Первобытная демократия. 3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная демократия - Демократия - Другая политика. Первобытная демократия


ПЕРВОБЫТНАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Демократия - курсовая работа

Похожие главы из других работ:

Автократия и демократия

I. Демократия

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье… система открытых дверей,… расходящихся в неведомые стороны дорог...

Культура и власть

3. Культура и демократия

Самое простое определение демократии - это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия - это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа...

Либерализм и неолиберализм

1.2 Либерализм и демократия

Политическая практика современных просветителям абсолютистских государств убеждала их в том, что пока власть сосредоточена в одних руках, пока государство не имеет в самом себе ограничивающих его начал...

Либеральная идея и модернизация экономики Украины

1.3 Демократия и либерализм

В социально-экономической литературе обсуждается вопрос об издержках становления демократии, а точнее - о возможном негативном влиянии "преждевременной" демократизации на экономический рост...

Нужна ли России демократия?

2. Демократия в России

Будем исходить из признаков: 1. Референдум. Иначе говоря, подчинение меньшинства воле большинства. демократия свобода равноправие россия Как же сейчас проводится референдум? Огромная, сильнейшая пропаганда той, или иной партии по телевидению...

Основные концепции демократии

3. Современная демократия

Постепенное укоренение современной демократии и повышение ее влияния на стороны жизни привели к тому, что в наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только характеристики формы политического правления...

Основные модели демократии

2.1 Классическая демократия

Классическая модель демократии была основана на полисе (древнегреческом городе-государстве), конкретнее, на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции - Афинах...

Основные модели демократии

2.2 Протективная демократия

При своем возрождении в XVII и XVIII столетиях демократические идеи приобрели форму, которая сильно отличалась от модели классической демократии Древней Греции...

Основные модели демократии

2.3 Демократия развития

Первоначальная модель демократии была более озабочена защитой прав и интересов личности, но вскоре в ней появился существенно новый акцент - акцент на развитии человека и общества. Новые концепции, возникшие в этом русле...

Основные модели демократии

2.4 Народная демократия

Термин «народная демократия» идет от тех ортодоксальных коммунистических режимов, что создавались по советскому образцу после Второй мировой войны. Сюда относятся различные формы демократии, порожденные марксистской традицией. Марксисты...

Партиципаторная демократия

2.1 Элитарная демократия

Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. Концепции состязательного элитизма возникли как реакция на периодические кризисы либеральной демократии...

Партиципаторная демократия

2.2 Партисипаторная демократия

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии (от англ. participate -- участвовать), которую разработали современные политологи К. Пейтман (автор термина «демократия участия»), Б. Барбер, П...

Политическая идеология, ее основные типы

Социал-демократия

Социал-демократия (часто идентифицируется с демократическим социализмом) - направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного...

Современные теории демократии

Глава 1. Демократия

...

Типы политических режимов

3. Демократия

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, «демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог.....

polit.bobrodobro.ru

3. Организация власти в первобытном обществе. Первобытная демократия и социальные регуляторы

  1. Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

ТГП является общественной наукой, изучающей государство, его механизм, функционирование государства и права. Все юридические науки изучают государственно-правовые явления, но в отличие от них, ТГП не ставит перед собой цель изучения каких-либо конкретных явлений. ТГП является историко-теоретической юридической наукой и в системе юридических наук занимает ведущее место, так как разрабатываемые в ТГП понятия и категории используются всеми юридическими науками (например: норма права, источник права). С другой стороны развитию ТГП способствуют и достижения других юридических наук, а также других неюридических общественных наук (философия, социология, история)

Предметом ТГП является общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система юридических категорий, понятий, используемых всеми юридическими науками.

  1. Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Методология – это наука посвященная выработке методов, принципов и подходов к познанию, а также совокупность приемов и способов изучения науки.

Общенаучные методы:

1 . материалистическая диалектика – данный метод исходит из того, что окружающий мир объективен, реален и находится в развитии. Субъект мышления является источником заблуждения.

2 . анализ и синтез. Анализ – мысленное деление какого-либо явления на составные части. Синтез – процесс соединения воедино каких-либо частей.

3 . Дедукция и индукция. Дедукция – умозаключение от общего к частному. Индукция – умозаключение от частного к общему.

4. формальная логика – она позволяет уяснить истинный смысл содержания правовых норм при толковании закона.

Частнонаучные методы:

  1. функциональный – позволяет уяснить значение какого-либо гос. правового явления исходя из анализа направлений деятельности этого явления.

  2. системный – предполагает изучение любого явления как системы.

  3. статистический – позволяет путем обобщения данных государственной правовой жизни выявить тенденции их развития.

  4. социологический – предполагает случайную выборку данных с целью своевременного выявления динамики событий.

  5. моделирование – позволяет прогнозировать предполагаемое развитие событий.

  6. правовой эксперимент – позволяет проверить эффективность действия законов на ограниченной территории.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины, племена.

Экономика в первобытно—общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой

В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Социальным регулятором в этот период являлись: обычаи, традиции, ритуалы, которые назывались мононормами.

  1. . Причины возникновения государства

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Все это привело к необходимости появления постоянно действующей организации власти, так как возникающие противоречия в условиях общины были неразрешимы.

5. Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная др.)

Так как в науке отсутствует единство и общность взглядов на происхождение государства и ученные расходятся в установлении причин появления государства, существует несколько теорий происхождения государства:

- теологическая – настаивает на божественном происхождении государства, ее смысл заключается в возвышении власти церкви над государством, исходя из мысли о том, что нет государства и власти не от Бога. Эту теории разрабатывал в 12 веке Фома Аквинский.

- патриархальная – основоположником этой теории является Аристотель, который считал, что разрастание первобытной семьи в род, общину, племя приводит к образованию государства, где власть отца (вождя) становится властью монарха. (сторонник теории Р. Фильмер)

- договорная – возникла на рубеже 17-18 веков. Авторы: Дж Локк, Руссо, Гоббс, Радищев. Эта теория исходит из того, что государство является продуктом сознательного объединения людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству, которое должно защищать их и регулировать отношения между ними. Этот договор создавал гос-во, устанавливал политическую систему и определял компетенцию государства.

- органическая – считает, что государство является результатом органической эволюции. Г. Спенсер и Вормс считали, что человечество является результатом эволюции животного мира, следовательно и государство есть биологический продукт, как и любой живой организм, оно рождается, развивается, стареет и гибнет.

-психологическая – государство возникает в силу свойственных человеку правовых переживаний, стремления подчиняться и стремления подчинять.

- теория насилия- Авторы: Дюринг, Каутский. Государство возникает вследствие захвата или завоевания одного народа другим.

- материалистическая теория – государство возникает прежде всего в силу экономических причин, а именно общественного разделения труда, появления собственности и классового разделения общины.

- патримониальная – Автор: Галлер. Государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть распространяется на проживающих на ней людей.

  1. Понятие и признаки государства, его сущность

Государство – это особая организация политической власти общества, которая осуществляет управление социальными, экономическими, духовными процессами жизни общества.

Признаки государства:

- это организация публичной власти, публичность выражается в наличии специального слоя людей, которые занимаются функциями управления.

- Территориальное деление населения и наличие определенной территории. Население связано с государством взаимными правами и обязанностями (гражданство)

- Монополия на издание законов, тесная связь с правом.

- Система налогов, пошлин, податей.

- Суверенитет власти.

- государственная символика (герб, гимн, флаг)

- гос. язык.

- валюта.

Сущность какого-либо явления предполагает выявление совокупности признаков, позволяющих отличить какое-либо явление от другого. Применительно к сущности государства речь идет о том, чтобы уяснить в чьих руках находится государственная власть и чьи интересы она выражает.

Существует несколько подходов к сущности государства:

- теологический – гос-во является следствием божественного происхождения.

- социологический – государство- явление социальное, существующее только в обществе и тесно связанное с ним.

- Либеральная концепция – госво – это ночной сторож, оно не вмешивается в социальные и экономич отношения, не управляет культурой и экономикой, а только охраняет покой граждан и порядок.

- марксистский – в нем подчеркнута классовая сущность гос-ва.

Но доминируют 2 подхода:

-классовый – гос-во защищает интересу господствующих классов.

-общесоциальный – возникающие социальные протесты разрешает с помощью поиска компромиссов. Цель – создание среднего класса – опору любого гос-ва.

  1. Понятие, структура и виды государственной власти

Государственная власть – является разновидностью социальной власти, которая предполагает подчинение какой-либо воле. Это публичные политические отношения господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.

Структура государственной власти:

  1. Субъект государственной власти – носитель гос. власти (глава гос-ва, классы, соц. группы, народ)

  2. Объект государственной власти – на что или на кого направлена власть (классы, соц. группы, общество, народ) . Субъект и объект власти в демократических государствах совпадают.

  3. Властеотношения – отношения, связанные с подчинением объекта субъекту власти.

  4. Методы осуществления государственной власти ( принуждение, поиск компромиссов, убеждение, стимулирование..)

  5. Ресурсы власти – материальные, информационные, правовые и иные средства, позволяющие обеспечить безусловное выполнение требований субъектов власти.

Виды власти:

-Верховная власть

-Законодательная власть

-Исполнительная власть

-Судебная власть

-Политическая власть

-Управленческая власть

-Публичная власть

-Символическая власть

  1. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология представляет собой особый вид классификации государств по определенным качествам, чертам и особенностям, присущим тем или иным государствам на определенном этапе их исторического развития.

Формационный подход основывается на общественно экономической формации (ОЭФ). ОЭФ – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.

Типы общественно экономических формаций:

- первобытная ОЭФ – в ней еще не существует государство.

- рабовладельческая ОЭФ – ей соответствует рабовладельческое государство – это исторически первое государство, организация политической власти рабовладельцев. Функция такого государства – защита собственности рабовладельцев и угнетение рабов.

- феодальная ОЭФ – ей соответствует феодальное государство, ему соответствует феодальные производственные отношения, оно защищает интересы землевладельцев.

- капиталистическая ОЭФ – капиталистическое государство функционирует на производственных отношениях, основанных на частной собственности на средства производства и формальной зависимости рабочих от капиталистов.

- социалистическая ОЭФ – социалистическое государство возникает вследствие социалистической революции, общественные отношения складываются на базе общественной собственности и предполагает сотрудничество людей, свободных от эксплуатации.

- коммунистическая ОЭФ – в ней уже нет гос-ва.

Достоинства этого подхода:

Они заключаются в том, что смена исторических типов государства является прогрессивным явлением.

А недостатки в том, что это слишком общий подход к классификации, т к в основу положен лишь экономический критерий. И то, что не все гос-ва прошли таким путем, и акцент делается только на классовой борьбе противоположностей, а также не учитываются национальные и культурные особенности народов.

Цивилизационный подход. Историк Тойнби, изучая цивилизации, пришел к выводу, что им соответствуют некоторые виды государств. Под цивилизацией понимается относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью религиозных, психологических, культурных и географических признаков. Первично выделяют 21 цивилизацию, в наши дни осталось 8.

Достоинства:

Этот подход позволяет подходить с более широких позиций, он не так схематичен. Придает важное значение роли государства.

Минусы:

Само понятие цивилизации аморфно и размыто, Движущей силой прогресса является «творческое меньшество», упрощены реальные социальные процессы.

  1. Понятие и структура политической системы общества. Место государства в политической системе

Политическая система- совокупность государственных и негосударственных институтов, формируемых обществом для осуществления политической власти и управления обществом.

Структура политической системы:

- государство, в лице его органов. Это единственная сила, которая способна объединить общество, разделенное на классы, социальные и этнические группы, способная примирить и разрешить возникающие здесь конфликты. Центральное место государства объясняется тем, что:

- гос-во выступает организацией, объединяющей все население на своей территории. Оно выражает интересы большинства, обладает публичной властью и может применить меры принуждения, обладает суверенитетом. Обладает монополией на издание законов, само определяет правила борьбы, взаимодействие всех элементов.

- политические партии – это общественные объединения, созданные для участия граждан в политической жизни общества, посредством формирования и выражения их политической воли, участия в политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос власти и местного самоуправления. Виды политич. Партий: легальные и нелегальные, кадровые и массовые и партии избирателей, правящие и оппозиционные, А также консервативные, клерикальные, либеральные, реформистские и радикальные.

- общественные объединения – это добровольные самоуправляемые организации, созданные по инициативе граждан на основе общности интересов для достижения общих целей.

- религиозные организации.

- органы местного самоуправления

- трудовые коллективы

- преступные сообщества.

  1. Форма правления: понятие и виды

Форма правления – показывает каким образом формируется верховная государственныя власть, государство.

Виды:

- Монархия. – это когда верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит одному лицу – главе государства, т.е власть передается по наследству. Виды монархий :

1. абсолютная – концентрация исполнительной, судебной, законодательной власти в одних руках. Власть монарха священна, верховна и суверенна. Монархическая власть передается по наследству и бессрочно.

2. ограниченная монархия (Швеция, Норвегия, Испания) Здесь монарх является главой государства, не обладает фактически никакими полномочиями. Исполнительную власть осуществляет премьер министр, а законодательную власть парламент.

3. дуалистическая – монарх возглавляет исполнительную власть, но законодательная власть находится в руках парламента

4. выборная монархия.

- Республика – это форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Виды республик:

- Президентская (США, Аргентина) – президент избирается населением и возглавляет правительство, является главой государства и власти в одном лице. Он не влияет на формирование парламента.

- Парламентская (Германия, Италия) – главой является президента, избираемый парламентом. Основные функции в этих республиках принадлежат председателю правительства. Президент может издавать правовые акты, но эти акты должен подписывать премьер министр.

- Смешанная (Франция, Россия) – главой государства является президент, но он не является главой исполнительной власти. Назначение председателя правительства происходит через соглашение с парламентом.

  1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит государство и как они взаимодействуют друг с другом и с центром.

Виды:

  1. Унитарное государство – его составные части являются административными центрами, не обладающими признаками самостоятельности. (Беларусь, Польша)

Признаки унитарного гос-ва:

- единая система законодательства, один уровень органов гос. власти, судебной власти, одноканальная система налогов, единое гражданство.

2. Федеративное государство – сложное государственное образование, возникшее в результате либо подписания договоров, либо принятия Конституции, составные части которого обладают признаками политической самостоятельности.

Признаки федеративного государства:

- двухуровневая система законодательства, двухуровневая система органов гос. власти, судов, многоуровневая система налогообложения, отсутствие права выхода из состава федерации.

3. Конфедерация – это временный союз государств, созданный для достижения определенных целей. (Австро-Венгрия)

Признаки конфедерации:

-отсутствие суверенитета, единого гос-ва, единой территории, единого законодательства, единого налогообложения и финансовой системы.

  1. Политический (государственный) режим: понятие и виды

Политический режим показывает с помощью каких приемов и средств осуществляется государственная власть, он показывает атмосферу в обществе.

Виды:

1 . Демократия. Признаки:

-выборность органов государства и муниципальной власти

- идеологическое или политическое многообразие

- многопартийность (включая оппозицию)

- власть большинства

- незыблемость прав и свобод человека

- разделение властей

2 . Тоталитарный режим. Признаки:

- подавление инакомыслия

- господство идеологии

- стремление государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни.

3. Авторитарный режим. Признаки:

- культ личности

- концентрация властных полномочий в руках одного лица

- отстранение населения от управления обществом и государством

- приказная система управления

- утрата правосудия в защите прав и свобод личности.

  1. Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

Классификация функций государства:

- в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

- в зависимости от объекта государственного воздействия они бывают экономические, социальные, идеологические..

- по продолжительности действия они бывают постоянными и временными

- в зависимости от первоочередности решаемых задач выделяют главные и неосновные.

- с позиции принципа разделения властей они бывают законодательные, исполнительные и судебные.

Формы осуществления функций государства- это способы упорядочения деятельности государства, посредством которых реализуются его функции.

Выделяют2 вида форм:

- правовые формы – они связаны с принятием нормативно-правовых актов, реализацией этих актов и правозащитой.

- организационная форма – однородные по своим внешним признакам направления деятельности, не влекущие правовых, юридических последствий (например: Хоз. Деятельность)

  1. Внутренние и внешние функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, в которых выражается его сущность и социальное назначение.

в зависимости от сферы осуществления функций они бывают внутренние и внешние.

Внутренние:

- обеспечение народовластия (политическая функция) – данная функция связана с безусловным обеспечением реализации ст 3 Конституции о народном суверенитете.

- экономическая функция – она связана с выработкой экономической политики, направленной на управление гос собственностью, борьбы с монополией, развитием конкуренции и т.д.

- социальная функция связана с обеспечением достойного уровня жизни граждан: установление гарантированного уровня МРОТ, пенсионного обеспечения, защита материнства и детства, помощь инвалидам.

- защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью.

- финансовая – налогообложение, кредитно денежная политика, формирование гос бюджета.

- экологическая функция – связана с охраной окружающей среды.

- функция поддержки науки, культуры, образования.

Внешние:

- интеграция мировой экономики

- обеспечение мира и поддержание мирового порядка, проведение миротворческих операций.

- сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем

- функция обороны нападения извне.

В условиях глобализации многие внутренние функции трансформировались во внешние.

studfiles.net

§ 2.Древняя и средневековая демократии

Д

Первобытная демократия

емократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще до-государственное прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этно­графы утверждают, что демократия — один из важнейших факто­ров антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответст­венности и личного достоинства. Как свидетельствуют этногра­фические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком инди­видуальном закреплении управленческих и исполнительных ро­лей по образу муравейника или пчелиного роя, заводили разви­тие наших предков в тупик.

Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример — организация управления у американских ин­дейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей — старейшины (сахема) и вождя (военно­го предводителя). Высшей властью в роде являлся совет — собра­ние всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних и др.

Род выступал демократической единицей более сложной орга­низации — союза фратрий — братства нескольких особенно близ­ких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые при сохранении автономии имели общий совет как высший орган власти. Несколько фратрий составляли племя. Им руководил совет племени, состоявший из сахемов и военных вождей всех родов. Заседания этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени, ко­торые, однако, не имели права голосования. Решения на таких советах обычно принимались по принципу единогласия.

У отдельных, а затем и у большинства племен существовали верховные вожди, выбираемые из сахемов или военачальников. Их полномочия были ограничены. Некоторые из племен заклю­чали союзы, руководили которыми советы союза, состоявшие из сахемов и вождей.

Подобные формы демократии существовали у древних гре­ков, германцев и других народов. Всюду родовая демократия ос­новывалась на кровно-родственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности на­селения, примитивном производстве. Она не знала четкого раз­деления управленческого и исполнительского труда, не имела спе­циального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми ре­гулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старей­шин) держалась на моральном авторитете и поддержке сопле­менников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

С развитием производства и общественного разделения тру­да, ростом населения, появлением частной собственности и уг­лублением социального неравенства первобытная демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, арис­тократическим, олигархическим или тираническим) формам прав­ления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных странах и до наших дней сохрани­лись некоторые традиционные демократические формы органи­зации, особенно общинное самоуправление. Традиции первобыт­ной демократии оказали большое влияние на появление демо­кратических государств в Древней Греции и в Риме.

П

Возникновение афинской демократии

ервой, классической формой демо­кратического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Они, в частности, пре­дусматривали освобождение плебса от государственных налогов, наделение всех граждан правом выбирать должностных лиц (маги­стратов) и требовать у них отчета. Однако сами государственные правители могли быть лишь из числа тех, кто оплачивал государст­венные налоги и военные расходы, т.е. из богатых граждан.

Хотя во времена Солона демократия в Афинах делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдель­ным лицам, а закону, получили массовое распространение и раз­витие. Наиболее полно они были реализованы во времена Пе-рикла в V в. до н.э. Этот период считается золотым веком афин­ской демократии.

Перикл руководил афинским правительством и считался на­родным вождем. Человек незаурядного ума, искусный оратор, тон­кий политик, он был противником тирании, определяемой им как правление одной части общества над всеми. Ей он противопоставлял собственный идеал государственного устройства. «На­зывается этот строй демократическим, — писал Перикл, — пото­му что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинст­ве их. По отношению к частным интересам законы наши предо­ставляют равноправие для всех»17. Осуществленные под его руко­водством реформы предусматривали равномерное распределение власти среди всех свободных граждан (в их число не входили рабы, женщины и некоренные афиняне).

А

Народ и личность

финская республика представляла собой преимущественно коллекти­вистскую форму демократии. Объединяющим граждан началом была их общая заинтересованность в сохранении своего приви­легированного положения, основанного на рабовладении, кото­рое считалось совместным, общинным. Государство состояло из однородных в классовом, этническом и религиозном отношени­ях граждан. Между индивидом и обществом обычно не возника­ло острых конфликтов, так как не существовало четкого разделе­ния частной и общественной жизни.

Индивид считал само собой разумеющимся участие в делах общества и государства, между которыми не проводилось разли­чий. Он легко идентифицировал себя с полисом и принимаемы­ми большинством решениями и чувствовал себя свободным в качестве органической частички единого целого. Это, как пишет видный теоретик либерализма Бенжамен Констан, была коллек­тивная свобода, которая «состояла в коллективном, но прямом осуществлении нескольких функций верховной власти, взятой в целом, обсуждении в общественном месте вопросов войны и мира, заключении союзов с чужеземцами, голосовании законов, выне­сении приговоров, проверки расходов и актов магистратов, их обнародовании, а также осуждении или оправдании их действий. Но одновременно со всем этим, что древние называли свободой, они допускали полное подчинение индивида авторитету сообще­ства, как совместимое с коллективной формой свободы <...> Все частные действия находятся под суровым надзором. Личная не­зависимость не простирается ни на мнения, ни на занятия, ни, тем более, на религию»18.

Беспрекословное подчинение индивида полису не означало, что афинская демократия была свободна от внутренних конфлик­тов. Такие конфликты периодически возникали, в первую очередь внутри правящего класса между знатью, богатыми — с одной стороны, и беднотой — с другой. Во времена Перикла противоречия между ними были сглажены прежде всего за счет общего повышения благосостояния граждан и роста среднего класса.

У

Роль среднего класса

же в древности существовало пони­мание того, что именно средний класс является опорой демократии. «Государство, состоящее из сред­них людей, — писал Аристотель, — будет иметь и наилучший государственный строй»19. По его мнению, многочисленный сред­ний класс сплачивает общество, предотвращает раскол граждан на противоборствующие партии и тем самым стабилизирует госу­дарство. Власть большинства будет только тогда наилучшей фор­мой правления, когда оно состоит не из бедняков, демоса, а из средних в имущественном отношении, умеренных в нравах и претензиях к государству людей. Эту форму правления Аристотель называл «политией».

С количественными изменениями среднего класса оказался прямо связан как расцвет афинской демократии, так и ее закат. Об этом свидетельствуют следующие факты. В 480 г. до н.э. из 30 тысяч ее граждан 20 тысяч относились к низшему имуществен­ному сословию — фетам. К концу эпохи Перикла (примерно 429 г.) фетов было лишь 20 тысяч на 42 тысячи граждан. Впослед­ствии же, на закате демократии (к 350 г. до н.э.), пролетарии составили большинство — 12 тысяч против 9 тысяч зажиточных граждан20, что способствовало перерождению демократии во власть черни — охлократию.

А

Участие в управлении

нтичная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. За счет ис­пользования труда рабов (большинство семей имели от одного до десяти рабов) граждане обладали для этого достаточным свобод­ным временем. Кроме того, бедные получали поддержку из госу­дарственной казны, а также плату за присутствие на обществен­ных мероприятиях. Тем самым всем обеспечивался необходимый для занятия общественными делами «прожиточный минимум». Общественное мнение также стимулировало политическую ак­тивность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие афинского гражданина.

Все эти факты позволяют характеризовать античную модель народовластия как демократию премущественно социальную, т.е. не только провозглашающую равенство политических прав, но и обеспечивающую более или менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.

В

Деспотия большинства

афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным инсти­тутом власти служило Народное собрание. Именно в нем без ка­ких-либо опосредующих звеньев — партий, парламента или бю­рократии — формировалась общая воля, принимались законы и решения.

Власть Народного собрания ничем не ограничивалась и про­стиралась на любые проявления частной жизни. Абсолютность и всепроникновение власти таили в себе опасность вырождения демократии в тиранию. «Обладание безграничной властью, — писал Д. Актон, — которая разъедает совесть, ожесточает сердце и зату­манивает разум монархов, оказало свое деморализующее влия­ние и на прославленную демократию Афин. Плохо быть притес­няемым меньшинством, но еще хуже — большинством. Ибо в массах таится резерв скрытой силы, которой <...> меньшинство почти не может противостоять <...> Абсолютную волю всего на­рода нельзя обжаловать, от нее не спасешься и не скроешься»21.

Пока Народное собрание находилось под влиянием таких муд­рых и авторитетных вождей, как Перикл, и противоречия между богатыми и бедными гражданами были сглажены, всевластие боль­шинства сочеталось с терпимостью к различным мнениям, свободе слова и не перерастало в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства граж­дан, усилением влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства.

Всевластие демоса превратилось в абсолютное. Законодатель в лице большинства стал выше закона и попытался решениями, принимаемыми плебсом на рыночной площади, управлять воен­ными действиями, присуждая к смертной казни военачальников за проигранные сражения. Частым явлением стали расправы бед­ных над богатыми, гонения на еретиков и инакомыслящих, в том числе виднейших философов и мудрецов. Яркие примеры таких расправ — дело об оскорблении божеств («процесс гермокопидов»), изгнание философа Анаксагора, присуждение к смерти ве­личайшего мыслителя того времени Сократа.

Всевластие большинства над меньшинством позволяет харак­теризовать афинскую демократию как форму правления с силь­ными деспотическими и даже тоталитарными тенденциями. Неэффективность правления, коррупция, произвол в отношении к меньшинствам, исключение из числа граждан некоренных афинян, преследование инакомыслящих — все это вызывало недоверие к демократии и усиливало лагерь политической оппозиции. .Активизация борьбы за власть побудила афинян принять в 410 г. до н.э. специальный закон, предусматривающий смертную казнь и конфискацию имущества лиц, посягающих на демократию.

Однако спасти демократию не смогли ни карательные меры, ни даже пришедшее на ее закате осознание необходимости кон­ституционно ограничить решения большинства и тем самым ог­радить государство и граждан от капризов и сиюминутных на­строений плебса. Афинская республика была подорвана не толь­ко вырождением демократии, но прежде всего экономическими причинами, низкой эффективностью труда рабов, а также воен­ными поражениями. Олигархический переворот 411 г. до н.э. по­ложил начало периоду политической нестабильности и постепен­ной ликвидации демократической формы правления.

В

Судьбы демократии после падения Афин. Христианство и народовластие

ырождение и падение наиболее раз­витой формы древнего народовластия— Афинской республики — носило локальный характер. Государства, по основополагающим качествам схожие с афинской демократией, существовали в Древнем Риме, Древнем Новгороде, во Флорен­ции и ряде других городов-республик. В целом же в период сре­дневековья в Европе и во всем мире на многие века утвердилось господство авторитарных, преимущественно монархических форм правления. Доминирующим представлением о государственном устройстве стало восприятие общества как единого, сложного, иерархически организованного организма, в котором каждая об­щественная группа должна «знать свое место» — выполнять оп­ределенную общественную функцию и подчиняться власти. Само слово «демократия» исчезло из европейского политического лек­сикона почти на две тысячи лет, и если оно иногда и использова­лось, то не иначе, как в негативном, аристотелевом значении неправильной, извращенной формы правления, разрушительной власти черни.

Однако идеи ограничения монархической власти, обращения ее на службу народу пронизывают всю историю человечества. Огромное влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало христианство. Оно дало челове­честву нравственные заповеди, основанные на признании равен­ства людей в своем важнейшем, духовном измерении — в отно­шении к Богу, на уважении человеческого достоинства (посколь­ку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политическо­го контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и при­оритете религиозно-нравственных ценностей.

Под влиянием христианства в средние века утвердились идеи о том, что монарх и власть в целом должны служить своему наро­ду и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. По­лучила распространение концепция общественного договора, трак­тующая государственную власть как следствие свободного дого­вора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.

Большое влияние на подготовку благоприятной духовно-нрав­ственной почвы для демократии оказали средневековые религиоз­ные движения — «соборное движение» в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформа­ция, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов ран­него христианства. Под влиянием развивающегося в Европе ка­питализма и связанного с ним индивидуалистического мировоз­зрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции полу­чили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократичесикх моделей государственного прав­ления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в.

studfiles.net

Первобытная демократия - Демократия - Другая политика

Первобытная демократия

Демократические формы организации уходят корнами в глубокое, еще догосударственное прошлое – в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Некоторые ученые-этнографы утверждают, что демократия – один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Как свидетельствуют этнографические исследования, недемократические формы организации, основанные на строгой иерархии и подчинении, жестком индивидуальном закреплении управленческих и исполнительных ролей по образцу муравейника или пчелиного роя, заводило развитие наших предков в тупик.

Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример – организация управления у американских индейцев – ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей – старейшины (сахема) и вождя (военного предводителя). Высшей властью в роде являлся совет – собрание всех его взрослых представителей. Он избирал и смещал сахемов и вождей, решал вопросы войны и мира, принятия в свой род посторонних.

Род выступал демократической единицей более сложной организации – союза фратрий – братства нескольких особенно близких друг другу по территории, общению, родственным и иным связям родов, которые при сохранении автономии имели общий совет как высший орган власти. Несколько фратрий составляли племя. Им руководил совет племени, состоявший из сахемов и военных вождей всех родов. Заседания этого совета проходили открыто, при участии в обсуждении любых членов племени, которые, однако, не имели права голосования. Решения на таких советах обычно принимались по принципу единогласия.

У отдельных, а затем и у большинства племен существовали верховные вожди, выбираемые из сахемов или военачальников. Их полномочия были ограничены. Некоторые из племен заключали союзы, руководили которыми советы союза, состоявшие из сахемов и вождей.

Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. Всюду родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского разделения труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

С развитием производства и общественного разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением социального неравенства первобытная демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, аристократическим, олигархическим или тираническим) формам правления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных странах и до наших дней сохранились некоторые традиционные демократические формы организации, особенно общинное самоуправление. Традиции первобытной демократии оказали большое влияние на появление демократических государств в Древней Греции и Риме. (2, 208).

Проблемы реализации Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно-правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной.

Сущность избирательного процесса и место в нем средств массовой информации Избирательный процесс – это регламентированная действующим законодательством (в том числе и в первую очередь Избирательным кодексом) деятельность граждан в статусе избирателей, избирательных комиссий, органов государственной власти и мест.

Основные этапы развития геополитики Идеи, которые в наше время принято причислять к геопо­литическим, в тех или иных формах, по-видимому, воз­никли одновременно с феноменом государственной экс­пансии и имперского государства. В современном понимании они сформировались и пол.

Рекомендуем ознакомится: http://www.smartpolitic.ru

worldunique.ru

Политология

                                                                         

 План 

      1. Введение.

      2. Понятие демократии, и ее основные  признаки. Избирательные системы.

      3. Развитие и становление демократии, ее исторические формы и принципы.

      4. Современные концепции демократии  в западной политической науке: плюралистическая, репрезентативная, партиципаторная и др.

      5. Современная демократия России.

      6. Заключение.

      7. Список используемой литературы.                                                                        

Введение 

      Проблема  демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

      Для понимания данной проблемы нужно  сначала разобраться в самом  термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке - одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos - народ, kratos - власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

      В настоящее время демократию рассматривают  как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

      Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.                                               

Понятие демократии, и ее основные признаки. Избирательные системы. 

      В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое  определение демократии, ставшее  классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

      Демократия  как определенная система власти по существу представляет собой форму  организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор  населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия... это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».

      Демократия  – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

      Характерными  чертами демократического политического  режима являются: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании; наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений;

      Гарантии  функционирования демократического политического  режима предусматривают создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.  К признакам демократического политического режима следует отнести следующие: -

      - участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;

      - принятие решений большинством  с учетом интересов меньшинства;  развитое гражданское общество; существование правового государства; 

      - выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; легитимность государственной власти;

      - демократический контроль общества  над силовыми структурами; 

      - доминирование методов убеждения,  согласования, компромисса над методами насилия и принуждения;

      - провозглашение и реальное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

      - действие принципа «дозволено  все, что не запрещено законом»;

      - политический плюрализм, в том  числе многопартийность, соревнование  политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его;

      - гласность, отсутствие цензуры  в средствах массовой информации;

      - реальное осуществление принципа  разделения властей.                                               

Развитие  и становление демократии, ее исторические формы и принципы. 

      Первобытная демократия

      Демократические формы организации уходят корнями  в глубокое, еще догосударственное  прошлое — в родовой строй. Они возникают вместе с появлением самого человека. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительского труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Основная сфера отношений между людьми регулировалась обычаями и табу. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Это была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

      С развитием производства и общественного  разделения труда, ростом населения, появлением частной собственности и углублением  социального неравенства первобытная демократия была подорвана и уступила место авторитарным (монархическим, аристократическим, олигархическим или тираническим) формам правления. Однако даже в авторитарных государствах на протяжении многих веков, а в отдельных странах и до наших дней сохранились некоторые традиционные демократические формы организации, особенно общинное самоуправление.

      Традиции  первобытной демократии оказали  большое влияние на появление  демократических государств в Древней  Греции и в Риме.

      Античная  демократия

      Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до н.э. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел глубокие хозяйственные и политические реформы. Идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону наиболее полно были реализованы во времена Перикла в V в. до н.э. Этот период считается золотым веком афинской демократии. Перикл так представлял идеал государственного устройства: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши предоставляют равноправие для всех».

      Афинская  республика представляла собой преимущественно коллективистскую форму демократии. Объединяющим граждан началом была их общая заинтересованность в сохранении своего привилегированного положения, основанного на рабовладении, которое считалось совместным, общинным. Государство состояло из однородных в классовом, этническом и религиозном отношениях граждан. Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участия граждан в управлении делами государства. В афинском полисе господствовала прямая демократия. Главным институтом власти служило Народное собрание. Именно в нем без каких-либо опосредующих звеньев — партий, парламента или бюрократии — формировалась общая воля, принимались законы и решения. Пока Народное собрание находилось под влиянием таких мудрых и авторитетных вождей, как Перикл, и противоречия между богатыми и бедными гражданами были сглажены, всевластие большинства сочеталось с терпимостью к различным мнениям, свободе слова и не перерастало в расправу над меньшинством. Однако со сменой авторитетов и ростом имущественного неравенства граждан, усилением влияния черни и общим падением нравов Афинская республика приобрела черты охлократии и тирании большинства. Афинская республика была подорвана не только вырождением демократии, но прежде всего экономическими причинами, низкой эффективностью труда рабов, а также военными поражениями. Олигархический переворот 411 г. до н.э. положил начало периоду политической нестабильности и постепенной ликвидации демократической формы правления.

      Средневековая демократия

      Огромное  влияние на утверждение демократически ориентированного мировоззрения оказало  христианство. Оно дало человечеству нравственные заповеди, основанные на признании равенства людей в  своем важнейшем, духовном измерении  — в отношении к Богу, на уважении человеческого достоинства (поскольку каждый человек сотворен Богом по своему образу и подобию), на освобождении духовно-нравственной жизни от политического контроля («отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу») и приоритете религиозно-нравственных ценностей.

      Под влиянием христианства в средние  века утвердились идеи о том, что  монарх и власть в целом должны служить своему народу и не вправе нарушать законы, вытекающие из Божественных заповедей, морали, традиций и естественных прав человека. Получила распространение концепция общественного договора, трактующая государственную власть как следствие свободного договора между народом и правителем, договора, который обязаны соблюдать обе стороны.

      Большое влияние на подготовку благоприятной  духовно-нравственной почвы для демократии оказали средневековые религиозные движения — «соборное движение» в католической церкви, выступающее против независимости церковных авторитетов от мирян, христианской общины, а также протестантская реформация, борющаяся за ликвидацию жесткой церковной иерархии и за утверждение в среде верующих демократических идеалов раннего христианства.

      Под влиянием развивающегося в Европе капитализма  и связанного с ним индивидуалистического  мировоззрения эти и другие гуманные идеи, ценности и концепции получили широкое признание и распространение. Многие из них легли в основу новых демократических моделей государственного правления, оказавших прямое влияние на демократию конца XX в.

      Родиной либеральных идей и первым местом практического воплощения многих из них является Англия. В континентальной Европе усиливался абсолютизм, но англичане сумели ограничить власть монарха. Исходным пунктом многовекового процесса постепенной либерализации английского государства явилось принятие в 1215 г. первого прообраза современных конституций — Великой Хартии Вольностей («Magna Charta Libertatum»). Эта хартия была еще далека от демократии и ограничивала права монарха в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность — «ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону».

      Уже с XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г. с принятием «Билля о правах» окончательно получил законодательные права. (С этого момента ведет начало законодательный парламентаризм.)

      Демократия  Нового времени

      Основополагающее  значение для формирования и утверждения  демократии имела возникшая в  Новое время идея прирожденных, неотчуждаемых прав каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Эпоха Нового времени характеризуется началом процесса модернизации, под которой понимаются политические, экономические и социальные изменения, переводящие общество из традиционного в современное состояние. Предпосылками для политических изменений - демократизации - явились процессы становления суверенности политических систем и конституционности их устройства. Возникают суверенные государства, предполагающие на своей территории относительно однородный режим властных отношений, закрепляющие за собой монополию на применение насилия. В противовес государству возникает гражданское общество, утверждающее ненасильственную договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и свобод человека. В конце XVIII века после образования Соединенных Штатов Америки впервые были определены и законодательно закреплены некоторые формальные механизмы, которые позже сыграли важную роль в консолидации современных вариантов демократии. В Декларации независимости американский мыслитель и политик Томас Джефферсон писал: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа»2. Ранний конституционализм Англии и США способствовал возникновению нынешних форм демократического государственного устройства, и этот процесс продолжается до сих пор.         

Современные концепции демократии в западной политической науке: плюралистическая, репрезентативная, партиципаторная  и др. 

      Современные концепции демократии, во многом наследующие  классические теории, стараются, при  этом ответить на целый ряд вопросов, касающихся не только отдельного гражданина, но и политической системы в целом.

      Концепция либеральной демократии является одной из наиболее ранних. Некоторые из ее основополагающих принципов были заложены уже в трудах; Т.Гоббса, Дж.Локка и Ш.-Л.Монтескье. В целом же либеральная демократия предполагает следующий принципы общественного устройства: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свобода частной собственности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; форма государственного устройства - республика или конституционная монархия; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

      Концепция коллективистской демократии. Теоретиками коллективистской демократии можно считать Ж.-Ж.Руссо, К.Маркса, В.И.Ленина. Эта концепция противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и понимания прав и свобод; приоритет государства и общества над личностью; всеобщая политическая мобилизация и участие всех граждан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуальной жизнедеятельности. Разновидностью коллективистской демократии является «социалистическая демократия», имевшая место в СССР и других странах «социалистического лагеря». Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унаследовала от либеральной такие основополагающие ценности как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Но вместе с тем, плюралистическая демократия в значительной степени корректирует некоторые принципы либеральной и коллективистской концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является результатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничивается групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социальных меньшинств; власть рассредоточивается по различным институтам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

      Свою  лепту в развитие современной  демократической теории вложили  и сторонники модели партиципаторной демократии (К. Пейтман, К. Макферсон, Дж. Циммерман и др.), отстаивавшие необходимость активного участия граждан в обсуждении и принятии государственных решений. Основу для существования демократии как политического режима, они видели именно в механизме гражданского участия, наследуя тем самым классическую концепцию развивающей демократии.   Согласно теории, в основе становления партиципаторной демократии лежит общество, базирующееся на индивидуальной свободе, равном праве на саморазвитие и активной причастности граждан к управлению (фактически – гражданское самоуправление). Существование такого общества и осознание гражданами необходимости участвовать в политической жизни защищают эту систему от возможной концентрации власти и являются фактором саморазвития гражданина.

      Механизмы партиципаторной демократии выражаются в следующем – гражданская инициатива, референдум, отзыв (досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица). Таким образом, создается система наивысшей ответственности лидеров перед рядовыми членами общества, механизм прямого управления граждан социальными и политическими институтами.

      Данная  модель практически не реализуема и  фактически не реализована ни в одном  из современных демократических  государств. В современных политических системах граждане практически отстранены от процесса принятия государственных решений, хотя многие механизмы партиципаторной демократии конституционно закреплены и могут быть реализованы. Действительно, в рамках многомиллионного государства ожидать высокой политической активности и, главное, заинтересованности в участии в политической жизни всех граждан – необоснованная иллюзия.

      Практически антиподом партиципаторной является элитарная демократия. С точки зрения сторонников данной модели (Й. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм) демократия представляет собой, скорее, не народовластие, а возможность народа самому избирать себе правителей. Сторонники этой модели в своих рассуждениях исходили из того, что основная масса граждан некомпетентны, не обладают достаточными познаниями и плохо информированы, поэтому именно элиты, как образованное правящее меньшинство, берут на себя ответственность за управление государством. Причем, рост гражданского участия, в элитарной модели, приводит к дестабилизации и малой эффективности системы управления. Участие граждан в политических процессах сводится к возможности выбора элиты, которая максимально отвечает общественному «спросу» и в результате всенародных выборов становится правящей. Народный выбор, заставляет элиту ощущать ответственность за жизнедеятельность государства и адекватно реагировать на общественные запросы.

      Основой элитарной демократии является персонификация политических ожиданий и усиление политической роли лидеров, которые, олицетворяя  элиту, принимают участие в избирательной  конкуренции. Граждане подключаются к  политическим процессам только в период выборов, признавая за элитой право на принятие государственных решений самостоятельно. Таким образом, элитарная модель демократии снимает с граждан ответственность за принятие политических решений и возлагает ее на лидеров (представителей политических элит), имеющих достаточную компетенцию и хорошо информированных. В идеале, при функционировании этой модели, граждане, минимально участвуя в политическом процессе, получают максимальную отдачу – элиты заботятся о принятии адекватных государственных решений.

      Однако  элитарная модель грешит существенными  недостатками. Открытыми остаются не столько вопросы соответствия ее демократическим принципам, сколько  сама возможность для граждан  после первых же выборов жить в  демократическом государстве и дальше. Ведь адекватным ответом на рост политической активности граждан станет милитаризация общества и усиление роли силовых структур, призванных, как раз, не допустить дестабилизации работы государства. Неоднозначным видится и возможность существования гражданского общества, открытой деятельности негосударственных общественных организаций и партий. И главное, в такой системе отсутствуют механизмы гражданского контроля над деятельностью властных институтов и даже в случае конкуренции элит, ничто не сможет заставить лидеров действовать сообразно с интересами всего общества, контролируя все механизмы государственного принуждения.  Ответить на ряд этих вопросов пытаются сторонники плюралистической концепции демократии. В ее основе, как и в основе элитарной модели, лежит перераспределение политического участия между группами, призванными максимально охватить весь спектр приоритетных общественных интересов. Таким образом, предполагается избежать диктата большинства над меньшинством и отразить волю как можно большего количества членов общества. Фактически, ни одна из групп интересов не отображает интересы всего общества, следовательно, не может узурпировать власть. В то же время, интересы отдельных граждан практически никогда не сводятся к одному, поэтому невозможен раскол общества на враждебные группы. Модель плюралистической демократии сводит к минимуму вероятность тирании и полному контролю власти со стороны правящей элиты, поощряет активность граждан и их участие в группах влияния.

      Однако  и у плюралистической демократии существует критичное количество недостатков. Во-первых, реализация данной модели отводит для гражданина, не принадлежащего к какой-либо из групп влияния, роль пассивного наблюдателя, что ведет к утрате общественного контроля над системой. Во-вторых, группы могут стать настолько мощными, что весь политический процесс превратится в поиск компромисса между заинтересованными группами, а требования всех граждан останутся неучтенными. И, в-третьих, как показывает практика, лишь небольшое количество граждан формально отождествляют себя с какой-либо из групп. Таким образом, в результате групповой деятельности интересы большинства граждан остаются неучтенными.[7]  Довольно часто элитарная и плюралистическая модель, конечно в несколько измененном виде, формируются в государствах на переходном этапе к демократии. Именно первичный передел собственности, в том виде, в каком он был осуществлен на постсоветском пространстве, способствует формированию новых элит или групп влияния. На определенном этапе именно они предопределяют характер государственной политики и пытаются подчинить ее своим интересам. Зачастую это связано с недееспособностью или неразвитостью институтов гражданского общества и низкой политической информированностью граждан.

      Для таких демократий характерен рост роли силовых структур, как инструмента контроля над системой, консервирование институтов гражданского общества и «использование» граждан-избирателей, для набора политического веса той или иной элитой (группой влияния). В подобных политических системах формируется некий «баланс сил» между соревнующимися элитами, иногда даже путем контроля над различными ветвями власти, а все формальные демократические институты (выборы, референдумы, гражданская инициатива) становятся инструментами в поиске межгруппового компромисса. Такая система может нормально функционировать лишь при низкой политической культуре граждан и в случае ее повышения, через общественно-политическую деятельность, вынуждена трансформироваться.                         

Современная демократия России. 

      Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии.

      Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его  модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.

      Во-первых сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

studfiles.net

Демократия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕМОКРАТИИ

ГРЕЦИЯ

РИМ

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ, ИЛИ ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ ДЕМОКРАТИИ

ПРЯМЫЕ, ИЛИ ПЛЕБИСЦИТАРНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ, ИЛИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

ПЕРВОБЫТНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ПРОЦЕДУРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ УЧАСТИЯ

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое миру античности. Тем не менее, едва ли какое-либо другое политическое понятие имеет столько значений и столько толкований в современной литературе, сколько демократия. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.

Исторический генезис демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Проблемы демократии на ее современном уровне – одни из главнейших в политологии. Их многоаспективность, сложность, непосредственная обусловленность политической практикой, неоднозначной в разных странах, определяет разнообразие, да и противоречивость как подходов к изучению, так и сложившихся в науке концепций. Отсутствие в литературе единого определения демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах. “До настоящего времени, – пишет немецкий политолог Б. Гуггенбергер, – ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии”. (2, 201).

ИСТОРИЯ ДЕМОКРАТИИ

Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой. Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление.

Термин “демократия” используется в нескольких значениях:

1. Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

2. Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

3. Форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.

4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.

Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.

Греческую историю в период ее расцвета можно рассматривать как историю борьбы между демократическими и олигархическими государствами, наиболее ярко выраженными представителями которых выступали Афины и Спарта. Древнегреческая демократия во многих своих аспектах существенно отличалась от демократии наших дней. Она представляла собой прежде всего систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, являлся как бы коллективным законодателем и в которой не была известна система представительства. Такое положение стало возможным в силу ограниченных размеров древнегреческого государства, которое охватывало город и прилегающую к нему сельскую территорию с населением, как правило, не более 10 тысяч граждан.

В древних демократических городах-государствах каждый гражданин был наделен правом участвовать в принятии решений, касающихся его жизни и деятельности. Значительная часть граждан в течении своей жизни так или иначе занимала один из множества существовавших в городе-государстве выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властями – обе ветви сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан, которые живо интересовались всеми сторонами и аспектами процесса управления. Прямая демократия такого рода оценивалась многими мыслителями Нового времени как идеальная форма. Референдум и гражданскую инициативу, сохранившиеся в Конституциях ряда стран (Швейцария), можно рассматривать как элементы прямой демократии, унаследованные представительной демократией от прошлого.

Другое важное различие между античной демократией и современной состоит в трактовке равенства. Античная демократия не только была совместима с рабством, но и предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем. Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и роле.

Различают демократическую теорию и демократические институты. Начиная с античности, демократия претерпела существенные изменения. В средние века, отчасти в результате открытия как бы заново Аристотеля, возрос интерес к вопросам, касающимся принципов наиболее совершенных по представлениям того периода форм правления. Высказывались утверждения, что совершенной может быть лишь та форма правления, которая служит общему благу и основана на согласии всех членов сообщества. Но вместе с тем в средние века большинство мыслителей, озабоченных проблемой достижения единства общества, не рассматривали монархию, как лучшую форму, пригодную для обеспечения этого единства. Однако в Новое время в контексте формирования идей свободы личности, гражданского общества, народного суверенитета, национального государства и т. д. взамен феодальных хартий и вольностей возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в ХVI веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты “Петиция о Правах” (1628), “Хабеас корпус акт” (1679), “Билль о правах” (1689), в которых были зафиксированы писаные юридически правовые гарантии, устанавливающие более или менее точно очерченные пределы власти. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в “Декларации независимости и Конституции США, в Декларации прав человека и гражданина” Великой французской революции конца XVIII века.

Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность – основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX – XX века принципы индивидуализма свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т. д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.

mirznanii.com

Первобытная военная демократия

Распад родового строя приводил к коренной ломке всех старых, привычных общественных отношений и, разумеется, не мог протекать мирно. Насилие — это повивальная бабка любого общества в старину, когда оно новым уже беременно. Родовой знати приходилось преодолевать упорное сопротивление рабов и бедноты. Функцию охраны богатства и подавления сопротивления бедняков и рабов выполняли первоначально тайные союзы.

Тайные союзы

Тайные союзы представляют собой развивающиеся в условиях распада родовой организации мужские общества. В это время, когда богатство приобретает решающее значение, вступление в мужские общества уже обусловливается не инициациями, как прежде, но устройством пиров и раздач: тот, чей отец не может зарезать достаточного количества свиней, чтобы угостить членов союза, не может и рассчитывать на вступление в него. Значит, союзы на этом этапе становятся недоступными не только для рабов и женщин, но и для свободных бедняков. Теперь союз целиком противостоит всем не членам, почему и стремится окутать все свои действия тайной. Тайные союзы устраивали избиения не членов, налагали на них штрафы, старались их запугать.

Тайные союзы брали под свою защиту все новые институты и прежде всего богатство. Они обладали правом налагать защитительные запреты на собственность своих сочленов. Наоборот, собственность не членов союза не пользовалась защитой и часто подвергалась грабежу со стороны тайного союза. Это противопоставление членов и не членов союза резко выступает в обряде посвящения в союз, когда посвящаемые проводят до года в лесу и, возвращаясь в деревню, в знак своего разрыва с прошлым делают вид, что не узнают даже своей родни, не понимают родного языка.

Тайный союз особенно преследует женщин и рабов, выдвигая на первый план мужчину-рабовладельца; он собирает долги с неаккуратных должников и в случае отказа подвергает их имущество разграблению. Иной раз тайный союз выступает даже как верховное судилище для решения споров между селениями. Во время его заседаний, запрещается любое кровопролитие. На признанное виновным селение союз налагает четырехдневное разграбление; тогда воины ночью в масках при свете факелов нападают на деревню.

Власть вождя

По мере увеличения роли знатных и богатых, изменяется и способ власти вождя. Теперь избирают его из числа наиболее зажиточных патриархальных семей, власть вождя затем превращается во власть наследственную в рамках конкретной знатной семьи. она опирается уже не только на его личный авторитет, а и на его богатство, на число его сородичей и количество рабов, на число лиц от него зависимых. Вожди влияние свое поддерживали при помощи варварского террора.

Так, когда вождь дагомейцев (племени в Гвинее) умирал, на его могиле убивали тех, кто копал ее; кроме того, живыми зарывали его жен, 80 танцовщиц и 50 воинов. После этого 16 месяцев наследник правил лишь как его наместник и каждый день посылал «гонца» к умершему вождю, чтоб известить его о всех делах страны.

Война

Накопленные богатства существенно изменяют специфику первобытных войн. Та война, вели которую раньше только для отмщения за набеги, или для расширения территорий, теперь ведется исключительно ради грабежа, и уже становится промыслом постоянным. Поэтому война и военная организация теперь становятся функциями нормальной жизни народов.

Союз племен

В этих войнах нередко формируются союзы племен. Эти союзы организованы еще по принципу демократии: их основными органами являются совет старейшин и народное собрание, т. е. совет родовых вождей, и, наконец, военачальник, избираемый народным собранием из представителей знати. Но, несмотря на демократизм, союз племен уже означает начало разрушения родовой организации. Грабительские войны власть военачальника и родовых старшин усиливают, а на задний план отходит народное собрание: рядовые воины лишь присутствуют при заседании старейшин, криком или стуком оружия выражая свое отношение к речам вождей. Таким образом, в ходе постоянных войн из родовой организации возникают органы, господство в которых принадлежит вождям и знати, получающей к тому же львиную долю захваченной во время войн и грабежей добычи.

Дружина

В тот же момент возникает учреждение, которое много содействовало укреплению власти вождя, — дружина. В ходе грабительских войн создавались частные объединения для ведения войны за свой страх и риск. Военный вождь собирал вокруг себя людей, жаждущих добычи, которые связывались между собой личной верностью, но не родовыми связями. Имея опору на свою дружину, вожди, в конце концов, захватывают всю полноту власти.

Так постепенно органы родового строя отдаляются от народа. Если в тайных союзах власть принадлежит значительной части мужского населения племени, то в пору военной демократии, опирающиеся на дружину вожди, имеют господство над массой простых соплеменников. Образуются самостоятельные органы угнетения и господства, действующие против своего же народа.

informvest.ru


Смотрите также