Жизнь первобытных. Жизнь и деятельность предков человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жизнь первобытных людей. Жизнь первобытных


Ответ Жизнь первобытных людей - Рабочая тетрадь по истории 5 класс Годер Г. И. Вариант 1

Первобытные собиратели и охотники

 

2) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

 

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

 

  • Ответ:

 

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

 

  • Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

 

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

 

 

6) Впишите недостающие слова.

 

  • Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

 

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

 

  • Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

 

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

 

 

+ 2) Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

 

  • Ответ: Я думаю он провалился в ловушку - да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

 

8) Ответьте на вопросы.

а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

 

 

+ б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

 

  • Ответ: В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

 

+ в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

 

  • Ответ: Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

 

9) Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое - для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

 

 

10) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

 

  • Ответ: Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.

 

11) Найдите ошибки

 

  • Ответ: Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.

 

12) Разгадайте кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».

 

  • Ответ:

 

+ Проверьте себя

 

1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

 

 

2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.

 

 

3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).

 

  • Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.

     

tetrab.ru

Жизнь первобытного человека » WildKids

0

Александр Дмитриев

 

Прежде, чем говорить о том, что происходит с детьми в первобытных культурах, необходимо хотя бы в общих чертах понимать, как живут охотники-собиратели. Существует масса глубоко укоренившихся, но совершенно ошибочных представлений о жизни первобытных народов. Одно из них об обязательной племенной организации, возглавляемой вождями и шаманами. Если речь идет об охотниках-собирателях, которые постоянно кочевали с места на место, то их группы часто были временными и под понятие племени никак не подходят. (см. О.Ю.Атемова "Колено Исава"). Племенная организация во многих случаях была придумана самими этнографами, так как европейский разум не был способен в то время представить жизнь без какой-либо вертикальной организации. Однако в дальнейшем я буду пользоваться привычным понятием племени, тем более многие народы, о которых пойдет речь, жили в деревнях и использовали примитивное сельское хозяйство. Но всегда следует помнить, что племя - условное понятие, часто подразумевающее лишь группу людей, проживающую вместе здесь и сейчас.

 

Хотите заняться дайвингом и подводной охотой? Стать не хуже древних охотников? Вы можете отличное подводное ружье zelinka купить в интернет магазине. Просто валяться на пляже скучно. Нет ничего увлекательнее, как активный на море, с ластами, маской и подводным ружьем!

 

Устройство жизни

 

Считается, что основная ячейка нашего общества – это семья. Для первобытных народов это совсем не так. Социальные приматы, к которым относится и человек, в природе не образуют моногамный семьи. Поэтому в племенах правильнее выделять женское и мужское ядро. В середине поселения строился мужской дом, где воины и охотники проводили большую часть времени. Женщинам не разрешалось даже приближаться к этому мужскому клубу, а нарушительниц могли затащить внутрь и подвергнуть групповому изнасилованию.

 

Чем занимались в мужском доме? Надо учесть, что охотники-собиратели тропических стран не слишком утруждали себя работой – по подсчетам исследователей, на труды у мужчин уходило в среднем не больше часа в день. На охоту ходили не слишком часто, основную еду добывали женщины, и главным занятием мужчин были танцы, песни, изготовление украшений – все это носило ритуальный религиозный характер.

 

Клод Леви-Стросс наблюдал жизнь такого дома в племени Бороро (Бразилия). Мужчины возлежали на циновках, разговаривали, пели, иногда кто-нибудь вставал и шел в свою хижину, откуда возвращался с большой миской, полной едой. Тогда все с воодушевлением подкрепляли силы. Мужчины с упоение украшали друг друга, исследователь однажды наблюдал, как двое в течение целого дня обклеивали свои тела птичьи пухом:

 

Жизнь первобытного человека

"[Мужчины] изготовляют из волос своих жен длинные плетеные шнурки, которые заматывают на голове наподобие тюрбанов. В праздничные дни мужчины носят также подвески в форме полумесяца из пары когтей крупного броненосца (землероющего животного, размеры которого превышают метр и которое едва ли изменилось с третичного периода), украшенных инкрустациями из перламутра, бахромой из перьев или хлопка. Клювы туканов, закрепленные на покрытых перьями стержнях, султаны из перьев больших белых цапель, длинные перья из хвостов араурана, вставленные в ажурные бамбуковые веретена, обклеенные белым пухом, воткнуты в их шиньоны — натуральные или искусственные — наподобие шпилек, придерживающих сзади надвинутые на лоб диадемы из перьев. Иногда эти украшения комбинируются в головной убор, такой сложный, что порой несколько часов уходит на то, чтобы укрепить его на голове танцора.Я приобрел один такой убор для Музея Человека в обмен на ружье. Переговоры об этом продолжались неделю. Убор был совершенно необходим для проведения обряда, так что индейцы решились с ним расстаться только после того, как набрали на охоте все необходимые перья и изготовили из них другой убор. Он состоял из диадемы в форме веера, козырька из перьев, закрывающего верхнюю часть лица, высокой цилиндрической короны, охватывающей голову в виде палочек, увенчанных перьями орла-гарпии, и из плетеного диска, в который втыкают куст палочек, обклеенных перьями и пухом. Это сооружение достигает почти двухметровой высоты. Даже когда мужчины не носят церемониального наряда, их страсть к украшению остается столь сильной, что они постоянно придумывают себе какой-то убор. Многие надевают короны: меховые повязки, украшенные перьями; плетеные венчики, также с перьями; или что-то вроде чалмы из когтей ягуара, вставленных в деревянный круг. Но они приходят в восхищение и от сущего пустяка: высушенная соломенная полоска, подобранная на земле, наскоро подправленная и раскрашенная, составляет хрупкий головной убор, в котором его владелец может красоваться, пока не предпочтет ему выдумку, вдохновленную другой находкой. Иногда для той же цели обрывают все цветки с дерева. Кусок коры, несколько перьев дают неутомимым модельерам повод к изготовлению потрясающих ушных подвесок. Чтобы оценить ту энергию, которую расходуют эти крепкие молодцы, украшая себя, нужно войти в мужской дом: во всех углах вырезают, отделывают, высекают, клеят. Речные раковины разделяют на куски и с силой их полируют на брусках для изготовления бус и губных вставок. Из бамбука и перьев нагромождаются фантастические сооружения. С прилежанием костюмерши эти мужчины, сложенные, как грузчики, преображают друг друга в цыплят с помощью пуха, приклеенного прямо на кожу.

 

...Мужской дом не только являет собой ателье, но и служит для других целей. Там спят подростки, там в свободные часы отдыхают женатые мужчины: болтают и курят толстые сигареты, завернутые в сухой кукурузный лист. Там же они порой и едят, ибо тщательно разработанная система повинностей обязывает роды по очереди нести службу в мужском доме. Примерно через каждые два часа один из мужчин идет в свою семейную хижину за тазиком, наполненным маисовой кашей, так называемой мингау, которую готовят женщины. Его возвращение приветствуется громкими радостными криками «О! О!», врывающимися в дневную тишину. По незыблемому ритуалу, человек, отрабатывающий повинность, приглашает шестерых — восьмерых мужчин и ведет их к тазику, откуда они черпают миской, сделанной из глины или раковины."

 

Жизнь первобытного человека

Жизнь в мужском доме текла спокойно и неторопливо. Главным занятием мужчин помимо выполнения религиозных обрядов была война. Соседнее племя, а часто и соседняя деревня были уже враги. За пределы своей территории охотники-собиратели выходили редко, главным образом в военные набеги. Боевые экспедиции с нашей точки зрения были не слишком-то благородны – подловить толпой одинокого охотника из соседнего племени, убить и отрезать ему голову в качестве трофея считалось вполне достойным настоящего мужчины. В племени охотников за головами мальчик перед инициацией должен был обязательно добыть голову врага. Как правило, родственники-мужчины со стороны матери доставляли ему жертву, связанную по рукам и ногам, прямо в хижину, где мальчик и совершал свой кровавый обряд. Не редки были и налеты на соседнюю деревню за женщинами – чаще всего, когда тамошние мужчины были далеко и не были способны защитить свои семьи. По свидетельству Этторе Биокка, прожившей много лет в племени яномамо, мальчиков чужого племени при этом истребляли поголовно, а девочек и женщин уводили в плен, где делали своими женами. Мужчины гибли очень часто – исследователи утверждают, что в первобытных война погибало во во много раз больше народа, чем в самую кровавую современную - Вторую мировую. Большинство женщин из-за гибели мужчин выходили замуж по три-четыре раза.

 

Жизнь первобытного человекаИсследователь Р.Даймонд, живший некоторое время в племени в племени форе (Новая Гвинея) как-то решил отправится через территорию соседнего племени. Форе объяснили ему, что он сразу будет убит. Посещение соседей мыслится только как разведывательная экспедиция с целью организовать похищение женщин, грабеж, сожжение деревни и никак иначе. Индейцы яноамо владели следующим приемом, который в переводе на наш язык значит «подлый трюк» - соседнее племя приглашалось на дружеское пиршество якобы для заключения союза. Когда гости наедались и упивались, хозяева неожиданно выхватывали оружие и убивали беззащитных людей, совершенно не готовых к вероломному нападению.

 

Ссоры возникали совершенно по пустякам, и часто решение пойти и сжечь соседнюю деревню происходило спонтанно, без каких-либо веских видимых причин. Миклухо-Маклай наблюдал, как вдруг мужчины племени возбудились и стали призывать друг друга пойти и сжечь соседнюю деревню. Вразумительно бъяснить этнографу за что и почему они хотят уничтожить соседей, папуасы не смогли. Боевой пыл погас также неожиданно как возник.

 

Все это весьма напоминает поведение шимпанзе. В заповеднике в Гомбе наблюдали, как группа в семь-восемь особей скрытно проникла на территорию соседней стаи. Завидев одиноко и мирно кормящегося молодого самца, «отряд» устремился к нему. Бедное животное бросилось улепетывать, но было поздно – его повалили на землю, стали рвать, кусать, щипать, царапать, отравать лоскуты кожи и мяса. Через пятнадцать минут избиения отряд также скрытно уходил, бросив свою жертву умирать. В течении десяти лет таким способом соседняя стая была почти полностью истреблена.

 

Конечно, как и среди шимпанзе, были среди племен как воинственные, так и более мирные. Маргарет Мид рассказывает, что горные арапеши, немногочисленный и спокойный народ, испытывали ужас перед своими соседями – воинственными охотниками за головами. Видимо из-за низкого боего духа арапеши и были вытеснены в скудные горные районы из благодатных равнин.

 

Жизнь первобытного человекаЕще одним немаловажным делом у мужчин была подготовка мальчиков в воины. Они организовывали сложные ритуалы инициаций и передавали подросткам сакральные магические знания. Эти знания принадлежали только мужчинам – изготовление и использование специальных флейт и гуделок, звуки которых непосвященные считали голосами духов ( если женщина случайно видела мужчин за использованием этих предметов, ее немедленно убивали ), тайные ритуалы и ранговые союзы. Короче, там было чему учить. Завоевать авторитет можно было только доскональным знанием этой первобытной магии, поэтому мальчики предавались учебе с воодушевлением.

 

В племенах царило что-вроде демократии. Вождь значил не слишком много – неугодного вождя могли запросто сместить, а то и убить. По свидетельству Леви-Стросса вождь – это отнюдь не верховная власть и совершенно не похож на наших королей и князей. Он должен угождать старши мужчинам, должен быть душой общества. Исследователь видел, как один из вождей половину дня развлекал племя песнями, историями и даже театральными сценками. Все богатые подарки, привезенные Леви-Строссом уже на другой день были раздарены – себе вождь не оставил ничего. Быть вождем – тяжелая обязанность, а потому многие просто отказывались от предложенной чести.

 

Были у вождей и свои привилегии – например, он мог иметь несколько весьма молодых жен. Леви-Стросс наблюдал, как такой вождь купался и резвился со своими 12-13 летними женами будто мальчик, затевая всяческие детские игры и получая от этого максимум удовольствия. Возраст жен не должен удивлять – во многих племенах девочек могут отдать замуж в 2-3-х летнем возрасте. Леви-Стросс рассказывает, как дети привели ему такую малышку и на полном серьезе предложили взять ее как жену. Его отказ удивил и расстроил их. Один индеец в присутствии этнографа долго восхищался двухлетней дочерью вождя, говоря, какая у нее спинка, какие ножки, и какая чудесная женщина из нее вырастет, а потом стал сватать девочку, предлагая за нее щедрые дары. Если бы вождь согласился, индеец стал бы растить девочку, заменив ей отца и мать, и только по достижении той зрелости (лет в 10-12) она разделила бы с ним постель.

 

Жизнь первобытного человекаМагия – важнейшее дело для первобытного человека. К примеру, в племени Дубуанов любое несчастье приписывалось злому колдуну. Если издохла у кого-то издохла корова, то это было не потому, что она старая и больная, а потому, что кто-то наслал на нее чары. Надо обнаружить обидчика и потрясти его еще более ужасным заклятием. С наступлением начи можно было видеть, как закутанные в плащи тени бродят по деревне, стараясь выведать, не плетет ли кто-нибудь очередное черное заклятье. Колдовские ритуалы ценились весьма дорого – за хороший ритуал человек мог отдать последнее, что у него было.

 

Вот что рассказывает о колдунах Леви-Стросс в книге “Печальные тропики”:

 

«Колдуном становятся по призванию, а нередко и после того, как человек заключает соглашение с членами очень сложной общности. Она состоит из злокозненных или попросту опасных духов, частично небесных (и тогда оказывающих влияние на астрономические и метеорологические явления), частично подземных, а частично относящихся к животному царству. Эти существа, число которых постоянно растет за счет душ умерших колдунов, ответственны за движение светил, за ветер, дождь, за болезнь и смерть. Это герои рассказов, выступающие в разнообразных и ужасающих видах: мохнатые, с продырявленными головами, откуда выходит табачный дым, когда они курят; воздушные чудовища, которые испускают дождь из глаз и ноздрей, или с непомерно длинными волосами и ногтями; об одной ноге с большим животом и с телом летучей мыши, покрытым пухом.

 

Жизнь первобытного человекаБари — личность антиобщественная. Благодаря личной связи с одним или несколькими духами он получает привилегии: сверхъестественную помощь, когда в одиночку отправляется на охоту, способность превращаться в зверя, дар пророчества; он знает секреты болезней. Убитую на охоте дичь, первый собранный урожай не полагается есть, пока бари не получит свою долю. Она составляет то мори, которое живые должны принести духам мертвых. Таким образом, она играет в системе роль симметричную и противоположную роли погребальной охоты, о которой я говорил. Однако бари тоже подвластен одному или нескольким духам-хранителям. Они используют его для перевоплощения и тогда бари, оседланный духом, впадает в транс и конвульсии. В обмен на свое покровительство дух ни на минуту не упускает бари из поля зрения; именно он является истинным владельцем не только имущества, но и самого тела колдуна. А тот отдает духу отчет за поломанные им стрелы, попорченную посуду, за обрезки своих ногтей и волос. Их нельзя уничтожать или выбрасывать, и бари тащит за собой эти обломки своей прошедшей жизни. Старая юридическая поговорка — мертвый хватает живого — получает здесь ужасный и неожиданный смысл. Связь между колдуном и духом такая тесная, что в конечном счете никогда неизвестно, кто же из двух партнеров по договору является хозяином, а кто слугой.»

 

Маргарет Мид повествует, как у горных арапешей детей учили не оставлять после себя ни испражнений, ни клочков волос. Даже просто высморкаться было опасно – враждебный колдун, мог получить страшную власть над человеком, завладев такими «дарами». Поэтому с самых малых лет дети знали, что все, некогда принадлежавшее их телу, надо закопать, а лучше вовсе уничтожить.

Австралийский абориген Вайлпулданья рассказывал, как в семилетнем возрасте переел меда диких пчел и его стало тошнить. Однако его дедушка полагал, что на него наслали враждебные чары. Уже тогда мальчик вполне был осведомлен, насколько страшно быть заколдованным и действительно стал умирать. Он весь горел, внутри жгло будто огнем, он почти терял сознание. И он умер бы, если бы не призвали шамана, который как более сильный колдун смог снять проклятье, отсосав через кожу отравленную кровь. Даже став взрослым и получив медицинское образование Вайлпулданья по-прежнему был убежден, что его в детстве заколдовали.

 

Собственных шаманов и колдунов боялись и уважали. В одном папуасском племени способный парнишка очень хорошо освоил все магические и религиозные практики, в результате его приняли как равного в сообщество взрослых мужчин задолго до наступления зрелости, в то время как его сверстники считались мальчиками и все еще проходили обряды инициаций.

 

Мы видим, что ребенок в первобытном племени живет совершенно в иной среде, что наши мерки попросту неприменимы к людям каменного века. Убийство, грабеж и изнасилование для нас – страшнейшее преступление, для аборигена это доблесть, если жертва не принадлежит к его племени. Суеверия настолько пронизывают представления о мире, что люди их и не замечают, просто живут среди злых духов, чар и колдунов и всякий раз точно знают, что нужно сделать, дабы отвести мифическую опасность. Семьи в нашем понимании не существует, ребенок запросто может уйти из дома. Маргарет Мид рассказывает, как встретила зареванного семилетнего малыша, уходившего из своей деревне в поисках новых родителей. Домой он так и не вернулся, оставшись жить в соседней деревне. Такая жизнь требует иного воспитания, или, более точно вы, иной, не такой как у европейцев, социализации.

 

wildkids.biz

Жизнь первобытных людей | Педагогия

Систематический курс истории начинается в V классе средней школы с истории первобытного общества.

В первобытном обществе основой производственных отношений являлась общественная собственность на средства производства. Низкий уровень производительных сил вынуждал людей работать и жить сообща, а общий труд порождал общую собственность на средства и продукты труда. Тогда еще не было понятия о частной собственности, не было эксплуатации, не было классов.

На протяжении сотен тысяч лет существования первобытного общества прогрессивно изменялись его производительные силы — от грубо оббитых каменных орудий до изготовления орудий из железа, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Вместе с развитием производительных сил первобытного общества менялись и формы общественной жизни людей.

Советская историческая наука делит первобытную историю на следующие эпохи: 1) эпоха первобытного стада или первобытной орды; 2) эпоха родового строя, которая в свою очередь делится на два периода: период материнского родового строя и период отцовского родового строя. С разложением отцовского рода эпоха первобытнообщинного строя заканчивается.

Изучение в школе жизни первобытных людей имеет большое воспитательное и образовательное значение. Перед учащимися раскрывается роль труда в развитии общества. «Они узнают, как в процессе труда возникла и развивалась речь людей, как первобытными людьми были сделаны многие важные открытия и изобретения» 1. С другой стороны, картины тяжелой, полной опасностей жизни первобытного человека помогут подвести учащихся к пониманию возникновения религии в первобытном обществе. Нужно также учесть, что усвоение этого раздела является основой для дальнейшего изучения истории.

Изучению раздела «Жизнь первобытных людей» отводится 4 часа. Можно распределить программный материал поурочно так, чтобы показать развитие первобытного общества отдельными картинами, по этапам развития. При таком распределении материал прочнее запечатлеется в памяти учащихся, у них образуются четкие представления о развитии первобытного общества и, кроме того, можно будет показать на конкретном материале, как развитие орудий труда влияло на образ жизни и организацию коллектива.

Учитывая это, можно материал распределить так. Содержание 1-го урока — жизнь древнейшего человека, вооруженного дубиной и ручным рубилом бродячего собирателя и охотника, зависевшего от случайной добычи. Коллектив — небольшая, непостоянная человеческая группа, первобытное человеческое стадо.

На 2-м уроке нужно показать следующую, более высокую ступень развития первобытного человека. Он овладел огнем. Он научился изготовлять более совершенные и разнообразные орудия, охота на крупных животных и рыболовство уже более обеспечивает его средствами существования, он не только стал хозяином пещер, но строит жилища на открытых площадках, под защитой скал. Завершается, наконец, процесс биологического развития первобытного человека. Вместе с этим возникает уже связная речь и новая, более прочная организация общества, расцвет которой относится к следующей эпохе — родовая община.

3-й урок — образование и расцвет родовой общины. Этот этап совпадает с образованием и расцветом материнского рода. При изложении нужно показать важную, часто ведущую роль женщины в хозяйстве, но введение понятия «материнский род» мы считаем нецелесообразным: сущность этого понятия для учащихся V класса недоступна, и поэтому термин излишен. Что касается отцовского рода, то включение его не предусмотрено программой. На этом же уроке нужно объяснить возникновение религии.

На 4-м уроке рассказывается о начале земледелия и скотоводства.

Предложенное здесь поурочное распределение материала, а также планы отдельных уроков в общем соответствуют распределению материала в учебнике Ф. П. Коровкина.

Для повторения раздела «Жизнь первобытных людей» дан специальный повторительно-обобщающий урок.

Примечания

1. Программа средней школы на 1956—1957 гг. История Древнего мира, пояснительная записка, стр. 11.

 

ЛИТЕРАТУРА

Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М„ 1953.

А. С. А м а л ь р и к и A. Л. М о н г а й т. Что такое археология, Учпедгиз, М„ 1957.

П. И. Б о р и с к о в с к и й. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957.

Всемирная история, т. 1.

B. Н. Дьяков и С. И. Ковалев. Очерки истории Древнего мира. М., 1956.

М. О. Косвен. Очерки истории первобытной культуры, М., 1957.

Д. Н. Никифоров. Альбом по древней истории, Учпедгиз, М„ 1948.

Д. Н. Никифоров. Наглядность в преподавании истории в 5—7-х классах, Учпедгиз, 1955.

А. Н. Хмелев. Уроки истории в V классе, Учпедгиз, М., 1953.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

C. В. Покровский. Охотники за мамонтами, Детгиз, 1956.

Ж. Рони (старший). Борьба за огонь, Учпедгиз, 1956.

Д'Э р в и л ь и. Приключения доисторического мальчика (ряд изданий).

pedagogia.pro

Жизнь и деятельность предков человека | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Жизнь первобытных людей

Первые попытки трудовой деятельности

Первые орудия труда были очень примитивными. Ручными рубилами перво­бытные люди рубили стволы деревьев. Строя себе жилища, они разбивали кос­ти убитых животных. Палкой-копалкой раскапывали землю, отыскивая съедоб­ные корни, или сбивали плоды с деревьев. Основными занятиями первобытных людей были со­бирательство и охота.

Люди брали у природы в готовом виде то, что им было необходимо. Они действовали вместе, помогая друг другу, — это делало их сильнее животных. Посте­пенно менялся внешний вид первобытных людей. Уменьшались челюсти, клыки превращались в зубы, исчезла пасть. Они уже не были похожи на животных; благодаря поискам новых приёмов труда увеличивался объём мозга.

Древнейшие орудия труда
Первобытное жилище

Развивался и мозг, становясь более сложным, что де­лало людей более разумными. Следует отметить, что именно труд способствовал формированию современ­ного человека. Орудия труда умеет изготовлять лишь человек, так же, как и использовать их для своих нужд. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Развитие человеческого мозга (дриопитек, австралопитек, презинджантроп, современный человек)
Останки древнейшего человека
Первобытное стадо

Орудия труда постоянно совершенствовались. От простейших изделий люди постепенно переходили к более сложным. За миллионы лет изменялся и мате­риал, из которого изготовлялись орудия труда. Поэтому эпоху существования древнейших людей учёные разделяют на периоды, отличающиеся материалом изготовления орудий труда.

Наши древние предки вынуждены были постоянно бороться за свою жизнь. Их подстерегала опасность со стороны хищ­ных зверей, угроза голодной смерти, болезни. Большинство людей гибло, не дожив до 30 лет, — природа давала воз­можность выжить лишь сильнейшим.

Собираясь в группы, люди чувство­вали себя более защищёнными. Так образовывались первобытные стада, в которых люди вместе добывали пищу и защищали себя.

На этой странице материал по темам:
  • Сообщение о жизни первобытных людей

  • Жизнь первобытных людей сообщение

  • Краткий доклад про достижение первобытного мира

  • Жизнь первобытных людей конспект

  • Доклад про первобытных людей 5 класс

Вопросы по этому материалу:
  • Какие виды деятельности присущи первобытным людям? О чём это говорит?

worldofschool.ru

Продолжительность жизни первобытных людей. Часть1.

       Попробую рассмотреть весьма непростой вопрос о продолжительности жизни первобытных людей. Продолжительности в буквальном смысле слова: сколько лет они жили. Не забывайте, что никто не доказал, что длинная жизнь лучше короткой. Но раз вопрос сроков жизни всплывает, необходимо его изучить, так что отбросим предрассудки и стереотипы и подойдём к теме максимально научно. Конечно, по этой теме необходимы и фундаментальные исследования, но за неимением лучшего, произведем предварительный обзор проблематики. И начать придётся, разумеется, с методологии. Вопросы демографии стали изучаться только в 19 веке, и притом скорее в рамках социологии и статистики, а не истории. Постепенно сам 19 век превратился в "прошлое", а потому при его историческом изучении учитывали и демографическую статистику. Постепенно возникла и историческая демография. Однако нельзя считать её состоявшейся дисциплиной, особенно учитывая её слабые связи непосредственно с историей. Скорее демография считается некоторым приложением. И всё же, со времен Мальтуса начали признавать первоочередную значимость демографического фактора. Большую роль вопросам роста населения для мирового исторического процесса признавал, к примеру, известный русский социолог М.М. Ковалевский.  И всё же демографическая тема осталась на периферии интересов историков, а обычные люди и подавно не имеют никаких знаний из области исторической демографии. Понятное дело, что с первобытностью дело обстоит хуже всего. А из круга демографических тем, затрагиваемых в связи с образом жизни первобытного человечества, прежде всего затрагиваются рост населения и рождаемость. Вопрос о продолжительности жизни вообще почти игнорируется. Его специально касаются некоторые демографы, и, как мы позже увидим, дают тенденциозные и ненаучные ответы (об этом во второй части). В любой книге или статье вы встретите, что средняя продолжительность жизни первобытного человека составляла 20-30 лет, чаще встречаются цифры 20, 21, 23, 25 лет. Можно условно считать 20, будем исходить из этой цифры. Подавляющее большинство сразу начинает представлять, что люди жили до 20 лет, что совершенно неверно. Даже если вдуматься в тему, не имея знаний, мы поймём ложность этого наивного взгляда: человечество бы попросту вымерло, если бы люди жили до 20 лет. Как же всё обстоит на самом деле?

       Одним из устойчивых стереотипов является мнение, что цивилизация удлиняла и продолжает удлинять жизнь человека. И вроде официальная демографическая статистика полностью подтверждает такой вывод: средняя продолжительность жизни неуклонно растёт. Впрочем, в развитых странах она почти достигла своего предела - около 80 лет. Действительно, 80 больше 20, тут не поспоришь. Но это совсем не значит, что люди стали жить дольше. А всему виной иллюзии статистики. На самом деле в массе люди стали жить дольше. Вы знаете, сколько жили Дарвин, Б. Шоу или Толстой? Довольно долго, и они не были уникумами. Стариков было немало. Да, конечно, они были цивилизованными людьми, но медицина была совсем другой. Любой, кто неплохо знаком с историей, знает, что 70 и 80 лет - вполне нормальный срок жизни и для средних веков (можно взять хотя бы жития святых, которые можно проверить другой исторической информацией). Идём глубже - уже в ветхом завете (в Псалтири, если мне память не изменяет, говорится о 70-80 годах. Такой возраст не был аномалией, но он не был и нормой. В том смысле, что люди доживали до этого возраста, но редко, в силу разных причин, в том числе войн и эпидемий. Обратите внимание на юзерпик, сопровождающий данный пост - перед вами седобородый старик из индийского племени тода, весьма отсталого, хотя и не первобытного племени. Итак, цивилизация не удлинила жизнь человека, а существенно повлияла на факторы смертности, прежде всего детской. Напротив, именно в  традиционном обществе чаще встречаются долгожители. Пример - специально изучаемое долгожительство у абхазов. В современном городе с его супермедициной вы не найдёте таких стариков, тем более бодрых стариков. Я читал книгу по геронтологии, где обобщались данные исслодавания долгожителей Украины, перешагнувших столетний рубеж (на 1950 год). Самое интересное, что там приводились сведения персонально о каждом, а это многократно ценнее, чем безликая статистика. Оказывается, эти люди, чаще всего крестьяне, прожили больше ста лет, почти не болея, и при этом находясь с детства (зачастую с 7-9 лет) в постоянном труде. Можно вспомнить рассказ Бунина о 106-летнем старике-крестьянине, которого он специально посетил в его деревне. Именно в деревне, а не в городе больше долгожителей.  Не забудем и о том, что старость на лекарствах редко бывает полноценной и радостной. Старики скорее тянут лямку жизни. Не все, конечно. Моему дедушке в этом (2010) году исполнится 95 лет, он ещё вполне активен и неравнодушен к жизни. Но общую тенденцию это не отменяет. Да, до 60-70 активны почти все, это большой скачок по сравнению с первобытностью. Но дальше не дает продлять жизнь сама биология человека, нельзя предел активного возраста довести даже до 80 лет, в среднем. Нельзя отменить процесс старения. Таким образом, начать следует с признания того, что жизнь человека стала длиннее, исключительно по количеству лет, прошедших от рождения до смерти. Пойдём дальше.       Хочется вспомнить фразу древнекитайского даосского философа Ян Чжу: "Умирает и десятилетний, умирает и столетний". Да, смерть неотвратима, но она наступает в разном возрасте. И не в "среднем" возрасте, а у каждого человека индивидуально. Один умер младенцем, другой прожил 10 лет, третий - 30, четвёртый дожил до ста. Ян Чжу знал, что можно дожить до ста, но редко кому это удаётся. Об этом можно найти свидетельство в другом месте: "Сто лет жизни - большой срок. Но прожить сто лет не удаётся даже одному из тысячи. Предположим, найдётся такой." (Ле-цзы, гл.7)То, что мы получаем цифру в 20 лет для средней жизни первобытного человека - не говорит, о том, что они жили по 20 лет. Кривая смертности распределяется неравномерно, большинство умирает в младенчестве и раннем детстве. Остальные могут доживать до 50-60 лет. Под "первобытным" в данном посте имеется в виду не эпоха, а стадия общественного развития, тип хозяйства. Речь идёт о малых сообществах людей, живущим охотой и собирательством. Однако для начала нужно посмотреть, как вообще обстояло дело в древности, тем более что демографы очень плохо знают этнографический материал и не проводят грани между собирателями и ранними земледельцами, хотя именно в плане демографии изменение типа питания и типа хозяйства имеет первостепенную важность.  Путешественники нередко упоминают о стариках, описывая традиционные общества. Возможно, кто-то будет сомневаться в их рассказах. Но есть разные группы свидетельств.        Откроем интересную монографию К.П.Калиновской "Возрастные группы народов восточной Африки"  (М.,1976). Вот система возрастных групп масаев, описанная в конце 19 века Р. Крапфом, привожу вторую половину деления. "4. Киэко - женатые мужчины старше 25 лет, имеющие свой скот, иногда участвующие в походах воинов, обычно занятые охотой на слонов, буйволов и т.д. 5. Эсабуки - мужчины старше, чем киэко. 6. Экиильшаро, или экиминшо - старики, которые своей мудростью и опытом просвещют младших, отдающих им большую дань уважения" (Калиновская, с.91). Три из шести групп относятся к мужчинам старше 25 лет, это само по себе говорит о норме доживания до зрелого и пожилого возраста некоторой части общества, хотя по-видимому, 5 и 6 группа малочисленны. Данные А. Енсена по народу консо (Эфиопия) более конкретны, так как там деление имеет 13-летний цикл и счет начинается от первой инициации. То есть получается 5 возрастных групп, аналогично делению у масаев (период до инициации можно считать как предварительный). "Вторая группа - гаша - охватывала мужчин в возрасте от 35 до 48 лет, третья - дорумфадда - от 48 до 61, четвертая - гауваша - от 61 до 74 лет, пятая - каилола - от 74 лет и старше" (Калиновская, с.51). Сколько бы не было людей в каждой группе, ясно, что старость не была для этих народов аномалией. Так наглядно вскрылась ложь механического применения статистики. Конечно, статистика не обманывает самими цифрами, но она вводит в заблуждение тех, кто не умеет ей пользоваться. Убедившись в существовании стариков в традиционных культурах и "отсталых" племенах, давайте кратко рассмотрим принципы возрастной демографической статистики.        Мы привыкли только к одной цифре - средней продолжительности жизни, но демографы считают иначе. Прежде всего, стоит упомянуть о модальной продолжительности жизни. Приведу определение по Шелестову: "Средняя продолжительность жизни (точнее - средняя продолжительность предстоящей жизни для новорожденного) - демографический показатель, дающий обобщённую характеристику смертности и определяющий среднее число лет, которые при данном порядке повозрастного вымирания предстоит прожить новорожденному. Поскольку младенческая смертность (до 1 года) на протяжении почти всей истории человечества была высокой, употребляют показатель модальной продолжительности жизни (мода - норма), который выражает наиболее вероятную продолжительность жизни детей старше 1 года. Оба показателя рассчитываются на основе составления демографических таблиц смертности. Модальная продолжительность жизни выражает, таким образом, возраст после 1 года, в котором число умирающих является в данной конкретной таблице смертности наивысшим." (Шелестов Д.К. Историческая демография. М.,1987. с.130). Модальная продолжительность жизни не совпадает со средней и является (на мой взгляд) более важным показателем. Резкий рост средней продолжительности жизни в 20 веке связан с прекращением детской смертности. То есть разрыв между модальной продолжительностью жизни первобытного и современного человека существенно ниже. Говоря про неолит, Шелестов отмечает, что модальная продолжительность жизни перешагнула 30-летний рубеж (Шелестов, с.131). В то же время (по другим источникам), средняя продолжительность жизни в раннеземледельческой Греции составляла 16-18 лет. Так мы переходим от единой цифры средней продолжительности жизни к изучению действительной демографической картины, намного более сложной. В учебном пособии по демографии при объяснении формулы вычисления продолжительности жизни раскрывается необычная закономерность: "Средняя продолжительность предстоящей жизни для достигших возраста х+1, казалось бы, должна быть на год меньше, чем для возраста х. Но это не так: при исчислении этого показателя для возраста х+1 выпадают из расчёта все, кто умер  на (х+1) году жизни. А это как раз те из достигших х лет, чья жизнь после этого возраста оказалась самой короткой. Поэтому с увеличением возраста средняя продолжительность предстоящей жизни отнюдь не уменьшается на такой же отрезок, на какой увеличивается возраст." (Боярский А.Я., Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М.,1980. с.104). Итак, средняя продолжительность дальнейшей жизни для 10-летних может (в сумме с уже прожитыми 10 годами) существенно превышать среднюю продолжительность жизни и даже модальную продолжительность. Если человек дожил до подросткового возраста, у него много шансов дожить до 30 и даже 40 лет (напомню, речь про первобытность).  Кроме того, есть много всяких нюансов, которые могут мешать определению средней продолжительности жизни на основе фрагментарных данных. Например: "Среднюю продолжительность жизни не надо смешивать со средним возрастом умерших в некоторый период" (Основы, с.107).         При учёте всех особенностей определения продолжительности жизни мы должны отказаться от упрощённого представления о том, что "первобытный человек жил 20 лет".  Реальная картина была совсем иной. Многие умирали в младенчестве и детстве, большинство оставшихся доживали до 30-40 лет (если считать, что племя не воевало постоянно, что характерно для более позднего периода социального развития).  Да, до старости в нашем понимании доживали немногие. Но, во-первых, некоторые всё же доживали, во-вторых, многие жили по 30 с лишним лет, а это уже совсем не 20. В. Фольц, посетивший в начале 20 века одно из самых "диких" племен  - кубу (на о.Суматра) писал: "Нет сомнения, что у туземных малайцев, которым всё-таки в известной степени доступна культура, в сорок лет человек считается стариком; жизнь несчастных кубу сгорает ещё быстрее" (Фольц В. В девственных лесах Суматры. Пер. с нем. М.,1935. с.71). Нет оснований не верить Фольцу, однако видно, что он при всей симпатии к племени кубу, тенденциозен. Дело в том, что в книге упоминаются старики (вряд ли речь идёт о 30-летних), а на представленных немногочисленных фотографиях есть несколько людей в возрасте 35-40лет. Кубу, действительно, жили недолго по нашим меркам, но это ведь только состояние на момент его посещения, мы не знаем, как обстояло дело раньше, да и оценка Фольца дана "на глазок". Все примитивные племена были вынуждены переселиться в худшие места под давлением других народов и европейцев. Для сравнения перенесёмся в Африку и посмотрим, сколько живут бушмены, которые считаются древнейшими жителями континента и раньше были повсеместно распространены вплоть до самого юга.        О бушменах  довольно подробно рассказывает Лоуренс Грин в книге "Последние тайны старой Африки" (Пер. с англ., с сокращ. М.,1966.), причём на основе собственных наблюдений. Итак, бушмены. "В естественных условиях бушмены самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Хотя точно установить возраст бушмена и трудно, но всё же можно с уверенностью сказать, что столетние бушмены составляют значительный процент, если учесть те опасности, которым постоянно подвергаются жители пустыни. Я знал одного бушмена, которому было за сто, и у него сохранились зубы" (Грин, с. 124). На соседней странице помещена фотография этого столетнего бушмена. Обратите внимание, это при том, что бушмены согнаны со своих старых территорий и ютятся в самых непригодных местностях в последнее время. Можно ли сомневаться в указании на возраст аборигенов? Можно. Кстати и сам Грин не был особо легковерным. В 1935 году он увидел на одной станции поезда в Южной Африке слепого седого старца. Когда Грину сказали, что ему 120, он не поверил, думал, что над ним подшучивают.  Потом он узнал, что встреченный им человек - Рамонотване - действительно родился в 1815-1817 годах. Он принимал участие во многих битвах и знал многих известных людей. Именно в этом аспекте нам интересен этот случай. Грин пишет: "Как можно установить возраст африканца, у которого нет свидетельства о рождении? Нужно быть историком, хорошо знающим жизнь племени и даты тех событий, которые чаще всего остаются в памяти африканцев. Войны и сражения, дат рождения и смерти великих вождей, основания городов, комет и эпидемии чумы, необычайные наводнения и снегопады, засухи, бури и землетрясения - все эти события остаются в памяти людей и служат вехами века" , "Если опрашиваемый говорил, что он родился в прошлом веке во время великого голода, его рождение датировалось 1885 годом" (Грин, с.69).  Исследованием прошлого Рамонотване занялся южноафриканский журналист Ф.Р. Пейвер. "Рамонотване помнил миссионера Роберта Моффата, который впервые приехал в Бечуаналенд в 1820 году и Давида Ливингстона, проходившего по этим местам в середине прошлого века" (Грин,с.73). В 1938 году Ромонотване изучал доктор Роберт Брум, этнограф, и как замечает Грин, "Брум подчёркивает, что медицинское обследование не принесло результатов. Возраст старика установить не удалось" (Грин, с.73). Ромонотване умер в 1945 году, в возрасте около 130 лет. Грин весьма резко высказался по поводу намерения биолога Мориса Эрнеста привезти Ромонотване в Лондон для научного обследования, и не только в силу опасности для здоровья старика. Грин замечает: "Неразумное предложение, потому что наука не знает способов для определения возраста человека" (Грин, с.72). Это весьма важный момент. Оказывается, установить возраст нередко можно, но не биологическим способом. Обследование даст только предположительный возраст, учитывая различие протекания процессов в организме у представителей разных племен, с учётом специфики местности. На этом фоне сообщение Грина о столетних бушменах выглядит достоверным и многозначительным. Возможно, мы неверно оцениваем возраст жизни аборигенов и иногда завышаем его. Но ведь так же мы можем по незнанию и занижать его! Откуда, к примеру, у Фольца сведения о том, что 40-летние считались стариками у малайцев? Откуда он знает, сколько в среднем живут кубу и сколько лет каждому? У племени кубу даже счёта годов не было. Под вопросом и датировки древних скелетов. Все эти факты не отменяют того, что средняя продолжительность жизни первобытного человека была низка, хотя возможно и побольше, чем 20 лет. Просто мы должны смотреть не на "среднюю продолжительность", а на продолжительность жизни конкретных людей, про статистику же в отношении длительности жизни людей по этнографическому материалу можно забыть, ведь колебания длительности жизни составляют от года до пятидесяти (условно) и нет достоверных данных по возрасту конкретных людей. 

(продолжение - в следующем посте)

drevniy-daos.livejournal.com

ЗАНЯТИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ - ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЗА ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН - Всемирная история 6 класс - А.Г. Бандровский - Генезис

Раздел 1 ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ЗА ПЕРВОБЫТНЫХ ВРЕМЕН

 

§ 5. ЗАНЯТИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

 

• Рассмотрите иллюстрации. О какие занятия людей свидетельствуют художественные реконструкции? Какие орудия труда используют изображенные на картинах люди? • Отличаются ли занятия и образ жизни людей на картинах? Чем именно? • Попробуйте истолковать понятие привласнювальні и воспроизводственные формы хозяйствования людей.

-

Занятия первобытных людей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

 

1. Что определяло образ жизни пралюдей и первых людей палеолита?

Для палеолита характерно господство привласнювальних форм хозяйства - охоты, собирательства, впоследствии рыболовства.

Питекантропы постоянно передвигались в поисках пищи, останавливаясь на более-менее длительное время в местах, богатых на добычу. Древние жители нынешних европейских земель питались плодами, побегами, корешками теплолюбивых растений, которых тогда было много. Питекантропы употребляли также мясо. Археологические находки свидетельствуют, что они охотились на оленей, антилоп, лошадей и даже слонов. Питекантропы использовали огонь, хотя и не умели добывать его.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты питекантропы? 2. Какие орудия они используют?

 

Питекантропы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Неандертальцы через изменение окружающей среды были вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни. Они научились сами добывать огонь, применять ловчие ямы, загонять табуны лошадей, стада быков и оленей в болота и другие природные ловушки, устраивать засады. Кости животных использовали как строительный материал. Из шкур изготовляли одежду.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты неандертальцы? 2. Какие орудия они используют?

Неандертальцы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Люди современного типа, расселившись в Европе, Азии, Америке и Австралии, охотились на мамонтов, волосатых носорогов или гигантских кенгуру, которые после завершения ледникового периода вымерли.

На северных территориях Украины розпросторився приледниковой лесостепи, где жили мамонты. На юге лежали бескрайние холодные степи с многочисленными стадами бизонов. В долинах рек, вдоль которых жили животные, общины охотников обустраивали свои поселения. Неподалеку поселения ждали мамонтов, которые осенью переходили в южные районы. Охотились с помощью копий, устраивая для животных пасткиями.

Охотники на бизонов, охотясь, получали не только пищу, но и материал для одежды, обуви и покрытия жилищ (шкуры) и для изготовления орудий (кости). Из рогов делали посуду, из полосок кожи и шерсти плели веревки.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Где охотники устроили засаду на животное? Было такое охота безопасным? Почему? 2. Подумайте, по каким находкам ученые узнают, что основным занятием кроманьонцев была охота.

3. Что определяло образ жизни кроманьонцев?

Охота на мамонтов. Художественная реконструкция 3. Буриана.

 

- Почему, снимая фантастические фильмы о жизни первобытных людей, кинематографисты ориентируются на представления об образе жизни кроманьонцев?

 

2. Как изменилась жизнь людей за мезолита?

С концом ледникового периода связывают начало новой эпохи по археологической периодизации - мезолита. На землях Украины эта эпоха длилась от 10 тыс. лет до 7 тыс. лет назад

Около 10 тыс. лет назад завершился ледниковый период, именно тогда в Европе установился климат, подобный современному. Подобным современного стал и животный мир. В сосновых и березовых лесах поселились лоси, благородные олени, туры, дикие кабаны. Охота превратилась в кропотливую и скучную дело: часами, а порой и днями охотнику приходилось выслеживать добычу, однако убитого мяса хватало ненадолго. От голодной смерти лесных охотников часто спасали съедобные ягоды и грибы.

В послеледниковый период изменились не только способы охоты и охотничье орудие. Был изобретен лук и стрелы. К снаряжению охотников зимой добавились лыжи. Люди эпохи мезолита пользовались также лодками. Исследователи считают, что именно в те времена было приручен собаку - незаменимого помощника во время охоты.

Лесные охотники жили в северной части Украины. На юге жизнь людей немного отличалось, что обусловлено распространением других животных и растений. Важную роль играло собирательство, а также рыболовство. Вдоль Днепра, вблизи порогов, природа была настолько богата, что люди могли там жить постоянно. В Крыму, как свидетельствуют археологические находки, люди охотно обживали пещеры и гроты.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Какие знания по истории использовал художник, работая над картиной - реконструкцией эпохи мезолита? 2. Почему изобретение лука и стрел, лодки, лыж обусловлено изменениями климата?

 

Охотники на оленей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

 

3. Когда, где и как возникло земледелие и скотоводство?

Стремясь иметь надежнее и более предсказуем, чем охота и собирательство диких ягод или грибов, способ добывания пищи, люди попытались сами выращивать нужные им растения, разводить и откармливать животных. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. С растения, выросшего, можно собирать такие же зерна. Люди научились обрабатывать землю так, чтобы она становилась пригодной для посева растений. О том, в каком направлении развивалось собирательство, свидетельствуют многочисленные роговые и костяные мотыги - орудия для рыхления почвы и выкапывания корешков, жатвенные ножи (прообраз будущих серпов), предназначены для срезания колосков и побегов, и терки, которые применяли, чтобы перетирать зерна и плоды и тому подобное. Так из собирательства около 11-9 тысяч лет назад в землях Юго-Западной Азии возникло земледелие, или земледелие. Появление домашнего скота (козы и овцы) связывают с Юго-Западной Азией около 9 тысяч лет назад. Так возникло скотоводство.

Новые формы хозяйствования - земледелие и скотоводство - возникли в последний период каменного века, который называют неолитом

Эпоха нового каменного века в Западной Азии продолжалась от 9 до 6 тыс, дон. е., а в Европе несколько позже.

1. Прообраз мотыги - палка с сучком. Впоследствии мотыга стала комбинированным орудием труда. К деревянной палке присоединяли рабочую часть - из рога или кости. На протяжении тысячелетий мотыга оставалась основным орудием для обработки земли. На смену ручной мотиці пришло плуг, который тянули волы или лошади (в Европе известен с бронзового века).

2. Зернотерка. 3. Реконструкция мотыги с рабочей частью, изготовленной из камня.

 

Поселения неолитической эпохи, типичное для Восточной и Центральной Европы. Реконструкция.

Скотоводы, постоянно переходя вместе со скотом на новые земли в поисках пастбищ, зажили кочевой жизнью. Те же земледельцы и скотоводы, которые долгое время жили на одном месте, - осевшим. Скотоводы предоставили предпочтение овальным и круглым жилищам, а земледельцы четырехугольным зданиям, до которых можно было пристраивать хозяйственные помещения.

- Почему охота и собирательство называют привласнювальнимы формами хозяйствования, а земледелие и скотоводство - воспроизводственными?

 

4. Что такое ремесло?

По неолита в жизни людей произошли и другие важные изменения: люди научились сверлить и шлифовать камень и древесину, из глины делать посуду, прясть и ткать, шить одежду из тканей.

Исключительное значение имело изобретение глиняной посуды. Исследователи предполагают, что изготовление глиняной посуды, или гончарство, изобрели, обмазывая глиной плетеные сосуды. Впоследствии научились делать горшки из глиняных валиков и выжигать их в специальных печах. Посуда становился прочным и долго служил. В нем можно было не только хранить зерно, но и готовить блюда. С изобретением гончарного круга - деревянного станка с кругом, который вращается, посуда приобрел правильной округлой формы. Готовые изделия украшали рисованным или прочерченным орнаментом. Изготовление удобной и красивой посуды требовало изрядной сноровки и отнимало много времени. Поэтому мастер полностью посвящал себя гончарству, обменивая изготовленные им вещи на продукты и зарабатывая этим умением на жизнь.

1. Современная реконструкция прибора для сверления.

2. Изготовление посуды из глиняных валиков.

1. Рассмотрите иллюстрации. Какие горшки совершенные по форме, которые было делать легче и быстрее? 2. Почему только с изобретением гончарного круга стало возможным изготавливать тонкостенные, высокие кувшины, большие сосуды? 3. Какое применение имели изделия гончаров в тогдашнем хозяйстве?

Горшки, вылепленные руками и сделанные на гончарном круге.

Кропотливой работой было изготовление тканей. На деревянную раму вертикально натягивали ровный ряд пряжи (нитей). Чтобы нитки не сплутувалися, к их концам снизу привязывали камешки. Через ряд поперек пропускали другие нити — так ткали первые ткани.

1. Прядение - изготовление пряжи (нитей), из которых делают ткань на ткацком станке или с помощью вязания.

2. Современная реконструкция древнего ткацкого станка.

Ремесло - вид деятельности, заключающийся в изготовлении орудий труда и бытовых предметов, одежды для обмена или продажи.

Из упомянутых умений зарождались ремесла - гончарство и ткачество. Ремесло - еще одна, кроме земледелия и скотоводства, отрасль воспроизводственной деятельности. К древним ремеслам относятся также литейное дело и кузнечное дело. Развитие этих ремесел связанный с открытием человеком свойств металлов, из которых начали изготавливать орудия труда.

- Как вы думаете, почему гончарное, литейное дело, кузнечное ремесло было в основном делом мужчин, а прядение, ткачество, вязание - женщин?

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а впоследствии научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Западной Азии. Открытие меди и бронзы - сплава меди и олова - означало завершение каменного века и начало века металлов. Долгое время люди пользовались и каменными и металлическими орудиями. Поэтому эту переходную эпоху называют энеолитом - медно-каменным веком.

Постепенно люди узнали и о свойствах железа. В Западной Азии были найдены изделия из метеоритного железа, которое тогдашние люди считали «подарком небес» и носили как украшения. Железо научились обрабатывать в 2-1 тыс. к н. е., когда из него стали изготавливать орудия труда и оружие.

1. Медный самородок (Волынь).

2. Медный топор-молот эпохи энеолита (Тернопольская область).

• Подумайте, какие преимущества имели металлические орудия труда по сравнению с каменными.

Те общины, которые достигали успехов в развитии ремесла, получали преимущество над другими. Они обменивали изделия ремесленников (посуда, орудия труда и т. п.) на продукты питания. Так возник обмен изделиями и первые «деньги». Сначала в качестве денег использовали скот, бронзовые мечи, ракушки, бусы из кварца, посуда, каменные топоры, куски соли. Потребность в специальных местах для обмена изделиями и развитие ремесла вызвали появление новых поселений - будущих городов.

Рассмотрите картины в начале параграфа. На какой из них изображен поселения неолитической эпохи? Ответ обоснуйте.

Оцените себя

1. Что определяло образ жизни и занятия пралюдей и первых людей палеолита? С чем это было связано?

2. Которых достигает времен возникновения земледелия, скотоводства, ремесла? Какие территории были очагами возникновения земледелия и скотоводства?

3. Обобщите изменения в жизни человека произошли в эпоху мезолита и неолита.

4. Витлумачте понятия: земледелие, скотоводство, ремесло, мотыга, гончарный круг, ткацкий станок, кочевники, оседлость.

- Возникновение воспроизводственного хозяйства считают важнейшим достижением в истории человечества, что определило его будущее. Докажите это на примере современного транспорта и средств связи. Представьте, как жили бы люди, если бы не научились обрабатывать землю и разводить скот. Какие угрозы для человечества скрывали в себе новые формы хозяйствования?

schooled.ru

Реферат - Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в “оригинале”. Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов – мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век . Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом , но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза . Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени – вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Захваченных на войне людей вожди делали своими рабами, которые беспрекословно должны были им подчиняться. Там, где жила знать поселения вскоре превращались в крупные города, а вожди становились правителями государств. Позже ученые находили в таких городах святилища – места, где стояли идолы.

Особое внимание следует уделить летоисчислению, которым мы сейчас пользуемся. Оно началось со времен Иисуса Христа. Вера в Иисуса Христа, христианское вероисповедание укрепилось и распространилось по всему миру. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

referat.store


Смотрите также