Первобытные нормы и обычаи. 3. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.2 Социальные нормы поведения в первобытном обществе. Первобытные нормы и обычаи


2.2 Социальные нормы поведения в первобытном обществе. Власть и нормы поведения первобытного общества

Похожие главы из других работ:

Великое Княжество Литовское

1. Общегосударственные привилеи. Сравнить нормы привилеев Казимира 1447 г. И Александра 1492 г., которые ограничивали власть великого князя.

Общегосударственные привилеи обычно выдавались при вступлении нового князя на престол или после каких-либо важных событий в жизни государства. Они действовали на всей территории ВКЛ (разумеется...

Викторианство как социокультурный феномен

2. Унификация стандартов публичного поведения

Если в предыдущем параграфе затрагивалась в основном область идеологии и ценностей, то целью данного параграфа является рассмотрение реализации этих ценностей на практике...

Власть и нормы поведения первобытного общества

Глава 1. Основные особенности власти и социальной организации в первобытном обществе

...

Власть и нормы поведения первобытного общества

Глава 2. Власть и нормы поведения первобытного общества

...

Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

§1. Власть и социальная организация в первобытном обществе

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития?...

Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

3. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда...

Внешняя и внутренняя политика Н.С. Хрущева

4.3 Социальные преобразования

В эти же годы поднялся уровень жизни советских граждан, при чем в городах он по-прежнему был выше, чем в сельской местности. Повысилась зарплата (в среднем на 35%), возросли общественные фонды потребления...

Возникновение текстильной техники в первобытном общинном строе

1. Возникновение текстильной техники в первобытном общинном строе

...

Древнерусское государство

Социальные факторы

В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни, знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла...

Монголо-татарское нашествие во второй половине XIII века: причины, ход и последствия

3.1 Социальные последствия

Монголо-татарское нашествие сопровождалось массовым разорением городов, убийствами людей, огромным количеством пленных. Население было вынуждено бежать в леса для спасения от кочевников, тем самым оставляя в запустение целые области...

Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА

...

Оценка деятельности Ленина

2. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения

В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом...

Политические и социально-экономические взгляды Ж.Ж. Руссо по работе "Общественный договор"

2.3 Об обществе

Народ подобно человеку переживает разные этапы и у него есть пора зрелости, когда он в силах подчиняться законам. Но если ввести законы преждевременно, то можно все испортить. Поэтому Руссо предлагает общество...

Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона

1.3 Социальные отношения

Как и в прежние времена, египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс - собственники рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств; класс мелких производителей - земледельцев и ремесленников...

Реформы Петра I и их влияние на общественную жизнь

Социальные преобразования

Реформы Петра оказали глубокое влияние на социальную жизнь российского общества. В их результате сложилась абсолютно новая структура российского общества, стал более очевиден его сословный характер...

hist.bobrodobro.ru

3. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе. Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

Похожие главы из других работ:

Белое движение в годы гражданской войны, его идеи и лидеры

1. Общая характеристика белого движения

...

Великая Хартия Вольностей

1. Источники и общая характеристика документа

С начала XIIIв. в обстановке усиления произвола королевской власти и ущемления оставшихся у баронов привилегий, происходит постепенное оформление баронской коалиции, возрастает напряжённость в её отношениях с королём...

Венский конгресс и создание "Священного союза"

§2. Общая характеристика наполеоновских войн

Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению и анализу военных кампаний Наполеона Бонапарта, следует определить: события какого периода будут рассматривать в рамках настоящей работы. Итак...

Власть и нормы поведения первобытного общества

Глава 1. Основные особенности власти и социальной организации в первобытном обществе

...

Власть и нормы поведения первобытного общества

2.2 Социальные нормы поведения в первобытном обществе

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда...

Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

§1. Власть и социальная организация в первобытном обществе

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития?...

Древнегреческие полисы: Афины и Спарта

Общая характеристика

Исторически первым и сильнейшим в военном отношении древнегреческим полисом являлась Спарта. «…В истории античной Греции Спарта, несмотря на всю свою консервативность...

История и известные люди города Люберцы

1. Общая характеристика и история г. Люберцы

Люмберцы -- город (с 1925 года) в России, административный центр Люберецкого района Московской области; единственный населённый пункт городского поселения Люберцы. Железнодорожный узел в 19 км к юго-востоку от Казанского вокзала...

Политическая борьба за различные альтернативы развития России в первые десятилетия ХХ века

1. Кризис самодержавия и обострение политических, экономических и социальных противоречий в российском обществе

Экономическое развитие России в начале ХХ века В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XX в.) окончательно сложилась система российского капитализма...

Престолонаследие в России

1. Общая характеристика престолонаследия

...

Разрушение российской государственности в период Смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

...

Раннее Средневековье в Западной Европе

Общая характеристика

В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима...

Смутное время и его влияние на историю России

1. Общая характеристика эпохи

Смутное время- период очень глубокого кризиса в истории России, который охватил всю страну, все слои населения и все сферы жизни русского общества- духовную, политическую, экономическую. Также это был кризис династический...

Социально-экономическая политика Наполеона Бонапарта

1.1 Общая характеристика экономики Наполеона

В интересах крупной буржуазии и крестьян-собственников были приняты законы, гарантировавшие новым владельцам обладание приобретенным в годы революции имуществом. Бонапарт достиг соглашения с католической церковью...

Феномен самозванства и российские самозванцы

1. Общая характеристика самозванства

...

hist.bobrodobro.ru

Социальные нормы первобытного общества. — КиберПедия

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи– правила поведения, сложившиеся в силу многократного длительного применения, соблюдения, вошедшие в привычку, ставшей традицией.

Особенностью обычаев является то, что их никто не придумы­вает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, ко­торому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и пере­давались из поколения в поколение.

Обычаи поддерживались авторитетом старших (старейшин). С помощью обычаев регулировалось: производство и обмен; брачные и семейные отношения; решение общих проблем; отношения с другими родами и племенами; закреплялась общая собственность на землю, орудия труда; регулировали порядок распределения общего продукта.

Признаки первобытных обычаев:

ü Они исходили от рода и выражали его волю и интересы.

ü Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом.

ü Не было различия между правами и обязанностями.

Таким образом власть и нормы поведения соответствовали уровню эк., соц., культ., дух. развития человека.

Особое значение в условиях первобытного общества имела сис­тема табу.

Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо пред­мет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неми­нуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов.

С помощью табу защищались все отношения в роде, регулировались важные стороны жизни человека (например, запрещение кровосмешения, убийства, воровства и т.д.).

Нормы первобытной морали — правила поведения, регулиро­вавшие отношения между людьми на основе первобытных пред­ставлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а имен­но на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие от­ношения между людьми на основе их религиозных представле­ний.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественно­го, фантастического, божественного. Люди сами себе «придума­ли» божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религи­озных культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жер­твоприношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.

Агрокалендари— система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их резуль­татов.

Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались, прежде всего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйст­венных операций. Для того чтобы получить приличный урожай надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.

В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них переплетались мистификация сил природы в виде могущественных духов и культа духа предков, от которых проистекали обычаи рода.

Мифология— совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших пред­ставления людей о мире, природе и человеческом бытии.

В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведе­ния о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно - брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.

Правила поведения в первобытном обществе носили характер монорм («моно» – один), они одновременно выступали и как обычаи и как религиозные, и как моральные нормы. Дробления на различные виды социальных норм первобытное общество не знало.

Примечание:

Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядо­вые, санитарные и другие основания. Так, у многих народов Малой и Средней Азии, Африки существовал запрет есть свинину, вызванный, по-видимому, тем, что свиньи на юге заражены опас­ными паразитами. Этот запрет из далекого прошлого вошел в му­сульманскую религию и стал религиозным запретом. Его нару­шителю грозило не только осуждение сограждан, церковная эпитимия, но и весьма суровое наказание вплоть до смертной казни. Здесь имела место санитарная причина.

Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социаль­ных норм детерминировали антиалкогольные причины. Так, в от­дельных религиозных течениях (адвентисты седьмого дня) суще­ствует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим обра­зом. Организм зайца устроен таким образом, что в процессе пере­варивания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя. А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещено есть и зайчатину.

А вот причина возникновения другой, весьма распространен­ной в древние времена, социальной нормы. Поскольку люди ра­ботали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все стороны жизни рода или племени. В столкновении с другими родами, в защите человека рода от по­сягательства извне члены сообщества проявляли полную солидар­ность. Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех без исключения народов стремление мстить за вред, нанесенный роду или отдельному его члену. Если, например, убит был член рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце иди другому члену рода. Древние скандинавы давали клятву: «Годы превратят скорлупу устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не перестанет пылать в моем сердце». При этом ни у кого не воз­никло вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокая месть всячески поощрялась.

cyberpedia.su

Социальные нормы первобытного общества.

Поиск Лекций

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари и мифология.

Обычаи– правила поведения, сложившиеся в силу многократного длительного применения, соблюдения, вошедшие в привычку, ставшей традицией.

Особенностью обычаев является то, что их никто не придумы­вает, не устанавливает, не навязывает обществу. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения, ко­торому бессознательно следовали все члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Затем обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и пере­давались из поколения в поколение.

Обычаи поддерживались авторитетом старших (старейшин). С помощью обычаев регулировалось: производство и обмен; брачные и семейные отношения; решение общих проблем; отношения с другими родами и племенами; закреплялась общая собственность на землю, орудия труда; регулировали порядок распределения общего продукта.

Признаки первобытных обычаев:

ü Они исходили от рода и выражали его волю и интересы.

ü Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом.

ü Не было различия между правами и обязанностями.

Таким образом власть и нормы поведения соответствовали уровню эк., соц., культ., дух. развития человека.

Особое значение в условиях первобытного общества имела сис­тема табу.

Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо пред­мет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неми­нуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов.

С помощью табу защищались все отношения в роде, регулировались важные стороны жизни человека (например, запрещение кровосмешения, убийства, воровства и т.д.).

Нормы первобытной морали — правила поведения, регулиро­вавшие отношения между людьми на основе первобытных пред­ставлений о добре и зле.

Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а имен­но на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие от­ношения между людьми на основе их религиозных представле­ний.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественно­го, фантастического, божественного. Люди сами себе «придума­ли» божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религи­озных культов, т.е. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жер­твоприношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.

Агрокалендари— система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их резуль­татов.

Складывались они на основе многолетних наблюдений и касались, прежде всего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйст­венных операций. Для того чтобы получить приличный урожай надо знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.

В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них переплетались мистификация сил природы в виде могущественных духов и культа духа предков, от которых проистекали обычаи рода.

Мифология— совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших пред­ставления людей о мире, природе и человеческом бытии.

В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведе­ния о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно - брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.

Правила поведения в первобытном обществе носили характер монорм («моно» – один), они одновременно выступали и как обычаи и как религиозные, и как моральные нормы. Дробления на различные виды социальных норм первобытное общество не знало.

Примечание:

Существовали социальные нормы, в генезисе которых лежали биологические, природные, хозяйственные, религиозно-обрядо­вые, санитарные и другие основания. Так, у многих народов Малой и Средней Азии, Африки существовал запрет есть свинину, вызванный, по-видимому, тем, что свиньи на юге заражены опас­ными паразитами. Этот запрет из далекого прошлого вошел в му­сульманскую религию и стал религиозным запретом. Его нару­шителю грозило не только осуждение сограждан, церковная эпитимия, но и весьма суровое наказание вплоть до смертной казни. Здесь имела место санитарная причина.

Любопытно, что в отдельных случаях возникновение социаль­ных норм детерминировали антиалкогольные причины. Так, в от­дельных религиозных течениях (адвентисты седьмого дня) суще­ствует запрет есть зайчатину. Объясняется это следующим обра­зом. Организм зайца устроен таким образом, что в процессе пере­варивания пищи в нем выделяется большое количество алкоголя. А поскольку алкоголь употреблять запрещено, запрещено есть и зайчатину.

А вот причина возникновения другой, весьма распространен­ной в древние времена, социальной нормы. Поскольку люди ра­ботали сообща, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все стороны жизни рода или племени. В столкновении с другими родами, в защите человека рода от по­сягательства извне члены сообщества проявляли полную солидар­ность. Из этого естественного чувства самозащиты вытекало у всех без исключения народов стремление мстить за вред, нанесенный роду или отдельному его члену. Если, например, убит был член рода, его сородичи обязаны были отомстить убийце иди другому члену рода. Древние скандинавы давали клятву: «Годы превратят скорлупу устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не перестанет пылать в моем сердце». При этом ни у кого не воз­никло вопроса, какой природы эта обязанность: нравственная, моральная или религиозная. Отступнику грозило всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокая месть всячески поощрялась.

poisk-ru.ru

Социальные нормы первобытного строя

Количество просмотров публикации Социальные нормы первобытного строя - 237

Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной историко-правовой и теоретико-правовой науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали правовые, моральные, религиозные элементы, ещё не дифференцированные в первичном, нерасчлененном общественном сознании, поэтому их и определили как мононормы. Они появляются в виде пищевых и сексуальных запретов в первобытном человеческом стаде.

Для мононорматики характерен коллективизм в содержании и сфере приложения. Все предписания и запреты адресовались не отдельным лицам, а целым социальным группам˸ возрастным классам, мужчинам и женщинам, соплеменникам и чужеплеменникам. При этом критерием моральности поведения являлись отношения родства, а формой регулирования этих отношений – обычай.

Антропологические данные свидетельствуют о том, что мифология большинства народов содержит обоснование определенных правил, регламентирующих человеческие взаимоотношения˸ обычаи, законы, обряды установлены предками или героями, позже другими богами, поэтому священны, а за их нарушение последует кара от этих духов, богов.

Другой формой осознания норм было традиционное правило морали, апеллирующее к заветам предков, выраженное в формулах˸ ʼʼтак поступали родители (старшие) и им было хорошо (они поступали правильно), значит так поступать хорошо (правильно)ʼʼ, ʼʼтак все делают; так принятоʼʼ, или ʼʼтак никто не делает; так не принятоʼʼ. Обе формы осознания морали чаще всего действовали вместе˸ обычаи выполняли и потому, что так все делают, и потому, что их установили сакральные силы.

Важной формой выражения правил поведения выступали запреты – табу. Логическое обоснование табу отсутствовало. Два основных табу того времени касались запрета на вступление в половую связь с близкими родственниками и на убийство членов рода. В качестве ответственности применялось изгнание из рода, по существу означавшее смерть, т.к. человек не мог существовать вне рода.

Трансляция норм поведения внушение повиновения обычаям и моральным предписаниям, особенно в сфере половой жизни и в отношении к старейшим проводилась старшими членами общин (советом старейшин) в процессе социализации. При посвящениях – инициациях, где юноши и девушки становились полноправными членами общины, проверялось знание священных преданий и верований. Неофитам объясняли, что в случае нарушения этих норм они будут наказаны божествами, духами, установившими эти правила.

Совершенные преступления рассматривались и разбирались коллективом сообща (на общем собрании взрослых членов рода). В зависимости от значимости нарушений нормы, с помощью магических испытаний (огнем, водой и т.п.) назначалось наказание, осуществление которого производилось либо заинтересованной стороной, либо назначенными лицами, либо ближайшими родственниками виновного или пострадавшего. Санкции были разнообразны – смерть, изгнание, физическое наказание, увещевание и т.д.

referatwork.ru


Смотрите также