Первобытного человека. Культура первобытного человека (стр. 1 из 5)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Среда обитания первобытного человека. Первобытного человека


Ум первобытного человека

        «УМ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА» («The Mind of Primitive Man») — один из главных трудов амер. антрополога Франца Боаса (1958—1942). Работа опубликована в 1911, рус. пер. — в 1926 (М.—Л.). Эта работа заложила основы одного из крупнейших направлений в изучении типов ментальности, интеллекта, культуры разных рас и народов амер. школы исторической этнологии; а также внесла значительный вклад в формирование теоретического оснащения антропологии, философии языка и культуры, религиоведения, лингвистики и ряда др. отраслей гуманитарного знания. Главные идеи данного произведения сложились в острой полемике с бытовавшими в науке расистскими теориями, доказывавшими умственное, психофизиологическое и культурное превосходство «белой» расы, а также интеллектуальный приоритет современного европейца по сравнению с народами, сохранившими живую связь с архаикой. Антирасистские убеждения, протест против этнической и культурной дискриминации наложили отпечаток на общий пафос научной позиции Боаса. Большое значение для развития антропологии имел посыл Боаса, согласно которому теоретическое знание должно иметь в качестве своего базиса надежный фундамент эмпирических данных. Следуя этому правилу, сам Боас в полевых условиях изучал психофизиологию, языки, культуру и религию эскимосов, чукчей, индейцев Америки. Он высоко ценил естественнонаучные методы и стремился экстраполировать некоторые из них в область гуманитарных наук. В работе «У п. ч.» Боас, привлекая данные из биологии и анатомии, пришел к выводу, что физиологические признаки расовых групп (напр., форма височной кости) и особенности головного мозга рас (напр., вес мозга) не имеют прямого отношения к интеллектуальным способностям или эмоциональным стандартам разных человеческих групп. Конкретные анатомо-физиологические различия расовых групп (в форме черепа, в росте, цвете кожи, др.) обусловлены влиянием окружающей среды и «общим ходом исторических событий», тогда как в целом для всего современного человечества свойственна базисная общность когнитивных, эмоциональных и волевых способностей: «Не только эмоции, ум и воля человека повсюду сходны», — пишет Боас. Сопоставляя психоментальные особенности современных людей и психоментальные особенности народов, пребывающих на архаической ступени развития, Боас доказывал, что между ними нет существенной разницы, «Организация ума», под которой Боас понимал «группу законов, определяющих форму мысли и действия», способность к устойчивой умственной концентрации, открытость мышления новым идеям, — все эти важнейшие интеллектуальные качества принципиально сходны; фиксируемые же наблюдателями различия имеют отношение не к сущности этих качеств, но к формам их проявления. Следовательно, все народы имеют почти в равной степени сложные культуры, которые различаются между собой не как «низшие» и «высшие», но с точки зрения присущих им конкретных особенностей, обусловленных исторической и географической спецификой развития. Этот вывод лежал в основе теории «культурного релятивизма», предложенной Боасом. С позиций этой теории Боас трактовал религии и мифологии. Особенности архаических верований Боас объяснял тем, что носители этих верований укладывали свои идеи в такие системы ассоциаций, которые несвойственны «цивилизованному» человеку. Помимо особенностей, в культурах есть универсальные для всего человечества «общие идеи»: напр., представление о трех уровнях мироздания. Сходство верований обусловлено не общими источниками возникновения или заимствованиями (хотя последним Боас придавал большое значение), а, прежде всего, «особой тенденцией различных обычаев и верований приходить к сходным формам». Идеи, изложенные в труде «У п. ч.», были развиты выдающимися учениками Боаса — А. Кребером, Э. Сэпиром, Р. Бенедикт, Л. Уайтом и др. Итогом деятельности Боаса и его школы стала система научных знаний, опиравшихся на конкретно-антропологические данные и реконструировавших общий процесс цивилизационного развития человечества с учетом специфики локальных культур.

        А.П. Забияко

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Первобытные люди - это... Что такое Первобытные люди?

Первобы́тное о́бщество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошел в употребление в XIX в.[1][2] В широком смысле слово «доисторический» применимо даже к эпохе динозавров, но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23 — 5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300 — 30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нем получают, опираясь на данные таких наук как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, культурное развитие Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см.

месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишенных письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

Периоды развития первобытного общества

Каменный век

Ка́менный век — древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда).

Периоды каменного века:

Медный век

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век

Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.

Периоды бронзового века:

  • Ранний бронзовый век
  • Средний бронзовый век
  • Поздний бронзовый век

Железный век

Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Строго говоря, уже выходит за рамки истории собственно первобытного общества.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

3dic.academic.ru

Культура первобытного человека

Реферат

«Культура первобытного человека»

Мышление и мифология

Известный русский писатель однажды сказал: «Рукописи не горят!» Именно текст позволяет наиболее достоверно судить о духовном развитии людей. Многие цивилизации исчезли с лица земли, оставив после себя погребенные под землей развалины зданий и кучи мусора, которые могут рассказать о многом, но молчат о самом главном. Только письмена на камне, глине и расползающемся в руках папирусе или бересте доносят до нас мысли людей, умерших тысячелетия назад. Поскольку до появления письменности мысли людей не фиксировались, мы не можем достоверно судить о том, какими именно были первобытные люди, о чем они думали, во что они верили и как воспринимали окружающий мир. Чтобы как-то реконструировать первобытные верования и восстановить их мировоззрение, ученые используют материал, накопленный при наблюдении за так называемыми традиционными обществами — племенами, которые до сих пор живут в отдаленных уголках планеты родоплеменным строем. Однако не ясно, находились ли эти племена с самого начала на столь примитивной стадии развития, или они постепенно деградировали, оказавшись в относительной или полной изоляции. Так, в джунглях Новой Гвинеи, где сегодня живут «первобытные» племена, археологи обнаружили остатки сложной системы орошения, для создания которой необходимо существование государства хотя бы в самой ранней стадии развития. Немым вопросам возвышаются колоссальные статуи на острове Пасхи. Здесь европейцы также обнаружили несколько сотен «первобытных» людей, которые почти забыли собственную письменность и в своем нынешнем состоянии были явно неспособны к созданию столь громадных статуй. Кроме того, ни в одном регионе мира развитие общества не шло по прямой от низших форм к высшим. Везде этот процесс шел очень сложно, взлеты чередовались падениями. Там, где еще совсем недавно шумели большие города, спустя всего несколько сотен лет только чернели полузанесенные песком развалины, на которых паслись дикие животные. И наоборот, прежние «дикие варвары» вдруг внезапно достигали невиданных высот развития и начинали свысока смотреть на менее удачливых соседей.

Однако за неимением ничего лучшего, ученые пользуются данным методом. Исследования, выполненные этнографами, учеными, изучающими «первобытные общества», используются при попытках восстановить образ мышления и религиозные верования людей, живших десятки тысяч лет назад.

Считается, что люди каменного века жили в полной гармонии с природой. Они являлись частью экологической системы, которую составляла кормовая территория племени. Человек напрямую зависел от природных условий и количества пищи в регионе, где он жил, и поневоле вынужден был подчиняться биологическим законам. Так племя регулировало рождаемость, убивая часть младенцев в голодные годы.

То, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, определяло его восприятие окружающего мира и особенности мышления. Древние люди не обладали логикой в современном понимании этого слова, им было чуждо понятие четкого анализа причин и следствий каких-либо явлений, а их мировоззрение было проникнуто эмоциями, которые затмевали разум. В результате первобытное сознание порождало мифы, которые должны были объяснить происходившее вокруг. Люди переносили на окружающий мир свои свойства и чувства, то есть очеловечивали его. Природные стихии, предки, болезни принимали облик зверей или людей, наделенных сверхъестественными качествами.

Впрочем, в сознании первобытного человека границы между естественным и сверхъестественным не существовало, его мозг не воспринимал очевидные противоречия, ему были чужды сложные абстрактные понятия, поскольку любое явление в его понимании имело конкретные человеческие качества и свойства. Сам мир представал как набор символов, где реальность и вымысел переплетались настолько, что всякая грань между ними просто растворялась в будущем мире эмоций. Первобытные люди обладали совершенно особым восприятием времени. В их сознании оно было разделено на две части — мифологическое и настоящее. Мифологическое время не было прошлым в нашем понимании этого слова. Оно вообще не было временем, поскольку происходившие в нем события не закончились и вообще не могли закончиться — они длились вечно, постоянно повторялись и имитировались в ритуалах племени. Все происшедшее моментально превращалось в миф, который существовал параллельно с обычной жизнью и не был отделен от нее.

Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, под- крепленные мифами и авторитетом традиции.

Мифология была тесно связана с религией. Считается, что одной из первоначальных форм первобытной религии был тотемизм, то есть поклонение тотемам — священным видам животных или растений, которые обладают мифическими связями с племенем, являются его предками и покровителями. Одновременно в первобытном обществе развивалась магия как способ «воздействовать» на окружающую среду в своих интересах, например, обеспечить удачу охотникам. Шаман, обладавший по мнению соплеменников, особыми способностями влиять на мир, выполнял ряд магических обрядов.

Вера в магию основывалась на двух основных принципах: законе подобия и законе контакта. Древние люди считали, что подобное производит подобное. Так, если проткнуть изображение лося копьем с соблюдением всех требований ритуала, то во время реальной охоты будет убит настоящий лось. Закон контакта гласил, что вещи, которые однажды были в соприкосновении друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения контакта. То есть если взять какую-либо вещь человека, его волосы или обрезанные ногти и совершить над ними соответствующие магические действия, это позволит повлиять на данного человека, например — навести на него порчу.

С магическими действиями был связан и обряд инициации — посвящения юношей и девушек во взрослые, после чего они считались полноправными членами племени. Юноши проходили через ряд весьма тяжелых и опасных ритуалов, во время которых они «умирали» и «возрождались» в новом качестве. Девушек посвящали в тайные культы, но иногда и они подвергались весьма болезненным процедурам.

О верованиях первобытных людей почти ничего не известно. Для того, чтобы восстановить их религиозные убеждения, ученые используют верования традиционных обществ, которые сохранились в различных частях света.

Наиболее архаичные формы мифов сохранились у австралийских аборигенов, которые заселили этот материк еще в мезолите и с тех пор были изолированы от остального мира. Таким образом, аборигены Австралии, которые занимаются только охотой и собирательством, не имеют постоянных жилищ, донесли до нас наиболее архаичные религиозные представления людей.

Австралийская мифология тесно связана с ритуальной жизнью племен. Их мифы делятся на экзотерические, то есть предназначенные для всех, и эзотерические, то есть засекреченные, в подробности которых посвящают только после обряда инициации. Кроме того, некоторые эзотерические мифы предназначены только для мужчин и держатся в секрете от женщин.

Действие в мифах происходит не в реальном времени, а в доисторическом — тогда, когда истории еще не было. Такое время у большинства австралийских племен обозначается тем же словом, что и сновидение. Это указывает на то, что речь идет о событиях, на которые не распространяются временные характеристики.

В Австралии живет большое количество различных племен, поэтому какой-либо единой мифологии у них не существует. Ученые выделяют основные районы: Центральная Австралия, где население придерживается более древних воззрений, Северная и Юго-Восточная Австралия, мифология населения которой претерпела некоторые прогрессивные изменения. Выделяются несколько основных сюжетных групп мифов.

Самыми древними считаются мифы о странствиях тотемных предков. Тотемные предки в одиночку или группами возвращаются на свою родину. Иногда это возвращение происходит в форме бегства или преследования. Подробно перечисляются их поиски пищи, трапезы, стоянки и встречи в пути. Наконец, достигнув цели, герои уходят под землю,превращаясь в чуринги — священные предметы поклонения. На месте появления чуринги создаются тотемические центры. Эти наиболее примитивные и архаические мифы, так называемые этиологические, которые объясняют происхождение сколько-нибудь заметных мест на кормовых территориях племен, приписывая их появление деятельности тотемных предков. Если в центральных районах Австралии тотемные предки представляются в виде зооморфных (звероподобных) существ, то на севере и востоке они — люди. Подобные мифы в сильно измененной форме сохранились у множества народов мира. Знаменитый белорусский писатель XIX века Ян Борщевский записал легенду, объясняющую появление в лесу близ одной из деревень большого валуна, прозванного «Ужовым камнем»: «Однажды летом в тихую ясную ночь с севера на юг летел, пылая огнем, змей, нес с собой якобы много золота и серебра грешнику, который продал дьяволу свою душу. Видели это прохожие и люди, которые возвращались с барщины. Вдруг раскололся купол неба, разлился сильный свет, люди, молясь, попадали на колени, а змей, пробитый лучом небесного светила, цепенеет весь, валится на пригорок и превращается в камень. Богатства же, золото и серебро, которое он нес с собой, на том самом месте сами закопались в землю». Несмотря на очевидные христианские наслоения, в этой легенде достаточно четко различим первоначальный миф, объясняющий появление священного камня, который в языческий период служил объектом поклонения.

mirznanii.com

Среда обитания первобытного человека

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Последствия для человека глобальных климатических изменений

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом, появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

· Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

· Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

· Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

· Искусство - образное осмысление действительности, творчество.

Неолитическая революция

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.

Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

 - Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.

 - Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

 - Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.

 - Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

 - Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.



biofile.ru

Персональный сайт

Интересно осознавать, что процесс эволюции и резкие климатические изменения заставил наш род человеческий превратиться из полуобезьяны в разумное существо. Многочисленные находки в Африке свидетельствуют о том, что цивилизованное человечество – это всего лишь малейшая, самая незначительная крупица истории существования нашего вида. 

Первобытный человек же ходил по степям Африки приблизительно в промежутке между 3,5-1,8 млн. лет назад. Тогда это были небольшие стада полуразумных обезьян, которые назывались австралопитеками – южными обезьянами. Они отличались небольшим мозгом, большой челюстью, а так же прямой осанкой и возможностью держать в руках палку или камень.

Человек умелый (homo habilis) появился около 2,5 миллионов лет назад. Он характеризовался тем, что мог использовать в хозяйстве первые каменные орудия. Этими орудиями можно было снять шкуру убитого животного, выкопать корень или срубить ветку. Именно человека умелого считают первым представителем современного человеческого рода.

Первобытные люди, будучи homo habilis передвигались на двух ногах. Их стая состояла из нескольких самцов, приблизительно такого же количества самок. Они питались как растительной, так и животной пищей. Разговаривать еще никто из них не умел. Только с помощью примитивных жестов и криков они как-то между собой общались.

Следующим витком эволюции первобытного человека является «человек выправленный» (homo erectus), питекантроп т.е. обезьяночеловек. Внешним видом это существо все еще напоминало животных. Оно было волосатым, с большой головой, низким лбом и большой челюстью. Однако питекантроп научился не просто подбирать с земли палки и камни, а самостоятельно их изготавливать. Так появились острые рубила, скребки, которые помогали разделывать шкуры и рубить ветки, корни, а так же охотится.

Именно во времена питекантропов, первобытный человек научился подстраиваться под различные климатические условия существования. Их стоянки были замечены и в Китае, И в Европе, и в Африке. А первую стоянку питекантропов вообще нашли на острове Ява.

Именно в период существования homo erectus на землю начал наступать ледник. Снизился уровень Мирового океана, стало холодать. Некогда разрозненные небольшие группки первобытных людей вынуждены были объединяться. Так было проще охотиться и защищать себя от опасностей. Приблизительно в тот же период был открыт огонь, который не давал первобытному человеку замерзнуть, а позже и вовсе помогал во время охоты.

Очень медленно сообщество питекантропов эволюционировало. В этом обществе старшие начали обучать младших охоте и примитивным ремеслам. Эти люди уже умели говорить, однако скорость их развития оставляла желать лучшего. Приблизительно прошло около 1 млн лет, пока в мире не появился новый вид первобытного человека – неандертальцы.

Первобытный человек постоянно эволюционировал. Не от того, что ему так хотелось, а от того, что природа ставила перед ним все новые задачи.

Так ледник наступал, на северных территориях становилось все холоднее, теплый южный климат становился все влажнее. Все новые и новые задачи, которые ставила перед человеком природа, заставляли людей думать и совершенствовать собственный быт, устрой, традиции.

Приблизительно 250 тысяч лет назад впервые были обнаружены в долине Неандерталь останки совершенного нового творения эволюции. Так впервые ученые столкнулись с неандертальцами.

Неандертальцы уже мало чем отличались от современного человека. Хотя внешне, конечно, он выглядел более грубо и имел низкий лоб и большой широкий подбородок. Неандертальцы обладали живым умом, умели думать и строить планы. Они охотились вместе, строили примитивное жилье.

Неандертальцы уже собирались большими группами и могли охотиться на больших и опасных хищников. Так останки в пещерах Швейцарии и Австрии говорят о том, что древние люди охотились большими группами на пещерных медведей, которые достигали 3 метра роста. Пещерные люди были вооружены простыми длинными копьями и дубинами, но умение собираться группами и координировать свои действия, дали свои положительные плоды в охоте на опасных крупных животных.

Раньше первобытный человек уже пользовался огнем, который собирал в результате пожаров. Неандертальцы же около 60 тыс. лет назад научились добывать огонь самостоятельно. Они шили одежду из шкур.

В зависимости от места обитания, отдельные группы неандертальцев отличались между собой. Тогда появились первые расовые отличия между людьми, отличались и орудия труда в зависимости от географических мест обитания. Это говорит о замечательном умении неандертальцев приспосабливаться к окружающей среде.

Во времена неандертальцев впервые появились обычаи и первые очаги религии. Связи в общине становились все более тесными. Молодые и крепкие люди стали заботиться о детях и стариках. Они делились пищей со слабыми и больными людьми. Также впервые неандертальцы стали хоронить своих членов сообщества. Они их клали в заранее вырытые ямы, вместе с ними туда попадали и оружие, орудия труда покойника. Впоследствии, захоронения обильно посыпались красной охрой. Это говорит о том, что уже в те времена красный цвет был предметом поклонения первобытных людей.

Во время существования неандертальцев, появились какие-то искры религии. Так отдельные общины поклонялись духам и животным. Очень часто археологи находили в пещерах небольшие алтари с черепами убитых животных на них. Чаще всего, это были пещерные медведи. Неандертальцы считали, что успех в охоте принесет дух убитого животного, но чтобы данный дух почтить, необходимо, чтобы на алтаре находилась часть некогда живого животного.

Несомненно, неандертальцы намного превосходили в развитии своих предшественников. Они стали своеобразным прообразом современных людей.

Современные ученые до сих пор не могут разобраться в том, откуда пришел человек разумный. Он сменил неандертальцев и появился внезапно приблизительно в одно и то же в время и в Европе, и  Юго-Восточной Азии, и Африке.

Окончательно человек разумный вытеснил неандертальцев где-то 40-30 тыс. лет до нашей эры. Это уже были современные люди, которые обликом ничем не отличались с нами. Возможно, они имели чуть более мускулистое тело.

В ту эпоху (35 тыс. лет до н.э.) начался последний период каменного века, который продлился относительно недолго (25 тыс. лет). Люди как раз в тот период заселили все континенты нашего мира, кроме Антарктиды. В тот период все-еще на планете был ледниковый период и именно благодаря леднику, человек разумный сумел добраться до Австралии и Америки. Именно человек разумный стал первооткрывателем и путешественником, который сумел побывать практически во всех уголках нашей планеты.

В то время качественно нового уровня достигла техника изготовления каменных орудий. Появились инструменты, с помощью которых обрабатывались каменные пластины, им придавалась правильная форма. Самым популярным материалом для орудий был кремень — он поддавался обработке и был повсеместен. Из него делались ножи, иголки, наконечники для копий, бритвы.

Каждое новое поколение человека разумного все более оттачивало и усовершенствовало технику производства орудий, придавая им все более правильную форму. Именно каменные прототипы стали базой для производства аналогичных форм орудий из металла.

В это время многие племена придумали первые в истории луки и копьеметалки. Это позволило им охотится на диких животных с более дальней и безопасной дистанции.

Поскольку это была эпоха последнего оледенения, стада мамонтов паслись на территории современной Франции, Испании, юге России. Племена путешествовали вслед за этими стадами. Мамонты и их огромными запасами мяса и прочной теплой шкурой были самой необходимой и востребованной пищей.

Человек разумный теперь селился не только в пещерах и искусственных гротах. Теперь из шкур и костей мамонтов строились небольшие прочные дома. На своих стоянках, человек разумный не только занимался охотой на мамонтов, он так же ловил рыбу в реках и озерах, занимался собирательством диких ягод, зерен и растений.

Человек разумный — это был новый виток эволюции человечества. Самый удачный и самый приспособленный до жизни в сложном и большом мире.

amhistory.ucoz.ru


Смотрите также