Стоянки первобытных. По следам первобытных людей. Геокешинг
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие общества в верхнем палеолите. Стоянки первобытных


Стоянка первобытных людей

Первые «гомо эректусы» жили в Африке, однако со временем они расселились и по другим материкам. Одна из стоянок первобытного человека возрастом свыше 350 000 лет была обнаружена в Ницце, городе на южном побережье Франции. Палеонтологи назвали эту стоянку «Терра-Амата», по названию улицы в Ницце, на которой она была найдена. Они пришли к выводу, что эту стоянку ежегодно посещал отряд охотников, принадлежавших к числу «гомо эректусов». Они останавливались там всего на несколько дней, чтобы поохотиться на травоядных животных, вроде слонов или носорогов (читайте статью «Охота первобытных людей на слонов«).

Бродячие охотники

В течение всего года группа охотников со своими семьями кочевала с места на место, следуя за животными. «Терра-Амата» они посещали поздней весной. Желтый ракитник цветет поздней весной. Палеонтологи обнаружили ископаемую пыльцу этих цветков, по которой они и определили время года, когда была разбита стоянка. Женщины, вероятно, собирали съедобные ракушки на берегу, не отходя от стоянки. Это самый древний из всех обнаруженных доселе окаменевших следов человека. Очевидно, человек поскользнулся на этом самом месте около 350 000 лет назад, оставив глубокий отпечаток своей пятки в речном иле. В «Терра-Амата» палеонтологи обнаружили остатки деревянной хижины примерно девять метров в длину и пять метров в ширину. Они также нашли каменные орудия и окаменевшие кости животных. Эту хижину первобытные люди соорудили из веток с двумя деревянными шестами, поддерживавшими крышу. Возле хижины высились скалы, защищавшие ее от ветра. Люди спали на шкурах вокруг костра, который постоянно горел внутри хижины. Там же был обнаружен и плоский камень, на котором сидели те кто изготовлял каменные орудия (см. статью «Орудия каменного века«). Мужчины отправлялись на охоту, дабы обеспечить пищей все племя. Они знали, что слоны и носороги ходят на водопой к реке, протекавшей вблизи от стоянки. Они охотились на слонов, носорогов, оленей и свирепых кабанов, обитавших в окрестных лесах. Стоянка должна была находиться поблизости от источника пресной воды, так как у людей еще не было посуды, в которой можно было бы носить воду. В наши дни уровень моря понизился, и место стоянки оказалось посреди города, на изрядном расстоянии от берега.

Эти люди еще не умели добывать огонь (читайте статью «Добыча огня гомо эректус«). Скорее всего, они носили с собой горячие угли от предыдущего костра и с их помощью разжигали огонь на новой стоянке. Возле костра находилась своего рода «кухня», то есть место, где они готовили пищу. Первобытные люди были очень неаккуратными и оставляли всякий мусор и кости животных прямо в хижине. Костер они обкладывали галькой, дабы заслонить его от ветра, и песок в этом месте запекся и почернел от жара.

Был ли первобытный человек волосатым?

Человек, единственный из всех приматов (см. статью «Близкие родственники человека«), не обладает густым волосяным покровом, однако ученым неизвестно, когда и почему люди его потеряли и стали «голыми». Одним из следствий этой утраты стало то, что женщинам пришлось носить своих детей на руках. Зато детеныши обезьян могут цепляться за материнскую шерсть, и руки их матери остаются свободными.

Подробнее о первобытнах людях читайте статью «Голоцен«.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Стоянка первобытного человека Замиль-Коба — Автотуризм, Интересные места

По мотивам статьи «В тени Эски-Кермена». Маршруты Игоря Белянского.

Находясь под впечатлением от прочитанной статьи Игоря Белянского «В тени Эски-Кермена» (опубликованной в сборнике «Топонимика Крыма 2010) я решил более детально исследовать данный район, тем более, что глядя на 500 метровку Горного Крыма, в этом районе можно обнаружить гору под названием Керменчик. А как мы помним, Керменчик в переводе означает Крепость. Итак, решено. В путь.

И вот в один из майских выходных дней 2011 года я отправился в путешествие. Правда, в отличии от Игоря Белянского я начал свое движение от села Красный Мак (бывшее Биюк-Каралез), которое прошел под аккомпанемент капель дождя, стучащих по зонту над моей головой.

Далее вдоль долины между селом и горой Баш-Кая, на которую непременно забрался для любования живописными краевидами.

Попил горячего чая из термоса и полюбовался на проглядывающую сквозь пелену туманного дождя скалу Кызык-Кулак-Кая – Щавелевая. Затем путь лежал по дороге в направлении бывшего села Крепкого и пещерного города Эски-Кермен, куда меня подвез человек, продающий сувениры и фотографии посетителям этого пещерного города. Причем, предложение подъехать исходило от него – еще раз выражаю свою благодарность.

Слово Игорю Белянскому:

Без малого полторы тысячи лет назад первые каменотесы взялись за обработку этой неповторимой скульптуры природы. Несколько веков труда жителей города,позднее упомянутого как Кут-Телей, завершились созданием одного из самых изящных исторических ландшафтов Крыма.Ближе к нашему времени лишенное жизни обиталище получило название Эски-Кермен, и уже не вспомнить, когда перестала зарастать сюда тропа народного интереса. Пройдем по этим местам, избегая утомленных посетителями маршрутов.

Еще одну группу курганчиков повстречаем у вершины Яйля-Баша, а там, не доходя следующей лесистой горы Ташлых, спуск по накатанной дороге влево между оврагами Чотаман-Дересы и Земиль. В последнем — он справа по ходу — стоит осмотреть гроты Куртлу-Коба с вырубленными в средние века пазами для деревянных конструкций и Замиль-Коба (мезолитическая стоянка). Ниже — каскада прудов — откуда олько вода берется —, в устье Замиля, а сюда же сходятся долины Эски-Кермена, Черкез-Кермена и главные дороги, местность Сарайлар. Дворцы.Неукротимая в наши дни тяга хозяйственников к прекрасному помогла воплотить в жизнь и русское значение этого слова. Оправу для своих творений они выбрали достойную: палеогеновые пласты окружающих гор —великолепний художественный материал. Невозможно привыкнуть к бесконечному разнообразию ликов этого небольшого даже по крымским масштабам уголка. Над ней возвышаются скалы Бор-Огы с чернеющими провалами гротов Замиль-Коба.

Здесь в районе гротов находятся мезолитические стоянки Замиль-Коба I и II. На стоянке I человек жил в период мезолита 10-8 тысяч лет назад, на стоянке II-в период мезолита и неолита 10-6 тысяч лет назад.

Культура этого периода получила название Азильская. Находки относящееся к ней обнаружены в Европе, но аналогичные находки найдены в слоях Замиль-Кобы. Ими оказались крупные и довольно грубые сегментовидные орудия из массивных широких пластин, резцы, кремнёвые острия, скребки, отбойники, гальки для растирания краски и другие изделия, близкие по общему их облику к азильским орудиям Западной Европы, а также сравнительно многочисленные, но столь же грубые костяные орудия.

Также в пещере Замиль-Коба обнаружены остатки захоронения черепов, при котором оказались украшения из рыбьих зубов – вырезуба. Такие погребения известны также в Европе и на Кавказе (в Абхазии) и по этнографическим материалам. Они связаны с почитанием духов умерших сородичей.

Населявших гроты людей относят к Сурско-днепровской культуре. Поселения обнаружены на островах Сурский, Шулаев, Стрелецкая Скала близ Днепропетровска, острове Виноградный к северу от Запорожья и др. Отдельные памятники данной культуры известны в Приазовье (Каменная Могила), на реке Орель и на Северском Донце.

Антропологические исследования мезолитических могильников в Крыму и в районе Днепровских порогов привело ученых к выводу о проникновении в эти районы групп населения их Передней Азии и с Кавказа. В то же время часть потомков древнейших насельников Крыма покинуло его, уйдя в северном направлении, вероятно за стадами диких лошадей, сайгаков и оленей. В целом миграции мезолитического населения происходили в направлении с юга на север. И основная масса пришельцев попадала в Крым через Керченский пролив. Но иногда люди шли в обратном направлении. Так в пещере Сюрень-II изучена стоянка с кремневыми орудиями, характерными по типу для Польши, Белоруссии и Верхнего Приднепровья.

При расселении мезолитических людей в Крыму и прилегающей к нему территории происходит обособление одних групп от других, группирование родственных общин в одном районе. Археологи прослеживают это явление, выделяя локальные варианты материальной культуры эпохи мезолита. При этом степные стоянки Левобережной Украины, Крыма и Кавказа объединяют в одну группу. В таком объединении, одном из многих на территории Европы и Азии, которые по изученному культурному слою имели заметные отличия друг от друга, можно видеть отражение складывающегося племенного группирования населения, более характерного для нового каменного века, или неолита.

Источник: http://isar.org.ua/storozhevoe-ukreplenie/grot-zamil-koba-gora-kermenchik.html

Фото

www.mangupa.net

По следам первобытных людей. Геокешинг :: Это интересно!

Итак, прямо за Бахчисараем (это километров 30 с хвостиком от нашего Симферополя) начинается интересующая нас местность. Тут были найдены несколько стоянок пещерных людей. Вообще, Крым был заселен людьми с глубокой древности -  первые находки относятся к эпохе раннего каменного века. Дело в том, что территория Крыма находилась на южной границе оледенения. И здесь древним людям было вполне комфортно обитать - климат был вполне терпимым, множество гор с естественными пещерами в них давали укрытия, реки и источники были везде, дичи водилось с избытком. В те времена у нас жили мамонты, дикие быки, лошади, олени, пещерные львы и медведи, бизоны и шерстистые носороги. Их кости во множестве находят при раскопках древних поселений.
долина реки Кача
Долина реки Кача 
И, конечно же, Катя вознамерилась найти хоть какую-нибудь небольшую кость мамонта. Даже малярную кисть с собой взяла для проведения археологических раскопок:) В результате из окаменевшей живности ей удалось найти лишь нуммулитов - останки одноклеточных организмов отряда фораминифер, которые жили здесь примерно 30-50 млн. лет назад. Давно я хотела понять, а как же выглядели эти "каменные монетки". И нашла их сегодняшних родственников. Вот такие они, живые фораминиферы :) Только современные маленькие, около миллиметра. а вот раньше они достигали 6 см!
нуммулиты
Найденные нами древние окаменелости - нумуллиты
А это их современные родственники - фораминиферы
Но жили эти существа давно, задолго до первых людей, которые потом укрывались в пещерах, сложенных из отложений этих организмов. Например, вот таких. Это каменный навес (Качинский навес) недалеко от села Предущельное. Впервые раскопки тут проводил еще К.С.Мережковский в 1879-1880 гг. Стоянка, которую он здесь обнаружил, принадлежала людям палеолита. Тогда были найдены кремневые орудия, кости диких зверей и отдельные кости ребенка. А сейчас здесь мы не нашли даже таблички о том, что это не просто грот в скале, а археологический памятник((( Ведь еще совсем недавно была! Хороший повод поговорить с ребенком о том, что вандалы и питекантропы есть и в наше время(((
Качинский навес - место стоянки первобытного человека. Крым
Качинский навес - здесь под скалами сейчас проходит дорога, а когда-то жило первобытное племя.
Качинский навес - место стоянки первобытного человека. Крым
Вот здесь раньше была табличка, на которой было написано об этом археологическом памятнике

Следующий археологический объект совсем рядом, чуть дальше по дороге, у выхода ущелья Таш-Аир (что в переводе значит "отделенный камень"). Многие люди знают о роднике, вытекающим из под этого самого камня. Но немногие - о том, что чуть в стороне, на скальном навесе можно увидеть чудо из чудес - наскальные рисунки человека ранней бронзы, сделанные почти 5 тысяч лет назад!

Таш-Аир
Таш-Аир
Таш-Аир. Родник
К этому родничку всегда стоит целая очередь машин и туристов
Мы бывали тут несколько раз и раньше, но в этот приезд прямо остолбенели - опять-таки, нет таблички и даже столба от нее, а на скале рядом с древними рисунками современные граффити, сделанные баллончиковой краской! Прямо хочется плакать от бессилия что-то сделать с человеческой глупостью((( Вот и сами рисунки. Их очень трудно разглядеть на скале, охра вся выцвела, но все же можно разобрать изображения. Особенно, если иметь перед глазами эскизы, снятые археологами.
Крым.Таш-Аир. Наскальные рисунки
Если приглядеться, то можно увидеть на скале рисунки, выполненные красной охрой
Таш-Аир. Наскальные рисунки
Вот съемка этих же рисунков
Крым. Таш-Аир. наскальная живопись
Если приглядеться, то все их можно разглядеть до сих пор
А вот зачем нам понадобилась краска: мы прошли дальше по ущелью за родник, нашли удобную скалу, и Катя нарисовала свои собственные наскальные рисунки. Конечно, они не просуществуют тысячи лет, но все-равно, это так необычно и забавно - на минутку вообразить себя древним художником, расписывающим стены пещеры! Интересно, что подумают туристы, которые увидят эту Катину наскальную живопись? ;)
наскальная живопись
Катя пробует себя в качестве первобытного художника
А дальше, мимо пещерного города Качи-Кальон, в котором селились люди совсем в иные времена, наш путь лежал на левый берег реки Качи, в Алимову балку. Там в горах нас ждала еще одна стоянка первобытных людей. В этот раз эпохи мезолита (6-10 лет назад). Это Алмов навес. Подниматься к нему пришлось по достаточно крутому склону, но тропа отличная, оборудована указателями и местами для стоянки, через живописный лес в котором встречаются и можжевельник и тис ягодный (тот, что известен покупателям мебели как "красное дерево"). А на самом верху нас ждал еще один родник. Не зря же древние выбрали именно это место для поселения!
Качи-Кальон
Дорога идет по потрясающе красивым местам мимо Качи-Кальона к селу Баштановка
тис ягодный. Крым
На верху в лесу растут тис ягодный
Можжевельник. Крым
Здесь много можжевельника
Здесь тоже проводились раскопки, тоже нашли много интересных артефактов, в том числе и многочисленные кости свиней. Предполагается, что именно здесь был крупный центр их одомашнивания. А Кате больше всего понравилась каменная ванна для сбора дождевой воды и изготовление каменного топора (н зря все-таки прихватили с собой веревку!), с которым она потом без устали таскалась до самого дома.
Алимов навес - стоянка первобытного человека. Крым
Алимов навес - еще одна стоянка первобытных людей
Алимов навес - стоянка первобытного человека. Крым
Каменная ванна. Катя пытается "заткнуть слив", чтобы вода не утекала :)
Алимова балка
Какой же ты первобытный, если у тебя нет каменного топора?!
После того, как мы спустились с гор, нам пора было отправляться в соседнюю долину - долину реки Бельбек. Как по мне, так по ней проходит самая красивая дорога у нас в Крыму. Вовсе не южнобережный серпантин и виды моря, а такой вот горный массив с причудливыми камнями-скалами, о каждой из которых есть своя легенда. Мы теперь потихоньку их читаем с Катей. Ведь так здорово, что ты сам стоял, сам видел, сам дотрагивался до того места, которое описано в сказке! Так, наверное, чувствуют себя жители Крита или других греческих островов, которые каждый день ходят по легендарным местам :)
Долина реки Бельбек
Долина реки Бельбек 
Долина реки Бельбек
Виды потрясающие!

Здесь прямо над дорогой есть еще один крупный скальный навес, под которым были обнаружены поселения эпохи позднего палеолита и мезолита. На вид ничего особенного - пыль, яма от раскопок, потолок, закопченный кострами, которые тут жгут последние 15 тысяч лет.  Надо закрыть глаза и представить, как паслись кругом гигантские олени и дикие лошади, как пришлось выгонять пещерного медведя, чтобы сделать себе тут дом. Вслушаться в стрекотание цикад и кузнечиков - может, услышишь среди них и звук ударов камня о камень: так здесь делали кремневые ножи и наконечники копий.

Сюрреньский грот - место стоянки первобытного человека. Крым
Сюрреньский грот. 
Сюрреньский грот - место стоянки первобытного человека. Крым
Прокопченные за тысячи лет стены пещеры до сих пор служат укрытием человеку

Не забыли мы и о своей цели - геокешенге:) По ходу экскурсии должны были взять пять тайников. Но получилось только два. Еще один мы не нашли, хотя искали, наверное, час и перекопали всю округу. А еще за двумя не полезли - из-за дождей в этом году колючки и прочая растительность так разрослись, что лезть в эти заросли кустов было совершенно невозможно! Пришлось оставить попытки. Но и так Катя была рада кладам, тем более, что в одном из них мы взяли саблезубого тигра - как раз по теме нашего путешествия. Ну, почти саблезубого)))

Геокешерский тайник. Клад найден!
А дома Катя вспомнила про свою "первобытную поделку" и снова принялась наводить порядок в своем маленьком хозяйстве времен каменного века.
Инсталляция "Первобытный мир"

Другие наши путешествия к местам стоянок первобытных людей можно посмотреть тут:

  • грот Чокурча - первобытное поселение прямо на территории Симферополя.
  • Рыжая скала - наскальные рисунки и места стоянки первобытных людей (Белогорский район)
  • Волчий грот  - место стоянки первобытного человека (Симферопольский район)

www.tavika.ru

Стоянки первобытного человека

Более подробно - на моем сайте о путешествиях с множеством ярких фотографий и интересных материалов: http://loaf.ucoz.ru/     Человек появился на Северо-Западном Кавказе более 700 тысяч лет тому назад.   Человеческие группы, передвигаясь с юга, через Закавказье, постепенно заселяли южный и северный склоны Кавказских гор, предгорья и равнины Закубанья - нынешнюю Адыгею и прилегающие территории. В истории развития человеческого общества - это первобытнообщинный строй, эпоха палеолита, который делится на ранний (или нижний) и поздний (или верхний). В период раннего палеолита и происходит активное заселение Северо-Западного Кавказа первобытным человеком. Об этом говорят многочисленные стоянки и местонахождения палеолитических орудий как в Закубанье, так и на Черноморском побережье Краснодарского края. Некоторые из таких стоянок мы и решили увидеть. Дорога к ним - живописная, окруженная горами, с неспешно прогуливающимися и жующими травку Буренками. Помимо наглых коров, гуляющих прямо по трассе, наше внимание привлек какой-то на вид заброшенный заводик, или что-то в этом роде. В ранний период своего существования первобытный человек не строил постоянных жилищ, а старался использовать естественные убежища: пещеры, гроты, скальные навесы. В Майкопском районе известны две пещеры, где были проведены археологические раскопки, в результате которых выявлены стоянки первобытного человека. Одна из пещер - Даховская, расположенная высоко над рекой при впадении реки Дах в Белую. Пещера относится к коридорному типу и была не удобна для заселения. Для жилья была пригодна только небольшая входная часть пещеры.  В ней жили люди эпохи раннего металла - майкопской культуры, она же использовалась для жилья адыгскими племенами в эпоху средневековья.  Заселяя пещеры, первобытный человек обживал только входную часть и использовал площадки перед входом. В непогоду перед входом в пещеру устраивали заслон из ветвей, а внутри жилища разжигали костры.   Местонахождения наиболее раннего периода эпохи нижнего палеолита, так называемой эшельской культуры, известны на р. Фортепьянке близ Майкопа, в окрестностях станицы Абадзехской на реке Средний Хаджох, близ города Абинска на р. Адагуме и в других местах.  Наиболее крупной является Абадзехская стоянка. На ней собрана уникальная коллекция каменных орудий - около 2000 экземпляров.  При раскопках палеолитических стоянок находят большое число каменных изделий и костей животных - предметов охоты первобытного человека. Охота и собирательство являлись главными источниками существования древнейших людей. Пищей служило то, что давала природа, но для "получения" надо было затратить много труда. В тех местах, где не было пещер и гротов, древний человек селялся по берегам рек, котрых в Краснодарском крае и республике Адыгея огромное количество. Посещение древних стоянок, пещер - очень любопытное занятие, в ходе окторого можно увидеть и узнать много нового и интересного. Очень жаль, что многие интереснейшие места находятся в сильном запустении. В России столько уникальных, прекрасных мест, но туризм развит слабо, и во многих случаях дорогу к таким местам знают лишь местные, которые тайкоп, за определенное метриальное вознаграждение соглашаются показать, как до туда добраться, или если место совсем глухое, проводить до него самостоятельно. В отличие от большинства развитых стран, которые ценят все памятники, как природные, так и культурные, находящиеся на их территории, Россия являтся исключением. Жаль, что ко многим красивейшим и уникальным местам у нас в стране такое пофигистическое отношение.  

esliustal.ru

Жилища и стоянки первобытного человека

Информация - История

Другие материалы по предмету История

Жилища и стоянки первобытного человека

Палеолитические охотники предпочитали селиться на ровной или слабо пересеченной местности поблизости от воды. Поэтому позднепалеолитических поселения следует искать неподалеку от ручьев или озер, у слияния рек, на равнине или пологих склонах холмов. Со времен позднего палеолита рельеф местности почти не изменился. Иначе обстояло дело в раннем и среднем палеолите. Большинство памятников этого периода было обнаружено на речных террасах и в пещерах. Находки на открытом пространстве гораздо более редки, хотя мы и знаем заведомо, что уже в то время человек предпочитал селиться в жилищах открытого типа, уходя в пещеры только в периоды резкого похолодания. Климат, несомненно, в значительной степени обуславливал образ жизни и тип жилища палеолитического человека. Из жизни современных отсталых народов, населяющих тропики, известно, что в засушливые периоды они вполне удовлетворяются легкими шалашами кратковременного характера, предохраняющими их от палящих лучей солнца или от жаркого ветра. Только в дождливый сезон они ищут убежища от тропических ливней, “вселяя скальные навесы и пещеры или поднимая жилище над поверхностью земли, чтобы избежать затопления дождевыми водами.

На открытой местности без естественных скальных навесов палеолитические охотники строили полуземлянки или землянки, т. е. жилища с жестким, часто куполообразным каркасом, углубленные в землю. Разница методу полуземлянкой и землянкой заключается в степени углубления в материк. В теплое время года, особенно в европейской периглациальной области, наиболее частым жилищем был шалаш. Он легко переносился, имел простую конструкцию и вполне удовлетворял нехитрым требованиям кочевого образа жизни охотников. Таким образом, жилища палеолитических охотников, а возможно охотничьих культур вообще, можно подразделить на три основных типа: простейшие убежища разных видов, шалашеобразные конструкции и жилища долговременного характера с жестким остовом. Простейшие убежища служили кратковременным жильем в тех местах, где климат не требовал более солидной защиты от холода. Использование легких юрт летом и постоянных жилищ зимой известно из недавнего прошлого некоторых сибирских народов или эскимосов. Тип жилища и его конструкция в значительной степени зависели от доступного материала. В Европе у края ледника, где дерево было редкостью остов жилища складывался из бивней мамонта оленьих рогов и длинных костей животных Аналогии в историческое время известны и Восточной Сибири, где для каркаса использовались челюсти и ребра китов. Еще в прошлом век встречались землянки, у которых вся конструкция над котлованом попросту засыпалась землей хорошо защищавшей от холода. Жители степных районов еще и сегодня часто перекрывают простейший остов дерном. Возможно, так же выглядели и жилища первобытного человека. Легкие убежища и шалашеобразные конструкции палеолитический человек строил также в пещерах Люди обычно не пользовались всей пещерой, но с помощью перегородок создавали себе личные жилища - что-то вроде „отдельных квартир." Находки палеолитических жилищ редки, но еще реже находки целых поселений, позволяющие изучить их планировку. Небольшое поселение граветтийского (павловского) времени открыто близ с. Долни Вестонице в Моравии (его возраст по радиокарбоновому методу около 25 тыс. лет). Другие такие скопления жилищ встречаются на Украине в стоянках Костенки, Авдееве и Добраничевка. Первое палеолитическое селище было открыто С. Н. Замятниным в 1927 1. на территории с. Гагарина на Украине. Изучение планов и остатков палеолитических жилых объектов затрудняют два обстоятельства: во-первых, характер отложений, в которых залегают находки, а во-вторых, старая техника раскопок, принятая в прошлом. Дело в том, что ранее производились отдельные разведочные раскопы большей или меньшей площади, не позволявшие выявлять взаимосвязи между отдельными находками. Несовершенной была и документация старых исследований, в ней отсутствовали подробные зарисовки (чертежи) открытых площадей, которые часто заменялись лишь куцым словесным описанием. Только по еле того, как археологи стали закладывать рас копы большой площади, стало возможным лучше распознать и классифицировать находки по их взаимосвязям и аналогиям. Успех исследований всегда во многом зависел от стратиграфических условий, от характера отложений. Гораздо легче открыть стоянку в лессе, где каждая деталь. хорошо различима, чем вести раскопки в каменистой осыпи, поэтому большинство находок палеолитических стоянок происходит с лессовых территорий Центральной Европы, Украины и Сибири.

Самая древняя находка, которую можно рассматривать как остатки жилища, была сделана в Восточной Африке. Это расположенное кругом нагромождение камней, открытое Л. С. Б. Лики в Олдувайском ущелье в слое, отнесенном к началу плейстоцена. Находке, следовательно, около 2 млн. лет, и если это действительно искусственное сооружение, то его создателем мог быть только предшественник человека Ното Наbilis, остатки которого найдены в том же слое. Вполне возможно, что это действительно строительный материал, который в качестве грузила прижимал к земле нижние концы ветвей и шкур, образующих кровлю, а не просто случайное скопление камней игрушка природы. В центральных районах Эфиопии, примерно в 50 км к югу от столицы страны Аддис-Абебы, французские археологи открыли на берегу реки Аваш несколько богатых стоянок. Самая важная из них Гарб?/p>

geum.ru

Стоянки первобытных людей. Приручение собак древними людьми

Станислав Владимирович Дробышевский Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, к.б.н., доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Достающее звено Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

В целом в эпоху верхнего палеолита в Европе и Северной Азии климат был суровым, это время чередовавшихся ледниковых периодов с межледниковьями. Хотя в некоторые межледниковья климат был теплее, чем сейчас, всё же в среднем Евразия представляла собой арктическую область. Весь север Европы был покрыт ледником, другие ледники спускались с гор. На юге Франции и в Крыму водились северные олени, песцы и лемминги. На большей части Европы и Северной Азии простиралась перигляциальная степь – очень холодная, но при этом продуктивная, на траве которой паслись многочисленные стада бизонов, лошадей, северных оленей, сайгаков, мамонтов и шерстистых носорогов.

Реконструкция жилищ со стоянки Костенки 11.
						Источник: http://kostenki-museum.ru/stoyanka-kostenki-11

Реконструкция жилищ со стоянки Костенки 11.Источник: http://kostenki-museum.ru/stoyanka-kostenki-11

Многие стоянки людей верхнего палеолита были долговременными, строения на них – капитальными; в Восточной Европе известны так называемые "длинные дома", в которых жили десятки людей (например, в Костёнках 1). Иногда основой строения служили кости мамонтов – кости ног и нижние челюсти в качестве основы стены, верхние челюсти с бивнями в качестве свода (например, в Межириче, Мезине и Добраничевке на Украине). Известны и гораздо более скромные жилища в виде шалашей или чумов (например, в Дольни Вестонице в Чехии, Бурети и Мальте в Иркутской области). Жизнь людей была основана на охоте и в меньшей степени на собирательстве. В условиях перигляциальной степи топили часто костями мамонтов.

Можно говорить о появлении в верхнем палеолите первых домашних животных. Древнейшие собакоподобные волки или волкоподобные собаки обнаружены в Костёнках, а древнейшие достоверные собаки – на стоянке эпиграветта или развитого граветта Елисеевичи 1 в Брянской области с датировками 13-17 тыс.л.н. Погребение собаки с датировкой 12 тыс.л.н. обнаружено у головы захороненной женщины в Айн Маллахе в Израиле.

Погребения верхнего палеолита крайне разнообразны по своему устройству (чем резко отличаются от среднепалеолитических): на боку, на спине и даже на животе, а изредка – сидячие; выпрямленные или скорченные; без инвентаря или с богатым инвентарём; одиночные, двойные, тройные или массовые; первичные или вторичные; целых трупов или отдельных их частей, преднамеренно отделённых голов или длинных костей; в простой яме, с перекрытием, в дольменоподобных структурах или каменных ящиках. Примером разнообразия погребальных обрядов могут служить погребения в гротах Гримальди в Монако или многочисленные погребения натуфийской культуры Ближнего Востока. Особенным богатством отличаются погребения подростков (например, в Дольни Вестонице в Чехии, Арене Кандиде в Италии и Сунгире во Владимирской области). Иногда применялись способы ритуального "обезвреживания" покойного – тело связывалось, сухожилия подрезались (например, у мужчины в Костёнках 14). Это говорит о развитии представлений о загробной жизни.

antropogenez.ru

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края

Стоянки первобытных людей на территории Красноярского края История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества.

Заселение территории края происходило по долине Енисея с юга на север более 20 тысяч лет назад. Археологи утверждают, что первыми обитателями этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием остатков черепа монголоида, найденного на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки также расположены по Енисею при впадении в него ряда рек (группа Кокоревских стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка).

До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических поселений можно, по-видимому, объяснить преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет назад был заселенным, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Здесь располагались древние поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые ученые считают центром возникновения оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в качестве транспорта – собачьи упряжки.

.

ЭПОХА НЕОЛИТА – БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Урало-сибирская неолитическая общность сложилась в Минусинской котловине, о чем свидетельствуют памятники изобразительного искусства (петроглифы), новоселовский и карасевский типы керамики. В это время на юге края сформировалась Афанасьевская культура, о чем свидетельствуют многочисленные памятники на Енисее. В дальнейшем пути расселения первых скотоводов Сибири распространились в Туву, Монголию и Синьцзянь.

Окуневская культура на Енисее относится к этому периоду. Могильники, плиты из погребений, гравировки, мелкая пластика, петроглифы окуневского изобразительного стиля так же были обнаружены на юге Красноярского края. Окуневские изваяния – каменные статуи со зловещими ликами и третьим глазом; полосами, пересекающими изображения лица; наличием на голове вместо волос звериных рогов, ушей, змеевидных отростков, «корон» – они были центрами поклонений, возле них найдены следы жертвоприношений. Часть статуй стояла на перекрестках дорог и на погребальных курганах в Минусинской котловине еще в XIX веке.

Постепенно на смену Окуневской культуры приходит Андроновская культура южных Приенисейских степей, Причулымской лесостепи и таежных областей Западной Сибири, а также Карасукская культура Минусинской котловины, по берегам бассейна Енисея. Особенностью всех культур этого периода является развитие бронзолитейной металлургии. На территории Красноярского края практически во всех районах региона обнаружено огромное количество наскальных рисунков разных эпох, многие из них до конца не изучены. В Курагинском районе края расположены самые продолжительные наскальные рисунки протяженностью в несколько километров – Шалоболинская писаница (Тесинская), датированная VI тыс. до н.э. и XII - XIV вв. На территории Минусинской котловины и Причулымской степи были обнаружены древнейшие космические обсерватории бронзового века и скальные храмы.

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

Археологическая культура железного века (VII-III вв. до н.э.), была открыта в бассейне верхнего и среднего Енисея, и названа по о. Тагарский на Енисее. В настоящее время археологами исследованы остатки ряда поселений, рудников и курганов. Примечательно, что в могильниках найдены оружие и другие предметы скифского типа, восстановленные черепа дают основание утверждать, что носителями культуры были европеоиды скифского мира. Население этой культуры занималось земледелием, скотоводством, металлургией. Предметный комплекс первых трех этапов включает бронзовое оружие, украшения, бытовые инструменты и керамическую посуду. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Основу хозяйственной жизни тагарского общества составляло мотыжное земледелие и скотоводство. Разводили преимущественно крупный рогатый скот и лошадей, а также коз и овец. Используя тягловую силу животных, они занимались пашенным земледелием. Для уборки урожая тагарцы применяли бронзовые серпы и жатвенные ножи. Зерно растирали на зернатерках.

К Тагарской культуре относятся поселения, городища, петроглифы и рисунки на стелах. Минусинская котловина поражает огромным количеством древних некрополей, окруженных вертикально поставленными плитами – стелами и менгирами. На некоторых стелах (оленные камни) выгравированы силуэты зверей, тамговые знаки и загадочные изображения неведомых существ.

ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ КАЗАКОВ В СИБИРИ

За прошедшие века по территории края прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни.

Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы – потомки новгородских ушкуйников – добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента.

Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV – первой трети XVII веков. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина), – важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI-XVII вв. Многие енисейские поселения были основаны казаками и монахами, пришедшими в этот «дикий край» из центральных районов Российского государства.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI-XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями со стороны «златокипящей Мангазеи» по Маковскому волоку, проходящему близ становища хана Мамая (ныне село Маковское). Первое поселение в Приенисейском крае казаки основали в устье Турухана в 1607 г., поставив здесь вместе с зимовьем деревянную церковь Николе Чудотворцу, «покровителю» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (ныне село Старотуруханск).

Маковский волок положил активное продвижение русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь – Кеть – Кемь – Енисей – Ангара – Лена. Крупный острог в Приенисейских землях был поставлен казаками в 1619 г., и получил название «Енисейский» (ныне город Енисейск). Для защиты с юга подступов к главному форпосту были основаны остроги «засечной черты» Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.). В настоящее время это города Красноярск, Канск и Ачинск.

Территории к югу от этой «черты» были присоединены лишь в начале XVIII века со строительством Абаканского (1707 г.) острога (ныне находится на дне Красноярского водохранилища) и Саянского (1718 г.) острога. В 1709 г. к Российскому государству присоединилось Тубинское княжество (южные районы края и республики Хакасия). Именно в этот период времени на берегах Енисея, Причулымья и Минусинской котловины окончательно утвердилась русская власть.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

mognovse.ru


Смотрите также