4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания. Первобытная медицина
4.3. Врачевание в первобытном обществе. Зарождение медицины. Возникновение врачевания
Медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры.
Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытнообщинного строя как особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу.
При выделении человека из мира животных труд явился решающим фактором. В. И. Ленин, развивая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым этапом существования подлинно человеческого общества.
Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов.
Период зарождения первобытного общества включает в себя период 2 млн. лет – 40-50 тыс. лет тому назад.
Различают 2 стадии развития:
1. Древнейшие люди, ведушие кочевой и полукочевой образ жизни, занимающиеся собирательством, охотой, рыболовством. Проявляли заботу о ближних, обживали пещеры, добывали огонь. Появились зачатки гигиены.
2. появление социальных признаков – трудовая деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:
1) матриархат;
2) патриархат.
Основные моменты развития первобытно-родовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.
Появилось коллективное врачевание
1. Появление лекарственных средств растительного, животного, минерального происхождения (касторовое масло, эвкалиптовая смола, глина).
2. Забота о детях
3. Помощь при родах и травмах
4. Остановка кровотечений
5. Кровопускание (мелкие стрелы)
6. Появление инструментов из камня, рыбьей чешуи, кости.
В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.
Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет.
4.4. Возникновение религиозных представлений. Первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления и мире, возникшие у первобытного человека позднее.
Самой ранней формой подобного рода фантастических представлений был фетишизм, т.е. непосредственное олицетворение и возвеличивание предметов и явлений природы, еще без представления о стоящем за ними каком-то «особом» сверхъестественном существе. Позднее с переходом к классовому обществу эти сверхъестественные свойства стали представляться отдельно от природы, как «особые» духовные существа.
Анимизм - одухотворение природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней. Весь мир стал представляться первобытному человеку раздвоенным на мир материальный ,естественный и мир сверхъестественный, господствующий над ним, населенный духами – двойниками реальных существ, предметов и явлений. В дальнейшем эти представления в родовом обществе представлялись в виде религии. В основе всех религиозных воззрений лежит борьба доброго и злого начала, божества и злого духа (демона). В соответствии с развитием религиозных верований возникли демонологические представления о болезни, как о злом духе, вселяющемся в человека. С развитием мифологических представлений усложнилась идея божественного (демонологического) происхождения болезней. Болезни стали рассматривать как следствие гнева богов, как результат влияния злых духов. Соответственно создавались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Первобытный человек считал, что амулет защищает от проникновения болезни в его тело. Амулетами придавался образ предка, покровителя рода.
В период тотемизма (веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей с каким – либо видом животных) амулеты изображали в виде животных, которое считалось предком и покровителем рода. Широко применялись заговоры и заклинания. Большое распространение у разных народов имели устрашающие методы для того, чтобы «изгнать» болезнь из тела больного или помешать ей «войти» в него. Для изгнания болезни применялись слабительные, внутрь давались вещества, вызывающие отвращение, рвоту. Знахари также применяли метод внушения: магические действия, танцы, костюмы с необычными украшениями, устрашающие маски, бубен и т.д.
Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.
Магия (mageia – колдовство) – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события, явления природы. Лечебная магия – врачевание, основанное на культовой практике.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.
Вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.
studfiles.net
Доисторическая медицина - Библиотека - Доктор Комаровский
Авторы: Цветкова А. А.
Современные знания о доисторической медицине основаны на изучении ископаемых остатков доисторического человека и его орудий; некоторые сведения дает также практика ряда сохранившихся примитивных народов.
Все начиналось с каменного века. Первобытные люди, не знали, что такое медицина, впрочем, про гигиену они тоже особо не заботились. Одежду люди меняли в лучшем случае два раза в жизни, а их отходы пожизненно лежали на входах в хижины, что давало возможность различным личинкам пройти весь цикл развития и наплодить множество своих собратьев, которые в свою очередь могли вызывать множество различных заболеваний.
Наиболее распространенными болезнями первобытных людей были расстройства питания, болезни кожи, язвы и зубная боль. Ископаемые остатки несут следы таких поражений скелета, как деформации костей, переломы, остеомиелит, остит, туберкулез, артрит, остеома и рахит. Зубы, вследствие плохо приготовленной пищи и плохого развития костяка, так истирались у первобытных, что выдавались не выше дёсен. Такое состояние зубов замечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, принадлежащих различным периодам, как старокаменному, так новокаменному и бронзовому. Даже у 12-летних уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастание челюсти попадаются нередко; зубные ячейки обезображены. По состоянию зубов мы уж можем до некоторой степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью. Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызывали даже расстройства лежащих под ними костей. На скелетах найдены также рак, периостит, атрофия и кисты. Насекомые изобиловали в плохо содержащихся, грязных жилищах и заползали в уши, где вызывали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет поводов сомневаться, хотя он был редок. На скелетах каменного века и позднейших находятся сифилитические поражения. Душевные болезни весьма часты у современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных. Гомер, описывающий события начала железного века, говорит о безумии, которым вдруг были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройстве под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и заразных болезнях есть намеки у Гомера и в Библии. Поскольку медицина в те времена еще не развилась и врачей не существовало, средняя продолжительность жизни обычного человека редко превышала 35 лет.
Примитивная медицина основывалась на предположении о сверхъестественной причине болезни, а именно злонамеренного воздействия злых духов или колдунов. Поэтому лечение состояло из магических заклинаний, заговоров, песнопений и разнообразных сложных ритуалов. Злых духов нужно было отпугнуть шумом, обмануть масками или сменой имени больного. В основном использовалась симпатическая магия (основанная на вере в то, что на человека может сверхъестественным образом влиять его имя или представляющий его предмет, например изображение). У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами. Магическая медицина до сих пор практикуется на островах Полинезии, в некоторых регионах центральной Африки и в Австралии. Магическая медицина породила знахарство — по-видимому, первую человеческую профессию. Сохранившиеся на стенах пещеры в Пиренеях кроманьонские рисунки, возраст которых превышает 20 тыс. лет, изображают целителя-колдуна в шкуре и с рогами оленя на голове. В 1953—1960 годах археологическая экспедиция под руководством Р. Солецки обнаружила в пещере Шанидар, в горах Загроса ( территория современного Ирака ), девять мужских скелетов поздних палеоантропов — первобытных людей неандертальского вида, которые жили 65—45 тысяч лет назад. Это ближайшие предки современного человека. Кости скелета мужчины Шанидар-1, жившего примерно 45 тысяч лет назад, имели сильное повреждение наружной стенки левой глазницы (в результате чего он был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), сросшийся перелом костей левой стопы с выраженным артритом ее суставов. Его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти. Стертость наружной части передних зубов говорила о том, что этот человек довольно долго пользовался ими вместо утраченной правой руки. Выжить при таких заболеваниях можно было только при поддержке и заботе коллектива сородичей— социальной защите,— и она была, так как калека Шанидар-1 прожил по меньшей мере до 40 лет (что по средней продолжительности жизни сопоставимо с 80 годами для современного человека).
Это подтверждают исследования других скелетов людей из пещеры Шанидар, которые также сохранили следы серьезных повреждений с последующим заживлением костной ткани.
При исследовании захоронения Шанидар-4 (умерший жил около 60 тысяч лет назад) было сделано еще одно важное открытие— получено первое научное доказательство использования лекарственных растений человеком неандертальского вида. Анализ многочисленных проб почвы из этого захоронения показал, что умерший был помещен на ложе из веток деревьев и лекарственных растений восьми видов (среди них тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей, мускари). Цветы были связаны в букетики и разложены по всему погребальному ложу. Наиболее богатые пыльцой пробы грунта взяты на уровне- торса и пяточных костей. Цветы, положенные в погребение, были не самыми красивыми, но они обладали целебными свойствами. В то же время очень привлекательные красные анемоны и другие великолепные цветы, произраставшие в то время в горах Загроса, не были принесены в погребение. Более того, одно из лекарственных растений семейства мальвовых (как показали многочисленные пробы, взятые в окрестностях) произрастало на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар, и сородичи специально посещали далекие горы, намеренно собирая это растение, чтобы использовать его для лечения недугов и «снабжать» им умерших. Кроме того, первобытный человек, использовавший в качестве хирургических инструментов заостренные камни, проявлял удивительное хирургическое мастерство. Имеются доказательства того, что в глубокой древности уже проводились ампутации. Обычными были такие ритуальные операции, как инфибуляция (наложение скоб), кастрация и обрезание.Но что самое удивительное, в доисторической хирургии была широко распространена трепанация черепа.
Техника трепанации, частой в эпоху неолита, вероятно, восходит к позднему палеолиту. В кости черепа вырезали от одного до пяти круглых отверстий. Нарастание кости по краям отверстий доказывает, что пациенты довольно часто выживали после этой опасной и сложной операции и жили после этого еще 5-7 лет. Черепа со следами трепанации были найдены во всем мире, за исключением Австралии, Малайского полуострова, Японии, Китая и территории к югу от Сахары. Трепанация до сих пор практикуется некоторыми примитивными народами.
Цель ее не совсем ясна; возможно, таким путем выпускали злых духов. На островах Тихого океана с ее помощью лечили эпилепсию, головные боли и умопомешательство. На о-ве Новая Британия она использовалась как средство, обеспечивающее долголетие. У примитивных народов считалось, что душевные болезни возникают из-за одержимости духами, не обязательно злыми; страдающие истерией или эпилепсией часто становились жрецами или шаманами.
опубликовано 18/09/2011 08:42обновлено 22/09/2011— История медицины
lib.komarovskiy.net
Доисторическая медицина | Info-Farm.RU
Доисторическая медицина — это те зачатки медицины, способы лечения различных болезней, которые существовали у первобытных людей. Изучение сведений о здоровье первобытного человека связано со значительными трудностями. Основные сведения позволяют получить такие науки как археология и антропология, сравнительная филология и изучение жизни современных дикарей.
Условия существования первобытных людей
Гигиена
Первобытные люди мало обращали внимание на свою гигиену — чистоту тела и жилья. Одежда менялся только несколько раз в течение жизни, и поэтому кожа людей была грязная. В жилищах каменного века грязь накапливался перед самыми дверями и составлял просто невероятные «горы», который в теплое время года оказывал «Чэду» аромата в жилье. Даже жители зданий на сваях бронзового века, которые имели под собой воду в достатке, не пользующиеся ею для мытья своих жилищ. Остатки всего так долго лежали в хижине, что очень много разного рода насекомых могли отложить в них яйца и пройти весь цикл развития.
Питание
В первых людей мы встречаем огонь, но еда вначале не варилась, корни различных растений, плоды диких деревьев елись сырыми, а убитое животное съедалась без всякого приготовления. В середине четвертого периода мясо уже варилось, но не в посуде, а в кожаных мешках которые наполнялись водой, после чего бросали раскаленные камни. Для еды человеку этого времени служили крупные млекопитающие такие как: лошади, зубры, также мамонты, пещерные медведи, львы, гиены; позже распространились олени, они стали главным предметом пищи. Человек иногда убивала птиц, а иногда могли есть даже крыс. Печальную особенность первобытного человека составляет условие, что она ела своих собратьев (каннибализм).
В новокаменного периода кухонная посуда показывает значительное улучшение; в нем можно варить пищу прямо на огне. Еда делается более разнообразной. Уже входят в оборот домашние животные, из злаков готовится хлеб, причем для измельчения зерен служили мельницы, придуманы различные возбуждающие напитки: кумыс и пиво. В бронзовом веке посуду еще лучше, мельницы также улучшены, плоды достигли разнообразия так как появилось садоводство. Ужасная привычка есть человеческое мясо все же сохранилась и в этот период времени. В железном периоде употребления алкогольных напитков стало более распространенным и люди начали готовить вино. В Америке привычным стало курение табака.
Пищевые табу
Захоронение
Первые указания на погребение встречаются в эпоху пещерных животных. Мертвых оде хоронили в пещере по соседству где жили люди. Могильная пещера закладывалась камнями и служила местом захоронения для нескольких трупов. Народы новокаменного периода пользовались старыми пещерами для захоронения; но также могли делать искусственные пещеры, которые прикрывались сверху землей. В первой половине бронзового периода каждый труп тщательно отделяется, или же занимал отдельное помещение. Во второй половине бронзового периода распространена кремация, но никогда не применялось ко всем трупов. В железном периоде замечается поворот к захоронению в землю. В странах, где всегда лето быстрое высыхание трупа на солнце дало возможность к особому обычаю, который был установлен еще в каменном веке: умершего смазывали маслом и высушивали у огня. В начале исторического периода в Египте простое высушивание заменилось бальзамированием.
Основные болезни первобытных людей
Плохие условия существования первобытного человека вызвало более или менее тяжелых заболеваний и приводило это к преждевременной смерти. Основные болезни первобытного человека — расстройство питания, болезни кожи, инфекционные болезни, повреждения которые были получены на охоту или в бою. Человек ледникового периода, живя в пещерах, часто страдала подобными болезнями животных — болезнями которые касались костей.
Болезни зубов
Зубы, в результате плохо приготовленной пищи и плохого развития скелета, так стиралась в первобытных людей, зубы были не выше десен. Такое положение зубов отмечается не только в Европе, но и в Америке на черепах, которые принадлежали различным периодам. Даже в 12-ти летних детей уже происходило разрушение жевательной поверхности зубов. Такая ситуация поражала больше людей с севера чем с юга. Зубы, покрытые винным камнем, с остатками пищи, очевидно, не держались в чистоте. В связи с болезнями зубов наблюдаются страдания челюстей: воспаление надкостницы и разрастания челюсти случаются нередко; зубные ячейки искажены. По состоянию зубов мы уже можем в определенной степени составить представление о том, как часто первобытные люди страдали зубной болью.
Другие болезни
Язвы поражали как голову, так и другие части тела и вызвали даже расстройства костей. На скелетах найдены так год и костеода костей, периостит, атрофия и кисты. Насекомые пестрели в плохо удерживающих, грязных помещениях и заползали в уши, где вызвали страдания. В существовании доисторического сифилиса нет ни одной аргумента сомневаться, хотя он был редкой болезнью того времени. На скелетах каменного века и древних телах находят сифилитические впечатление. Душевные болезни в целом являются частыми в современных дикарей, и, если последних можно сравнивать с доисторическими людьми, то придется признать, что эти заболевания бывали нередко у первобытных людей. Гомер, который описывал события начала жизненного возраста, говорит о сумасшествии, которым неожиданно были поражены спутники Одиссея, и о душевном расстройство под влиянием страсти. Существование атрофии черепа в каменном периоде указывает на доисторический идиотизм. О лихорадке и различных инфекционных болезнях есть намеки в Гомера и в Библии тоже.
Развитие медицины в первобытных людей
Наличие большого количества болезней в доисторические времена заставляло людей обращаться за помощью к медицине. Представление о природе болезни обнаруживает лечения болезни. Мировоззрение первобытных людей характеризуется словом "анимизм" или "фетишизм": все люди и предметы имеют душу; она покидает нас во время сна или после смерти, но продолжает постоянно находиться у живых; она поселяется в здорового человека и вызывает болезнь, и чтобы ее выгнать, необходимо сделать всякие хитрости. Итак, болезнь происходит от потерянной и застрявшей в чужом теле души; чтобы вылечить болезнь, необходимо изгнать дух. Эту задачу выполняет первоначальный врач, используя заклинания и давая различные средства больному. С этого времени в глубокой древности врач был вместе с тем и жрец и вступал в общение с невидимым миром.
Одновременно с этим существовали охотники и пастухи, которые, наблюдая за окружающей природой, случайно делали наблюдения над лечебными средствами некоторых предметов и применяли свои открытия к лечению болезней. Позже эти любители наблюдений превратились в философов и естествоиспытателей и отняли у жрецов искусство врачевания. Жестокие нравы каменного века показывают много повреждений при жизни, на скелетах которые были знайдено.Бильшисть ран встречается на голове, зависело от характера сражений того времени; от стрел раны попадаются на различных частях тела. Переломы костей встречаются нередко; результат их заживления свидетельствует о том, что доисторический хирург умел хорошо накладывать повязки; между переломами есть такие, при которых хороший результат возможен только при хорошем наложении повязки. Первые повязки накладывались, вероятно из глины. Таким образом доисторическая хирургия владела уже некоторыми способами лечения. Делались и очень важные операции — это показывают нам скелеты, в которых в черепе следы трепанации. Состояние черепов показывает, что после таких операций люди жили долго.
Видео по теме
info-farm.ru
Доисторическая медицина
Медицина появилась далеко не сразу. Но многие важные открытия были сделаны еще в древние века. Предшественницу современной медицины называют доисторической.
Когда появились первые зачатки медицины
Ее корни берут свое начало от первобытно-общинного строя. Много людей вымирало из-за распространения инфекций. О важности гигиены тогда мало кто знал. Все поклонялись божеству природы, в которой жили добрые и злые духи. А болезни считали вселением злого духа в тело человека.
Изгоняли непрошеного гостя специальной музыкой, плясками и нарядом − чем страшнее, тем лучше. Поэтому первыми лекарями были шаманы и колдуны. Они использовали причудливую одежду из шкур убитых животных, били в бубны, выкрикивали разные звуки и танцевали. А на больного надевали маски, чтобы дух испугался и улетел.
Медицинские инструменты
С появлением орудий, которые человек научился затачивать, возникли и первые медицинские инструменты, например, каменный предшественник скальпеля. С их помощью были проведены на то время великие операции: удаление конечностей, проделывание отверстий в черепах (аналог современной трепанации). Неслучайно они были первыми: основу жизни первобытного человека составляла охота, а там нередки были раны и переломы.
Древние медицинские инструменты
С помощью подручных средств – глины с водой – проводилась перевязка ран. Однако для чего делали отверстия в голове, причем на довольно высоком уровне, точно неизвестно. Возможно, так лечили головные боли или психические нарушения. Но учитывая, что основными источниками болезней в то время служили злые духи, существует теория, что так для них «открывали двери» и прогоняли из тела.
Природа лечит
Когда люди перестали бояться природы и узнали о целебных свойствах растений, появились знахари. Они делали выжимки, примочки, экстракты из трав, цветов и кореньев. Из-за отсутствия промышленности растения были абсолютно чистыми. Поэтому понятия, что в природе есть травы, которые лечат, зародились именно в давние времена.
Основные болезни первобытных людей
Так как вначале доисторические люди ели только сырую пищу, то чаще всего страдали от болезней зубов и несварения желудка. На фоне травм развивались опухоли и гнойные заражения. Известны случаи сумасшествия и врожденных пороков развития.
Намного позже древними учеными было доказано, насколько важно мыть руки и тело и менять одежду. Изучение строения тела на умерших позволило искусству врачевания динамично развиваться дальше.
Однако всего лишь несколько веков ограждает современное выращивание тканей в пробирках от прижигания ран каленым железом, которое было распространено в период святой инквизиции. Это говорит о том, что медицина хранит в себе немало тайн, и пройдет еще немало времени, прежде чем мы сможем их открыть.
www.letopis.info
Тема 3. Медицина в первобытном обществе. Народная медицина
34. Назовите источники изучения истории первобытного врачевания и лекарствоведе-
ния
+1. Орудия труда и предметы быта, наскальные рисунки
–2. Труды ученых, живших в эту эпоху
+3. Данные палеопатологии: следы травм, трепанации черепа
–4. Папирусы, мумии фараонов
+5. Обряды, заговоры, заклинания и другие
–6. Компьютерные диски, созданные врачевателями эпохи
35. Для каких первобытных обществ источником изучения врачевания и лекарствове-
дения являются обряды, заговоры, заклинания, лекарственные средства, методы
лечения и т.п., которые приводятся в описаниях путешественников?
–1. Апополитейных
+2. Синполитейных 7
–3. Патриархальных
–4. Матриархальных
–5. Позднеевропейских
–6. Архаичные
36. Что изучает палеопатология?
+1. Патологические изменения останков скелета первобытного человека
–2. Профессиональную патологию
–3. Патологические изменения из-за негативного воздействия природных факторов
–4. Патологические изменения древних лекарственных растений
–5. Патологию беременности у женщин первобытных племен
–6. Психопатологию первобытных людей
37. Определите первобытные верования, которые влияли на первобытное врачевание
и лекарствоведение
+1. Тотемизм
+2. Фетишизм
–3. Христианство
+4. Анимизм
+5. Магия
–6. Индуизм
38. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций анимизма?
+1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Учитывалось влияние астрологических факторов
+3. Изгнание духов болезни посредством наркотических средств, горечей и др
–4. Использование амулетов, талисманов
+5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок
–6. Использование антибактериальных препаратов
39. Как с позиций анимизма объяснялись причины болезни?
+1. Болезнь - это результат вселения в тело духа умершего предка
–2. Болезнь - это результат действия ядов
–3. Болезнь - это результат действия микроорганизмов
+4. Болезнь - это результат вселения в тело злого духа, духа болезни
–5. Болезнь - это результат нерационального питания
–6. Болезнь - это результат
40. С какой целью первобытные люди проводили трепанацию черепа?
+1. Для изгнания злых духов и духов болезней
–2. Для изучения строения мозга
+3. С целью оперативного лечения после травмы
–4. Для изучения функций головного мозга
–5. Для экспериментальных исследований лекарственных средств
–6. Для профилактики инфекционных заболеваний
41. На чем основывалось лечение заболеваний с позиций фетишизма?
–1. Изгнание духов болезни посредством заговоров, обрядовых действий
–2. Влияние астрологических факторов
–3. Использование для изгнания духов болезни одурманивающих, горечей
+4. Использование амулетов, талисманов
–5. Изгнание духов болезни посредством ритуальных танцев и масок 8
–6. Использование внутренних резервов психики врачевателя и больного
42. Как осуществлялась подготовка врачевателей в эпоху первобытного общества и
Древнего Мира?
+1. Семейные школы (передача знаний из поколения в поколение)
–2. Обучение в медицинских университетах
+3. Передача медицинских знаний узкому кругу посвященных
–4. Подготовка докторов медицины через докторантуру
–5. Подготовка магистров фармации через магистратуру
–6. Обучение в специализированных медицинских колледжах
43. Какая медицина является истоком народной, традиционной и научной медицины?
+1. Первобытная медицина
–2. Паллиативная медицина
–3. Экстремальная медицина
–4. Медицина новейшего времени
–5. Космическая медицина
–6. Храмовая медицина
44. Как в старину на Руси называли лекарственные средства?
+1. Зелия
–2. Леки
–3. Чудесные средства
–4. Природные спасители
–5. Аптечные снадобья
–6. Аптекарские яды
45. Кого в старину на Руси называли «зелейниками»?
–1. Лекарей, которые носили одежду зеленого цвета
+2. Людей, которые занимались сбором лекарственных растений и приготовлением лекар-
ственных средств
–3. Лекарей, которые хранили приготовленные лекарства в склянках из зеленого стекла
–4. Аптекарей, которые добавляли в настои и отвары листья растений для придания лекар-
ствам зеленого цвета
–5. Людей, которых лечили болезни зелеными частями растений
–6. Емкости зеленого цвета для хранения лекарств
46. Как в старину на Руси называли народных лекарей?
+1. Знахари
+2. Кудесники
–3. Доктора народной медицины
+4. Зелейники
+5. Ведуны, ворожеи, чародеи, колдуны и т.п
–6. Академики народной медицины
47. Кто в старину на Руси занимался родовспоможением?
–1. Костоправы
–2. Камнесеченцы
–3. Камчужные лекари
+4. Бабки-повитухи
–5. Чепучинные лекари
–6. Хирурги 9
48. Какие средства используются в народной медицине восточных славян?
+1. Средства животного происхождения
+2. Средства животного происхождения
+3. Минеральные средства
+4. Заговоры и молитвы
–5. Драгоценные камни
+6. Природно-климатические факторы и стихии
49. Что делали в старину в русской бане?
–1. Только мылись и парились
+2. Мылись и парились
+3. Лечили заболевания
+4. Принимали роды
+5. Делали кровопускания
–6. Проводили торжества
50. Какая природная стихия у восточных славян в наибольшей степени почиталась как
священная и обладающая целебной силой?
–1. Молния
+2. Вода
–3. Вулканические извержения
–4. Метель
–5. Ветер
–6. Ураган
studfiles.net
Первобытная медицина
Широко развилась в первобытную эпоху своеобразная примитивная медицина. Отсюда ведет свое происхождение так называемая медицина народная и здесь, по сути, лежат корни последующей фармакологии и терапии. Конечно, первобытная диагностика представляет собой нечто весьма наивное, чтобы не сказать более. Все же, при всей фантастичности представлений первобытного человека о болезни, мы у довольно отсталых племен встречаемся уже с различением разных болезней и применением конкретно выбранных средств от выявленного недуга.
Не приходится говорить, что первобытная медицина остается в плену чисто знахарских, колдовских или магических приемов лечения. Но уже в отдаленном прошлом были открытия лечебных свойств многих растений, а также веществ животного и минерального происхождения. Так, уже издавна туземцы древнего Перу употребляли с лечебными целями кору дикорастущего в этой стране дерева кина (на языке аймара), откуда современный хинин. Южная Америка является родиной еще одного важнейшего медицинского средства — кокаина. Именно древние перуанцы впервые стали разводить местный дикий кустарник кока, листья которого употреблялись ими в качестве наркотика и анестезирующего средства. Между прочим, и куренье табака считалось у индейцев лечебным средством. Наряду с употреблением естественных лечебных средств в натуральном виде, уже первобытный человек, насколько можно судить по этнографическим данным, применял и специально приготовленные, в частности составные, лекарства: настойки, декокты, мази, порошки. Практикуется и применение рвотного и слабительного, а некоторые индейцы и негры знают и клистирные приборы собственного изобретения. Применяется и массаж, хорошо известна холодная и горячая гидротерапия, известно и значение диеты. Наконец, далеко не чужда первобытность малой хирургии и большой: способность умело останавливать кровотечение, известно кровопускание, искусно удаляются посторонние тела, залечиваются переломы, известна, наконец, и ампутация. Не обходится, конечно, в области этой примитивной хирургии и без подлинно диких приемов лечения. Так, некоторые племена «лечат» упорную головную боль трепанацией черепа.
К далекой первобытности относится и возникновение врачебного сословия. Не следует думать, что так называемые знахари у отсталых племен и народностей применяют только колдовские приемы, заговоры и пр. Помимо этих способов «лечения» знахари пользуются всем арсеналом примитивной конкретной медицины, и некоторые их предписания не лишены целесообразности.
Не чужды отсталые народы и некоторых разумных и целесообразных правил в области санитарии и личной гигиены. Правда, существуют некоторые весьма отсталые племена, например кубу, которые страдают необъяснимой водобоязнью и никогда не моются. Но если только имеется к тому возможность, все отсталые племена, по общему правилу, очень часто купаются, иногда по нескольку раз в день. К первобытности относится и изобретение бани. Особенно распространена была баня у североамериканских индейцев. Баня имелась в каждом селении, и у некоторых племен было принято посещать ее почти ежедневно. Она представляла собой либо небольшую пещеру, вырытую в склоне холма, либо маленькую хижину из прутьев, крытую шкурами. Это была паровая баня: сюда накладывались раскаленные камни, вход закрывался и камни обливались холодной водой. Выйдя из такой бани, индеец часто прямо бросался в реку, а затем, сидя нагишом, с наслаждением покуривал трубку. Описанная паровая баня вмещала двух-трех человек. Но нередко индейское селение имело и более обширную прочную баню-землянку, отапливаемую печью. Столь же архаичны, как баня и купанье, веник и мочалка из травы.Вряд ли что-либо хорошее можно сказать об уходе у отсталых племен и народностей за роженицей и новорожденным. Здесь — главная причина очень большой детской смертности.
Естественно, исторические познания дали возможность первобытному человеку использовать природу в самых разнообразных направлениях, сделать громадное, количество замечательнейших открытий и изобретений, чему наиболее внушительным свидетельством служит развитие земледелия и скотоводства.
Одним из примеров использования растительного царства может служить открытие и применение американскими индейцами каучука. Использование каучука было распространено ещё в доколумбову эпоху в широком районе Центральной и Южной Америки. Уже спутники Колумба обратили внимание на отлично прыгающие, «лучше, чем кастильские», мячи «из смолы», которыми индейцы играли. Индейцы, действительно, и являются изобретателями резинового мяча. Но этим применение каучука не ограничивалось. Добывая его из некоторых видов каучуконосов, преимущественно из дерева, которое индейцы Бразилии называли cau-uchu — «плачущее дерево» (Hevea brasiliensis), индейцы делали из каучука, помимо мячей, непромокаемую обувь, бутылки и даже грушевидной формы спринцовки или клизмы. Именно от индейцев, притом со значительным опозданием, только с 40-х годов XVIII века, каучук, вместе с самым его названием, был заимствован в Европе.
Токсикология
Замечательной иллюстрацией первобытного накопления знаний может служить знакомство многих племен и народностей с ядами. Яды употреблялись иногда для усыпления рыбы, преимущественно же для отравления стрел.
Как известно, существующие в природе минеральные и органические яды чрезвычайно многочисленны по видам и крайне разнообразны по своему действию. И вот специальными исследованиями установлено, что для отравления стрел употреблялось лишь очень немного видов яда, причем именно те, которые обладают наиболее сильным токсическим свойством и действуют преимущественно на сердце. Какое, следовательно, колоссальное накопление опыта потребовалось для того, чтобы создать этот замечательный отбор, чтобы выработать эту первобытную токсикологию. Изучение ядов сыграло известную роль и в первобытной кулинарии. Произрастающая в Южной Америке тапиока сама по себе ядовита. Но женщины отсталых южноамериканских племен научились ее обезвреживать и сделали своей обычной пищей.
informvest.ru
ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания. История медицины: конспект лекций
ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания
Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.
Самая распространенная версия: медицина возникла одновременно с возникновение человека, получается, что медицина возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же обратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова, то он писал: «Медицинская деятельность – ровесница первого человека».
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно-общинного строя. Надо сказать, что первобытно-родовая община переживала в своем развитии два периода:
1) матриархат;
2) патриархат.
Кратко проследим основные моменты развития первобытно-родовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»), а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так как охота является уделом мужчин, то произошел переход к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм, которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи – извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага – это включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния – грубые фигуры женщин – хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь, их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб. Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения, которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие не следует. Опытным же путем к растительным средствам добавлялись лечебные средства животного происхождения (например, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Первобытным человеком также были замечены минеральные средства лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт природы – каменную соль, а также другие минералы вплоть до драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появилось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде всего драгоценными.
В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин, в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей домашнего очага.
История медицины насчитывает всего несколько тысячелетий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все-таки заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие-либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов охоты, возникал культ животного – тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого-либо животного или птицы, охота на которых давала пищу племени – племя обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже связывали свое происхождение с каким-либо животным. Такие представления называются анималистическими. Отсюда же и ношение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать действия погодных условий на жизнь, здоровье.
Существует мнение, что первобытные люди были очень крепки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздействия на людей неблагоприятных факторов техногенного характера – загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно боролись за свое существование с природными условиями, также болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть мнение, что средняя продолжительность жизни людей того времени составляла 20–30 лет. Теперь обратимся к такому понятию, как палеопатология.
1. Палеопатология – это наука, которая изучает характер заболеваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит, периоститы, рахит, переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличивание явлений природы, а позже анимизм.
2. Анимизм – одухотворение всей природы, заселение ее многообразными духами и сверхъестественными существами, будто бы действующими в ней.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ предка. Предок, т. е. уже какая-то отдельная личность, может даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной заболевания, мог вселиться в тело какого-нибудь человека и терзать его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие представления во многом легли в основу религии. Появились шаманы, которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию духов.
Таким образом, вместе с материалистическими представлениями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, развиваются анимистические, религиозные взгляды. Все это формирует народное врачевание. В деятельности народных целителей есть два начала – эмпирическое и духовное, религиозное.
Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовлением снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» верований.
С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного, вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.
Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.
Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Теперь необходимо определиться, можно ли называть народную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная медицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины. Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о традиционной народной медицине.
Таким образом, зачатки медицинской науки появились вместе с появлением человека, и с самого начала медицина была народной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее с помощью различных снадобий растительного, животного, минерального происхождения, а также с применением элементарных «медицинских инструментов» для наложения повязки при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.