Искусство первобытного строя. Раздел 1. Искусство первобытнообщинного строя
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное искусство. Искусство первобытного строя


Раздел 1. Искусство первобытнообщинного строя

Поиск Лекций

 

ПАЛЕОЛИТ, МЕЗОЛИТ, НЕОЛИТ, (35 тыс. до н.э. - 2 тыс. до н.э.)

Искусство эпохи первобытнообщинного строя . П. и. Возникло около 30 го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите , когда появляется человек современного типа.

Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита).Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании Альтамира и др.), на Ю. Франции ( Ласко,Монтеспан и др.), в СССР— Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты(зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек.

 

Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже—в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка накости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.

В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных.

 

Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).

В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, в основном связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура.

 

 

Мегалитическая архитектура.

Мегали́ты ( от греч.— камень) — сооружения из огромных каменных глыб. Менгир простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные; древний обелиск.

Дольме́ны— древние погребальные и культовые сооружения, (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней) приподнятые на каменных опорах плиты, напоминающей стол.

Кро́млех— древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс. (Стоунхендж)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК (2тыс. до н.э)

Эпоха бронзы. Бро́нзовый век— выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. (Сосуды, топоры, пряжки, навершие..)

Открытия бронзы (сплаву олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки выработанного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотной землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особенное отношение к вождю как к герою хранилось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие сооружения захоронений - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статусе умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучено на территории Украины.

Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, потому литейное дело, как и гончарная, а позже ткацкая, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Достаточно быстро человек завладел разными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. Изготовлялись самые разнообразные металлические украшения: браслеты, перстеньки, сережки, подвески, бляшки, какие нашивалися на одежду, пояса, пряжки. Особенное внимание уделялось оружию. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строю подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическая архитектура.

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА ( 1 тыс. до н.э)

Эпоха железа. Железный возраст. Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия к н. е. Новый металл был крепче и значительно более распространенным. Это дало возможность внедрять его во все отрасли производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий труда почти не использовали. Там, где раньше не возникло государственности, железный возраст в общественном строю связан с "военной демократией". Появляется патриархальное рабство, крепчают связки между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерные грабительские войны. Они содействовали развитию военной техники, военной организации, поднесению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.

Скифская культура. Из европейских культур железного возраста одна из самых ярких и наиболее интересных для нас - скифская культура (VII ст. к н. е. - III ст. н. е. ). Скифская культура - это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, какие жилы на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранились большое количество скифских могильщиков и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа.

Скифы-земледельцы получали добрые урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские кони. В свою очередь, греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии: Ольвию (вблизи современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) и другие.

По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие горбы из хвороста, а на их верхушку ставить меч. Такому сооружению поклонялись, а потом сжигали. Скифы возводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами мужчин-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бильського городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, является остатками столицы Скифии, - легендарного города Гелон.

В захоронениях скифов находят замечательные изделия прикладного искусства : украшения, парадное оружие, конскую сбрую, посуду. Всемирную популярность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или отдельных частей их тела (коготь, клюв, председатель). Такое направление в прикладном искусстве получило название "звериный стиль". Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на конских налобниках. Это доказывает, что изображения играли не только эстетическую, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единственный образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животные, подчеркивают легкость и стремительность оленя. Уникальные достопримечательности культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, которая попала во внутрикурганный сруб, замерзшая, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже выучить татуировку на теле похороненного вождя.

 

 

 



poisk-ru.ru

Первобытное искусство - это... Что такое Первобытное искусство?

AltamiraBison.jpg

Первобытное искусство - это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке, оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами - изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных, различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время. Но всё перечисленное не способно противостоять натиску разрушительного времени. Поэтому, сохранились и были постепенно обнаружены лишь абстрактные знаки, выбитые искусственно на сверхтвёрдых скальных поверхностях на территории Центральной Индии, на севере Австралии и на территории Перу, а также анималистическая пещерная живопись, зооморфная и антропоморфная скульптура малых форм из кости и камня, гравировки и барельефы на кости, каменных плитках и роге, времени верхнего палеолита (35.000 - 30.000 тыс.лет) и многочисленные скопления наскальных изображений на поверхностях скал под открытым небом, эпохи неолита, или новом каменном веке, (11.000 тыс.лет), известные на всех обитаемых континентах. К неолиту относятся и руины различных мегалитических построек на территории Европы, Южной Америки и Азии (например: Стоунхендж в Солсбери, с вертикально установленными камнями по кругу - кромлехами, весом до 50 тонн, Великобритания, упорядоченные ряды из крупных необработанных камней-обелисков, на бескрайнем Карнакском поле, называемых менгирами, и могильных комплексов из необработанных крупных камней, например, Корконнский дольмен, Морбиган, Франция).

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных эпохи плейстоцена (2.2 млн.лет - 11.000 тыс.лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции.

Но тогда, эти находки оказались предметом ожесточённого спора между первыми исследователями-любителями и догматичными креационистами в лице священнослужителей, уверенных в божественном происхождении мира. В результате, удивительные, необычные находки не вызвали доверия как у профессиональных учёных французской Академии наук, так и у широкой публики. Переворот, во взглядах на первобытное искусство, произвело открытие палеолитической пещерной живописи. В 1879 году Мария, восьмилетняя дочь испанского археолога-любителя М. де Саутуола, обнаружила на сводах пещеры Альтамира, на севере Испании, скопление крупных, от одного до двух метров, изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции. Мастерство древних художников отразилось в умении передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Первое сообщение об этом, на русском языке, появилось только в 1912 году, в переводе с французского языка шестого издания курса публичных лекций Соломона Рейнака, прочитанном им в Луврской школе в Париже в 1902-1903 гг. В настоящее время первобытное изобразительное творчество изучают исследователи из двух международных организаций ИКОМОС (ICOMOS) - объединяющий профессиональных исследователей и ИФРАО (IFRAO), объединения исследователей-любителей, куда входят уже 50 национальных организаций со всего мира.

Первобытная скульптура

Наскальная живопись

Бизон атакует человека.

Наскальные рисунки наносились в палеолите, в пещерах. Материалом для создания изображений служили [краска] из органических красителей (растения, кровь) и древесный уголь (сцена сражения носорогов в пещере Шове - 32.000 тыс.лет). Как правило, пещерная живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом [[объёма, перспективы, цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений изображённых животных. На наскальных рисунках изображались, также, сцены поединков животных и человека. Вся первобытная живопись, как часть первобытного изобразительного творчества, явление синкретичное и предположительно создавалась в соответствии с культами. Позднее, изображения первобытного изобразительного творчества приобрели черты стилизации. Многие образцы, пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО (всемирного наследия ЮНЕСКО).

Мегалитическая архитектура

Мегалиты (греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило, они относятся к дописьменной эпохе данной местности.

Распространение

Мегалиты распространены во всём мире, преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Предметы быта

К искусству из предметов быта относят игрушки для детей, украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Литература

  • Формозов А.А. 1966. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М. 126 с.
  • Фролов Б.А. 1992 Первобытная графика Европы. М., Наука.
  • Семёнов В.А. 2008. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. Новая история искусства. Азбука-Классика. С-Пб.
  • Мириманов В.Б. 1997. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., Согласие.

Ссылки

dik.academic.ru

Искусство первобытного общества Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30го тысячеле

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

1. Искусство первобытного общества

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры.

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи – языческой королевы. 30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Стоунхендж с самого начала своего существования и до расцвета в третьем тысячелетии до нашей эры рассматривался обитателями Англии как территория для погребения мертвых.

Английский писатель и историк Томм Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого которых указывала на следующий пункт.

Александр Андреевич Иванов(1806–1858) – русский художник, мастер исторической живописи, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна. На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями. Иванов писал картину в Италии. Он работал над ней в течение 20 лет (1837–1857) и о ней знали все, кто интересовался живописью. Павел Третьяков приобретал эскизы, поскольку саму картина приобрести было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств и была как бы уже куплена ей. Холст, масло. 540 × 750 см 1837–1857.

2. Искусство древней Индии

Ведущие боги Брахма, Вишну и Шива составили троицу. Они и другие герои, и полубоги стали основными Индийскими объектами искусства. Удача сопровождала Буддизм. Он быстро распространился в Южной Индии между простыми людьми. Он прослужил с брахманскими жрецами, претендовавшими на исключительную помощь в государстве. Буддизм был признан государственной религией. Войдя в силу Буддизма, начался строится каменные постройки: святилища и монастыри, которые уже попадают в наслоившуюся архитектурную традицию. Святилища украшали скульптурами, рельефными образами старых миров, мотивами легенд. И в искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Вместе с тем буддизм всегда тяготел к социально-нравственному поучению, которое он старался воплотить в конкретных художественных образах. Однако подлинно художественные произведения оказывались более емкими и содержательными, чем религиозные, социальные и нравственные поучения буддизма.

2. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390–1441) –фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Портрет четы Арнольфини был создан в Брюгге в 1434 году и с 1843 года находится в Лондонской национальной галерее. На нём изображены Джованни ди Николао Арнольфини и его жена, предположительно в их доме в Брюгге. Портрет является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины. Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Женщина бережно кладёт свою правую руку в левую руку мужчины. Это соприкосновение выглядит очень церемониально, художник изобразил его почти в центре картины, придавая, таким образом, ему особое значение. Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии. Дерево, масло. 81,8 × 59,7 см

3. Искусство Древнего Египта

Можно сказать, что искусство Древнего Египта – это монументальное искусство, служившее в основном целям религиозного культа. Особенностью его является то, что большинство произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом. Развитие искусства в Египте делится на 3 периода: 1) Древнее царство 2) Среднее царство 3) Новое царство

1) Древнее царство. В первой половине III тысячелетия до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. В этот период создаются такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

2) Среднее царство. Это приводит к тому, что с одной стороны снижается пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

3) Новое царство. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н.э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство 

достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы. За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив, слава его сохранилась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилон а, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. 

Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. Полускальный заупокойный храм: в нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя – для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением, а изображаемого человека.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.

Франческо Бартоломео Растрелли – знаменитый русский архитектор итальянского происхождения; граф, кавалер ордена Святой Анны (1762), академик архитектуры (1770).

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675–1744), обрусевшего итальянца. Наиболее яркий представитель русского барокко.

1) Зимний дворец – квадратное здание с внутренним двориком, трехъярусное с двумя верхними объединениями. Находится на берегу Невы и занимает целый квартал. Четыре фасада оформлены по-разному. Фасад теряется в белых колоннах, в оконных рельефах, в многочисленных окнах. Крыша украшена вазами и скульптурами поочерёдно. Буйство цвета зеркал, свечей, позолоты рождала ощущение вечного праздника.

2) Адмиралтейство было заложено в Санкт-Петербурге 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру – рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника. Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную – по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.

3) Екатерининский дворец – бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкин, в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе. Растрелли перестроил Большой дворец в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру – Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик. Янтарный кабинет или Янтарная комната – одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село. В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты была неизвестна.

 4. Искусство Древней Месопотамии

В суровой борьбе с природой шумерийцы создали свою культуру. Они осушили болотистую почву, построили дамбы, каналы и плотины, изобрели гончарный крут, форму для выделки кирпича, повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку, освоили технику обработки камня и драгоценных металлов, научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола, накопили бесценные сведения в области естественных наук, создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь, своеобразные эпические сказания. В конце IV тысячелетия до н.э. на юге современного Ирака, там, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив, возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумерийцы. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли – Аккад. Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Сеннаар – Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия. В IX–VII вв. до н.э. Ассирия, расположенная в северной части Двуречья, стала крупнейшей военно-рабовладельческой державой Передней Азии. В 612 г. до н.э. Ассирийская империя погибает, но через 60 лет возникает Нововавилонская империя. Главенствующее положение на целое столетие перешло к Вавилону, который вписал последнюю главу в историю художественной культуры Древнего Двуречья. Заново отстроенный при царе Навуходоносоре II, Вавилон стал крупнейшим городом древнего мира. Как показали раскопки, его площадь составляла 10 кв. км. Тройное кольцо крепостных стен, длиной 18 км и высотой 25 м каждая, опоясывало Вавилон и его пригороды. Главные ворота города, носившие имя богини Иштар, были облицованы глазурованными кирпичами и украшены изображениями священных быков и драконов. От ворот «дорога процессий» вела в центральное святилище Эсагилу, где находились величественный храм бога Мардука, покровителя Вавилона, и знаменитый зиккурат Этеменанки – семиступенчатая башня высотой 90 м, с которой связана библейская легенда о «вавилонском столпотворении». Один из таких храмов – зиккурат бога луны Нанны в Уре – стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму.

Фердинан Виктор Эжен Делакруа(1798–1863) – французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.Свобода, ведущая народ, 1830 Холст, масло. 260 × 325 см Лувр, Париж. Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё –фригийский колпак, в правой руке – триколор, в левой – ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Из-за революционного сюжета полотно в течение около 25 лет не выставлялось на публике.

5. Эгейское искусство

Ещё 3000 лет до н.э. на островах Эгейского моря и на его побережье начала формироваться уникальная культура, которую стали называть эгейской, Крито-Микенской культурой. Она просуществовала около двух тысяч лет. В 12 в. до н.э. её уничтожили пришедшие с севера греки. Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другому, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Приблизительно с 2300–2200 гг. до н.э. основным центром художественной культуры стал Крит в Микенах, который расположен в самом центре Восточного Средиземноморья. Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих – дворцы, в которых сочетание больших горизонтальных площадей и комплексов 2–3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. Микенский дворец – это выдающийся образец монументального зодчества греков-ахейцев. Его стены построены из гигантских многотонных кусков камня, щели между которыми были заполнены глиной в перемешку со щебнем. Кносский дворец – пожалуй, самый интересный и впечатляющий памятник критской архитектуры.

В отличие от Кносского дворца, для Микенской и Тиринфской построек характерно наличие строго определенного и весьма простого плана строения. В их визуальной и архитектурной основе располагается мегарон, специальное помещение, выполнявшее функции залы для собрания высокопоставленных чиновников и гостей правителя. Вокруг мегарона располагались комнаты для ночлега, изысканное убранство которых поражает взгляд. Мегарон был именно тем центром, вокруг которого протекала вся жизнь дворца. Фактически мегарон можно считать тем архетипом, который был использован при построении композиции античных храмов и общественных зданий Древней Греции столетия спустя.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – великий    итальянскийхудожник (живописец, скульптор, архитектор), учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» – идеала итальянского Ренессанса. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил своё время на несколько веков. Окружённый легендами ещё при жизни, великий Леонардо – символ безграничных устремлений человеческого разума. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Являлся основателем искусства Высокого Возрождения. «Мона Лиза», масло. 76,8 × 53 см) – картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503–1505 года. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую, положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль, падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Зеленое платье в тонких сборках, с желтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. Голова слегка повернута. Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высок Та́йная ве́черя – фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495–1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы. Считается, что на фреске изображен момент, когда Христос произносит слова о том, что один из апостолов предаст его, и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманско Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует таинство Евхаристии.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено прежде всего на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три, которое представляет христианскую веру в Святую Троицу:

  •  апостолы сидят группами по три человека;
  •  позади Иисуса – три окна;
  •  контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении. Фреска «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи, 1495–1497, Санта-Мария делле Грацие, Милан.

samzan.ru


Смотрите также