Возникновение религии у первобытных людей. Первобытные боги
Возникновение первых богов
Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все это остается тайной. Вряд ли ее когда-либо удастся раскрыть. Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем считать бесспорным, надежно обоснованным.
Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей, которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели – представители так называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду относимся и мы).
Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди существенно не отличались от нас, а в чем-то, пожалуй, превосходили.
Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека разумного – неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остается неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит, чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись какие-то примитивные формы натуралистического, предметного искусства (подобие современным разновидностям поп-арта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать, что они выработали представления о высших существах.
Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это – изображения фантастических существ или стилизованные женские фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного искусства отражают представления людей об окружающем мире и своем месте в нем.
Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен первобытной культуры известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще – обожествленных предках, животных (реже – растениях, камнях), о неких человеко-богах или бого-зверо-людях.
Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или искаженно. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие оригинал?
Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы.
Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н.Н. Миклухо-Маклаем. Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать копии людей, категорически запретил себя фотографировать. Миклухо-Маклай обещал учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый решил сделать его фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения.
Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый человек обрел власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или животным). Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии определяется степенью веры в нее.
Но если конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать, то этот запрет распространялся на животных, а также, по-видимому, и на фантастические существа или условно-символические образы мужчин и женщин. Из них определенно выделяются два: человеко-звери и женщины с пышными формами.
Бог охоты. Имя этого божества нам неизвестно. Точнее сказать – у него сотни, тысячи имен. Такие боги, обожествленные предки или животные, с незапамятных времен были у различных охотничьих племен в разных частях земного шара.
Конечно, ни о каком едином великом боге не может быть речи. Каждое племя или род вырабатывали представление о своем более или менее индивидуальном божестве или духе. Вера в них характерна для коренных народов во всех частях света. Но во всех случаях было нечто общее, позволяющее говорить о великом боге охоте как выразителе чувств, мыслей, верований, обычаев охотников разных времен и народов.
За основу мы возьмем древнейшее изображение фантастического существа, определенно имеющего отношение если не к охотничьей магии, то во всяком случае к духовному миру первобытных охотников.
Во Франции есть знаменитая пещера Ле-Труа-Фрер (Три Брата – названная в честь открывших ее трех сыновей графа Бешуана). В ней сохранились загадочные изображения «зверолюдей» и химерических животных. Из них выделяется один образ, получивший названия «Колдун», «Шаман», «Владыка зверей».
В нем соединены черты человека и нескольких животных. У него рога и уши оленя, совиные глаза и клюв, медвежьи передние лапы, лошадиный хвост и человеческие ноги, а также орган, отличающий мужчину, хотя и находящийся не совсем на своем месте.
Нет никакого сомнения, что талантливый первобытный художник со знанием дела отразил характерные особенности человека и животных, стремясь выразить определенную идею. Странное соединение черт, не встречающееся в природе, безусловно рождено силой воображения и какими-то мыслями и эмоциями.
Очень показательно уже то, что перед нами образ «комплексный» и не имеющий аналогов в природе. Его создатель выразил нечто свое собственное как свободный (отчасти, конечно) творец, находящийся в некотором роде вне или даже над природой. Он словно пожелал показать, что человеку свойственны черты самых разных обитателей Земли.
«Все это вместе, – по словам американского ученого и писателя Тома Придо, – создает существо, источающее жизненную энергию, волшебный сплав звериных и человеческих сил».
Такого ли воздействия на зрителей добивался художник? Или он просто шутил, подтрунивая над каким-то охотником? Или изобразил монстра, чтобы запугать соплеменников? Или это – детская страшилка из сказки? Или – наркотическое видение, возникшее во время шаманских камланий?
Такие предположения имеют право на существование, но выглядят надуманными. Они не учитывают главное: данный художественный образ уникален по выразительности, мастерству, смысловой глубине, фантастичности. Он должен воплощать какую-то значительную, великую идею.
Есть в той же пещере еще одно изображение подобного типа – так называемая «сцена с колдуном»: бегущий и, похоже, раненый олень, молодой бизон (впрочем, похожий и на крупного козла), а за ними – бизон с рогами и хвостом, но стоящий на человеческих ногах. Смысл этой композиции неясен. Предположение, что показан колдун в маске или охотник, замаскированный под зверя, вряд ли убедительно: слишком уж велик бизон, чтобы человек смог надеть на себя часть его шкуры с головой, да еще и притвориться бизоном. То, что можно показать на рисунке, не всегда осуществимо в реальности.
Сказки о превращениях людей в животных, и наоборот, очень распространены едва ли не у всех народов Земли. Каждый из нас слышал и читал их в детстве. Животные в сказках наделяются человеческими чертами. В мифах древних народов нередко присутствуют звероподобные люди или человекоподобные звери. Поэтому не исключено, или даже вполне вероятно, что в пещере Трех Братьев запечатлен персонаж древней волшебной сказки.
Надо только иметь в виду, что понятие волшебной сказки появилось и укоренилось сравнительно недавно. В древности люди относились к волшебству с доверием. Они еще не знали четких пределов законов природы, а сновидения толковали как перемещения души в другие миры. Нередко то, что мы склонны считать волшебной сказкой, некогда было мифом – преданием, выражавшим жизненный опыт племени, его отношение к миру.
Итак, есть основания считать фантастические образы пещеры Трех Братьев мифологическими персонажами, которых обожествляли охотники. Эти персонажи показывают замечательные качества и возможности великого охотника, способного справиться с любым зверем.
Как художественное и философское обобщение такой образ был вполне оправдан и правдив. Охотники каменного века действительно справлялись с любыми животными-гигантами: мамонтом, шерстистым носорогом, диким быком, огромным пещерным медведем, львом. Конечно, в большинстве случаев охота была коллективной. В мифах присутствовали образы обобщенные, героические, обожествленные.
В мифах легендарный предок умел превращаться в зверей, птиц и других животных, приобретая их качества. В то же время он оставался человеком. Так считали охотники-туземцы Африки, Сибири, Юго-Восточной Азии, Австралии, Южной Америки. Отличия были непринципиальны. Если в Сибири преобладали легенды о человеке-олене, то в Австралии почитались люди-кенгуру, а в Африке – люди-леопарды.
Английские исследователи Б. Спенсер и Ф. Гиллен отмечали, что тотемические первопредки австралийцев мыслятся одновременно и людьми и животными (реже – растениями). В мифах этих племен, записанных немецким этнографом К. Штреловым, предполагается тождество между животными и человеком, так что можно с одинаковым основанием говорить о кенгуру-человеке и человеке-кенгуру.
Советский этнограф В.Р. Арсеньев изучал быт и нравы африканских охотников на крупных животных. Этих охотников соплеменники считают магами, колдунами («симбон»). Ученый привел слова песни охотничьего племени бамбара (республика Мали):
Человек должен бояться охотника.
Охотник – это ведун,
Он знает деревья, он знает воду,
Он знает зверей, он знает лес…
…Многие носят штаны, но не все они – мужчины.
mirznanii.com
Возникновение религии у первобытных людей
Бессилие первобытных людей перед природой
За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.
Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.
Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.
Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты.
Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.
Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.
Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.
Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.
По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.
Как появилась вера в «душу»
Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.
Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.
Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.
Как люди создали богов
Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.
Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.
Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.
Молитвы и жертвы
Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.
Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.
Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.
Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в жизни людей и в природе, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.
informvest.ru
Древнейшие земные боги - змееподобные боги
О земном происхождении этих богов свидетельствует отмеченная практически во всех преданиях их родословная, берущая начало от Матери Земли, иногда называемой Богиней Земли и плодородия. Да и сами боги или их разные воплощения (Кощей Бессмертный, Геб, древнеиндийские наги, китайские драконы, древнескандинавские ваны) изначально относились к богам земледелия и скотоводства, что подтверждает их связь с землей.В более позднее время (66 млн. лет назад) функции змееподобных богов существенно изменились. Они выступили предводителями великой армии змеев в битве с войском космических пришельцев (см. также здесь), ведомым человекоподобными богами (славянскими Сварогом, индийским Индрой) и стали относиться к богам, так или иначе связанным с войной. Как я уже показал в разделах Виевичи, Наги, Великая битва белых богов и демонов- змеев за Землю. Новый взгляд на причину мел-палеогеновой катастрофы, эту войну они проиграли и были "низвергнуты под землю". Хотя в течение еще очень долгого времени отдельные змее-люди жили на поверхности Земли и даже выступали стратегическими союзниками и желанными гостями у человекоподобных богов (славянский Волх, индийские Шеша, Васуки, Айравата и др.)
Читайте мою работу "Великие допотопные цивилизации фоморов, ракшасов, виевичей и нагов. Общая характеристика и их роль в мировой истории"
Начало темы /Продолжение "Второе поколение земных богов - многорукие боги"
Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на ФОРУМЕ в темах "Тайны змееподобных богов" и "Боги из индийской мифологии"
Читайте серию моих работ (обобщающих мои книги "Битвы древних богов" и "Земля до потопа - мир колдунов и оборотней") о появлении на Земле богов, демонов, героев и людей "История Земли и человечества с начала палеогена до Р.Х", "Мировые эпохи и человечества", "Пять мировых эпох майя, науа и ацтеков"
Читайте также мою работу о появлении нового (голубого) неба, новой (с климатическими зонами и снегом) земли и новых (состоящих из смертной плоти и бессмертной души) людей, и дальнейше развитие этой темы в работе "Самая главная катастрофа в истории Земли, во время которой появилось человечество. Когда она произошла"
www.dopotopa.com
Боги Древней Греции — Страница 2 — Язычество
Океан (или Океанус) был одним из Титанов или Протогенов (первобытное божество), представлял собой большой окружающий землю рекой, вместилищем всей пресноводной земли: включая реки, колодцы, источники и дождевые облака. Океан был также богом, который отрегулировал повышение и урегулирование небесных тел, которые, как полагали, появились и спустились в его водянистое царство на концах земли. Женой Океана была…
СТАРШИЕ Киклопы (или Циклопы) были тремя, бессмертными гигантами с глазами в виде шара, которые подделывали болты молнии Зевса. Как только они родились, их отец Уран (Небо) запер их в животе Земли, наряду с их бурными братьями, сторукими. Когда Титаны свергли его, они свергли гигантов в яму Тартара. Зевс и его братья, в конечном счете, освободили…
Гея (или Gaea) была одной из первопотенций (первобытное божество) земли, одного из основных элементов, которые сначала появились на рассвете создания, наряду с воздухом, морем и небом. Она была великой матерью всего: небесные боги произошли от ее союза с Ураном (небо), морские божества от ее союза с Понтосом (море), Гиганты от ее спаривания с Тартаросом (Tartaros)…
СТАРШИЕ Киклопы (или Циклопы) были тремя, бессмертными гигантами с глазами в виде шара, которые подделывали болты молнии Зевса. Как только они родились, их отец Уран (Небо) запер их в животе Земли, наряду с их бурными братьями, сторукими. Когда Титаны свергли его, они свергли гигантов в яму Тартара. Зевс и его братья, в конечном счете, освободили…
Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера…
В греческой мифологии, Эрос, был исконным богом вожделения, любви, и общения; ему также поклонялись как божеству изобилия. В некоторых мифах он был сыном богини Афродиты. Как Дионис, он иногда упоминался как Eleutherios, освободитель . Его римским эквивалентом был Купидон, желание , также известный как Амур, любовь . Согласно традиции, Эрос был преимущественно патроном мужской любви,…
Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств. Аполлон родился на плавучем острове Астерия, приютившем возлюбленную Зевса Лето, которой ревнивая Гера запретила ступать на твердую землю. Будучи еще ребенком, он убил…
Кронос (или Хронос) был протогеном (первобытным богом) времени, божество, который появился самосформированный в начале создания в Орфических космогониях. Кронос предполагался как бестелесный бог, в форме змеи с тремя головами – то похож на человека, быка, и льва. Он и его супруга, змеиная богиня Ананке (Ananke) (Неизбежность), переплетали основное мировое яйцо в их катушках и раскололи…
Зевс, Дий ( светлое небо ), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и…
Хемера была протогеном (первобытной богиней) дня. Она была дочерью Эребоса (Erebos) (Темнота) и Никс (Nyx) (Ночь) и сестрой-женой Айтера (Aither) (Свет). Вечером ее мать Никс потянула свою завесу темноты между aither и aer, чтобы принести ночь людям. Утром Хемера рассеяла эти туманы, раскрывая яркий синий свет дня. Ночь и день были расценены как весьма независимые…
pagandom.ru
ПЕРВЫЕ БОГИ — Язычество
Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все это остается тайной. Вряд ли ее когда либо удастся раскрыть. Мнений на этот счет высказано немало, но ни одно из них мы не можем считать бесспорным, надежно обоснованным.
Факты, добытые археологами, историками, исследователями древнейшего искусства и этнографами, позволяют сделать некоторые обобщения, касающиеся образа жизни, занятий, быта, а отчасти знаний и верований людей, которых мы считаем первобытными. Это были охотники, рыболовы, собиратели – представители так называемого Homo sapiens, кроманьонского человека (к этому виду или подвиду относимся и мы).
Они распространились на земном шаре около 40 тысячелетий назад, со временем освоили все обитаемые материки. Судя по сохранившимся с тех пор орудиям труда, произведениям искусства, интеллектуально и психически эти люди существенно не отличались от нас, а в чем то, пожалуй, превосходили — например — изготовление памятников у них было отточено до совершенства.
Прежде кроманьонцев на Земле господствовал другой вид (подвид) человека разумного – неандертальцы. Однако их духовный мир для нас во многом остается неясным: слишком скудны факты, допускающие разные толкования. Неандертальцы жили разрозненными группами. Есть сведения, что они хоронили умерших, а значит, чтили умерших, осыпали могилы цветами. У них имелись какие то примитивные формы натуралистического, предметного искусства (подобие современным разновидностям поп арта, изготовления муляжей). Нет веских оснований считать, что они выработали представления о высших существах.
Первые свидетельства такого рода появляются в эпоху кроманьонцев: наскальные рисунки, гравюры на кости, фигурки из камня, кости, дерева. Это – изображения фантастических существ или стилизованные женские фигурки. Большинство исследователей склоняется к мнению, что эти произведения архаичного искусства отражают представления людей об окружающем мире и своем месте в нем.
Если бы все ограничивалось только подобными «немыми» артефактами, то смысл их оставался бы неясен. Однако по материалам изучения племен первобытной культуры известно, что у них существовали представления о великих богах, а чаще – обожествленных предках, животных (реже – растениях, камнях), о неких человеко богах или бого зверо людях.
Характерная черта искусства кроманьонских охотников: великолепные реалистические изображения крупных млекопитающих, которые служили объектом охоты. А вот люди почти всегда показаны схематично или искаженно. Почему? Вряд ли дело только в узкой специализации художников. Что мешало им рисовать портреты, хотя бы в профиль, верно отражающие оригинал?
Наиболее правдоподобный ответ: мешала вера в магическую силу изображения тех или иных объектов. Подобное суеверие характерно для многих племен архаичной культуры, с которыми сталкивались европейцы.
Курьезный случай, подтверждающий это, произошел с Н. Н. Миклухо Маклаем. Его слуга, туземец, веривший в магическую силу фотоаппарата, позволяющего получать копии людей, категорически запретил себя фотографировать. Миклухо Маклай обещал учесть это желание. Однажды, когда слуга спал, ученый решил сделать его фотопортрет, но в последний момент отказался от своего намерения.
Он поступил честно. А делая снимок, рисковал жизнью человека. Ведь туземец мог проснуться во время съемки, ужаснуться и решить, что белый человек обрел власть над его душой. Образ человека, как считали представители архаичной культуры, обладает мистической сопричастностью с живым человеком (или животным). Такое суеверие могло бы довести туземца до тяжелой болезни, депрессии, а то и могилы (подобные случаи бывали). Действенность магии определяется степенью веры в нее.
Но если конкретных реальных людей древние охотники избегали изображать, то этот запрет распространялся на животных, а также, по видимому, и на фантастические существа или условно символические образы мужчин и женщин. Из них определенно выделяются два: человеко звери и женщины с пышными формами.
pagandom.ru
Верования древних людей
Много сотен лет первобытный человек вообще не знал религии.
Первые религиозные верования появились у людей, лишь в конце эпохи древнего каменного века, то есть где-то 50—40 тысяч лет тому назад.
Одной из ранних форм религии был тотемизм — представление, якобы все члены одного рода происходят от какого-то конкретного животного — тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-то предмет.
Люди верили, что со своим тотемом они связаны кровным родством.
По их представлениям, тотемное животное, если она того захочет, может легко превратиться в человека. Причину смерти древние люди видели, в перевоплощении человека в тотем.
Существо, которое считалось тотемом, было священным — его нельзя было убивать. Правда, позже тотемное животное начали убивать и даже есть, с одним только условием — голову, сердце и печень, употреблять в пищу запрещалось.
Иною формой первобытной религии была магия, или колдовство.
Это была вера в то, что человек может влиять на природу, с помощью разнообразных "чудодейственных" приемов и заклинаний.
Так, например, до нас дошли образцы древней "живописи" (которые были нарисованы на стенах пещер), где изображены животные, проткнутые копьем. Ученые считают, что первобытные люди верили, якобы изображение раненного зверя, помогает удачной охоте.
Попутно развивалось еще одна, новая форма религии — культ природы.
Существующий страх человека перед природой вызывал желание как-то растрогать ее. Именно поэтому, человек начал поклоняться солнцу, земле, воде, огню. А всю природу он населил духами.
Эта форма религиозных явлений носит название анимизм (от латинского слова "анимус" — дух). Сон, обморок, смерть, первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела.
С анимизмом связана вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом рассказывают найденные захоронения древних людей, в которых вместе с покойником клали также его вещи — украшения, оружие, запасы еды.
Все это, по представлению первобытных людей, могло понадобиться мертвецу в загробной жизни.
С возникновением классов и рабовладельческих государств появились и новые формы верований.
Среди духов и божеств начали отличать главных, которым якобы подчиняются все другие.
Возникли мифы о родственной связи царей и богов. Появились профессиональные жрецы, служители культа.
Люди начали верить в потустороннее.
www.hexcity.com
Звериные боги Древности | Archontis
Чем агрессивнее и жаднее люди, тем более ужасны и хитры облики их Богов. И более полновесны жертвуемые им дары.
Если спрашивать сегодня у людей, не являющихся специалистами по истории цивилизации, как они относятся к языческим богам, увенчанным рогами, наиболее популярны будут три варианта ответа: предубеждение, непонимание, молчание. Четвертый вариант ответа наиболее редкий — попытка осмысления фактов свидетельства о которых покоятся под пылью веков.
Многие, не задумываясь, привычно, проводят явную аналогию с современной религией, где языческим богам отводится негативная роль символов зла и невежества. Но задолго до появления «великих» духовных книг, которым поклоняются наши современники, люди в звериных шкурах вверяли свои жизни Богам Битв, Охоты и Плодородия. Которые были рогаты, как таинственный серп далекой Луны. Луны, повелевающей невидимыми ритмами Природы, растекающейся очищающим серебром по глади целебных озер и источников. Луны, похожей на Клинок — несущий обновление и тесную связь жизни и смерти. Некоторые из Древних Богов так и изображались — с лунным серпом, острым и узким.
Среди божеств и существ, связанных с Рогатым Богом — кельтский бог плодородия, животных и потустороннего мира Кернунн; Пан, греческий бог лесов; Янус, римский бог светлого начала, двуличность которого представляет жизнь и смерть; Таммуз и Дамуци, сын-любовник-супруг Иштар и Инанны; Озирис, египетский бог потустороннего мира; Дионис, греческий бог растительности и виноградников, культ которого соблюдался в ритуалах расчленения и воскрешения…
Предводитель «Дикой Охоты» Херне (Херлехин), до сих пор встречающийся в лесу возле Винзорского замка, связан с Луной и носит головной убор с оленьими рогами…
Древнейшие символы — ассирийские крылатые быки с человеческими головами и Апис — египетский бог плодородия в облике быка; символы богов Двуречья: рогатая тиара — Энлиль, крылатый лев — Нергал, грифон — Нинурта…
Священная корова скандинавов — Аудумла, от которой произошел предок Богов Бури, тоже была рогата, как и рогат африканский насмешливый Бог Удачи Шимбо, чей танец будит кровь охотников на свирепых львов.
Прекрасные оленьи рога отмечали благородство и силу кельтского Бога Хранителя (Защитника) – Кернунноса, привратника на границе жизни и смерти. Его почитали галлы и римляне, его помнят до сих пор те, кто сохраняет древние традиции.
Некоторые боги-воины часто носили шлемы с рогами могучих туров, как обладатель двухстороннего топора нордический Бог Тор. И люди, подражая Богам Побед, водружали рога на свои боевые доспехи.
Когда-то люди, живущие на лоне нетронутой природы могли наблюдать брачные поединки самцов-оленей. Эти грациозные дикие животные, носящие на голове смертельное оружие — даже в пылу битвы не убивают слабого соперника, вовремя остановившегося или убежавшего с поля боя. Картинами этих сражений украшены многие пещеры времен палеолита (как пещера Трех Братьев в Арьеже), в них заметно почитание и понимание души Природы, её жизненных законов. Рядом с фигурками зверей можно увидеть человеческие силуэты. Иногда охотники также надевали рога, чтобы подобраться к стаду, а после они танцевали с этими рогами, благодаря добрую душу зверя за сытное мясо и теплую шкуру. Боги доисторических охотников не стеснялись ни когтей, ни рогов. Они были им необходимы как все существующее, а значит и нужное их миру.
Шаманы Севера и вожди американских индейцев, чьи народы имеют свою особенную философию и до сих пор общаются с Духами Предков, считают рога одним из благоприятных и положительных знаков, используемых Богами и Людьми.
Это Сила, грозная, но не слепая. Рогатые Боги были востребованы в соответствии с Временем и Людьми — нуждающимися в них. И, наверно, будет излишним напоминать о том, что те люди были ничуть не хуже нынешних.
Порой соединенные рога ассоциировались с вратами в нечто неизведанное. Тайные гроты и святилища были защищены перекрестием огромных рогов — через арку из которых могли проходить лишь посвященные. Недремлющие мудрые духи тщательно хранили свои секреты от пришельцев. Они не жаждали крови, потому что легко читаемые символы являлись более действенным предупреждением. Благородным Богам — Воинам, неведома месть и подлость, им ни к чему ложь. И сражаться против смертных им не за что. Носящие Оружие — не несли смерть, они охраняли Жизнь и служили Справедливости.
Можно ли представить себе некое уродливое, скрюченное и гадкое существо с рогами благородного оленя на голове? Наверно это будет нелегко. Потому что такая голова должна быть высоко и гордо поднята и иметь ясный и спокойный взгляд, а не бегающие злые глазки… Чтобы носить такую тяжелую корону — понадобится сильное и стройное тело, которому не чужды понятия силы, красоты и грации. А в «здоровом теле — здоровый дух», это не раз философски замечали греки, оставившие нам на память статуи своих замечательных богоподобных атлетов, почитаемых не менее богов.
Древние Боги имеют право остаться прекрасными хотя бы на страницах наших воспоминаний, ведь они были когда-то идеалом, к которому стремились простые смертные. Им уже нет места в мире новых религий и технологий, ведь они никого не уговаривают, ничего не обещают и не продают. У многих из них нет даже ни Рая, ни Ада! Можно ли это считать их несовершенством и дикостью? Возможно, они казались слишком прямолинейными и наивными, но так ли это плохо? Люди когда-то верили, что именно эти Боги жили среди них и делили поровну все их радости и печали. Но чем выше прогресс, тем дальше отдалялся мифический дом Богов, пока не достиг самих Небес, и слышны ли там многочисленные молитвы, кто знает…
Незлобливый рогатый и козлоногий греческий Пан (имевший множество имен, ему молились о плодородии скота и удачной охоте) любил помузицировать в свое удовольствие (знаменитая флейта Пана), а игривые фавны и сатиры — полубоги лугов и лесов никому не причиняли вреда, хотя и имели острые раздвоенные копыта.
Заруганный до смерти и полного забвения, античный бог Приап (Овидий и другие источники. прим. редакции) с несколько преувеличенным молвой «мужским достоинством» — был объектом для веселых шуток и сельского фольклора, а не опасным, страшным монстром или сексуальным маньяком.
У Богов не было права на неустойчивую психику, ведь у них очень ответственная функция — работа с людьми.
Древние Боги превыше всего ценили не веру, а поступки. Яркий пример тому кодекс чести нордов: если отважный и умелый воин-чужак смог одержать справедливую победу, норды верили, что он угоден их богам и даровали ему свободу. А вот от подлеца отвернется даже самый терпеливый Бог, и даже золото не купит прощения и чести.
Возможно, у тех Богов и Людей не было наших проблем… и выросшие потребности цивилизации призвали на смену устаревшим, новых — более универсальных богов, взявших на свои «цивилизованные» плечи сразу все заботы о многочисленных подданных. Порой прокладывая путь к культуре «огнем и мечом». В пламени костров сгорели лики Богов племен Древлян, живших в симбиозе с дубами-исполинами, которые также служили верой и правдой многим соседним селениям. Среди тех Богов попадались и настоящие оборотни, т.е. те, что умели «оборачиваться» другим обликом: птицей или зверем. И никто не думал о этом, как о недостойном деле. Талант к подобным вещам не вызывал ни зависти, ни страха, ни отчуждения. И Боги, способные «перекинуться» в волка, лося или лисицу — не считались врагами людей. У них хватало иных забот.
Почему же люди, жившие в древности, не боялись подобных Богов? Может потому, что никто не рассказал им, как это постыдно и плохо? В те времена, если кто и опасался «божьего ока», то уж точно знал — за что именно. Зато с экологией все было в порядке, за всем присматривали помощники богов: дриады, водяные, феи и прочие духи жизненной энергии Природы и Стихий. Да и люди, выросшие в гармонии и понимании с ними не имели дурных потребностей — плевать в собственный колодец, и брать больше, чем нужно.
Считалось, что Первые Боги, Изначальные, находились в более тесном контакте между себе подобными и людьми и, как люди они умели наслаждаться, любить и ненавидеть. Они учили людей сеять и строить, украшать свои жилища и создавать первые виды искусства. Они несли людям свою философию единства. Взаимосвязи всего существующего. Возможно, первые такты музыки, подслушанные у дождя и ветра, были очень примитивны и дики. Но эта страсть и печаль — волнует до сих пор, потому что всегда оставалась единственным эталоном, истоком этники, которая ещё не раз к нам вернется.
Если Древние Боги покровительствовали искусству, как чему-то великому, что нельзя рассчитать или контролировать, то властители, стремящиеся к собственному пониманию и строю — наоборот отвергали всякие эмоции не поддающиеся их корректировке и системе нового порядка. Они сочли искусство — порождением темной стороны сил. А вдохновение и талант пугал их своим свободомыслием. Для одних искусство — произошло от слова «искусственный» (подделка, обман), но ещё живы те, для кого оно всегда значило — «искусный». Умелый, знающий, Мастер… В более поздние времена появились понятия «искус» и «искушение» (в средневековом христианстве, запретившем многие традиции Прошлого. прим ред.) и запреты на изображения людей (ислам.) Самых лучших из людей-мастеров Древние Боги уважали, даря их творениям долгую славу и жизнь. Кельтский Бог Света Луг (по-гальски «сияющий») до сих пор восхваляется в названиях городов и крепостей Лейден, Лион, Лан… Ирландцы считали его Мастером во многих искусствах и ремеслах, которым он покровительствовал, хотя он был не менее умелым воином — «с длинной рукой», победившим самого предводителя фоморов.
Но жизнь Богов не так безоблачна и беспечна как кажется, истинные судьбы и функции многих из них остались неизвестны. Например, печальная история запертого в Лабиринте Минотавра, возможно, сведенного с ума одиночеством и заточением…
Непонимание порождает страх, и те кого люди признали чужими должны либо уйти, либо остаться — обреченными на смерть. А будут это рога, копыта или иной цвет кожи — уже не столь важно. В фольклоре первобытных племен существует немало шутливых песен, где Смерть встречается с Жизнью и это никого не пугает. На улицах сегодняшнего Мадрида ежегодно проходит древний ритуал поклонения быку. Люди соперничают с древней силой богов и бегут по улицам перед самым носом сильных и породистых быков. Можно вспомнить и о критских Играх С Быком, олицетворяющих силу Поссейдона. Целью этих игр — было усмирить безудержную силу моря.
Незначительные жертвы не исключены, как в спорте — где необходимо знать правила игры. Если зазевался или не рассчитал своих возможностей — виноват только сам, и никто другой. Кто ещё из Богов мог бы позволить себе так благосклонно отнестись к столь дерзкому вызову Человека? И остаться довольным, пусть не своей победой?
Смертные дети Богов-Зверей, вскормленные молоком вола, защищенные лошадью, спасенные орлом… Многие из них стали богоподобны, став взрослыми и пользуясь лишь своей силой и умом. Их путь стал летописью героических деяний, принесших пользу людям.
Кентавр — получеловек, полуконь, называемый греками Харон, был мудрым и очень терпеливым наставником Геракла, хотя его тоже не понимали до конца, и это несло подозрения и раздоры.
Более всего повезло воинственным девам Битв, спутницам Одина, Валькириям. Их сверкающие шлемы с рогами были самым лучшим знамением из того, что могли себе вообразить отважные викинги. Легенды бережно сохранили имена некоторых из них — Брюнхильд, Гудрун… Проводивших павших героев в страну Эйнхериев, к пиршественному столу самого Одину, где никогда не смолкает звон мечей и кубков.
Жители Восточного побережья Африки почитают Бога с тонкими рогами антилопы, а их соседи — изображают его с мощными буйволиными. Они верят, что именно их божество распахивает рогами землю, чтобы посадить зерно, траву и деревья, кормящие всю саванну и дающие спасительную тень. Иногда их бог сражается насмерть со своими врагами — Огнем, Песком и Жадностью людей. Не являясь ни злым, ни добрым, он делает свое дело, не отвлекаясь на мелочи. Он из тех, кому не следует мешать. Как и Бог с далеких гор, некогда бывших дном океана, в современности именуемый Шива, он тоже покровитель животных. Полноценная жизнь планеты даже при самом высоком развитии техники будет без них бедна и невозможна… Чистенькие синтетические зверюшки, программируемые на любовь, изменят чувства людей, ведь их можно будет чинить и переделывать без конца. А о том, что они уже являются искусственным интеллектом, можно и не помнить, считая их лишь неодушевленной игрушкой, машиной, которой следует владеть. Безо всякой ответственности. Для Древних любая ветка, камень или комок глины могли иметь свою душу.
Первые Боги, питающие трогательную привязанность к животным, вряд ли хотели видеть, как люди сделают их своими рабами и заложниками моды и прихотей, уродуя их природный ум, душу и тело. Для нас звери — лишь младшие братья, а не равные помощники, как прежде.
Многих Богов всю жизнь сопровождали верные спутники — звери, были у них и свои любимцы. То, чего себе не могли представить современные Боги, которым не только нет дела до мелочных привязанностей к столь «низшим» существам, но и более того — они дополнительно унизили их перед людьми, уверяя, что у этих «тварей» не души и ничего человеческого. Их нельзя вводить в светлые храмы и хоронить на священных землях, они не достойны молитвы и самого скромного уголка в раю… И это после преданной любви и службы — во имя человека? Для Древних, звери были — братьями, связанными кровным родством. Так ли мудры и сильны те, кто унижают и отвергают ставших ненужными нуждающихся в защите? И так ли плохи те, кто не предают своих и не забывают их бескорыстной любви?
Эпона (кельтск.) — Мать Всех Лошадей и неизвестный Собачий Бог без имени — не ждут от людей ничего. Им не строят храмов, не несут даров, но они придут и отдадут свои жизни, разделив их поровну между своими детьми и людьми. И они одинаково дают свое благословение любому детенышу, будь то зверь или человек.
Призрачный Рогатый Бог японских островов — Шишигами любил уединенность туманных озер. Шишигами менял форму, днем он был могучим длинношерстным туром с почти человеческим лицом и удивительно добрыми и печальными глазами. Его рога состояли из целого леса ветвистых отростков, напоминающих величественную корону.
Люди не имели права поселяться и охотиться в лесах, принадлежащих ему, но звери и птицы могли рассчитывать на защиту и спасение в пределах его заповедных владений. Ночь была временем его превращений. Все к чему он прикасался, когда был в рогатой ипостаси, возрождалось само и исцеляло других. А если это было невозможно, милосердная смерть раскрывала свои объятья тишины и покоя. Но если люди убивали призрачного Шишигами ради волшебства и власти божественных рогов, он становился Проклятым Богом. И тогда умирало все вокруг, и его тело разрушало мир.
Древнедравидский Бог Айанар, остатки культа которого были обнаружены в районах легендарных руин Мохенджо — Даро и Хараппы, характеризовался как первобытный Бог с Трезубцем на голове — одновременно похожим на двурогую луну. Современный Бог Созидания и Разрушения, аскет и воин, покровитель Искусств (особенно танца) Шива — располагает сразу несколькими грозными и благими ипостасями и носит оба символа. И рогатую Луну — на челе, и оружие — Трезубец в руке. Айнар, также как и Шива, всем божественным атрибутам предпочитал простоту и удобство звериных шкур. В разное время он почитался как Бык Плодородия, Лорд — Господин или Бог — буйвол. Терракотовые лошадки в южно — индийских храмах неизменные символы той доарийской эпохи. Иногда его ошибочно называют — сыном Бога Шивы и обольстительной Мохини — аватары Вишну. Следуя хронологии, вероятнее всего, сначала был доведический Айанар (как прототип Шивы), потом — Рудра переродившийся под влиянием ариев в одного из менее значимых в новом пантеоне Богов — Шиву. В современной доминирующей религии Индии — центральное место отведено только ведическим богам, к которым Айанар не имел никакого отношения. И если Рудру, а тем более Шиву, получивших свои имена на санскрите, ещё как-то смогли приспособить к новому пантеону Богов, то свободолюбивый Айнар предпочел неизменность сельских провинций и непроходимых джунглей, оставшись Богом упрямых аборигенов и «отсталых» от прогресса племен.
В том как пралюди представляли своих Богов — прежде всего заслуга самих Людей, их Культуры и потребностей. Чем агрессивнее и жаднее люди, тем более ужасны и хитры облики их Богов. И более полновесны жертвуемые им дары.
Древним Богам было достаточно камня у дорог — вместо престижного храма, или полевого цветка — не сравнимого ценностью с грудой золота… Они довольствовались каплей вина, пролитой в огонь согревающего костра, или ритуальным танцем — в свою честь, исполняющимся благодарным вассалом. Они благосклонно принимали только добровольные подношения, сделанные от чистого сердца, людей, не имеющих расчета получить (или вынудить Богов сделать) что-то взамен. Изначально по своей Природе языческие Боги не претендовали на последнее, что можно было отнять у людей, другое дело — проявленная щедрость тех, кто готов поделиться своей долей…
Когда появилось множество толкователей и служителей воли Богов — доля стала неимоверно расти в пользу молчаливых Богов и их предприимчивых слуг. Людей, не спешащих проникнуться почтением к новым веяниям, слуги пугали гневом Богов — не получивших затребованные подарки. Разочаровавшись в своих учениках, и даже теряющие от них невежества и глупости терпение, Боги остались верны себе в том, что не вмешивались в людские дела и распри. Они решили — «немного» подождать…
Они не собирались быть ничьими хозяевами и не создавали никаких религий. Не занимались серьезной философией или практикой, не проводили тренинги, а просто жили… Звериные Боги — это не древние кошмары и пережиток Прошлого. Это часть человеческой души, бывшей когда-то единым целым с Природой…