Первобытные имена. Как называли первого древнего человека?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древних людей. Первобытные имена


Как называли первого древнего человека?

Людей всегда интересовал вопрос о том, как появился первый древний человек, что он делал, что кушал, где жил, что любил или чего боялся. Ученые-археологи - это те же дети, которые выросли, но не забыли о своих вопросах, поэтому они и занялись исследованием того, как появился первый древний человек, чем он занимался.

 

«Бэби из Таунга» профессора Раймонда Дарта

Как оказалось, первый наш далекий предок - австралопитек, живший около пяти-двух миллионов лет тому назад. Первые следы его существования нашли не в Австралии, как можно подумать из названия, а в Южной Африке. Важное открытие в 1924 году сделал профессор Раймонд Дарт, который в процессе раскопок в Таунге нашел маленький череп. Он сразу подумал, что это - череп детеныша человекообразной обезьяны, но, когда внимательнее исследовал свою находку, с удивлением отметил, что она принадлежала не обезьяне, а древнему ребенку лет шести.

Так как находка была очень похожа на обезьяний череп, то профессор придумал и дал такое название первому древнему человеку: южная африканская обезьяна. Это, в переводе, как раз и звучит, как африканский австралопитек. Профессор стал ласково называть свое открытие «Бэби из Таунга».

Находки семейства Лики

С 1935 года исследованием останков первого древнего человека занялась семья британского археолога Лики. Благодаря находкам знаменитой семьи знания людей о первом древнем человеке существенно пополнились.

Археологи ЛикиЛики (Leakey), семья палеоантропологов и писателей, сыгравших ключевую роль в поисках останков древнейшего человека в Восточной Африке. Фото: apxeo.info

Австралопитеки мало чем отличались от обезьяны, но разница между ними, все-таки, была. Они ходили на двух ногах, хотя и сильно горбились при этом, руки их висели гораздо ниже коленей. Походка была довольно неуклюжей, а ноги при ходьбе были полусогнутыми, поэтому передвигались не так уже и уверенно. При каждом удобном случае древние люди опускались на все четыре конечности, и гораздо более ловкими они становились на деревьях, где и проводили большую часть своего времени.

Ученые выяснили, что австралопитеки обитали в местности между тропическим лесом и саванной, поэтому прямохождение помогало им преодолевать открытые пространства. Роста наши предки были небольшого - до 140 см, весили около 30-40 кг. Размер мозга – от 500 куб.см.

Homo habilis – предок Homo sapiens

Семейство Лики позже нашло останки древнего человека с объёмом мозга уже в 680 куб.см и решило дать ему название «человек умелый» или «Homo habilis». Вот так, с 1964 года, появилось первое официальное научное «имя» древнего человека, от которого, в процессе эволюции, и произошел всем известный Homo sapiens, или человек разумный.

Происхождение человекаПроисхождение человека от обезъяны.

ya-uznayu.ru

История древних людей

Предыстория

Перед вами страницы, которые рассказывают об истории. С самого начала, рассказывают — с того времени, когда на Земле появились первые люди. Всем понятно, что если бы этого не произошло, то и рассказывать было бы нечего. Не было бы ни нас с вами — откуда бы мы взялись, когда бы нас и родить было бы не кому? — Ни наших стран: России, Франции, Соединенных Штатов Америки, Украины... Словом, ничего бы не было. И это было бы очень и очень досадно. Неандертальцы
А все же — есть! И это хорошо. Во всяком случае, нам так кажется. И поэтому, на наш взгляд, стоит внимания все, что нас касается. Нас с вами — людей. Поэтому садитесь удобнее и — вперед, в глубины истории! Мы — начинаем...

Время, когда зародилось человечество

Как и когда появились первые люди? Ведь раньше их не было! Возможно, они пошли от каких-то других существ, от животных, своих пращуров? А какие же они, эти пращуры людей? Попробуем разглядеть их.

Нам известно, что человечество родилось приблизительно 2,5 миллиона лет до нашей эры. Время, в которое это событие состоялось, в истории имеет название каменный век. Этот период, с точки зрения археологии — науки, которая изучает прошлое людей, — и начался приблизительно 2,5 миллиона лет тому назад и закончился около 6 тысяч лет тому назад.

Состоит он из таких трех основных частей, периодов:Палеолит (древний, или нижний каменный век). В это время были изготовлены первые каменные орудия труда.Мезолит (средний каменный век). Орудия труда стали разнообразнее.Неолит (новый, или верхний каменный век). Люди научились изготовлять серп и мотыгу.

После каменного века, начался так называемый медный период (халколит). Это название — медный период — значит, что в этот период люди начали производить и пользоваться орудиями труда из металла. На Ближнем Востоке использование меди началось где-то 7—5 тысяч лет тому назад; в Европе — немного позже, 5 тысяч лет тому назад.

Следующим за медным периодом идет бронзовый период, который начался где-то 5 тысяч лет тому назад, когда на Ближнем Востоке начали производиться бронзовые изделия (в Европе этот металл впервые начал использоваться лишь 5 тысяч лет тому назад).

И последний период древней истории человечества — это железный период, который начался приблизительно в 1-ое тысячелетие до нашей эры. Началось все из Европы, где именно в это время начали производить и использовать орудия из железа. В Африке и на Ближнем Востоке железо начали использовать, лишь начиная с 700 годов до нашей эры.

Человекообразные обезьяны — первобытные люди (первые люди) — совсем были не похожи на животных.

Ходили они обеими ногами, а ростом были с шимпанзе. Передвигались эти "псевдо люди" на задних конечностях, а тело держали вертикально.

Жили первобытные люди не на деревьях, а на земле, прячась в пещерах.

Не имея ни сильных клыков, ни острых когтей, первые люди все же имели огромное преимущество перед другими животными: ступая ногами, они использовали свои руки для того, чтобы собирать подходящие камни и выламывать дубины, умели уже собирать и использовать острые кости или рога убитых животных.

Применение палок и камней помогало им, нашим далеким пращурам, выживать в нелегкой борьбе за существование: убивая ими птиц и мелких животных, выкапывая, разные съестные корни, первые люди побеждали наибольшего, по тому времени, своего врага — голод.

Это было их оружие. Первое оружие в мире.

Первые люди уже стойко держались на ногах, то есть имели, как говорят ученые, двуногое хождение.

Жили человекообразные обезьяны не в одиночестве, а целыми группами — стадами и всегда были готовы прийти друг другу на помощь, что давало им возможность бороться еще и с другим своим врагом — хищниками.

Среди наиболее известных человекообразных обезьян, прежде всего, нужно назвать австралопитека (от латинского слова australis — южный) и парантропа.

Первые люди, которые впервые появились в Африке, приблизительно 4 миллиона лет до нашей эры, были больше похожи на человека, чем нынешние обезьяны.

Поэтому, считать их бесспорными пращурами людей, по-видимому, не стоит.

www.hexcity.com

Как называется древний человек? — Ответ здесь

Существует множество разнообразных теорий о происхождении человека, одна из официально действующих, это происхождение древнего человека от предков ныне живущих обезьян.

кап

Способ 1

Инструкции

1. Как называется древний человек — согласно разнообразным научным исследованиям и, самый первый предок человека назывался Дриопитек, это самые первые предки человека жили в Африке и на территории современной Евразии.

2. В зависимости от его распространения в древности и место его нахождения в современном мире он получил разные названия. На Аравийском полуострове – Гелиопитек, в Азии – Грифопитек.

3. Позже в ходе эволюции предки древнего человека продолжали развиваться, следующая ветвь древнего человека была названа Австралопитек, останки его были впервые обнаружены в Южной Африке.

4. Дальнейшее развитие привело к человеку умелому Латинское название у этого древнего человека homo habilis согласно исследованиям ученых это были не совсем люди в нынешнем представлении, а обезьяноподобные человекообразные существа, применяющие первые примитивные инструменты, из камня, костей и дерева. В отличие от древних обезьян древний человек уже обладал кое, какими признаками современного человека.

Способ 2

Инструкции

1. Как называется древний человек – в современном мире ведутся разнообразные научные исследования о развитии цивилизации и о возникновении человека как вида. После многочисленных раскопок и исследований был оставлен список древних предков, от которых произошел современный человек.

2. Самого первого предка человека обнаружили сначала в Африке, потом в Евразии, а так же на территории современного Аравийского полуострова.

3. Постепенно эволюция шла своим ходом и самый первый человек, напоминающий древнюю обезьяну постепенно трансформировался в течение нескольких тысяч лет, пока не возник Австралопитек, его назвали так потому что наибольшее количество останков нашлось в Австралии.

4. А самое первое его открытие было сделано в Южной Африке. Далее так же в ходе эволюции возник человек умелый, который уже пользовался первыми примитивными инструментами, и имел развитый большой палец.

questione.ru

Моисеенко Г.В. Мир древнейшего человека и первобытные верования. - 1 Октября 2014 - Блог

Моисеенко Г.В.

Мир древнейшего человека и первобытные верования.

Древнейший человек, в отличие от всех других существ, живущих на земле, явился создателем первобытной культуры. Свидетельством этому явились разнообразные археологические находки: древнейшие орудия труда, черепки от посуды, украшения и т.п. Но наиболее ярким примером «удвоения мира» уже древнейшим человеком явилось первобытное изобразительное искусство. Последнее проявляет себя двояко: как первобытные статуэтки из глины, камня, дерева, или как настенные росписи. 

Для  найденных образцов пластического искусства наиболее характерно изображение женской фигуры, так называемые палеолитические «венеры». Им свойственны пышные формы и ярко выраженные половые особенности. Лица у таких безымянных фигур либо вообще отсутствуют, либо слегка обозначаются. Нижние конечности только намечены.

Но гораздо более красноречива, на наш взгляд, первобытная настенная живопись. Интересная особенность: древнейший человек, живущий в окружении дикой природы рисовал не на пленере (на открытом воздухе), а наоборот, в труднодоступных местах глубоко в пещерах, иной раз погружаясь вглубь  на 30-40 метров. Видимо, вовсе не рисование с натуры вдохновляло первобытного художника. Такое «камерное» искусство могло себя проявить только при «искусственном» освещении, - то есть при использовании огня.

Пещеры служили первым естественным убежищем для древних людей, а  её стены естественным о-предел-ением, отделением мира человека от мира дикой природного. Человек на стенах пещеры  оставил свидетельство зарождения первобытного миро-воззрения и, прежде всего, его проявлением явились изображения животных (зубров,  коров, лошадей, кабанов, медведей и т.д.). Изображения людей встречаются очень редко, а черт лица – никогда. Вместо лиц – маски, которые скрывают индивидуальные особенности. Учёные утверждают, что этот факт, как и отсутствие лиц у женских статуэток, говорит уже о появлении «табу» (запрета) на изображение индивидуального человека.

Первобытная живопись, отражая мировоззрение человека, не оставалась неизменной. Можно заметить динамику в её развитии. Первые попытки первобытных художников – просто размазанная на камне глина, или отпечаток руки, обведённой краской, но в то же время нередки и первые изображения животных в виде чёрных контуров. Позднее эти изображения становятся красочными: пространство внутри контуров заполняется краской  жёлтого и красно-коричневого (охра)  цвета. Сами контуры становятся умелыми, ярко очерченными, вырисовывается даже шерстяной покров (например, грива у лошадей или шерсть мамонта). Этот этап в развитии первобытной живописи считается подлинным расцветом. Он оставил множество шедевров в пещерах Испании и Франции. Первоначально археологи отказывались верить, что эти живописные изображения животных на стенах и потолках пещеры часто в натуральную величину – продукт творческой деятельности первобытного человека. Древние живописцы умело использовали неровности и выпуклости поверхности. Из стены вдруг выступал круп лошади или спина бизона. Поражала исследователей не только мастерство древних, но и яркость красок, сохранявшая великолепие изображений на протяжении десятков тысячелетий.

Первобытная живопись не оставила равнодушными даже современных ученых. Ёё психологическое воздействие на современного человека настолько велико, что заставляет пере-жив-ать чувство восхищения. Но когда учёные впервые при работе в палеолитических пещерах применили не освещение приборами, а живой огонь (факелы), настенная живопись заговорила по-новому. Колеблющееся пламя, блики, игра светотени о-жив-ила изображения. Животные как будто стали двигаться. Это была своеобразная первобытная анима-ция[1]  (т.е. «ожившие изображения или движущиеся картинки»). А ведь именно в таких условиях творили первобытные мастера. И эти подземные галереи с «живыми», благодаря огню животными (в натуральную величину!) были естественным местом проживания первобытного человека.

Позднее размеры изображений уменьшаются, но зато живопись становится более панорамной. Теперь изображаются большие группы животных (стадо) и среди них небольшие фигурки людей-охотников.

А потом..., как утверждают ученые, первобытный человек как будто бы разучился рисовать. Место живописных изображений повсеместно заменяют схематические рисунки. А со временем рисунок заменяется какими-то абстрактными линиями: зигзагами, кругами, ломанными, - рисунок уступает место символу. Существует гипотеза, что именно упрощение живописи и рисунка привело в последующем к возникновению письменности. И так первобытное настенное искусство развивалось последовательно как контур - живопись - рисунок - символ.

В отличие от материальных свидетельств археологии, знания о первобытных верованиях базируются лишь на интерпретации и истолковании древних изображений, мифов и т.д., а также на дедуктивных умозаключениях. Большинство исследователей, когда имеют ввиду миропонимание древнейших людей, говорят о первобытном синкретизме – т.е. «слитности, нерасчлененности, характеризующей неразвитое состояние».[2] В первобытном сознании и миропредставлении нужно отметить наличие неразрывной связи природного и зачатков социального, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального,  добавим, духовного и материального. Первобытное сознание лишено крайности, противоречий. Оно целостно в своей «первозданности».

Аналогом этому в отношении первобытных верований можно считать аниматизм. Этот термин был введён  эволюционистом-религиоведом Робертом Марретом, подразумевая под ним первобытное представление о сверхъестественном, как стихийной безличной силе, воздействующей на жизнь древнейших людей и при известных обстоятельствах самой подверженной воздействию. Именно из этих аниматических представлений позднее, согласно Маррету, разовьется анимизм (признание существования множества индивидуальных душ).

Аниматизм явился той основой, на которой надстраивались все другие компоненты единого комплекса первобытных верований. По сути, речь идет о безличной одухотворенности, одушевленности мира. В будущем аниматизм явится той базой, на которой в философии возникнет учение о Единой Мировой душе.

Анима – единая субстанция мира, нечто невидимое, неопределенное, бесконечная, но способная проявлять себя в каждом единичном существовании некая безличная сила, жизненная «кровь» всего живого. Все существующее пронизано ею  и получает свою долю жизненной крови. Не случайно всем известный герой Киплинга повторял магическую формулу: «Мы с тобой одной крови, ты – и я». И тогда… осы не жалят, крокодил не кусает, огонь не жжет, а животные и птицы помогают.

И первобытный мастер в глубине темной пещеры, скудно освещаемой костром, создает невероятное… Это не «мертвые» совсем небольшие рисунки, которые можно просто стереть или разорвать.  Нет… там в таинственном полумраке происходило чудо: из под руки художника вдруг выступала спина бизона или голова быка и… тут же оживала. Древнейший человек оказался причастным к созданию нового живого существа, потому что оно двигалось, а это и есть проявление жизни.

И так, всё, что существует, пронизано жизнью-анимой, и человек чувствовал через неё сопричастность ко всему существующему. Пожалуй, когда речь идёт о первобытном человеке, нужно говорить не о миропонимании, но о мирочувствовании, пере-жив-ании, и появлении первого миро-представления. Наиболее понятно в этом живом мире то, что двигается, дышит, рождается и умирает не только человек, но и животные и птицы. Видимо первобытный человек находил внутри себя созвучие, сопереживание, сочувствие. Ведь только в те далекие времена удалось чеку приручить целые виды животных, и никогда не один вид не был приручен позже цивилизованного человечества.

Одним из ранних форм древних верований (представлений) был тотемизм. Тотем – это какой-либо вид живого (а не конкретное животное) , который признаётся родоначальником. Им может считаться – животное, или птица, реже – растение.

Тотем может быть родовым или индивидуальным. Часто в литературе указывается, что тотем – это животное-первопредок, но это не всегда так. Если понимать подобное высказывание буквально, тогда нужно признать. Что люди какого-то рода считали, что их предок «вылупился из яйца ворона» или был «рожден волчицей». Такие идеи могут появиться в первобытном племени, но Капитолийская волчица только выкормила Ромула и Рема, а не родила их. Реалии суровой жизни не способствовали фантазиям, и первобытный человек был свидетелем того, как приходит в мир новый человек и от кого он рождается…

На наш взгляд, более правдоподобным является иное понимание тотема как духа-защитника рода (или отдельного охотника). Примером этого могут служить т. наз. инициации (испытание на зрелость) у многих народов. Например, у индейцев Северной Америки молодой человек отправлялся один в лес с минимумом запаса еды и без оружия, которое он должен был сделать сам; а когда возвращался в племя, должен был принести свидетельство того, что нашёл духа-покровителя в «лице» побежденного и убитого им животного. Прошедшему подобный экзамен на зрелость присваивали имя в честь его духа-хранителя: Хитрый Лис, Белая Сова или «Чингачгук – Большой Змей».

Родовым тотемом всего племени становилось тотемическое животное человека, стоявшего у истоков рода и оставившего имя своего личного тотема для последующих поколений. В некоторых случаях, когда животное или растение в критической ситуации вы-жить данному сообществу людей, оно также становилось племенным тотемом. Человек в рамках рода осознаёт общность происхождения всех его членов именно благодаря различию тотемических предков. Тотемный род или клан, как указывает Э.Б.Тайлор, является экзогамным, внутри него браки запрещены, вступающие в брак должны обязательно принадлежать к разным родам или кланам.

Красноречиво повествование знаменитой «Песни о Гайавате», написанной Генри Лонгфелло на основе индейских сказаний. К юному Гайавате во время семидневного поста (необходимого элемента инициации), когда он находился в глубоком раздумье о судьбе родного племени явился Мондамин – дух маиса (кукурузы) в виде стройного юноши в зелёно-жёлтом наряде:                           

«… прозвучала

Речь его: «О, Гайавата!

Голос твой услышан в небе…

Для тебя Владыкой Жизни

Послан друг людей – Мондамин;

                        …

Встань с Мондамином бороться!»»

 

 Несколько дней длилась битва между истощённым голодом героем и духом в блестящих перьях. Закончилась она, как и было предсказано самим Мондамином, победой Гайаваты. Он, по завещанию своего нового, побеждённого им же, друга (а не врага), хоронит его, а потом стережёт место захоронения от хищных птиц до тех пор, пока  над могилой не поднялись зелёные стебли стройного маиса. Дух Мондамина помог Гайавате спасти от голода племя.

Принципиальное отличие между тотемом (покровителем рода) и божеством состоит в том, что тотему, как правило, не поклоняются, его не обожествляют, ему не делают жертвоприношений, его самого приносят в жертву с периодической повторяемостью.

Ещё одна особенность тотемического животного: оно не может быть промысловым, то есть не может быть объектом постоянной охоты (например, в Европе – олень, в северной Америке – бизон и т.д.) потому, что тотем не может быть использован в утилитарных целях, «всуе». Наоборот, племя, как правило, покровительствовало животному-тотему, убийство его воспринималось как посягательство на жизнь всего рода и требовало отмщения. [3] Но при этом в ритуальных целях один-два раза в год, с точки зрения первобытного сознания, было необходимо обновлять и восстанавливать связь с ним в ходе определённого ритуала.

На территории современной России в древности тотемным животным нередко был медведь. Ритуальное потребление мяса медведя прекрасно описано в трудах акад. Б.А. Рыбакова и Д.Д. Фрэзера во время так называемых «медвежьих праздников». Тотемические игры в медведя («комоедица») сохранялись в белорусской деревне до второй половины XIX века. Ритуальное убийство сопровождается отсечением головы и лапы, с которыми в последующем связаны особые ритуалы поклонения как с фетишами.

Тотемами могли служить и «священные деревья». Например, в средней полосе России культовым объектом поклонения служила берёза. Русский фольклор содержит немало сведений об культовой древности нашего народа. Так, в широко известной песне «Во поле берёзка стояла…» описан древний обряд поклонения священному дереву. Берёзка сначала «стояла в чистом поле», потом девушки пошли и берёзку «заломали» - выбрали как самую лучшую и отметили надломом веточки. Потом они вернутся, чтобы берёзку «завить» - украсить ленточками; потом приведут к ней всё селение, чтобы её «объедать», «обпивать» и водить вокруг неё хороводы… Культовая трапеза сопровождалась кушанием блинов и яичницы и выпиванием медовухи или других хмельных напитков. Все эти обряды - часть большого солярного (солнечного) культа, где символом солнца является круг (блин, глазунья, чаша, хоровод). Далее заломанная, завитая, обпетая, объеденная берёзка срубалась и с почестями и песнями отправлялась в селения, где празднества продолжалось в её честь. А далее берёзку, как и тотемическое животное ждала печальная участь. Она, наделяемая людьми через культовые действа особой жизненной силой отдавала её теперь с избытком как жертву-благословение человеческому роду (селению) и сама, лишённая жизни, умирала. Тело её как правило уничтожалось – ломалось, сжигалось или предавалось воде. Проводили подобные обряды летом на «зелёные святки».

А зимой на солнцестояние подобные события разворачивались вокруг другого священного (или тотемического) дерева – ели или сосны. Печальная учесть зелёной разноряженной красавицы после празднования зимних святок или Нового года известна каждому и в наши дни.

Фетишизм - ещё один род первобытных верований, который был распространен у всех первобытных народов.  Фетиш – часто неодушевлённый предмет естественного или культурного происхождения, которому приписываются сверхъестественные свойства. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение необычной формой, окраской и т.п. (камень, кусок дерева, зубы, кусочки кожи, высушенные лапки животного или птицы.

Э.Тейлор отмечал обычай сохранять некоторые части тела умершего и поклоняться им. Пережитки этой формы фетишизма как «поклонение святым мощам» можно встретить и в некоторых современных религиях, в том числе мировых (буддизме, христианстве) и т.д.

Разновидностями фетишей сохранившихся до наших дней  можно считать талисманы, амулеты, обереги. Функция талисманов и амулетов примерно одинаковая – защищать, отвращать несчастья и приносить удачу. Но если амулет носили открыто, обычно на шее, то талисман прятали от посторонних глаз.

Оберегом часто служила окружность, которая, например, у славянских народов, была необходимым элементом одежды, а тысячелетия спустя стала элементом декора: обруч на голове, ожерелье на шее, пояс, кайма по низу рубахи или сарафана.

Фетиши могли быть личными, а могли быть общими для всего рода. Фетишам поклонялись, вокруг них проводили культовые обряды, им совершали жертвоприношения.

В северной глубинке России известны как древние фетиши огромные валуны, у которых даже были имена -  Конь-камень и Князь-камень. Известно, что Князь-камень во время ритуальных празднеств девушки украшали венками из цветов и вокруг него водили хороводы, а Конь-камню приносили в жертву коней.

Фетишами также могли быть и священные деревья. Так известны случаи в древности человеческих (!) жертвоприношений  дубу…

Отношения людей с фетишами были как с «равными», себе подобными. Если фетиш не выполнял свои функции, его заменяли другим. У некоторых народов существовал обычай благодарить или даже наказывать фетиши (например, стягать кнутом).

Для древнего человека не было принципиальной разницы между человеком, животным, деревом или камнем. Всё было живым, принизанным единой жизненной силой Анимы (позже – какого-либо божества). Фетиши как и тотемические животные и растения служили дополнительным источником «причащения» к силе Великой Жизни.

На этом же принципе основана и первобытная магия. Необходимо отметить, что отношение современного человека к магии и колдовству как к чему-то сверхъестественному, мистическому, часто просто надуманному, не было свойственно для первобытных народов. Это была реальная, жизненная, естественная способность человека вступать в отношение с «себе подобными» живыми существами и природными силами, в том числе обращение к великой обезличенной жизненной силе Аниме.

Если всё, что окружает человека пронизано единой Анимой, то всё имеет право на существование. Человек не может своевольно вторгнуться в чужую жизнь конкретного существа и уничтожить её потому, что тем самым причинит насилие над Анимой, и тем самым навлечёт бедствия на себя и свой род. Поэтому прежде чем предпринять какое-либо действие по отношению к кому или чему бы ни было, он должен «договориться» с Анимой, передать ей сигнал, предупредить. Часто в основе магического действия лежало изображение. По сути, первобытные художники таковыми не были. Они не создавали произведения искусства, а фактически подготавливали магический обряд. Изображение того или иного животного фактически обозначало его жизненного двойника, через которого, например, первобытный охотник мог обратиться, к жизненной силе, находящейся в этом животном (часто древние изображения повреждены неоднократными ударами орудий охоты), чтобы она покинула тело и передала его в качестве жертвы человеческому племени. Ведь жизнь целого рода важнее чем жизнь одного животного.

По этому же основанию было запрещено рисовать изображения конкретного человека. Это считалось вредоносной магией и «чёрные колдуны» изгонялись из племени или их убивали. Схематичное изображение людей встречается только в массовых сценах охоты и в некоторых других случаях, но никогда этим изображениям не придаются индивидуальные черты.

Кроме охотничьей магии различают военную, бытовую, целительную и др. Отметим так называемую бытовую магию. Можно в связи с этим провести множество параллелей с нашим временем. Общим является то, что она является естественным делом человека и к ней сохраняется отношение как к необходимому атрибуту повседневной жизни. Что здесь имеется в виду? По сравнению с первобытной, современная культура более рациональна и, одновременно более «мистична», поскольку ориентирована на христианский образ мыслей и, соответственно разрыв между материальной и духовный сферами.  Первобытная магия часто мистифицируется современным сознанием. При этом как-то забывается, что первобытный синкретизм не предполагает различения естественного и сверхъестественного.

Например, существовали магические ритуалы посвящения-инициации, например, во взрослую жизнь для девушек и юношей в отдельности. Передача знания оформлялась как  магический сакральный (сокровенный, таинственный) акт. Например, юношей посвящали в таинство охотничьей, военной и мужской бытовой магии, а девушек – в таинство женской магии (искусного приготовления пищи, умения быть красивой и т.п.) В ходе инициации устраивалась проверка – экзамен на то, как усвоены определённые навыки или умения. Наиболее суровыми, видимо, были инициации на зрелость у юношей. Ведь от мужчины прежде всего требовались физическая сила, ловкость, выносливость и умение владеть собой.

Например, в некоторых племенах индейцев Северной Америки инициируемому делали надрез в коже на груди, продевали через него кожаный ремень, которым в виде кольца опоясывался тотемический столб. Молодой человек должен был под звуки барабанов танцевать вокруг него, а когда неожиданно барабаны замолкнут, резко рвануться назад и освободиться от ремня. Конечно, кожа на груди разрывалась, а вождь и старейшины внимательно следили за тем, чтобы на лице испытуемого не появился даже намёк на гримасу боли. Если юноша не выдерживал испытания, ему назначали переэкзаменовку на следующий год. В случае если повторное испытание опять закончится неудачей, на молодого человека одевали женские одежды и он должен был теперь всегда выполнять в племени женские работы и уже никогда не имел права на создание семьи.

Бытовая магия проявляла свою «магичность» именно через таинство знаний или умений и открывалась не всем. В наши дни «женская магия» не является сокровенной и не оформляется в качестве особого ритуала. Она фактически сводится к умению, желанию и интуиции делать что-либо. Умение всегда выглядеть привлекательно, умение выполнить какое-то дело очень искусно – это результат личной «магии». Вспомним, что Василиса из народной сказки «Лягушка-царевна» поразила царя своим искусством испечь хлеб, соткать ковёр, своей красотой и умением танцевать…

С началом разделения трудовых функций в родовой жизни первобытной общины выделяются люди, обладающие определёнными качествами, в чьи обязанности теперь переходит проведение магических обрядов – шаманы, колдуны, маги, знахари и т.п. Иногда подобные обряды превращались в красочные театрализованные действия, которые сопровождались пением заклинаний, игрой на музыкальных инструментах и определёнными телодвижениями. И видимо с тех пор, когда магическое искусство становится делом исключительно «профессиональным», нам ним появится «завеса» особой тайны и «сверхъестественности».

Литература:

Ю. В. Кривошеев Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: «Знание», 1988.

Г.У. Лонгфелло Песнь о Гайавате; Поэмы; Стихотворения. М.,- 1987.

Б.Ф.Поршнев. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Москва, Мысль, 1974.

Б.А. Рыбаков Язычество древних славян. М.: Наука, 1994.

Э.Б. Тайлор. Первобытная культура М.- 1989.

Д. Д. Фрэзер. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. -2-е изд. - М.: Политиздат, 1986.

 

[1] Anima - душа, жизнь, (живое) существо, создание, человек; animal - живое существо, животное; animus – дух, душа, дыхание.

См. А.П. Юдакин. Учебник латинского языка. М., 1994. В словаре на стр. 464-465; а также Латинский язык для студентов педагогических вузов / под ред. В.Н.Ярхо, В.И. Лободы. М., «Высшая школа», - 2003. В словаре на стр. 365.

[2] Краткий словарь иностранных слов. М.,- 1971.  Стр. 283.

[3] Это – как правило. Но материал. предоставляемый археологией и особенно этнографией столь обширный, а культуры в зависимости от особенностей жизни и обычаев столь  различны, что часто можно встретить и противоположные примеры. Впрочем, как говорится, исключение подтверждает правило…

filosofi.moy.su


Смотрите также