Первобытная художественная культура. П Р О Е К Т ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Художественная культура первобытного общества. Первобытная художественная культура


Первобытная художественная культура — Учись Как На Парах!

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-40 т. л. до н. э., т. е. в верхнем палеолите. Собственно, здесь можно говорить не об искусстве вообще, а об изобразительном искусстве. Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивной форме можно наблюдать даже у человекообразных обезьян: и они могут ритмично раскачиваться и издавать как бы в такт звуки («ухать»). Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

Появление изобразительного искусства было важнейшим признаком прогресса человечества. Момент обращения человека к этому новому виду деятельности, которую мы можем условно назвать художественным творчеством, можно рассматривать как величайшее открытие, быть может, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Известно, что современным буквенно-звуковым системам письма предшествуют различные менее гибкие формы, причем первоначальным типом было пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений. Этот первоначальный тип письменности еще очень тесно связан с первобытным изобразительным искусством, от которого это письмо постепенно начинает отделяться примерно в начале мезолита. У некоторых народов Крайнего Севера и американских индейцев пиктограмма и в наши дни по-прежнему продолжает играть роль письменности. Связь пиктограммы с первобытным искусством, то есть с изображением, лишний раз показывает, насколько тесно переплетаются в первобытном синкретическом комплексе различные элементы, составляющие основу обобщенного отвлеченного мышления. Причем надо обратить внимание на то, что изображение уже в своей простейшей форме представляет собой отвлечение от конкретной целостности реального предмета, допускает обобщение.

Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Практически во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе, как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большие скульптуры

Животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. Во многих глубоких, труднопроходимых пещерах, куда археологи проникали с трудом, иногда через подземные реки, обнаруживались целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (во Франции) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы; у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся— длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени – охоты, сражения, пляски и обряды. Такие композиции приблизительно датируются (большой точности здесь быть не может) VI—IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, где преобладают изображения зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку), то есть были созданы сорок-двадцать тысяч лет тому назад.

Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры), во Франции (пещеры фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, относительно недавно открытые гигантские многоцветные росписи горного плато Тассили в Сахаре, среди песков пустыни. Можно думать, что еще много находок предстоит впереди. По данным современной науки, человек верхнего палеолита являл собой «homo sapiens» — то есть по своей физической конституции был вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена, где возникал

Матриархальный уклад. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не должно бы быть никакого искусства. Между тем оно было — доказательства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, — один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже, в развитом и расчлененном человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов. Но тогда это искусство было, вероятно, примитивным? Однако на самом деле это не так.

Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – одно из изображений бизона. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее двадцати тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя, с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников.

Нет, это не элементарный рисунок. Его мастерству мог бы позавидовать даже современный художник-анималист.

Предположение о том, что первобытное искусство аналогично «детским каракулям» решительно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен был прекрасно разбираться – иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы. Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те, которые были тогда жизненно необходимы, — развиты намного лучше, чем у современного цивилизованного человека.

Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда – искусных манипуляций руки. А зверь был источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.

Искусность руки и меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они были идеальны, было бы тоже неверно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены? В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие накладываются одно на другое. И никакого намека на «среду», «обстановку». Видимо само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если не понимает, то и не видит – поэтому его композиционные способности еще в зачатке. Но главным образом примитивность сознания первобытного художника проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. Он изображает только животных, и то только тех, на которых он охотится (или которые охотятся на него самого), то есть лишь то, с чем непосредственно связана его борьба за жизнь. А как он изображает самого себя?

В искусстве палеолита изображений человека вообще сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин – «палеолитические Венеры». И в этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность, только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство – в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. Тут проявляется любопытный парадокс древнего искусства: отношение к человеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности. Изображая зверей, человек старается передать его и свои ощущения: страх, злость. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания, — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. Яркий тому пример «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Но все же чем он руководился, создавая все эти произведения, иногда очень трудоемкие? Почему он тратил на них время и труд? Возможность их для нас объяснима, но в чем была их необходимость Для самого человека?

Очевидно, это была необходимость в познании, в освоении мира. Она толкала человека к определенным действиям, которые он сам для себя объяснял как-то иначе, и конечно фантастично, потому что и все его представления о причинных связях были достаточно фантастическими. И познание и упражнение в охоте были для первобытных людей магическим актом, священным и вместе с тем вполне утилитарным. Именно потому священным, что они верили в его немедленный практический результат, в его прямое действенное влияние. Убивая глиняного зверя, верили, что таким способом овладеют его живым «двойником». Надевая на себя звериные маски и исполняя определенный танец, считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края. Для первобытного человека не было такой строгой границы между религией и бытом. Первобытное искусство было связано не только с магией, но и с древними культами предков, тотемизмом, промысловыми культами. Элементы последнего сохранились у многих народов до нашего времени. Так хоринские буряты считали своим предком лебедя, у многих народов Сибири и Дальнего Востока тотемом считался медведь. Поэтому изображения животных могли быть священными и отношение к ним было почтительное, не допускалось и стирание, сбивание, чего нельзя сказать глиняных статуэтках.

Примерно 8 – 10 т. лет назад произошла неолитическая революция, то есть переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. Появился избыток продовольствия, и жизнь человека перестала быть зависимой исключительно от охоты. Все это не могло не отразиться и на художественной культуре. В эту эпоху содержание искусства становится шире, разнообразнее, а затем в его формах происходят знаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Выражаясь привычным нам языком, — искусство неолита более «условно», чем палеолитическое. В неолите преобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связные композиции и сцены, где человек наконец занимает подобающее ему главное место. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Их динамика и ритм иногда поразительны, захватывающи. Стрелки с луками настигают бегущего оленя; на другом рисунке они сражаются, стремительно мчась, припадая на колени, сплетаясь; на третьем – летят и кружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры – это, собственно, знаки людей, а не люди: тонкие черные силуэтные фигурки, которые только благодаря своей подвижности создают впечатление жизни. В упоминавшихся росписях в Сахаре много загадочных сцен ритуального характера: здесь фигурируют люди с шарообразными, головами, напоминающими скафандры.

Есть и такие неолитические произведения, где полностью торжествует некая геометрическая схема – изображение-значок, изображение, иероглиф, изображение-орнамент, только отдаленно напоминающее человека или животное. Орнаментальный схематизм — оборотная сторона прогресса обобщающего мышления и видения. Животные, как правило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже не встречаются столь живые, непосредственные изображения, с таким чувством формы, как альтамирские бизоны или «Олени, переходящие через реку» (резьба на куске кости из грота Лортэ, во Франции). В это время начинает развиваться искусство петроглифов – схематичных рисунков на камнях, получившее в последствии широкое распространение. До начала XX века оно сохранилось в некоторых районах Кавказа.

Может быть, схематизм усиливается как раз потому, что слабеет наивная вера в изображение как в «двойника», как в доподлинную реальность. И на первый план выдвигаются другие возможности, заложенные в изображении: возможности обозначения, сообщения на расстоянии, рассказа о событии. Чтобы рассказать — не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма. Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Он составляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечает повторяемость сходных форм в природе, структурные сходства между разными предметами. Все это он применяет к тем вещам, которые изготовляет сам. Он видит, например, что форма тела водоплавающей птицы очень удобна для конструкции ковша, которым черпают воду, — и делает ковш с головой лебедя (древний мотив, зародившийся в каменном веке и до сих пор применяемый народными мастерами). Так развивается искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляют нечто единое. Прикладное искусство такого рода зарождалось и в палеолитическую эпоху. Но в неолите оно развивается гораздо шире, а затем, в эпоху бронзы, на поздних стадиях первобытнообщинного строя, становится господствующей формой изобразительного творчества, почти совсем вытесняя «самостоятельные», не включенные в предметы обихода, живопись и скульптуру. Последние получают новое могущественное развитие уже в эпоху цивилизации, в больших древних государствах.

Записи по теме

naparah.com

Первобытная художественная культура | Искусство Древнего мира

Общая характеристика

Инструментом познания мира в первобытной культуре служили мифы, а сама культура первобытных воспринимается как способ опредмечивания мифов. В данный период вырабатываются критерии художественного творчества: способность оперировать линией и цветом; создание изображений предметов видимого мира; формирование эстетического чувства как стимула к подобной деятельности.

Изображения на плоскости

Основа жизни эпохи палеолита – охота, поэтому основная тема палеолита – тема зверя. Изображение зверя реализовывало желание им овладеть. Согласно принципу «подобное притягивает подобное» нарисованный зверь воспринимался аналогом реального зверя. Для таких изображений требовался анализ формы и качеств (во время охоты, во время разделки туши), при этом сам рисунок становился синтезом всех приобретённых знаний. Животное на рисунке не конкретный объект, а собирательное изображение всего вида. Изображение видоизменялось по мере увеличения сведений об окружающем мире: динамичная линия, сменившая статичную, передавала не только границы тела, но динамику животного, штрихи выражали массу и объём. По мере осознания человеком значимости своего места в мире рядом с изображением животного появляется изображение человека. Примеры подобного творчества — пещеры Альтамира, Фон де Ром, Ласка, Капова пещера.

Зарождение орнамента

Специализация орудий труда диктовало более целесообразную и изящную форму. Помещение рисунка в естественном обрамлении (оленьи рога, жезлы вождей) потребовало компоновки. Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита учился абстрагировать, познавал общие принципы формообразования. Мотивы, символизирующие понятия окружающего мира, выстроенные в определённую ритмическую структуру, являют миру архаический орнамент. Орнамент как материализованный заговор защищает человека.

Древнейшие формы архитектонического творчества

В эпоху палеолита человек использует случайные пристанища: пещеры, ветровые заслоны, ямы в земле. В период неолита появляются простейшие хижины, общинные дома, свайные постройки. Поздний этап неолита стал началом строительства мегалитических сооружений (от греч. «мегас» — большой и «литос» — камень).Менгиры (от брет. «мен» — камень, «хир» — высокий) — одиноко стоящие вертикальные глыбы от 5 до 20 м высотой, исполнявшие в основном роль памятников. Кромлехи – (от брет. «кром» — круг, «лех» — камень) концентрические ряды столбов, соединенных блоками-балками. Законченным же типом архитектурного сооружения можно назвать дольмены (от брет. «толь» — стол, «мен» — камень), поскольку в них, помимо внешнего объёма, был и внутренний. Дольмены состояли из вертикальных ограждающих блоков/стен и горизонтальных балок/плит. Очевидно, они служили жилищами/гробницами родовых вождей.

Похожие записи

ancientart.ru

П Р О Е К Т ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-1>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_6-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-1{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-0{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-3{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-2{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-4{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-7{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-6{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_6-8{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7222408 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:"o "}#doc7222408 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:"\0025cf "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"o "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc7222408 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:"o "}#doc7222408 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc7222408 ol{margin:0;padding:0}#doc7222408 .c7{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;text-align:right;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc7222408 .c1{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;height:11pt;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc7222408 .c14{line-height:1.5;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc7222408 .c3{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc7222408 .c6{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:12pt}#doc7222408 .c0{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;font-weight:normal}#doc7222408 .c10{vertical-align:baseline;font-size:10pt;font-style:italic;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7222408 .c2{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7222408 .c8{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7222408 .c13{vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:normal}#doc7222408 .c17{vertical-align:baseline;font-size:10pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7222408 .c20{vertical-align:baseline;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:normal}#doc7222408 .c11{max-width:477pt;background-color:#ffffff;padding:71.9pt 28.3pt 62.9pt 90pt}#doc7222408 .c16{margin:0;padding:0}#doc7222408 .c15{padding-left:0pt;margin-left:36pt}#doc7222408 .c21{text-indent:70.8pt}#doc7222408 .c4{text-align:center}#doc7222408 .c9{text-align:right}#doc7222408 .c19{margin-right:18pt}#doc7222408 .c5{text-indent:35.4pt}#doc7222408 .c12{height:11pt}#doc7222408 .c18{font-style:italic}#doc7222408 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:"Georgia";padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc7222408 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:"Arial"}#doc7222408 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7222408 ]]>

Конкурс «Умники-2014»

П Р О Е К Т

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

                

Творческое объединение «Слово»

ФГБСУВУ «СПУ ЗТ № 1 г. Мончегорска»

Ворончихин Алексей, 15 лет

Руководитель

                                                                                        Ким Зоя Чан-Намовна                                        

                                                         

                                                         

                                        Мончегорск, 2014

ПРОЕКТ

«ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель:

Выявить характерные черты культуры первобытного общества

Проблема:

Развитие традиций первобытного искусства в современной культуре 

Задачи:

1.  Изучить историю возникновения первобытной культуры

2.  Определить, какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной    эпохи .

3. Подготовить презентацию проекта.

Планируемый результат проектной деятельности:  

  Получить ответ на главный вопрос проблемы: какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи    

  Презентация проекта «Первобытное искусство как часть первобытной культуры»  

  Создание буклета «Первобытное искусство в культуре первобытной эпохи».

 

                                        

                                        СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Память прошлого                                                                        4

2. Первобытная эпоха. Периодизация                                                                6

3. Первобытное искусство                                                                                7

4. Заключение                                                                                        11

5. Список литературы                                                                                12

ВВЕДЕНИЕ.

ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО

        Память прошлого – память веков и тысячелетий присутствует во всем, что нас окружает: в нас самих, в наших играх, в орудиях труда.

        Даже с памятью о первобытности мы встречаемся на каждом шагу. Считаем мы десятками, потому что наш далекий предок использовал собственные пальцы в качестве счетного прибора. Говорим на языках, корни которых уходят в седую древность каменного века. Украшаем одежду, посуду и жилище древними магическими знаками, со временем превратившимися в простые узоры.

        В далекую древность уходят корнями и наши танцы, и наша музыка. Всем знакомы слово горн, а некоторые, наверное, слышали и слово валторна. Но если открыть немецкий словарь, то обнаружим, что Horn означает не что иное как рог, а слово валторн происходит от немецкого Waldhorn, то есть лесной / охотничий / рог. Но человек, создавая музыкальные инструменты, не только использовал то, что давала ему природа, но и приспосабливал для извлечения звуков созданные им же самим предметы.

        Изучающие английский язык, конечно, знают слово animal, происходящее от латинского слова animalis. Отсюда и название жанра изобразительных искусств – анимализм. Художник-анималист рисует животных. И вот именно с анимализма и начал человек свою художественную деятельность. Первые картины, оставленные нам древним, человекам на стенах пещер, изображают животных: мамонтов, бизонов, лошадей. Они рисовал тех животных, которых чаще всего видели, на которых охотились. Изображение эти настолько совершенны и выразительны, что поначалу многие отказывались верить, что все эти прекрасные пещерные росписи действительно созданы древними людьми, а не являются подделкой современников.

        Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т. е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное  и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений – идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали  ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением.

        Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребностью человека и связана с особенностями его мировосприятия и  врожденными формами творческой активности.

        Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, происходило общение людей друг с другом.

        Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя  отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней

культуры¹, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов.

        Цель моей работы - выявить  характерные черты культуры первобытного общества и ответить на главный вопрос проблемы:  какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи.  

_______________________

¹ Культура – все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу на человеческое бытие, на человеческое отношение.

Культура – совокупность духовных, материальных и нравственных ценностей общества на определенном этапе развития.

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ

        Первобытная эпоха – самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека (примерно 2,5 млн. лет назад). Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит 35-10 тыс.лет до н.э.), за ним последовали период среднего каменного века (мезолит – 10-6 тыс.лет до н.э.) и период нового каменного века (неолит – 6-2 тыс.лет до н.э.)². Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, которая означала переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).

________________________

²Пивоев В.М. Культурология, ч. 1, Петрозаводск, 1997, с. 24

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

        История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение  и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

         Первобытное искусство -  только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.

         

        

        

        Искусство – это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру и т.п.

        Искусство зародилось на заре человечества как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, ритуалов, охоты, войны). Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных формах воспринимал мир наш пращур. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы.

        Особенностью искусства является то, что оно отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, искусство отражает и мир человека, его среду обитания.

        Первые произведение искусства каменного (первобытного) века были созданы около ХХV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшим, вероятно, меховую одежду.

        Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные  женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые «Венеры каменного века».  На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости и камня фигурки животных.

         Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие «картины» были хорошо видны в полумраке пещеры, освещающихся только факелами или огнем дымного костра.

        В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

        Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к ХП тыс. до н.э. – были обнаружены в 1875 году, а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобны «картинных галерей».

        Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около ХП тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800 метров. Иногда в пещерные «галереи» пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывали подземные реки и озера.

        Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стало широко использовать яркие природные материальные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предметов, применяли краску различной густоты, изменяли насыщенность тона.

        Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные «художники» научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в «летучем галопе» (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.

        Пещерные росписи имели ритуальное значение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошади, чтобы охота была удачной, а добыча легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленность. Так, изображения большого количества быков в росписях Альтамира не какой-либо художественный прием, а просто результат многократного прорисования фигур.

        Вместе с тем уже в то время в наскальных «картинах» появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, обозначающие стада или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около ХУ тыс. до н.э., Франция).

        Интересна красочная «картина» из пещеры Фон де Гом (около ХП тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.

        Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками Лии гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт, попавший в ловчовую яму (первобытные «художники» накладывали изображение зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условное изображение копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.

        Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между Уши У тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещеры, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

        Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенного в гроте Минапида носорогов – около 14 см, а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.

        «Художники» использовали, как правило, черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.

        Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая,  с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

        Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.

        Люди, изображенные на светло-сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства «художники» этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных «живописцев». В наскальной живописи появляются многофигурные композиции в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

        Шедевром наскального изобразительного искусства периода незолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья ( испанская провинция Кастельон). На нем – две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

         Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

        Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них коротенькие, выше колена, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол, юбки; грудь обязательно обнажена.

        В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По-прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода -  каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно увидеть в руках охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

        Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т. д.  Древние  «охотники»  подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

        В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н. э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

        И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2 м и более), столбовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы из грубо отесанных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи.

        Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж (графство Уилтшир, южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой мира. Стоунхенджж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои. По форме это кромлех – сложная круговая постройка.

        Что касается назначения Стоунхенджа, то этот вопрос пока остается спорным. Совершенно очевидно, что он был местом жертвоприношений и захоронений, то есть был связан с культом мертвых. Но, по всей видимости, это было также место ритуального поклонения Солнцу.

             

        Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.

                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре  древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.

        В наше время смешной кажется точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически,  по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал , подобно нам, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было всегда с ним всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры (культурология).  

2. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. М., 1986.

        3. Пивоев В.М. Культурология, ч. 1, Петрозаводск, 1997 .

4. Энциклопедия тайн и загадок. Загадки истории. М., 2005.

5. Интернет-ресурсы.

        

Работа будет представлена на конкурсе в форме презентации:

  • Презентация  PowerPoint  «Первобытное искусство как часть первобытной культуры»
  • Буклет «Первобытное искусство в культуре первобытной эпохи»

nsportal.ru

Петроглифы. Первобытная художественная культура | НаукаPRO

Владимир Яковлевич Кияшко,кандидат исторических наук, профессор археологииРостовского Государственного Университета

Петроглифы — это нацарапанные на скалах изображения. Они широко известны по всему миру. Есть реалистичные, а есть схематичные. Когда мы говорим: «ранний бронзовый век», это звучит заманчиво и в то же время абстрактно. Давайте в двух словах попробуем расшифровать.

Петроглифы у хутора СкельновскийПетроглифы у хутора Скельновский

Скельновские петроглифы (около 3 тыс. лет до н.э.) были нанесены ещё до первых египетских пирамид или, по крайней мере, они ровесники самых первых ступенчатых пирамид Древнего Египта. Пять тысяч лет с «хвостиком» тому назад. Проходили Рамзесы, Александры Македонские, Цезари, а эти изображения были здесь всё время. Люди, которые их нанесли, исчезли, а дальше историю будоражили имена Тамерлана, Ивана Грозного, Наполеона. И всё это время здесь камень хранил в тишине среди ночей, дней, морозов, ненастных или погожих дней эти, на первый взгляд, неприметные, но очень интересные изображения на камне, сделанные людьми раннего бронзового века.

Ступенчатая пирамида фараона Джосера (ок. 2650 г. до н. э.)Ступенчатая пирамида фараона Джосера (ок. 2650 г. до н. э.)

В конце XIX века в России был известный культуролог и историк искусств Владимир Васильевич Стасов, очень яркий человек. В то время когда он жил, были открыты яркие памятники первобытного искусства, и они вызывали споры. В частности пещера Альтамира. По всему миру ходили споры: нарисовал ли это первобытный человек или это фальшивка? Он также принял участие в этих спорах и сказал знаменитую фразу, что в первобытном искусстве нет ни одной линии, ни одного завитка, проведённого всуе. Каждый штрих первобытного искусства несёт в себе какую-то смысловую нагрузку. Тогда эта фраза казалась очень спорной и очень смелой.

Свод пещеры Альтамира, Испания, эпоха верхнего палеолита, объект всемирного наследия ЮНЕСКОСвод пещеры Альтамира, Испания, эпоха верхнего палеолита, объект всемирного наследия ЮНЕСКО

Но прошли годы. Уже давно никто не сомневается в подлинности замечательных фресок и целых живописных галерей в пещерах Франции и Испании, и это гипотетически высказанное суждение Стасова получило неожиданные подтверждения.

Владимир Васильевич Стасов – русский музыкальный и художественный критик, историк искусств и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов – русский музыкальный и художественный критик, историк искусств и общественный деятель

И если мы перенесёмся вперёд, в 1940-е годы, английский этнограф в пустыне Калахари, изучая быт бушменов, попросил одного из них на песке нарисовать человека. Бушмен взял палочку и изобразил какую-то динамичную восьмёркообразную фигуру, приделал палочками ручки-ножки и остановился. Этнограф говорит, мол, подожди, а где же глаза, нос, уши? И тогда бушмен сказал удивительную фразу, он говорит: «Я не думал, что белый человек такой идиот, что не знает, где у человека нос, глаза и уши. Зачем изображать то, что само собой известно?». То есть раз его попросили, он выполняет, но он не хочет передать всё детально, потому что это лишнее здесь, то что известно – известно.

Бушмены - охотники-собиратели южной АфрикиБушмены — охотники-собиратели южной Африки

Среди фресок, которые нашли в пещерах Европы, было обнаружено изображение лошади. Когда это большое изображение в натуральную величину опубликовали, археолог итальянец Паоло Грациози, очень полный человек, восхищённый французом, который это изображение опубликовал, говорит: «Какая прелесть! По силе эмоционального воздействия это может быть сравнимо разве что с творениями Рафаэля или Микеланджело!». На что скептический француз ответил: «Хотел бы я посмотреть на толстяка Грациози, который оказался бы на моём месте! Я копировал в папье-маше изображение лошади, лёжа в щелке тридцать сантиметров толщиной, оно было на потолке, и я не видел этого изображения, а действовал только на ощупь. Скопировал весь потолок и потом, уже разложив всё это, получил это чудесное изображение». То есть тот, кто изобразил эту лошадь, тоже не видел всей картины того, что изображает.

Лошадь, изображённая в пещере Ласко, Франция, поздний палеолитЛошадь, изображённая в пещере Ласко, Франция, поздний палеолит

Зачем он это делал, если никто, даже он сам, не увидит эту лошадь? Зачем он так детально прорисовал динамику этой лошади? Очевидно, не с целью искусства в нашем понимании, а специально рисовал в этой щели, чтобы никто её не увидел. Её сакральное значение – то ли успех в охоте на этих лошадей, то ли ещё что-то…

nauka-pro.ru

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА — МегаЛекции

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Для специальностей среднего

Профессионального образования

 

 

Москва

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Для специальностей среднего

Профессионального образования

 

 

Москва

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

для специальностей среднего профессионального образования

 

 

Автор: Емохонова Л.Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории

 

Рецензенты: Привалова М.А., главный специалист отделения образования и культуры Российской академии образования, учитель высшей квалификационной категории

Бородина Е.А., председатель предметно-цикловой комиссии «Общегуманитарные дисциплины» Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель МХК

 

 

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

 

Ó ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» предназначена для изучения мировой художественной культуры в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) мировая художественная культура изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) при освоении специальностей гуманитарного профиля в объеме 78 часов.

Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:

· развитиечувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные обучающимися на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории в основной школе, а также формирует целостное представление о логике развития мировой художественной культуры в исторической перспективе, ее роли в жизни общества и индивида.

Изучение мировой художественной культуры направлено на воспитание у обучающихся художественно-эстетического вкуса, развитие толерантного отношения к миру, иным культурным традициям, понимание поведенческой мотивации представителей различных культур. При этом восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой культуры позволяет более качественно оценить ее, уникальность и значимость, способствует самоидентификации обучающихся.

Программа следует логике исторической линейности – от культуры первобытности до постмодернизма XX века и построена на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы.

В контексте каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, театральным искусством, что позволяет обучающимся более масштабно осознать характерные черты эпохи и культурных ареалов, прочувствовать атмосферу времени.

В программе рассматриваются стилистические нюансы оформления интерьеров (мебель, ткань, посуда, декоративные элементы, орнаменты) в рамках господствующего стиля или в контексте изучаемого культурно-исторического анклава.

Программа ориентирована на формирование у обучающихся общей культуры, мировоззрения, базовых компетентностей, на решение воспитательных и развивающих задач общего образования.

Содержание программы направлено на развитие навыков: самостоятельно осваивать текст учебника, сопоставлять и оценивать феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять собственное отношение к произведениям искусства. Формирование у обучающихся отношения к искусству как к творческой самореализации индивидуальности позволит наполнить уроки по мировой художественной культуре личностным смыслом.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Мировая художественная культура» контролю не подлежит.

Примерная программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов творческих заданий, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

 

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение

Понятие «художественная культура». Основные виды духовной деятельности людей. Искусство как один из способов познания окружающего мира. Пространственные и временные виды искусства. Художественный образ – основное средство отражения чувственного познания мира.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА

Миф – основа ранних представлений о мире. Космогонические мифы. Формирование вертикальной и горизонтальной космических моделей мира. Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Значение чисел в мифопоэтической традиции. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия – воспроизведение первичного мифа. «Великий выход» – ритуал воскрешения египетского бога растительности Осириса. «Великий идол» («Тируппавей») – индуистский обряд воздействия на плодородие и процветание природы. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Зарождение искусства. Художественный образ в первобытном искусстве: зверь, богиня-мать, человек. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхенджа.

 

megalektsii.ru

Художественная культура первобытного общества - путеводитель

e-shpora.ru - шпаргалки онлайн

Художественная культура первобытного общества

Вместе с мифологией и религиозными верованиями у первобытного человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Ведь наделяя природу человеческими качествами и свойствами, создавая вымышленный и выразительный мир образов, человек мыслит метафорично. В этом случае природа осмысливается, интерпретируется, переживается как живая, сходная с человеком. Отсюда возникает художественно-образное мышление: метафорическое (одно передается через другое), оценочное, эмоционально значимое. Но художественная деятельность появилась лишь с того времени, когда первобытный человек смог художественную информацию своего сознания закреплять, сохранять и передавать с помощью специальных средств — в рисунке, камне, глине, в дереве и т.д. Предыскусство и художественная коннотация Исследуя художественную культуру первобытных людей, ряд исследователей считает, что и их художественное творчество можно было бы точнее называть предыскусством, так как оно в большей степени имело магическое, символическое значение. Многочисленные археологические и этнографические памятники свидетельствуют, что многие предметы создавались первобытными людьми не только в утилитарных целях, а сама материальная деятельность в целом все более принимала духовную окраску. Многие предметы создавались целенаправленно для символизации мощи и силы охотничьего коллектива. А в символической деятельности уже есть элементы собственно художественного отношения к миру. Именно из символического отношения к миру вырастает художественное творчество. Разумеется, художественная деятельность в условиях первобытности также носила синкретический характер и не делилась на роды, жанры, виды. Все ее результаты имели прикладной, утилитарный характер, но при этом у них сохранялось и ритуально-магическое значение. Просто большая часть продуктов человеческой деятельности в силу своего синкретизма приобретала художественное значение. Это явление получило название художественной коннотации, означающей наличие утилитарных предметов и действий дополнительного, сопутствующего значения, которое предметы и действия в первобытной культуре получали из мифологического сознания, определявшего всю духовную жизнь первобытного общества. Различные материальные свидетельства и источники позволяют сделать вывод, что в условиях первобытной культуры возникли и получили развитие лишь определенные составляющие части художественной культуры, а сама она выражалась в виде художественной деятельности. Специфика данной стадии ее развития заключается прежде всего в том, что художественная культура формируется внутри синкретической целостности первобытной культуры и поэтому определяющее значение для художественной культуры имеют процессы, характерные для этой целостности. Отсюда же вытекает и аморфность самой художественной культуры, расплывчатость ее конкретных проявлений. Однако усиление, усложнение хозяйственной специализации, усложнение социальных и этнических отношений приводило ко все более глубокой дифференциации художественной культуры и превращению ее в самостоятельное явление. Пещерная живопись Исторически первым художественно-образным выражением представлений человека о мире стало примитивное изобразительное искусство. Наиболее значительным его проявлением стала наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов. Продолжая развивать практику палеолитической графики, рисунки становились все более единым связным текстом, передающим определенную информацию. Сложные многофигурные композиции создавались в расчете на «чтение», изображая не единичные объекты, а действия. Рисунки состояли из многофигурных композиций военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда. В этих рисунках первобытные художники стремились добиться не только внешнего сходства, но и передать внутренний смысл происходящих событий. Попытка передать движение, функциональные особенности тех или иных объектов вела к подчеркнутому схематизму фигур и в то же время к удивительно цельным и динамичным композициям. Создание динамических сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Поэтому художественная картина мира первобытной эпохи более объективна, с одной стороны, и символичнее с другой. Она стремилась не к точному сходству, а к выражению действия как цели жизни, что свидетельствует о достижении человеческим мышлением определенного уровня абстрактности. Некоторыми чертами произведения пещерной живописи напоминают детский рисунок. Расположены изображения совершенно произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, на них невозможно отличить, где верх, а где низ. Очевидно, для автора было главным общее значение изобретений, а не его отдельных деталей: отсутствуют некоторые части тела. Незаконченные рисунки указывают на то, что художнику было безразлично, откуда начинать рисунок — с хвоста, ноги и т.п. Духовная культура первобытной эпохи неолита находилась в постоянном развитии и в ней складывалось оценочное отношение к действительности и к человеческой жизни, в том числе и с эстетической точки зрения. Это означало, что сознание человека уже было способно вычленить из действительности красоту. Люди стали воплощать это новое для них чувство в практической деятельности, создавая предметы повседневной жизни по законам красоты. При этом сразу обнаружилось стремление к композиционной красоте, когда преобладали не разрозненные изображения фигур животных, а связанные композиции и сцены. При этом изображения становятся все более условными, схематичными, перемещая на второй план фактуру изображаемых явлений. Вместе с тем геометризм, схематизм, условность свидетельствовали о возрастающей роли обобщения, об усиливающейся способности человека к абстрактному мышлению, стремлении к воплощению динамичной картины бытия. Красота становится все более ритмичной и абстрактной. Появление прикладного искусства Схематизируя и обобщая видимые предметы, первобытный человек делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы художественного формирования. Он составил представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, заметил повторяемость сходных форм в природе. Все это он стремился применить к тем вещам, которые изготовлял сам. Так развилось прикладное искусство, где утилитарная конструкция предмета, изображение и узор представляли собой единое целое. Становление и развитие социальных отношений в жизни первобытных людей наложили свой отпечаток на художественную деятельность. Наиболее существенной ее чертой становится декоративность — украшение предметов повседневного употребления. В художественном творчестве этого времени на первый план выдвинулась не динамика жизни, а богатство ее строения, ее многообразное проявление и цветовое различие. Большое распространение получили и стали господствовать спиралевидные линии, геометрические фигуры, орнаменты и красочное сочетание цветов. Декоративные украшения стремились выразить художественный смысл построения жизни, то есть показать, что в красоте есть определенный жизненный смысл. В структуре художественной жизни первобытного общества особое место занимала обработка глины. Еще во времена палеолита и мезолита человек научился использовать глину для создания необходимых предметов утвари, но ее использование в те эпохи носило только спорадический характер. Переход к оседлому образу жизни, развитие скотоводства и земледелия сделали обработку глины необходимостью. Первоначально керамическая посуда была простой и практичной, лишенной каких-либо украшений. Затем появилась светлая керамика, расписанная охрой, сначала с простейшим орнаментом, потом с более сложными узорами и, наконец, со свободным рисунком. Кроме того, в неолитической керамике мы обнаруживаем символические изображения из земледельческих культов, благодаря которым возникла ритуальная посуда: антропоморфная (изображения человеческих фигур) и зооморфная (изображения животных). И, как свидетельствуют материалы археологических раскопок, художники того времени уже неплохо умели передавать природные формы человеческого тела и динамику жеста. Глина стала основой и для расцвета зодчества. Свое жилище люди строили исходя в основном из собственно человеческих потребностей. В архитектуре большую роль играли чисто декоративные элементы: росписи и орнаментальные украшения, в которых основным предметом художественного изображения были животные, занимавшие особое место в жизни людей той далекой эпохи, ибо они были достойными соперниками человека, борьба с ними возвышала, дарила богатые эмоции. Именно отсюда древние художники черпали сюжеты для своего искусства. Так возникали мысли, питавшие их воображение. Глубокое знание мира животных было залогом благополучия, вопросом жизни и смерти. Иными словами, объектом художественного воплощения становились, прежде всего, те явления, которые были наиболее тесно связаны с практической деятельностью, с проблемой выживания. Появление профессиональных ремесел Многие археологические и этнографические факты свидетельствуют, что в становлении художественной культуры особая роль принадлежит земледелию. Земледельческий труд в десятки раз лучше, чем присваивающая деятельность, обеспечивал средства к существованию человека. При этом земледелие не только гарантировало устойчивое обеспечение продуктами, но и накрепко привязывало людей к определенному месту, порождая концентрированные формы расселения людей. Жизнедеятельность новых крупных человеческих объединений уже не могла регулироваться только кровнородственными связями. Главными становятся производственно-имущественные связи, которые с необходимостью преодолевают первобытную однородность, создавая сложную социальную структуру. Появление такой структуры означало, что на смену естественным родственным отношениям пришли искусственно созданные отношения, которые требовали специального регулирования. Для функционирования этой социальной системы требовался особый надобщинный орган — территориально-административная власть. Так крупные земледельческие поселения превратились в города-государства. Естественно, что радикальная перестройка общественных отношений влекла и коренные преобразования всей культуры. Она становилась гораздо более конструктивной и социализированной. На смену эмоционально-напряженному и импульсивному сознанию охотника, ориентированному на непосредственный результат, пришло гораздо более спокойное и размеренное сознание земледельца, способного работать ради отдаленных целей. Это повлекло принципиальные изменения в художественной деятельности. Быстрый рост культуры оседлых земледельцев сопровождался ее нарастающей дифференцированностью, что, в конце концов, привело к образованию относительно самостоятельных ремесел. Профессионализация и дифференциация производства неизбежно приводили к проффессионализации и дифференциации соответствующих его приемов и навыков. Тем самым синкретизм первобытной деятельности постепенно распадался на отдельные специализированные приемы, которые после этого развивались в рамках определенного специализированного ремесла. Социально-историческая обстановка порождала престижное ранжирование ремесленных изделий, основным критерием которого служили объем и качество художественной обработки. В результате на базе специализированных ремесел стали складываться автономные виды особо совершенной практики, уже преимущественно художественного характера. Так сложилось, например, ювелирное дело на базе профессионального кузнечного ремесла. Опыт и знания, полученные земледельцами в ходе их производственной деятельности, меняли образ жизни и формы освоения мира, земледельческая система хозяйствования влекла за собой кардинальные изменения и духовной культуры в целом, что также не могло не сказаться на содержании художественного творчества. Как было отмечено ранее, в первобытном искусстве главным объектом воспроизведения был не человек, а животное, так как в присваивающей системе хозяйства основным производителем благ является природа, а человек в ней выступает лишь как потребитель. Когда же новая система хозяйствования сделала главным производителем всех благ человека, тогда он превратился в основной объект художественного отражения, поначалу в виде антропоморфных образов богов и героев. Наконец, земледельческий способ хозяйствования существенно изменил соотношение человеческого и божественного в жизнедеятельности людей. Повседневная практика земледельца, имея более рутинный и единообразный характер, предсказуема по своим результатам, она подвержена лишь спорадическому вмешательству непредвиденных обстоятельств. В этих условиях постоянная апелляция к духам становится излишней. Многочисленные мелкие духи укрупняются в астральных богов, переселяются в некие возвышенные места и вмешиваются в человеческие дела эпизодически. Так реальный и сакральный (человеческий и божественный) ряды в конечном счете оказываются разведенными. Конечно, боги и здесь вторгаются в человеческие действия, но лишь в особых случаях. В основном же действия человека, занимающего центральное место в изображаемых событиях, развиваются по своей собственной логике. Необходимо отметить, что первобытная культура характеризуется ограниченным количеством типов художественной деятельности, примитивным уровнем сознания, тематическим однообразием и т.д. однако не в этом состоит ее культурное значение. Оно заключается в том, что в ранней истории человеческой культуры сформировалась способность человека к художественно-образному отображению мира и эта способность нашла свое проявление в особом, самостоятельном способе деятельности, который мы и называем культурой.

Тема 2. Культура древнего востокаДревнейшими цивилизациями Древнего Востока были: ? египетская — на Ниле; ? шумерская — между Тигром и Ефратом; ? индийская — на реке Инд; ? китайская — в долине рек Янцзы и Хуанхэ.

Рекомендуем ознакомится: http://www.e-shpora.ru

worldunique.ru

Художественный комплекс первобытной культуры

Пишем любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам - скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

 

     Первобытная культура - совокупность вещественных памятников доисторической эпохи, например, остатки жилищ, гробниц, оружие, орудия, утварь и пр., равным образом обычаи и верования, и вообще быт, свойственный доистор. периоду. Изучение быта современ. дикарей восполняет наши знания о жизни первобытного человека.

     Первобытная культура - это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих «рядом» с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

     Не вызывает сомнения, что художественная деятельность существовала на всех этапах первобытной культуры. Следовательно, искусство являлось постоянным способом ее реального бытия, что позволяет с определенными основаниями говорить о биопсихологических корнях искусства, о полуинстинк- тивной потребности человека украшать и раскрашивать себя и свое жилище, придавать привлекательную (для себя) форму предметам. О врожденных основаниях этой потребности говорит ее необыкновенная устойчивость, а также то наслаждение, которое дает людям занятие почти любой формой художественной деятельности. Художественная деятельность является органической потребностью его психики, она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности.

     Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов, способом их объективации и основным средством их прямого воздействия на людей. Отсюда особая многозначность и духовная напряженность произведений этого искусства, их способность привлекать внимание, программировать эмоции, вызывая экстаз, эйфорию, транс и сомнамбулизм.

     В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, речитатив, театральная организация действия. Отсутствие же предметов «чистого» искусства не означает отсутствия декоративных элементов в традиционном искусстве. Эстетическое начало проявлялось в цветном и резном орнаменте. Чувство ритма выражалось в сочетании скульптурных объемов, в сложном композиционном решении, в создании фантастических образов. Каково бы ни было магическое назначение масок и статуэток, степень их воздействия определялась художественной убедительностью, так как сами по себе эти формы не могли быть «узнаны», поскольку не существуют в природе.

     Главной художественной особенностью первобытного искус-ства, сближающей его с искусством XX в. была символическая форма, условный характер изображения. Поэтому образы древнего искусства воспринимаются нашими современниками как нереалистические. Дело не в том, что древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Умели, если хотели этого, чему есть поразительные примеры. Дело в том, что отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации или преднамеренного нарушения пропорций, чтобы подчеркнуть экспрессивность восприятия, до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов.

     Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические изобра-жения, так и условные. Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга. В первом случае изображение внешне реалистично, во втором - форма крайне условна, иногда почти абстрактна. И в том, и в другом случае изобразительное искусство точно соответствует содержанию. Условные формы культовой пластики используются для создания образов, которые не могут быть переданы методом натуралистического или реалистического изображения, так как они воссоздают представления о сверхъестественных силах, воплощают невидимых грозных духов и богов, создают вместилища для душ умерших. Изображения же, используемые в образах охотничьей магии, по преимуществу реалистичны, так как связаны с конкретными типами животных, на которых сосредоточены помыслы художника-охотника. Изображая, он как бы заклинает, подчиняет себе дух этих животных.

     При всем различии художественных методов цели, преследуемые обоими художниками очень близки: и тот и другой апеллируют к сверхъестественным силам, создают предметы магического культа, имеющие символический характер. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы очень сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которой передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства, а также кодируются мифологические сюжеты или реальные события.

 

 

kultura-socio.ru


Смотрите также