Первобытная революция. 1.4. Неолитическая революция
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Неолитическая революция. Первобытная революция


Неолитическая революция

Неолитическая революция – это важнейшее событие во всей истории человечества, которое стало первым заметным в масштабах мировой истории шагом первобытного человека к превращению в цивилизованного.

Многие тысячелетия первобытное общество существовало, практически не изменяясь. Развитие его шло настолько медленными темпами, что было почти не ощутимо. Существенные изменения в различных сферах жизни общества начались лишь в последние столетия, до этого же уклад жизни людей не менялся десятками тысяч лет.

Самым важным событием эпохи первобытнообщинного общества, которое привело к структурным переменам в жизни людей, стала неолитическая революция, начавшаяся около 10-15 тысяч лет назад. На это время приходится появление шлифовальных орудий труда, возникновение земледелия и скотоводства. Производительность труда человека в связи с этим существенно возрастает и начинает превышать потребление, появляется избыточный продукт. Это означает, что возникает возможность для накопления богатств и создания запасов. Производящая экономика делает человека менее зависимым от природы. Население начинает расти. Одновременно складываются предпосылки эксплуатации одних людей другими (теми, у кого накапливаются богатства).

Неолитическая революция была связана с освоением технологий обработки земли и началом земледелия. Люди впервые начали сеять зерна ячменя, пшеницы, бобов, проса и других культур и собирать урожай. Если раньше на одного охотника для обеспечения нормальной жизни племени необходимо было около двадцати квадратных километров земли, то теперь на этой территории стало возможным прокормить сотни земледельцев. Таким образом, экологическая ниша расширилась в десятки и сотни раз. К людям пришло изобилие, в истории человечества начался «золотой век».

Неолитическая революция способствовала началу разложения первобытнообщинного строя и переходу к первым формам государственных образований. Новая форма развития и организации общества получила название «протогосударства». В это время начинают возникать крупные поселения, превращающиеся в административные, культурные и религиозные центры (города). Пока интересы вождя совпадают с интересами других членов общества, но уже проявляется социальное неравенство, которое ведет к постепенному разделению этих интересов.

Именно на этой стадии происходит разделение путей развития на «западный» и «восточный». Причины этого кроются в том, что на Востоке сохранились общины и общественная собственность на землю. Это было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, которые были не под силу отдельным семьям. На Западе, где такие работы не требовались, община распалась гораздо быстрее, а земля перешла в частную собственность.

Неолитическая революция и ее последствия

Значение изменений, которые произошли в жизни первобытного человека, огромно. При переходе к производящему хозяйству были запущены процессы, которые к итоге привели к практически повсеместной смене примитивных отношений на цивилизованные. Появился целый перечень принципиально новых явлений в жизни человека, среди которых – отделение скотоводства от земледелия, а в эпоху бронзового века - и выделение ремесла; углубление социальной и имущественной дифференциации внутри общин и между ними; возрастание роли семьи; переход от родовой общины к соседской; появление нового типа крупных поселений. Неолитическая революция знаменовала отступление первобытности, хотя процесс этот проходил неравномерно. Сначала появились лишь отдельные островки, где сложились все условия для перехода к цивилизации. Лишь значительно позднее процесс приобрел более стабильный и прогрессивный характер.

fb.ru

1.4. Неолитическая революция

Следующий после мезолита период называют неолитом — новым каменным веком. Его хронологические рамки — VIII—IV тыс. до н. э.

В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство.

На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X—III тыс. до н.э.).

Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей.

Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Ремесло

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна — печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала — 1200°С, и гончарного круга — специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество — изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов.

Для их обработки применялась почти ювелирная техника шлифования и полировки. В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда — металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

Земледелие

Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Предполагают, что земледелие как самостоятельная отрасль хозяйства зародилась в Передней Азии. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ.

Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай — зерна — растирались на каменной плите или в каменной ступке — зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры — рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др.

Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов — в Европе, Западной и Средней Азии — наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

Скотоводство

Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства.

Престижная экономика

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые — пастушечьи и оседлые — земледельческие племена обменивались своим товаром — живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики — неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы — от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Организация власти

Важным элементом общественной организации были или мужские союзы, или мужские дома которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщины на такие собрания не допускались.

В этот период формируется особый вид лидеров — в современной международной историке-экономической литературе их принято называть бигменами. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала вождя.

Считается, что в этот период главенство еще не наследовалось. Но предпосылки наследования власти интенсивно складывались. От руководителя требовалось знать и уметь больше, чем знали и умели рядовые члены общины. Эти знания, навыки, опыт легче было передать сыну, племяннику, брату, чем посторонним. У родственника вождя было больше шансов «выучиться» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов формирование привилегированных слоев общества первой знати, вышедшей из родоплеменной верхушки. Это были вожди, жрицы, а также наиболее удачливые в хозяйственной деятельности.

К концу неолита, по-видимому, относится возникновение в массовом масштабе такого явления как имущественное неравенство, которое наложилось на издревле существовавшее в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на различных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности —как явления всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией.

В частной собственности были индивидуальное жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот , лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи участками земли — их можно было обрабатывать, но нельзя передать другому человеку в пользование.

Народонаселение. Повседневный быт

Результатом развития производящего хозяйства стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 чел. на 1 км2.

Причинами столь резкого роста численности неолитического населения явилась улучшение качества жизни и снижения смертности, увеличение рождаемости и сокращение интервалов между родами. Впервые в истории человечества намечалось стремление к многодетности. Кроме того, с того времени начинает сокращаться очень значительный прежде разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Народонаселение Земли увеличилось, несмотря даже на довольно частые эпидемии, которые стали обычными с периода неолита; эпидемии вызывались переходом к оседлости и скученностью людей.

В неолите действительно сильно меняется сам тип поселений — это все чаще постоянная, построенная по определенному плану деревня в которой проживала одна община. Жители общины — уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой превращается в соседскую, или территориальную. Средняя численность общины оценивается в несколько сот и даже тысяч человек. Дома в таких поселках нередко строятся из кирпича — обожженного или сырца, а также глины. Большие общинные дома отошли в прошлое окончательно и теперь в каждом доме проживает одна патриархальная семья. В обществе закрепляются законы патриархата.

Существенными были изменения в положении полов. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной, обусловленный спецификой развития важнейших отраслей производящего хозяйства.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива — женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины — они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем — обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Наука и научные знания

Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков стимулировало накопление математических знаний. Появились первые, пока еще примитивные счетные системы — это были связки соломы, связки раковин, веревки с завязанными на них узелками. В первобытной Европе для счета обычно применялись камни: слова «калькулятор», «калькуляция» восходят к древнему латинскому слову calculus — камень.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В самом конце неолита изобретено колесо и началось развитие колесного транспорта. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие — появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

Вопросы для повторения

1. Какие этапы выделяются в развитии экономики первобытного хозяйства?

2. Объясните термин «неолитическая революция».

3. Объясните, почему для древних людей охота была наиболее важным хозяйственным занятием.

4. Расскажите о важнейших научно-технических изобретениях человечества в первобытную эпоху.

studfiles.net

Первобытная революция | АКОАРА

pervobytnaya-revolyutsyyaНу вот жили как-то первобытные люди. Прям такие наипервобытные, что даже огня не знали, боялись его, а умели только кусаться и кулаками друг дружку лупить.

А одно племя обитало в Большой Пещере. Они там от дождя-снега прятались, ребятишек волосатых рожали и сырое мясо неаппетитно жрали. Средь этого коллектива был здоровый такой бугай, которого все называли Слон (потому, что здоровый и потому, что бугай). Этот Слон всех напрочь обижал: последние гнилые куски и сырые корешки отбирал у соседей пещерной коммуналки. А особенно от него доставалось первобытному человеку по имени Кролик. Вышеозначенный Кролик роста был махонького, тощий и кашлял много, однако упорно продолжал топтать первобытную землю (видно, сильно жить хотел).

По закону товарища Дарвина Слон выживал отлично, сами понимаете. Только вот у тощего Кролика в голове кое-что варилось, и удумал он Слона жизни лишить, избавив себя и жителей пещеры от тоталитарного господина. Подкрался он к Слону в лесочке, взял камень приличных размеров и киданул его аккурат в башку Слона. Башка у того, конечно, не раскололась (крепкая была), но копыта он совершенно точно отбросил.

Все бы ничего, да сие злодейство увидал другой их соплеменник по имени Волк. Этот Волк тоже был не лыком шит, очень хитрый товарищ, да только вот не догадался он, что камнями можно людей забрасывать. Пошел он в пещеру, собрал пяток друзей, которым больше всего доверял, и повел такую речь:

— Товарищи пещерные сожители! Был я намедни свидетелем одного любопытного инцидента: хилый наш заморыш Кролик убил Слона.Тут со всех сторон понеслось:— Не может быть! Не может быть! Не может быть! Совершенно исключено!А Волк им:— Так вы послушайте дальше. Он ведь это как сделал? Поднял камень с земли и кинул в Слона. Средство вроде нехитрое, однако, эффективное оказалось.Тут опять:— Не может быть! Не может быть! Не может быть! Совершенно исключено!А Волк им:— Клянусь мамой, век воли не видать! Исходя из полученной мной информации, вот я что решил: покорить Мир.— Что прямо всю Большую Пещеру??— Всю!Ну, эти троглодиты опять:— Не может быть! Не может быть! Не может быть! Совершенно исключено!А Волк им, значит:— Мы сейчас, товарищи, будем очень аккуратно революцию делать. Вы берите все по одному камню: сначала пойдем Кролика забросаем, а потом всю контру, что в Большой Пещере окопалась.— А если они нас забросают?Волк:— Так они не знают, что можно камнями кидаться. А мы никому и не скажем.

****Пошла, значит, Волчья Кодла вверх по карьерной лестнице: сначала тощего Кролика камнями закидала, потом всех более или менее сильных и умных троглодитов Большой Пещеры. После чего Большая Пещера, естественно, была переименована в Волчью Пещеру и были оглашены Законы:1. Кидаться камнями имеет право только Член Кодлы.2. Все, кто не Член Кодлы, несут половину сырого мяса и корешков Членам Кодлы.

А вот тут мораль.Изобретатели и Авторы Идей идут в расход в первую очередь.

akoara.ru

Trojden | «Первобытная революция»: Данилов Д. Д. - 10 класс

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Об идее прогресса

О парадоксе прогресса

Казалось бы, почти нелепо задавать вопрос: добилось ли человечество успехов с момента своего появления на этой планете? <...> Экономия труда в быту, лёгкость перемещения, чудеса связи - вот что первым приходит на ум. Идея прогресса - вера в то, что человечество, продвинувшись в своём развитии в прошлом, неизбежно пойдёт ещё дальше вперёд.

Ян Т. Тейлор, канадский писатель и исследователь, отрицающий идею эволюции в своей книге «В умах людей»

Прогресс - это замена одних неприятностей другими.

Генри Хэвлок Эллис (1859-1939), английский врач и публицист

• Сравните два мнения о значении прогресса в жизни людей: в чём эти мнения противоречат друг другу?

• Какой вопрос возникает у вас на основании этого противоречия?

• Сравните с вариантом авторов (с. 366).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Объясните значения слов: прогресс, общество, родовая община (словарь).

Какие стадии развития (этапы) можно выделить в истории первобытного общества, чем они отличаются друг от друга? (§ 3)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. От присвоения к производству

• Оцените, что хорошего, а что плохого принесла обществу «неолитическая революция». • Сделайте вывод: общественный прогресс - это хорошо или плохо?

Около 10 тыс. лет назад (VIII тыс. до н.э.) в родовых общинах, живших в Западной Азии, начались изменения, названные учёными «неолитической революцией». Прежде всего, от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) они перешли к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству). Долго охотясь на диких коз и баранов, люди всегда хотели иметь запас мяса на случай неудачной охоты. Сначала они стали забирать с собой детёнышей убитых животных, выращивать их и съедать, когда подрастут. Однако если охота была удачной, необходимости съедать выращенных коз и овец не было, и со временем они стали давать потомство в неволе. Так из охоты возникло скотоводство. Теперь нужно было строить загоны, выгонять скот на пастбища, отбирать лучших животных для продолжения рода. Взамен люди получили не только запас мяса и шкур, но и возможность питаться молоком, научились делать простоквашу, сметану, творог, сыр. Одновременно из собирательства родилось земледелие. Уже несколько тысяч лет люди собирали на склонах гор дикорастущую пшеницу, ячмень, чечевицу. Во время приготовления пищи (растирание зёрен между плоскими камнями) часть зёрен падала в землю и со временем прорастала. Это навело людей на мысль о том, что можно не искать растения, а выращивать. Пришлось научиться рыхлить землю, ухаживать за будущим урожаем, но теперь люди перестали зависеть от капризов природы. Отныне наличие еды в большей степени зависело от их труда и в меньшей степени от погоды, ведь люди уже не присваивали продукты, а производили их сами.

Глиняный горшок земледельцев. 10 тыс. л.н.

Каменный топор с отверстием для рукояти. 7 тыс. л.н.

Древний деревянный серп с кусочками кремня

Помимо этого переворота, «неолитическая революция» сопровождалась и другими изменениями. Чтобы расчищать лес под поля, потребовались топоры, более прочно насаженные на ручку. Это привело к новой технике обработки камня — сверлению и шлифованию с помощью песка (это и дало название «неолит» — новый каменный век). Палки-копалки и ножи преобразовались в мотыги и серпы с каменными лезвиями. Люди освоили глиноделие — научились получать и использовать новый материал — обожжённую в костре глину (керамику), из которой делали горшки, миски, что позволило варить пищу. Также изобрели ткачество: из волокон растений и шерсти животных научились прясть нитки, ткать и шить тканую одежду, покрывала, мешки и т.п.

Новые технологии и материалы сделали жизнь людей более безопасной и благоустроенной. Меньше детей стало умирать в младенчестве, дольше стали жить взрослые. Родовые общины первых земледельцев-скотоводов выросли в численности в 100 раз (!). Их посёлки, найденные археологами (например, Чатал-Гююк в Малой Азии), напоминали города, резко выделявшиеся на фоне природных пейзажей. Целые лесные массивы выжигали ранние земледельцы, чтобы пепел деревьев стал удобрением для полей. Собранные первобытными скотоводами большие стада овец и коз превратили опушки с кустарниками в вытоптанные луга.

В VI—V тыс. до н.э. из Западной Азии (а позднее и из других центров перехода к земледелию и скотоводству) люди стали расселяться в соседние регионы. Тесня охотников и собирателей, они знакомили их с новыми способами ведения хозяйства и совершенствовали его: приручили коров, вывели более продуктивные, чем в природе, сорта зерновых, культивировали овощи и плодовые деревья. Потомки ранних земледельцев-скотоводов в разных природных условиях стали образовывать разные хозяйственно-культурные типы: оседлые земледельцы-скотоводы (заменили мотыгу плугом, придумали оросительные каналы), пастухи-скотоводы (изобрели дисковое колесо), скотоводы-кочевники (изобрели колесницы, приручили лошадь).

Во время распространения по планете производящего хозяйства в наиболее развитых общинах Западной Азии научились использовать первый металл — медь. Расплавляя в печах медную руду, древние металлурги придавали расплавленному металлу нужную форму — ножа, топора, серпа. Медь была мягким металлом и не могла заменить камень, но опыт её обработки готовил переход человечества к бронзовому, а потом и к железному веку, который произошёл уже после окончания эпохи первобытного мира — в III—Iтыс. до н.э.

Эволюция хозяйственно-культурных типов

Общие типы культуры, объединяющие разные народы, у которых в сходных природных условиях ведущими стали одни и те же виды хозяйственных занятий и определяемый ими образ жизни

2. От рода к государству

• Оцените, насколько справедливыми представляются изменения, произошедшие в обществе после «неолитической революции». • Сделайте вывод: прогресс - это хорошо или плохо?

Там, где люди стали ранними земледельцами-скотоводами (или высокоспециализированными охотниками-собирателями), они перешли на стадию позднепервобытной общины. В постоянном посёлке общины жил теперь не один род, а два и больше связанных друг с другом родов. Несколько посёлков образовывали племя с избираемым вождём. Собственность на землю и труд на ней были ещё во многом коллективными: всей общиной расчищали поля под посевы, рыхлили землю, хранили урожай в общих ямах и т.д. Однако наиболее трудолюбивые и умелые общинники выращивали больше зерна, скота и при разделе получали больше продуктов. Теперь инвентарь, скот, доля урожая считались уже личной собственностью. Обычай требовал делиться с голодающими сородичами, но тот, кто брал без спроса с чужого огорода овощи или колосья, уже, как правило, наказывался за воровство. Мужчина и женщина из разных родов, образующие внутри общины любовную пару, всё чаще вместе рыхлили свой участок поля, ухаживали за скотом, строили собственную постоянную хижину (шалаш, обмазанный глиной каркас, полуземлянку, дом из глиняных кирпичей). Их союз становился прочным и превращался в настоящую семью, которая заботилась о своих детях, стремилась передать им накопленные умения и богатства. Однако старые обычаи всё делить поровну заставляли разбогатев

trojden.com

Неолитическая революция :: SYL.ru

Неолитическая революция - это переход древнего человека от примитивнейших занятий (собирательства и охоты) к воспроизведению продуктов питания. Сам термин появился в середине прошлого века и обозначал процесс, в результате которого охотники и собиратели каменного века научились самостоятельно выращивать съедобные культуры и приручать полезных домашних животных.

Временные рамки процесса

неолитическая революция

Неолитическая революция, то есть переход от присваивающего к производящему хозяйству, происходила на Земле не одновременно. Регионом, где впервые свершился этот переход, является Азия. Это произошло примерно в IX тысячелетии до н.э. Во многих других регионах, в том числе и в части Европы, неолитическая революция произошла только в IV тысячелетии до н.э. Этот эволюционный этап был настолько важным, что именно он позволил породить первые цивилизации планеты.

Неолитическая революция и ее последствия

Переход к выращиванию зерновых культур и разведению животных, дававших мясо и шкуры, позволил увеличить количество пищи в человеческих коммунах. Решение постоянных проблем с голодом привело к увеличению численности племен. Неолитическая революция дает следующие важнейшие результаты:

- Обработка полей заставляет людей покончить с кочевым образом жизни и обосноваться на одном месте. Впервые людьми основаны не временные стоянки, а постоянные поселения, первые "протогорода".

- Отсутствие необходимости постоянной охоты освобождает рабочие руки для других неолитическая революция этозанятий. Все быстрее идет развитие ручных инструментов. Появляются соха и плуг. Выделяются ремесленники, жрецы и прочие члены общины, свободные от добывания пищи. Этот процесс ведет к дальнейшей дифференциации труда и появлению новых ролей.

- Появление излишков пищи и продуктов ремесла приводит к накапливанию их отдельными членами коммуны и первоначальному имущественному расслоению. С течением времени впервые появляются состоятельные и малоимущие члены общества.

- Увеличение населения приводит к расселению людей и появлению новых форм сообществ – родовой, соседской общин.

- Кроме того, увеличение количества населения и усложнение социальной стратификации ведет к появлению первых управленцев: старейшин, вождей - вокруг которых со временем формируется военная сила для защиты от соседних племен, она также использовалась как принудительный аппарат для сбора дани с соплеменников.

неолитическая революция и ее последствияОт доисторического общества к первым государствам

Так, неолитическая революция из первобытных племен охотников и собирателей создавала первые, самые ранние государственные образования. Поскольку изначально этот процесс стал поступательно развиваться в междуречье Тигра и Евфрата, то именно здесь к III тыс. до н.э. и родились первые государства Шумер, Аккада, позднее - Вавилон и Ассирия. Здесь впервые человеком создается письменность, с появлением которой (в данном случае – клинописи) историки связывают окончание доисторической, первобытной эпохи и начало древней истории мира. Немногим позже подобный путь прошли другие цивилизации в Индии, Китае, Египте.

www.syl.ru

Неолитическая революция

 

Следующий после мезолита период называют неолитом — новым каменным веком. Его хронологические рамки — VIII—IV тыс. до н. э.

В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство.

На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X—III тыс. до н.э.).

Сдвиги в хозяйственной деятельности человека были чрезвычайно существенны: впервые благодаря производящему хозяйству стало возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта. Результатом неолитической революции явилось изменение характера труда и самой структуры человеческого общества, глубокие перемены в образе жизни и психике людей.

Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Ремесло

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна — печи для обжига глиняных изделий, температура в которых достигала — 1200°С, и гончарного круга — специального приспособления для придания глиняным изделиям формы. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды, что позволило значительно улучшить способы производства пищи и условия ее хранения. Совершенствование пищевых технологий становится важным фактором экономического развития.

Другим древнейшим ремеслом было ткачество — изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого люди выращивали лен, крапиву, другие культуры, расщепляли волокна, сучили их, пряли, выделывали веревки и нити. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для производства одежды и нужд домашнего обихода, шили мешки, сумки.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня, достигнув в период неолита совершенства. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твердые породы минералов.

Для их обработки применялась почти ювелирная техника шлифования и полировки. В конце неолита некоторые племена, полностью освоив каменную технику и познав все возможности камня, начинают использовать новые материалы для изготовления орудий труда — металлы, прежде всего медь и бронзу. И хотя первые опыты по освоению металла были очень немногочисленны, трудны и далеко не всегда успешны, они в дальнейшем в огромной степени предопределили прогресс в развитии производительных сил.

Земледелие

Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период неолитической революции стало начало обработки земли. Предполагают, что земледелие как самостоятельная отрасль хозяйства зародилась в Передней Азии. Земледелие выросло из собирательства: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ.

Приемы и техника земледелия были, конечно, очень примитивны: земля вспахивалась палками или мотыгами, жатва производилась серпами с кремниевыми лезвиями, а полученный урожай — зерна — растирались на каменной плите или в каменной ступке — зернотерке. Однако уже тогда были освоены практически все известные в настоящее время важнейшие сельскохозяйственные культуры — рожь, пшеница, овес, полба, чечевица и др.

Постепенно агротехника совершенствовалась: в IV тыс. до н. э. в земледелии появились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов — в Европе, Западной и Средней Азии — наметился переход от ручного земледелия к пашенному.

Скотоводство

Важной отраслью хозяйства также становится скотоводство, распространенное, впрочем, как и земледелие, крайне неравномерно. Скотоводство сформировалось из охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые, выкармливая детенышей диких животных и играя с ними, приручали их. Первыми одомашненными животными стали овцы, козы, коровы и свиньи.

В конце неолита выделяются племена земледельцев, скотоводов и тех, кто вел комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством. В пустынных и полупустынных областях Средней и Передней Азии преобладало кочевое скотоводство, Восточная Азия была очагом земледельческого хозяйства.

Престижная экономика

На границах племен с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племени, все интенсивнее развивался обмен. Это экономическое явление было важнейшим следствием специализации хозяйственных занятий и прогресса в эволюции производительных сил. Кочевые — пастушечьи и оседлые — земледельческие племена обменивались своим товаром — живым скотом, мясом, шкурами, зерном, фруктами. С течением времени обмен становился все более интенсивным и явился базой для развития товарного обращения.

Важнейшей особенностью развития хозяйства в этот период было появление так называемой престижной экономики — неолитический вариант дарообмена. Как и раньше, дарообмен существовал как внутри, так и между различными общинами. В качестве даров выступали самые разнообразные предметы — от скота до бесполезных в хозяйстве птичьих перьев. Независимо от того, что именно дарил человек, он приобретал общественный престиж. Экономический результат дарообмена был противоречив: с одной стороны, он способствовал развитию производства, так как для даров специально выращивались определенные растения, разводился скот, с другой стороны, процедура дарообмена сопровождалась обильными пирами, когда слишком много съедалось и выпивалось понапрасну. Непроизводительные траты тормозили развитие общества. Характерно, что постепенно усиливалось стремление дать больше, чем получить взамен: даритель приобретал определенную власть над берущим материальные ценности. Таким образом, престижная экономика способствовала социальному расслоению и сыграла крупную роль в углублении неравенства в обществе и формировании институтов власти.

Организация власти

Важным элементом общественной организации были или мужские союзы, или мужские дома которые выросли из естественного обособления мужчин и женщин. В мужских домах все взрослые мужчины общины обсуждали текущие дела, в том числе хозяйственные, принимали решения, выбирали руководителей. Женщины на такие собрания не допускались.

В этот период формируется особый вид лидеров — в современной международной историке-экономической литературе их принято называть бигменами. Это были мужчины, выдвигавшие сами себя, выделявшиеся из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Именно из этого слоя мужская часть общины выбирала вождя.

Считается, что в этот период главенство еще не наследовалось. Но предпосылки наследования власти интенсивно складывались. От руководителя требовалось знать и уметь больше, чем знали и умели рядовые члены общины. Эти знания, навыки, опыт легче было передать сыну, племяннику, брату, чем посторонним. У родственника вождя было больше шансов «выучиться» на вождя, чем у других. Результатом этих процессов формирование привилегированных слоев общества первой знати, вышедшей из родоплеменной верхушки. Это были вожди, жрицы, а также наиболее удачливые в хозяйственной деятельности.

К концу неолита, по-видимому, относится возникновение в массовом масштабе такого явления как имущественное неравенство, которое наложилось на издревле существовавшее в человеческом коллективе неравенство природное, основанное на различных психических, интеллектуальных, физических способностях людей. Закладываются и углубляются основы частной собственности —как явления всеобъемлющего, постоянного, освещенного исторической традицией.

В частной собственности были индивидуальное жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь, орудия труда, скот , лодки, прочее движимое имущество.

Другим видом собственности была коллективная (родовая или общинная) собственность на землю. Внутри коллектива отдельные люди или семьи участками земли — их можно было обрабатывать, но нельзя передать другому человеку в пользование.

Народонаселение. Повседневный быт

Результатом развития производящего хозяйства стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн. человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 чел. на 1 км2.

Причинами столь резкого роста численности неолитического населения явилась улучшение качества жизни и снижения смертности, увеличение рождаемости и сокращение интервалов между родами. Впервые в истории человечества намечалось стремление к многодетности. Кроме того, с того времени начинает сокращаться очень значительный прежде разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Народонаселение Земли увеличилось, несмотря даже на довольно частые эпидемии, которые стали обычными с периода неолита; эпидемии вызывались переходом к оседлости и скученностью людей.

В неолите действительно сильно меняется сам тип поселений — это все чаще постоянная, построенная по определенному плану деревня в которой проживала одна община. Жители общины — уже не только родственники, но и соседи, и сама община из родовой превращается в соседскую, или территориальную. Средняя численность общины оценивается в несколько сот и даже тысяч человек. Дома в таких поселках нередко строятся из кирпича — обожженного или сырца, а также глины. Большие общинные дома отошли в прошлое окончательно и теперь в каждом доме проживает одна патриархальная семья. В обществе закрепляются законы патриархата.

Существенными были изменения в положении полов. Фундаментом для этого послужил новый порядок разделения труда между мужчиной и женщиной, обусловленный спецификой развития важнейших отраслей производящего хозяйства.

В начале неолита усложнение производственной деятельности привело к росту специализации труда на основе пола и возраста. Изготовление орудий труда было мужским делом, уход за детьми, приготовление пищи, доставка воды и топлива — женским. В земледелии и скотоводстве принимали участие и мужчины — они выполняли более тяжелые работы, а женщины делали самую кропотливую работу, требующую терпения и аккуратности.

С течением времени ситуация изменилась: участие женщин в земледелии и скотоводстве все более ограничивалось. В конце неолита сферой их деятельности становится главным образом домашнее хозяйство, а в нем — обслуживание мужчин и детей. Все основные средства производства переходят в распоряжение, а затем в собственность мужчин, что повлекло за собой экономически зависимое, неполноправное положение женщин.

Наука и научные знания

Развитие престижной экономики с ее подсчетом подарков стимулировало накопление математических знаний. Появились первые, пока еще примитивные счетные системы — это были связки соломы, связки раковин, веревки с завязанными на них узелками. В первобытной Европе для счета обычно применялись камни: слова «калькулятор», «калькуляция» восходят к древнему латинскому слову calculus — камень.

Рост земледелия и все более интенсивные земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В самом конце неолита изобретено колесо и началось развитие колесного транспорта. Тогда же произошло еще одно исключительной важности событие — появилась первая в истории человечества письменность. Это стало рубежом, отделяющим первобытную историю от эпохи цивилизаций.

 

Вопросы для повторения

1. Какие этапы выделяются в развитии экономики первобытного хозяйства?

2. Объясните термин «неолитическая революция».

3. Объясните, почему для древних людей охота была наиболее важным хозяйственным занятием.

4. Расскажите о важнейших научно-технических изобретениях человечества в первобытную эпоху.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Неолитическая революция - это... Что такое Неолитическая революция?

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве - трактуется как переход от присваивающей к производящей экономике.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях[уточнить]Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей[уточнить] переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой, отныне он оказывается в оппозиции к ней, подстраивая окружающую среду под свои нужды, что приводит к возникновению цивилизации и технического прогресса.

Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[2][3].

Возникновение земледелия и животноводства

Первые попытки культивирования некоторых растений были предприняты около 10 тыс. лет назад. Успешными и важными по своим последствиям для истории человечества оказались ячмень и пшеница, окультуренные в эту же эпоху в районе плодородного полумесяца на Ближнем Востоке[4][5]. В эту же эпоху и в этом же регионе — в горах Загроса (Ганджи-Даре и др.) — были одомашнены козы[6][7] и овцы[8].

В раннем голоцене в Меланезии начали разводить таро[9].

Несколько позже, около 9 тыс. лет назад в юго-восточной Азии был одомашнен рис[10][11]

Существует несколько конкурирующих (но не взаимоисключающих) теорий о причинах появления земледелия. Наиболее распространенными считаются следующие.

  • Теория «оазисов», приверженцем которой был сам Гордон Чайлд[12]. Она привязывает экономические перемены к изменениям климата в конце ледникового периода, которые сопровождались засухой и миграциями людей и животных в оазисы, где и происходило одомашнивание как животных, так и растений. Эта теория в настоящее время не получает подтверждения, так как ледниковый период закончился раньше и предполагаемые климатические изменения относятся к другой эпохе.
  • Теория «холмистых склонов». Предполагает, что одомашнивание началось на холмистых склонах гор Тавра в Турции и Загроса в Иране, где климат не был засушливым, и сохранилось разнообразие диких животных и растений, среди которых некоторые были одомашнены[13].
  • Теория «фиесты»[14] допускает, что в рамках местной культуры имела место демонстрация своей власти и могущества, в частности, в виде организации многолюдных праздников, фиест. Для этого было необходимо сделать запасы дичи и злаков, часть которых произрастала возле жилищ или размножалась в неволе.
  • «Демографическая теория», предложенная Карлом Зауэром,[15][16] предполагает, что увеличение численности населения было не следствием, а причиной перехода к земледелию. Местных ресурсов диких растений не хватало для прокорма возросшего числа людей, и тогда их стали культивировать.
  • Теория «целенаправленной эволюции»[17] рассматривает одомашнивание растений как результат взаимного приспособления людей и растений, когда люди сначала защищали дикорастущие растения до их созревания, а затем произошёл специализирующий отбор, закончившийся полным одомашниванием.
  • Ещё один вариант увязывания экономического прогресса с изменениями климата состоит в предположении, что появление земледелия стало возможным в связи с наступлением длительного периода стабильного и предсказуемого климата, что очень важно для растениеводства[18].
  • Гипотеза религиозной революции. Заключается в том, что причиной, побудившей людей к оседлому образу жизни, явилась новая религиозная идея, согласно которой возникла необходимость сохранять связь с умершими предками, что осуществлялось путем захоронения их останков под полами стационарных жилищ. Согласно Зубову А. Б. археологические источники показывают, что такая практика осуществлялась во всех очагах зарождения неолитической культуры.

Изменения

Нэп-оф-Хауар, поселение земледельцев, датируемое 3500 — 3100 годами до н. э.

Переход к земледелию трудно объяснить, если учесть, что, словами Марка Нейтана Коэна, «ведение сельского хозяйства, вероятно, обусловило увеличение доли труда на душу населения и ухудшение качества пищи» (Cohen 1977). До эпохи земледелия люди имели более разнообразную пищу за счет охоты и собирательства, причем охота и собирательство само по себе являлись более приятным занятиями, чем земледелие (в особенности, интенсивное). Охотники и собиратели использовали свои умственные и физические способности так, как их к этому предназначила природа. Напротив, земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную. А конечным результатом этого для большинства людей была однообразная пища с низким содержанием белка и витаминов. Однако общее количество такой пищи оказывалось значительно более обильным, нежели могла дать такая же территория охотничьих угодий, что позволило значительно увеличить концентрацию населения в одном племени, сделать его жизнь более независимой от природных условий и более защищённой от агрессии соседей.

Целенаправленное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н. э.). Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. В эпоху неолита же возникает производящее хозяйство. Получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство осёдлых поселений сделали человека относительно независимым от окружающей природы. Повышенная концентрация населения изменила структуру племени с родовой общины на соседскую. В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии и других регионов Западной Азии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н. э.

Примечания

  1. ↑ «Origin of agriculture and domestication of plants and animals linked to early Holocene climate amelioration», Anil K. Gupta*, Current Science, Vol. 87, No. 1, 10 July 2004
  2. ↑ «The Slow Birth of Agriculture», Heather Pringle*
  3. ↑ «Zawi Chemi Shanidar», EMuseum, Minnesota State University
  4. ↑ Jorge Dubcovsky and Jan Dvorak, «Genome Plasticity a Key Factor in the Success of Polyploid Wheat Under Domestication», Science 316 [Issue 5833], p. 1862, 29 June 2007
  5. ↑ Saltini Antonio. I semi della civiltà. Grano, riso e mais nella storia delle società umane,, prefazione di Luigi Bernabò Brea Avenue Media, Bologna 1996
  6. ↑ Hirst, K. Kris. «The History of the Domestication of Goats». About.com. Accessed August 18, 2008.
  7. ↑ Naderi et al. (November 18, 2008). «The goat domestication process inferred from large-scale mitochondrial DNA analysis of wild and domestic individuals». PNAS 105 (46): 17659-17664. DOI:10.1073/pnas.0804782105.
  8. ↑ J. R. S. Meadows, I. Cemal, O. Karaca, E. Gootwine, and J. W. Kijas. Five Ovine Mitochondrial Lineages Identified From Sheep Breeds of the Near East. Genetics, 2007, 175:1371-1379
  9. ↑ Denham, Tim P.; et al. (2003). «Origins of Agriculture at Kuk Swamp in the Highlands of New Guinea». Science 301 (5630): 189–193. DOI:10.1126/science.1085255. PMID 12817084.
  10. ↑ Vaughan et al (2008). «The evolving story of rice evolution». Plant Science 174 (4): 394–408. DOI:10.1016/j.plantsci.2008.01.016.
  11. ↑ Londo et al (2006). «Phylogeography of Asian wild rice, Oryza rufipogon, reveals multiple independent domestications of cultivated rice, Oryza sativa». PNAS.
  12. ↑ Gordon Childe Man Makes Himself. — Oxford university press, 1936.
  13. ↑ Charles E. Redman Rise of Civilization: From Early Hunters to Urban Society in the Ancient Near East. — San Francisco: Freeman, 1978.
  14. ↑ Hayden Brian Models of Domestication // Transitions to Agriculture in Prehistory / Anne Birgitte Gebauer and T. Douglas Price. — Madison: Prehistory Press, 1992. — P. 11–18.
  15. ↑ Sauer Carl, O Agricultural origins and dispersals. — Cambridge, MA, 1952.
  16. ↑ Binford Lewis R. Post-Pleistocene Adaptations // New Perspectives in Archaeology / Sally R. Binford and Lewis R. Binford. — Chicago: Aldine Publishing Company, 1968. — P. 313–342.
  17. ↑ Rindos David The Origins of Agriculture: An Evolutionary Perspective. — Academic Press, 1987. — ISBN 978-0125892810)
  18. ↑ Wright A Short History of Progress first=Ronald. — Anansi, 2004. — ISBN 0-88784-706-4)

Ссылки

См. также

dic.academic.ru


Смотрите также