Почему возникло неравенство между первобытными людьми. Объясните как появилось неравенство между людьми, разделение на богатых и бедных.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Появление знати и неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Почему возникло неравенство между первобытными людьми


Почему появилось неравенство между людьми

Почему появилось неравенство между людьми

Всем известен миф о Золотом веке, когда живущие на земле люди были равны между собой, и не было даже намека на эксплуатацию и неравенство. Что же случилось? Почему появилось неравенство между людьми, которое в наши дни стало бездонной пропастью между бедными и богатыми?

Последние исследования и археологические раскопки подтвердили, что еще более 7 тыс. лет назад на территории Европы уже были зачатки неравного положения между людьми. В эпоху неолита людские поселения представляли собой сожительство близких родственников на одном участке земли. Каждая семья занималась своим хозяйством. возделывало почву и распоряжалось имуществом по своему разумению. Однако изначально некоторым доставалась более плодородная почва, члены семьи были проворнее и искуснее на охоте, тем самым накопления одной семьи становились все больше, нежели у другой. Одни оставались бедными, а некоторые становились богаче благодаря накопленному имуществу. А богатство уже тогда означала влияние и власть.

Не малую толику в возникновение неравенства вложили и войны. Более сильные воины приносили с завоеванных территорий большее богатство в виде украшений, скота или урожая. Избираемые в то время вожди часть завоеванного богатства оставляли себе, тем самым увеличивая разницу между собой и остальными членами первобытного общества.

Появлению неравенства и неравному распределению богатства способствовали как сама природа, так и деятельность людей. Со времен неолита начала постепенно расти разница в благосостоянии отдельных семей. Не удивительно, что эта пропасть в наше время достигла непреодолимых масштабов, и миф о Золотом веке нам кажется всего лишь сказкой.

Самые интересные новости:

znaj-vse.ru

Появление знати и неравенства. Переход от родовой общины к соседской

Человека всегда интересовал вопрос появления неравенства и знати в обществе. Он занимал умы мыслителей, над ним размышляли великие философы. Из истории каждому известно, что первые человеческие общины не знали неравенства. Что послужило причиной его зарождения? Без археологических исследований ученые бы не смогли получить ответ на этот вопрос. Итак, какова история появления неравенства и знати, что за причины привели к выделению классов богатых и бедных?

появление знати и неравенства

Предпосылки

Известно, что любому событию предшествуют определенные предпосылки. Каковы причины появления неравенства? Первоначально распаду общества способствовало следующее:

  • Совершенствование орудий труда, с помощью которых можно было обработать большее количество земли и сделать это качественнее.
  • Использование скота при выполнении тяжелых работ, что облегчало задачу земледельцам и позволяло производить продукты с излишком. Это также привело к появлению неравенства и знати.
  • Отпала необходимость обрабатывать землю общинным методом. Каждая семья, имея металлические орудия труда, уже могла самостоятельно трудиться на своем участке, получая при этом еду в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить себя, своих детей, и даже получить избыток.

Профицит продовольствия у семьи подарил ее членам новые возможности. При этом излишками можно было распорядиться по своему усмотрению: обменять на более совершенные орудия труда, золотые или серебряные украшения, одежду, посуду, которую изготавливали ремесленники, – кто такие они, узнаете чуть позже.

Таким образом, избыток производимых продуктов стал основным благоприятным условием для разделения общества на бедных и богатых. Излишки стали отправной точкой для накопления ценностей в отдельных семьях и причиной обнищания других.

кто такие реесленники

Механизм зарождения неравенства

Постепенно у каждой семьи накапливалось собственное имущество. Это могли быть орудия труда, скот, посуда, украшения. Передавали их по наследству, что приводило к обогащению последующих поколений. Таким образом, у одних имущества становилось все больше, у других – меньше. Если при общинно-родовом строе все, что добывалось в и производилось в семье, считалось общим, то появление излишеств позволило каждой ячейке увеличивать собственные запасы.

Однако интересно и то, что сам процесс имущественного расслоения зарождался в общинах, когда урожай и добыча делились поровну. Уже в те времена существовала родоплеменная верхушка, в которую входили старейшины, вожди, возглавлявшие род, военные. Понятно, что при дележе урожая или военных трофеев им доставалось только лучшее.

Семьи с достатком пользовались большим уважением, поэтому зачастую при выборе предводителя общины к власти приходили те, у кого было больше земли, скота и имущества. При военных походах захваченные трофеи стали делиться не поровну, как раньше, а большая доля доставалась знати, что еще больше усугубляло неравенство. Чтобы оправдать себя перед остальными членами общины, они объясняли это собственной исключительностью, знатным положением.

истори появление знати и неравенства

Распад родовой общины

Первые металлические орудия человек начал изготавливать примерно девять тысяч лет назад. Их применение подняло общинно-родовое общество на новую ступень развития, позволило выстраивать отношения между его членами на совершенно ином уровне. Постепенно происходил переход от родовой общины к соседской. На смену коллективному труду пришел труд семейный, при котором каждая отдельно взятая семья работала исключительно на себя. Данное обстоятельство привело к появлению неравенства и знати, причиной чему послужили разные условия.

Например, болезнь или смерть кормильца, неурожайные годы препятствовали накоплению излишков. Соответственно, обменивать на орудия труда или скот было попросту нечего. Получение же продукта в избытке позволяло увеличить объемы следующего посева и совершить выгодные приобретения.

имущественное расслоение

Соседская община

Постепенно община, состоящая из родственных семей, то есть людей одного рода, становилась соседской. Между ними складывался иной порядок взаимоотношений, не требовалось прилагать общие усилия для обработки земли. Семьи разрастались, родственные связи утрачивались. У каждой появлялся свой скот, свои наделы земли, орудия труда. Именно в это время, когда родственные связи как обязательный атрибут общинно-родового общества потеряли свою значимость, произошло возникновение неравенства и знати.

Каждая семья была уже сама за себя. Появлению знати и неравенства способствовали различные факторы. В зависимости от приложенных усилий, количества членов семьи, плодородия земельных наделов и объема полученных избытков каждая семья обогащалась по-разному. Кроме того, общие усилия требовались при освоении новой земли, в случае защиты от врагов, военных походов. Здесь сохранялись общинные связи, так как выжить в суровых условиях одной семье было невозможно.

причины появления неравенства

Изобретение плуга и приручение домашних животных

Землепашество – один из самых тяжелых видов работ на земле. До изобретения плуга почву можно было обрабатывать исключительно общиной, так как сделать это самостоятельно, не имея никаких эффективных приспособлений, и вовсе невозможно. Использование данного орудия позволило в разы увеличить производительность труда и уменьшить затраты. Однако применение плуга не облегчало работу отдельным пахарям, тащить его одному человеку было не по силам. Первые плуги представляли громадные бревна с толстыми заостренными сучьями, с помощью которых распахивали землю.

Только приручение животных позволило человеку усовершенствовать процесс земледелия. Кроме того, применяя дополнительную тягловую силу, человек уже мог вспахать в разы больше земли и, естественно, собрать больший урожай.

возникновение неравенства и знати

Развитие ремесел

Потребности человека заключались не только в пище, у него была необходимость в приобретении орудий труда, одежды, посуды. Для того чтобы изготавливать определенный вид продукции, необходимы были навыки и умения, которые вырабатывались годами. Горшечник не должен был заниматься земледелием, как и скорняк, ткач или кузнец. За свою работу он брал определенную натуральную плату в виде зерна или другой сельскохозяйственной продукции.

Кто такие ремесленники? Постепенно из среды земледельцев стали выходить люди, которые занимались исключительно ремеслом. Причем нередко оно становилось семейным делом, имеющийся опыт и знания передавались потомкам.

Обработка металлов

Появление металлических орудий труда привело к настоящему перевороту в жизни и людских отношениях. Первоначально человек начал плавить и изготавливать изделия из меди – легкоплавкого металла. Орудия труда и оружие, изготовленные из него, были намного лучше каменных, поэтому их применение позволило повысить производительность труда.

После меди человек научился выплавлять более прочное олово, но знакомство с железом и его использование привело к настоящей революции. Орудия труда, оружие, изготовленные из этого металла, были надежнее и долговечнее предыдущих.

переход от родовой общины к соседской

Первые города

Защищаясь от врагов, община должна была предпринимать определенные меры. Чтобы избежать внезапного вражеского нападения, необходимо было отгородить поселение оградой или стеной. Возводились валы, строились целые крепости, окруженные рвами с водой.

Так, небольшие поселения постепенно разрастались, территория перед крепостями стала заселяться землепашцами и ремесленниками. Эти поселения также огораживались стенами, валами, рвами и постепенно приобретали вид городов. Они появились приблизительно пять тысяч лет назад, что стало знаком окончательного распада общин и зарождения государства.

В указанный период неравенство считалось нормой. Выделялись знатные сословия, которым принадлежала власть, формировалась армия. Кстати, военные были людьми, которые не пахали землю и не были ремесленниками. Их основной обязанностью была защита города от врагов, участие в военных походах и захват добычи – трофеев и рабов.

fb.ru

Объясните как появилось неравенство между людьми,...

Около 9 тыс. лет назад че­ло­век на­учил­ся об­ра­ба­ты­вать ме­тал­лы. Более со­вер­шен­ные ору­дия ис­клю­ча­ли необ­хо­ди­мость в сов­мест­ном труде всей об­щи­ны. По­сте­пен­но из­ме­ни­лось об­ще­ствен­ное устрой­ство, по­яви­лось нера­вен­ство, вы­де­ли­лась знать. Как со­вер­шен­ство­ва­лись ре­мес­лен­ные на­вы­ки людей? Ка­ки­ми но­вы­ми ре­мес­ла­ми овла­дел че­ло­век? По­че­му по­яви­лись бед­ные и бо­га­тые? Об этом вы узна­е­те на нашем се­го­дняш­нем за­ня­тии.

По­сте­пен­но в среде зем­ле­дель­цев и ско­то­во­дов на­ча­ли вы­де­лять­ся люди, про­фес­си­о­наль­но за­ни­мав­ши­е­ся толь­ко ре­меслом. Гор­шеч­ник дол­жен был дол­гие годы овла­де­вать своим ре­меслом, не от­вле­ка­ясь на иные за­ня­тия. Он ста­но­вил­ся ре­мес­лен­ни­ком. Вы­рав­ни­вая вы­леп­лен­ный вруч­ную сосуд, гон­чар по­сто­ян­но по­во­ра­чи­вал его — так, оче­вид­но, воз­ник­ла идея гон­чар­но­го круга

Ино­гда в очаг по­па­да­ли неболь­шие са­мо­род­ки меди, ко­то­рые раз­мяг­ча­лись в огне. Люди за­ме­ти­ли, что из меди можно из­го­тав­ли­вать раз­лич­ные пред­ме­ты, от­ли­вая или вы­ко­вы­вая  необ­хо­ди­мую форму. Медь была пер­вым ме­тал­лом, из ко­то­ро­го люди на­учи­лись де­лать ору­дия труда. Пред­по­ло­жи­тель­но, медь стали ис­поль­зо­вать 7 тыс. лет назад.

Ма­сте­ра на­учи­лись ра­бо­тать с зо­ло­том и се­реб­ром, из­го­тав­ли­вать из них укра­ше­ния.

5 тыс. лет назад люди на­учи­лись  из­го­тав­ли­вать сплав меди и олова — брон­зу, ко­то­рая была го­раз­до проч­нее меди.

1500 г. до н. э. хетты на­учи­лись об­ра­ба­ты­вать же­ле­зо, но необ­хо­ди­мой тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния до­бить­ся так и не смог­ли, по­это­му ме­талл со­дер­жал при­ме­си.

В зем­ле­де­лии стали ис­поль­зо­вать плуг. Лег­кой мо­ты­гой твер­дую землю рых­лить очень уто­ми­тель­но и долго. Можно взять брев­но с су­чья­ми и про­та­щить его по полю. Че­ло­ве­ку такая ра­бо­та была не под силу, по­это­му в плуг стали впря­гать быков.  Бла­го­да­ря изоб­ре­те­нию плуга, ис­поль­зо­ва­нию жи­вот­ных для рых­ле­ния земли от­па­ла необ­хо­ди­мость в сов­мест­ном труде всей об­щи­ны на полях.

По­не­мно­гу в се­ле­ни­ях зем­ле­дель­цев скла­ды­вал­ся новый по­ря­док. Об­щи­на те­перь со­сто­я­ла из боль­ших семей. Каж­дая семья имела от­дель­ный уча­сток, соб­ствен­ный скот, ору­дия труда. Уро­жа­ем рас­по­ря­жал­ся глава семьи. Тот, кто тру­дил­ся усерд­нее, и был бо­га­че со­се­дей.

Вме­сте с тем семьи нуж­да­лись во вза­им­ной по­мо­щи и под­держ­ке. Со­се­ди могли до­го­во­рить­ся и вы­ко­пать общий пруд, осу­шить бо­ло­то, по­стро­ить пло­ти­ну. Род­ствен­ные связи со вре­ме­нем утра­чи­ва­лись, на смену ро­до­вой при­ш­ла со­сед­ская об­щи­на.

В об­щине кража ка­ра­лась самым стро­гим об­ра­зом. Но от­нять у чу­жа­ков счи­та­лось не по­зо­ром, а доб­ле­стью. Племя шло вой­ной на племя, чтобы огра­бить его, от­нять пло­до­род­ные земли.

Для ве­де­ния  во­ен­ных дей­ствий из­би­рал­ся глава во­ен­ных дей­ствий — вождь. Он со­би­рал своих дру­зей и со­ро­ди­чей для за­щи­ты и по­хо­дов на со­сед­ние пле­ме­на. Часть до­бы­чи вождь брал себе, осталь­ное раз­да­вал во­и­нам.  Вожди и ста­рей­ши­ны поль­зо­ва­лись по­че­том и ува­же­ни­ем у со­пле­мен­ни­ков. Знат­ность стала пе­ре­да­вать­ся по на­след­ству. Сы­но­вья во­ждей и ста­рей­шин на­де­ля­лись вла­стью, луч­ши­ми участ­ка­ми земли, боль­шей ча­стью во­ен­ной до­бы­чи.

Внут­ри пле­ме­ни воз­ник­ло нера­вен­ство: одни были знат­ные, а дру­гие незнат­ные, одни были бо­га­че, а дру­гие бед­нее.

Круп­ные по­се­ле­ния стали пре­вра­щать­ся в го­ро­да, пер­вые го­ро­да воз­ник­ли на бе­ре­гах круп­ных рек. В го­ро­дах жила знать. Знать об­слу­жи­ва­ли луч­шие ре­мес­лен­ни­ки, из­го­тав­ли­ва­ли тон­кие ткани, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные укра­ше­ния. Вожди при­об­ре­та­ли власть над всей тер­ри­то­ри­ей рас­се­ле­ния пле­ме­ни. Они ста­но­ви­лись ца­ря­ми — пра­ви­те­ля­ми го­су­дарств.

Оцени ответ

nebotan.com

Появление неравенства и знати

Около девяти тысяч лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать.

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Появление неравенства и знати

Около 9 тыс. лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать. Как совершенствовались ремесленные навыки людей? Какими новыми ремеслами овладел человек? Почему появились бедные и богатые? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Постепенно в среде земледельцев и скотоводов начали выделяться люди, профессионально занимавшиеся только ремеслом. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия. Он становился ремесленником. Выравнивая вылепленный вручную сосуд, гончар постоянно поворачивал его — так, очевидно, возникла идея гончарного круга (рис. 1). Горшки стали обжигать в специальных печах.

Древнее Двуречье

Рис. 1. Гончарный круг (Источник)

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что из меди можно изготавливать различные предметы, отливая или выковывая  необходимую форму. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда (рис. 2). Предположительно, медь стали использовать 7 тыс. лет назад.

Рис. 2. Медные орудия труда (Источник)

Мастера научились работать с золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

5 тыс. лет назад люди научились  изготавливать сплав меди и олова — бронзу, которая была гораздо прочнее меди.

1500 г. до н. э. хетты научились обрабатывать железо, но необходимой температуры плавления добиться так и не смогли, поэтому металл содержал примеси.

В земледелии стали использовать плуг. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять бревно с сучьями и протащить его по полю. Человеку такая работа была не под силу, поэтому в плуг стали впрягать быков.  Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

Рис. 3. Древние орудия труда земледельцев. а) борона-суковатка; б) соха; в) плуг

http://www.gnrtr.ru/Generator.html?pi=312&cp=3

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела отдельный участок, собственный скот, орудия труда. Урожаем распоряжался глава семьи. Тот, кто трудился усерднее, и был богаче соседей.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли договориться и выкопать общий пруд, осушить болото, построить плотину. Родственные связи со временем утрачивались, на смену родовой пришла соседская община.

В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отнять плодородные земли.

Для ведения  военных действий избирался глава военных действий — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты и походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, остальное раздавал воинам.  Вожди и старейшины пользовались почетом и уважением у соплеменников. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин наделялись властью, лучшими участками земли, большей частью военной добычи.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные, одни были богаче, а другие беднее.

Крупные поселения стали превращаться в города, первые города возникли на берегах крупных рек. В городах жила знать. Знать обслуживали лучшие ремесленники, изготавливали тонкие ткани, золотые и серебряные украшения. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Artkeramica (Источник).
  2. Всемирная история для школьников (Источник).
  3. ADMW (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему стало возможно вести хозяйство силами одной семьи?
  2. Почему вожди были заинтересованы в организации военных походов против соседних племен?
  3. Какое значение имело использование металлов и возникновение кузнечного ремесла?
  4. В чем проявилось неравенство между людьми?

mirror.vsibiri.info

Появление неравенства и знати

Появление неравенства и знати

Проверка домашнего задания:

1. Когда возникло земледелие?

2. Что было раньше: появление «людей разумных» (т. е. таких людей, как

Мы с вами) или возникновение земледелия? Насколько раньше?

(«люди разумные» появились на 30 тыс. лет раньше»).

3. Вспомним особенности первобытного земледелия. Он пишет на доске, а ученики в тетрадях:

Три главных орудия труда земледельцев

Какие слова надо вписать под номерами 1, 2, 3. Вписав слова «каменный топор», «мотыга», «серп», (откройте рисунок с. 20).

4. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства? Какое занятие лучше обеспечивало людей пищей: земледелие или собирательство? скотоводство или охота?

План:

1. Обработка металлов.

2.Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4.Появление неравенство и знати.

Новые понятия: мотыга, плуг, неравенство.

Изучение нового материала:

1. Развитие ремесел.

Откройте § 5, п. 1; ри­сунки «Ручное изготовление глиняного сосуда», «Гончарный круг», с. 24

Примерно 9 тыс. лет назад, люди заметили, что некоторые «камни» имеют необычный желтовато-красны и цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И «камни» ли это? Учитель объ­ясняет, что странными «камнями» были красноватые куски самородной ме­ди. Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились вы­плавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например топор, Последнюю мысль иллюстрирует рассмотрение рисунка «Отливка топора» (с. 25).

Громко прочитать (§ 5, п. 1), со слов: «Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии поят новое ремесло...»1

? Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами пе­ред каменными. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок твердого камня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные мололи древних топоров -каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один и) помощников ученою взял в руки медный топор, другой помощник — каменный. По часам засекли время — и... опыт начался. Оба «дровосека» стремились как можно быстрее повалить сосну, однако каменным топором это удалось сделать только пятнадцать минут, а медным -за пять! Опыт повторяли много раз, и ученый сделал вывод о безусловном превосходстве медного орудия над каменным.

Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть — это также облегчает обработку дерева.

Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся мед­ное острие затачивали заново, а выщербленный каменный нож или обломившийся каменный наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нуж­но, никуда более не годился. А кусок меди, принявший не ту форму, можно переплавить или перековать заново. Из меди дела­ли мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья).

Наряду с медными орудиями люди продолжали широко использовать орудия из камня — полностью заменить камень медь не могла.

2. Изобретение плуга.

Об изобретении упряжного пахотного ору­дия путем усовершенствования мотыги, о роли пахотных орудий в земледелии мы прочитаем (§ 5, п. 2).

Огромные преимущества вспахивания земли плугом по сравнению с рыхлением се мотыгой доказывает опыт, поставленный уже знакомым нам российским ученым С. А. Семеновым. Пол его руководством изготовили модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно .было обработать участок земли одного и того же размера. В плуг впрягли лошадь. Один из помощников ученого повел лошадь за узду, непрерывно понукая ее. Другой, напрягая все силы, нажимал на рукоятки плуга. Пахоте мешали корни и трава, которые опутывали плуг, поэтому «пахарь время от времени останавливался и очищал плуг ногой. Несмотря на помехи, оказалось, что обработать поле с помощью плуга и лошади можно в пятьдесят раз быстрее, чем мотыгой.

3. У каждой семьи свое хозяйство.(Распад родовых общин)

Пахота на быках, применение медных орудий привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно возросла. Вместе с тем исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Принадлежавшее общине стадо было поделено между семьями. Землю также поделили на участки, которые перешли в пользование семей.

Подумайте вот над чем. Семьи получили примерно одинаковые участки земли, плуги, мотыги, рабочий скот. Проходит время — и неизбежно одни семьи становятся богаче, а другие — беднее. Почему это происходит? Все люди разные — одни прилежные, работящие, другие с ленцой, под любым предлогом отлынивают от работы. Бывает и так, что какую-то семью постигало несчастье, например отец и старший сын погибли на охоте в лапах медведя, остались женщины и дети, которым пришлось работать на поле, ухаживать за скотом. Или такая беда: дикие звери вы­топтали чей-то участок, засеянный пшеницей... Причины могли быть разные, но результат один — возникло имущественное нера­венство: это означает, что одна семья владела многими головами скота, орудиями труда, изделиями из металла, большим запасом зер­на, которого могло хватить и на семена, и на еду до нового урожая. А другая семья нуждалась в самом необходимом...

Раньше других стали зажиточными семьи старейшин. Как это произошло? Старейшины, обладавшие большим опытом и умом, продолжали пользоваться уважением остальных общинников. Они разрешали споры между ними, руководили совместными работа­ми но осушению болот, расчистке леса под пашню, выкапыванию пруда, из которого брали воду для полива. В благодарность за это общинники дарили старейшинам скот и зерно, отдавали им наибо­лее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племе­ни собирались вместе, чтобы самого храброго и мужественного выбрать военным предводителем - вождем племени. Во главе со своим вождем вооруженные мужчины нападали на соседнее пле­мя. Если они побеждали, то угоняли скот и пленников, которых обращали в рабство, забирали зерно, оружие и орудия труда, изделия из меди, золота и серебра. У побежденных отбирали пло­дородные земли, которые делили между собой. Большая часть земель и остальной добычи доставалась вождю племени, его дру­зьям и соратникам.

Вождей племен и старейшин называли знатными людьми. Знат­ный означает «знаменитый». Вожди и старейшины добивались того, чтобы уважение к ним распространилось бы на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Знатные гордились прежде всего своими «знаменитыми» предками. Они верили, что в их жилах течет кровь иная, чем у ос­тальных людей; верили в то, что знать по одному рождению имеет право на почет, уважение и власть в племени.

Так возникло неравенство между людьми. Дети, внуки и прав­нуки старейшин и племенных вождей превращались в знатных и богатых людей. Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а дру­гие — незнатные, одни были богаче, а другие — беднее.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Возникновение неравенства

Бедные и богатые

Знатные и незнатные

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1—4.

3

multiurok.ru

Урок "Появление неравенства и знати". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Цели:

  • подвести обучающихся к пониманию причин появления неравенства между людьми, обеспечить усвоение понятий «соседская община», «неравенство», «знать»;
  • продолжить формирование умений выступать с краткими сообщениями, сравнивать (орудия труда, родовую и соседскую общины), устанавливать причинно-следственные связи, решать исторические задачи.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение 1), карточки с понятиями урока, учебник (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение, 2011), памятка «Как решать историческую задачу».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд 1). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

III. Повторение

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани). (Слайд 4).

  1. Из какого занятия возникло земледелие?
  2. Из какого занятия возникло скотоводство?
  3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.
  4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю? Как убирали урожай? Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

  1. Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.
  2. Первым животным, прирученным человеком, была собака.
  3. Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).
  4. Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV. Изучение нового материала

Учебные вопросы:

  1. Развитие ремесел.
  2. Изобретение плуга.
  3. Появление соседской общины.
  4. Выделение знати.

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 5).

Рассказ ученицы о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды 6, 7).

Сравните два топора. (Слайд 8).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Далее рассказ учителя об изобретении плуга. (Слайд 9).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 10).

Родовая община Соседская община
Родичи Сообща жили Сообща трудились Общее имущество (орудия труда, скот, урожай). Земля в общей собственности. Равенство. Соседи Жили семьями Трудились семьями Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай). Семья владеет своим наделом земли. Неравенство.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд 11).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды 12, 13, 14).

V. Закрепление

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

Логическая цепочка:

улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (Слайд 15).

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

VI. Домашнее задание

Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 27. (Слайд 16).

VII. Итог урока

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация «Появление неравенства»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Исправь ошибку.Земледелие и охота возникли из собирательства Первые земледельцы вскапывали землю каменной мотыгой Раньше всего земледелие возникло в Восточной Азии более 20 тыс.лет назад. Первые ремесленники изготавливали фарфоровую посуду и шелковые ткани. Родовые общины управлялись царями и их слугами. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют Боги, на которых нельзя воздействовать.

Слайд 3

Исправь ошибку.Земледелие возникло из собирательства Первые земледельцы вскапывали землю деревянной мотыгой Раньше всего земледелие возникло в Западной (Передней) Азии более 10 тыс.лет назад. Первые ремесленники изготавливали глиняную посуду и льняные и шерстяные ткани. Родовые общины управлялись старейшинами. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют Боги ,на которых можно воздействовать молитвами, жертвоприношениями.

Слайд 4

Определяем проблемуВо время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? Почему появилось неравенство?

Слайд 5

Почему появилось неравенство?Что такое неравенство? Как и почему оно появилось? Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

Слайд 6

Появление неравенства и знатиДревний мир 5 класс

Слайд 7

Повторение пройденногоКаменный топор Мотыга Серп Из каких материалов они были сделаны?Три главных орудия труда земледельцев

Слайд 8

Повторение пройденногоО каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

Слайд 9

1. Развитие ремёсел. 2. Изобретение плуга. 3. У каждой семьи – своё хозяйство. 4. Выделение знати. План урока.

Слайд 10

Развитие ремёсел.Изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Овладение им требовало не отвлекаться на иные занятия – земледелие и скотоводство. Ремесло - изготовление различных изделий. Чем отличается изготовление посуды на этих рисунках?

Слайд 11

Развитие ремёсел.Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов

Слайд 12

Изобретение плугаИзобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

Слайд 13

У каждой семьи своё хозяйство На смену родовой общине пришла соседская Пахота на поляхПрименение медных орудий трудаПоявление большего количества продуктов

Слайд 14

Появление неравенстваСоседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

Слайд 15

Выделение знати Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные; одни богаче, другие беднее Старейшины и вожди племени назывались знатными людьми Знатность передавалась по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племён и старейшин.

Слайд 16

Задания по горизонтали: 3. Человек, занимавшийся изготовлением различных изделий 4. Название пещеры в Испании, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки 6. Континент, на котором обнаружены кости людей, живших более 2 миллионов лет назад 7. Одно из занятий древних людей 8. Приспособление для ловли крупной рыбы 11. Вырезанное из дерева или из камня изображение духа 13. Глава племени 15. Одно из основных занятий древнего человека 16. Главное охотничье орудие древнего человека Задания по вертикали: 1. Самый старший, мудрый и опытный мужчина, управлявший родовой общиной 2. Первый металл, который люди научились обрабатывать 5. Одно из главных орудий охоты и обороны древнего человека 9. Самый крупный зверь, на которого охотились древние люди 10. Занятие древних людей, почти полностью заменившее охоту 12. Орудие труда древнего человека 14. Охотничье оружие, изобретение которого позволяло поражать цель на значительном расстоянии 17. Приспособление для рыхления твердой почвы

Слайд 17

Параграф 5, вопросы 1-4.Домашнее задание

Слайд 18

Интернет-ресурсыhttp://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-039.gif http://artofwar.ru/k/kamenew_anatolij_iwanowich/zhenshinam-oplakiwatxmuzhchinampomnitx.shtml

lusana.ru


Смотрите также