Первобытные племена. Антропологический фейк. Как жизнь первобытного племени оказалась спектаклем
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытные племена и их родственные группы. Первобытные племена


Первобытные племена, сохранившиеся до наших дней: Наука и техника: Lenta.ru

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Лица племен: портреты первозданной красоты

Лица племен: портреты первозданной красоты

Lenta.ru

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

lenta.ru

10 самых уникальных племен - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

В нынешнем мире, где все живут по расписанию, работая круглые сутки и не отрываясь от своих сотовых телефонов, есть некоторые группы людей, сосредоточившиеся на природе. Образ жизни этих племен ничем не отличается от того, который они вели несколько веков назад. Изменение климата и развитие промышленности значительно уменьшили их численность, но на данный момент, эти 10 племен все еще существуют.

Каяпо - бразильское племя, которое живет вдоль реки Шингу в 44 отдельных деревнях, связанных едва видимыми тропами. Они называют себя мебенгокре, что означает “люди большой воды”. К сожалению, их “большая вода” решительно преобразится, так как строится огромная Дамба Бело Монте на реке Шингу. Водохранилище площадью в 668 квадратных километров затопит 388 квадратных километров леса, частично уничтожая среду обитания племени Каяпо. Индейцы боролись против проникновения современного человека в течение многих веков, боролись со всеми, от охотников и ловцов животных, до лесорубов и добытчиков резины. Они даже успешно предотвратили строительство крупнейшей дамбы в 1989. Когда-то их население составляло всего 1,300 человек, но с тех пор выросло почти до 8,000. Сегодня вопрос состоит в том, как люди выживут, если их культура окажется под угрозой. Члены племени Каяпо славятся своим бодиартом, сельским хозяйством и яркими головными уборами. Технологии современности уже проникают в их жизнь - каяпо управляют моторными лодками, смотрят телевизор, или даже заготавливают лес на Facebook.

Фото Индейцы Каяпо

Расположенное в пакистанских горах, на границе с контролируемой Талибаном областью Афганистана, находится самое необычное племя белых, по-европейски выглядящих людей, известных как Калаш. У многих Калашей светлые волосы и голубые глаза, что абсолютно контрастирует по отношению к их соседям с более темной кожей. Мало того, что племя Калаш отличается по физическим признакам, у них весьма отличная от мусульман культура. Они политеистические, имеют уникальный фольклор, производят вино (которое запрещено в мусульманской культуре), носят ярко окрашенную одежду и дают намного больше свободы женщинам. Они - решительно счастливые, миролюбивые люди, которые любят танцевать и устраивают многочисленные ежегодные фестивали. Никто не знает наверняка, как это светлокожее племя появилось в отдаленном Пакистане, но калаши утверждают, что они - давно потерянные потомки армии Александра Великого. Доказательства по тестам ДНК показывают, что у них было вливание европейской крови в течение времени завоеваний Александра, таким образом, есть вероятность, что их рассказы правдивы. В течение долгих лет окружающие мусульмане преследовали Калашей и вынудили многих принять ислам. Сегодня, осталось приблизительно 4 000-6 000 представителей племени, занимающихся в основном сельским хозяйством.

Фото Калаши

В то время, как южная Калифорния чаще всего ассоциируется с Голливудом, серфингистами и актерами, в области расположены 9 индейских резерваций, населяемых древними людьми кауилла. Они жили в Долине Коачелла более 3,000 лет и обосновались там, когда еще существовало доисторическое Озеро Кауилла. Несмотря на проблемы с болезнями, золотой лихорадкой и преследованием, этому племени удалось выжить, хотя оно и истощилось до 3,000 человек. Они потеряли большую часть своего наследия, а уникальный язык Кауилла находится на грани исчезновения. Этот диалект — смесь Юта и ацтекских языков, на котором могут изъясняться всего 35 человек пожилого возраста. В настоящее время старшие упорно стараются передать их язык, “песни птиц” и другие культурные особенности молодому поколению. Как и большинство коренных народов Северной Америки, они столкнулись с проблемой ассимиляции с более широким сообществом, в попытке сохранить свои старые традиции.

Фото Племя Кауилла

Племя спинифекс, или пила нгуру - коренные жители, живущие в Большой пустыне Виктории. Они живут в одном из самых резких для жизни климатов в течение по крайней мере 15,000 лет. Даже после того, как европейцы поселились в Австралии, это племя не было затронуто, так как они заняли слишком сухую, неприветливую окружающую среду. Все изменилось в 1950-х, когда Землю Спинифекса, не пригодную для сельского хозяйства, облюбовали для ядерных испытаний. В 1953 британские и австралийские правительства взорвали ядерные бомбы на родине Спинифексов, без какого-либо согласия и после короткого предупреждения. Большинство аборигенов было перемещено и не возвращалось назад на родину до конца 1980-х. После возвращения они столкнулись с тяжелым противодействием, пытаясь по закону признать область своей собственностью. Интересно, их красивые произведения искусства помогли доказать глубокую связь спинифексов с этой землей, после чего их признали коренным населением в 1997. Их произведения искусства получили массовое признание и появились на художественных выставках во всем мире. Трудно сосчитать, сколько представителей племени существует на данный момент, но у одного из их самых многочисленных сообществ, известных как Тьюнтьюнтьяра, насчитывается приблизительно 180-220 человек.

Фото Племя Спинифекс

На филиппинском острове Палаван живет батакский народ, племя наиболее генетически разнообразных людей на планете. Они, как полагают, принадлежат негроидо-австралоидной расе, отдаленно связанной с теми людьми, от которых все мы произошли. Это означает, что они - потомки одной из первых групп, которые покинули Африку приблизительно 70,000 лет назад и путешествовали от азиатского материка до Филиппин приблизительно 20,000 лет спустя. Типичные для негроидов, батаки имеют маленький рост и странные, необычные волосы. Традиционно, женщины носят саронги, в то время как мужчины покрывают тело только Набедренной повязкой и перьями, или драгоценностями. Вся коммуна работает вместе, чтобы охотиться и собирать урожай, после чего устраивают празднования. В целом, батаки - застенчивые, мирные люди, которые предпочитают скрываться глубоко в джунглях, не вступая в конфротнацию с посторонними. Как и у других местных племен, болезни, захват территорий и другие современные вторжения опустошили батакское население. В настоящее время насчитывается приблизительно 300-500 человек. Как ни странно, среди самых больших опасностей для племени стала защита окружающей среды. Правительство Филиппин запретило вырубку леса в определенных защищенных областях, а батаки традиционно практикуют вырубку деревьев. Без возможности эффективно выращивать еду, многие страдают от недостаточного питания.

Фото Батаки

Андаманцы также классифицированы, как негроиды, но из-за их чрезвычайно короткой высоты (взрослые мужчины ниже 150 сантиметров) они обычно упоминаются как пигмеи. Они населяют Андаманские острова в Бенгальском заливе. Как и батаки, андаманцы являются одной из первых групп, которые мигрировали из Африки, и развивались в изоляции до 18-го века. Вплоть до 19-го века они даже не знали, как развести огонь. Андаманцы разделены на отдельные племена, у каждого из которых есть свои собственные культура и язык. Одна группа исчезла, когда её последний участник умер в возрасте 85 лет в 2010. Другая группа, Сентинельцы, так яростно сопротивляется внешним контактам, что даже в современном технологическом мире очень мало известно о них. Те, кто не интегрировался в большую индийскую культуру, все еще живут как их предки. Например, они используют единственный тип оружия — лук и стрелы, чтобы охотиться на свинью, черепаху и рыбу. Мужчины и женщины вместе собирают корни, клубни и мед. Очевидно, их образ жизни работает на них, поскольку врачи оценивают состояние здоровья и состояние питания андаманцев, как “оптимальные”. Самыми большими проблемами, которые они имеют, является воздействие индийских поселенцев и туристов, которые заставляют их покидать земли, приносят болезни и рассматривают этих людей, словно животных в сафари-парке. Хотя точная численность племени не известна, так как некоторые все еще живут в изоляции, насчитывается примерно 400-500 существующих андаманцев.

Фото Андаманцы

Хотя есть много малочисленных первобытных племен по всей Бразилии и Амазонке, пираха выделяется особняком, потому что у них есть своя культура и язык, в отличие от многих других людей на планете. У этого племени есть некоторые причудливые особенности. У них нет цветов, чисел, прошедшего времени и придаточных предложений. В то время, как некоторые могли бы назвать этот язык упрощенным, эти особенности - результат ценностей Пирахи, которые живут только настоящим моментом. Кроме того, потому что они живут полностью совместно, у них нет потребности нормировать и делить имущество. Много ненужных слов отсеивается, когда Вы не имеете никакой истории, ничего не должны отслеживать, и доверять только тому, что видите. В целом, Пираха отличаются от жителей Запада практически всем. Они искренне отклонили всяческих миссионеров, как и все современные технологии. Они не имеют никакого лидера и не нуждаются в обмене ресурсами с другими людьми, или племенами. Даже после сотен лет внешних контактов, эта группа из 300 человек осталась главным образом неизменной с древних времен.

Фото Племя Пираха

Люди атолла Такуу - полинезийцы по происхождению, но считаются одной из изолированных культур, так как живут в регионе Меланезии вместо полинезийского треугольника. У атолла Такуу есть особенно отличающаяся культура, которую некоторые называют самой традиционно полинезийской. Это вызвано тем, что племя такуу чрезвычайно оберегает свой образ жизни и защищается от подозрительных посторонних. Они даже добились соблюдения запрета на миссионеров в течение 40 лет. Они все еще живут в традиционных соломенных зданиях. В отличие от большинства из нас, тратящих большую часть времени на работу, такуу посвящают 20–30 часов в неделю пению и танцам. Удивительно, но у них есть более чем 1,000 песен, которые они повторяют по памяти. 400 членов племени так или иначе связаны между собой, а управляет ими один руководитель. К сожалению, изменение климата может разрушить образ жизни такуу, поскольку океан скоро поглотит их остров. Возрастающие уровни морей уже загрязнили пресноводные источники и затопили зерновые культуры, и хотя сообщество создало дамбы, они оказываются неэффективными.

Фото Люди Атолла Такуу

Духа - последняя группа кочевых пастухов Монголии с историей, относящейся ко времени династии Тана. Осталось около 300 членов племени, тщательно оберегающих свою холодную родину и верящих в священный лес, где обитают призраки их предков. В этом холодном, гористом регионе очень мало ресурсов, потому Духа полагаются на северных оленей ради молока, сыра, транспортировки, охоты и привлечения туристов. Однако из-за малочисленности племени, образ жизни Духа находится под угрозой срыва, поскольку популяция северных оленей быстро уменьшается. Есть множество факторов, способствующих этому снижению, но самые главные - излишняя охота и хищничество. Усугубляя положение, открытие золота в северной Монголии принесло сюда добывающую промышленность, которая губит местную дикую природу. С таким количеством проблем множество молодых людей оставляют свои древние корни и выбирает жизнь в городе.

Фото Племя Духа

Древнее племя Эль-Моло в Кении - самое малочисленное племя в стране, также сталкивающееся со множеством угроз. Из-за почти постоянного преследования других групп, они уже изолировали себя на отдаленной береговой линии Озера Теркана, но все еще не могут дышать спокойно. Племя зависит исключительно от рыбы и водных животных ради выживания и торговли. К сожалению, их озеро испаряется на 30 сантиметров каждый год. Это способствует загрязнению воды и уменьшению популяции рыб. Теперь им требуется неделя, чтобы поймать то же самое количество рыбы, которую они ранее ловили за день. Эль-моло приходится рисковать и погружаться в кишащие крокодилами воды ради улова. Существует жестокая конкуренция за рыбу, и Эль-Моло находятся под угрозой вторжения враждующих соседних племен. Вдобавок к этим экологическим опасностям, племя переносит вспышки холеры каждые несколько лет, которые истребляют большинство людей. Средняя продолжительность жизни эль-моло составляет всего 30-45 лет. Их насчитывается приблизительно 200 человек, и антропологи оценивают, что только 40 из них - “чистые” эль-моло.

p-i-f.livejournal.com

Антропологический фейк. Как жизнь первобытного племени оказалась спектаклем | Люди | Общество

Ещё в детстве в ­1970-е годы читала в журнале «Вокруг света» про одно из самых древних племён, которое антропологи обнаружили на Филиппинах. Была потрясена этим. А недавно узнала, что всё это оказалось аферой - их жизнь была не такой примитивной, они всё это просто инсценировали. Это правда?

И. Серякова, Тверь

Кто эти первые коммунисты? 

Действительно, в начале 1970-х весь мир обсуждал феномен племени тасадай-манубе, которое обнаружили на острове Минданао, входящем в состав Филиппин. Об этом писали не только в «Вокруг света», но и во всех ведущих изданиях мира, снимали документальные фильмы. Тасадаев описывали как наиболее отсталых людей на Земле. Их образ жизни был чем-то похож на первобытный коммунизм. Рассказывалось, что у них не было конфликтов, что они всё делили поровну - пищу, орудия труда. Да, пожалуй, это и всё, что они делили, одежды у них не было, серьёзной охотой не занимались. Ловили рыбу и лягушек руками, практиковали собирательство, выкапывали съедобные корешки. Коммунистические наклонности у них проявились ярко, когда шестерым мужчинам дали боло - популярное среди других филиппинских племён орудие охоты из шаров, соединённых верёвкой. Они, не очень понимая его назначение, взяли по одному шару, а последний, седьмой, оставили, чтобы у всех было поровну. Везде подчёркивали ещё одну коммунистическую особенность тасадаев: если у одного из людей в племени нет пищи - другие тоже не едят.

¿Has escuchado de los tasaday, de quienes aseguraban ser encarnación del «buen salvaje»? → https://t.co/JIg6JJOpaQ pic.twitter.com/a3d7g5CFDy

— Revista Algarabía (@algarabia) 19 мая 2016 г.

По мнению учёных, племя 500-1000 лет, а может быть, и больше жило абсолютно изолированно. Уровень их развития соответствовал неолиту - каменному веку. Встречая вертолёт, они принимали его за Дивату - божество, которое согласно верованиям должно сойти с неба. Когда их попытались учить выращиванию риса в ближайшем и тоже весьма примитивном племени манобо-блит, они не могли взять в толк, зачем зёрна зарывать в землю, если их можно сразу съесть. Им было непонятно, для чего столько трудиться и ждать, когда рис вырастет, если можно сразу накопать в лесу съедобных корней, которые, по их мнению, совсем не хуже риса. 

Тасадай: уникальное племя, которое оказалось аферой https://t.co/QFcrnayzE1 pic.twitter.com/Q2ufhuKGiz

— Игорь к (@memorycool2) 7 октября 2017 г.

Зачем обманывали

Сообщалось, что после контакта с людьми тасадаи начали всё-таки охотиться на мелких кабанов и обезьян и стали носить небольшие набедренные повязки. Во всяком случае, надевали их, когда к ним приезжали учёные, журналисты, политики, звёзды кино и прочие любопытствующие. Все контакты осуществлялись только через Мануэля Элисальде, этнографа, политика и знакомого президента Филиппин Фердинанда Маркоса. Не без помощи последнего он создал и возглавил Президентский совет по делам национальных меньшинств. Такой подход позволил запретить любые контакты с племенем тасадай-манубе, в том числе и изучение его учёными. Но после падения режима Маркоса в 1986 году антропологи смогли свободно к ним приехать, и оказалось, что знакомых всем дикарей нет, что образ жизни их не столь примитивный, как представляли, и что всё это было большим спектаклем.

Мнение эксперта

Старший научный сотрудник Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, кандидат культурологии Александр Казанков, он всю жизнь занимается исследованием первобытных обществ:

- Это был реальный антропологический фейк, очень неплохо продуманный и осуществлённый. Видно, что занимались этим люди, знакомые с жизнью первобытных, или, как мы говорим сегодня, дописьменных обществ. Об этом говорят хорошо демонст­рируемые признаки так называемого первобытного коммунизма. Подобные обычаи мы наблюдаем и у других архаичных племён. Я много занимался бушменами Южной Африки, они живут охотой и собирательством, и у них тоже есть обычай делить дичь поровну между всеми членами племени. Интересно, что это не касается продуктов собирательства - овощей, ягод, кореньев. Считается, что их может собирать каждый, и если он не сделал этого, это его проблема - он поленился. А вот охотиться и добывать мясо могут не все. Поэтому этим нужно делиться, чтобы все имели равный доступ к таким продуктам. Похожая система дележа дичи у аборигенов Австралии, но она сложнее - некоторые куски туши полагаются только определённым членам племени. Это обосновывают различными религиозными мотивами. У аборигенов более богатая и развитая религиозная жизнь, чем у бушменов. А вот в материальной культуре всё наоборот: у австралийских племён она беднее, например, у них нет луков и стрел, только копья.

Но не нужно думать, что такие фейки массовые и касаются многих дописьменных обществ. Понятно, что феномен тасадай-манубе сделали не учёные-антропологи, а люди от бизнеса или политики. Для учёного такая махинация - убийство репутации, и настоящие специалисты на это не пойдут. Но вот в антропологическом туризме, когда организуют путешествия к каким-то удалённым, закрытым и архаичным племенам, подобные вещи могут встречаться. Мне доподлинно известны случаи, когда перед встречей с туристами членов племени просили снять шорты и ещё что они там носят и надеть набедренные повязки.

Есть ли ещё неизвестные племена? Мы знаем примерно о 30 так называемых неконтактных группах. Они почти не вступают в контакт с внешним миром и живут изолированно по своим обычаям. Такое племя обитает на острове Северный Сентинел. Это юрисдикция Индии, и государство полностью запрещает контакт с жителями острова - они очень агрессивны. В Южной Америке есть несколько групп, входящих в племя яномами, они тоже очень воинственны и не идут на контакт с внешним миром. Обитают в основном в джунглях Бразилии и ведут частые войны между собой.

www.aif.ru

Первобытная жизнь племени куку-куку | Журнал РЕПИН.инфо

Самый крупный остров Индийского Океана, Новая Гвинея – пожалуй, настоящий рай на земле. Сотни мест, где еще не ступала нога белого человека. Десятки диких племен, которые незнакомы с благами цивилизации. Это место хранит дух первозданной красоты и первобытной дикости. Здесь происходят самые удивительные встречи. Здесь можно встретить людей, не испорченных лицемерной моралью современного общества. Они живут так, как жили их предки сто, пятьсот, тысячу лет назад.

Новую Гвинею открыл в 1545 году мореплаватель Иниго Ортиз де Ретез. Лакомый кусок поделили между собой британцы, которые нарекли юго-восток Папуа, голландцы, окопавшиеся на западе, но вскоре уступившие территорию Индонезии и немцы, позже отдавшие свои земли Австралии.

В 1973 году остров получил независимость, и в столице Порт-Морсби был водружен флаг нового государства Папуа-Новая Гвинея. Вот только местным аборигенам было все равно, чем занимаются белые люди. Они продолжали свою борьбу с дикой природой. Им нужно было кормить свои семьи. Правительство острова насчитало на его территории несколько сотен племен, общей численностью до двух миллионов человек, которые говорили на собственных языках, верили в своих богов и вели затворнический образ жизни. Одно из таких племен нарекли странным именем "куку-куку". Это племя было не совсем диким. Контакты с внешним миром все же имелись. Но они работали по схеме «оставь-и-жди». Папуасы торговали с соседями особым образом. На условленном месте, возле реки они оставляли корзину с ракушками и прочим диковинным товаром. Торговцы забирали их, оставляя взамен соль, краски и прочие предметы первой необходимости. Такой способ обмена товарами зародился несколько веков назад и свято почитался обеими сторонами. Единственный торговец, пожелавший собственными глазами увидеть папуасов, плохо кончил. Он залег в засаду неподалеку от условленного места. А через несколько дней его тело нашли там же. Он был убит ядовитым дротиком. Больше любопытных не нашлось. Тем временем правительство решило нести плоды цивилизации в самые дальние уголки своей страны. Они набирали добровольцев, которые на выгодных условиях должны были попытаться войти в контакт с подобными племенами и обучить их элементарной грамоте, нормам гигиены и основам сельского хозяйства. Одним из них стал молодой человек по имени Поль Едидамо. Он обосновался на границе владений куку-куку, построил небольшую хижину, где жил вместе с женой и несколькими наемными рабочими, и ждал, когда туземцы сами выйдут с ним на контакт. Его земельный надел был окружен густым лесом. Стоило выйти за забор огорода - начинались девственные джунгли, в которых кто-то прятался. Работая на участке, Поль постоянно ощущал на себе чей-то пристальный взгляд. Мужчина засадил поле картофелем. Когда пришло время собирать урожай, он с удивлением обнаружил, что его огород "обнесли" неизвестные. Посреди ночи они тихо вошли, взяли зрелые плоды и скрылись в неизвестном направлении, не оставив никаких следов. При этом недозревшие плоды они оставили. Тогда он разбросал по участку куски такни, бусы, зеркальца. Но пришельцы на них не позарились, продолжая воровать плоды кау-кау. Поль решил выждать. Ночь он провел в засаде, сжимая в руках один только фонарик. Он напрочь отказался от любого оружия, поскольку оно не могло защитить его от гостей, а лишь усугубить ситуацию. Раздался шорох, хруст веток под ногами. Мужчина посветил в то место, откуда послышался звук. Перед ним был старик. От яркого света он опешил и застыл как вкапанный. А потом разревелся, как ребенок. Голый, грязный, он стоял посреди грядок, сжимая в руках плоды картофеля. Люди окружили его, провели в хижину. Мужчина настороженно оглядывался по сторонам. Ему предложили конфету, но он её выплюнул. К жаренной кау-кау он притронулся после того, как Поль лично откусил кусок. Затем он съел конфету. Лицо старика озарила улыбка. Он протянул руку, приговаривая "бон-бон". В рот отправилась очередная сладость. После этого старика отпустили. А наутро хижину окружило все мужское население племени куку-куку. Впереди стоял старик, и приговаривал "бон-бон", жестом показывая, что хотел бы угостить дивным яством своих соплеменников. За считаный час аборигены съели годовой запас конфет. А потом гости пригласили миссионера в свою деревню, которая находилась в нескольких километрах от его дома. Поль начал обучать людей основам английского языка. Легче всего знания ухватывали дети. С их помощью он смог нанести на карту очертания деревни и узнать историю племени. Оказалось, что куку-куку состоит из нескольких поселков, расположенных неподалеку. Все они находятся в состоянии постоянной войны друг с другом. Вскоре в деревню прибыл полицейский, который выдал старейшине флаг государства и фуражку с гербом. Флаг отныне гордо реял над "мужским домом", а фуражку вождь надевал только по большим праздникам. Поль смог объяснить людям элементарные правила гигиены и уже подумывал об открытии школы. Но контракт подходил к концу. Тем не менее, задача была выполнена. Контакт установлен. Люди с радостью встречали его, беседовали, делились новостями. А однажды вечером пришли с шестом, к которому была подвешена... маленькая девочка из соседнего племени. Поль подумал, что его заставят съесть несчастную, разделив трапезу с племенем. Однако старейшина вышел вперед и сказал: "Дай ей бон-бон. Она расскажет о нем своим. И мы прекратим войну". Так путь к другим деревням был открыт. Полю предстояло еще очень много работы. Нужно было обучать других туземцев элементарным вещам. Но для этого требовалось время. Однако то, что сделал этот человек, стало великим прорывом для людей, которые до недавнего времени жили в каменном веке. Фото с сайта http://sl.photo-traveller.net/Foto/Indonesia/Indonesia2010/index4.htm

repin.info

Племена Амазонки до сих пор ведут такой же образ жизни, как и их предки тысячелетия назад

ребенок из племени индейцев каяпо

Тропические леса Амазонки – уникальнейший во всех отношениях край, с неизведанными районами, полными загадочных существ.

Эти места населяют около пятидесяти различных племён, многие из которых проживают практически в полной изоляции от современной цивилизации.

У них нет письменности, они сохранили самобытный жизненный уклад предков и добывают пищу за счет рыбалки и охоты.Эти дикие индейские племена в джунглях Амазонки отличаются друг от друга не только внешне, они говорят на разных языках, у каждого племени своя культура, обряды, одежда и причёски.

Племя бора

Одним из самых известных коренных народов перуанской, колумбийской и бразильской Амазонии является племя бора.

Проживают они между реками Путумайо и Напо и говорят на языке витотан.

В последнее время племя, состоящее почти из 2000 человек, ведёт оседлый образ жизни, компактно проживая в лесных поселениях Амазонии.

И хотя они вполне осведомлены о современных благах, всё же избегают контактов, продолжая придерживаться самобытного уклада.

Как и их предки, они занимаются земледелием, охотой и рыбалкой, благо у них есть неиссякаемый источник – богатейшая фауна тропических лесов и самой реки Амазонки.

Собираясь на охоту, чтобы она была удачной, индейцы племени бора обязательно делают лесному духу подношение в виде еды или табака.группа индейцев племени бораНо традиционное оружие – трубку с отравленными стрелами – они уже практически не используют, перейдя на вполне современные ружья.

Племя бора традиционно знаменито в здешних местах своими шаманами, которым известен секрет приготовления галлюциногенного зелья из особого вида лианы.

Вообще это племя обладает обширными знаниями в области целебных трав амазонских лесов.

Отвар из лиан принимают те, кто хочет получить ответ на волнующие его вопросы.

В окружении всего племени, распевающего древние песни, под барабанные ритмы и ритуальные танцы желающий выпивает заранее приготовленный отвар и входит в контакт с духами и обретает единение с природой.

Подвесной барабан – мангуаре – считается священным у народа бора.

Специальными колотушками с крупными головками туземцы бьют по мангуаре и выводят различные ритмы – на каждый случай жизни своя мелодия.

Говорят, звуки барабана слышны на расстоянии двадцати километров.

Мангуаре берегут как зеницу ока, передавая из поколения в поколение: чем древнее инструмент, тем выше его ценность.

При пожаре первым делом спасают именно его.

рассвет на реке Амазонка

Где находится исток реки Амазонка и что интересного могут найти туристы в Перуанских Андах

Необычные и завораживающе красивые обитатели бассейна реки Амазонка ТУТ

Поселение бора обычно выстраивается вокруг центрального общинного дома, покрытого пальмовыми ветвями и листьями.

Спят они в гамаках, в отличие от большинства других местных племён.

На лесной тропинке, на окраине поселения, установлены на козлах два бревна, по которым туземцы бьют палками, чтобы известить всех о приближающихся гостях.

Любимым украшением бора являются бусы из позвонков анаконды, крупнейшей из современных змей.

К сожалению, бора уже не говорят на своём родном языке, будучи ассимилированы с бразильской культурой.

Но некоторые учёные полагают, что их языком был древний язык витото (Witoto).

Племя бора делится на несколько кланов, каждый из которых является олицетворением какого-либо животного.

Раскрашиваются лица тоже в зависимости от клановой принадлежности.

Браки между членами одного клана запрещены.

Индейцы племени каяпо

Аборигены штата Пара на Рио-Фреско – индейское племя каяпо.

Проживает племя индейцев в восточной части бассейна реки Амазонки (территория Бразилии), на берегу реки Хенгу.

Численность – около трёх тысяч человек.

В легендах каяпо говорится, что в незапамятные времена ими управляли пришельцы с небес.

И, действительно, в ритуалах этого племени до сих пор используются предметы, по своим очертаниям похожие на скафандры космонавтов и летательные аппараты.

Согласно преданиям, их первый вождь прилетел с вихрем и был полностью закутан в подобие кокона.

Сошедший с неба воин прожил с племенем несколько лет, а потом улетел на небо опять.

И хотя сами каяпо ходят полностью обнажёнными и совсем не понимают, для чего нужна одежда, их древний бог представляется одетым в некий комбинезон с головным убором, напоминающим шлем.мужчина индеец племени каяпо курящий трубкуВ различных ритуалах участвует также и божество, сплетённое из пальмовых листьев, одетое в причудливый «скафандр».

Бог-пришелец научил племя земледелию, ловил рыбу и ходил на охоту вместе с другими, хотя сам никогда не ел обычную пищу, которой питались все.

Он женился на одной из девушек племени каяпо, но и его дети тоже отличались от всех местных.

Они были умнее и сильнее других детей.

Он часто уединялся в своей хижине или уходил в одиночку в горы.

А однажды, когда боявшиеся его соплеменники стали прогонять его из деревни, он с шумом и грохотом, сметая всё на своём пути, исчез в ужасающем пламени и дыме.

Каяпо занимаются собирательством, охотой и рыбалкой.

Собранные травы и коренья используются не только в пищу, но и для колдовства и целительства.

Им известны травы, улучшающие мужскую потенцию.

Умеют шаманы каяпо лечить и женское бесплодие.

Знание целебных свойств трав и растений тропических лесов Амазонки ценится здесь очень высоко.

Племя пираху

Около четырёхсот человек из племени пираху, относящегося к муранской группе народностей Амазонии, проживает на берегу реки Мэйхи.

Подобно другим местным племенам, индейцы пираху занимаются охотой, рыбалкой и собирательством, но никогда не делают больших запасов пищи, беря от природы ровно столько, сколько нужно для пропитания.

Говорят они на языке пирахан, который известен своей ограниченностью, отсутствием местоимений и числительных.

Всё, что больше двух, индейцы племени пираху называют «много». В их языке отсутствуют слова, обозначающие цвета и оттенки.

Нельзя сказать, что народ племени пираху обладает низким интеллектом, но всё же у них нет даже календаря или какой-то чётко определённой концепции времени.группа индейцев племени пираху плывущая по река на лодкеОни считают, что много спать вредно, поэтому уделяют сну совсем немного времени.

У них вообще отсутствует какой-то определённый режим дня.

И хотя они верят в лесных духов, но у них нет каких-либо божеств, обрядов и преданий о сотворении мира.

Сновидения считаются у них продолжением реальной жизни и ко всему, что они видят во сне, относятся как к реально произошедшему событию.

Пираху считают, что каждый человек должен менять своё имя в среднем раз в 6-8 лет в зависимости от изменений в его облике или положении, а также и каких-либо знаменательных событий в его жизни.

Племя синта ларга

Синта ларга – это ещё одно первобытное племя, проживающее на территории современной Бразилии.

Под названием санта ларга, что в переводе означает «широкий пояс», объединено несколько этнических групп общей численностью полторы тысячи человек.

Название племя получило благодаря широким поясам, которые они изготавливают из коры деревьев и носят на поясе.

Но так их назвали бразильцы, однако собственное название группы племен не совсем понятно, так как сами синта ларга утверждают, что они «не дают имён, имена дают другие».

Язык народов синта ларга относится к тупи-гуарани.

Основное занятие этого племени – земледелие, охота и рыболовство.группа индейцев синта ларгаПеред выходом на охоту они проводят сложные ритуалы, смысл которых заключается в том, что охота символически приравнивается к войне.

Подобно индейцам племени пираху, мужчины здесь меняют имя в течение жизни несколько раз, но одно из имён, которое считается особым, хранят в большом секрете, раскрывают его только самым близким.

Раньше они проживали в каучуковых джунглях, но в середине прошлого века были вытеснены оттуда добытчиками каучука, с которыми они периодически вели войны, поэтому стали фактически вести кочевой образ жизни.

Мужчины племени могут иметь несколько жён.

В деревнях есть два-три дома, в которых проживает сразу несколько семей.

Но каждая семья независима друг от друга и может переселиться при желании.

Сама деревня образуется вокруг одного пользующегося уважением человека – zápiway, что означает «владелец дома».

Этот человек и выбирает место постройки общего жилища, все значимые события в племени, включая и свадебные обряды и празднества, происходят под его непосредственным руководством.

Деревня переезжает на новое место, как только поблизости ухудшаются условия для существования: исчезает дичь, земля становится недостаточно плодородной, взаимоотношения с жителями соседних деревень становятся напряжёнными.

руины майя Паленке

К богатству древней культуры индейцев майя можно прикоснуться на древних и загадочных руинах Паленке

Что посмотреть в Мексике ЗДЕСЬ

Какие сувениры из Мексики вы захотите привезти домой из отпуска http://latintour.ru/meksika/mx-info/chto-privezti.html

Племя корубо

Индейцы племени корубо проживают на западе реки Амазонки.

Это одно из последних неизученных амазонских племён, вступивших в контакт с цивилизованным миром.

Это племя отличается особой агрессивностью.

Основное занятие корубо, кроме охоты, – набеги на соседние племена, в которых вместе с мужчинами участвуют и женщины, вооружённые отравленными дубинками и дротиками.

Из-за их жестокости многие считают корубо каннибалами.

Название племени происходит от боевых дубинок (бордунас), которые они и используют в своих многочисленных набегах.

Сами они называют себя дслала.

В отличие от других индейских племён, корубо никогда не раскрашивают свои лица и не делают татуировок.индеец племени корубоВсе мужчины корубо коротко остригают волосы на затылке, оставляя их спереди более длинными.

В здешних местах очень часто рождаются младенцы с волчьей пастью – таких детей корубо сразу же убивают.

Могут убить и подросших детей, если они заболевают заразными болезнями.

Для охоты индейцы корубо используют духовые трубки, предпочитая их другим видам оружия.

В отличие от других индейцев, использующих для охоты традиционные лук и стрелы, или же более современные ружья, патроны для которых весьма проблематично достать в диких джунглях Амазонки.

Скорее всего, из-за дороговизны патронов.

Живут корубо в малоке – традиционных длинных домах, имеющие четыре выхода.

В них могут размещаться почти до сотни человек.

Помещение разделено на несколько комнат загородками из плетённых пальмовых листьев.

В каждой комнате есть приспособления для подвешивания гамаков.

Если у мужчины есть несколько жён, он вешает свой гамак в центре, а его жёны – вокруг него.

Младшие дети спят в своих гамаках ближе к матери, дальше идут старшие дети.

Корубо – одно из последних затерянных и самых диких племен реки Амазонки, обнаруженных цивилизованным миром.И хотя они тоже знают о существовании другого мира, но предпочитают держаться от него подальше.

На сегодня в джунглях Амазонки осталось всего несколько неизвестных первобытных племён, никогда не контактировавших с современным миром.

Все они представляют огромный интерес для учёных.

Изучая их язык и культуру, быт и обычаи, антропологи и эволюционисты имеют возможность проследить этапы человеческого развития.

Правительство Бразилии создало специальную организацию – Национальный индейский фонд, который занимается вопросами охраны таких самобытных племён, ограждая их от пагубного вмешательства цивилизованного мира.

Видео об индейцах Бора

latintour.ru

Первобытные племена и их родственные группы

Теперь мы снова должны вернуться в глубь времен, чтобы разобраться в очень важном и интересном вопросе о типах этнических общностей. Выше уже было сказано, что народы, или этносы, распадаются на этнографические группы и вместе с тем объединяются в более крупные систематические рубрики — группы родственных народов, или этнолингвистические общности. Это, так сказать, «горизонтальная» классификация этнических общностей, но наряду с ней существует и другая их классификация — «вертикальная», обусловленная тем, что народы разных исторических эпох качественно отличаются друг от друга. Советские ученые придают большое значение разработке вопроса о типах этнических общностей разных периодов истории человечества.

Наиболее ясен вопрос об этнических обащостях эпохи первобытнообщинного или доклассового строя. Общности эти, обычно называемые «племенными», складывались, как и все другие этнические общности, на определенной территории среди людей, находившихся между собой в реальных хозяйственных связях, говоривших на одном языке и обладавших определенными культурно-бытовыми особенностями. Однако в отличие от этнических общностей более поздних исторических эпох первоначальный племенные общности основывались на действительных или мнимых кровнородственных связях, т. е. состояли из людей, имевших общее происхождение или во всяком случае считавших себя связанными таким происхождением. Второй характерной особенностью племенных общностей являлось отсутствие внутри них сколько-нибудь значительного социального расслоения, а тем более антогонистических классов. В силу этого культура племенных общностей была единой: этническая и социальная специ­фика культуры у первобытных людей более или менее совпадали между собой.

Мы не случайно говорим здесь о племенных общностях, а не об отдельных племенах. Дело в том, что в эпоху первобытнообщинного строя, по всей вероятности, уже существовали этнические общности различных порядков. На основании сравнительного изучения этнографических и археологических материалов многие советские и зарубежные ученые предполагают, что еще до образования древнейших племен территориальные группы людей, спаянные общей хозяйственной деятельностью, делились на две половины, внутри которых были строго запрещены браки и вообще половые связи между мужчинами и женщинами. Вступать между собой в брачные отношения могли только люди, принадлежавшие к разным половинам первобытного общества. Половины эти получили в этнографической науке название «фратрий» (буквально «братств»), а связанная с ними организация первобытного общества — «дуальной» (двойной) организации. Обычай вступать в брак только с членами чужой половины был назван «экзогамией» (древнегр. «экзос» — внешний и «гамеос» — брак). У наших далеких предков, живших, по выражению В. И. Ленина, «первобытными стадами» и не имевших устойчивой социальной организации, обычай экзогамии, едва ли не самый древний в истории человечества, возник, по-видимому, в процессе постепенного обуздания животных инстинктов. В дальнейшем древнейшие фратрии подразделялись на более мелкие, также экзогамные группы (роды), ведущие свое происхождение от общих, действительных или воображаемых, предков. Род (первоначально, вероятно, материнский) стал ядром первичной со­циально-экономической организации человеческого общества. Племена, состоявшие из фратрий, в свою очередь делившиеся на роды, были, по-видимому, древнейшими этническими общностями людей современного вида, которые сложились либо в результате деления первобытных стад на две экзогамные части, либо (что, по нашему мнению, более вероятно) путем объединения двух самостоятельных коллективов. Однако отдельные племена вряд ли были основными этносами первобытного общества. Более правдоподобно, что в процессе дробления и объединения отдельных родственных, а возможно и неродственных племен очень рано стали складываться более крупные соплеменности — группы племен, живущих на смежных территориях, говорящих на диалектах одного языка и обладающих многими общими особенно­стями культуры. Именно такие соплеменности и пред­ставляли собой основные этносы, или народы, эпохи первобытнообщинного строя.

Изложенные взгляды на происхождение древнейших этносов подтверждаются фактическими материалами, относящимися к народам, в жизни которых до недавнего времени сохранялись многие черты первобытнообщинного строя. Так, например, австралийцы делились на отдельные племена, общее число которых достигало 500. Численность разных племен колебалась от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Большинство этих племен представляло собой, по-видимому, уже племенные объединения — своего рода народы, или этносы, первобытного общества. Именно такими общностями, состоящими из отдельных небольших племен, были, по-видимому, наиболее известные племенные группы австралийцев:

камиларои, курнаи, нарриньерп, аранда, варрамунга, кариера, ньоль-ньоль и др. Границы между этими общностями часто бывали расплывчатыми и неопределенными. Соседние племенные группы мало отличались друг от друга по своим хозяйственным и культурно-бытовым особенностям. Отдельные люди могли переходить из одного племени в другое. У австралийцев не было ни племенных вождей, ни племенных советов, ни каких-либо других форм постоянной племенной организации. Но каждое племя имело свое название, территорию, свои особые обычаи, обряды, предания о происхождении и другие этнические традиции. Отдельные племена большей частью говорили на диалектах одного языка, характерного для целой группы родственных племен, т. е. для первобытного этноса.

Гораздо более сложной была племенная организация у народов, которые ко времени изучения их этнографами стояли на грани перехода к классовому обществу. Ярким примером такой усложненной организации могут служить ирокезы, общественный строй которых, по данным выдающегося американского этнографа Л. Моргана, описан Ф. Энгельсом в его классической работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). В состав ирокезов входило несколько племенных групп: собственно ирокезы, эри, гуроны и др. У каждого племени была собственная территория и собственное имя, особый, свойственный лишь этому племени диалект общего ирокезского языка, а также специфические религиозные представления, мифология и обряды культа. В отличие от австралийских племен у ирокезов существовали племенные советы, куда входили военные вожди и старейшины для мирного времени (главы родов), называемые европейскими авторами «сахемами».

Около 1570 г. ирокезские племена сенека, кайюга, онондага, онеида и могавки образовали союз пяти племен, известный в этнографической литературе под названием «Лиги ирокезов». Позднее к этому союзу присоединилось шестое племя тускарора. Лига эта была построена на основе полного равенства и самостоятельности всех входящих в нее племен. Ее органом был союзный совет, состоявший из 50 сахемов, равных по положению и почету. Заседания совета происходили под открытым небом перед всем собравшимся народом, однако окончательное решение выносили только члены совета. Кроме совета, «Лига ирокезов» имела еще двух высших военных вождей с равными полномочиями и равной властью. Племенные союзы, аналогичные ирокезскому, существовали и у других индейцев Северной Америки, например у криков, живших на юго-востоке США в пределах современного штата Джорджия, или у дакотов, расселенных в области североамериканских степей—прерий; союз семи племен дакота назывался «Семь костров племенных советов»; в научной литературе его именуют обычно «Великой конфедерацией прерий». Сходные формы племенной организации имели место и за пределами Америки; по историческим данным хорошо известны, например, племенные союзы славянских, балтийских, германских, кельтских, индийских и многих других народов.

Таким образом, в эпоху первобытнообщинного или родового строя основными этносами были группы родственных племен или соплеменное. Отдельные племена, входившие в состав этих этносов, хотя и обладали из- вестной языковой и культурной спецификой, тем не менее представляли собой только части или подразделения более крупных народов, своего рода этнографические группы или субэтносы, согласно принятой нами систематической терминологии. Очень важно подчеркнуть, что все члены отдельных племен, или этнографических групп, прекрасно сознавали свою принадлежность к основным этносам. Каждый ирокез, например, считал себя принад­лежащим не только к какому-то определенному племени, но и к ирокезскому народу в целом. В сущности говоря, большинство народов, еще не разделившихся на антагонистические классы, представляло собой именно такие племенные общности. К ним должны быть отнесены очень многие этносы, как, например, средневековые народы, перечисленные в русских летописях. Этот список можно было бы дополнить длинным перечнем древних и современных народов, в том числе племенных общностей восточных славян — вятичей, кривичей, ильменских словен, радимичей, дреговичей, древлян, полян и др. позднее сплотившихся в древнерусский этнос, о котором мы уже упоминали выше. К той же категории этнических общностей принадлежали племенные общности древних и раннесредневековых германцев — свевов, остготов, лангобардов, бургундов, франков, саксов, аллеманов, баваров и др. Такими же соплеменностями были до столкновения с европейцами многие народы Сибири, Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и Океании.

studfiles.net

Самые дикие племена нашего времени

В наш век высоких технологий, разнообразных гаджетов и широкополосного интернета, остались еще люди, которые не видели всего этого. Время для них будто замерло, они не очень идут на контакт с внешним миром, а их уклад так и не изменился за тысячи лет.

В забытых и неосвоенных уголках нашей планеты обитают такие нецивилизованные племена, что просто поражаешься, как время не коснулось их своей осовременивающей рукой. Живя, как и их предки, среди пальм и питаясь охотой и подножным кормом, эти ребята прекрасно себя чувствуют и не спешат в «бетонные джунгли» больших городов.

OfficePlankton решил выделить самые дикие племена современности, которые на самом деле существуют.

1 Сентинельцы

Самые дикие племена нашего времени

Самые дикие племена нашего времени

Облюбовав себе остров Северный Сентинель, между Индией и Таиландом, сентинельцы заняли практически все побережье и встречают стрелами каждого, кто пытается наладить с ними контакт. Занимаясь охотой, собирательством и ловлей рыбы, вступая в родственные браки, племя поддерживает количество примерно в 300 человек.

Попытка контакта с этими людьми закончилась обстрелом группы Нэйшнл Географик, однако уже после того как они оставили на берегу подарки, среди которых особой популярностью пользовались красные ведра. Оставленных свиней они расстреляли издали и закопали, даже не думая, чтобы съесть их, все остальное кучей было выброшено в океан.

Интересный факт состоит в том, что они предугадывают стихийные бедствия и массово прячутся поглубже в джунгли при приближении штормов. Племя выжило и при землетрясении в Индии 2004 году и после многочисленных разрушительных цунами.

2 Масаи

Самые дикие племена нашего времени

Самые дикие племена нашего времени

Эти прирожденные скотоводы самое многочисленное и самое воинственное племя Африки. Живут они только скотоводством, не пренебрегая кражей скота у других, «низших», как они считают, племен, ведь, по их мнению, их верховный бог даровал им всех животных на планете. Именно на их фотографии с оттянутыми мочками ушей и вставленными в нижнюю губу дисками размером с хорошее чайное блюдце вы натыкаетесь в интернете.

Поддерживая хороший боевой дух, считая мужчиной лишь всех тех, кто копьем убил льва, массаи давали отпор и европейским колонизаторам и захватчикам из других племен, владея исконными территориями знаменитой долины Серенгети и вулкана Нгоронгоро. Однако под влиянием 20 века количество людей в племени идет на убыль.

Многоженство, которое раньше считалось почетным, теперь сделалось просто необходимым, так как мужчин становится все меньше. Дети пасут скот практически с 3-х лет, а на женщинах лежит все остальное хозяйство, пока мужчины дремлют с копьем в руке внутри хижины в мирное время или с гортанными звуками бегают в военные походы на соседние племена.

3 Никобарские и Андаманские племена

Самые дикие племена нашего времениАгрессивная компания племен каннибалов живет, как вы уже догадываетесь за счет набегов и поедания друг друга. Первенство среди всех этих дикостей держит племя «корубо». Мужчины пренебрегая охотой и собирательством, очень искусны в изготовлении отравленных дротиков, ловя для этого змей голыми руками, и каменных топоров, шлифуя целыми днями кромку камня до такой степени, что снести им голову становится весьма выполнимым делом.

Постоянно воюя между собой, племена, однако, не делают набеги бесконечно, так как понимают, что запас «человеков» весьма медленно возобновляем. Некоторые племена вообще отводят для этого только особые праздники – праздники богини Смерти. Женщины Никобарских и Андаманских племен также не гнушаются поедать своих детей или стариков в случае неудачных набегов на соседние племена.

4 Пираха

Самые дикие племена нашего времени

Самые дикие племена нашего времени

В бразильских джунглях также проживает довольно малочисленное племя – около двухсот человек. Они примечательным самым примитивным языком на планете и отсутствием хотя бы какой-нибудь системы исчисления. Держа первенство среди самых неразвитых племен, если это конечно можно назвать первенством, у пираха нет мифологии, истории сотворения мира и богов.

Им запрещено говорить о том, чего они не познали на собственном опыте, перенимать слова других людей и вводить в свой язык новые обозначения. Нет также оттенков цветов, обозначений погоды, зверей и растений. Живут они преимущественно в шалашах из веток, отказываясь принимать в дар всевозможные предметы цивилизации. Пираха, однако, довольно часто вызываются проводниками в джунгли, и, несмотря на свою неприспособленность и неразвитость, пока что не были замечены в агрессии.

5 Караваи

Самые дикие племена нашего времениСамое брутальное племя живет в лесах Папуа-Новой Гвинеи, между двух цепей гор, их обнаружили очень поздно, лишь в 90-х годах прошлого века. Существует племя со смешным русско-звучащим названием как будто в каменном веке. Жилища – детские шалашики из прутьев на деревьях, которые мы строили в детстве – защита от колдунов, на земле они их найдут.

Каменные топоры и ножи из костей животных, носы и уши прокалываются зубами убитых хищников. В большом почете у караваев дикие свиньи, которых они не едят, а приручают, особенно отнятых от матери в маленьком возрасте, и используют как ездовых пони. Лишь когда свинья состарится и не может больше возить груз и маленьких обезьяноподобных человечков, коими караваи и являются, свинью могут зарезать и съесть.Все племя поголовно чрезвычайно воинственно и выносливо, культ воина там процветает, племя может неделями сидеть на личинках и червяках, а также несмотря на то что все женщины племени «общие», праздник любви происходит лишь раз в год, в остальное время мужчинам не надлежит приставать к женщинам.

Оцени материал:

Загрузка...

www.officeplankton.com.ua


Смотрите также