Эволюция общественных отношений. Соседская община. Первобытная соседская община
Битяев В. В — копия / 32
33. Социально-экономические отношения в соседской общине.
Первобытная соседская община.
Под первобытной соседской общиной мы понимаем социально-экономическую структуру, состоявшую из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, объединенных друг с другом территориально-соседскими связями и совместной собственностью на главное средство производства (землю, пастбища, промысловые угодья). Сочетание частной собственности отдельных семей с коллективной и составляет изначально присущий соседской общине дуализм.
Характерными чертами первобытной соседской общины являются: наличие общей территории, общественного имущества и общинное землевладение при частном землепользовании, наличие общинных органов управления, различные формы кооперации и взаимопомощи между общинниками, их совместное выступление в войнах и делах, связанных с межобщинными отношениями, наличие определенного идеологического (религиозного) единства общинников, переплетение территориальных связей с распадающимися кровнородственными, в общественной сфере - сосуществование общины с позднеродовыми учреждениями.
Как и любой соседской общине, первобытной присущи переплетение и борьба коллективной и частной собственности.
Для стадии формирования соседской общины характерна замена связей, основанных на родстве, соседско-территориальными, которые на первых порах причудливо с ними переплетаются или даже облекаются в кровнородственную оболочку. В качестве примеров можно привести сохранение за соседской общиной тотемного названия древней родовой общины, распространение терминов кровного родства на односельчан, особенно свойственников, использование родовых святилищ для обрядов общинного значения у чейенов, кроу, тлинкитов, ирокезов, хопи, команчей и других племен североамериканских индейцев, или институт доха у народов Нижнего Амура (распространение экзогамных запретов на группу неродственных родов, связанных соседскими отношениями).
Это переплетение родовых и соседских связей, чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.
Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.
Нельзя согласиться с исследователями, решительно противопоставляющими патронимию соседской общине и полагающим, что последняя может существовать только как территориальное объединение неродственных семей. Факты говорят об обратном. В горных районах Северной Албании еще в начале прошлого века все члены соседской общины считали себя потомками одного предка и избегали вступать друг с другом в брак. Соседские общины, состоящие из патронимически родственных семей, еще в 19-м веке были нередки на Кавказе, известны они и в Юто-Восточной Азии и других местах.
На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами.
В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими. Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община".
Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре.
Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах.
В настоящее время можно считать доказанным универсальный характер не только соседской общины в целом, но и ее раннего этапа - первобытной соседской общины, которая прослежена как в патриархальных, так и в поздне-материнских и безродовых обществах. Таким образом, поздние формы родовой организации эпохи разложения первобытного общества в основном одновременны первобытной соседской общине. Они сосуществуют, различаясь не только своими функциями, но и структурами: в то время как род основан на принципе кровного родства, община покоится на территориально-соседских связях.
Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической, в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными.
Соседская община гибнет тогда, когда коллективная собственность становится тормозом дальнейшему развитию частной. По общему правилу это происходит уже в классовых обществах, хотя известны и исключения, обычно связанные с нехваткой земли (например, в Микронезии и Полинезии). Основные средства производства постепенно переходят в частную собственность. Возникновение аллода в земледельческих обществах хорошо прослежено на примере раннесредневековой Западной Европы. Однако, даже потеряв свои производственные функции, община может сохраняться как социальная организация в качестве административно-фискальной или территориально-самоуправляющейся единицы.
Соседская община может долго сохраняться и в классовых обществах, основанных на натуральном хозяйстве. Иногда она умышленно консервируется господствующими классами. Однако такая община, несмотря на сходства внутренних структур, отличается от первобытной. В первобытной соседской общине эксплуатация только зарождается, в классовой - превалирует. Община или подвергается эксплуатации в целом, или выделяет из своей среды как эксплуататоров. так и эксплуатируемых.
studfiles.net
Соседская община
Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была родовая община. Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился прибавочный продукт. Это послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению частной собственности, что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.
Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) – это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.
Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.
Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.
В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.
Восточные славяне перешли к соседской общине в 7 веке. Она сохранялась очень длительное время, поскольку для этого предпринимались меры со стороны властей. Община сдерживала процессы разорения крестьян. Практика переделов земель давала беднякам шанс получить участок, который прежде удобрялся их зажиточными соседями. Круговая порука вынуждала более состоятельных крестьян платить подати за бедных односельчан. К тому же, существовал принудительный севооборот, не позволявший разбогатевшим вести хозяйство по собственному усмотрению, вынуждая ориентироваться на соседей.
Все это сдерживало естественные процессы расслоения крестьян: одни не могли разбогатеть, другие – полностью разориться. Однако соседская община не могла изменить объективных законов развития. Она была способна лишь временно задержать разложение крестьянского общества.
С точки зрения развития сельского хозяйства, ее существование также было негативным явлением. К середине 19 века необходимо было что-то менять. Отмена крепостного права стала первым мощным ударом по общине. Крестьянам было разрешено входить в дозволенные законом подряды, договоры и прочие обязательства. Освобожденным от зависимости было позволено наравне с остальными вести торговлю, открывать фабрики, записываться в цеха, заниматься ремеслами и т.д. Но даже сейчас власти были не готовы к полной ликвидации общины.
Она была инструментом сбора податей, удерживала крестьян в деревне, не давая им возможности уходить в города. Также власти считали, что сельская община необходима и для того, чтобы не допустить разорения крестьян, которые могут превратиться в «язву пролетарства», способную стать угрозой для режима. Поэтому в России такая община просуществовала гораздо дольше, чем могла в условиях, когда бы ее разложение искусственно не сдерживалось в ходе капиталистического развития. Окончательно она была ликвидирована лишь в 20 веке, в результате проведения Столыпинской реформы.
fb.ru
первобытной соседской общины. — КиберПедия
В рассматриваемый период постепенно происходит переход от родовых общин к соседским. Причиной такого перехода стало укрепление экономических функций семьи внутри рода. Развитие производства, появление новых технических достижений привело к тому, что семья могла самостоятельно обеспечить свое существование. Родственные связи внутри рода, которые раньше были благом и спасали в сложной ситуации иногда начинают тяготить семью, поскольку род требовал совместного пользования собственностью, бескорыстной взаимопомощи, в экстремальных ситуациях – уравнительного распределения. Это шло вразрез с начавшимся накоплением частных богатств. Многие семьи стремились обособиться от своих сородичей. Однако, полное обособление семьи было невозможным: существовала необходимость коллективного труда для строительства и поддержания ирригационных систем, для вырубки леса под пашню, для отгонного выпаса скота и т.д., поэтому семьи кооперируются со своими соседями. Родственные связи постепенно заменяются соседскими, территориальными, откуда и название – первобытная соседская община (синоним – территориальная). В первобытной соседской общине долгое время переплетались родовые и соседские связи. Например, сородичи могли сохранять общие культы и помогать друг другу, даже если они были разделены территориально. Нередко к соседям начинали относиться как к родственникам (обряды побратимства, покумления, усыновления).
В период первобытной соседской общины происходит становление частной собственности, которая накапливалась в виде пищевых продуктов, орудий труда, оружия, ремесленных изделий, скота. По данным этнологии, богатства накапливались у представителей родоплеменной верхушки, а также у наиболее трудолюбивых и удачливых общинников. Накопление частной собственности шло вразрез с первобытными представлениями о необходимости равенства и взаимопомощи, поэтому долгое время сохранялись традиции, препятствовавшие накоплению излишков. Например, могло применяться принудительное перераспределение чрезмерных, по мнению соплеменников, богатств. Так, у оленеводов Севера Сибири в XVII–XVIII вв. предельный размер стада на одну семью определялся, по обычаю, в сто голов, излишки же попросту отбирали либо сородичи, либо соседи [8, с. 151]. Практиковалась также ликвидация накопленных богатств в случае смерти их собственника – или их прямое уничтожение или раздача имущества участникам погребальной церемонии. Важнейшая характерная черта первобытной соседской общины – это возникновение классов.С появлением частной собственности более заметной становится имущественная и общественная дифференциация. В результате неравенства в обществе возникает эксплуатация – безвозмездное присвоение результатов чужого труда. Эксплуатация могла быть внутриобщинной и межобщинной. Основными видами эксплуатации были долговое рабство, захват рабов в военных походах, военный грабеж, контрибуции, данничество. Главным источником рабства были военные набеги, частые в эпоху первобытной соседской общины. Для этого периода характерно было патриархальное рабство– «простое», «примитивное» рабство, когда рабы считались младшими членами семьи, жили с хозяевами под одной крышей, ели за одним столом. Обращение с рабами было достаточно мягким, рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, моги иметь личные права и имущество. Иногда рабство не было пожизненным и не сразу начало передаваться по наследству. Классическое рабство – рабство при котором раб считается вещью и эксплуатируется до смерти, появится только в эпоху античности.
В этот период в обществе зарождаются классы – большие группы людей, которые различаются по своему месту в системе производства и в распределении результатов труда. Классы постепенно оформлялись не только в экономическом, но и в социальном, и в идеологическом плане. Намечаются три класса: богатые общинники, которые претендовали на власть и всяческие привилегии; рядовые и бедные общинники, не обладавшие привилегиями; рабы, которые были лично несвободны и ограничены в правах.
В период первобытной соседской общины начинаетсяпроцесс складывания государства и права, который называется политогенез.Причины складывания государства можно назвать следующие: усложнение общественного производства, имущественное и социальное расслоение порождало противоречия и конфликты; требовалось укрепление власти, чтобы обеспечить контроль над экономикой и социальной сферой. Характерные черты складывания государства: усиливается роль лидера в обществе; власть передается по наследству; у вождя появляются постоянные помощники – прообраз будущих управленцев, судей; появляются налоги в пользу власти; происходит разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Войны в период первобытной соседской общины становятся регулярными, так как военные набеги давали возможность быстрого обогащения. Л.Г. Морган предложил термин «военная демократия» – главенство военного вождя со своей дружиной при сохранении таких коллективных органов власти, как народное собрание и совет старейшин. Происходит также формирование права. Право – это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и защищенных государством. Право отделяется от нравственности – совокупности норм, защищенных силой общественного мнения и обычаев. Древнейшее право называется обычным правом, так как оно не было записано и его источником служили древние обычаи. Только в очень развитых государствах со временем происходит кодификация(запись) права и оно перестает быть обычным и становится кодифицированным.
cyberpedia.su
Первобытная соседская община. Престижная экономика. Политогенез
Разложение родовой общины
Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшее развитие производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности и интенсификация обмена.
Долгое время главный производственный фактор классообразования усматривали, а иногда и теперь усматривают в открытии и освоении полезных свойств металлов, в переходе от камня к металлу. Действительно, роль такого перехода трудно переоценить. Но, как теперь стало ясно, в эпоху классообразования он произошел еще далеко не всюду. Универсальным, повсеместно действовавшим фактором было дальнейшее развитие хозяйства, в первую очередь производящего, а также и его высокоспециализированных присваивающих аналогов.
Развитие производящего хозяйства и его аналогов. Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие в эпоху классообразования. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства.
В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог, возделывание неполивных (богарных) и поливных (ирригационных) земель, а также некоторые другие. Вопрос о их хозяйственных возможностях не может быть решен однозначно: многое зависело не только от природных условий, но и от уровня агротехники. Так, одно дело примитивная обработка постоянных участков благодаря их особому плодородию и высокому уровню стояния подпочвенных вод и другое - благодаря внесению в такие участки удобрений. Одно - простейший перелог на основе подсечно-огневого земледелия и другое - на основе севооборота. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.
Как именно совершился этот переход - в точности неясно. До недавнего времени одни пахотные орудия возводили к мотыгам или заступам, другие - к палкам с сучьями, использовавшимся в качестве бороны. Теперь преобладает мнение, что пахотные орудия восходят к так называемым бороздовым орудиям, универсально служившим и для прокладывания борозд, и для боронения поля. Они засвидетельствованы и археологически, и этнологически. Это были те же палки или Заступы , но тяжелее обычных; их волочили по уже взрыхленному полю силой двух-трех человек. Отсюда было недалеко до превращения такого ручного рала в упряжное, влекомое ослом или быком. Производительность упряжных рал была в несколько раз более высокой, чем производительность ручных орудий обработки почвы.
В то же время переход от ручного земледелия к пашенному в эпоху классообразования совершался не всюду. Он произошел в Западной и Средней Азии и почти повсеместно в Европе. Многие развитые земледельцы Азии и Африки остались верны ручным орудиям и пошли по пути интенсификации связанного с ними земледелия. Это начавшееся в период распада первобытного общества и сохранившееся поныне (или сохранявшееся до недавнего времени) развитие земледельческой техники по двум разным линиям - пашенной и ручной - нe может быть объяснено исчерпывающе. Все же следует предполагать, что во многих странах Азии определенную роль сыграл недостаток пригодных для обработки земель, что повело к интенсификации ручного земледелия, а в Тропической Африке -распространение мухи цеце, укусы которой вызывают смертельную болезнь «нагана» у упряжного домашнего скота.
Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.
Рост стад постепенно все больше опережал кормовые ресурсы оседлых земледельцев-скотоводов. По мере увеличения поголовья скота его владельцам приходилось все шире использовать подножный корм и там, где это было возможно, передвигаться в поисках пастбищ. Часть оседлых племен перешла к полукочевому земледельческо-скотоводческому (иногда земледельческо-рыболовческо-скотоводческому) хозяйству, в котором сезоны полевых работ чередовались с сезонами кочевок.
Нередко часть племени занималась преимущественно земледелием, другая часть - преимущественно скотоводством. В дальнейшем многие земледельческо-скотоводческие племена, обитавшие в особенно благоприятной для разведения животных природной среде, на границах степей, полупустынь и пустынь, стали ограничивать земледелие и переходить к кочевому скотоводству, т. е. круглогодичному содержанию скота на подножном корму с периодическими перекочевками с одних пастбищ на другие. В эпоху классообразования полукочевое и кочевое скотоводство широко распространилось в Западной, Средней и Центральной Азии, Северном Причерноморье, Поволжье, Южной Сибири, Северной и Восточной Африке. Возникновение этих видов скотоводства явилось дальнейшим углублением и разветвлением первого крупного общественного разделения труда, возникшего, как мы видели раньше, в форме выделения племен с производящей экономикой из массы других первобытных племен.
Наряду с развитием производящего хозяйства в эпоху классообразования продолжалось развитие высокоспециализированного присваивающего хозяйства. Роли последнего в эту эпоху разные исследователи придают неодинаковое значение. Одни всячески подчеркивают, его теперь уже совсем второстепенное значение и существование только на немагистральных, периферийных путях исторического развития. Другие указывают, что, как бы то ни было, большинство населения мира продолжало пока еще вести присваивающее хозяйство и многие племена на основе его высокоспециализированных форм вступили на путь классообразования. Как на яркие примеры таких племен чаще всего указывают на индейцев северо-западного побережья Северной Америки или на алеутов, которые, занимаясь специализированным рыболовством и морским зверобойным промыслом, заметно продвинулись по пути социального расслоения. Обе приведенные точки зрения содержат рациональное зерно. Высокоспециализированное присваивающее хозяйство действительно лежало в стороне от пути развития, так как ни одно из живших им обществ не перешагнуло порога классообразования. Но оно сыграло свою роль в социально-экономических процессах эпохи, хотя бы уже потому, что стимулировало межплеменные обменные отношения и тем самым способствовало быстрейшему продвижению обществ с производящей экономикой.
Открытие металлургии. Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим известным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита и повело к возникновению энеолита, или халколита. Как показывают сами данные термины, это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с камнем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий - металла - в дальнейшем в огромной степени определило прогресс в развитии техники.
То же в значительной степени относится к пришедшей на смену меди бронзе - ее сплаву в различных. пропорциях с оловом, иногда также свинцом, цинком, сурьмой, мышьяком. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче, потому что бронза плавится при более низкой температуре, чем медь. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь, так как олово встречается в природе особенно редко, и также далеко не всегда превосходила по своим рабочим свойствам камень. Последний довольно широко применялся не только в медно-каменном веке - энеолите, но и в классическом бронзовом веке.
Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо - наиболее широко распространенный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня, который впервые был полностью вытеснен только в железном веке. Но освоено человеком железо было сравнительно поздно, так как в чистом виде оно встречается очень редко (метеоритное железо), а получить его из руд трудно. Вообще, железо обрабатывается намного труднее, чем медь: медь плавится при температуре немногим более 1000° С, а железо -свыше 1500° С. Древнейшим способом получения железа из руды был так называемый сыродутный процесс, открытый во 2 тысячелетии до н. э. Для этого в печь с железной рудой кузнечными мехами через сопло нагнетали воздух, что позволяло получить на дне печи крицу - комок тестообразного пористого железа, который для уплотнения и удаления шлака проковывали молотом. Кричное железо было мягким, и его закаляли или цементировали (обуглероживали).
В разных областях ойкумены бронзовый и ранний железный век наступали в разное время. Освоение бронзы раньше всего, в 5-4 тысячелетиях до н. э., началось на Ближнем Востоке и вплоть до 1 тысячелетия до н. э. происходило в большинстве стран Азии, Европы и северной Африки. Была известна бронза и в наиболее развитых областях Америки, но лишь с 1 тысячелетия н. э. Кричное железо впервые стало вырабатываться, по-видимому, в 3 тысячелетии до н. э. на юге Закавказья и на востоке Малой Азии, а ко 2 тысячелетию до н. э. относится немало находок железных предметов (отдельные находки мелких предметов из железа метеоритного и земного происхождения восходят и к намного более раннему времени). Однако массовое изготовление железных орудий и тем самым возникновение раннего железного века происходит в 1 тысячелетии до н, э., когда он наступает почти повсеместно в Азии, Африке и Европе. Лишь в Америке, Океании и Австралии железо стало известно с появлением там европейцев.
В целом понятия, с одной стороны, медно-каменного и бронзового, с другой - железного века не вполне сопоставимы. Два первых указывают, из какого металла делались, как правило, еще редкие, дорогие, малораспространенные, часто имеющие .лишь престижное значение и доступные общественной верхушке металлические орудия и другие предметы. Второе указывает, из чего делались основные орудия труда - орудия, получившие теперь широкое распространение.
Возникновение ремесел. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнепромысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространились защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Этнологически установлено, что в первобытные времена кузнецы повсюду составляли обособленный слой населения. Иногда, как у большинства племен Тропической Африки, они пользовались почетом, иногда, как у берберов, арабов, нуристанцев (кафиров) или у некоторых народов Индии, их презирали, но в обоих случаях к ним питали чувство суеверного ужаса. О том же говорят факты языка: в русском, например, слова «кузнец» и «козни» происходят от одного корня. Археологи часто находят стоящие особняком кузницы или даже отдельные поселки кузнецов, то же фиксируется этнологически. Все это позволяет считать, что кузнецы очень быстро выделились из среды других общинников, а кузнечество стало первым профессиональным видом ремесла. В то же время степень их ремесленной специализации не надо переоценивать. Даже и работая по заказу или на рынок, кузнецы со своими семьями долгое время продолжали заниматься также и производящим или присваивающим хозяйством. Окончательное отделение кузнечного ремесла от других видов хозяйственной деятельности происходило уже только в раннеклассовых обществах, да и то не сразу и не везде.
Происходило становление также и других видов ремесленной деятельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Последний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюционировать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным условием становления раннего гончарного ремесла. Например, во многих районах Африки и Америки керамика производилась на рынок и без них.
Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -отделение ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них - земледелия.
Интенсификация обмена. Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось развитием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Мы видели также, что в эпоху позднепервобытной общины получила значительное распространение другая форма обмена - дарообмен. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престижной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономический обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.
Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металлических, гончарных и других изделиях. Кроме того, и те и другие вели интенсивный обмен с носителями присваивающего хозяйства, снабжая их сельскохозяйственной продукцией и получая от них «дары» леса, моря и т. п. Развитие регулярного межобщинного обмена повело на этой стадии к дальнейшему упрочению ряда связанных с ним общественных институтов. Таково в особенности гостеприимство, гарантировавшее чужакам, прибывавшим чаще всего с целями обмена, защиту их жизни и имущества. Таковы же отношения постоянного обменного партнерства, эволюционировавшие в одних случаях во взаимное приятельство типа кавказского куначества, в других - в такой вид искусственного родства, как побратимство.
С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное (например, как местами в Тропической Африке, до нескольких тысяч) число людей.
И престижный, и в особенности подлинно экономический обмен с способствовали складыванию в обществе представлений об эквивалентности обмениваемых предметов, возникновению мерил стоимости и средств обмена. Ими становились самые различные предметы, представлявшие ценность из-за своей редкости, экзотичности или вложенного в них труда. Это могли быть ожерелья из собачьих, свиных, медвежьих, акульих зубов; связки красивых перьев или (особенно вдали от побережья) редких раковин; снизки табачных листьев, мешочки с бобами какао, циновки, куски ткани. каменные кольца, богато орнаментированные кувшины, бусы и т. п. В Старом Свете одним из : Наиболее распространенных средств обмена были добываемые в районе Мальдивских островов раковины каури («змеиная голова», «ужовка» ). Воспоминание об этом в некоторых языках сохранилось до настоящего времени: современная денежная единица государства Гана седи на языке ашанти значит «раковина». Довольно широко в качестве эквивалента применялись бруски соли. Такую же, если не еще большую, роль играли меха и скот, от наименования которого в ряде древних языков было произведено наименование денег (санскритск. рупиа, латинск. пекуниа, древнерусск. скот). Но там, где были известны металлы, главными мерилами стоимости очень рано обычно становились именно они в виде слитков, пластинок, прутьев или различных готовых изделий. Так, в бронзовом веке Европы, судя по составу сконцентрированных вдоль важнейших торговых путей кладов, вернее, спрятанных в землю складов материалов или изделий для обмена, самым распространенным средством обмена были оружие и украшения из бронзы. Этнологически металлические «первобытные .деньги» хорошо известны в Африке: простые и крестообразные медные слитки стандартной формы, деревянные стержни, обвитые медной проволокой определённой длины, железные мотыги и т. п.
Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тысячелетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустын-ных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.
Рост обменных операций долгое время не требовал выделения специалистов в данной области - торговцев. Этими операциями имались сами производители общественного продукта, и особенно вожди и бигмены, для которых посредничество в обмене и накопление обменных эквивалентов было одним из важнейших средств повышения своего престижа. Но и появление профессиональных или полупрофессиональных торговцев, означавшее третье крупное общественное разделение труда, постепенно вызревало уже в эпоху классообразования, что, по-видимому, прослеживается археологически. Так, на известных в 4 тысячелетии до н. э. во многих странах Передней Азии полых глиняных шарах с миниатюрными глиняными же изделиями внутри, употреблявшихся для фиксации количества и качества посланных товаров, обнаружены оттиски печатей как знаков собственности.
Рост общественного продукта н превращение избыточного продукта в прибавочный. В эпоху классообразования были созданы самые мощные за всю историю первобытности производительные силы. Они сделали возможным относительно далеко зашедшее общественное разделение труда, что, в свою очередь, стало решающим фактором дальнейшего повышения производительности трудовой деятельности. Специализация в земледелии, скотоводстве, различных видах высокоразвитого присваивающего хозяйства, ремесленных занятиях способствовала усовершенствованию орудий и навыков, увеличению количества и улучшению качества производимого продукта. В этом же направлении действовало дальнейшее развитие престижной экономики, требовавшей создания все новых и новых материальных благ для надобностей дарообмена, пышных пиршеств, щедрых раздач или даже церемониального уничтожения богатств. Об увеличении объема производства в эту эпоху прямо свидетельствует увеличение, например, в бронзовом веке Закавказья, хранилищ для запасов продукции - зерновых ям, больших сосудов для хранения зерна и другой пищи и т. п.
Рост массы производимого продукта и обеспечение регулярности его получения создали условия для превращения избыточного продукта в прибавочный, т. е. такой, который производится одним человеком, а присваивается другим, порождая отношения эксплуатации.
Подъем производства в эпоху классообразования в различных областях ойкумены происходил в далеко не одинаковых формах: развитие производящего или присваивающего хозяйства, наличие или отсутствие металлургии, характер этой последней, особенности других видов ремесленной деятельности и т. д.- все это принимало различные конкретно-исторические, локальные формы, отражавшие неравномерность исторического развития. Неравномерность и разнообразие хозяйственного развития человечества в эпоху классообразоваиня. Неравномерность исторического развития наметилась еще в палеолите, выразившись в разных формах внешней культуры и разном характере специализированной охоты. Дальнейшим шагом на этом пути было возникновение земледелия и скотоводства, при котором человеческие коллективы во многих областях ойкумены продолжали оставаться охотниками, рыболовами и собирателями. Овладение металлом и особенно переход к эпохе железа еще более усилили этот процесс. Тот феномен, который отражает неравномерность исторического развития и с которым имеют дело археологи, а именно территориально приуроченные комплексы предметов материальной культуры, получившие наименование археологических культур, достиг значительного развития еще в неолите, но наивысший его расцвет падает как раз на рассматриваемое время. На наиболее изученной археологически территории Европы, например, выделены десятки таких культур, каждая из которых отличается специфическими чертами, начиная от какого-то своеобразия хозяйственной деятельности и кончая орнаментацией керамики. Общее представление о них дают археологические курсы. Мы же ограничимся здесь обзором наиболее существенного в хозяйственной деятельности человеческих коллективов в этот период.
Разделение на земледельцев и скотоводов имело экологически обусловленный характер: долины больших рек всегда были средоточием преимущественно земледельческих коллективов, горные местности и степи - преимущественно областями скотоводства. Однако зависимость человека от географической среды никогда не была абсолютной, тем более она не была абсолютной на этом уже достаточно высокоразвитом этапе истории первобытного общества. Развивалось высокогорное земледелие с террасовой организацией полей, земледельцы держали скот, используя его при стойловом содержании как тягловую силу и пользуясь параллельно продуктами животноводства. Кстати говоря, упомянутая Европа была зоной преимущественного распространения земледелия со стойловым скотоводством, лишь в горных районах земледелие уступало скотоводству, но нигде хозяйство не было чисто безземледельческим. В лесной зоне Европы продолжали кое-где обитать племенные группы охотников и рыболовов, немало их было на побережье Балтийского моря и крупных озер - Женевского, Ладожского, Онежского, аналогичный культурный комплекс был распространен вдоль всего северного побережья Евразии. На востоке севера Евразии, Аляске, в Канаде и на юге Гренландии охота приобрела именно в это время специализированный характер, будучи охотой на морских млекопитающих. Комплексное хозяйство, опирающееся на земледелие со стойловым содержанием скота или с отгонным скотоводством, было распространено по всей степной полосе Евразии, хотя в отдельных районах, например в Монголии, ряде горных районов юга Средней Азии, полупyстынных и пустынных местностях Средней и Передней Азии, преобладало кочевое скотоводство. В принципе тот же набор хозяйственных укладов был представлен в Южной и ЮгоВосточной Азии, модифицируясь в зависимости от местных природных условий. Восточная Азия, как уже указывалось, была очагом мощнейшего земледельческого хозяйства, оказывавшего разнообразные культурные импульсы на окружающие территории как в способах ведения хозяйства, так и в наборе культивируемых растений. Островной мир Юго-Восточной Азии, Австралия с Тасманией, Океания демонстрируют довольно большую культурную чересполосицу, которая примерно в тех же границах, судя по археологическим данным, существовала и несколько тысяч лет назад: в Австралии и Тасмании - охота, на островах Юго-Восточной Азии -земледелие со скотоводством, кое-где охота; рыболовство в прибрежных районах, в Океании - рыболовство с небольшими зачатками производящей экономики в виде культуры кокосовой пальмы и разведения свиней. Громадный географический массив обеих Америк был преимущественной областью распространения охотничье-рыболовческого хозяйства с собирательством, в Центральной Америке и прилегающих районах развивалось, как уже говорилось, земледелие, сопровождавшееся пастушеским скотоводством. Африка в силу разнообразия своих природных условий имела, наверное, уже в это время отдельные земледельческие культуры в центральных районах, кочевое скотоводческое хозяйство - в полупустынных и на окраине пустынь, в джунглях продолжали проживать охотники и собиратели.
ВЫЗРЕВАНИЕ ИНСТИТУТОВ KЛACCOBOГO ОБЩЕСТВА
С зарождением в эпоху классообразования прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делавшая возможным существование всех других институтов.
Становление частной собственности. Становление частной собственности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост производительности труда и его специализация способствовали индивидуализации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производительность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность.
Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллективистические формы производства, и еще прочную психологию общинно-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излишков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они так или иначе делились с менее имущими. Свою роль здесь играли также престижно-экономические традиции, получившие новый толчок в порядках эпохи классообразования.
Разбогатевший человек, в особенности если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества. Так, у некоторых оленеводческих народов Сибири в XVII-XVIII вв. отдельная семья не должна была иметь стада более чем в сто голов, а все поголовье сверх этого, если оно не раздавалось добровольно отбиралось родственниками и соседями. Бывало, что скупца убивали. Хрестоматийным примером этого служит случай из быта папуасов, когда общинники заставили ближайших родственников богача застрелить его из лука со словами: «Ты не должен быть единственным богатым человеком, мы все должны быть равны, ты всего лишь равен нам». Более того, в некоторых обществах даже выработалось неприязненное отношение к самой возможности возникновения излишков. Например, у бемба Центральной Африки удачливого земледельца или бортника объявляли злокозненным колдуном. Такая психология делает понятным, почему в эпоху классообраования самое широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества. Во множестве обществ при погребении умершего, в особенности бигмена или вождя, его богатства демонстративно уничтожались. Бывало, что так же поступали при жизни: например, на некоторых островах Меланезии состоятельные лица систематически уничтожали запасы циновок, считавшихся здесь одним из мерил богатства.
В сопротивлении коллективистических традиций тенденциям накопления движимой собственности выявляется общая закономерность: от требования ненакопления или уничтожения к требованию раздачи. Именно так, в частности, обстояло дело со знаменитым потлачем северо-западных индейцев, давшим свое название всей совокупности потлачевидных институтов, и прежде всего торжественных пиров и раздач. На празднике потлача, пришедшем на смену уничтожению имущества в день смерти владельца и устраивавшемся по различным важным событиям жизни (получение имени, вступление в тайное общество, женитьба, похороны, поминки и пр.), его устроитель выставлял свои богатства и затем с гордостью раздавал гостям. Этим он обеспечивал себе и своим наследникам высокое общественное положение, приобретал авторитет и право на занятие почетных общественных должностей и, что также немаловажно, становился участником ответных потлачей, на которых возвращал обратно, по крайней мере, значительную часть розданных богатств. По мнению ряда исследователей, устроитель потлача со временем возвращал свои богатства сторицей. При всех обстоятельствах потлач, как и другие потлачевидные институты, не был лишь актом горделивого саморазорения. Даже и ограничивая прямое накопление частной собственности, он в диалектически противоречивой форме в конечном итоге способствовал развитию частнособственнических отношений.
Развитие частной собственности в эпоху классообразования отчасти тормозилось и другими порядками, в частности обычным сохранением коллективной собственности на землю, - это основное условие и всеобщее средство труда. В то время как движимое имущество, в том числе и орудия производства, уже становились частной собственностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья по большей части оставались собственностью того или иного производственного коллектива. Между тем, пока существовала коллективная собственность на землю, частная собственность на движимое имущество имела второстепенный, подчиненный характер. Индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал с неизбежностью должны были привести к появлению частной собственности и на землю. Но зарождалась она в еще более ожесточенной борьбе, чем частная собственность на движимое имущество, и поначалу становилась возможной только за пределами своей общины - на свободных землях. Отсюда широко распространенные на этой стадии развития обычаи преимущественных земельных прав первопоселенцев, выступавших как традиционные главы вновь возникавшей общины, привилегированные старожилы, ритуальные «хозяева земли» и т. п. На землях своей общины обрабатываемые участки и особенно различные неземледельческие угодья очень долго продолжали оставаться неотчуждаемой собственностью коллектива, хотя отдельные семьи всячески стремились закрепить за собой право наследственного владения и даже полного, частнособственнического распоряжения своим наделом земли. Такое переходное состояние образует целый спектр, фиксируемый как этнологически, так и письменными источниками. Например, у ряда народов Африки или на большинстве островов Меланезии семья владела общинной землей лишь до тех пор, пока ее обрабатывала, но на а Новая Каледония она сохраняла право и на необрабатываемый надел, а у древних германцев распоряжалась пашней как своей собственностью.
Особенно долго сохраняли форму коллективной собственности на землю кочевые и полукочевые скотоводы, хотя и у них очень часто распоряжение вождей пастбищами и водоемами, реализовавшееся через руководство перекочевками, граничило с фактической частной собственностью на то и другое. Но из-за кочевого образа жизни частнособственнические поземельные отношения у номадов никогда не складывались. Да и у земледельцев эти отношения, если и складывались в чистом виде, то, как правило, только уже в классовом обществе. Замедленность становления частной собственности сказывалась и в том, что переход от коллективной собственности к частной редко совершался непосредственно. Многие исследователи выделяют промежуточную категорию обособленной собственности, т. е. собственности, уже обособленной от коллективной, но еще не создающей отношений эксплуатации и в этом смысле не частной. Промежуточной категорией, по-видимому, можно считать также групповую частную собственность, т. е. совместную частную собственность не одного, а нескольких лиц. Она не специфична для эпохи классообразования и существует даже в самых развитых классовых обществах, но и рассматриваемую эпоху получила особенно широкое распространение, очень часто предшествуя утверждению индивидуальной частной собственности. И обособленная, и групповая частная собственность характерны для экономической структуры свойственного данной эпохе типа семьи.
Зарождение эксплуатации и общественных классов - классогенез. С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифференциация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодинаковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугублялось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомощи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.
Нередко встает вопрос, какой вид расслоения - общественное или имущественное - предшествовал другому. Единодушного ответа на него нет. Большинство ученых считает, что оба они складывались одновременно: различия в общественных статусах способствовали имущественной дифференциации, а последняя постепенно вела к неравенству статусов членов общества. В то же время этнологии известно немало обществ, в которых неравные статусы их членов еще не повлекли за собой сколько-нибудь заметного экономического неравенства.
Возникновение прибавочного продукта и частной собственности не только усиливало общественную и имущественную дифференциацию, но и порождало отношения эксплуатации. Среди ранних видов эксплуатации различают эксплуатацию внутриобщинную (эндоэксплуатацию) - кабальничество и зачатки феодализма и эксплуатацию межобщинную (экзоэксплуатацию) - военный грабеж, контрибуции и данничество. Промежуточное между ними положение занимало рабство, или рабовладение,-наиболее заметный и поэтому лучше всего изученный вид эксплуатации.
В первобытной, в особенности раннепервобытной, общине, не располагавшей регулярным избытком продукции, рабство, как и другие формы эксплуатации, было невозможно. Поэтому захваченных в межплеменных схватках боеспособных мужчин здесь обычно умерщвляли, а женщин и детей адаптировали, делая их полноправными членами племени-победителя. Иногда, особенно в тех случаях, когда нужно было возместить потерю убитых в бою, адоптировали и взрослых мужчин. Появление регулярного избытка продукции сразу же сделало возможным использование труда военнопленных. Теперь их стали намного чаще адоптировать на правах младших (членов семьи, делая тем самым первый шаг к учреждению рабства). Существует мнение, что первоначально рабы становились собственностью всей общины и что таким образом древнейшее рабство было коллективным, или общинным. Но подобная форма нигде четко не зафиксирована ни исторически, ни этнологически, и, по-видимому, ее реконструкция должна быть оставлена. Это подтверждается и тем, что первых рабов трудно отличить от младших домочадцев. Они использовались преимущественно в домашнем хозяйстве, выполняя самые непрестижные работы. Так, у юкагиров они помогали женщинам, у нивхов заготовляли дрова, носили воду, готовили пищу, кормили собак. Рабы жили вместе с хозяевами, спали с ними под одной крышей, ели за одним столом. В других случаях они могли поселяться в отдельных жилищах и иметь собственное небольшое хозяйство, помогая по хозяйству и своим владельцам. Обращение с ними было сравнительно мягким, и в большинстве случаев раб пользовался определенными личными и имущественными правами. Во многих обществах рабы поначалу наследовали своим хозяевам, вступали в брак со свободными, участвовали в общественной и религиозной жизни. Обычаи запрещали продажу, убийство и даже жестокое обращение с рабом, который в случае недовольства хозяином был вправе уйти к другому владельцу. Особого присмотра за рабами не было, так как, находясь в сносных условиях, раб обычно не стремился к побегу. К тому же у многих племен ему было и некуда бежать: попавший в плен считался утратившим покровительство духов и не принимался сородичами обратно. В ряде обществ рабство вначале не было пожизненным, и раб, пробыв в этом состоянии несколько лет, становился полноправным соплеменником. Освобождение раба считалось актом великодушия и щедрости, достойным поступком. Став пожизненным, рабство не сразу стало наследственным: в зависимости от степени развития рабовладения дети, внуки или правнуки раба получали свободу. Эта примитивная форма рабства, при которой рабы экономически еще не занимают особого места в производстве, а юридически близки к младшим членам семьи, получила название домашнего, или патриар
studlib.info
Соседская община земледельцев и скотоводов
На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:
В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.
Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.
Соседская община характеризуется следующими особенностями:
1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.
2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.
3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективная собственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная. Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.
Соседская община теперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховный коллективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владения землёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.
Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.
С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.
Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогда как верховный коллективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.
4. Раз землю поделили, то теперь меняются принципы распределения и потребления - возникли индивидуальные формы распределения и потребления полученного продукта.
5. Отражением существования индивидуальных хозяйств являлось раздельное проживание. В состав соседской общины входили как большие патриархальные семьи, так и малые, индивидуальные семьи. Большая, патриархальная семья состояла из нескольких, обычно трёх-четырёх поколений ближайших родственников по отцовской линии - прадед, дед, отец с жёнами и детьми, братья с их жёнами и детьми, внуками. Она насчитывала обычно до 20 человек. Индивидуальные семьи состояли из отца, матери и детей.
studfiles.net
Эволюция общественных отношений. Соседская община — Мегаобучалка
Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.
У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община уступала место соседской. В ней родовые связи сменялись территориальными.
Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине становятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.
«которые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.
У истоков государственности.
Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины, племени начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных общин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины (дружинники).
Во многих древних обществах вожди также приобретали жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами при храмах.
Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертвования стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.
После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и пленные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные ирригационные сооружения.
Начало цивилизации.
Период первобытности в отдельных районах земли закончился на рубеже IV—111 тысячелетий до н.э. На смену ему приходил период, который называют цивилизацией. Само слово «цивилизация» связано со словом «город». Строительство городов является одним из первых признаков рождения цивилизации. Окончательно цивилизация сложилась после появления государств. Постепенно формировалась характерная для цивилизации культура. Огромную роль в этой культуре и во всей жизни стала играть письменность, возникновение которой также считается важнейшим признаком перехода к цивилизации.
К концу периода Древнего мира (V в. н. э.) область распространения цивилизации представляла собой полосу земель от Атлантического до Тихого океана. За пределами этой полосы обитали племена, не имевшие своих государств. Ареал цивилизации расширялся, хотя имело место и обратное движение вследствие войн, природных катаклизмов.
Цивилизация у разных народов имела свои различия. На нее влияли природно-климатические условия, обстоятельства исторического пути народов и т.д. Историки говорят о разных древних цивилизациях. Иногда этим термином обозначают историю отдельного народа, государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, греческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако цивилизации Древнего мира имели немало общего, что позволяет объединить их в две модели — древневосточную цивилизацию и античную цивилизацию.
Древневосточная — первая цивилизация. Древнейшей ее формой стали государства в долинах великих рек — Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ. Затем государства сложились и вне речных долин. Для всех древневосточных стран была характерна большая роль государственной власти, огромная власть правителей-монархов. Преобладающим населением являлось крестьянство, объединенное, как правило, в общины. Рабство играло второстепенную роль.
Античная цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также относят к древневосточной цивилизации. Однако затем по не совсем объяснимым причинам развитие пошло по иному пути. В государственном устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Античные государства называют полисами. Правителей в полисе избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например совет старейшин (ареопаг, сенат). Однако со временем полисное устройство было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в городах. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.
ТЕМА 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА
megaobuchalka.ru
Эволюция общественных отношений. Соседская община.
Период мезолита и неолита стал временем перемен в основной ячейке тогдашнего общества — общине.
У земледельцев по мере совершенствования орудий труда, использования рабочего скота отдельная семья становилась все более самостоятельной производственной ячейкой. Необходимость в совместном труде отпадала. Усилило этот процесс внедрение бронзовых, и особенно железных, орудий труда. Родовая община уступала место соседской. В ней родовые связи сменялись территориальными.
Жилище, орудия труда, рабочий скот в соседской общине становятся собственностью отдельных семей. Однако пахотная и иная земля продолжала оставаться в общинной собственности. На пашне, как правило, трудились члены одной семьи, однако расчистку полей, работы по их ирригации производили совместно все члены соседской общины.
У скотоводов родовые отношения сохранялись дольше, чем у земледельцев. Стада еще длительное время оставались общей собственностью рода.
Со временем уходило в прошлое равенство внутри общины. В самих семьях возрастала власть главы над другими домочадцами.
«которые семьи становились более состоятельными, чем другие, накапливали богатства. В наиболее выгодном положении оказывались вожди, старейшины.
У истоков государственности.
Высшим органом управления в общинах и племенах являлось собрание, в котором принимали участие все взрослые общинники и члены племени. Избиравшийся собранием на период военных действий вождь всецело зависел от поддержки соплеменников. Старейшины составляли совет общины племени. Все отношения внутри общества регулировались обычаями, традициями. Таким образом, организацию власти в первобытных общинах и племенах можно назвать самоуправлением.
По мере развития материального неравенства нарастало и неравенство в сфере управления. Более состоятельные члены общины, племени начинали оказывать все большее влияние на управление. В народном собрании их слово становится решающим. Власть вождя распространялась на мирные периоды, и постепенно начала переходить по наследству. В условиях нарастания неравенства многие обычаи и традиции переставали эффективно регулировать жизнь. Вождям приходилось разрешать споры между соплеменниками, наказывать их за проступки, которых раньше не могло быть. Например, после появления собственности у отдельных семей, появилось воровство, которого раньше не существовало, поскольку все было общим.
Развитию неравенства способствовало усиление столкновений между племенами. В период палеолита войны были редки, часто прекращались при первых ранениях. Войны в условиях становления производящего хозяйства велись постоянно. У отдельных общин и племен накапливались большие запасы продовольствия. Этому завидовали другие племена, более бедные. Да и богатые племена не прочь были поживиться на стороне.
Для успешной обороны и нападений племена объединялись в союзы во главе с вождем-военачальником. Вокруг вождей сплачивались лучшие воины (дружинники).
Во многих древних обществах вожди также приобретали жреческие функции: только они могли общаться с богами, просить у них помощи для соплеменников. Вождь-жрец руководил обрядами при храмах.
Со временем соплеменники начали снабжать вождя и его приближенных всем необходимым. Первоначально это были добровольные дары, знаки уважения. Затем добровольные пожертвования стали обязательными податями — налогами. Материальной основой данного явления стали успехи в хозяйственном развитии. Подсчитано, например, что первобытный земледелец Передней Азии за два месяца работы обеспечивал себя продуктами на целый год. Произведенное в остальное время он отдавал вождям, жрецам.
После успешного набега на соседей вождь и его дружинники получали большую и лучшую часть добычи. Много добычи доставалось также старейшинам и жрецам. Среди добычи были и пленные. Раньше их отпускали, либо приносили в жертву богам, либо съедали. Теперь пленных стали заставлять работать. Рост богатств вождей и знати в результате войн еще больше повышал их власть над соплеменниками.
Объединенные в союзы племена обычно не были раины между собой. Часто одно племя доминировало в союзе, иногда силой заставляя других вступать в союз. Нередким явлением становилось завоевание одним племенем других. В этом случае завоевателям приходилось разрабатывать новые механизмы управления. Вожди племен-завоевателей становились правителями, а их соплеменники — помощниками по управлению покоренными. Создаваемая структура во многом напоминала государство, одним из главных признаков которого является наличие органов для управления обществом, отделенных от самого общества.
Вместе с тем традиции самоуправления сохранялись еще очень долго. Так, даже самый могущественный вождь созывал народное собрание, где обсуждались и утверждались важные решения. Собрание избирало преемника умершему вождю, даже если он был его сыном. Роль самоуправления возрастала в экстремальных условиях: при нападении более сильного врага, стихийном бедствии и т.д.
Первые государства возникли там, где вожди и их помощники становились также руководителями хозяйственной жизни. Так было в тех местах, где для земледелия необходимо было строить и поддерживать в исправном состоянии сложные ирригационные сооружения.