Какие краски использовали древние люди. Первобытные краски
Какие краски использовали древние люди
Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.
Возникновение первобытного искусства
Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.
Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.
В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:
Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э. ). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.
Второй период (до Х тыс. лет до н. э. ) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.
В третьем периоде (с Х тыс. до н. э. ) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок
Первые краски.
Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:
Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.
Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.
Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.
Краски из минералов, растений и животных.
Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.
Со временем люди научились добывать и делать много различных красок. Особенно ценился пурпурный багряный цвет. В Древнем Риме одежду пурпурного, багряного цветов носил только император. Эта краска была очень дорогой, её добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море. Чтобы получить 1 грамм такой краски надо было обработать10 тысяч раковин. Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин».
Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.
Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.
Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.
Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.
При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.
Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.
Заключение.
Результаты наблюдений.
Мной был проведёно наблюдение.
Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.
К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.
Результаты эксперимента.
Я сама провела эксперимент и попробовала сначала древесным углём нарисовать рисунок, а потом раскрасить его соком свеклы и моркови. К своим новым краскам я добавила отвар растения тысячелистника. У меня получился цветной рисунок «Цветы».
Выводы.
Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:
1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.
2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.
3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира
4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.
5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.
Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.
www.hintfox.com
История красок от возникновения до наших дней, их появление и развитие
В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.
Возникновение красок
Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.
Первобытные времена
Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.
Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.
В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.
Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.
Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.
Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.
Появление красок
Древний Египет
Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.
Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.
Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.
Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.
Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.
Древний Китай
Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.
Средние века
Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.
Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.
Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.
Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.
Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.
Новые открытия
Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.
Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.
Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.
Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.
Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.
Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.
Массовое производство
Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.
На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.
С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.
Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.
Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.
Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.
lkmprom.ru
Когда появились краски
История появления красок уходит корнями в далёкре прошлое.
Предполагают, что первобытные люди добывали первые краски около 25 000 лет тому назад. Они были охотниками и жителями пещер и, очевидно, под влиянием вдохновения на каменных стенах своих пещер делали наброски животных, на которых охотились, и раскрашивали их. Создавая эти образы, люди, вероятно, думали, что их власть над добычей возрастет.
Химический анализ пещерных рисунков, обнаруженных в Аль-тамире (Испания) и Ласкауксе (Франция), показывает, что основными пигментами, которые использовали художники времен палеолита, были оксиды железа и марганца.
Они обеспечивали получение трех основных цветов, найденных в большинстве пещерных картин, а именно: черного, красного и желтого, наряду с промежуточными оттенками. Возможно, использовались также уголь после сжигания древесины, желтый карбонат железа и мел.
Странно, что в Ласкауксе, где естественная окраска камня использовалась как бледный фон, нет и следов применения белого пигмента, который в наше время является наиболее широко используемым. Однако белые пигменты встречаются в некоторых доисторических картинах в Африке.
Эти земляные пигменты измельчали в тонкий порошок пестиком в ступке.
Считают, что в качестве ступок использовали природные камни с углублениями, а кости служили пестиками, о чем свидетельствовали находки таких предметов, окрашенных пигментами. Порошкообразные пигменты, по-видимому, смешивали с водой, костным мозгом, животными жирами, яичным белком или с растительными сахарами и получали краски.
Их наносили «тыканием» пальца или с помощью примитивных тампонов или кистей из волос, меха животных или мха. Пещерные рисунки сохранились потому, что они располагались глубоко внутри пещер, входы в которые впоследствии оказались плотно закрыты. Эти краски обладают очень плохой долговечностью, а связующие служили просто для того, чтобы приклеить пигменты к стенам пещер.
В период, приблизительно, между 3000 и 600 гг. до н. э. египтяне значительно развили искусство приготовления красок.
Они разработали более широкую цветовую гамму пигментов, которые включали синие цвета, лазурит (смешанные кристаллы силиката натрия и сульфида натрия) и азурит (химически аналогичный малахиту). В этот период начали применять красную и желтую охры (оксид железа), желтый трисульфид мышьяка, зеленый малахит (основной карбонат меди), сажу и белый пигментный гипс (сульфат кальция).
Первый синтетическим пигмент, известный сегодня как Египетский голубой, был получен почти 5000 лет назад. Его приготовили путем прокаливания извести, карбоната натрия, малахита и кремнезема при температуре свыше 830 °С.
Египтянам же принадлежит разработка первых красочных лаков. Их готовили путем осаждения растворимых органических красителей на неорганическую (минеральную) основу и «фиксирования» их химическим путем с образованием нерастворимого соединения.
Вначале для этих целей был использован красный краситель, полученный из корней растения Марены (красильной). В настоящее время из-за низкой светостойкости он нигде больше не используется за исключением художественных красок («розовый крапп»).
Однако и сегодня красочные лаки по-прежнему представляют важную группу пигментов. Древние египтяне начали использовать свинцовый сурик в защитных красках для древесины, однако более широкое применение он получил у римлян. В качестве пленкообразователей почти исключительно использовали природные смолы, расплавы восков, поскольку необходимые растворители были неизвестны. Льняные и другие высыхающие масла были известны, однако нет никаких доказательств, подтверждающих их применение в красках.
expert-sib.ru
краска первобытных людей, 4 буквы, сканворд
краска первобытных людей
Альтернативные описания
• минеральная желтая или красная краска
• минеральная краска цвета детской неожиданности
• природный желтый пигмент, основные компоненты — гидроксиды железа и глина
• краска из глины
• чем подкрашивали губы и щеки древнеримские модницы
• «сестра» сиены и умбры
• краска осенних тонов
• рыжая краска
• гидрат окиси железа с глиной
• краска цвета ржавчины
• эта краска у художников бывает не только желтой, но и коричневой
• ж. вохра; вообще: глинистая или иная земля, окрашенная окисью метала, особ. железа; малярн. желтая земляная краска, глина с водною окисью железа. Жженая вохра, темнокрасная. Охровый, охреный, охряный, охрой окрашенный, из нее состоящий, ей подобный, Охристая земля, вода, железную охру содержащая. Охрить кожу, натирать, пудрить или красить охрой. Дикие охрятся, натираясь охрой. Олренье, действ. по глаг. Охрянка, охряк, вохрянка, охристая земля. Охреть, обращаться в охру. Земля от железа охреет
• желтая минеральная краска
• желтая природная минеральная краска
• какой краской рисуют осень
• природная "желтуха"
• природная желтая минераль. краска
• рыжая минеральная краска
• хна - рыжая краска, а желтая
• желтый природн. пигмент краски
• природн. пигмент желтого оттенка
• Пигмент в желтых тонах
• желтая природн. минераль. краска
• желтый натуральный пегмент
• природн. пигмент жёлтого оттенка
• жёлтый природн. пигмент краски
scanwordhelper.ru
Краски в нашей жизни
Это черновик проекта.
Цель работы:Задумывались ли Вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем - наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Краски сопровождают нас всю нашу жизнь и делают её более интересной и незабываемой. Целью нашего проекта является создание натуральных, экологически чистых красок в домашних условиях. Реализация поставленной нами цели будет осуществляться в ходе решения следующих задач: 1.Познакомиться с историей появления красок, их видами. 2.Сравнить способы изготовления красок в старину и в настоящее время. 3.Создать в домашних условиях палитру.
Появление красок:
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок были обнаружены в пещерах Южной Франции, Испании и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, такие как охра, марганцевая руда (диоксид марганца), оксид железа и мел.
Археологам посчастливилось найти не только палитру древнего художника, на которой сохранились остатки краски, но и маленькие плоские жернова, и пестики, предназначенные для растирания цветных земель, а также чашечки для разведения красок. Наскальные рисунки того же времени, обнаруженные в Африке и Европе (Испания, Франция), поражают современного человека своим совершенством. (Приложение№1)
Нашими предками использовалась богатая палитра земляных красок желтоватых, зеленоватых, красноватых.
Иногда, прежде чем писать красками, они гравировали рисунок. При исследовании наскальных рисунков в Сахаре обнаружили, что на росписях проникновение красящих веществ в песчаную породу достигало 1 мм, при этом не было обнаружено никаких следов связующего. Это объясняется тем, что краски, разведенные в воде, практически мгновенно поглощались песчаником.
Однако в других случаях для приготовления красок уже использовали вещества, способные к образованию пленки: в росписях Феззана обнаружен казеин, а в росписях, найденных в Южной Африке,— бычья кровь. Ученые пришли к выводу, что эта деятельность была необходима неолитическому роду, так как являлась формой познания. Человек, не обладая в то время способностью к обобщению явлений, был вынужден прибегать к помощи образно-эмоциональных средств. Кроме того, наскальная живопись передавала родоплеменные традиции.
Таким образом, уже в далекие доисторические времена краски играли в жизни человека большую роль: уже тогда проявилось их социальное значение - функция передатчика информации, культурная функция, которые трудно переоценить в развитии цивилизации.
К тому же времени относится и проявление декоративно-эстетической функции красок. Стремление быть красивее, сделать привлекательнее свою нелегкую в постоянной борьбе за существование жизнь свойственно представителям рода человеческого.
А знаете Вы, что древние угольные пещерные росписи писались пеплом и теперь превращаются в прах из-за постоянного присутствия многочисленных туристов, которые причиняют этим картинам вред своим дыханием. (Примечание№2)
Знакомство с красками:
Корни масляной живописи уходят в далекое прошлое - она появилась задолго до знаменитых Ван Эйков, с которыми многие связывают открытие данной техники. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. Долгое время некоторые краски оставались баснословно дорогими. Это объяснялось тем, что натуральные пигменты, входящие в состав красок, имели высокие цены. Со временем получили искусственные краски, которые были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно.
200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты.
Самыми первыми красками были разноцветные глины: красная, белая, жёлтая и голубая. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённный лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Что бы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при взаимодействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры (более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную . Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности рисунки выполнялись с использованием красок на минеральной основе, что позволяет им сохранять свою яркость в течение очень длительного времени. В частности на приведенных рисунках были использованы охры - одного из самых распространенных минералов, продукта выветривания полевых шпатов. Охры - осадочные породы, практически всегда они сопровождают залегания железных руд. Цвета охр очень разнообразны, но всегда имеют теплую тональность - от бледно-желтого и золотистого до красного и темно-коричневого, почти черного.
Что касается ареала употребления таких красок, то охры настолько широко распространены на планете, что, наверное, проще будет сказать, кто их не употреблял. Я такой информацией не располагаю, но могу предположить, что такие племена должны были бы проживать в районах вечной мерзлоты, а также в высокогорных районах. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры.
Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий. В России историю красок изучают по иконам. (Приложение 3) Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле 11-13 веках были различные охры и сажи –«чернила копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, белила. До нашего времени сохранилась икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.
Наиболее древние окрашенные предметы имеют китайское происхождение. До нас дошли мебель и домашняя утварь, покрытые слоем краски с большим искусством. Древнейшее традиционное изделие датировано примерно 200-м годом до н. э. В качестве лака использовался молочный сок из коры лакового дерева. Лаку придавали черный или красный цвет при помощи минералов, а позднее в него стали добавлять золотую пыль или полоски золота. Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные оксиды и другие соединения металлов. Особенно применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, оксиды железа и меди и другие вещества.
В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также некоторые животные организмы.
Ещё краска - дело грязное. Чистые оттенки минералов, нежные соки растений... и кровь, навоз, живые червецы, тухлые моллюски. В полной мере проясняется, почему кварталы красильщиков раньше обходили за версту, заткнув носы.
Можно ли изготовить экологически чистые краски, и получить природные красители в домашних условиях? Конечно, можно и мы попробуем это доказать.
В привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались.
Я занимаюсь в школе искусства и там мы рисуем разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где, же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Изучив материалы изложенные в интернете и опубликованную в журналах и книгах, я узнала, что краски можно изготовить практически из всего, что нас окружает: цветы, ягоды, кора деревьев, земля, глина, чай, кофе, трава и т.д…
Виды красок и их отличие друг от друга:
Гуашь- яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархотистость. Рисовать гуашью одновременно и просто и сложно. Гуашью писали Рубенс и Пикассо. (Приложение № 4)
Акварель- тоже водорастворимая краска, своё название она получила от латинского (AQVA) –вода, так как вода является растворителем для этих красок. Акварель может быть как яркой, так и нежно- бледной. Её главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь неё просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. (Приложение № 5)
Пастель - краска, наносимая не при помощи кисти, и в этом, отчасти, состоит её привлекательность для живописца. Дело в том, что пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей без оправы, поэтому художнику не нужно обмакивать кисть в краску и смешивать цвета на палитре. Пастель бывает трёх видов, масляная из пигмента с льняным маслом, и сухая без масла. Пастелью писали Левитан, Серов и Дега. В России пастель появилась в первой половине 18 века. (Приложение № 6)
Тушь- жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью. Выполненные тушью рисунки особенно выразительны благодаря контрасту тонких чёрных линий с белой бумагой, нежности нанесённых кистью пятен и ощущению некой «недосказанности». (Приложение № 7)
Уголь- древний материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника. (Приложение № 8)
Темперные- представляют собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии с различными добавлениями. Это краски замешанные на яйце, иногда их называют «яичные». (Приложение № 9)
Масляные - для их производства используют маковое, ореховое или специально обработанное льняное масло. Когда мы произносим слово «живопись» мы обычно представляем себе картину, написанную маслом, и это доказывает, что масло без преувеличения можно назвать основным живописным материалом. (Приложение № 10)
Акриловая- материал, появившийся в 20 веке как продукт развития химии, на основе акриловой смолы. (Приложение № 11)
Охра – природная земленая краска. Наиболее древний пигмент, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей. Подобно свинцовым белилам, охра широко используется в живописи вплоть до наших дней. (Приложение № 12)
Аурипигмент– минерал золотисто-жёлтого и красного (с оттенками) цвета. В химическом отношении, оба представляют собой сернистый мышьяк. (Приложение № 13)
Массикот– старейшая жёлтая краска, известная ещё со времён Древнего Рима, где она имела название искусственный сандарак или сандикс. (Приложение № 14)
Киноварь– сульфид ртути чистого красного, красно-коричневого или малиново - красного цвета. Это одна из знаменитейших, и наиболее широко распространенных красных красок в прошлом, она отличалась глубоким тёмно- красным цветом. (Приложение № 15)
Пурпур– готовили из секреции пурпурных улиток и имела широкое распространение. (Приложение № 16)
Известь– (от греческого «asbestos»- «неугасимый» ), обобщенное название продуктов обжига- известняков, мела, мрамора, устричных раковин. Белила являлись основной белой краской в египетских фресках. (Приложение № 17)
Мел – тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов морских микроорганизмов .(Приложение № 18)
Энкаустика – краска замешанная на воске, но рецепт её приготовления утерян. (Приложение № 19)
Восковые– смешанные краски. (Приложение № 20)
Хна и Басма – натуральные природные краски. (Приложение № 21)
Исследование в мире красок:
Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево - голубой или зелёный дают малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую.
Желтые пигментыдревние художники получали из охры. Другой известный источник желтого - шафран. 8000 цветков давали около 100 г сушеного волокна, из которого выделяли пигмент. Им не только рисовали картины, но и закрашивали косметику, вина, рис, в Риме добавляли в ванны.
Синий пигментраньше добывали из полудрагоценного камня – лазурита. Из этих основных красок при помощи смешивания получали другие. Краска в редких случаях употребляется сухой (в пастели или живописи цветными карандашами), в большинстве же случаев сухая краска смешивается с какой-либо жидкостью. Такими жидкостями служат или вода, с некоторым количеством клея, или гумми, или растительное масло, иногда с некоторым количеством воска и смол. Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем - керосином или скипидаром.
Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам — смесь сажи и масла для письма на папирусе. Из пурпура и киновари делали красные, «придворные», чернила. А в состав черных входили сажа, косточки и лоза винограда, древесный костяной уголь. В XVI веке изобрели используемые до сих пор железные чернила. Для их изготовления перерабатывали ольховые корни, ореховую или дубовую кору. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая «вечные» и даже невидимые. Одна из классических европейских легенд гласит, что первой в мире краской была черная. А как её получить ?Во-первых, для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ, более простой: добавить железный купорос к одному из полученных ранее отваров. Почти все наши отвары содержат дубильные вещества типа танина (вспомните опыты с чаем), и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.
Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную массу - краску. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.
Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, зерна кофе, луковая шелуха. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.Сырье можно измельчить в домашних условиях. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Конечно, со временем методы выделения красителей усовершенствовались, качество красителей повышалось. Однако человеку приходилось еще долго довольствоваться тем, что давала природа.
Для проведения экспериментов надо раздобыть природные пигменты и связующие вещества. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром. Лакокрасочные материалы, прошли долгий путь от своего появления до настоящего времени. Технология их производства совершенствуется с каждым днём. Краски ценны тем, что позволяют получить одновременно защитные и декоративные покрытия, поэтому спрос на них растёт и растёт. А это значит, что история красок продолжается…
Вывод:
Люди издавна стараются украсить наш мир. Появление красок и рисование относится к доисторическим временам. Самыми первыми красками были уголь, мел, глина. Потом человек заметил, что некоторые растения и ягоды выделяют очень стойкие вещества, которые долго держатся и плохо смываются водой. Со временем натуральные ингредиенты были вытеснены и их заменили искусственные. Красочное семейство разнообразно: есть краски акриловые, гуашевые, темперные, масляные и т.д. Но мне было интересно получить краски в домашних условиях. Исследовательская работа может быть также интересна и полезна ребятам увлекающимися опытами и экспериментами, а так же учителям химии и изобразительного искусства.
globallab.org
«Секрет краски»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа город Урюпинск Волгоградской области
« Секрет краски »
Автор работы: Силкина СофьяВасильевна,7лет
Научный руководитель: Кузнецова Ольга Ивановна
Место выполнения работы: МБОУ СОШ №6, 1 «А» класс, город Урюпинск, Волгоградская область
2012 г.
Содержание.
I.Введение с.3-4
II. Теоретическая часть.
История возникновения краски с.5- 7
III. Исследовательская часть. с.8- 14
Опыт 1. Изготовление красок для рисования.
Опыт 2. Удивительные рисунки.
Опыт 3. Изготовление закладки в книгу.
IV. Заключение с. 15
V. Список использованной литературы с. 16
I. Введение.
Все дети любят рисовать. И я не являюсь исключением. Творчество - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, испытываю желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Это занятие позволяет мне расслабиться и отдохнуть после школьных уроков. Я так увлекаюсь, что забываю обо всем на свете.
Актуальность проблемы.
Когда я была поменьше, то очень любила рисовать пальчиком, ладошкой, особенно увлекало меня раздувание кляксы из трубочки для коктейлей, интересно было из кляксы получать разные предметы и дорисовывать их.
Рисование пальчиком Рисование ладошкой
Рисование кляксой Раздувание кляксы через трубочку Я очень люблю рисовать разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают.
Перед первым сентября мы с мамой отправились за покупками. В магазине меня поразило разнообразие красок для рисования. Я задумалась . Давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники их брали ? Мне стало интересно : как появились краски? Какая краска была самой первой и кто был первым художником? Можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях ? Я решила найти ответы на эти вопросы.
Определила тему моего исследования: «Секрет краски ».
Наметила цель исследования: узнать, как появились краски и получить естественные красители дома.
Поставила перед собой следующие задачи:
1.изучить историю возникновения красок;
2.опытным путём определить наиболее подходящие продукты для получения краски в домашних условиях;
3.Провести эксперименты и сформулировать выводы.
Объектом исследования в данной работе является краска для рисования.
Предметом- продукты для выявления цветов красителей.
При написании работы использованы методы: словесный ( опрос, беседа, работа с книгой), эмпирический (наблюдение), наглядный ( иллюстрации), практический.
Гипотеза: сохранились и используются ли в домашних условиях в наше время некоторые способы добывания красок из природного материала?
Практическая значимость: работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы , приложений.
II. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Прочитав и изучив литературу по данному вопросу, я узнала, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Где же они их взяли? Самой первой краской была глина : жёлтая, красная, зеленоватая, белая…
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были
химические вещества, залегающие в земле ( окись железа всех оттенков -от светло- жёлтого до ярко- оранжевого), и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно. с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.
До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.
Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.
Сцены охоты Охота на оленей Бизон
Наскальные росписи бушменов Живопись в пещере Испании . Эпоха Мадлен.
Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Пурпурный .В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет –индиго. Так называется один из оттенков тёмно- синей краски. Он ещё старше пурпура. Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов. правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых
называли «кошениль». Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
III. Исследовательская часть.
Создаю я новый цвет,
Краску, что в коробке нет.
Сделать сам художник может.
И на холст её положит.
Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время. Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Это точно. Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.
От мамы и бабушки я узнала, что самый простой способ получить пищевую краску – измельчить, протереть продукты (фрукты, овощи) и отжать сок. Красная и розовая краски получаются из малины, клубники, клюквы, кизила, брусники, смородины, вишни, красных сиропов, варенья. Фиолетовая краска получается из сока краснокочанной капусты или свеклы.
Оранжевый краситель получается из смеси красной и желтой краски, а также морковного сока.
Желтая краска получается из мякоти и цедры лимона, апельсина.
Зеленую краску можно получить из сока киви или листьев петрушки, которые протирают и отжимают сок.
Коричневая краска получается из крепкого кофе, а охра из чайной заварки.
Чтобы проверить свою гипотезу и убедиться в этом, я проведу несколько опытов. Самостоятельно изготовлю краски из овощей и фруктов, нарисую рисунки. В полученных красках покрашу белую ткань и сделаю красивую закладку для книг.
Опыт 1. Изготовление красок для рисования.
Оранжевая.
Морковь измельчила на тёрке и отжала сок.
Фиолетовая.
Свеклу измельчила на тёрке и отжала сок.
Зелёная.
Петрушку вместе с киви измельчила и отжала сок.
Жёлтая.
Цедру лимона и апельсина натёрла на тёрке, из мякоти отжала сок, полученную краску очистила.
Розовая и красная.
Для получения этих красок взяла клубнику, вишню и смородину. Протёрла ягоды в стакане и получила краску с разными оттенками: от розового до тёмно- красного.
Коричневая и охра.
Для приготовления светлой охры я взяла чайную заварку, а для тёмной краски навела крепкий кофе.
Опыт 2. Удивительные рисунки.
Мои краски из овощей и ягод получились нежными, прозрачными. Их можно сравнить с акварелью.
Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть.
Из этих вкусных и ароматных красок я решила нарисовать цветы.
Вот какая красота у меня получилась!
Пищевые краски можно два дня хранить в холодильнике и нарисовать много удивительных рисунков.
Опыт 3. Изготовление закладки для книги.
Теперь проверим, как мои краски окрашивают ткань.
Для начала я нарисовала на белой ткани геометрические фигуры. Вырезала их и подготовила к окрашиванию.
Затем опустила в краску фигурки, ждала 30 минут. После окрашивания хорошенько просушила. Синюю краску я получить не смогла, поэтому решила развести пищевой краситель.
Готовые фигурки получились яркие, хорошо окрасились. Я наклеила их на бумажную полоску и закрепила скотчем.
Моя закладка готова!
IV.Заключение
Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть…
Таким образом, в ходе проведённого мною исследования
изучила историю возникновения красок;
опытным путём определила наиболее подходящие продукты для получения красок в домашних условиях;
нарисовала с помощью своих красок рисунки и изготовила закладку.
В ходе опытов мне удалось получить природные краски разных цветов и оттенков.
Гипотеза о том, что некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время, подтвердилась.
Своими исследованиями я поделилась со своими одноклассниками.
V.Список литературы
1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
2.А.Дитрих «Почемучка». Москва 1991г.
3.Орлова Н. Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004.
4.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.
mognovse.ru
Исследовательская работа "Как появились краски"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Новый Уренгой
Исследовательская работа
«Как появились краски?»
Выполнила: Покотило Анастасия
МОУ СОШ № 11
ученица 4 а класса
Руководители: Елисеева Наталья Павловна
МОУ СОШ № 11
учитель начальных классов
Низамеева Елена Нургалиевна
МОУ ДОД ЦВР
педагог дополнительного образования
г. Новый Уренгой
ЯНАО
2009 год
Оглавление
Стр.
I.
Введение
3
II.
Исследовательская часть.
3 - 6
III.
Заключение
6
IV.
Список использованной литературы
6
I. Введение
Засевали семь сестер
Поля белого простор
Чудесами, словно в сказке.
А зовут волшебниц… Краски.
Я очень люблю рисовать карандашами, мелками, красками.И вот однажды я задумалась и мне очень захотелось узнать:
как появились краски;
какая краска была самой первой и кто был первым художником?
Я решила найти ответы на эти вопросы.
Так была определена тема моего исследования: «Как появились краски».
Цель работы: узнать, как появились краски и можно ли использовать естественные красители дома.
Чтобы провести исследование, я поставила перед собой следующие задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
установить, что общего между старой и современной краской.
Гипотеза: некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время.
Практическая значимость:
работа может быть использована на уроках изобразительного искусства, внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для "любознательных"
Прочитав и изучив литературу по данному вопросу, я узнала, что краски появились еще с древних времен, одновременно с появлением человека и с каждым тысячелетием их становилось все больше.
II. Исследовательская часть (история)
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель.
Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками.
Где же они их взяли?
Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая…
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом).
Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.
Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкау во Франции.
Сцены охоты
Наскальные росписи бушменов (Южная Африка). 15—14 вв. до н. э.
Охота на оленей
Живопись в пещере Испании . Мезолит
Бизон
Живописное изображение в Альтамирской пещере (Испания). Эпоха Мадлен.
Немного позже была «открыта» новая краска – охра, которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая.
Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик.
Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.
Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
Пурпурный
В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.
раковина улитки багрянки
цвет императора
В наших наборах красок, можно увидеть еще один цвет – индиго. Так называется один из оттенков темно-синей краски.
Индиго, пожалуй, еще старше пурпура. Во всяком случае, ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом.
Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия. Долгое время никто не знал секрета ее изготовления.
А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.
Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых называли «кошениль».
Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню!
А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.
Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?
Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.
Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен некоторые сохранились и в наше время.
Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год. Это точно.
Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.
Чтобы проверить свою гипотезу и убедиться в этом, я провела несколько опытов.
Из всех приведенных способов крашения, учитывая данное время года, я решила попробовать покрасить ткань шелухой лука, свеклой, брусникой , черникой.
Опыт 1. Шелуха лука
Для проведения этого опыта я собрала шелуху с лука в кастрюлю и залила холодной водой. В эту кастрюлю положила два небольших отрезка белой ткани и поставила кипятиться. Для получения разных оттенков цвета один отрезок кипятила 10минут, а второй – 1час.
Одну большую свеклу почистила, измельчила (в блэндаре) и через марлю отжала сок. В этот свекольный сок поместила небольшой отрезок белой ткани на 30минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой.
Получился цвет – темно - розовый.
Опыт 3. Брусника
Бруснику размяла в кастрюле, она дала сок. Взяла небольшой отрезок белой ткани и намочила в этом соке, высушила и после прополоскала водой.
Получился цвет – фиолетовый.
Опыт 4. Черника
Из черники я таким же способом как из брусники выжала сок. Только на этот раз не замачивала белую ткань, а этим соком нарисовала на ней. Высушила и прополоскала водой.
Получился цвет – серый.
III.Заключение
Гипотеза о том, что некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время, подтвердилась.
IV.Список литературы
1. А.Дитрих «Почемучка». Москва 1991г.
2. Использован материал сайта www.teremoc.ru/index.php