Культура первобытного. Культура первобытного общества 4 (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная культура 4 (стр. 1 из 3). Культура первобытного


Культура первобытного общества

Происхождение культуры напрямую связано с происхождением человечества, которое, по утверждениям некоторых современных ученых, возникло около двух миллионов лет назад. В настоящее время существует достаточно большое количество научных гипотез относительно появления и развития человека, но все они не могут считаться

окончательными, поскольку каждой из них хватает фактического основания. Течение времени уничтожил почти все следы пребывания на нашей планете человека тех далеких времен. Вот почему случайные находки, которые иногда случаются, в случае, если они принадлежат удаленным тысячелетием, становятся настоящей сенсацией для всего мира и порождают все новые и новые гипотезы возникновения и развития человека как биологического и социокультурной существа.

 

Первоначальная эпоха в истории человеческой культуры достигает именно тех далеких времен, когда появляется Homo sapiens как отдельный вид живых существ. Продолжительность первоначальной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Они отвечают появлению у каждого из отдельных народов первых цивилизаций, т.е. длятся примерно к IV - I тыс. до н.э. А поскольку на планете в ее отдаленных уголках (джунгли Амазонки, пустыни Австралии, Северная Тундра) до сих пор живут племена, которых не коснулась цивилизация, некоторые ученые не видят оснований считать первобытную культуру только явлением прошлого. Тем более, что современный человек по своей психикой, способностью к мышлению, эстетическими предпочтениями мало чем отличается от человека первобытного мира. Уровень цивилизованности, технического и научного вооружения человечества никак не сказывается на его биологических чертах, свойствах головного мозга.

 

Есть ли у нас основания возводить непреодолимые стены между современной культурой и культурой первобытного общества? Ведь именно в первобытном обществе берут свое начало и наука, и религия, и искусство, и такие важные институты, как семья, право и др.. То общее, что до сих пор можно найти между любыми народами современного мира, даже если они относились к разным культурным систем, то, что мы привыкли называть общечеловеческими ценностями, было заложено именно в первобытную эпоху, через которую прошли все этносы нашей планеты.

 

Первобытный строй был самым длинным в истории человечества. Всю эту историю археологи разделили на три века: каменный, бронзовый и железный. Каждая эпоха получила название согласно представлениям ученых о постепенном изменении первоначальных технологий производства и соответствующих имматериалив, из которых изготавливались известные из археологических раскопок основные орудия труда наших предков. Самый длинный из трех веков-каменный. В свою очередь, он распределяется на три эпохи: древний каменный век, или палеолит (примерно 1,5 млн лет - 14 тыс. лет назад), средний каменный век, или мезолит (XII-VIII тыс. до н. н.э.) и новый каменный век, или неолит (VIII-IV тыс. до н.э.). Иногда пользуются термином энеолит, чтобы обозначить переходный каменный век, то есть такую эпоху неолита, когда рядом с каменными орудиями труда использовались и орудия из меди (V-II1 тыс. до н.э.). Приблизительные же хронологические рамки бронзового века занимают III - начало I тыс. до н.э. Ази тыс. до н.э. начался железный век, который длится до сих пор.

 

Начальной формой организации общества при палеолите было так называемое "первобытное стадо", или праобщины. Это был очень долгий период существования человечества * когда человек медленно начала выделяться из животного мира, постепенно накапливая навыки изготовления и применения орудий труда. Эти орудия, появившиеся в конце, палеолита, были очень примитивными: ручные рубила из кремня или другого заостренного камня, разнообразные скрибла, палки-Копачки, остроконечники и др.. их использовали во время охоты и ловли рыбы, для вскрытия туш забитых животных, добычи съедобных корней растений и т.п.. Человек того времени уже владела огнем, выполнял важные функции в ее жизни. Он согревал, использовался для приготовления пищи, отпугивания хищников, изготовление деревянных орудий (обострение палки), а впоследствии - для изготовления первых металлических (медных) предметов, обработки глиняной посуды.

Первоначальные стада проводили жизнь небом или селились в естественных убежищах, которыми чаще всего служили пещеры. Искусственные жилища, напоминающие землянки или полуземлянки, для возведения которых использовались различные материалы, например, кости мамонтов (Украина, стоянка Молдова-1), стали появляться только в эпоху мезолита. Хозяйствования мало привласнювальний характер. Люди занимались собирательством и охотой и во всем зависели от капризов природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить должного количества пищи, поэтому человек почти все свое время тратила на ее поиски. Для этого необходимо было вести кочевой образ жизни, при котором не оставалось возможности заботиться о жилье. Наблюдения, которые на протяжении XIX-XX вв. велись за дикими племенами, свидетельствуют, что первобытное стадо состояло из 30-40 человек, которые имели постоянно менять место своего пребывания.

 

Ограниченные возможности людей в добывании пищи непосредственно влияли на численность человечества. Однако население обусловливалась не только периодической нехваткой съестных припасов, но и кочевым образом жизни. Чтобы поставить ребенка на ноги, мать или отец должны были носить ее на руках не меньше, чем до четырехлетнего возраста, а это не позволяло человечеству, с учетом в среднем непродолжительного того времени человеческой жизни, даже при благоприятных климатических условиях, увеличивать свое количество. Зато, численность человечества уменьшали и болезни, и голод, и звери. Средняя продолжительность жизни в то время не превышала ЗО лет. Люди после тридцати лет считались уже очень пожилыми.

 

Важным фактором эволюции первобытного человека следует считать необходимость приложения коллективных усилий для добывания пищи. Особенно это касается такой формы деятельности, как охота. Наибольшего эффекта в определенных природных условиях можно было достичь только от загонной охоты, а это требовало поиска путей к общению, взаимопонимания между людьми, воспитывали умение жить в коллективе, побудило к преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил крайне медленный, но чрезвычайно важный для дальнейшей культурной эволюции процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, что был связан с формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада.

 

Таким образом, сочетание материального и духовного факторов в жизни первобытного человечества, собственно, и стало началом зарождения феномена культуры как синкретического (нерасчлененного, комплексного) явления, неразрывно связывает человеческие чувства, волю и интеллект с окружающей естественной средой.

 

Считается, что культура первобытного общества была крайне примитивной и ограниченной. Логическое мышление, навыки и умения, технические и другие знания тогдашней человека сегодня поражают своей ограниченностью. И хотя постепенно материальная культура первобытного общества развивалась и совершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иглы, легкие и острые наконечники для копий, топор, лук и стрелы и т.п.), наибольшего успеха человечество к-достигло не в этой области, а в сфере обустройства социальных отношений: обуздании животного начала в первобытном стаде в целом и у каждого из его членов в частности.

 

Поиск более эффективных способов коллективного существования в конкретной среде требовал обмена информацией в группе, а это обусловливало рост интеллектуальных способностей людей, расширения круга их знаний. Постепенно и медленно появляется и развивается речь, которая становится важнейшим фактором культурной эволюции человечества. Как показывают современные исследования, речь народов, до сих пор находятся в первобытном состоянии, характеризуется достаточно высоким уровнем развития и в лексической, и в грамматической сфере. А именно этот показатель считается одним из важнейших в современной характеристике интеллектуальных способностей человека.

 

Появление и развитие языка способствовали не только обмена информацией, но и ее сохранению и накоплению, неизбежно ускоряло интеллектуальное развитие общества. Именно культура и становится носителем такой информации, своеобразной коллективной памятью первобытного общества. Эта память имела свою специфику, которая заключалась в ее синкретическом, неделимом, смешанном характере. Здесь научные знания и трудовые навыки сочетались с фантастической выдумкой и закреплялись в зрительном, а иногда и слуховом образ и предмета. Его внешний вид для первобытного человека был одновременно и самой характеристикой, а она, в свою очередь, предусматривала не столько абстрактно-логическую, сколько конкретно чутгеву оценку, проявление эмоционального отношения человека к определенному предмету, ведь люди того времени интересовались главным образом тем, от чего напрямую зависело их жизни. Вот почему такое важное место в быту первобытного человечества занимало искусство. Оно позволяло воплотить те знания, которые тогдашняя речь еще не способна была передать.

 

Везде в местах своего проживания люди украшали жилище рисунками. Сначала это были волнистые линии и отпечатки рук, а затем появились изображения, искусно передавали внешний вид животных, а иногда и воспроизводили их динамику движений. Такие рисунки иногда напоминают жанровые сценки, тема которых - жизнь животного или охота на нее. Эти рисунки выполнены или одним цветом (монохромные), или несколькими (полихромные). Наиболее известными местами, где найдены такие рисунки, есть пещера Ласко в юго-западной Франции, Альтамирська пещера на севере Испании и Капова пещера на Нижнем Урале.

 

Точность рисунка, попытки можно ближе к оригиналу передать вид и движения животных, отсутствие какой-либо стилизации в таких работах является не только признаком мастерства древних мастеров. Одновременно это и свидетельство недостаточного уровня развития абстрактной мысли первобытного человека. Заслуживает внимания тот факт, что ни разу среди искусно сделанных рисунков животных археологам не встречались соответствующие изображения людей. Самосознание, которое является признаком высокого уровня абстрактного мышления, не была свойственна первобытному человеку. Она мыслила достаточно прагматично.й конкретно, сосредотачивая внимание лишь на том, что составляло коренные жизненные интересы - на еде. Это дает основания видеть в таких изображениях не последствия развлечений первобытного человека во время отдыха, а важные элементы ее образовательной и религиозной деятельности, направленной на решение жгучим проблемам жизни.

 

Палеолитические полихромные рисунки на потолке Альтамирськои пещеры Среди изображений на стенах пещер палеолитическая человек оставил рисунки лошадей, диких быков, носорога, бизона, льва, медведя, мамонта. Этих животных она рисовала, ведь охотился на них и видела в них основной источник своего существования, а также опасалась как потенциальных врагов. Во многих случаях рисунки покрыты дырами и царапинами от стрел или копий, подтверждает взгляд на НАСК-ный живопись, как на составную часть охотничьих ритуалов, древнего человечества. И само расположение пещер, где встречаются росписи, как правило, свидетельствует, что они не могли использоваться как жилье, а выполняли функцию капищ: рисунки размещены в важкодо-ступней местах, где нет свежего воздуха, куда непросто добраться через узкие, длинные и запутанные ходы, сложные подъемы.

 

Растения на стенах таких пещер не изображаются вовсе, а человеческие фигуры встречаются очень редко и не имеют той живости рисунке, тех ярких и правдивых форм, присущих изображением животных. Объясняется это просто. Именно животный мир был объектом пристального внимания первобытного человека. Она наблюдала, изучала отдельные виды животных, пыталась зафиксировать в рисунке приобретенные знания и одновременно повлиять на будущее охоту за допомогоюьчаклунських действий.

 

Отношения первобытного человека с миром, ее окружал, целиком зависели от его собственных, в то время крайне ограниченных возможностей физически воздействовать на этот мир, вопреки природе создавать для себя благоприятную среду. С развитием технических возможностей человечества, в частности с совершенствованием техники обработки камня, которая давала более производительные орудия труда, случаются заметные изменения не только в области материальной, но и в сфере духовной культуры. Человек все увереннее завоевывает природу и сама становится источником как лучших надежд, так и опасений для окружающих. Поэтому и в дальнейшем изобразительном искусстве, и в фольклоре человек занимает в дальнейшем все более важное место, превращаясь в центральный и главный предмет изображения. Одним из первых свидетельств о внимании первобытного человека к самому себе, к вопросам своего происхождения и проблем отношений в пределах человеческого коллектива можно считать так называемых "палеолитических Венер". Так археологами названы многие женские изображения в виде небольших скульптурок из камня, костей или глины, найденные во время раскопок в разных концах Европы и Азии.

 

Изготовлены с разной степенью мастерства и разные по технике исполнения, эти скульптурки поражают, в первую очередь, своей массовостью и широким распространением, через которые можно считать явлением весьма значительным и далеко не случайным. Небольшие фигуркистворено по единому принципу: их лица проделывалось крайне редко. Чаще всего, очень короткими и непропорциональными были конечности, вместо подчеркивались признаки женственности и материнства. Подчеркивая характерные особенности женской анатомии - живот и грудь, - сознательно изменяя пропорции, первобытные скульпторы от реалистических, соответствующих действительности основ творчества двигались к художественному обобщению, полного абстрактным, символическим содержанием. Такие фигуры были связаны с культом Матери и близким к нему культом плодородия. У древних славян это явление нашло даже отражение в языке, когда богов и богинь, покровителей племени, называли Род и Рожаницы. В этих фигурках нашли отражение взгляды первобытных людей на связь между их жизнью и жизнью животного, а позднее - и растительного мира. Конкретное биологическое явление-рождение человека - становилось основой для размышлений о происхождении человечества и мира, о цикличности природных процессов. Широкое применение красной краски на таких фигурках, вероятно, свидетельствует и о значении, которое придавалось крови матери в животворных процессах. А использование той же краски в захоронениях для уборки покойников свидетельствует о вере в дальнейшую жизнь после смерти и о понимании связи жизни с материнством.

 

Некоторые исследователи предполагают, что в течение долгого времени первобытные люди не понимали причинной связи между половыми отношениями и рождением ребенка. Поэтому появление новорожденного на свет воспринимали как проявление высшей силы. А тот факт, что эта сила действовала именно через женщин, оказывал последним преимуществ в обществе, как существам, контактирующих с высшим, неизвестным миром. Не исключено, что именно это могло повышать статус женщин настолько, что социальные отношения приобретали черты матриархата. Также не исключено, что в условиях первобытной праобщины, где брак был полигамный характер и признаки родства, т.е. происхождения человека устанавливалась за матерью, скульптурное изображение женщины могло быть связано с культом общей матери всего рода, обожанием памяти общей прародительницы , которое освящало все социальные контакты в рамках общины. С отголоском этого явления человечество до сих пор встречается в большинстве мировых религий.

 

Эволюционный путь от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины иногда считают одним из величайших достижений первобытного строя. Именно в области воспитания и в развитии общественных отношений и духовной культуры в ту эпоху происходили наиболее важные сдвиги, которые превращали человека из биологического организма руководствовался инстинктами, на социокультурную существо, в своей жизни придерживалась норм и правил, не передавались генетическое, а усваивались в процессе зиховання. А чтобы процесс накопления и передачи знаний в условиях кочевого дописьменный жизни был эффективным, чтобы не потерялся хотя бы и маленький, но драгоценный опыт, необходимы были и соответствующие формы закрепления знаний, и авторитет человека, которые имелись, и заботы о таком человеке всей общины . Как на самом деле проходила эта эволюция, сегодня представить очень трудно. Во-первых, длилась она много тысяч лет и не осознавалась в пределах одного или нескольких поколений. Во-вторых, проследить этапы той эволюции, не имея фактических, четко фиксированных данных, очень проблематично. В отличие от показаний о тогдашней материальную культуру, свидетельство о духовной культуре первобытного человечества доходят до нас не в "чистом" виде, а из фольклорных и мифологических источников, то есть, с весомым "наслоением" более поздних эпох. Но одновременно можно отметить, что и в нашей жизни, и в современной духовной культуре удельный доля того, что возникло задолго до появления первых цивилизаций.

worldofscience.ru

Культура первобытного общества 4

Содержание:

1. Введение

2. Культура первобытного общества.

2.1. Процесс социализации общества и основные схемы классификации первобытной культуры.

2.2. Синкретизм и антропоморфизм первобытной эпохи.

2.3. Миф как основная форма архаического сознания.

2.4. Первобытная религия: магия как способ познания и освоения мира.

2.5. Ритуал – форма объективации первобытного мировоззрения.

3. Заключение.

4. Список литературы.

1. Введение.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.

Первобытность — детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой».

Карл Ясперс (1883- 1969) — один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время .

Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции — это время — Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? первое становление человека — глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов.

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения — еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства — закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

2. Культура первобытного общества.

2.2. Процесс социализации общества и основные схемы классификации первобытной культуры.

Заря человеческой истории – это время возникновения человеческого общества. Проблема социогенеза является одной из самых сложных. Решить ее означает, показать каким образом произошел переход от биологической формы движения материи к качественно иной – социальной. Для этого необходимо привлечение данных как биологических, так и социальных наук. В настоящей работе предпринята попытка, основываясь на материалах этологии, приматологии, генетики, общей теории эволюции, палеонтологии, с одной стороны, археологии, этнографии, фольклористики – с другой, дать решение этой задачи.Главным фактором биологической эволюции является естественныйотбор. Он может быть как индивидуальный, так и групповой, то есть грегарный. Грегарный отбор в той или иной степени имеет место везде, гдесуществуют объединения животных, и включает в себя два тесно связанны, но различных явления. В первом смысле подразумевается обор индивидовобладающих теми или иными особенностями, которые могут не давать конкретному индивиду каких либо преимуществ, но полезны для всего объединения. Второе явление – отбор объединений как определенных целостных единиц. Примерами грегарного отбора могут служить объединения пчел, муравьев, термитов и т.д.У ранних предлюдей господствовал индивидуальный отбор. А именно изменение морфологической организации индивида, которое делало их более способными к действиям с орудиями. Но наступило время, когда дальнейшее развитие морфологической организации не могло обеспечить прогресса. Единственным способом совершенствования по приспособлению к среде с помощью орудий, стало совершенствование применяемых орудий, т.е. изготовление орудий. В результате деятельность разделилась на орудийно-созидательную и орудийно-приспособительную. На смену праорудийной деятельности пришла орудийная т.е. производственная. Развитие производственной деятельности было объективной биологической необходимостью. И в то же время она не могла развиваться таким же образом как праорудийная, ибо, взятая сама по себе, была биологически бесполезной. Таким образом, индивиды, по своим морфологическим и иным данным более способные к производственной деятельности, не имели никаких биологических преимуществ по сравнению с теми, которые такими особенностями не обладали. Большая по сравнению с другими членами группы приспособленность к производственной деятельности, не была таким качеством, которое могло предоставить предчеловеку высокий статус в системе доминирования. Имеются серьезные основания полагать, что наличие у индивида качеств, способствующих успеху производственной деятельности, делало менее вероятным наличие у него таких особенностей, которые обеспечивали бы ему высокий ранг в иерархии. В результате индивиды, более других способные к изготовлению орудий, имели не только больше, а, наоборот, меньше шансов получить высокий статус, а тем самым выжить и оставить потомство, чем особи, менее способные к этому. Тем самым существовавшие отношения препятствовали развитию производства, и развитию праобщины. Объективной производственной потребностью была ликвидация доминирования, вернее замещение ее такими отношениями, которые не подрывали сплоченность праобщины, и в то же время давали одинаковый доступ к мясу всем членам общины. Реализация этой проблемы была возможна лишь при условии выхода за пределы биологической формы движения материи. Новые отношения должны были стать надбиологическими, суперорганическими, т.е. социальными. В этой ситуации проявил себя грегарно-индивидуальный отбор. Но он действовал не по пути образования сверхорганизма (как у пчел), поскольку это невозможно в среде высокоорганизованных животных. Первобытное стадо эволюционировало тем успешнее, чем больше отдельные индивидуумы могли реализовать свои производственные наклонности, не испытывая ограничения в пище со стороны доминирующих особей. При наличии зачатков сознания и воли, которые были необходимы иразвились в связи с производственной деятельностью, появилась групповая потребность в социальных, общественных отношениях. Эта потребность праобщества и определяла его волю, его формирующуюся мораль (прамораль). Удовлетворение этой социальной потребности было невозможно без ограничения биологических потребностей членов праобщества. Поэтому первым и вначале единственным требованием воли праобщества — его праморали, обращенным к каждому из его членов, было: не препятствовать доступу никого из остальных членов праобщества к мясу. Это было требование всех членов праобщества, вместе взятых, к каждому его члену, взятому в отдельности. Оно было первым правилом, первой нормой человеческого поведения. Но эта обязанность всех членов праобщества с неизбежностью оборачивалась для них и правом, а именно правом каждого из них получить долю мяса, добытого в коллективе.И эта обязанность, и это право, сама норма, от которой они были неотделимы, были не чем иным, как одновременно и порождением и отражением материальных отношений собственности праобщества на мясо.Собственность есть явление, качественно отличное от биологического и любого другого потребления. Производственные, социально-экономические отношения всегда есть, прежде всего, отношения собственности, в данном случае общественной или коллективной. В обществе доклассовом волевые отношения собственности регулируются моралью и выступают как моральные, В данном случае мы имеем дело с формирующимися волевыми отношениями собственности. Они регулировались формирующейся волей праобщины—праморалью. В становящихся волевых отношениях собственности воплощались зарождающиеся материальные отношения собственности. Существование воли общества предполагает существование воли укаждого из его членов. Чтобы праобщество могло регулировать поведение своих членов, необходимо наличие у каждого из них способности управлять своими действиями. Понимание сущности отношений общественной и индивидуальной воли предполагает ответ на вопрос, что именно заставляет индивида подчиняться требованиям общественной воли, нормам поведения. Объяснить это одной лишь угрозой наказания со стороны праобщества нельзя. Все эти индивиды, вместе взятые, могли систематически требовать от каждого индивида неуклонного соблюдения определенных норм поведения лишь при том непременном условии, чтобы все они были кровно заинтересованы в этом. Вполне понятно, что заинтересованность всех членов праобщества, вместе взятых, в соблюдении норм невозможна без заинтересованности в этом каждого из них, взятого в отдельности. Нормы были выражением потребностей праобщества. Но потребности праобщества с неизбежностью были и потребностями всех его членов, вместе взятых, а тем самым и каждого из них, взятого в отдельности. Как уже отмечалось, имеются серьезные основания полагать, что первоначальные запреты носили форму табу. Если это так, то изучение особенностей табу может пролить свет на путь формирования первой нормы поведения, а тем самым и на процесс формирования первоначальных производственных отношений. Огромный материал о табу предоставляет в наше распоряжение этнография. Термин «табу» прежде всего, применяется для обозначения особого рода запретов совершать определенные действия и самих этих запретных действий. Первоначально табу и представляли собой лишь запреты. Не все табу-запреты регулировали отношения людей в обществе, т. е. были нормами поведения. Но именно в табу-нормах поведения, т. е. в моральных, или нравственных, табу, все особенности табу-запретов проявлялись наиболее отчетливо. Они были исходной, первоначальной формой табу. В дальнейшем речь пойдет исключительно о них. Если всякое поведенческое табу есть запрет, то не всякая норма поведения, состоящая в запрете тех или иных действий, есть табу. Табу —запрет особого рода. Он с неизбежностью включает в себя три основных компонента. Первый компонент — глубокое убеждение людей, принадлежащих копределенному коллективу, что совершение любым его членом определенных действий неизбежно навлечет не только на данного индивида, но и на весь коллектив какую-то страшную опасность, возможно, даже приведет к гибели всех их. Им известно только, что, пока люди воздерживаются от такого рода действий, эта опасность остается скрытой. Второй компонент — чувство страха: чувство ужаса перед неведомой опасностью, которую навлекают известные действия, и тем самым страха перед этими навлекающими опасность действиями. Третий компонент — собственно запрет, норма. Наличие запрета говорит о том, что ни веры в опасность, навлекаемую данными актами поведения человека, ни ужаса перед ней не было достаточно, чтобы отвратить людей от совершения опасных действий. Отсюда следует, что эти действия были чем-то притягательны для людей, что были какие-то достаточно могущественные силы, которые толкали человека к их совершению. И так как эти действия того или иного члена общества были опасны не только для него самого, но и для человеческого коллектива в целом, последний должен был принимать меры, чтобы заставить всех своих членов воздерживаться от них, наказывая тех, кто с этим требованием не считался. Опасные действия становились запретными. Таким образом, табу представляли собой норму поведения, как бы извне навязанную обществу какой-то посторонней силой, с которой невозможно было не считаться. На эту особенность табу давно уже обращали внимание некоторые исследователи. Именно такой характер и должны были иметь первые нормы поведения, возникшие как средства нейтрализации опасности, которую представлял для формирующегося общества зоологический индивидуализм. Достаточно долгий период формирование первых норм пришелся на эпоху архантропов, которые были выше по развитию предшествующих им хабилисам. Утверждение коммуналистической собственности на мясо, вскоре перешло в полную собственность коллектива на растительную пищу, а далее на средства производства. Окончательно утвердилось разделение труда по половому и возрастному признаку. Грегарно-индивидуальный отбор уступил место праобщинно- индивидуальному, который характеризовался социальным характером. Эпоха архантропов примечательна очень неустойчивыми праобщинами, которые часто распадались, сливались и т.д. Это в свою очередь способствовало быстрому отбору социально устойчивых групп формировавшихся людей, а так же морфологическому прогрессу, в частности развитию мозга у архантропов, мышления и языка. Так же в этот период происходило вытеснение биологических отношений из многих сфер человеческих отношений, и замена их социальными.Расширялось влияние общественной воли, праморали, путем возникновения новых социальных норм. Одной из важнейших непроизводственных сфер деятельности является область отношений между полами. По мере крушения системы доминирования, и исчезновения у самок эструса, отношения между полами приобрели более гибкий характер. Это в свою очередь порождало некоторое количество конфликтов среди мужских особей, что подтверждается данными палеоантропологии. Связи между полами имели промискуитетный характер.Однако отсутствие позитивных норм не вело к кризису в праобщине. Как пишет Ф.Энгельс : «… не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Но отсюда еще отнюдь не следует неизбежности полного беспорядка в повседневной практике этих отношений».

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта.

mirznanii.com

Первобытная культура 4

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1. Первобытная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Мифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Ритуал и табу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

5. Первобытная живопись, скульптура, архитектура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Введение

Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.

В настоящее время понятие культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную и реакционную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.

1. Первобытная культура

Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.

Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род.

Этапы становления первобытной культуры принято выделять по ключевым событиям и процессам, проходившим в обществе. По развитию орудий труда и технологий выделяют следующие периоды: каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века; по развитию общественной организации – человеческое стадо, родовой строй (матриархальная и патриархальная родовая община, соседская община). Есть и другие виды периодизации истории первобытного общества.

Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого общества.

Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. «Человек,- сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется». Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что «никакая идея не может быть понята без её истории». Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.

В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.

Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.

Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.

Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».

2. Мифы

Слово «миф» - греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире.

Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».

Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика: болезни могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос – мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу.

Для мифа характерно, что различные духи, боги и герои связаны семейно- родовыми отношениями. В мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние. Нынешнее состояние мира: рельеф, небесные светила, виды животных и растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовления пищи - всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических предков, богов, героев.

mirznanii.com


Смотрите также