Первобытные картины. Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека Буриана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наскальная живопись первобытных людей — 10 открытий искусства. Первобытные картины


Топ 10 шедевров наскальной живописи первобытных людей

наскальная живопись

Времена меняются, но интерес к искусству людей Каменного века не ослабевает. Некоторые его образчики кажутся странными, другие — сверхъестественными. Одним находятся объяснения, другие же лишь обрастают новыми теориями. Однако шаг за шагом, наскальная живопись открывает завесу тайны над тем, чем жили наши предки, во что верили и как представляли себе окружающий мир.

Неолитический вертеп

Привет от исчезнувшей расы людей

В 2005 году учёные совершили открытие, которое по-прежнему бурно обсуждается, особенно среди любителей тайн и загадок. В пустыне Сахара близь Египта была найдена неолитическая (или палеолитическая, специалисты ещё не пришли к общему выводу) стоянка древних людей и наскальная живопись, изображающая… Сцену Рождества Спасителя. Разумеется, это не может быть иллюстрацией к жизни Иисуса (рисунок старше Христа как минимум на 3 000 лет), но все же общие черты есть, а что ещё надо конспирологам.

Композиция изображения очень интересна: новорождённый находится между двумя взрослыми фигурами. На нём акцентируется внимание, он будто парит в воздухе, указывая на звезду, расположенную над ним. Также на рисунке можно увидеть двух животных — бабуина и льва (впрочем, у второго не хватает важной детали — головы). Не менее интересно то, что для создания сюжета была использована тёмно-красная охра, предназначенная для сакральных целей. Примечательно и то, что до раннехристианского периода композиции подобного рода до сих пор не встречались.

Суданские изразцы первобытных людей

Суданские изразцы

«Гостевая книга» на протяжении веков

В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).

А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.

Маленькие ручки Сахары

Маленькие ручки Сахары

То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец

В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.

Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.

Венера из Холе-Фельс

Венера из Холе-Фельс

Когда нет эротических журналов

Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.

Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.

Шотландские спирали

Шотландские спирали

Камень-загадка или просто шутка мастера?

Загадочный кусок горной породы под названием «камень Кочно» был найден в Шотландии в 1887 году, когда местные жители вырыли его из земли. В 1965 году археологи всерьёз опасались, что все завитки, спирали и рисунки, выбитые на нём неизвестными авторами десятки тысяч лет назад, не проживут и десятка лет из-за постоянной эрозии и вандалов. Было принято снова закопать камень и лишь в 2005 году эту массивную плиту (13х8 метров) удалось тщательно изучить, просканировать и законсервировать. Исследования показали, что камень Кочно является лучшим примером использования спиралевидного орнамента по всей Европе.

Возраст изображений — около 5 тысяч лет и их предназначение покрыто мраком. Многие учёные склоняются к версии, что спирали помогали прогнозировать солнечные и лунные затмения, а останки краски лишь доказывают это.

Фут-фетишизм из Чако

Отпечатки ног культуры Пуэбло

Фрейд бы порадовался изучению этого фетиша

Не стоит отдавать всю славу лишь ладошкам на стенах. Тысячу лет назад, люди культуры Пуэбло почитали ступни как сакральные объекты. Этот народ жил на территории каньона Чако в Нью-Мексико, США.

Любовь к ногам была всесторонней: даже стены украшались отпечатками обуви, отдельных пальцев, пяток и просто ступней. Ко всему прочему, среди представителей культуры Пуэбло был высокий процент людей с полидактилией (присутствие одного или нескольких дополнительных пальцев). Такие люди пользовались особым уважением как отмеченные богами. Подобный вывод учёные сделали, изучив более 90 останков из местных захоронений.

Пуэбло выражали любовь к ногам повсюду: их форма придавалась разбросанным камням, они выбивались на стенах, полах, сводах пещер. При этом археологи обнаружили интересную особенность — чем больше на ступне пальцев, тем важнее место, обозначенное этим знаком.

Акустическое искусство доисторической эпохи

Акустическое искусство доисторической эпохи

Эффект полного погружения до изобретения кинотеатров

В 2014 году было проведено масштабное исследование, позволяющее показать связь между расположением древних каракуль и резонансными эффектами пещер. Так, европейские и индийские образцы наскальной живописи с изображениями бегущего стада парнокопытных чаще всего встречается там, где звук деформируется и создаётся впечатление шума от сотен ног. Также многие сцены изображают природные явления — гром, звуки воды и т.д.

Причём исследования мест с хорошей акустикой часто давало неожиданный результат и там находили неизвестные до этого наскальные рисунки. И наоборот: где были рисунки — обязательно присутствовал эффект эхо. И пусть древние люди не до конца понимали природу явления, считая его проявлением воли богов, но отлично искали места его проявления.

Бизоны Хиггса

Бизоны Хиггса

Фоторобот помог воссоздать исчезнувший вид

Перед нами один из редких случаев, когда научное открытие было совершено благодаря наскальной живописи и было связано только с ней. Изучение ДНК древних зубров поставило учёных в затруднительную ситуацию: они не относятся ни к одному из современных видов. То есть теоретически, их существование вообще стояло под вопросом. Это и послужило поводом назвать находку «Бизоном Хиггса» (прямая аллюзия на бозон Хиггса, микрочастицу, существование которой до недавнего времени невозможно было доказать опытным путём).

Дальнейшие исследования подтвердили существование бизона Хиггса — им оказался гибрид степного бизона и зубра. ПО неизвестной причине, около 120 000 лет назад эти два вида скрестились, создав устойчивое потомство, расселившееся по Европе.

Удивительно, но древние люди, проживавшие на территории Испании и Франции во время последнего ледникового периода 18 000 лет назад, смогли чётко показать этот гибридный вид в наскальном искусстве, подмечая даже небольшие детали: массивные рога американских бизонов и небольшие горбы современных европейских зубров.

Чарамские пришельцы

Чарамские пришельцы

Духи предков стали пришельцами. Почему бы и нет?

В 2014 году индийские археологи рассказали о сенсационной находке: в пещере близь деревеньки Чарам (штат Чхаттисгарх) были найдены наскальные рисунки, изображающие инопланетных гостей! Изображение появилась на стенах 10 000 лет назад и иллюстрирует древнюю легенду о неких невысоких гуманоидах, именуемыми «Рохела». Они приземлились недалеко от поселения в серебристом шаре, помахали рукам местным жителям и унеслись ввысь. Одно время, крестьяне даже поклонялись этому изображению.

Учёных удивляет тот факт, что краски не потеряли свою яркость за тысячелетия. А сторонники палеоастронавтики указывают на то, что существа на рисунках не имеют ртов, глаз, одеты как космонавты, имеют гибкое вытянутое тело и держат в руках что-то вроде бластеров. Особо впечатлительные даже нашли стреноженный шар с антеннами на фоне пришельцев.

Загадка неандертальцев

В испанской пещере Эль-Кастильо были найдены рисунки, возраст которых составляет 40800 лет. Это самые древние образцы искусства на Земле. Точки, отпечатки ладоней и простые геометрические фигуры могли быть даже не творением рук современного человека, так как в этой местности проживали не представители Homo Sapiens, а неандертальцы.

Если теория окажется верной, то неандертальцы автоматически станут не отдельным видом гоминидов, а самостоятельной расой внутри нашего вида. На данный момент этому существует огромное количество доказательств: настенная живопись, орудия труда, украшения. При этом развитие общества и культуры неандертальцев не уступала, а во многом превосходило прогресс вида Сапиенс.

Сквозь глубину веков на нас смотрят бизоны и охотники на них, загадочные фигуры гостей с далёких планет и божественные сущности. Возможно, нам не дано узнать предназначение каждого рисунка или артефакта, но наслаждаться их первозданной красотой и непринуждённостью человечество сможет ещё многие тысячелетия, если вандалы и время не сотрут это искусство в порошок.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru

Наскальные «фрески» эпохи палеолита. Часть первая

001

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

Расцвет первобытного искусства пришелся на эпоху позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад). Именно к этому периоду относится большинство шедевров древней наскальной живописи.

«Открытие» первобытного искусства произошло в середине XIX века и стало настоящей сенсацией. Многие пещеры, украшенные первобытными фресками, были найдены случайно. Совершенные рисунки, искусная резьба по кости, удивительные статуэтки и наскальная живопись красноречиво говорили о том, что первобытные охотники были далеко не примитивными. Это привело к другому открытию – создание совершенных произведений искусства совсем не зависит от технического уровня развития цивилизации.Сейчас первобытное искусство разделяют на жанровое и абстрактное. Пещерная живопись, мотивами которой становились люди и животные, относится к первой категории.

В свою очередь наскальная живопись делится на монохромную (одноцветную) и полихромную (многоцветную). Создавая пещерные «фрески», первобытные художники учитывали объем, перспективу, пропорции фигур и прекрасно справлялись с передачей движения. В качестве красок использовались природные пигменты (охры), кровь животных и древесный уголь.

002

Бизон из пещеры Альтамира, Испания – пример полихромной живописи (копия из музея Альтамира)

Пещера Альтамира (La cueva de Altamira) была открыта в 1879 году археологом-любителем Марселино де Саутуолой. Это огромная пещера длиной 270 метров. Большинство росписей находится на стенах и потолке главного зала. Здесь можно увидеть изображения бизонов, лошадей, кабанов, а также отпечатки ладоней, выполненные охрой, углем и гематитом. Древним фрескам от тринадцати  до восемнадцати тысяч лет.003

Наскальная «фреска» из пещеры Ласко, Франция

004

Бык и другие животные из пещеры Ласко, Франция

Ласко, или Ляско (Grotte de Lascaux) была открыта случайно в 1940 году четырьмя школьниками, которые потом сообщили о находке своему учителю. Пещера Ласко считается наиважнейшим памятником палеолитического искусства. Наскальная живопись и гравированные изображения появились на стенах пещеры приблизительно в XVIII – XV тысячелетиях до н.э.005

Интерьер "зала" пещеры Ласко

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс пещерных залов, на сводах которых находится две тысячи уникальных изображений.006

Рисунок на стене пещеры Шове, Франция

007

Лошади, а также животные ледникового периода: шерстистый носорог и тарпан.

Ранее археологи предполагали, что сложные художественные изображения появились только пятнадцать тысяч лет назад, однако пещера Шове не только опровергла это предположение, но и доказала, что способность человека к художественному самовыражению не проходила процесс линейной эволюции, а была заложена в нем с самого начала.

artmarshals.livejournal.com

Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека Буриана

sibnarkomatОригинал взят у tipolog в Первобытные люди на иллюстрациях чешского художника Зденека БурианаПодборка изображений Недавно совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов.Охота на пещерного медведя

Охота на пещерного медведя - Зденек Буриан

Питекантропы

Питекантропы - Зденек Буриан

Австралопитеки

Австралопитеки - Зденек Буриан

Неандертальцы: огонь и радуга

Неандертальцы: огонь и радуга - Зденек Буриан

Африканские австралопитеки

Африканские австралопитеки - Зденек Буриан

Переход с одного места стоянки на другое

Переход с одного места стоянки на другое - Зденек Буриан

Нападение саблезубого тигра

Нападение саблезубого тигра - Зденек Буриан

Неандертальцы

Неандертальцы - Зденек Буриан

Подготовка к охоте

Подготовка к охоте - Зденек Буриан

На стоянке

На стоянке - Зденек Буриан

Забивание мамонта камнями

Забивание мамонта камнями - Зденек Буриан

Обряд вызывания духа медведя

Обряд вызывания духа медведя - Зденек Буриан

Ловушка для мамонта

Ловушка для мамонта - Зденек Буриан

Культ медведя

Культ медведя - Зденек Буриан

Магический ритуал

Магический ритуал - Зденек Буриан

Каннибалы в пещере

Каннибалы в пещере - Зденек Буриан

Охота на волосатого носорога

Охота на волосатого носорога - Зденек Буриан

Охотничий обряд возле шкуры медведя

Охотничий обряд возле шкуры медведя - Зденек Буриан

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта - Зденек Буриан

Погребение погибшего охотника

Погребение погибшего охотника - Зденек Буриан

Первобытные красавицы и колдун

Первобытные красавицы и колдун - Зденек Буриан

Охота на диких лошадей

Охота на диких лошадей - Зденек Буриан

Стоянка кроманьонцев

Стоянка кроманьонцев - Зденек Буриан

В поселении эпохи неолита

В поселении эпохи неолита - Зденек Буриан

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами "Искусство" и "Этнопсихология"

sibnarkomat.livejournal.com

Наскальная живопись первобытных людей — 10 открытий искусства

Времена меняются, но интерес к искусству людей Каменного века не ослабевает. Некоторые его образчики кажутся странными, другие — сверхъестественными. Одним находятся объяснения, другие же лишь обрастают новыми теориями. Однако шаг за шагом, наскальная живопись открывает завесу тайны над тем, чем жили наши предки, во что верили и как представляли себе окружающий мир.

Неолитический вертеп

Привет от исчезнувшей расы людей

В 2005 году учёные совершили открытие, которое по-прежнему бурно обсуждается, особенно среди любителей тайн и загадок. В пустыне Сахара близь Египта была найдена неолитическая (или палеолитическая, специалисты ещё не пришли к общему выводу) стоянка древних людей и наскальная живопись, изображающая… Сцену Рождества Спасителя. Разумеется, это не может быть иллюстрацией к жизни Иисуса (рисунок старше Христа как минимум на 3 000 лет), но все же общие черты есть, а что ещё надо конспирологам.

Композиция изображения очень интересна: новорождённый находится между двумя взрослыми фигурами. На нём акцентируется внимание, он будто парит в воздухе, указывая на звезду, расположенную над ним. Также на рисунке можно увидеть двух животных — бабуина и льва (впрочем, у второго не хватает важной детали — головы). Не менее интересно то, что для создания сюжета была использована тёмно-красная охра, предназначенная для сакральных целей. Примечательно и то, что до раннехристианского периода композиции подобного рода до сих пор не встречались.

Суданские изразцы первобытных людей

Суданские изразцы

«Гостевая книга» на протяжении веков

В Судане полтора десятка рельефов привели учёных в замешательство в 2011 году. Все 15 памятников были найдены в засушливой долине Ваби Абу Дом и располагались в логическом построении — от единичных изображений до целых композиций из 30 деталей. На данный момент специалистам удалось выяснить, что рельефы имеют разный возраст и авторов. Выдолбленные в породе рисунки относятся как к Неолиту, так и более близкому к нам времени: так, некоторые «гравюры» изображают кресты, всадников, храмы (эти работы датируются приблизительно 500 годом н.э., когда в Судан пришло христианство). На более древних рельефах можно увидеть хорошо сохранившиеся изображения домашнего скота (археологи относят эти композиции к X веку до н.э.).

А вот изразцы, которым 5 000 лет и более, поставили учёных в тупик. Объяснить их смысл не представляется возможным. Некоторые из рисунков представляют собой спирали, причём настолько точные, что некоторые специалисты склоняются к невероятной теории визуализации древними людьми магнитного поля (можно сказать, что так недалеко и до версии с инопланетянами). Другие же представляют собой геометрические узоры, чьё предназначение неизвестно. Учёные также нашли «каменные барабаны», резонирующие звук от удара каменными предметами. Возможно, эти артефакты служили для сигнальных целей.

Маленькие ручки Сахары

Маленькие ручки Сахары

То ли ребенок, то ли варан, то ли пришелец

В 2002 году, в Сахаре была обнаружена так называемая «пещера зверей». Название она получила от огромного количества рисунков безголовых фигур на своих сводах. Впрочем, не они послужили объектом пристального внимания исследований. Загадкой стали 13 отпечатков маленьких ладоней. Некоторые из них находились внутри оттисков ладоней взрослого человека. Подобное проявление родительской любви долгое время вызывало умиление, пока один антрополог не заметил, что пальцы «детей» непропорционально длинны, а размер ладоней не соответствует даже новорождённому. Более того, согласно исследованиям, эти отпечатки, возраст которых насчитывает 8000 лет, вообще не принадлежат человеку.

Анализ показал, что «ладошки» созданы с помощью лап зверей, скорее всего — пустынного варана. Для всех оттисков был использован один и тот же пигмент, поэтому остаётся загадкой причина столь милого родства с рептилиями.

Венера из Холе-Фельс

Венера из Холе-Фельс

Когда нет эротических журналов

Эту фигурку из слоновой кости тоже можно назвать образцом искусства Каменного века. Статуэтка была найдена в немецкой пещере Холе-Фельс (от неё и получила своё название). Также она известна как «Венера Шельклингенская» и «Венера Швабская». Как и у всех артефактов, связанных с культом плодородия, у этой Венеры отсутствует голова, но ярко выражены набухшая грудь и половые органы. Как шутят некоторые учёные, это доисторическое порно-искусство. Как бы то ни было, статуэтке около 40 000 лет и она является самой древней из найденных.

Фигурка размером с ладонь дала новые причины для споров о костях животных, найденных в пещере. Учёные ныне склоняются к тотемической версии или игровому ритуалу, так как останки принадлежат не травоядным, а хищникам. Фигурки зверолюдей, найденные тут же, вполне могли быть олицетворениями шаманских видений или просто частью игры типа шахмат. Забавно то, что автор этих артефактов мог просто баловаться — в том числе и с Венерой. И не изображать богиню плодородия, а вырезать фигуру голой женщины для потехи или удовлетворения своего либидо. Вряд ли мы точно узнаем её назначение когда-либо.

Шотландские спирали

Шотландские спирали

Камень-загадка или просто шутка мастера?

Загадочный кусок горной породы под названием «камень Кочно» был найден в Шотландии в 1887 году, когда местные жители вырыли его из земли. В 1965 году археологи всерьёз опасались, что все завитки, спирали и рисунки, выбитые на нём неизвестными авторами десятки тысяч лет назад, не проживут и десятка лет из-за постоянной эрозии и вандалов. Было принято снова закопать камень и лишь в 2005 году эту массивную плиту (13х8 метров) удалось тщательно изучить, просканировать и законсервировать. Исследования показали, что камень Кочно является лучшим примером использования спиралевидного орнамента по всей Европе.

Возраст изображений — около 5 тысяч лет и их предназначение покрыто мраком. Многие учёные склоняются к версии, что спирали помогали прогнозировать солнечные и лунные затмения, а останки краски лишь доказывают это.

Фут-фетишизм из Чако

Отпечатки ног культуры Пуэбло

Фрейд бы порадовался изучению этого фетиша

Не стоит отдавать всю славу лишь ладошкам на стенах. Тысячу лет назад, люди культуры Пуэбло почитали ступни как сакральные объекты. Этот народ жил на территории каньона Чако в Нью-Мексико, США.

Любовь к ногам была всесторонней: даже стены украшались отпечатками обуви, отдельных пальцев, пяток и просто ступней. Ко всему прочему, среди представителей культуры Пуэбло был высокий процент людей с полидактилией (присутствие одного или нескольких дополнительных пальцев). Такие люди пользовались особым уважением как отмеченные богами. Подобный вывод учёные сделали, изучив более 90 останков из местных захоронений.

Пуэбло выражали любовь к ногам повсюду: их форма придавалась разбросанным камням, они выбивались на стенах, полах, сводах пещер. При этом археологи обнаружили интересную особенность — чем больше на ступне пальцев, тем важнее место, обозначенное этим знаком.

Акустическое искусство доисторической эпохи

Акустическое искусство доисторической эпохи

Эффект полного погружения до изобретения кинотеатров

В 2014 году было проведено масштабное исследование, позволяющее показать связь между расположением древних каракуль и резонансными эффектами пещер. Так, европейские и индийские образцы наскальной живописи с изображениями бегущего стада парнокопытных чаще всего встречается там, где звук деформируется и создаётся впечатление шума от сотен ног. Также многие сцены изображают природные явления — гром, звуки воды и т.д.

Причём исследования мест с хорошей акустикой часто давало неожиданный результат и там находили неизвестные до этого наскальные рисунки. И наоборот: где были рисунки — обязательно присутствовал эффект эхо. И пусть древние люди не до конца понимали природу явления, считая его проявлением воли богов, но отлично искали места его проявления.

Бизоны Хиггса

Бизоны Хиггса

Фоторобот помог воссоздать исчезнувший вид

Перед нами один из редких случаев, когда научное открытие было совершено благодаря наскальной живописи и было связано только с ней. Изучение ДНК древних зубров поставило учёных в затруднительную ситуацию: они не относятся ни к одному из современных видов. То есть теоретически, их существование вообще стояло под вопросом. Это и послужило поводом назвать находку «Бизоном Хиггса» (прямая аллюзия на бозон Хиггса, микрочастицу, существование которой до недавнего времени невозможно было доказать опытным путём).

Дальнейшие исследования подтвердили существование бизона Хиггса — им оказался гибрид степного бизона и зубра. ПО неизвестной причине, около 120 000 лет назад эти два вида скрестились, создав устойчивое потомство, расселившееся по Европе.

Удивительно, но древние люди, проживавшие на территории Испании и Франции во время последнего ледникового периода 18 000 лет назад, смогли чётко показать этот гибридный вид в наскальном искусстве, подмечая даже небольшие детали: массивные рога американских бизонов и небольшие горбы современных европейских зубров.

Чарамские пришельцы

Чарамские пришельцы

Духи предков стали пришельцами. Почему бы и нет?

В 2014 году индийские археологи рассказали о сенсационной находке: в пещере близь деревеньки Чарам (штат Чхаттисгарх) были найдены наскальные рисунки, изображающие инопланетных гостей! Изображение появилась на стенах 10 000 лет назад и иллюстрирует древнюю легенду о неких невысоких гуманоидах, именуемыми «Рохела». Они приземлились недалеко от поселения в серебристом шаре, помахали рукам местным жителям и унеслись ввысь. Одно время, крестьяне даже поклонялись этому изображению.

Учёных удивляет тот факт, что краски не потеряли свою яркость за тысячелетия. А сторонники палеоастронавтики указывают на то, что существа на рисунках не имеют ртов, глаз, одеты как космонавты, имеют гибкое вытянутое тело и держат в руках что-то вроде бластеров. Особо впечатлительные даже нашли стреноженный шар с антеннами на фоне пришельцев.

Загадка неандертальцев

В испанской пещере Эль-Кастильо были найдены рисунки, возраст которых составляет 40800 лет. Это самые древние образцы искусства на Земле. Точки, отпечатки ладоней и простые геометрические фигуры могли быть даже не творением рук современного человека, так как в этой местности проживали не представители Homo Sapiens, а неандертальцы.

Если теория окажется верной, то неандертальцы автоматически станут не отдельным видом гоминидов, а самостоятельной расой внутри нашего вида. На данный момент этому существует огромное количество доказательств: настенная живопись, орудия труда, украшения. При этом развитие общества и культуры неандертальцев не уступала, а во многом превосходило прогресс вида Сапиенс.

Сквозь глубину веков на нас смотрят бизоны и охотники на них, загадочные фигуры гостей с далёких планет и божественные сущности. Возможно, нам не дано узнать предназначение каждого рисунка или артефакта, но наслаждаться их первозданной красотой и непринуждённостью человечество сможет ещё многие тысячелетия, если вандалы и время не сотрут это искусство в порошок.

 publy.ru

worldartdalia.blogspot.com

Первобытное искусство - искусство неолита, пещерного и первобытного времени

Как появилось первобытное искусство? Стремление человека окружать себя прекрасным уходит корнями в глубокую древность. Первобытные люди создавали предметы искусства, украшая себя и свои примитивные жилища. В отличие от современного, первобытное искусство кажется более земным. Оно непосредственно связано с обыденной стороной жизни человека (бытом, общением с соплеменниками, религией). 

Древнее искусство всецело отражает первобытное мышление, взгляд человека на мир, и этот взгляд не всегда имеет реалистичную окраску. Скорее это смешение чего-то понятного и непонятного.

Особенности развития первобытного искусства – совокупность реальности и иллюзий, прагматизма и мистицизма. Поэтому все виды древнего искусства имеют некую двойственность. Художественное творчество древнейших обитателей планеты Земля можно разделить на два вида: монументальная и малая формы. К монументальным памятникам относятся наскальные рисунки, мегалитические сооружения. Малые формы: скребки, примитивные орудия труда и войны, керамика и т.д.

Гипотезы происхождения первобытного искусства

Теории происхождения первобытного искусства имеются в немалом количестве, и все они находят свои подтверждения. Особенности развития первобытного искусства, по мнению Александра Гущина – в получении удовольствия от создания прекрасного. Также доказано, что искусство эпохи первобытного общества имеет магические корни. 

Периодизация искусства первобытного общества

Хронология первобытного искусства  по Льюису Генри Моргану делит историю древности на три этапа: дикость, варварство и цивилизацию. Согласно этой системе развивалось и искусство. Наш соотечественник Ефименко представил свои стадии развития. Первая эпоха – первобытного стада, вторая — эпоха родового строя, и третья – эпоха разложения общинно-родового строя. Согласно этим периодам развивалось и искусство. 

Первобытное искусство эпохи палеолита, возникновение и развитие первобытного искусства. Зарождение искусства в первобытную эпоху и даже само возникновение такого понятия, как первобытное искусство, принято связывать с появлением homo sapiens, или кроманьонцем (найден в Кро-Маньоне, Франция). Кроманьонцы были охотниками с развитой речью и способностью действовать коллективно. Именно они положили начало первобытной культуре, изготавливая орудия труда, охоты и войны (топоры, наконечники копий, рубила, ножи из камня, гарпуны). Именно с материальной культуры начинается расцвет всего доисторического искусства – так называемое искусство первобытного быта. 

Ученые также с эпохой палеолита связывают появление первых верований и магии. Доказательством служат глиняные «куклы Вуду», изображающие животных и орудия их убийства. Примеры первобытного искусства: росписи на стенах пещер и гротов, отпечатки кистей древнего человека. Первым видом искусства в истории первобытного общества считается живопись. Рождением древнего художественного искусства мы обязаны верхнему палеолиту (др. каменному веку). Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека ясны: стремление к отражению реальности, подражание. Отсутствие целостности, но четкость в изображении мелочей. 

Первый вид искусства в истории первобытного общества, эти рисунки – попытки почувствовать себя частью материального мира, первые проблески сознания. Возникновение и развитие искусства в первобытном обществе, искусство и религия первобытного общества, виды искусства в первобытный период описал Семенов: он выделил первобытное искусство «каменный век», «бронзовый век» — основные этапы первобытного искусства. 

Образ человека в первобытном искусстве

Двадцать пять тысяч лет назад возникла Ориньякская культура позднего палеолита (названа по пещере Ориньяк во Франции). Для этой ступени характерно появление первых женских статуэток. Именно в этот период появляется культ Матери. Примитивизм, детское творчество – так можно охарактеризовать картинки животных в пещерах Ла-Ферраси, Пеш-Мерль во Франции. Образ зверя в первобытном искусстве этого периода является центральным по естественным физиологическим причинам. Животное – источник тепла, пищи, а значит – самой жизни. Самая характерная черта первобытного искусства – мышление и творчество неразрывно связаны между собой. Для создания произведений древнего искусства человек использовал резцы или красящие глины, а также уголь и известку – все то, что позволяло использовать сознание. 

Мадленский период – изображение животных в первобытном искусстве этого периода гораздо конкретнее и четче. В рисунках прослеживается сюжет и движение. Краски также становятся ярче и контрастнее. Происходит, по сути, открытие первобытного искусства. И искусство палеолита – первобытная живопись. 

Впервые первобытное искусство верхнего палеолита явил миру испанский археолог Марселино де Савтуола в 1877 году. Найденные в Сантандере «фрески» потрясли мировое археологическое сообщество. А ныне всемирно известная пещера Ласко открыта была только в 1940 году во Франции. Теперь это музей, который стоит из нескольких «залов», наиболее восхищающим взор значится «зал быков». Это вершина расцвета первобытного искусства.

Были также найдены памятники первобытного искусства на территории СССР, обозначено первобытное искусство Урала. В 1959 году на Южном Урале, территории заповедника «Карпова пещера», найдены изображения животных (мамонтов, бизонов, лошадей). Выполнены изобразительные формы первобытного искусства красной охрой на основе клея животного происхождения. Всего обнаружено четырнадцать рисунков животных, человекообразные изображения и геометрические символы – образы и символы первобытного искусства. 

Орнамент в первобытном искусстве

Треугольник в первобытном искусстве связан скорее с отсутствием навыков рисования животных, это попытка изобразить их схематически. Спираль или ломаная в первобытном искусстве – неумелые попытки отображения окружающего мира. Цель первобытного искусства – воспроизвести детали мира. Каменный век не может быть представлен без резьбы. Древний человек воспроизводил образы различных животных в зависимости от среды своего обитания, чаще в качестве материала используя известняк, дерево, кости животных и т.д. Возможно, это религиозный символ рода – тотем, предмет первобытного искусства – возможно, амулет-оберег. 

Изображение человека в первобытном искусстве также имеет религиозные корни. Культ Женщины–матери в первобытном искусстве – это культ прародительницы всего живого. Чаще всего женщину изображают беременной или кормящей, с дородными формами. Воплощение культы женщины в первобытном искусстве – Палеонтологическая Венера, символ рода, рождения, появления новой жизни. Магическая сила рождения и преумножения использовалась как божество, которому поклонялись на удачный исход родов, сбора урожая, охоты. Уровень мастерства изготовления достаточно высок, что говорит о достаточно развитом мышлении людей в эпоху верхнего палеолита. 

Искусство захоронения мертвых также берет свое начало в каменном веке. Впервые хоронить своих мертвецов начали в эпоху палеолита. Первые захоронения найдены в Дунайско-Днепровском междуречье – так называемая Трипольская цивилизация. 

Очаг в первобытном искусстве

Трипольский очаг – символ солнца. Именно вещи, найденные в этих могильниках, дают яркое представление о культуре людей на территории нашей страны. 

Первобытное общество, декоративно-прикладное искусство

Искусство эпохи первобытного общества – это зооморфные фигурки, глиняные седалища, украшения, грушевидные сосуды. Первобытное искусство – музыка. Сведения о музыкальном искусстве первобытного общества весьма скудны. К сожалению, мы никогда не услышим музыки древних, лишь можем догадаться, что походила она скорее на звуки окружающей природы и голоса животного мира, частью которого изначально считал себя человек. Возможно, первобытная женщина, подражая животным, мурлыканьем убаюкивала детей – это и были первые песни. 

Современный человек способен стилистически воспроизвести мелодии на древних инструментах, но тексты утеряны, так как письменность на тот момент еще не появилась, дабы сохранить для нас музыкальное искусство первобытного общества и показать истоки зарождения искусства в первобытный период. 

С течением времени музыка приобретет форму и будет подвержена своим законам, музыка же древних – это ритмы тамтамов и гудение труб. Первобытное искусство – музыка и танец – две части одного целого. Первобытное искусство тесно слито с миром животных и использовалось изначально в оккультизме. 

Первобытное искусство мезолит, неолит

Особенности искусства первобытной культуры таковы, что развитие юга и севера во многом разнятся по понятным географическим принципам. Различия особенно видны в бытовой, хозяйственной деятельности. Искусство становится более практичным. В южных областях с благоприятным климатом, хорошей землей и достаточным количеством водоемов люди ведут оседлый образ жизни, тем самым создавая почву для постепенного развития общества (появляются племена, родовые общины и т.д.). При этом совершенствуются орудия труда. 

В северных районах традиционно занимаются охотой, рыбной ловлей и собирательством. Совершенствуется орудия охоты, появляются первые средства передвижения (лодка). На смену тотемизму приходит магия. Изобразительное искусство показывает обряды поклонения с целью получения дополнительных благ. Изменения произошли в наскальной живописи, теперь это многофигурные композиции из жизни древнего человека, они повествуют о жизни и быте. Чаще всего это сцены охоты или военных действий. 

Характерной чертой первобытного искусства неолита является изображение человека. Человека уже не совсем первобытного, а начавшего заниматься земледелием и скотоводством. Теперь человек не просто потребляет блага природы, но самостоятельно производит их. В 1923 году австралийско-британский археолог Гордон Чайлд назвал этот феномен «неолитической революцией», в это же время появилось иное первобытное искусство — эпохи неолита. 

Изменение климата привело к переселению народов, которые постепенно осваивали новые территории. Процесс ассимиляции внес значительные изменения в культуру. Начался период смешения и обогащения культур. Homo осваивает строительство домов из кирпича и жилищ на сваях. Коллектив является центральной фигурой искусства того времени. В Евразии неолитическое искусство – это не только наскальная живопись, но и скульптурки из глины, дерева и камня. 

Немаловажным этапом в искусстве неолита являются орнаменты на керамике. Изготовлять посуду из глины человечество начало в глубокой древности. Изначально это чаши с толстыми стенками и коническим дном. Глина в виде жгута наматывалась, постепенно приобретая форму сосуда, для прочности в нее добавляли траву, измельченные ракушки или камешки. Но именно в эпоху неолита гончарное искусство получило развитие. Разнообразие орнаментов и форм, поистине произведения искусства древних мастеров! 

Орнамент переживал свое развитие от простейших до сложных форм, от ямочно-гребенчатой керамики до высокохудожественной многоцветной росписи, от ручной лепки до создания гончарного круга. Древние мастерицы имели представление о симметрии и четко выстраивали композицию рисунка на глине. Больше всего дошедших до наших дней свидетельств той эпохи – именно глиняные осколки. Они позволяют археологам ориентироваться в хронологии, позволяя проследить культурное развитие конкретного региона. По хронологии развития керамики можно проследить развитие региона от анимистических представлений о мире до семантической значимости. 

Первобытно-общинное искусство переходного периода энеолита (меднокаменный века)

В Европе появляется огромное количество мегалитических сооружений, религиозно-культовых построек, свидетелей однородных верований у различных народов. Скорее — погребальных культов. Делятся каменные постройки на три вида: кромлехи (Стоунхендж), дольмены (возможно, погребальные домики) и менгиры (огромные каменные столпы).

Первобытное искусство бронзового века

Особенности искусства первобытной культуры — освоение металла, за счёт которого сельское хозяйство и скотоводство выходят на новый, более прогрессивный путь развития. Появляются новые орудия труда, средства передвижения (колесная повозка). Позже человечество оседлает лошадь, изготовив сбрую. Общество делится на скотоводов, ремесленников и воинов. Мужчины — во главе рода, матриархат сменяется патриархатом.

Постепенное обогащение формирует неравенство в обществе. Все эти изменения заметно сказываются на культуре: образы животных практически исчезают. Орнаменты имеют символическое значение, появляются петроглифы. Высокохудожественно, для своего времени, обрамляют орудия труда, оружие, предметы быта. Приходит время мифов, сказаний. В индоевропейской культуре складывается система знаков родов. 

Художественный образ в первобытном искусстве – зверь. ИЗО энеолита связано с человекоподобной и звероподобной скульптурой. Люди и звери венчали предметы быта и жилища. Примерами служат Европейские и Средиземноморские антропоморфные идолы – «каменные бабы». Примитивные каменные изваяния – «покровительницы мертвых». Также головами животных украшено оружие, в частности, рукояти ножей. 

Яменная культура позднего медного века — раннего бронзового века – характерна совершенно другими видами захоронений. Над усопшим или усопшими людьми (иногда животными) насыпались курганы. Покойники были посыпаны краской (охрой) и лежали с согнутыми коленями. 

Первобытное искусство славян

Примеры первобытного искусства имеются и у славян. Об уровне развития в сфере искусства древних славян потомки могут судить по изделиям из меди и керамической посуде, а также по найденным вещам в курганах скифов. Государство скифов образовалось в первом тысячелетии на юге Евразии. Говоря о скифах, стоит упомянуть искусство захоронения. Курганы и погребальные палаты набиты всевозможной утварью, украшениями и оружием. 

Многие изделия чистого золота и серебра украшенные изображениями самих скифов – это люди, носящие бороды и длинные волосы, рубахи и шаровары. Культура их богата, но примитивна. В изделиях не было изящества. Украшения одежды были выполнены из чистого золота, а изображались звери грубо и размыто. Несомненно, религия внесла большой вклад в искусство древних славян. 

Символы первобытного искусства и их значение

Найдены женские фигурки с поднятыми руками – символ Верховной матери, покровительницы рода. Также присутствует культ «священного древа», «дерева познания». В древней религии славян прослеживается система ценностей: во-первых, мать, дающая жизнь, во-вторых – природа, дающая возможность питаться и жить. 

Железный век также ознаменован новой вехой в первобытном искусстве – это первобытное искусство на территории Марийского края. Основной чертой первобытного искусства является культ поклонения солнцу. Марийцы были зороастрийцами (поклонялись огню), приносили в жертву домашних животных. Подобное поклонение отразилось и в прикладном искусстве, яркий пример – знаки в виде крестов или кругов. Источниками информации по культуре этого периода служат обнаруженные в скифских курганах предметы быта, украшения и оружие, а также книга Геродота «История». 

Скифы – это кочевники, торговцы, скотоводы, воины, и вся их культура основана на образе жизни. Торговали и обменивались с древней Грецией, поэтому многие найденные предметы искусства имеют греческое и древневосточное происхождение. Предметы искусства скифской культуры хранятся в музее Эрмитаж, в Государственном историческом музее, Метрополитен, в Британском Музее, в Нью-Йорке. Первобытное искусство на территории Сибири, доказательство пребывания скифов в тех краях также находятся сейчас в музеях. 

А первобытное искусство на территории России связано в основном с первобытным искусством северных славян. Основной чертой первобытного искусства является культ солнца. Искусство первобытных племен подвержено влиянию высших сил. Магический характер первобытного искусства, а также социальные функции первобытного искусства нашли свое отражение в живописи и скульптуре. Кстати, такие темы, как искусство и религия первобытных людей, основные периоды первобытного искусства, основные виды первобытного искусства, характерные особенности первобытного искусства, архитектура и искусство первобытных людей раскрывает следующий научный труд: Мериманов В.Б, «Первобытное и традиционное искусство». 

Синкретичность первобытного искусства

Характерной чертой первобытного искусства является синкретизм. Синкретичный характер первобытного искусства изначально проявляется в неразделимости человека и природы. Первобытный человек не индивид, а часть природы, как камень, ветер или животное. Для первобытного искусства характерны тотемизм, анимизм. Верование в предка-зверя и одушевление природы доказывают неразделимость человека и мира. Несомненно, это отражается в искусстве. 

Со сменой потребительской культуры на производственную (ремесленную) Homo осознает свою нетождественность с природой. Позже синкретизм отражает внутренний мир первобытного человека. О душе говорить ещё рано, скорее это целостное, но одновременно двойственное проявление сознания. С одной стороны реальность (материальность) сущего, с другой – его неосязаемость, мифологичность. Еще одним проявлением синкретизма в первобытные времена является привнесение творческого начала в повседневную деятельность. Например, охота – с одной стороны высокая миссия добывания пропитания и дарования жизни, с другой стороны – ритуалы перед охотой или охотничьи игры, превратившиеся впоследствии в кровавые жертвоприношения. Человек чувствует все большее отличие от животного, это придает ему силы и влияет на дальнейшее развитие искусства. 

Первобытное искусство Египта

Первобытное искусство, архитектура и скульптура Египта весьма интересны. Географическое положение и общественное устройство во многом повлияло на развитие искусства этой страны, например, вращение вся и всех вокруг фараона, посланника бога. Искусство – неотъемлемая часть религии, а создание произведений искусства священно и является частью системы обрядов для общения с высшими силами. Главная особенность искусства древних Египтян – изображение человека таким, каков он есть. 

Искусство в Египте – это средство воздействия на общественное сознание с целью усиления влияния фараона. Из-за скудной растительности строили древние Египтяне из глины. Наладили производство сырцового кирпича, шедшего на постройку домов для простых людей. Дворцы и храмы возводились из камня (известняка и песчаника). Пирамиды Гизы – памятники искусства, дошедшие до наших дней – впечатляют своей простотой и грандиозностью. Все усыпальницы царей отличаются богатством внутреннего убранства. Фрески, барельефы, керамика внутри гробниц прекрасно сохранилась благодаря сложной системе вентиляции, а это тоже своего рода искусство. 

Скульптура достаточно канонична, чаще всего это стоящие или сидящие фараоны, боги или сфинксы. Характерной особенностью является внешнее сходство статуи и правителя. Скульптуры изготовлялись преимущественно из камня, дерева или глины. Горельефы и барельефы в гробницах рассказывали о жизни и деяниях фараона. 

Кстати, у учёных имеются сведения о музыкальном искусстве первобытного общества – именно сюжеты с барельефов поведали миру о музыке и искусстве Египта. Высокое качество музыкальных инструментов свидетельствует о высоком уровне мастерства как создателей, так и исполнителей. Чаще всего музыка служила культу многобожия. Были музыкальные династии, жившие при храмах. В эпоху Среднего царства рождаются танцевальные произведения, гимны и баллады. Это целый музыкальный пласт первобытного искусства. 

Вся культура живописи Древнего Египта связана с верой магическую связь изображения с тем, кто изображен. Она представлена в виде фресок с изображением правителей и их свиты, а также расписанных барельефов как внутри, так и снаружи зданий. Темы живописных произведений раскрывают быт, историю страны, представляют сюжеты мифов. Так же, как и скульптура, живопись весьма реалистична. Такого реализма позволяли добиться различные яркие краски. Важнейшая черта первобытного искусства – дарить эстетическое наслаждение. 

Наличие письменности (сначала пиктографии, затем – иероглифического письма) позволило египтянам создавать произведения литературного искусства. Выбитые на камне, записанные на папирусе и пергаменте мифы о деяниях фараонов дошли до наших дней. Расшифрованы своды законов, гимны во славу богов и царей и т.д. Культура Древних египтян достаточно прогрессивна, особенно в сравнении с первобытной культурой европейских стран, недаром ходят легенды о божественности её происхождения. 

Первобытное искусство Африки

Это преимущественно петроглифы и глиняные статуи (изображавшие животных, позднее – людей). Огромное их количество найдено в пустыне Сахара. 

Первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктики. Первобытная культура, искусство первобытного мира – уникальная страница в истории всего человечества. Как появилось первобытное искусство, уже доподлинно известно, однако всё так же привлекательно и интересно. Возникновение искусства в первобытном обществе, виды искусства первобытного человека, формы искусства первобытного мира будоражат воображение. Искусство древности отражает быт и религиозные верования всего общества, а не конкретного индивида. Первые орудия труда, рисунки, скульптуры – безмолвные свидетели прошлого, своего рода феномен первобытного искусства. Именно они передают представления древних людей о мире и самом себе, помогают проследить этапы совершенствования древних мастеров и человеческого сознания. Многие произведения древних людей дошли до нас частично, многие канули в небытие. Однако исследователи первобытного искусства многое нашли и сохранили во имя потомков, и многое еще только предстоит объяснить.

magaon.com


Смотрите также