Врачевание в первобытном обществе. 4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания. Врачевание в первобытном обществе


врачевание в первобытном обществе

Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «...Седая древ­ность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необы­чайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом вы­деление человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциирован­ным людям» (Ф.Энгельс)8.

Важнейшим событием в области культурного развития человечества в кон­це первобытной эры явилось изобретение в IV тыс. до н.э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее у критян, китайцев, майя и дру­гих народов.

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет назад стали зарождаться первые циви­лизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у пле­мен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. На­учное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах абори­генов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение, как для развития современной научной медицины (использование положитель­ного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения).

МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ, ТРАДИЦИОННАЯ, НАУЧНАЯ (в современном мире)

В современном мире существуют три глобальных направления медицин­ской деятельности: народная медицина (правильно — народное врачевание), традиционная медицина и научная медицина (табл. 2).

Народное врачевание (народная медицина) — понятие достаточно широ­кое и исторически более древнее. Оно включает в себя совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества от возникновения человека (более 2 млн лет тому назад) до наших дней.

На заре человечества, в первобытную эру, врачевание было коллективным занятием всех общинников — поистине народным врачеванием.

Народная медицина — ровесница человека на Земле. Об этом писали Л. Морган, Э. Тейлор, R.S. Solecki, В.П. Алексеев и многие другие исследова­тели первобытной культуры. Более того, народная медицина — явление универ­сальное; она существовала во все периоды истории человечества, у всех народов

 

8 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. 2-е изд. - Т. 20. -С. 118.

 

Таблица 2. Медицина народная, традиционная, научная

Медицина Характеристика

 

Народное врачевание

 

Традиционная медицина

 

Научная медицина

 

Период развития

 

Более 2 млн лет

 

Около 3 тыс. лет

 

Несколько столетий

 

Философская основа

 

            -

 

Религиозно-фи­лософское учение

 

Философская концепция

 

Истоки развития

 

Эмпирический опыт народа

 

Эмпирический опыт, народное врачевание

 

Народное врачевание, традиционная меди­цина, эксперименталь­ный метод

 

Характеристика развития

 

Мобильность

 

Стабильность

 

Динамичность

 

Распространение

 

Повсеместное

 

Локальное

 

Интернациональный характер

 

Деятели

 

Коллективное врачевание, знахари

 

Профессионалы традиционной медицины

 

Профессионалы-врачи

 

Обучение

 

Коллективный опыт, индиви­дуальное обу­чение

 

Школы традици­онной медицины

 

Высшие медицинские учебные заведения (университеты, институты)

 

 

мира. Ее опыт умножался с тысячелетиями, передавался из поколения в поколе­ние, хранился в кругу посвященных, развивался одними и уничтожался другими. Она не дошла до нас во всем своем великолепии и могуществе, — многое утраче­но, уничтожено, забыто на тернистом пути истории, ведь оценка народной меди­цины на протяжении столетий была неоднозначной: от преклонения до забве­ния. И это понятно. Народное врачевание вобрало в себя как рациональные знания и приемы (лечебные средства растительного, животного, минерального происхождения; психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические на­выки), так и фантастические (иррациональные), возникшие как закономерный результат превратного миросозерцания могучей и непонятной природы.

Проверенные временем рациональные приемы и огромный эмпирический опыт народного врачевания стали впоследствии одним из истоков традицион­ной, а затем и научной медицины. В то же время, магические ритуалы и ирра­циональные приемы первобытного врачевания, явились предметом критиче­ской оценки, и в определенных исторических условиях служили поводом для борьбы с народным врачеванием.

Традиционная медицина - понятие более узкое, более конкретное и исто­рически более молодое. В ее основе всегда лежит стройное философское, а точнее религиозно-философское учение, в которое органически вплетается эмпирический опыт народного врачевания данного этноса. Без философской концепции, которая определяет место человека (микрокосмоса) в окру­жающем мире (макрокосмосе), не может быть традиционной медицины. И поскольку традиционная медицина развивается в русле традиции, которая стабильна, она мало меняется с течением веков и даже тысячелетий (классиче­ский пример — традиционная китайская медицина). Иными словами, тради­ционная медицина жизнеспособна там, где есть очаг и носители данной куль­туры — т.е. у себя на родине. Это не исключает возможности ее распростране­ния и в других регионах земного шара, но на родине она всегда будет эффек­тивнее и жизнеспособнее. Вдали от очага этнической традиции она обречена на гибель.

Время формирования систем традиционной медицины в разных странах практически всегда совпадало с периодом становления цивилизаций и госу­дарственности — временем, когда устанавливались их общественные традиции и законы, формировались религиозные представления и философские учения.

Классическими примерами традиционной медицины являются китайская, аюрведическая, тибетская традиционные системы.

И народное врачевание, и традиционная медицина являются истоками на­учной медицины.

Научная медицина теснейшим образом связана с научным эксперимен­том, в ходе которого проверяются эмпирические знания и философские идеи, создаются стройные научно (в смысле экспериментально) обоснованные кон­цепции, гипотезы, теории. Научная медицина и ее методы не являются тради­ционными, т.е. связанными с какой-либо одной культурой и ее традицией. Бо­лее того, научная медицина интернациональна по своей сути, — в наши дни ее достижения быстро становятся достоянием различных народов Земного шара. Цель естественных наук — объективное исследование природы и законов ее развития. На всех континентах земного шара это исследование идет на основе методов, которыми владеет современная наука.

Итак, научная медицина — нетрадиционна в историческом контексте. Сле­довательно, ее современная «альтернатива» (например, применение метода чжэнь-цзю) на может называться «нетрадиционной» медициной. Бытующее в среде непрофессионалов название «нетрадиционная» медицина (в смысле: «отличная от привычной для нас (!) научной медицины») исторически близо­руко и, следовательно, неправомерно, — именно эти так называемые «нетра­диционные методы» чаще всего и оказываются методами традиционной ме­дицины (иглоукалывание, прижигание, массаж, гипноз, фитотерапия и многие другие).

Что же тогда имеет право называться «нетрадиционной» медициной? Прежде всего это — научная медицина; она вне какой-либо одной традиции, т.е. нетрадиционна (можно сказать: космополитична). В Китае по сей день существуют и традиционная, и нетрадиционная медицина: традиционная ки­тайская и нетрадиционная научная (главным образом, европейская) медици­на. Преподаются они в различных медицинских школах и вузах, однако на практике тесно связаны между собой. Таким образом, медицина в Китае стоит сегодня «на двух ногах».

Научное взаимодействие между народной, традиционной и научной меди­циной открывает перед человечеством широкие перспективы лечения и преду­преждения болезней методами, сообразными с природой, не нарушающими взаимодействия человека с окружающим миром.

studfiles.net

Глава 1 врачевание в первобытном обществе

СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВОБЫТНОГО ВРАЧЕВАНИЯ (более 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад

Становление человеческого общества

Переход от ближайших предков человека (австралопитеков) к подсемейству гоминид (т. е. людей)—длительный эволюционный процесс, который протекал в течение миллионов лет и завершился, как показывают археологические исследования, на.рубеже третичного и четвертичного периодов

В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.

В основе а н т р о п о л огическо-го подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:

1) прямохождением, или бипедией;

2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;

3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.

Признаки гоминидной триады окончательно сформировались не одновременно, а на разных этапах эволюции.

Согласно современным палеоантропологическим данным первый признак гоминидной триады — прямохождение — сложился. уже у ближайших предков человека — австралопитеков (более 2 млн лет тому назад, в конце третичного периода). Прямохождение создало предпосылки для развития трудовой деятельности и, таким образом, явилось решающим признаком гоминид. Иными словами, в процессе эволюции прямохождение опережало становление трудовой деятельности: вначале австралопитеки стали прямоходящими, а затем гоминиды (т. е. люди) начали создавать первые орудия труда (в отличие от точки зрения Л. Моргана: человек встал на ноги для того, чтобы освободить руки для орудийной деятельности) .

Второй признак гоминидной триады — развитая кисть — сформировался на рубеже нижнего и среднего палеолита, ко времени возникновения рода Homo (300/200 тыс. лет тому назад).

Становление третьего признака — высокоразвитого мозга — по времени было еще более продолжительным: масса мозга приблизилась к современной на стадии поздних палеоантропов (ок. 50/40 тыс. лет тому назад), в то время как совершенствование его структуры продолжалось на протяжении всей истории рода Homo. Таким образом, формирование гоминидной триады, а следовательно, и человека современного вида — неоантропа (Homo sapiens), окончательно завершилось около 50/40 тыс. лет тому назад (см. табл. 2 и 3).

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

В процессе эволюции социогенез и антропогенез осуществлялись в диалектическом взаимодействии социального и биологического — труда и направляемого трудом естественного отбора.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте формирования человека — прародине человечества.

Ч. Дарвин (Darwin Ch., 1809— 1882) выдвинул предположение о том, что прародиной человечества является Африканский континент, где обитают наиболее близкие к человеку антропоиды— шимпанзе, и горилла. Археологические исследования последних десятилетий подтверждают идею об Африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исторической науке существуют две гипотезы: моногенизма и полигенизма. Согласно гипотезе моногенизма (которой придерживается большинство исследователей) человечество произошло из одного ограниченного очага земного шара — высокогорных районов Восточной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом).

Гипотеза полигенизма допускает существование нескольких центров формирования человека — в Африке и Азии.

Около 1 млн лет назад в период раннего (нижнего) палеолита (см. табл. 2) общая численность людей на Земле по приблизительным подсчетам специалистов не превышала 125 тысяч.

В эпоху среднего палеолита (неандертальская фаза эволюции человека) первоначальная ойкумена (место обитания человека) значительно расширилась: люди неандертальского вида освоили обширные территории Европы (за исключением северных), степные и лесостепные районы Сибири, а возможно, и Японские острова. ". Около 300 тыс. лет тому назад общая численность людей на Земле достигла примерно 1 млн.

В эпоху верхнего палеолита (40/12 тыс. лет тому назад) человек современного вида освоил новые,- менее благоприятные земли в Европе и Азии, проник в Австралию (35/30 тыс. лет тому назад) и Новую Гвинею (ок. 26—12 тыс. лет от современно-7 сти), заселил Северную и Южную Америку (ок. 20/12 тыс. лет тому назад). Основным путем заселения Америки считается Берингийская суша (Берингия), которая в те времена закрывала Берингов пролив. Около 25 тыс. лет тому назад численность человечества превысила 3 млн, а на заре классообразования (ок. 8 тыс. лет до н. э.) все население земного шара составляло, как полагают специалисты, около 5 млн человек.

Зачатки врачевания

Формирующееся человеческое общество прошло в своем развитии две • основные стадии: эпоху древнейших людей — архантропов (ок. 2 млн лет тому назад — 300/200 тыс. лет тому назад) и эпоху древних людей — палеоантропов (неандертальцев) (ок. 300/200 тыс. лет тому назад — 40/35 "тыс. лет тому назад).

Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, создавали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, стали поддерживать его в очаге. Орудийная деятельность способствовала формированию у архантропов примитивной членораздельной речи, зачатков языка, развитию мышления и первобытного сознания.

Представление о том, что древнейшие люди употребляли в пищу (и для , лечения недугов) только растения, I весьма устарело. Археологические исследования последних лет показали, что уже ближайшие предки древнейших людей — австралопитеки — наряду с собирательством занимались охотой на мелких и крупных животных, т. е. были всеядными. Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява (см. рис. 2) подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с.ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.

Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня. Однако на этом этапе истории еще не было погребений и связанных с ними религиозных представлений, культа умерших и магических действий. Это объясняется тем, что абстрактное мышление у архантропов было развито еще недостаточно.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек неандертальского вида не только пережил резкое ухудшение климата (в Европе) и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных районах Евразии.

Люди неандертальского вида стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из них (сделанные 70/50 тыс. лет тому назад) обнаружены в. пещерах Ле Мустье и Ла Фер-расси (на территории Франции), в Киик-Коба в Крыму (ныне территория СНГ), в пещере Шанидар (на тер-риторииИрака) и других районах расширявшейся ойкумены (см. табл. 3). Появление захоронений свидетельствует'о развитии у древних людей (периода перехода от первобытного человеческого стада к раннепервобытной родовой общине) начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов — т. е. о формировании абстрактного мышления и окончательном выделении человека, из животного царства как существа социального. . Это подтверждается также значительным уменьшением каннибализма и более частыми находками скелетов тяжело больных древних людей, которые могли выжить, только находясь под защитой коллектива сородичей и получая достаточное количество пищи, которую сами они не добывали. Так, в пещере Ла Шапель (на территории Франции) обнаружен скелет мужчины-палеоантропа, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой " (деформирующий артрит позвоночника, артрит нижней челюсти и перелом бедра). В пещере .Шанидар обнаружено девять скелетов тяжело больных древних людей, захороненных в период ,от 70 до 44 тыс. лет тому назад.

Кости скелета мужчины Шанидар-1 (рис. 3), жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Стертость наружной части передних зубов говорит о том, что, пережив ампутацию, этот человек многие годы использовал зубы вместо утраченной правой руки. Будучи полным калекой, он жил среди сородичей, которые оказывали ему помощь, и умер в возрасте около 40 лет (что значительно выше средней продолжительности жизни первобытных людей).

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар, проводимые под руководством американского археолога Р. С. Солец-ки (Solecki R. S.), представили также первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Ша-нидар-IV показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (Achil-lea), золототысячник (Centaurium), крестовник (Senecio), эфедра (Ephed-ra), алтей (Althaea) . из семейства мальвовых (Malvaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (Liliaceae) и др. Все они были связаны в букетики и разложены на уровне торса и у основания стоп. Растения перечисленных видов и по сей день произрастают в Северном Ираке. Причем некоторые из них обнаружены в горах Загроса, на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар. По-видимому, сородичи специально посещали склоны далеких гор, намеренно собирая эти целебные растения.

Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. С. Солецки) было сделано в I960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами неандертальского вида. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т. е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида — Homo sapiens

studfiles.net

4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях

3. Помощь при родах и травмах

4. Остановка кровотечений

5. Кровопускание (мелкие стрелы)

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

4.4. Возникновение религиозных представлений. Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.

Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.

studfiles.net

Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания

Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.

Эпоха первобытного строя охватывает период от по­явления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впер­вые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.

При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, разви­вая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым эта­пом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли об­щественного продукта был для всех единым, т. е. глав­ной отличительной чертой первобытного строя было от­сутствие частной собственности и классов.

Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.

Различают 2 стадии развития:

1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.

2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.

Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:

1) матриархат;

2) патриархат.

Основные моменты развития первобытно-родовой общины:

1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;

2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;

3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.

С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.

Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.

Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.

Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.

Появилось коллективное врачевание

1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).

2. Забота о детях

3. Помощь при родах и травмах

4. Остановка кровотечений

5. Кровопускание (мелкие стрелы)

6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.

Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.

4.4. Возникновение религиозных представлений. Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.

Анимизм -одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.

В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.

Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.

По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.

Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.

Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.

Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.



infopedia.su

Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

ч. 1 ч. 2 ... ч. 12 ч. 13

Семинарское занятие №1 ТЕМА: Введение. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.

Цель обучения: ознакомить со структурой проведения практического занятия, показать значимость данной темы в системе медицинских знаний, ознакомиться с этапами становления врачевания в первобытном обществе.

Место проведения занятия: учебная комната.

Оснащение занятия: демонстрируются фотографии, книги по истории медицины, старинные издания.

План занятия:

Этап занятия Время (мин)
Водное слово преподавателя 10
Тематическое тестирование или письменная работа по вопросам к занятию 30
Устное собеседование по теме занятия 50
Перерыв 20
Лекция-беседа 60
Подведение итогов, заключительное слово преподавателя 10
Изучение данного материала: лекция-беседа

Контроль знаний:

  • Тестирование тематическое
  • Устное собеседование
Вопросы к занятию:
  1. Назовите классификацию истории медицины по периодам, предложенную Т.С. Сорокиной.
  2. Перечислите периоды, которые пережила первобытно-родовая община. Причины перехода от матриархата к патриархату.
  3. Охарактеризуйте понятие «неолитическая революция».
  4. Дать общую характеристику развития и становление медицины в первобытно-общинный строй
  5. Какие особенности в период неолита имела первобытная медицина (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия).

Подведение итогов занятия: самоанализ и самооценка студента.

Домашнее задание: подготовка к следующему практическому занятию, подготовка тематических докладов.

Доклады к следующему занятию:

  • «Аюр Веда» - основной труд о медицине древней Индии.
  • Тибетская медицина
  • Бог медицины древнего Египта Имхотеп.
  • Талмудистская медицина
  • Иглоукалывание в практике врачей древнего Китая
  • Закон Хаммурапи

Материал для подготовки к занятиям:

  • Учебник Ю.П. Лисицын «История медицины» 2004 год.
  • Лекционный материал
  • Дополнительная литература (по представленному кафедрой списку).

Теоретическая основа:

  1. Введение.
История медицины – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Врачебная деятельность проходила на фоне общеисторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. На примерах борьбы различных школ и умений, неразумного отрицания или поспешного принятия великих открытий (кровообращение, наркоз, антисептика, оспопрививание, открытие возбудителей болезни) прослеживается связь медицины с общественной жизнью.

Поэтому каждому, кто желает стать полноценным профессиональным специалистом, необходимо понимать, на сколько важен предмет, который вы начинаете изучать. В процессе изучения вы встретитесь с интереснейшими фактами в становлении и развитии современной медицины. Знание истории медицины позволит прогнозировать, изыскивать какие-то «новые» идеи. Анализ и синтез накопленных знаний позволит избежать повторения уже свершенных ошибок. Зная периодику, хронологию и логику истории, можно прогнозировать развитие медицины, подходящие для современного самосознания и претворять их в жизнь.

Существует оригинальная классификация современной медицины, (предложенная Сорокиной) которая разделена на три большие группы: народная, традиционная, научная.

В древности лечение было занятием коллективным; «врачом» в определенных обстоятельствах мог стать любой общинник. В качестве лекарств использовались средства растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не дошла до наших времен в первозданном виде. Многое утрачено, уничтожено. Рациональные и приемлемые в любых обстоятельствах методы древних знахарей соседствуют с негативным опытом, возникшим в результате ошибочного миропонимания. Если магические ритуалы безвозвратно ушли в прошлое, то проверенное временем траволечение прочно вошло в арсенал современных терапевтов.

Традиционная медицина появилась около 3 тыс. лет назад. В качестве примера можно назвать Аюрведу, китайскую лечебную практику, методы тибетских монахов. Возникнув как результат развития цивилизаций, естественно развиваясь в рамках собственной культуры, традиционные способы терапии возможны и эффективны только в условиях определенной культуры. Многовековой опыт, накоплены за длительный период развития медицины, передается от учителя к ученику.

Период развития научной медицины укладывается всего в несколько столетий. Это понятие еще более узкое, хотя интернациональность, динамичность и обоснованность научных методов открывают перед человечеством широкие перспективы.

  1. Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание.
Первые признаки медицинской помощи обнаружены в период первобытно-общинного строя. Первобытно-родовая община пережила два периода: матриархат и патриархат. Переход к патриархату осуществился, когда изменился образ жизни людей: больше стали заниматься охотой, а охота – удел мужчин. Первобытно-общинная эпоха в истории человечества длилась сотни тысяч лет. Именно в этот период стала развиваться народная медицина. Немногим более 200 лет назад ученые считали древнего человека абсо­лютно здоровым, а появление болезней относили к издержкам цивилиза­ции. Столь категоричное утверждение сформировалось под воздействием старинных преданий, где рассказывалось о том, что в самую раннюю пору человеческого существования люди уподоблялись богам. Оставаясь вечно молодыми, обитатели Земли жили беспечно и весело, не зная забот и печа­лей; даже смерть приходила к ним как сладкий сон. Античные философы называли период зарождения человечества золотым веком.

Палеопатологи отметили наличие у первобытного человека сердечно­сосудистых заболеваний. Атеросклеротические бляшки обнаружены у му­мий коренных жителей Северной Америки, захороненных на территории и штата Кентукки в США. Древние люди умирали от опухолей, туберкулеза и даже страдали кариесом. На скелетах древнего человека чаще всего встречаются травматические дефекты. Травмы могли быть получены во время охоты или в результате трепанации (опе­рация вскрытия костной полости), которая производилась в ритуальных целях. Видимо, прав был В. Ленин, утверждавший: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно по­давлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». По ископаемым останкам ученые смогли довольно точно установить продол­жительность жизни в каменном веке: в большинстве случаев она не пре­вышала 30 лет. До более зрелого возраста люди доживали в исключи­тельных случаях. В борьбе с природой первые Ноmо sapiens погибали, не успевая состариться. Крайне низкая продолжительность жизни сохра­нялась на том же уровне вплоть до Возрождения.

Самыми древнейшими людьми были архантропы, появившиеся около 2 миллионов лет назад. В отличие от австралопитеков они окончательно вста­ли на ноги, имели свободную кисть с отстоящим большим пальцем и более развитый мозг. Способные к тонким трудовым операциям, наряду с собира­тельством и рыболовством, архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. Собирая рас­тения для пропитания, древнейшие люди познавали их целебные свойства, по­степенно вырабатывая методы траволечения. В процессе антропогенеза (эволюционного формирования физического типа) происходило становление человеческого общества. Хромой питекантроп с острова Ява, очевид­но, не Мог существовать без поддержки сородичей. Однако он прожил много лет, оставаясь калекой. Следовательно, его не только лечили, но и заботи­лись о нем, предоставляя кров, огонь, пищу.

Архантропы не знали погребений и связанных с ними ритуальных обрядов. Культовые церемонии появились в общинах древних людей ­палеоантропов (неандертальцев), обитавших на планете 200-350 тысяч лет назад. В тот период произошел переход от человеческого стада к первобытной родовой общине, то есть начали формироваться некоторые черты цивилизации. Палеоантропы жили в постоянных стойбищах, в ис­кусственно сооружаемых жилищах. Они уже имели определенную культу­ру, выражавшуюся в первых гигиенических навыках: грели воду, утепляли хижины, шили теплую одежду. Благодаря этому люди пережили леднико­вый период и даже был расширен ареал обитания, расселившись на обшир­ных территориях Северной Евразии.

Неандертальцы продолжали заботиться о больных, опекая даже ле­жачих «стариков». В пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет мужчины, умершего в преклонном возрасте - в 45 лет. О тяжести его физического состояния свидетельствуют такие болезни, как деформирующий артрит по­звоночника, перелом бедра и артрит нижней челюсти. Еще более удиви­тельными находками отмечена пещера Шанидар (Ирак). На одном из мужских черепов выявлена деформация стенки глазничной впадины, что свидетельствует о том, что человек был, слеп на левый глаз. Расцвет первобытного общества относится к эпохе верхнего палеоли­та, когда уже завершился антропогенез, обусловив резкий подъем произво­дительных сил и развитие социальных отношений. Ранние родовые общины были группой равноправных людей, где женщина имела равные права и могла быть выбрана главой рода. Родоначальница, хранительница очага, она заботилась о благополучии и здоровье сородичей, занимаясь врачеванием, впрочем, наравне с остальными членами общины. Археологи обнаружили многочисленные свидетельства культа матери-прародитель­ницы, так называемые каменные бабы, ко­торые у славянских народов именовались берегинями. Несмотря на то, что история не сохранила данных о первобытных врачевательницах, их существование косвенно подтверждается в легендах разных народов.

Бурный период истории, известный под названием «неолитическая революция», характеризовался зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича. Продолжая оставаться коллективным за­нятием, медицина того времени развивалась в соответствии, с разумным и мистическим миропониманием. Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, лукови­цы орхидеи, касторовое масло.

Медицинские знания, полученные от предков, в неолите были еще весьма ограниченными. Люди понимали свое бессилие перед грозной силой природы, пытаясь объяснить происходящее вокруг, а также внутри себя действием фантастических сил. Именно так возникли первые религиозные представления, отразившиеся на методах врачевания. Вера в присутствие взаимосвязи между человеком и определенным видом животного или растения называется тотемизмом (от алгонкинского «от-отем», - «его род»). Верования в период ранней родовой общины относились, прежде всего, к зоототемизму, то есть к по­читанию животных. Зверю поклоня­лись как отцу или старшему брату, искали у него защиты от бед и бо­лезней. Каждый род носил имя его тотема. Священное животное запрещалось убивать и употреблять в пи­щу. Неизбежным следствием тотемизма стал фетишизм (от португ. fetico «амулет, талисман»), выражавшийся в обожествлении неодушевленных предметов. Вначале это явление имело материальную основу, проявляясь в почитании привычных бытовых вещей, например посуды, оружия, плодо­носящих деревьев. Немного позднее фетишизм обрел идеалистичное нача­ло. Культовые предметы изготавливались специально, получив распростра­нение в виде амулетов и талисманов из дерева, камня или человеческих костей. Согласно верованиям первобытных людей, они оберегали охотника от нападения зверя, защищали род от страшных болезней или нападения врагов. Известно, что в Северной Африке тотемом был буйвол, в Сиби­ри - медведь, в Греции - козел, в Индии, как в древности, так и в наше время, священным животным считается корова.

Более поздним представлением стал анимизм (от лат. апimus «душа, дух»). Одухотворение природы, вера в душу, духов: злые и доб­рые силы напрямую связаны с культом умерших предков. Первобытные обряды погребения в настоящее время не забыты аборигенами Австра­лии, своеобразно повторяются на островах Океании, в племенах Цент­ральной Африки и Южной Америки. Составной частью анимизма является магия (от греч. mageia) - вера в возможность человека действовать на других людей, предметы, стихии. В попытке объяснить сложные явления природы люди неолита выработали специальные приемы, магические действия, якобы помогавшие изменить погоду, определить удачу на охоте, а также исцелить больного.

Лечебная магия, выражавшаяся во вра­чевании, основанном на культовой практи­ке, на заре своего существования была дос­тупна любому члену общины. Простейшие ритуалы не требовали специальных знаний и совершались каждым, кому требовалась защита сверхъестественных сил. В жилищах позднего палеолита обряды проходили в специально отведенных местах. Святилища ус­траивали обычно в глубине пеще­ры, разрисовывая стены изображе­ниями тотема.

В пиренейских пещерах сохра­нились рисунки, исполненные бо­лее 20 тысяч лет назад. Наскаль­ные картины изображают целителя, облаченного в шкуру медведя, с ро­гами оленя на голове. Рисунок на стенах пещеры Трех Братьев (Колдун из пещеры Трех Братьев - территория современной Франции) передает небольшое черно-белое изоб­ражение «колдуна» в виде согнутой фигуры с человеческими ногами, звериными лапами, хвостом и длинной бородой.

В течение веков зоототемизм преобразовывался в культ предков-по­кровителей рода мужского пола. В этот период всеобщим уважением пользовался мужчина, источник материальных благ, занимавшийся охотой, скотоводством, земледелием. В условиях развитого общинного хозяйства женщина утратила свое высокое положение, став «кроткой» помощницей мужа. Возглавлять племя теперь мог только мужчина; должность старей­шины передавалась по наследству. Отдельные черты матриархата сохра­нились только в Египте и Хеттском царстве, где престол передавался по женской линии. Для того чтобы занять трон, наследникам правителя пред­писывалось вступать в брак с сестрами, дочерьми или мачехами.

Религиозные верования отразились на представлении о причинах не­дугов: болезнь представлялась происками духа умершего предка, посе­лившегося в теле человека. В честь покойного главы рода устраивались праздники, создавались памятники - тотемные столбы. Согласно убеж­дениям первобытных людей, сохранив уважение к умершему предку, род обеспечивал себе благополучие и защиту от болезней. В неолите основ­ным приемом врачевания было изгнание злой силы, причем этот про­цесс проводился вполне естественными средствами.

Вопросы для тестового контроля 1. Из каких этапов состоит процесс исторического развития общества

1. первобытно-общинный

2. рабовладельческий

3. феодальный

4. новая история

5. новейшая история

2. Из каких разделов состоит история медицины?

1. общая, частная

2. частная,

3. общая 3. Вера в духов и в души называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом 4. Сколько периодов пережила первобытно-родовая община:

1.-3

2.-4

3.-2 5. Непосредственным олицетворением и возвеличиванием явлений природы называется:

1.тотемизмом

2.анимизмом

3.фетишизмом 6. Средняя продолжительность жизни древнего человека составляла:

1. 30-40 лет

2. 50 лет

3. 20-30 лет

7. Как называли каменную бабу эпохи матриархата?

1. берегиня

2. мать-прародительница

3. родильница

8. «Мой род» от индейского слова означает:

1. фетишизм

2. идеализм

3. тотемизм

9. Какое из ниже перечисленных определений понятия «народная медицина» является верным?

1. Методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке установленном в законодательстве РФ

2. Система знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. 10. Кто является автором одной из крылатой фразы «Светя другим – сгораю сам»?

1. Ф. Рьюиш

2. А. Визалий

3. Н. Тюльп

11. Перечислите этапы развития истории медицины

1. первобытное общество

2. рабовладельческое общество

3. эпоха средневековья

4. новое время

5. новейшая история

12. Какие периоды переживала первобытно-родовая община

1. матриархат

2. идеализм

3. патриархат

13. Причина перехода от матриархального уклада родовой общины к патриархальному:

1. изменение образа жизни людей

2. увеличение количества мужчин в родовой общине

3. уменьшение количества женщин в родовой общине.

14. Был ли первобытный человек абсолютно здоровым?

1. Да

2. Нет 15. Выберете верную характеристику понятия «неолитическая революция»:

1. зарождение земледелия, разведением до­машних животных, транспорта (телеги и лодки), добычей камня и освое­нием строительства из кирпича.

2. архантропы занимались охотой, добывали огонь, изготавливали простейшие каменные орудия. Именно в тот период человек об­рел членораздельную речь, примитивное мышление и сознание. 16. Великим открытием первобытно-общинной эпохи после бронзы и железа стало:

1. добыча огня

2. выявление ядовитых растений эмпирическим путем

3. добыча каменной соли.

17. В какую эпоху начала развиваться народная медицина:

1. первобытно-общинную эпоху

2. рабовладельческую эпоху 18. Каким путем накапливались знания в эпоху первобытных общин:

1. эмпирическим

2. теологическим

3. практическим

4. научным 19. В какой период возникает культ животного – тотема (тотемизм):

1. раннего матриархата

2. позднего матриархата

3. патриархата

20. Выберите верное определение понятия палеопатология:

1. наука о болезнях и травмах древнего человека.

2. правила проведения раскопок останков древнего человека. 21. В какой период первобытного строя возник культ предка – мужчины:

1. матриахата

2. патриархата

3. народной медицины

22. Выберите верное утверждение, характеризующее понятие демонологическая медицина:

1. это добрые духи, охраняющие людей, заботящихся об их благополучии и здоровье

2. это злые духи, способные вызывать болезни, от которых нужно защищаться. 23. В деятельности знахарей, лекарей использовались методы познания народного опыта:

1. эмпирические и религиозные

2. эмпирические и практические

3. практические и религиозные

24. Какие древние приемы лечения сохранились и используются в народной медицине:

1. кровопускания

2. лечение травами

3. все перечисленное

25. Перечислите лекарственные средства растительного происхождения, дошедшие до наших дней и используемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний:

1. наперстянка

2. пустырник

3. валериана

4. чистотел 26. Каким законодательным актом регулируется в настоящее время народная медицина:

1. основы законодательства об охране здоровья граждан РФ

2. конвенция о правах человека

3. конституция РФ

27. Назовите статью «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», регулирующая право занятия народной медициной

1. ст. 57

2. ст. 101

3. ст. 37

28. Назовите строй, пришедший на смену первобытно-общинного:

1. рабовладельческий строй

2. демократический строй

3. капиталистический строй

4. феодальный строй. 29. В какое время зародилась традиционная медицина:

1. около 3 тыс. лет назад

2. около 5 тыс. лет назад

3. около 10 тыс. лет назад

30. Самыми древнейшими людьми были:

1. австралопитеки

2. архантропы

3. неандертальцы

31. Назовите период перехода от человеческого стада к первобытно-родовой общине:

1. 200-350 тыс. лет назад

2. 500-600 тыс. лет назад

3. 1 млн. лет назад

32. Какими методами изучается история развития человечества:

1. археология

2. палеонтология

3. народный фольклор

4. статистическое исследование

5. этнография.

33. характер и уровень развития медицины определяются:

1. материальными условиями жизни общества

2. уровнем развития производственных сил и производственных отношений

3. уровнем развития экологии.

34. История медицины показывает:

1. как в ходе деятельности людей возникали и развивались практические умения и навыки лечения,

2. как происходило распознавание болезней и сохранение здоровья

3. переодизация исторических эпох

35. Возраст первобытно общинной формации составляет:

1. более 2 млн. лет

2. более 1000 лет

3. более 100 лет.

36. Что способствовало возникновению культа предка – мужчины:

1. развитие скотоводства

2. развитие охоты

3. развитие земледелия

4. развитее судостроительства 37. Одними из древних видов медицинской

помощи являются:

1. родах и уход за новорожденными детьми,

2. лечение детских болезней и предупреждение их

3. переливание крови

38. Где зародилась первая цивилизация:

1. в Африке

2. в Америке

3. в Европе

39. Где впервые были найдены наскальные рисунки, отображающие жизненедеятельность первобытного человека:

1. Франция

2. Германия

3. Египет

40. Перечислите, какие первобытные орудия труда и охоты использовались древним человеком:

1. копья

2. стрелы

3. молоты

ч. 1 ч. 2 ... ч. 12 ч. 13

ansya.ru


Смотрите также