Первобытная власть. Общественная власть и нормы при первобытно - общинном строе
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

6. Власть и формы ее осуществления в первобытном обществе. Первобытная власть


6. Власть и формы ее осуществления в первобытном обществе.

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,

опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной

собственности и государства".

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е.

организационно оформлено. В про­тивном случае оно обречено на превращение в

стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосудар­ственного

общества являлась родовая община. Личная, род­ственная связь сплачивала в

единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный

труд, об­щее производство и уравнительное распределение. Востор­женную

характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: "И что за

чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без

солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префек­тов

или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным

порядком'". Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным

институтом и самой первой формой организации догосударственного об­щества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов:

источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была

направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти)

являлись все его члены. Здесь субъект и объем власти полностью совпадали,

поэтому она была по своей при­роде непосредственно общественной, т.е. не

отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее

ре­ализации было общественное самоуправление. Ни профес­сиональных

управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было со­брание всех взрослых членов

общества — мужчин и жен­щин. Собрание — столь же древнее установление, как и

сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедея­тельности. Здесь

избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения

определенных дел, раз­решались споры между отдельными лицами т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя

общественная власть не име­ла специальных принудительных учреждений, она была

впол­не реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение

существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за

совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким — смертная казнь,

изгна­ние из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно

простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому

никому не удавалось избе­жать наказания. Зато род как один человек вставал на

за­щиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мес­ти — ни обидчик,

ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями —

исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в

результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий и

поступков. Уже на ранних стадиях развития обще­ства приобретают значение

обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее

важных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями.

Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием,

обставлялась таинственными обря­дами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм",

были одновременно и норма­ми организации общественной жизни, и нормами

первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное

разделение функций в трудовом процессе меж­ду мужчиной и женщиной, взрослым и

ребенком рассматри­валось одновременно и как производственный обычай, и как

норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основой

присваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В них

права и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занимало

такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой

заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в

упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными

род­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало

необходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненных

благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища

зве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного

существования людей.

studfiles.net

Общая характеристика первобытного общества

Существовал период, когда не было государства – он носит название «догосударственный» период или первобытнообщинный период.

Первобытное общинное общество – как раз такой период.

Экономика первобытного общества присваивающая: собирательство, охота.

По мере истощения природных ресурсов, человек начинает заниматься земледелием и скотоводством. Начинается обмен.

Неолитическая революция

Неолитическая революция – переход от присваивающей экономике к производящей экономике. В её результате появляются земледельцы, скотоводы и торговцы. Таким образом, начинает появляться имущественное неравенство, а затем и социальное неравенство. С этого момента общество перестаёт быть первобытным.

Это создаёт условия для возникновения государства.

Разделение труда идёт по половозрастному признаку.

Род и племя – основные ячейки первобытного общества:

Род – менее крупное объединение, которое основано на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, общая собственность и социальное равенство.

Племя – более крупное объединение (союз родов). Необходимо защищать свою территорию, более удобно существовать всем вместе. Своя территория, язык, религиозные и бытовые обряды.

Институты власти первобытного общества

Особенность власти первобытного общества состоит в том, что в первобытном обществе существует особый вид власти – потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним. Осуществляется самим обществом (родовое собрание) либо выбранными лицами (вожди, старейшины), которые не обладают привилегиями кроме авторитета и могут быть заменены. Нет аппарата принуждения и управления.

Право в первобытном обществе

Права нет, правила поведения выражены в виде мононорм. В эти правила поведения включаются религиозные, корпоративные, моральные нормы.

Основные теории происхождения государства

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана.

Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век).

2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи.

Автор патриархальной теории – Аристотель.

3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим.

Авторы классовой теории – Маркс, Энгельс и Ленин.

4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство.

Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк.

5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве).

Авторы насильственной теории – Дюринг, Каутский.

6. Психологическая теория происхождения государство. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов.

Авторы психологической теории – Фрейд, Петражицкий.

7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык).

Авторы исторической теории – Пухта, Савиньи.

Понятие, признаки и сущность государства

studfiles.net

Особенности власти в первобытном обществе — Мегаобучалка

В раннепервобытной общине действовал принцип народовластия, при котором определяющее значение имела коллективная воля сородичей или общинников. Управление, вероятно, было равноправным: все наиболее важные вопросы жизнедеятельности рода решались общим собранием его взрослых членов с правом каждого на участие в обсуждении и принятии решения.

Власть и общество совпадали, каждый член общества был носителем частицы этой власти. Различие имело место лишь по половозрастному признаку.

Народное собрание выполняло также судебную функцию. При этом, естественно, особый авторитет имели зрелые, умудрённые опытом люди, очень часто – старшее поколение группы.

Знало такое общество различные организационные формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.[10]

Для осуществления оперативного управления родом избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Власть главаря служила интересам всей группы и, по существу, была конкретным повседневным воплощением её воли. В любое время старейшина мог быть отстранён от должности родовым собранием и заменён другим. Должность старейшины была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), наделённый большими организационными и умственными способностями, более опытный человек (на последующих стадиях) он заменял старейшину. Можно предположить, что противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и своих интересов от рода, а с другой - должность старейшины предполагала определённую ответственность, заботу о роде и др. «Если доминантная личность отличается не только волей, но и умом, — пишет Т. В. Кашанина, — то возглавляемый ею коллектив способен быстро прогрессировать»[11]. К тому же должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою равную долю. Таким образом, власть старейшины основывалась не только на его физической силе, но и на моральных качествах - его личном авторитете, уважении и др.

Старейшина — это глава семьи или рода. Им становился волевой, зрелый, опытный, мудрый, авторитетный, умеющий предвидеть события и организовывать важные предприятия человек. Старейшину выбирали или признавали фактически, т. е. все сородичи считали, что он выделяется среди них особыми качествами. Его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина руководил повседневной жизнью рода, рассматривал споры между сородичами и представлял их интересы в общественном производстве.

Кроме старейшин на время войны избирался военачальник, при необходимости могли быть избраны и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы.

Когда человеческая популяция разрослась, а роды объединились, появился круг вопросов, общих для всех соседствующих групп людей. Для решения межплеменных и межродовых проблем стали собираться советы старейшин, вождей и всех способных держать в руках оружие.

Племя, в свою очередь, управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет старейшин избирал племенного вождя. Эта должность на ранних этапах развития первобытного общества также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племён управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождём).

Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, выносимые затем на Народное собрание.

Такая власть не знала каких-либо имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ним, а основывалась на силе его мнения. Она по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление, не участвуя в производственной деятельности.

Форма власти в первобытном обществе называется потестарной. Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Словом, такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.[12]

Рассмотрим эволюцию власти в первобытном обществе. Организация власти в большей части сохраняла начала первобытного народовластия. Все важные вопросы (обсуждение крупных хозяйственных мероприятий, проступков, военных конфликтов и т.п.) по-прежнему решались на собраниях общинников или сородичей под руководством их признанного главы. Вместе с тем развитие общинно-родового и родоплеменного строя способствовало начавшейся иерархизации органов коллективной власти. Появились и новые механизмы приобретения личного главенства. В собраниях или на советах принимали участие все взрослые, полноправные общинники либо сородичи, хотя все чаще они превращались в собрания только взрослых мужчин.

Главы всех уровней, как правило, избирались из числа наиболее пригодных и достойных. Важнейшими качествами руководителей теперь считались хозяйственный опыт, трудолюбие, организаторские способности, красноречие, знание обычаев и обрядов, щедрость, нередко также воинское искусство или культовые знания.

В одних обществах, где функции главенства оставались неразделёнными, от главы требовалось обладание если не всеми, то многими из этих качеств; в других, где принцип целесообразности повёл к разграничению сфер руководства, обычный глава, военный предводитель, знахарь или колдун должны были обладать выдающимися способностями в своей специфической области. Решения принимались сообща, причём большое значение придавалось тому, чтобы было достигнуто единство мнений, а не просто подчинение одних воле других, пусть даже большинства. Поэтому многое зависело от глав и других уважаемых людей коллектива, их авторитета и красноречия.

Соподчинение органов коллективной власти могло достигаться путём представительства глав домохозяйств в общинных и родовых советах, а глав таких советов — в советах племён. Но принцип представительства ещё только вытеснял принцип всеобщего участия.

В условиях многородовых общин было важно, чтобы руководитель общины принадлежал к наиболее многочисленной родовой группе. Тем самым обозначалась тенденция закрепления главенства за определёнными родами.[13]

Таким образом, вождество превращается в социально-политическую организацию, объединяющую группу поселений, иерархически подчинённых одному из них, в котором проживает верховный правитель.[14]

На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, ещё не наследовалось. Но предпосылки к этому уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще контактировал с действующим главой, как правило, родственнику: сыну, брату или племяннику и т.д. При наличии вышеупомянутых качеств у него было больше шансов стать лидером.

Появление избыточного продукта и личных богатств повели к тому, что институт главенства стал испытывать воздействие также и имущественных факторов.[15]

Применять власть по отношению к членам коллектива совету или лидеру по-прежнему приходилось не так уж часто. Семейные и внесемейные механизмы социализации продолжали надёжно обеспечивать соблюдение индивидами установленных порядков. Конфликты имели не столько внутригрупповой, сколько межгрупповой характер. И с разветвлением сегментарной организации они, естественно, учащались.

Родоплеменная организация власти, как правило, жёстко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации – племени.

Обязанности вождей родовых общин становились все более многообразными. К традиционным функциям добавилась новая и важнейшая, так называемая, Редистрибутивная функция — функция перераспределения прибавочного продукта, который добывался или производился не лидером лично, а усилиями всей группы, что закладывало элементы будущей системы эксплуатации, присущей государству.[16]

Функции вождя, особенно редистрибутивная, приближают его власть к политической, государственной, поскольку она приобретает большую степень силы и обязательности для членов общины.

Одним из важнейших последствий неолитической революции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права, было развитие межродовых связей и формирование надобщинных структур.

Вокруг племенных лидеров постепенно сложилась простейшая система органов первобытной власти, состоящая из единоличных (вождь, жрец, старейшина) и коллективных (совет старейшин, собрание соплеменников, совет вождей) институтов публичного управления.[17]

Растущая плотность населения вынудила людей к более тесному сплочению как внутри локальных групп, так и по отношению к внешнему миру. Благодаря расширяющимся брачно-семейным связям, соседние племена стали сближаться и образовывать союзы. Появилась потребность в субординации их деятельности.[18] В процессе эволюции общественного строя складывается племя. Племя имело свою территорию, название, язык (или диалект), религиозные и бытовые обряды. Постепенно сложились и органы племенного самоуправления — племенной совет, в который обычно входили вожди и старейшины. Все большее значение приобретали племенные нормы (обычаи, обряды), регулирующие взаимоотношения между родовыми общинами, но неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Религиозно-идеологическая власть родовых общин принадлежала жрецам, шаманам, колдунам, ведунам, волхвам, гадателям, знахарям и т. д. Эти люди формировали мировоззрение соплеменников, внушали им надежду на будущий день, лечили больных, отпевали мёртвых, осуществляли связь с предками и богами, умиротворяли небесных духов и боролись с потусторонним злом. Благодаря астрономическим наблюдениям жрецы научились предсказывать погоду, затмения солнца, наводнения и другие природные явления. Знания и опыт позволили им монополизировать право на общение с потусторонними силами. Поэтому они были бесспорными властителями человеческих душ. Религиозные лидеры первобытных общин также считались блюстителями родовых обычаев и традиций.[19]

Необходимость организовывать и контролировать общественные работы, хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, поддерживать обменные отношения с соседними группами, привела к выделению специального слоя организаторов производства, управленческая деятельность которых постепенно становится профессиональной. Разделение людей на две неравные по численности группы (управляющих и управляемых) приобретает огромное общественное значение, является последней ступенью перед созданием государства.

Теперь управленческие посты уже дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка стремится к постепенному закреплению своей власти. Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать постепенно превращалась в государственную. Нередко общинная знать, как слой, становилась закрытой для большинства соплеменников, носила сословный или кастовый характер.[20]

Власть вождя всё больше опирается на административную иерархию. Таким образом, протогосударство складывается и формируется не как внешняя сила по отношению к родоплеменной структуре, а как логическое и нормальное развитие общинного строя. Протогосударство скреплялось и цементировалось общими интересами и потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от предшествующих систем социального управления созданием сложной системы административной иерархии.

Во главе системы стоял вождь, власть которого приобрела сакральный и авторитарный характер.[21]

megaobuchalka.ru

Характеристика власти в первобытном обществе — Мегаобучалка

Главной проблемой происхождения государства и права считается проблема их генезиса. Итогом действия исторических условий и факторов развития стал процесс образования и эволюции государства и права. Необходимо отличать процесс генезиса государства и права от генезиса новых государственно-правовых форм соответствующего исторического периода.

Элементарной, первичной формой человеческой самоорганизации, первой социальной формой коллективности стало так называемое первобытное стадо. Хотя с точки зрения теологических концепций изначально формой человеческого общежития признается семья. Этим положением изначально проводится отличие человеческой коллективности от стадных форм существования в дикой природе. Необходимо признать, что изначально коллективистские формы существования людей действительно реально отличались от примитивных (несоциальных форм) существования. Дело в том, что данным макроколлективам в науке просто не найдено подходящее определение. Например, в науке утверждается о том, что в существующих стадных формах действовал принцип равенства прав и обязанностей. Но это утверждение уже кардинально отличает первобытную человеческую коллективность от иных биологических форм существования.

Первобытнообщинный строй основывался на коллективных формах хозяйствования, присвоения, распределения и осуществления культовых мероприятий. Основой данной системной организации выступал род, который в целях самоорганизации стремился упорядочить многообразные отношения в сфере становления института семьи. Но данная семья существенно отличалась от семьи территориальной государственного периода, так как основывалась на родовых связях, была «заслонена» родом и ему подконтрольна. Связь кровным родством позволяло изначально формировать родовые общины, постепенно объединявшиеся в племена и союзы племен. Эти объединения были подчинены решению общесоциальных задач, они были естественными союзами. Усложнение общественной эволюции, становление институтов государства было связано с заменой естественных союзов искусственными, где определяющее значение играли юридические формы и нормы, а не нормы традиций и не формы родового (естественного) быта.

Общая схема эволюции социума данного периода подчиняется следующей социологической схеме: род – семья – государство. Существовало естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. Социальных различий в патриархальных отношениях не существовало, все члены родового сообщества были равны в своих правах и обязанностях.

В самый ранний период социальной организации преобладала присваивающая экономика и присваивающее хозяйство. Первобытная родовая община предусматривала внутри себя определенную дифференциацию: прежде всего по половозрастным признакам и значению в системе коллективного труда, присвоения и управления. В основе родовой общины лежало не только кровное родство, но и совместное производство и потребление (распределение). Основная цель такой самоорганизации состояла в обеспечении простого воспроизводства на минимальном уровне удовлетворения самых элементарных потребностей (выживания, пропитания, обеспечения управляемости, безопасности внутренней и внешней).

Основой деятельности родовой общины стало совместное производство. На смену родовой форме социальной организации общества приходят более сложные формы: племена(объединения нескольких родов на основе кровнородственной и территориальной связи) и союзы племен (объединение разных родов). Происходит переход от присваивающей экономики к производящей, запрет браков внутри рода, что привело к постепенной дифференциации из рода отдельных семей.

Кровнородственная организация общества была основана прежде всего на общей собственности (сособственности) не только на имущество и средства производства, но и на иные выгоды, блага, результаты деятельности, на жен, мужей, детей и т.д. Первобытная коллективность обусловила равенство социального положения каждой составной единицы каждой элементарной группировки индивидов в различных формах этой коллективности. Эта система в общесоциальном плане не давала возможности выходить за ее рамки, обеспечивала свою самодостаточность всеми доступными средствами – системой запретов-табу, рекомендаций определенного поведения там, где связи не достаточно институализировались, системой запретов-ограничений, санкций фактического (не юридического) характера.

Изначально преобладали материнские роды, в которых осуществлялось социальное доминирование женщины, затем родство по отцу заняло решающее место (патриархат). Власть отца часто была безграничной и распространялась не только на семейное имущество, но и на саму личность, находящуюся под властью домовладыки или отца семейства. Причем ценились и реализовывались здесь именно властные механизмы, поскольку власть при этом связывалась с обладанием полным, первоначально почти неограниченным. На этой стадии еще отсутствует особый разряд управляющих и род управляется на принципах первобытной демократии. Эта демократия проявляется в формах публичной власти, которая основывалась на выявлении воли большинства, на равенстве прав и обязанностей, на выборности лучших (или старших по возрасту) членов общины для осуществления без какого-либо вознаграждения «управленческих» функций.[9]

Первобытная родовая демократия стала первой исторической формой прямой демократии, распространяющаяся на всех членов общины-сообщества (сотоварищества). Участие всех членов рода в общих делах является характерной чертой родовой демократии. Основными организационными формами первобытного общества являлись род (объединение, основанное на кровном родстве), племя (объединение нескольких родов), союзы племен, которые непосредственно предшествуют появлению протогосударства.

В основе племенной организации находились не только кровнородственные, но и территориальные связи. Племенные союзы возникали часто для необходимости отражения агрессии других племен. Но это были союзы различных племен, родов, семей и др. Социальная власть в догосударственный период именуется потестарной, т.е. она связана с мощью, силой, авторитетом.

Власть должна была поддерживать свою легитимность всеми доступными средствами, в том числе разрабатывая различные примирительные процедуры в виде установления различных стандартов для разрешения споров, становления формул сакрального характера и т.д. Основными признаками родовой демократии являются: «суверенитет коллектива рода, выражением которого было собрание всех общинников; равенство личных прав и обязанностей; свобода выхода из общины; выборность вождя (старейшины) с правом его смещения; гласность управленческого процесса и судопроизводства. Ряд других черт родовой демократии, такие, как общественный характер управления, т.е. отсутствие особого разряда «управляющих» и особого аппарата принуждения; отсутствие фиксированных норм; совпадение личного и общественного интереса, – присущи только ей и в значительной степени утрачиваются уже в эпоху «военной демократии».[10]

Институт власти возникал прежде всего в силу необходимости разрешения коллективных и индивидуальных конфликтов, власть превращалась в факт, она функционировала, основывалась уже на институализированных связях, отношениях, формах управленческой деятельности (советы старейшин, народные собрания, съезды представителей родовых объединений и др.). В родовом обществе существовала родовая демократия, т.е. политической демократии не было.

Режим военной демократии являлся уже протогосударством: существовали органы власти и управления, отделенные от остального населения, властные функции были прежде всего сосредоточены в военном сословии. Военное сословие превращалось постепенно в правительственный класс, дружина становилась войском, представители аппарата управления приобретали статус публичной власти, т.е. власти, непосредственно не совпадающей с населением государства.

Организационные формы существования власти были самыми разнообразными. Существовали ранние институты общественного представительства (народные собрания и съезды) и институты обеспечения исполнения и контроля решений этих основных органов социального представительства (советы старейшин, жрецов, военоначальников, родовых предводителей и др.). Власть этих институтов обеспечивалась не только авторитетом, но и механизмом социального принуждения, основанного на существовании определенных институализированных норм-принципов того периода. Эти нормы в основном основывались на культово-религиозных правилах, защищались прежде всего авторитетом длительности их применения и признания за ними священного, незыблемого характера. Это были по существу не изменяемые нормы, проверенные опытом, по форме больше напоминали положения-принципы, социальные прецеденты, презумпции и фикции. Разумеется, они не являлись таковыми по юридической природе, так как в основном являлись мононормами, т.е. слитными не расчлененными нормами, одновременно – нормами зарождающего права и морали. Это зарождающееся право возникало, таким образом, не в момент появления классового общества и антагонистических классов, оно было необходимо и существовало в доклассовый и догосударственный период. Но оно, конечно, не являлось правом в общепринятом и современном понимании.

Таким образом, существовали и принципы и система правления, но это было потестарное правление, основанное на силе и власти определенных социальных слоев, которые, однако, еще не являлись политической властью. «Наиболее отчетливо специфика догосударственной, потестарной власти обнаруживалась в системе правления, называемой военной демократией. Военная демократия может определяться как протогосударство, т.е. такая организация древнего общества, которая характерна для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу».[11] Т.е. специального аппарата власти, отделенного от общества не существовало, хотя бы в силу того, что сами члены общества коллективно ее осуществляли и в представительных, и в исполнительных, и в контрольных формах.

Функции такой власти четко не отделись от материальных форм деятельности. Требовалась разработка процедурных норм, которые в целом заменялись системой обычаев (устойчивые социальные правила поведения-нормы). По содержанию и форме такую власть можно охарактеризовать как первобытную или военную демократию. Военная демократия как форма организации общества имела место в период разложения родоплеменного строя и перехода к государству. Это была уже другая демократия, где народное собрание являлось лишь объединением воинов, а не всех членов родового объединения. Происходила постепенная концентрация власти и собственности в руках военного сословия, которое становилось классом военной знати. Но это была демократия, потому что она в значительной мере еще ориентировалась на интересы всего сообщества, поскольку все взрослые члены рода продолжали принимать участие в осуществлении публичных властных функций.

Сохранялись также и родовые учреждения: совет старейшин, вождь и др. Но данные органы по сути уже представляли интересы определенных групп, а народное собрание превращалось в формальное учреждение. Во многом это было связано с трансформацией функций родового государства, которое все более осуществляло военную политику. Все чаще практиковались различные ограничения на участие всех членов родового объединения в решении общих дел. Постепенно этот круг сузился настолько, что функции власти сосредоточились в руках одного, т.е. правящего сословия. Складывается иерархия должностей, происходит отчуждение власти от общества, формируются надобщинные структуры управления. Но на уровне общины еще длительное время продолжало сохраняться самоуправление. Хотя это уже была не родовая, а соседская община. Таким образом, военная демократия характеризовала процесс перехода к государственным институтам управления.

Постепенно на место родов и племен приходят территориальные формы организации населения, образуются государства с границами, но не с родовыми, а с территориальными очертаниями. Складывается особая публичная власть, которая непосредственно не совпадает с населением. Наличие публичной власти становится характерным признаком государства. Эта власть уже применяла насилие, основанное на праве. Она приобретает черты внутреннего и внешнего суверенитета, универсальности, обладает правом отменять решения других властей, учреждает систему обязательных сборов (налогов) с населения. Свою волю государственная власть концентрирует в законах, которые устанавливают права и обязанности подвластных. Деление на права и обязанности являлось новым явлением по сравнению с родовым государством. Но государство остается формой организации общества, которое уже организуется на территориально-политических началах.

Обычаи являлись комплексными нормами поведения во всех сферах жизнедеятельности, по форме они заключались в основном в культово-религиозные нормы, а по содержанию в основном соответствовали нормам морали в соответствии с уровнем культуры и цивилизации. Т.е. с современной точки зрения они могли и не соответствовать морали в общепринятом и современном понимании, тем более, что такая мораль основывалась на жесткой системе запретов и санкций. Таким образом, в первобытном обществе существовала власть общественная, потестарная, зависимая от самого общества, а, следовательно, в форме родовой демократии.

 

megaobuchalka.ru

От организации власти в первобытном обществе

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

 

Основной формой социальной организации был род. Разделение труда обусловлено половозрастным характером: создавались группы мужчин, женщин, стариков, детей, каждая из которых имела свое поле деятельности, выполняла предназначенные ей функции.

На ранних стадиях существования человечества семья была полигамна. Все мужчины и женщины (включая родителей и детей) принадлежали друг другу. По мере социализации общества круг брачующихся сужался. Обычаи постепенно запрещали браки между родителями и детьми, затем между братьями и сестрами, а позже и браки внутри рода.

Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а достоверный отец – нет. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы деятельности рода. Женщины были даже вождями.

Чем не благоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источники пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем более необходимой становится взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд рассматривался как составная часть деятельности всего коллектива и добыча делилась поровну между всеми членами рода.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д.

Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности.

Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента.

Экзогамные отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия для охоты, рыбной ловли и иных производственно-военных мероприятий, требующих большого количества участников. Такие объединения коллективов назывались фратриями (братство).

Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций, появляются и более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен.

Консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия. В природе тоже шли свои эволюционные процессы. Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало расформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производственные группы, которые отличались кочевым образом жизни, мигрируя вместе со стадами мелких животных. Это обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению в составе одной общины людей из различных родов, кочующих по соседству.

Колебание климатических условий, усиленное высокоэффективной, но хищнической охотой на животных, привело к такому уменьшению их общей биомассы, что создалась угроза их воспроизводству. Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием.

Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых регионах гораздо выгоднее разводить, одомашнивать животных, нежели охотиться на них. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный, изобильный и достаточно надежный источник питания (так как охота не всегда была удачной), но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.

Глобальное значение для развития земледелия и скотоводства получила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширение ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия.

Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающее - потребительской экономики к экономике производящей, что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества.

Занятия скотоводством и земледелием уже не нуждались в широкомасштабных коллективных усилиях, как прежде. Производственный результат в значительной степени зависел от отдельной личности. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических на-

грузок, в связи с этим основной производящей силой нарождающегося специализированного производства стал мужчина. Его труд был более производительным. Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который, не являясь уже жизненно необходимым, может свободно отчуждаться.

Возникшая парная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья.

Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства, составив содержание второго крупного общественного разделения труда.

Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Если раньше охотники и собиратели плодов обменивались сырьем и пищей лишь эпизодически, время от времени, то население неолита вынуждено было обмениваться и пищевыми, и ремесленными изделиями систематически. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должного выполнения управленческих функций и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной добычи, на добавочный надел и т.д.).

Постепенно, в связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично назначать и даже готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего ими были ближайшие родственники. Публичная власть все больше отдалялась от общества. Шел процесс ее самоизоляции. Вместе с тем расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства, находящимися в общей, коллективной собственности.

Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов и имущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным. Активизации этой закономерности в определенной степени способствовало и изменение в содержании производственной деятельности.

Так, увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали или принимали в свою среду, то теперь экономически выгодным стало превращать их в рабов, в самый обездоленный, угнетенный класс и извлекать из этого пользу.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной влас* ти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена.

Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения должностей.

Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие В должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи).

Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В тех исторических условиях нельзя было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно становится необходимой иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ. Меж общинные органы управления этими работами, общинные администраторы и составили основу складывающегося аппарата государственной власти.

Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств. Это и доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первичные города-государства Месопотамии, Месоамерики и Горного Перу, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, островов Эгейского моря и Аппенин, и феодальные государства Западной и Восточной Европы.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания,

устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы,

класса;

– реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы различные налоги и сборы.

 

megapredmet.ru

Общественная власть и нормы при первобытно

Общественная власть и нормы при первобытно - общинном строе.

Первобытно – общинный строй является начальным этапом исторического процесса и захватывает период времени от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государства, а так же обычно сопутствующего им становления упорядоченной письменности. П/общинный строй был самым протяженным во времени, более миллиона лет. (Земля появилась 4,5 млрд. лет назад, организмы-3,5 млрд., Homohabilitis 7-5 млн. лет назад, палеолит-4-3 млн.лет до нашей эры).

Определить нижнюю грань п/общества нелегка, так как мнения ученых меняются в зависимости от появления новых данных. В современный период считается, как одна из версий, что человек возник 1,5-1млн.лет назад. Другие версии относят появление человека к более позднему периоду. Верхняя же грань колеблется в пределах 5-6 тысяч лет назад, варьируясь в зависимости от континента.

В Азии и Африке первые государства сложились 4-3 тыс.лет до н.э., в Америке-1 тыс.лет до н.э.На других частях земного шара- еще позднее.

Известно, что общество (в широком смысле) –это совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Всякое общество представляет собой целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерно определенная система управления (соц.власть) и регулирования поведения путем определенных общих правил. (соц.норм). Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития соц.связей требуется объединить индивидуальные интересы на общее благо. Такое объединение возможно лишь при сочетании личных выгод с выгодой социальной (общественным интересом). Данное объединение осуществляется существующими в обществе правилами поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала данные нормы.

Общественная организация первобытно- общественного строя - это родоплеменные отношения. Их основу составлял род. Род представляет общину, коллектив людей, тесно связанных кровным родством (действительным или предполагаемым) и ведущих общее хозяйство. Несколько родов, связанных между собой кровными узами, общностью обычаев, традиций, привычек, характером деятельности и другими общими признаками, объединялись в племена, а несколько племен – в союз племен.

Все наиболее важные вопросы решались на общих собраниях. Общее собрание избирало старейшину, который руководил повседневной деятельностью, на случай военных действий избирался военный вождь.

Старейшины родов составляли совет старейшин племен. Заседания старейшин проходили открыто, свои предложения могли высказывать все совершеннолетние члены рода. Руководя коллективом, старейшины выполняли общую волю, власть их носила моральный характер, и они не получали какого-либо вознаграждения или льгот за выполняемую работу. Главными задачами старейшин были: организация коллективных работ рода и предупреждение межродовых конфликтов. Старейшины должны были разрешать конфликты, возникающие при нарушении правил, решать все общие вопросы, отвечающие интересам соплеменников.

Черты, характерные для первобытного общества .

1. Наличие лишь примитивных орудий труда и неспособность человека выжить без своего рода, обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому при таком строе не было излишков продуктов, частной собственности, и. соответственно, отсутствовало социальное неравенство. Экономическое равенство обусловливало и равенство политическое.

2. Особенностью социальной власти, норм первобытного общество являлось то, что они входили в сферу жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая экономическое единство рода, племени. Связано это было с низкой производительностью труда. Подобные обстоятельства оказвали существенное влияние на природу власти.

Признаки социальной власти при первобытно - общинном строе.

1.Власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

2.Власть была непосредственно общественной, строилась на рамках первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект власти совпадает с объектом).

3.Органами власти выступали как само общество в целом (род, собрание) , так и его представители (старейшины, вожди, жрецы).

4.Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Нормы первобытно-общинного строя называют «мононормами», так как они выражают один общий интерес того общества-выживание.

5.Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами (например, разделение труда между ребенком, мужчиной, женщиной рассматривалось и как производственный обычай, и как требование нравственности и как веление религии).

Признаки норм первобытно – общинного строя.

1.Существовали в поведении и сознании, не имея, как правило, письменного выражения.

2.Обеспечивались в основном силой привычки, а так же мерами убеждения, внушения и принуждения (изгнание из рода, например).

3.Былы продиктованы естесственно0природной основой присваивающего общества, в котором человек являлся частью природы.

4.Выражали интересы всех членов общества.

5.Отношения регулировались, главным образом, обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени).

6.Ведущим способом регулирования выступал запрет (система «табу»), отсутствие собственно прав и обязанностей.

mirznanii.com


Смотрите также