Что изменило орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге? Первобытная мотыга
Мотыга — WiKi
Мотыга состоит из двух частей:
I. Мотыга для почвы в лесах;
II. Мотыга в сельском хозяйстве.
I. Мотыга состоит из железного налопатника весьма различной формы, насаженного на длинную рукоятку, с которой он образует угол от 60° до 90°. При насадке налопатника под углом в 60° (фиг. 1), он, при ударе в землю, срежет лишь тонкий слой земли.
При насадке под углом в 90° (фиг. 2) налопатник входит глубоко в почву и отворачивает крупную глыбу земли.
Первый способ насадки употребляют для лущильных мотыг, с помощью которых срезают тонкие дернины, преимущественно на плотных почвах, второй — для глубокого взрыхления почвы. Форма налопатника — различна: для мелкой обработки и для работы на более легких почвах следует предпочесть более широкий налопатник (фиг. 2), для взрыхления на большую глубину и для работы на тяжелых почвах ширина налопатника должна быть уменьшена, а вышина увеличена (фиг. 1). Крайний предел уменьшения ширины налопатника представляет мотыга, носящая название кирки и применяемая для обработки каменистых почв. Применяются также, впрочем, двух-, трех- и четырёхзубые мотыги, зубцы которых, соединенные поперечным бурском, имеют цилиндрическую форму и заострены на конце; такие мотыги употребляют для вторичной обработки почвы, то есть для размельчения комьев, на которые разбивается земля посредством широкой мотыги. Иногда такую мотыгу, состоящую из нескольких зубьев и напоминающую по форме налопатника грабли, соединяют с широкой мотыгой общим ушком, которым налопатник насаживается на рукоятку: из таких сложных мотыг чаще всего описывается грабле-мотыга Штокгаузена. Работа такими сложными мотыгами, однако, менее производительна, нежели работа двумя различно устроенными мотыгами, находящимися в руках двоих рабочих (если, по условиям работы, это возможно).
Обыкновенно налопатник имеет форму прямоугольника, иногда трапеции. Нижний край должен быть наварен сталью и отточен. В зависимости от некоторых условий, этот край изменяет своё прямолинейное очертание: так, на сильно задернелых почвах удобны мотыги, режущий край которых имеет тупоугольный вырез, чем облегчается перерезывание (а не перерубание, как при прямолинейном крае) находящихся в почве корней; на каменистых почвах следует предпочесть мотыгу с закругленным краем, так как при такой форме налопатник не останавливается на попавшемся на его пути камне, а соскальзывает с него. Обработка почвы сплошь с помощью мотыг требует довольно значительного количества рабочей силы: для снятия тонких дернин широкой мотыгой требуется от 120 до 150 взрослых рабочих на десятину; для обыкновенного взрыхления требуется на десятину: на глубину до 2 вершков — от 25 до 70 рабочих; на глубину до 3 вершков — от 45 до 100 рабочих; на глубину до 4-5 вершков — от 75 до 120 рабочих; на глубину до 6-7 вершков — от 100 до 200 рабочих в зависимости от степени плотности почвы. Взрыхление тысячи мест, площадью около 1/4 квадратных аршин каждое, требует от 1,5 до 2,5 рабочих дней; вдвое больших мест — от 3 до 5 и вдвое меньших — от 1 до 2. Обработка на глубину 4 — 5 вершков полосы, шириной ³/4 аршин, требует на 100 погонных сажень от 1 до 1,5 рабочих дней на легкой почве и от 2 до 3 — на тяжелой.
Ручное и упряжное орудие
II. Мотыга — ручное и упряжное сельскохозяйственное орудие. Применение ручной мотыги в мелких хозяйствах: для разбивания глыб, разделки и перекопки новых земель для культуры, выкапывания клубней и пр. Устройство ручной мотыги см. выше. При значительных размерах хозяйства пользуются чаще конными мотыгами. Главное их назначение — обработка междурядий растений, возделываемых рядами или гнездами. Мотыги устроены в виде ножей плужных корпусов, зубьев и лап. Ножи или скребки — наиболее употребительная форма — делаются одно- и двухсторонними. Черенок ножа верхней частью скреплен с рамой машины, а режущая его часть отходит от черенка под прямым углом, параллельно поверхности поля.
Для успешной работы на твердых почвах эта часть отогнута несколько назад (фиг. 3, а), так что угол, образуемый такой постановкой ножа по направлению тяги, всегда, смотря по состоянию пахоты, более или менее острый. Длина ножа не должна превышать известной меры; при широких междурядьях лучше пользоваться двусторонними ножами (b) или устанавливать по 2 односторонних (с). Для достижения более совершенного крошения отрезанного от материка слоя почвы поверхности ножа, по его поперечному сечению, придают либо выпуклую (d), либо вогнутую (e) форму. В первом случае отрезанный слой почвы крошится сильнее снизу, при срезе с материка, и менее сверху, при сползании его с ножа, во втором — наоборот. Для обеспечения всходов целесообразно загибать свободный конец ножа немного кверху (f). Устройство зубьев и лап, заменяющих нож, такое же, как у культиваторов. Между конными мотыгами нужно отличать однорядные и многорядные. В многорядных орудиях весьма важно, чтобы действующие части, сохраняя расстояние между собой постоянным, в то же время могли изменять направление сообразно направлению рядов, так как иначе они могут повреждать растения. Всего легче продвигается работа, если предшествующий посев произведен был из сеялки, одинакового размера (по ширине и числу рядов) с мотыгой; тогда рабочий, следя только за одним крайним рядом и направляя колеса по следам сеялки, направляет в то же время и весь аппарат.
Действующие части конных мотыг должны быть прикреплены к станку так, что возможна расстановка их в каждом отдельном случае сообразно ширине междурядий, а также возможна замена одних частей другими: для уничтожения коры и срезания сорных трав — ножи, для выдёргивания корней сорных трав и более глубокого разрыхления почвы — несколько выпуклые лапы, для приваливания земли к растениям — двукрылые плужки. Особенно пригодными для мотыжения хлебов считаются машины, у которых каждая отдельная часть или в некоторой совокупности с другими (например, по 3) прикреплена к рычагу, так что нужна известная тяжесть, накладываемая на рычаги, чтобы можно было ими разрыхлять почву на большую глубину. Для ограждения всходов от возможного повреждение со стороны машины в некоторых мотыгах служат добавочные части: шайбы, прикрепляемые по сторонам ножей, или вогнутые катки, пропускающие под собой ряды молодых растений. Станок мотыги устанавливают на 2-колесном ходу, снабжают оглоблями, а иногда и направляющим 1-колесным передком, что дает возможно быстро изменять направление машины, когда ножам приходится работать почти вплотную, как это бывает при мотыжении хлебов.
ru-wiki.org
Первое орудие мотыга
Сен 6 2011
В поисках других способов удаления сорных растений с поля человек обратился поначалу к самым примитивным средствам. Первым из них оказалась подобранная с земли или оторванная от дерева ветка — палка, которой стали попросту сбивать сорные растения. Преимущества перед прополкой очевидны — не обязательно сгибаться в три погибели, не надо захватывать каждый сорный стебель руками, а одним умелым ударом можно палкой сбить несколько сорных кустов.Но использование палки, кроме названных преимуществ, имело и очевидные недостатки.Во-первых, даже при известном навыке не так просто сбить сорняк, притаившийся за спиной своей жертвы — возделываемого растения. Во-вторых, палкой уничтожают только наземную часть сорного растения. Через день-другой от оставшихся невредимыми корней буйно пойдут в рост новые стебли и листья, и поле снова охватит лишь ненадолго сбитое пламя зеленого пожара. Вот, если бы добраться до корней сорной травы! Поначалу древний земледелец, вооруженный палкой, служившей ему копалкой и сажалкой, попробовал приспособить ее и для того, что бы «выкапывать» сорняки из земли с корнями. Если палка долгое-долгое время служила для того, чтобы взрыхлить почву до посева или посадки, то загубить при ее помощи сорную траву в посеве уже растущих на ниве полезных растений оказалось не так просто. Ведь нужно было уже не только сбить сорняк, а добраться до его корней и вытащить из земли все растения вместе с ними. Для того чтобы палку можно было вонзить поглубже в землю, ее стали утяжелять камнями, которые просверливали посередине, а затем надевали на палку. Для утяжелителей использовали подходящие камни, а чаще всего гальки, обкатанные водой в речных потоках. В зависимости от того, на какую глубину нужно было вогнать палку с учетом твердости почвы, понадобилось утяжелительный камень передвигать по оси палки и закреплять его в нужном положении при помощи деревянного клинышка, заколачиваемого между палкой и внутренней стенкой отверстия утяжелителя. Концы заостренных копалок быстро затуплялись, поэтому старались их делать из креп НИХ пород деревьев. В Египте, например, для этого использовали тамариск, отличающийся исключительной твердостью. С этой же целью в других краях на концы копалок надевались полые рога антилоп, быков, косо срезанные трубчатые кости различных крупных животных.Но и утяжеленной землекопной палкой не удавалось быстро и полно извлечь сорняк с корнями, да и вообще взрыхлить землю. Следующим этапом совершенствования копалки явилось оснащение ее педалью для нажатия ногой и использования веса тела человека, производящего эту работу. Если в качестве педали сначала использовали сук, имеющийся на копательиой палке, то впоследствии в палке стали делать отверстия на разной высоте, куда и вставлялась отдельно изготавливаемая педаль. Землекопные палки с педалями (прообразы заступов и лопат) обнаружены в раскопках древних земледельческих поселений от африканского континента до Урала. Применение земельной палки с педалью охватывает длительный период развития земледелия и запечатлено в его истории. На одном из обнаруженных средневековых сосудов, изготовленных в XI веке, имеются барельефные изображения Адама и Евы, работающих в поле. Адам вскапывает землю палкой с педалыо-сучком, а Ева разбивает комки деревянной колотушкой.Но для того, чтобы дойти до корней сорняка и вытащить их из земли при помощи палки, включая и ее усовершенствования, нужно было провести соответственно две операции. А это затрудняло и задерживало работу. Как же их совместить! Тут родилась идея мотыги. Для ее изготовления поначалу использовали уже готовые орудия, имеющие соответствующую форму. Например, в Европе употреблялись рога оленя, где основной ствол рога использовался в качестве рукоятки, а первый отросток — в качестве рабочей части. Во многих других странах первые мотыги изготовлялись из ветвей, заканчивающихся двойным суком. Нужно отметитъ, что это древнейшее земледельческое орудие именно в таком неизменном виде употребляется до сих пор в некоторых странах Африки.Но подобрать сук, который был бы искривлен именно так, как это требуется, трудно. Поэтому постепенно научились изготавливать составные мотыги из двух кусков дерева. Здесь к вершине деревянной лопатки под соответствующим углом прикреплялась деревянная ручка. Для прочности эти две части связывались веревкой. Во многих местах ручку делали из дерева, а рабочую часть мотыги — из бивней или костей зверей, а уже впоследствии из камней. Кремневые мотыги изнашивались значительно медленнее роговых и деревянных и служили более надежно и долго.Основным назначением копальных палок и мотыг было рыхление земли для проведения посева и посадки нужных растений, а уже затем для искоренения сорняков. С использованием этих первых орудий связана делая система раннего земледелия, так и названная в его истории — палочно-мотыжная.Постепенно с развитием земледелия начинают более четко распределяться роли мужчины и женщины в добывании пищи. Мужчины делают самую тяжелую работу — вскапывают землю на возможно большую глубину. Для этого они пользуются большими и тяжелыми палками в 1,5—2 метра длиной и 3—8 сантиметров толщиной. Женщины разрыхляют землю после вскапывания, разбивают комья и, наконец, выдирают с корнями сорняки при помощи прополочных палок длиной 50—100 и толщиной 3—4 сантиметра. Посев-посадку и сбор урожая проводят все сообща, снова вооружившись палками разного назначения и «конструкции». Постепенно способы и орудия вскапывания земли совершенствуются и усложняются, а роль мотыги сводится лишь к уничтожению сорняков.В гробницах древних фараонов Египта изображены женщины, работающие мотыгами. С изобретением способов обработки металлов в сельскохозяйственном обиходе появляются палки и мотыги с бронзовыми и же¬лезными рабочими частями, а рукоятка остается деревянной. В таком виде через бесконечное количество изменений формы мотыга остается одним из главных орудий поля до наших дней. Барельефы античных зданий, гравюры средневековья и картины художников нашей эпохи, воспевающие труд хлеборобов, неизменно изображают женщину, склоненную к земле, с мотыгой, назначение и форма которой в общем мало изменились за все это время.Мотыжение, несомненно, большой шаг вперед в сравнении с ручной палкой. Здесь уже не нужно хватать каждый сорный стебель голой рукой и дергать его изо всех сил. Мотыгой подрезается если не вся, то хотя бы часть корней сорного растения, и если оно и будет отрастать, то не сразу и не так сильно.Мотыга, тяпка, сапа, кетмень и другие названия имеет это бесхитростное орудие, пережившее несколько цивилизаций, работающее на мускульной силе человека. Главное назначение мотыги — вырубить сорняк вместе с корнями в посеве культурных растений. И теперь мотыжение играет свою роль в общем комплексе агротехнических мероприятий по уходу за посевами.
всем нравятся красивые смешные и забавные мишутки, а можно просто на сайте www.giftsburg.ru. Там еще мрого интересных подарков.
irrox.com.ru
Мотыга - это... Что такое Мотыга?
Моты́га — сельскохозяйственный инструмент. Другие названия: тяпка и сапа (южн.). Представляет собой совмещение кирки и лопаты. Облегчает прополку и рыхление земли и уничтожение разных сорняков. Символизирует сельский пролетариат и сельхозпроизводителей в геральдике ряда государств.
История
Мотыга состоит из двух частей[1]:
I. Мотыга для почвы в лесах,
II. Мотыга в сельском хозяйстве.
I. Мотыга состоит из железного налопатника весьма различной формы, насаженного на длинную рукоятку, с которой он образует угол от 60° до 90°. При насадке налопатника под углом в 60° (фиг. 1), он, при ударе в землю, срежет лишь тонкий слой земли.
Фиг. 1.
При насадке под углом в 90° (фиг. 2) налопатник входит глубоко в почву и отворачивает крупную глыбу земли.
Фиг. 2.
Первый способ насадки употребляют для лущильных мотыг, с помощью которых срезают тонкие дернины, преимущественно на плотных почвах, второй — для глубокого взрыхления почвы. Форма налопатника — различна: для мелкой обработки и для работы на более легких почвах следует предпочесть более широкий налопатник (фиг. 2), для взрыхления на большую глубину и для работы на тяжелых почвах ширина налопатника должна быть уменьшена, а вышина увеличена (фиг. 1). Крайний предел уменьшения ширины налопатника представляет мотыга, носящая название кирки и применяемая для обработки каменистых почв. Применяются также, впрочем, двух-, трех- и четырёхзубые мотыги, зубцы которых, соединенные поперечным бурском, имеют цилиндрическую форму и заострены на конце; такие мотыги употребляют для вторичной обработки почвы, то есть для размельчения комьев, на которые разбивается земля посредством широкой мотыги. Иногда такую мотыгу, состоящую из нескольких зубьев и напоминающую по форме налопатника грабли, соединяют с широкой мотыгой общим ушком, которым налопатник насаживается на рукоятку: из таких сложных мотыг чаще всего описывается грабле-мотыга Штокгаузена. Работа такими сложными мотыгами, однако, менее производительна, нежели работа двумя различно устроенными мотыгами, находящимися в руках двоих рабочих (если, по условиям работы, это возможно).
Обыкновенно налопатник имеет форму прямоугольника, иногда трапеции. Нижний край должен быть наварен сталью и отточен. В зависимости от некоторых условий, этот край изменяет свое прямолинейное очертание: так, на сильно задернелых почвах удобны мотыги, режущий край которых имеет тупоугольный вырез, чем облегчается перерезывание (а не перерубание, как при прямолинейном крае) находящихся в почве корней; на каменистых почвах следует предпочесть мотыгу с закругленным краем, так как при такой форме налопатник не останавливается на попавшемся на его пути камне, а соскальзывает с него. Обработка почвы сплошь с помощью мотыг требует довольно значительного количества рабочей силы: для снятия тонких дернин широкой мотыгой требуется от 120 до 150 взрослых рабочих на десятину; для обыкновенного взрыхления требуется на десятину: на глубину до 2 вершков — от 25 до 70 рабочих; на глубину до 3 вершков — от 45 до 100 рабочих; на глубину до 4-5 вершков — от 75 до 120 рабочих; на глубину до 6-7 вершков — от 100 до 200 рабочих в зависимости от степени плотности почвы. Взрыхление тысячи мест, площадью около 1/4 квадратных аршин каждое, требует от 1,5 до 2,5 рабочих дней; вдвое больших мест — от 3 до 5 и вдвое меньших — от 1 до 2. Обработка на глубину 4 — 5 вершков полосы, шириной ³/4 аршин, требует на 100 погонных сажень от 1 до 1,5 рабочих дней на легкой почве и от 2 до 3 — на тяжелой.
Ручное и упряжное орудие
II. Мотыга — ручное и упряжное сельскохозяйственное орудие. Применение ручной мотыги в мелких хозяйствах: для разбивания глыб, разделки и перекопки новых земель для культуры, выкапывания клубней и пр. Устройство ручной мотыги см. выше. При значительных размерах хозяйства пользуются чаще конными мотыгами. Главное их назначение — обработка междурядий растений, возделываемых рядами или гнездами. Мотыги устроены в виде ножей плужных корпусов, зубьев и лап. Ножи или скребки — наиболее употребительная форма — делаются одно- и двухсторонними. Черенок ножа верхней частью скреплен с рамой машины, а режущая его часть отходит от черенка под прямым углом, параллельно поверхности поля.
Фиг. 3. Установка мотыжных ножей.
Для успешной работы на твердых почвах эта часть отогнута несколько назад (фиг. 3, а), так что угол, образуемый такой постановкой ножа по направлению тяги, всегда, смотря по состоянию пахоты, более или менее острый. Длина ножа не должна превышать известной меры; при широких междурядьях лучше пользоваться двусторонними ножами (b) или устанавливать по 2 односторонних (с). Для достижения более совершенного крошения отрезанного от материка слоя почвы поверхности ножа, по его поперечному сечению, придают либо выпуклую (d), либо вогнутую (e) форму. В первом случае отрезанный слой почвы крошится сильнее снизу, при срезе с материка, и менее сверху, при сползании его с ножа, во втором — наоборот. Для обеспечения всходов целесообразно загибать свободный конец ножа немного кверху (f). Устройство зубьев и лап, заменяющих нож, такое же, как у культиваторов. Между конными мотыгами нужно отличать однорядные и многорядные. В многорядных орудиях весьма важно, чтобы действующие части, сохраняя расстояние между собой постоянным, в то же время могли изменять направление сообразно направлению рядов, так как иначе они могут повреждать растения. Всего легче продвигается работа, если предшествующий посев произведен был из сеялки, одинакового размера (по ширине и числу рядов) с мотыгой; тогда рабочий, следя только за одним крайним рядом и направляя колеса по следам сеялки, направляет в то же время и весь аппарат.
Действующие части конных мотыг должны быть прикреплены к станку так, что возможна расстановка их в каждом отдельном случае сообразно ширине междурядий, а также возможна замена одних частей другими: для уничтожения коры и срезания сорных трав — ножи, для выдергивания корней сорных трав и более глубокого разрыхления почвы — несколько выпуклые лапы, для приваливания земли к растениям — двукрылые плужки. Особенно пригодными для мотыжения хлебов считаются машины, у которых каждая отдельная часть или в некоторой совокупности с другими (например, по 3) прикреплена к рычагу, так что нужна известная тяжесть, накладываемая на рычаги, чтобы можно было ими разрыхлять почву на большую глубину. Для ограждения всходов от возможного повреждение со стороны машины в некоторых мотыгах служат добавочные части: шайбы, прикрепляемые по сторонам ножей, или вогнутые катки, пропускающие под собой ряды молодых растений. Станок мотыги устанавливают на 2-колесном ходу, снабжают оглоблями, а иногда и направляющим 1-колесным передком, что дает возможно быстро изменять направление машины, когда ножам приходится работать почти вплотную, как это бывает при мотыжении хлебов.
В геральдике
См. также
Примечания
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.
dic.academic.ru
Священная мотыга [1974 Халанский В.М.
Священная мотыга
Развитие системы земледелия происходило в тесной связи с ростом и совершенствованием земледельческой техники. Уровень имевшихся орудий обработки почвы определял в первую очередь историческое развитие и смену систем земледелия.
Конструкция пахотного орудия определялась главным образом условиями работы и особенностями той или иной первоначальной системы полевого земледелия. Сама возможность применения какой-либо из этих систем в значительной степени обусловливалась изобретением или заимствованием извне типа пахотного орудия, соответствовавшего этой системе земледелия.
Люди становились изобретателями поневоле. Природа постоянно ставила перед человеком проблемы, практические задачи, каких прежде ему решать не доводилось. Решить их мог лишь тот, кто делал шаг в сторону от привычных проторенных дорожек - изобретал новые орудия, рабочие органы к существующим машинам, разрабатывал новые технологические процессы. Жизнь таких людей была полна лишений, трудностей и неприятностей. История знает много примеров, когда изобретение находило всеобщее признание лишь после преждевременной смерти своего создателя.
Первые орудия труда представляли собой примитивные устройства, заимствованные у природы.
Таким была, например, палка-копалка. Ею делали в земле лунки, в которые опускали семена. Это первое изобретенное человеком орудие труда просуществовало тысячелетия.
Многочисленные археологические раскопки подтверждают существование таких орудий у первобытного земледельца. Интересно, что у некоторых народов в недалеком прошлом, да и сейчас, сохранились почти в неизменном состоянии те способы и технические приемы обработки почвы и выращивания растений, которые применялись в развитых странах тысячелетие назад. Известный русский путешественник Миклухо-Маклай описал в 1871 - 1872 гг. приемы ведения сельского хозяйства папуасами Новой Гвинеи. Не зная металла, они пользовались орудиями из дерева, камня и кости для рыхления земли, причем первичную обработку проводили мужчины, а женщины разбивали комья и сажали семена.
Подобную картину наблюдали первые европейские колонизаторы у индейских племен Северной Америки, занимавшихся земледелием: почву взрыхляли с помощью мотыг, палок, лопат, затем разбивали крупные комки.
Дальнейшая эволюция земледельческих орудий протекала медленно. На смену палке-копалке пришла мотыга. Первую мотыгу изготовили из деревянной палки, привязав к ней острый камень. При отсутствии камней мотыгу целиком изготовляли из дерева. Такие мотыги широко применяли древние земледельцы Египта. В некоторых странах мотыги делали из костей и рогов различных домашних и диких животных. Костяные мотыги археологи находили даже в древнейших поселениях, относящихся к верхнему палеолиту.
Мотыга в течение многих веков и тысячелетий оставалась основным орудием земледельца. Даже появление на древнем Востоке примитивной сохи лишь незначительно сузила сферу применения этого простого и удобного орудия.
Огромное значение мотыги в жизни древних жителей нашло отражение и в мифологии. В шумерской мифологии существует сказание о создании мотыги верховым богом Шумера Энлилем. Автор мифа всячески восхваляет достоинства мотыги, которая, по его словам, сделана из чистого золота с лазуритовым наконечником.
В дальнейшем появились более совершенные орудия. Изменился и улучшился процесс обработки почвы. Но мотыга не стала анахронизмом и продолжает мирно сосуществовать с современным плугом в виде тяпки, камача, кетменя. Эти орудия - своеобразный исторический памятник древнему изобретателю.
Костяная мотыга
Мотыга и в настоящее время играет первостепенную роль в сельскохозяйственном производстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это закономерно. Развитие систем земледелия, как и земледельческой техники, находилось и находится в тесной зависимости от производственных отношений, господствующих в государстве. Социальная отсталость бывших колоний привела к технической отсталости.
Вот свидетельство журналистки В. Вавилиной, посетившей в 1970 г. Мали: "Во время одной из стоянок мы наблюдали, как работают крестьянки на арахисовом поле. Бесконечно долго, не разгибаясь, механически равномерно взмахивали они тяжелой мотыгой, рыхля землю. За весь путь по этой сельскохозяйственной стране ни разу не видала я плуга, упряжки лошадей или волов - все вручную, каждый участок поля много раз полит людским потом".
Палке-копалке соответствовала самая примитивная и самая древняя система земледелия - болотная. Она возникала в долинах рек Азии и Африки (Тигра, Ефрата, Нила), на заболоченных землях и заливаемых водой во время паводка дельтах рек. Это даже не земледелие, а скорее всего некоторый переход от развитого собирательства к земледелию. В этой системе отсутствовал основной прием, определяющий сущность земледелия,- обработка почвы. Используя примитивное орудие - палку с заостренным концом, земледелец делал лишь уколы в почве и в образовавшиеся лунки опускал семена.
Вслед за этой болотной системой, а в некоторых районах одновременно с ней появилась так называемая мотыжная, или огородная, система земледелия. Жители поселения разрабатывали небольшие участки земли и огораживали их от нападения диких зверей. Землю обрабатывали усовершенствованной палкой-копалкой, каменной или роговой мотыгой.
Высокая трудоемкость и низкая производительность при обработке почвы такими орудиями ограничивали площади, используемые под посев. Поэтому в то время земледелие играло второстепенную роль в добывании пищи. Основными источниками оставались собирательство, охота, рыбная ловля, а в более поздний период первобытно-общинного строя - и скотоводство.
Мотыжное земледелие у древних народов, населявших территорию нашей страны, появилось задолго до появления металлических орудий. Уже в III тысячелетии до н.э. в бассейне Днепра и Днестра существовала трипольская культура, характеризовавшаяся развитием земледелия в качестве одной из основных отраслей хозяйства. Позднее в этих же местах (в середине I тысячелетия до н. э.) жили скифские племена, которые выращивали хлеб не только для себя, но и на продажу. В этот период существовало земледелие у народов Волго-Каменского междуречья наряду с охотой и скотоводством.
В Южной Сибири, на Урале и в древнем Хорезме появление земледелия относится к середине II тысячелетия до н. э., причем в Хорезме преобладало мотыжное земледелие с орошением.
ekplug.narod.ru
Первое орудие мотыга | Allomir
В поисках других способов удаления сорных растений с поля человек обратился поначалу к самым примитивным средствам. Первым из них оказалась подобранная с земли или оторванная от дерева ветка — палка, которой стали попросту сбивать сорные растения. Преимущества перед прополкой очевидны — не обязательно сгибаться в три погибели, не надо захватывать каждый сорный стебель руками, а одним умелым ударом можно палкой сбить несколько сорных кустов.Но использование палки, кроме названных преимуществ, имело и очевидные недостатки.Во-первых, даже при известном навыке не так просто сбить сорняк, притаившийся за спиной своей жертвы — возделываемого растения. Во-вторых, палкой уничтожают только наземную часть сорного растения. Через день-другой от оставшихся невредимыми корней буйно пойдут в рост новые стебли и листья, и поле снова охватит лишь ненадолго сбитое пламя зеленого пожара. Вот, если бы добраться до корней сорной травы! Поначалу древний земледелец, вооруженный палкой, служившей ему копалкой и сажалкой, попробовал приспособить ее и для того, что бы «выкапывать» сорняки из земли с корнями. Если палка долгое-долгое время служила для того, чтобы взрыхлить почву до посева или посадки, то загубить при ее помощи сорную траву в посеве уже растущих на ниве полезных растений оказалось не так просто. Ведь нужно было уже не только сбить сорняк, а добраться до его корней и вытащить из земли все растения вместе с ними. Для того чтобы палку можно было вонзить поглубже в землю, ее стали утяжелять камнями, которые просверливали посередине, а затем надевали на палку. Для утяжелителей использовали подходящие камни, а чаще всего гальки, обкатанные водой в речных потоках. В зависимости от того, на какую глубину нужно было вогнать палку с учетом твердости почвы, понадобилось утяжелительный камень передвигать по оси палки и закреплять его в нужном положении при помощи деревянного клинышка, заколачиваемого между палкой и внутренней стенкой отверстия утяжелителя. Концы заостренных копалок быстро затуплялись, поэтому старались их делать из креп НИХ пород деревьев. В Египте, например, для этого использовали тамариск, отличающийся исключительной твердостью. С этой же целью в других краях на концы копалок надевались полые рога антилоп, быков, косо срезанные трубчатые кости различных крупных животных.Но и утяжеленной землекопной палкой не удавалось быстро и полно извлечь сорняк с корнями, да и вообще взрыхлить землю. Следующим этапом совершенствования копалки явилось оснащение ее педалью для нажатия ногой и использования веса тела человека, производящего эту работу. Если в качестве педали сначала использовали сук, имеющийся на копательиой палке, то впоследствии в палке стали делать отверстия на разной высоте, куда и вставлялась отдельно изготавливаемая педаль. Землекопные палки с педалями (прообразы заступов и лопат) обнаружены в раскопках древних земледельческих поселений от африканского континента до Урала. Применение земельной палки с педалью охватывает длительный период развития земледелия и запечатлено в его истории. На одном из обнаруженных средневековых сосудов, изготовленных в XI веке, имеются барельефные изображения Адама и Евы, работающих в поле. Адам вскапывает землю палкой с педалыо-сучком, а Ева разбивает комки деревянной колотушкой.Но для того, чтобы дойти до корней сорняка и вытащить их из земли при помощи палки, включая и ее усовершенствования, нужно было провести соответственно две операции. А это затрудняло и задерживало работу. Как же их совместить! Тут родилась идея мотыги. Для ее изготовления поначалу использовали уже готовые орудия, имеющие соответствующую форму. Например, в Европе употреблялись рога оленя, где основной ствол рога использовался в качестве рукоятки, а первый отросток — в качестве рабочей части. Во многих других странах первые мотыги изготовлялись из ветвей, заканчивающихся двойным суком. Нужно отметитъ, что это древнейшее земледельческое орудие именно в таком неизменном виде употребляется до сих пор в некоторых странах Африки.Но подобрать сук, который был бы искривлен именно так, как это требуется, трудно. Поэтому постепенно научились изготавливать составные мотыги из двух кусков дерева. Здесь к вершине деревянной лопатки под соответствующим углом прикреплялась деревянная ручка. Для прочности эти две части связывались веревкой. Во многих местах ручку делали из дерева, а рабочую часть мотыги — из бивней или костей зверей, а уже впоследствии из камней. Кремневые мотыги изнашивались значительно медленнее роговых и деревянных и служили более надежно и долго.Основным назначением копальных палок и мотыг было рыхление земли для проведения посева и посадки нужных растений, а уже затем для искоренения сорняков. С использованием этих первых орудий связана делая система раннего земледелия, так и названная в его истории — палочно-мотыжная.Постепенно с развитием земледелия начинают более четко распределяться роли мужчины и женщины в добывании пищи. Мужчины делают самую тяжелую работу — вскапывают землю на возможно большую глубину. Для этого они пользуются большими и тяжелыми палками в 1,5—2 метра длиной и 3—8 сантиметров толщиной. Женщины разрыхляют землю после вскапывания, разбивают комья и, наконец, выдирают с корнями сорняки при помощи прополочных палок длиной 50—100 и толщиной 3—4 сантиметра. Посев-посадку и сбор урожая проводят все сообща, снова вооружившись палками разного назначения и «конструкции». Постепенно способы и орудия вскапывания земли совершенствуются и усложняются, а роль мотыги сводится лишь к уничтожению сорняков.В гробницах древних фараонов Египта изображены женщины, работающие мотыгами. С изобретением способов обработки металлов в сельскохозяйственном обиходе появляются палки и мотыги с бронзовыми и же¬лезными рабочими частями, а рукоятка остается деревянной. В таком виде через бесконечное количество изменений формы мотыга остается одним из главных орудий поля до наших дней. Барельефы античных зданий, гравюры средневековья и картины художников нашей эпохи, воспевающие труд хлеборобов, неизменно изображают женщину, склоненную к земле, с мотыгой, назначение и форма которой в общем мало изменились за все это время.Мотыжение, несомненно, большой шаг вперед в сравнении с ручной палкой. Здесь уже не нужно хватать каждый сорный стебель голой рукой и дергать его изо всех сил. Мотыгой подрезается если не вся, то хотя бы часть корней сорного растения, и если оно и будет отрастать, то не сразу и не так сильно.Мотыга, тяпка, сапа, кетмень и другие названия имеет это бесхитростное орудие, пережившее несколько цивилизаций, работающее на мускульной силе человека. Главное назначение мотыги — вырубить сорняк вместе с корнями в посеве культурных растений. И теперь мотыжение играет свою роль в общем комплексе агротехнических мероприятий по уходу за посевами.всем нравятся красивые смешные и забавные мишутки, а teddy bear купить можно просто на сайте www.giftsburg.ru. Там еще мрого интересных подарков.
Метки: сорняки
allomir.com
Что изменило орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге?
Многие века пещерные люди добывали себе пропитание охотой и собирательством, и только пять тысяч лет назад на смену присваивающему хозяйству (в котором человек брал всё необходимое в готовом виде у матушки-природы) пришло производящее. Человек приручил собаку, научился возделывать землю, пользуясь примитивными орудиями труда. Постепенно промысел развивался, новое орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге, позволило человеку перейти от мотыжного к подсечно-огневому земледелию, увеличить урожаи и облегчить нелёгкий труд первых пахарей.
Первые шаги
Самые древние мотыги представляли собой две палки, одна из которых привязывалась в нижней части другой крест-накрест. Таким образом человек получил прообраз современного орудия труда. Работать им было нелегко, так что постепенно земледелием стали заниматься мужчины (именно этим обусловлен переход от матриархата к патриархату). Для возделывания участка земли требовалось достаточно много времени, и человек понимал: нужно что-то менять.
Борона-суковатка, орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге, – это обычная палка с множеством сучков. Сначала её просто тащили по земле, поднимая таким образом нижние слои почвы. Чуть позже к основанию палки начали привязывать что-то вроде верёвок, с помощью которых тянуть борону было гораздо легче. Изменился и тип земледелия: теперь люди не просто поднимали нижние слои почвы наверх, а специальным образом подготавливали надел для обработки. В лесу выбирался относительно ровный участок земли, потом он очищался от деревьев. Поваленные стволы сжигали, а золой удобряли почву, только после этого начинали сеять сельскохозяйственные культуры. Обычно с такого надела получали два-три урожая, а потом его просто забрасывали, начиная всё заново на другом участке.
Но и на этом человек не остановился. Новые орудия труда для пахоты, пришедшие на смену мотыге и бороне-суковатке, вытеснили и подсечно-огневой способ земледелия.
Пашенное земледелие
Параллельно земледелию развивалось и животноводство, так что использование в сельскохозяйственных работах домашнего скота было вопросом времени. Приручённая человеком лошадь первоначально была лишь средством передвижения, применять её силу в пахоте начали гораздо позже. Следующим шагом в развитии земледелия стало очередное орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге и бороне-суковатке, – лёгкое деревянное рало. Сначала оно представляло собой палку, к которой прикрепляли две палочки поменьше, которые рыхлили землю. Один конец рала привязывался к животному, за другой держался земледелец. Естественно, использование скота существенно упростило процесс вспашки, а подобный способ обработки почвы улучшил урожайность.
Влияние на общество
Сейчас уже не имеет значения, какие орудия для пахоты, пришедшие на смену мотыге, использовались человеком. Важно, как они повлияли на развитие общества. Первоначально в человеческом коллективе господствовал матриархат, культ женщины, считавшейся основой всего на земле. Но с эволюцией земледелия стало понятно, что всю работу слабый пол выполнить не сможет, поэтому постепенно происходил переход к патриархальным отношениям. В новом обществе главную роль играл уже мужчина. И доныне человечество сохраняет эти устои, которые своим существованием обязаны переходу от мотыжного к более сложным видам земледелия.
Заключение
О роли различных приспособлений в развитии земледелия можно рассуждать очень долго. Но с уверенностью можно сказать одно: орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге, смогло в корне перевернуть представления о производящем хозяйстве и о человеческом коллективе. Так что борона-суковатка и деревянное рало – нечто гораздо большее, чем просто устройства для копания земли, они – ступени в развитии общества и цивилизации.
fb.ru
Развитие техники в первобытном и раннем рабовладельческом обществе. Начатки науки
Развитие техники в первобытном и раннем рабовладельческом обществе. Начатки науки. «Труд создал самого человека» — эту глубокую мысль Энгельса следует понимать в том смысле, что решающую роль в выделении человека из мира животных, в развитии его сознания сыграл труд, производство человеком средств, необходимых для его существования При этом переломным моментом в процессе эволюции человека был момент, когда человек начал производить орудия труда. Собирательство, строительство жилищ — все эти начальные формы производственной деятельности имеют место и в животном мире. Животные могут и использовать орудия, но только человек начал изготовлять орудия. «Процесс труда начинается только при изготовлении орудий» (Энгельс).
Первичное орудие — «ручной топор», или «рубило», грубо обитый камень — было изготовлено в период так называемой шелльской культуры. Более совершенная обработка этого орудия относится к ашельской культуре, когда появляются и следы использования огня. В следующую (мустьерскую) эпоху находят каменные наконечники и мелкие костяные орудия. Вероятно, человек в эту эпоху знает копьё с каменным или костяным наконечником. Для этой эпохи найдены следы костров. Это период неандертальского человека, завершающего собой эволюцию человека в период раннего палеолита. Общество этого времени было «первобытным стадом» и уже в процессе труда выработало первоначальную речь. Биологическое развитие человека заканчивается в эпоху так называемой ориньяко-солютрейскои культуры, к которой относится кроманьонский человек и гримальдийский человек, являющиеся представителями различных расовых типов. Но тот и другой человек являются вполне разумными существами, типом Homo sapiens (человек разумный). Здесь люди уже изготовляют составные орудия с деревянными рукоятками.
Помимо рубила и скребка, изготовляются нож, костяные иголки, шило, рыболовные крючки. На этой ступени происходит переход к устойчивой форме общества — раннему родовому обществу. Появляются примитивные формы искусства: скульптура, изображения, украшения. Появляются постоянные жилища; вместо костра находят остатки очага. Иголки свидетельствуют об изготовлении одежды. В следующую эпоху, мадленскую, составляющую вместе с ориньяко-солютрейской стадией период позднего палеолита, получает дальнейшее развитие техника. Изготовляется приспособление для метания копья и гарпун.
В эпоху раннего неолита, в период так называемой азильской культуры, находят каменные наконечники для стрел. Человек научился изготовлять лук со стрелами, новое дальнобойное орудие, сыгравшее огромную роль в его общественной эволюции. Это оружие служило человеку до изобретения огнестрельного оружия и долгое время существовало ещё наряду с огнестрельным. Охота сделалась более добычливой, род более сильным. Вместе с тем появилось и первое прирученное человеком животное — собака. В ещё более позднюю эпоху, эпоху Маглемозе, появляется каменный топор (примерно за 6000 лет до н. э.). В дальнейшем продолжается эволюция этого орудия и появляются глиняные черенки — возникает гончарное производство. Топор ещё грубо оббивается и прикрепляется к рукоятке. В эпоху развитого неолита топор отшлифовывается и просверливается. Вероятно, в процессе обработки камня человек научился добывать огонь.
Изготовление первобытных орудий требовало не только больших физических усилий, но и напряжённой мыслительной работы. В первобытном обществе труд умственный и физический сливались в единый творческий процесс. Первобытный мастер, изготовляющий орудия, проявил огромную изобретательность и наблюдательность, он был человеком-творцом.
Постепенно эволюционировали и формы добывания средств существования. От первоначального собирательства человек перешёл к охоте и рыболовству, а затем к земледелию. Каменным топором вырубалась в лесу площадка для посева, выжигались кустарники и пни. Почва разрыхлялась мотыгой. Крупным шагом в развитии земледелия явилось приручение животных. Крупный рогатый скот появляется к концу неолита. В бронзовом веке совершается переход к плужному земледелию.
Дальнейшее развитие производительных сил связано с применением металла. Ранее всего человек познакомился с драгоценными металлами. В Египте золотые изделия датируются 6-м тысячелетием до н. э. Самородная медь в Азии используется в 6—5-м тысячелетии до н. э. Выплавка меди в Передней Азии относится к 5-му тысячелетию до н. э. Давно знали и выплавку меди в Средней Азии, Китае и Индии. В Европе выплавка меди датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. (на Кипре). В 4-м тысячелетии до н. э. появилась бронза (Месопотамия). За бронзой появилось железо. Первые свидетельства об изготовлении железа за 2000 лет до н. э. относятся к неграм Африки. В Египте и странах Азии употребление железа датируется 1300 г. до н. э., в Европе — 1000 лет до н. э.
Развитие производства, усложнение хозяйства привело к разделению ремесленного и земледельческого труда, к возникновению обмена и частной собственности, к нарушению соответствия между ростом производительных сил и общинно-родовой общественной организацией. Происходит распад родового строя, возникает рабовладельческий строй, появляется государство.
В процессе труда человек многое узнал. Пастухи и земледельцы установили связь времён года с положением небесных светил и положили начатки астрономии. Охотники изучили повадки животных, мастера орудий накопили огромный опыт в изучении механических свойств тел. Строители применили свойства рычага, металлурги нашли способ плавить металлы. Эти люди труда и были первыми учёными. В народных сказаниях, песнях, былинах мы находим свидетельства об этих начатках знания. Люди знают, что звук лучше передаётся по земле, чем по воздуху (мотив подслушивания погони в народных сказках), знают, что силу можно сравнивать не только поднятием груза, но и деформацией (натяжение лука в «Одиссее»), в былине о Святогоре очень точно изображено действие и противодействие. Но ещё больше люди не знали. Человек научился побеждать природу, но природа была ещё сильна и непонятна. Это «бессилие дикаря в борьбе с природой» и явилось источником религии. Так на первых шагах возникновения знания возникает и противоречие познанного и непознанного, истинного и ложного порождающее борьбу знания с незнанием, науки и религии. Эта борьба пронизывает всю историю науки, вплоть до современных утончённых форм религии — идеалистических теорий. С появлением классов и государства религия закрепляется интересами господствующих классов, научные знания отделяются от производителя, узурпируются правящим классом и становятся прерогативой жреческого сословия. Говоря о возникновении фантастических религиозных представлений в первобытном обществе, Энгельс писал: «Эти различные ложные представления о природе, о существе самого человека, о духах, волшебных силах и т. д. имеют по большей части лишь отрицательно-экономическую основу; низкое экономическое развитие предисторического дериода имело в качестве своего дополнения, а порой даже в качестве условия и даже в качестве причины, ложные представления о природе. И хотя экономическая потребность была и с течением времени все более становилась главной пружиной двигающегося вперед познания природы, — все же было бы педантством искать для всех этих первобытных бессмыслиц экономических причин. История науки — это есть история постепенного устранения этой бессмыслицы или замены ее новой, но все же менее нелепой бессмыслицей».
Начало устранения «бессмыслицы», т. е. замена фантастических религиозных представлений о мире представлениями, основанными на наблюдениях и доводах разума, и было началом подлинной науки. Наука выступила против претензий религии на монополию в «объяснении» мира и человеческого бытия и поставила своей целью объяснение мира из него самого. Но для того, чтобы поставить такую задачу и начать её решение, общественное сознание должно было достигнуть более высокого уровня развития, чем тот, на котором оно находилось в эпоху родового и раннего рабовладельческого общества.