Древние обычаи и обряды. Тайны цивилизаций [История Древнего мира]
Древние обычаи и обряды
Одежда, мода. Как узнать, что носили люди сотни тысяч лет назад? Ведь за это время не сохранится не только одежда, но и само тело. В 1964 году на стоянке Сунгирь (около Владимира) был найден скелет человека, похороненного более 20 тысяч лет назад. Редкая находка. По миллиметру кисточкой наша группа расчищала останки человека и обнаружила странные «колечки» на его груди, напоминавшие панцирь. Когда, неосторожно задетое кисточкой, одно из колечек отлетело, оно оказалось бусинкой. Тысячи таких бусинок, каждая из которых была вырезана каменным ножом из бивня мамонта, сплошь покрывали одежду на груди и штаны.
Более трех тысяч мелких бусин окаймляли туловище, на руках и ногах были браслеты из костей мамонта. Выяснилось, что это не панцирь, а украшение одежды, похожей на меховой комбинезон.
Такая одежда иногда изображалась на рисунках и статуэтках. Например, на стоянках Мальта и Буреть у очагов и в жилищах древнекаменного века найдены любопытные фигурки женщин в меховой одежде. У некоторых из них открыто только лицо, а все остальное затянуто в своеобразный комбинезон, сшитый мехом наружу. Он обозначен полукруглыми ямками и насечками, расположенными в определенном ритмическом порядке. От выпуклого лица мех резко отделен глубокими узкими желобками, образующими валик — густую пушистую кайму капора. Широкий и плоский капюшон заостряется кверху.
Очень похожую одежду до сих пор носят арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. 25 тысяч лет назад берега Байкала тоже занимала тундра, и без таких «нарядов» здесь было не выжить. Зимой холодные, пронзительные ветры степей и тундр, простиравшихся от Ледовитого океана до Атлантики, заставляли палеолитических людей, как и современных жителей Арктики, закутываться в одежду из меха. Она не стесняет движений и отлично сохраняет тепло во время снегопада, ветра, бури и метели. Статуэтки рассказывают нам не только о «моде» людей древнекаменного века, но и о тех суровых климатических условиях, в которых им приходилось жить. Ведь тогда ледник покрывал всю Европу, а на том месте, где находится Москва, лежал трехкилометровый слой льда.
Обряды. Около 100 тысяч лет назад, в эпоху, которую археологи называют мустье, люди стали сопровождать похороны умерших особыми обрядами. Опасаясь, чтобы покойник не вернулся, его связывали и, подогнув ноги и руки к груди, клали на бок, словно укладывая спать. В гроте Тешик-Таш (Средняя Азия) вокруг могилы ребенка устроено заграждение из рогов горного козла. Рога, поставленные попарно острием вниз, образуют круг, внутри которого находились остатки скелета. Люди хотели оживить человека в другом мире и посыпали тела умерших охрой — красным минералом, по цвету напоминающим кровь. В могилу клали разные вещи, которыми покойный пользовался при жизни: оружие, магические предметы и т. п.
Так, на стоянке Мальта (около Иркутска) обнаружено погребение ребенка в специально сооруженном каменном ящике. В его могилу положены диадема, браслет, ожерелье из бус с кулоном в виде стилизованной летящей птички, бляха с изображением змеи. Рядом с умершим лежал нож, у ног — копье, проколка и острие из кремня. Видимо, похоронившие младенца надеялись, что он вырастет «в стране предков» и сможет воспользоваться этими предметами. Значит, уже тогда люди верили в загробную жизнь.
В позднем палеолите могилы устраивали не только для людей, в той же Мальте найдены погребения песцов. И сейчас еще кое-где в Сибири хоронят кости убитых животных, чтобы они «воскресли» и снова стали добычей охотников.
Особый обряд погребения умерших, широкое распространение статуэток богинь плодородия, культовые «медальоны» с рисунком женских половых органов, магические изображения птиц и животных — все это свидетельствует о том, что в верхнем палеолите уже сложилась определенная система верований. Правда, она не мешала первобытным охотникам иногда употреблять в пищу своих соседей. На стоянке Афонтова гора (Сибирь) вместе с остатками съеденных животных найдены и скелеты двух человек — взрослого и ребенка.
Обряды древних людей в какой-то мере можно представить себе по обрядам тех племен, которые и сейчас живут в условиях каменного века. Семья не имеет своего хозяйства, оно является общеродовым. Муж и жена равны, брак легко расторжим. Например, чтобы развести супругов в Индокитае, было достаточно сломать при свидетелях две палочки, которыми едят рис. В Таиланде муж может продать любую из жен, за исключением первой, — с ней надо разводиться. У эскимосов на Аляске мужчина, желающий развестись, уходит из дома и отсутствует несколько дней. Жена должна понять этот «намек» и исчезнуть.
У некоторых народов Центральной Африки и Азии существовал обычай: если жена просила разрешения выйти, а муж при этом не говорил: «Возвращайся поскорее!» — брак считался расторгнутым и жене уже не следовало появляться дома.
Что касается детей, то особенно много внимания уделялось воспитанию у них выдержки И послушания старшим. Как уже отмечалось, каждый подросток должен был пройти строгий экзамен — инициацию.
Инициация. Вот что рассказывает о ней австралийский абориген Робертс: «Мне тогда, наверное, было лет девять. Мой зять, Марди, подкрался сзади, закрыл мне глаза руками и произнес:
— Твое время настало. Отец твой, Барнабас, сказал старейшинам, что его сын готов стать мужчиной.
Я думаю, что любой девятилетний белый мальчик почувствовал бы себя польщенным, услышав об этом. Иное дело маленький абориген, живущий по законам племени: он знает, что ему придется переносить боль, изоляцию, жестокость, дать обет монашеского самоотречения и долгое время молчать. Это значит, что мне камнем произведут обрезание, запретят два года разговаривать с определенными родственниками и есть одни виды пищи всю жизнь, а другие — периодически, предложат спать вместе с группой женщин-свойственниц, не досаждая им расспросами и не касаясь их.
— Бедный я, бедный!
Итак, мой зять закрыл мне глаза. Тут же меня окружили старейшины. Они стучали бумерангами и пели церемониальные песни, а мои свойственники тем временем вывели мне красной охрой узоры на лбу, щеках и теле. Это означало, что теперь я мальчик, которому предстоит стать мужчиной.
Затем меня отвели к свойственницам. Только теперь я узнал, какие унизительные испытания мне предстоят…
— Теперь пойдем спать, — говорила свойственница и указывала мне на место рядом с ней под одеялом. Но я не должен был ее касаться. Она, почти не умолкая, разговаривала со своими сестрами, речь часто шла обо мне. Но я не произносил ни слова… Так повелел закон племени.
Я получил первые навыки самообладания. Тело мое и разум привыкали к дисциплине. Теперь я всегда смогу держать себя под контролем.
Как только я перешел к свойственницам, мой отец, мать, братья и все близкие родственники отстранились от меня, хотя на мне не лежало табу. Это был просто один из способов приучить меня к сдержанности. Я стеснялся, потихоньку плакал, но молчал и даже не делал попытки убежать».
Дальше мальчика ждали еще более суровые испытания: пытки, чтобы научить переносить боль, тренировки в умении подчиняться старшим, проверки на владение мастерством охотника, освоение законов племени и многое другое.
Робертс рассказывает: по ночам шли представления и танцы, во время которых «танцоры засыпали меня наставлениями и заклинаниями. Эту словесную атаку возглавили мои дяди и двоюродные братья:
— Не гоняйся за женщинами!
— Не бросай копий в собак!
— Слушайся старших!
— Если тебе велят пробежать милю — пробеги!
— Не спорь!
— Не возражай!
— Не дерись с товарищами, с сестрами и братьями!
— Избегай двоюродных сестер!
— Не теряй самообладания!
Пока меня наставляли таким образом, хор и танцоры напоминали о заливах и реках, сотворенных Змеей-радугой. Мы считаем властительницей жизни Змею. Ее символ — радуга. Она «прокладывает дорогу», превращая юных девушек в женщин, открывает путь в их чрево, чтобы туда могли проникнуть дети-духи и возродиться от их плоти».
Робертсу предстояло выдержать суровый экзамен, доказать всем, что он умеет метко стрелять из лука, добывать любую дичь, выслеживать врага, быть выносливым и терпеливым, слушаться старших и многое другое.
Инициация продолжалась два года, и Робертс запомнил ее на всю жизнь. Ученые рассказывают об инициации в другом племени, живущем в пустыне: «Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, ласками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззаботная жизнь мальчика неожиданно обрывается. Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра — внезапно набрасываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания, примерно в течение года, к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в некотором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом».
Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чертой стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Цель длительного обряда инициации — познакомить молодого австралийца с законами рода и племени и поведать ему о предках, роде, человеке и мире, приучить к повиновению старшим. При этом используется все, что может воспитать юношу: голод и боль для укрепления силы духа, создание атмосферы непостижимой загадочности. Юноша, лежащий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на зрелище, вызывающее экстаз. Удивительные впечатления остаются в памяти на всю жизнь.
Далеко не все юноши в состоянии вынести лишения и пытки, которым их подвергают во время инициации, самые слабые гибнут. Женщинам и детям строжайше запрещено даже приближаться к лагерю посвящаемых, чтобы они не могли видеть тех, кто проходит испытания, слышать их стоны и вопли. Чрезвычайная жестокость обрядов отсеивала немощных телом и, главное, духом и воспитывала в юношах мужество, стойкость, скромность.
В каждом первобытном племени имелись почитаемые люди, но везде они добивались уважения благодаря не родственным связям, а исключительно личным заслугам — выносливости, мастерству в изготовлении орудий, успехам на охоте и т. п. Заслуги перед родом совсем не означают, что человеку давали особенно много пищи или предоставляли лучшее жилище. Напротив, у него было больше обязанностей, чем у других членов общества.
Писаных законов на протяжении свыше 2,5 миллиона лет не было. Однако все хорошо знали, что можно делать и что нельзя. И понимали, что их ждет за отступление от законов племени, особенно за нарушение табу.
Табу — это строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны общественной деятельности, быта и личной жизни людей. Табу оберегает важных лиц — вождей, старейшин, шаманов, священников и слабых — детей и женщин от опасности, связанной, например, с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. Под его охраной также роды, посвящение во взрослые, сексуальная жизнь, личная и общественная собственность и т. п. Люди верили, что если они нарушат табу, то умрут.
Вот отрывок из воспоминаний аборигена Робертса:
«Я видел, как у моих сородичей, объятых ужасом, закатывались глаза и на губах выступала пена. Я видел, как они бежали в неистовстве, теряя дар речи. И все потому, что каждое непонятное им явление они немедленно объясняли колдовством.
Я был свидетелем того, как здоровый мужчина за несколько дней терял силы и рассудок и умирал от потрясения, узнав, что колдун нацелил на него кость или «отпел» его. Он верил, что кость вошла в его тело».
Для аборигена не существует неразрешимых проблем. Если он не в силах объяснить то или иное событие, особенно из ряда вон выходящее, то ему на помощь приходит вера в сверхъестественное. Он думает: «Здесь что-то есть!»
Аборигены считают, что им все дали тотемы, «сновидения». Иногда тотемов бывает несколько. Робертс рассказывает: «Я принадлежу к тотему кенгуру. Поэтому я верю, что кенгуру дал мне язык, место, где собирается вода, пищу, холмы и долины и многое другое. Мне запрещено есть определенные части кенгуру, например передние и задние ноги. Абориген, принадлежащий к тотему змеи, вообще не употребляет ее в пищу, ибо все части тела змеи так схожи между собой, что он может допустить ошибку.
Однажды я, по сути дела, заслужил лавры мастера охоты, выследив и убив динго — дикую собаку, самое пугливое и хитрое животное леса, но по иронии судьбы никому не мог рассказать об этом подвиге.
Не многим из моих сородичей удавалось убить собаку динго или хотя бы приблизиться к ней на расстояние броска копья. Меня обуревало желание поддеть ее труп и положить его к ногам моего воспитателя Улаганга. Но динго — мое второе «сновидение», мой второй тотем.
Если станет известно, что я убил динго, мне придется возместить ущерб моим двоюродным сестрам и братьям. Таков закон. Что бы они ни потребовали из моего имущества — копья, бумеранги, утварь, одеяла, одежду, — я должен им безропотно отдать за мое второе «сновидение», даже если останусь нищим. Этим законом иногда пользуются, чтобы расквитаться с человеком, который по оплошности оказался неучтивым или обидел соплеменника. Если, например, мне очень хочется курить, а мой друг вытаскивает из полной пачки сигарету и закуривает, не предлагая мне, я могу убить одно из его «сновидений» — может быть, гуану, змею или летающую лисицу — и принести в лагерь. «Пачку сигарет! — потребую я. — Всю целиком! Десять фунтов, что ты выиграл вчера в карты! Твой перочинный нож! Рубашку с тела!»
И он должен выполнить все мои требования, чтобы выкупить свое «сновидение». Ведь я могу потребовать все, что угодно».
Писатель Герман Мелвилл, проживший в 1842 году несколько месяцев среди людоедов племени тайпи на Маркизовых островах, рассказывает: «Нередко, гуляя по рощам, я замечал на каком-нибудь хлебном дереве или на кокосовой пальме особый венок из листьев, обхватывающий ствол. Это был знак табу. Само дерево, его плоды и даже тень, им отбрасываемая, объявляются неприкосновенными. Хитрые необъяснимые запреты — одно из примечательных черт табу. Перечислить их все было бы просто немыслимо. Черные кабаны, младенцы до определенного возраста, женщины в интересном положении, молодые люди во время татуировки их лица, а также некоторые участки долины, пока идет дождь, равно ограждены запретительной силой табу.
Один из подвыпивших капитанов в ответ на предостережения товарищей ответил: «Пошли вы со своим табу!» — и стал стрелять в священных птиц, рвать плоды запретного дерева и т. п. Индейцы с ужасом ждали, когда небо поразит осквернителя смертью, но этого не случилось. Но когда уставший от буйствования капитан попытался напиться в ручье, путь ему был прегражден, не пустили его и под навес, где он намеревался укрыться от солнца».
Бывали случаи, когда чужеземцев, нарушивших табу, просто убивали. Зигмунд Фрейд приводит такой пример. Однажды племенной вождь, обитатель Новой Зеландии, бросил в пути остатки своего обеда. Какой-то голодный парень тут же подобрал их и съел. Увидевший это человек с ужасом сказал ему, что он проглотил табуированный обед вождя. После этих слов здоровый и сильный юноша упал и в мучительных судорогах к вечеру следующего дня умер. Другой пример. Вождь потерял зажигалку, соплеменники нашли и воспользовались ею. Но когда узнали, что на зажигалку было наложено табу, умерли от ужаса. Или: женщина собирала плоды в запрещенном месте. Когда она узнала об этом, то через сутки скончалась.
Жизнь первобытного человека полна страхов. «Я уже десять лет живу среди белых людей, как белый, но я до сих пор не победил в себе врожденного страха и впитанного с молоком матери убеждения, что некоторые старые аборигены наделены сверхъестественной силой», — говорит в своей книге Робертс.
В государствах сформированы специальные органы, призванные сурово наказывать за нарушение законов, но, несмотря на это, никто не соблюдает их так строго, как соблюдали правила табу наши далекие предки.
Итак, к концу древнекаменного века человек создал не только орудия, но и жилища, в подобных которым живет и сейчас в суровых условиях Заполярья. Он научился добывать огонь, готовить на нем пищу, изобрел живопись, скульптуру, придумал свои обряды и неписаные законы (табу), которые позволяли ему сохранять организованность и дисциплину в племени. Все это помогало человеку жить в любых условиях и создать цивилизацию.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Обычаи первобытных людей, сохранившиеся в современном мире
Эпиграф: некоторые обычаи первобытных людей сохранились до сих пор. Хорошо, что не в России!
В статьях «Страх и живопись дикарей» и «Пещерная живопись против голода» мы оценивали магическое значение рисунков, их исключительную важность. Сегодня путешествуем по истории первобытных обычаев, доживших до наших дней.
В каменных пещерах дикари жили без евроремонта. «Кодовые замки и домофон на входную дверь» не ставили. Но и в таких тяжелых условиях возникали первые нормы этикета джентльменов.
Первый пример. Племя иногда уходило на выделку шкур, на сбор ягод, на охоту и т.п. Пещеру не запирали и не охраняли, так как «ценные вещи прятали в сейфе». За время отсутствия людей, в жилище случайно могло заползти дикое животное. Вернувшись, племя не рисковало мужчинами.
Каждый из них воин-защитник, охотник, носитель тяжестей, руководитель. Мужиков нужно беречь.
Подойдя к пещере, надо было проверить, есть там дикий зверь или нет. И вперед пропускали женщину. Если она осталась жива – то хорошо! Но если какая-нибудь пантера разрывала женщину на части, то сородичи долго хранили память о замечательной подруге. Своим телом и внутренностями она спасала остальных людей. О ней даже могли сложить первобытный «рэп» из двух аккордов.
Отсюда возник обычай пропускать даму вперед.
Второй пример. Великая сила любви толкала мужчин на многие подвиги. В одном из уголков Африки до сих пор сохранился древний обычай особого признания красоты. В тех племенах, если мужчина любит женщину, то должен выбить ей зубы. Вывод простой: если красавица, то половины зубов не хватает. Если все зубы целы, значит, никому не нужна такая «страшилка».
Представьте, улыбается девушка ровными рядами, а её начинают высмеивать, унижать. Чтобы избежать подобных инцидентов, мнимые «дурнушки» нашли выход.
Отойдет «горемычная» в сторонку, найдет камень побольше, присядет. Сосредоточится перед ответственным шагом, ведь красота требует жертв даже в Африке! Девушка открывала рот и с размаху била зубами о камень! Чтобы увидеть результат, приходилось бить несколько раз. Потом кусочки зубов с камня собирала в ладошку, и вытирала слезы. Вот и пришла к ней красота! Теперь она может ходить с гордо поднятой головой и широкой дырявой улыбкой. Налетай на «симпотяшку»!
Таков первобытный вариант пословицы: «Бьет – значит любит». Насколько уродливы для пещерных людей были бы улыбающиеся голливудские кинозвезды.
Дорогие девушки! Влюбляясь в парня, сначала узнайте, известен ли ему обычай про зубы. Берегите друг друга.
Путешествие по истории первобытной жизни будет продолжено. После каждой статьи есть вопрос, на который легко ответить. Удачи!
www.zapolni-probel.ru
Регулирование в первобытном обществе - Юридическая Консультация
Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания.
Экономика в первобытно – общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером, а с развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных.
Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание.
На ранних стадиях первобытно – общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
Миф, эпос, сказание, предание;
Миф, эпос, сказание, предание – художественно – образная или предметно – фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости.
Обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение;
В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание.
Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами.
Ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
Религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами;
Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.
Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый.
Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.
Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.
Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.
Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации.
Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица.
Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.
Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.
Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
Предпосылки и причины происхождения государства и права