый Зверь.
-3: возьмите количество карт, равное наибольшему значению силы среди существ под вашим контролем.
-6: положите на поле битвы одну фишку существа 6/6 зеленый Вурм за каждую землю под вашим контролем.
Legendary Planeswalker — Garruk
+1: Create a 3/3 green Beast creature token.
−3: Draw cards equal to the greatest power among creatures you control.
−6: Create a 6/6 green Wurm creature token for each land you control.
Illus. D. Alexander Gregory
Gatherer Card Rulings?, Legality?
9/22/2011: For Garruk’s second ability, the greatest power among creatures you control is determined when that ability begins resolving.
9/22/2011: If the greatest power among creatures you control is 0 or less, you’ll draw no cards. You won’t discard any cards this way.
9/22/2011: For Garruk’s third ability, the number of Wurm tokens you put onto the battlefield is determined when that ability begins resolving.
Legal in Vintage (Type 1)
Legal in Legacy (Type 1.5)
Legal in Extended (Type 1.X)
Legal in Classic (MTGO)
Legal in Commander
Legal in Modern
Printings:#174 (D. Alexander Gregory)
Editions:Базовый выпуск 2013 (Mythic Rare)Базовый выпуск 2012 (Mythic Rare)