Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе. Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сочинение: История развития физической культуры в рамках первобытного общества. Охарактеризуйте физическую культуру в первобытном обществе


История развития физической культуры в рамках первобытного общества

Содержание

Введение

1. Теории возникновения физической культуры

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру [5, с. 3].

И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие – к материальной, третьи считают самостоятельным явлением, одно-порядковым с духовной и материальной культурой [5, с. 3].

Нам представляются неправомерными попытки отнести физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или вывести ее вообще за рамки культуры.

Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент системы культура.

Предмет исследования – процесс развития физической культуры в рамках первобытного общества.

Объект исследования – особенности развития физической культуры.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Достижение данной цели немыслимо без решения следующих задач:

1. Охарактеризовать теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе.

2. Описать процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием монографической и учебной литературы.

1. Теории возникновения физической культуры

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры [4, с. 5].

Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры» [Цит. по 4, с. 5].

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение» [Цит. по: 4, с. 5].

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей [4, с. 6].

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных [4, с. 7].

Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания [2, с. 9].

Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту и рыбную ловлю [2, с. 9].

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя [2, с. 24].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой [4, с. 8].

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, то есть появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины.

Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели [4, с. 8].

Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира – и найти способы преодоления враждебной среды [3, с. 41].

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее [3, с. 41].

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [4, с. 9].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек [4, с. 9]. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных игр и физических упражнений по данным археологической и этнографической наук относится к раннему периоду первобытного общества.

Если говорить более конкретно о времени становления «человека разумного» и его физического типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40–30 тысячах лет. К этому времени относится выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Некоторые из них отрицали связь между трудовой деятельностью первобытных людей и физическим воспитанием подрастающего поколения.

В конце XIX – начале XX в. некоторые ученые – Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, нe делая при этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, так же, как и животное, играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другие ученые рассматривали происхождение и первоначальное развитие физвоспитания с трудовых позиций.

Именно в процессе и в результате труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра есть дитя труда», а не наоборот, как это утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека, по их мнению, составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного, сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи. Племена, обитавшие по берегам водоемов, широко практиковали плавание, греблю, а в зимнее время передвижение по льду на костяных коньках, изготовленных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения.

По мере развития первобытного общества возникает родовая община. Это новая форма общественной организации первобытных людей. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Физвоспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания. Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

Список используемой литературы

1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.

2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.

3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

4. Пельменьев В.К., Конева Е.В., история физической культуры: Учебное пособие/ В.К. Пельменев, Е. В, Конева. – Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

5. Физическая культура: Учебник для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2000. – 432 с.

globuss24.ru

История развития физической культуры в рамках первобытного общества

15

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Теории возникновения физической культуры

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру [5, с. 3].

И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие - к материальной, третьи считают самостоятельным явлением, одно-порядковым с духовной и материальной культурой [5, с. 3].

Нам представляются неправомерными попытки отнести физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или вывести ее вообще за рамки культуры.

Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент системы культура.

Предмет исследования - процесс развития физической культуры в рамках первобытного общества.

Объект исследования - особенности развития физической культуры.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Достижение данной цели немыслимо без решения следующих задач:

1. Охарактеризовать теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе.

2. Описать процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием монографической и учебной литературы.

1. Теории возникновения физической культуры

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества - один из основных в истории физической культуры [4, с. 5].

Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX - начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры» [Цит. по 4, с. 5].

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории - К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры - «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение» [Цит. по: 4, с. 5].

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура - это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора - объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей [4, с. 6].

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных [4, с. 7].

Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой - на повышение его трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания [2, с. 9].

Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту и рыбную ловлю [2, с. 9].

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой - появление человека разумного, конец - установление рабовладельческого строя [2, с. 24].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой [4, с. 8].

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, то есть появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины.

Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели [4, с. 8].

Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира - и найти способы преодоления враждебной среды [3, с. 41].

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом - ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом - потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее [3, с. 41].

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями - чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений - бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [4, с. 9].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев - игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки - упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек [4, с. 9]. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1_я стадия - все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2_я - только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации - проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей - женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания - тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ - для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных игр и физических упражнений по данным археологической и этнографической наук относится к раннему периоду первобытного общества.

Если говорить более конкретно о времени становления «человека разумного» и его физического типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40-30 тысячах лет. К этому времени относится выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Некоторые из них отрицали связь между трудовой деятельностью первобытных людей и физическим воспитанием подрастающего поколения.

В конце XIX - начале XX в. некоторые ученые - Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) - утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, нe делая при всём этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, так же, как и животное, играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другие ученые рассматривали происхождение и первоначальное развитие физвоспитания с трудовых позиций.

Именно в процессе и в результате труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра есть дитя труда», а не наоборот, как это утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека, по их мнению, составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного, сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. При этом возникновение физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи. Племена, обитавшие по берегам водоемов, широко практиковали плавание, греблю, а в зимнее время передвижение по льду на костяных коньках, изготовленных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения.

По мере развития первобытного общества возникает родовая община. Это новая форма общественной организации первобытных людей. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Физвоспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания. Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

Список используемой литературы

1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. - Новосибирск: ЮКЭА, 2002. - 712 с.

2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. - М.: Советский спорт, 2008. - 228 с.

3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 312 с.

4. Пельменьев В.К., Конева Е.В., история физической культуры: Учебное пособие/ В.К. Пельменев, Е. В, Конева. - Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 312 с.

5. Физическая культура: Учебник для вузов. - М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2000. - 432 с.

referatwork.ru

Глава 1.Возникновение и первоначальное развитие физической культуры в первобытном обществе.

Обратная связь

Первобытный строй – это первая общественно- экономическая формация в развитии человечества, имеющая определенную периодизацию и характерные особенности формирования человека и происхождения физической культуры. Вопросы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры интересовали ученых разных стран. Существует много теорий по основному моменту в истории физической культуры возникновению ее. Некоторые ученые считали, что деятельность людей древнего общества в области физического воспитания была бессознательной, нецеленаправленной, инстинктивной; само физическое воспитание имело культовое происхождение, характер и содержание, и выступало как внеисторическое явление, не связанное с потребностями общества ( немецкий историк Дим, Кербс, Жилет и другие ). Ученые – Бюхер, Гросс, Спенсер, Летурно и другие – утверждали о первичности игры и подчиненной роли труда в жизни общества, причем труд противопоставляется физической культуре, которая трактуется как « свободная игра», освобождающая человека от тягот жизни.

Однако все эти теории ошибочны, так как одни ученые не находили принципиальных различий между животным миром и человеком, между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью человека. Сущностная сторона этих теорий сводилась к тому, что человеческое общество якобы не имеет своих законов развития, а подчинено только законам природы. Следовательно и в нем неизбежны такие же явления (борьба за существование, естественный отбор и др.) наблюдаемые в жизни животных. Таким образом утверждали сторонники этих теорий, труд возник из игры животных, а вместе с ним и вся культура человека, в том числе и физическая культура.

Теории, связанные с культовыми, магическими истоками возникновения физических упражнений и игр также ошибочны, так как элементы физических упражнений, игр, танцы применялись первобытным человеком в дорелигиозный период развития общества.

Были и другие ученые, которые убедительно доказывали, что в основе происхождения и развития человека, физической культуры лежит труд. Особенно ярко роль труда в развитии человека, в том числе и его физического облика, подчеркивается в работе Ф.Энгельса « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Он писал «что труд создал самого человека». Современные научные исследования обосновали, что общественно – исторической основой происхождения физической культуры, как и всей культуры является труд, физическая культура возникла из материальной потребности первобытного общества в подготовке людей к тому или иному роду деятельности. В процессе труда изменялся физический тип человека. Он становился более ловким, гибким и стройным. Сравнительное изучение костей человека показывает, что изменения в строении его конечностей происходили раньше изменений черепа, что подтверждает решающую роль труда.

Научное обоснование взглядов на происхождение игр и трудовой деятельности в своей работе « Письма без адреса» дал Г.В. Плеханов. Он с научных позиций обосновал, что ребенок первобытного общества, появившись на свет, не обладал инстинктивным стремлением к исполнению трудовых процессов, в основном это исполнение носило подражательный характер. В играх дети старались воспроизвести труд родителей. Таким образом в жизни общества действительному исполнению хозяйственных работ, предшествовало воспроизведение этих процессов в плясках взрослых и забавах детей. А это значит, что в жизни общества труд старше игры. Возникновение физических упражнений связанное наличием объективных и субъективных факторов. Под первыми понимаются характер и уровень первобытного производства (охота, рыболовство, собирательство), под вторым – сознание человека.

Уже на ранней стадии становления человеческого общества человек должен был найти основные источники своего существования. Животные являлись непосредственным источником существования человека, и охота на них заставляла действовать коллективно. Плохое физическое развитие таило в себе угрозу гибели и могло свести на нет усилия всего охотничьего коллектива. Коллективная охота требовала не только развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости, но и упорства, внимания, наблюдательности и согласованности своих действий с действиями других охотников. Физическое развитие также требовалось для изготовления и применения охотничьих орудий. Конечно охотясь, занимаясь собирательством, рыболовством первобытный человек выполнял определенного рода двигательные действия, в процессе которых физически развивался и совершенствовался. Однако потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. В отличие от животных у человека имелся социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления от поколений к поколению). Повторяясь бесчисленное количество раз, опыт привел древнего человека к осознанию явления упражняемости, которое обусловилось пониманием человеком своего воздействия на орудие и процесс труда. Сам труд рождал такую важную черту человеческого мышления, как логичность, позволяющую познавать окружающий мир, и прежде всего те его предметы и явления, которые были непосредственно связаны с практической жизнью.

Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатам выполнения соответствующих действий в реальном трудовом процессе. Это приводит к осознанию зависимости успеха результатов труда от предварительного выполнения имитационных упражнений. Таким образом, данные действия выступают как не что-то оторванное от своей трудовой первоосновы, а становятся обобщенными и отвлеченными. Например, на основе бега во время погони за добычей или бега от врага постепенно формировался бег на различные дистанции. Следовательно, физические упражнения являются средством подготовки к общественному производству, формируя навыки, развивая умения. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые можно развить с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но при ведущей роли социального. Процесс передачи общественного и исторического опыта, а также опыта физического воспитания происходит в процессе общения между людьми. Поскольку первобытнообщинный строй существовал около миллиона лет, необходимо знать периоды его развития.

Первый, самый ранний, это дородовое состояние общества, когда люди еще не объединены в прочные общины. В то время отношения между людьми были самыми примитивными, разделения труда не было. Именно в этот период в основном завершается биологическое развитие человека. На данной стадии развития общества основной формой физического воспитания были игры, которые носили натуралистический характер и практически полностью повторяли трудовой процесс. Передача опыта подрастающему поколению проходила путем подражания.

Второй период – период первобытных общин, когда устанавливается родовой строй, сначала на основе матриархата, для которого характерно разделение труда, но организованного земледелия и скотоводства еще не существует.

Развитие земледелия и скотоводства требует большой физической силы и выдвигает мужчину на первое место, в трудовой деятельности наступает период патриархата.

В связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам игры стали принимать символический характер. Они продолжали имитацию трудовых процессов, но в них животных заменяли чучелами, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Применялись мячи из шкур животных, вместо палки стали использовать клюшки и т.п..

Постепенно игры стали перерастать в состязательные, которые практически отошли от трудового процесса. Игры проходили на специальных площадках, совершенствовался игровой инвентарь и.т.д.

Процесс развития физической культуры привел к выделению из него самостоятельных физических упражнений в беге, метаниях, прыжках, борьбе, фехтовании, плавании и других видов, которые были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Появляются своеобразные формы проверки физической подготовленности юношей. Это обряды посвящения юношей в число взрослых членов общества - инициации. Готовя юношей к испытаниям, взрослые обучали их различным приемам трудовой деятельности, развивая одновременно и его физические качества. Широко использовались физические упражнения и игры.

В период патриархата, когда земледелие и скотоводство стали основной формой труда и физическая сила мужчин стала играть решающую роль в процессе производства, первобытная физическая культура усложняется. Появляются более сложные игры, пляски и физические упражнения, символизирующие приручение зверя, сложные приемы охоты, процесс земледелия. В конце данного периода и особенно в период разложения первобытной общины, когда война стала частой формой отношений между племенами, возникают и развиваются элементы военно- физической подготовленности молодежи.

Появление частной собственности, выделение родовой знати приводят к появлению в первобытном обществе индивидуального воспитания. Вожди племен и родовая знать стремятся дать своим сыновьям лучшее физическое воспитание, чем детям рядовых членов общины, причем это воспитание исключительно связано с военной подготовкой, а не с подготовкой к труду. Это объясняется тем, что появление рабов постепенно освобождает верхушку общины от необходимости готовиться к труду.

Три особенности, которые были характерны для физической культуры первобытного общества:

1. Невозможность выделить физическую культуру как самостоятельную отрасль общей культуры. Развивались все стороны общественной жизни, в том числе и физическая культура как составная часть всей культуры первобытного общества.

2. Всеобщность, обязательность для всех. До появления рабства физическая культура была творчеством и достоянием всех членов общины, физическое воспитание было не только правом, но и обязанностью каждого.

3. Физическая культура являлась одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и лишь в период разложения родовых отношений она стала использоваться и для военно–физической подготовки.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы взгляды ученых на происхождения физических упражнений и игр?

2. Какова роль труда в возникновении и развитии физической культуры?

3. Какие формы физического воспитания относятся к самым ранним, какова их эволюция?

4. Каковы особенности физической культуры первобытного общества?

 



pdnr.ru

Сочинение - История развития физической культуры в рамках первобытного общества

Содержание

Введение

1. Теории возникновения физической культуры

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с той ролью, которую играет физическая культура, или культура тела в жизни современного человека.

Это непосредственно связано с тем, что процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру [5, с. 3].

И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности.

Незавершенность полемики по проблеме структуры культуры отражается и на определении места физической культуры в рамках общей культуры. Одни относят ее к духовной культуре, другие – к материальной, третьи считают самостоятельным явлением, одно-порядковым с духовной и материальной культурой [5, с. 3].

Нам представляются неправомерными попытки отнести физическую культуру только к материальной или только к духовной культуре или вывести ее вообще за рамки культуры.

Она не может быть отнесенной только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества и даже отдельного человека не является единственной или главной ее характеристикой как социального явления. Но по этой же причине она не может быть и частью духовной культуры, хотя в ее сфере и находит свое отражение общественное сознание.

Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Исторический подход позволяет выявить генетические связи физической культуры в элемент системы культура.

Предмет исследования – процесс развития физической культуры в рамках первобытного общества.

Объект исследования – особенности развития физической культуры.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать процесс развития физической культуры на протяжении первобытного общества.

Достижение данной цели немыслимо без решения следующих задач:

1. Охарактеризовать теоретические трактовки развития физической культуры в первобытном обществе.

2. Описать процесс развития физической культуры на отдельных этапах истории первобытного строя.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием монографической и учебной литературы.

1. Теории возникновения физической культуры

Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры [4, с. 5].

Не случайно к нему обращались многие ученые.

Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:

1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры» [Цит. по 4, с. 5].

2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б. Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – «физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение» [Цит. по: 4, с. 5].

3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.

4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева.

Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.

К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки.

Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).

К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, то есть воспитывал.

Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей [4, с. 6].

Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд.

Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.

Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.

Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой, и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных [4, с. 7].

Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.

Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности.

Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.

Таким образом, анализ теорий возникновения физической культуры позволяет сделать ряд следующих выводов.

Физвоспитание в этих условиях первобытного общества должно выполнять функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания [2, с. 9].

Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе с взрослыми на охоту и рыбную ловлю [2, с. 9].

Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью.

Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

2. Развитие физической культуры на отдельных этапах развития первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя [2, с. 24].

В истории первобытного общества выделяют три периода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой [4, с. 8].

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, то есть появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины.

Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели [4, с. 8].

Шаманизм и мистицизм также возникли из игровых попыток человека осознать и обозначить границы мира, найти для всего окружающего четкую роль, связать предметы и явления в единую картину мира – и найти способы преодоления враждебной среды [3, с. 41].

То, что современному человеку показалось бы игрой, для древних людей было очень серьезным, ответственным действом – ритуальные танцы, гадания, поклонения фетишам и подношения духам. В этой первобытной игре от случайных факторов (искр костра, дуновения ветра, падения костей) зависело, жить или умирать жертве, выходить на охоту или голодать, начинать или не начинать войну. И люди относились к этим играм с трепетом – потому что они лежали в основе их жизни и были самым важным механизмом, регламентирующим ее [3, с. 41].

Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр.

Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими.

Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником,

вместо палки стали использоваться клюшки.

На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они, так или иначе, были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т. е. появилось физическое воспитание [4, с. 9].

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений.

У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом.

Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек [4, с. 9]. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом.

У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1‑я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2‑я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины.

Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев.

Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, то есть первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение.

Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).

Во время разложения родового строя и образования классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать ряд следующих выводов.

Появление первых примитивных игр и физических упражнений по данным археологической и этнографической наук относится к раннему периоду первобытного общества.

Если говорить более конкретно о времени становления «человека разумного» и его физического типа, близкого к современному человеку, то речь может идти о 40–30 тысячах лет. К этому времени относится выделение игр и физических упражнений в самостоятельный вид человеческой деятельности.

Одни объясняли происхождение игр и физических упражнений с культовых и биологических позиций. Некоторые из них отрицали связь между трудовой деятельностью первобытных людей и физическим воспитанием подрастающего поколения.

В конце XIX – начале XX в. некоторые ученые – Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция) – утверждали, что трудовые процессы возникли из игр животных, нe делая при этом различий между игрой животного и игрой человека. Они говорили, что человек, так же, как и животное, играет потому, что у него есть избыток сил. По их мнению, в жизни общества «игра старше труда», а «труд есть дитя игры».

Другие ученые рассматривали происхождение и первоначальное развитие физвоспитания с трудовых позиций.

Именно в процессе и в результате труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность. «Игра есть дитя труда», а не наоборот, как это утверждали некоторые ученые.

Трудовая деятельность человека, по их мнению, составляла объективную предпосылку возникновения физического воспитания в обществе. Важную роль в этом вопросе играло также сознание древнего человека, его духовный мир. Охота и другие жизненно важные занятия требовали внимательного, сознательного к себе отношения, а также определенного уровня развития целого ряда умений и навыков.

С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры. Однако возникновение физических упражнений, игр, танцевальных движений как действий, производных от труда, относится к дорелигиозному периоду человеческой истории.

Существенное значение в происхождении тех или иных видов физических упражнений и игр имеют географическая среда и климатические условия, в которых жили первобытные люди. У народов Севера с древнейших времен в труде и быту применялись лыжи. Племена, обитавшие по берегам водоемов, широко практиковали плавание, греблю, а в зимнее время передвижение по льду на костяных коньках, изготовленных из длинных трубчатых костей животных. Кочевые племена, жившие в степных районах, с ранних лет приучали детей к верховой езде. В процессе совершенствования орудий труда и оружия, под влиянием новых форм ведения хозяйства и по мере развития сознания первобытных людей появлялись новые физические упражнения и игры. В дородовом обществе игры и физические упражнения почти целиком воспроизводили элементарные трудовые движения.

По мере развития первобытного общества возникает родовая община. Это новая форма общественной организации первобытных людей. Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привело к усложнению воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Физвоспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу. Появляются зачатки военного воспитания. Так, дети австралийцев с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании различных предметов, ходили вместе со взрослыми на охоту и рыбную ловлю. Австралийцам широко были известны разнообразные игры и развлечения. В воспитании практиковались метание бумеранга, игра в мяч одной фратрии (совокупность нескольких родов) против другой. У первобытных народов Америки (индейцев, эскимосов и др.) были известны игры с бросанием мяча в цель. Бег на большие расстояния, поднимание тяжестей (камней). Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей, подростков и юношей фехтование на палках, борьбу, игры с бегом и прыжками, стрельбу из лука, упражнения с раскачиванием на лианах с последующими прыжками. Племена бушменов отличались быстротой бега и большой выносливостью. Мужские игры у них имели соревновательную направленность, а пляски носили атлетический характер.

Список используемой литературы

1. Быстрова А.Н., Мир культуры (основы культурологии): Учебник для вузов/ А.Н. Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.

2. Григоревич В.В., Всеобщая история физической культуры: Учебник/ В.В. Григоревич. – М.: Советский спорт, 2008. – 228 с.

3. Голощапов Б.Р., История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

4. Пельменьев В.К., Конева Е.В., история физической культуры: Учебное пособие/ В.К. Пельменев, Е. В, Конева. – Калининград: Издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 312 с.

5. Физическая культура: Учебник для вузов. – М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2000. – 432 с.

www.ronl.ru

Физическая культура в Первобытном строе

Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя

Первобытнообщинный строй является первой социально-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельческого строя.

В истории первобытного общества выделяют три периода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой.

Особенности родового общества: ведение общего хозяйства; четкое разделение труда между полами; эпизодическое столкновение между племенами, т.е. появляется военная организация родовой общины; возникают новые виды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло.

Возникновение физической культуры историческая наука относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторяли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые

цели. Позже, в связи с начавшимся разделением труда по возрастным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но живые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шерстью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, игровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п. На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагировались от труда. Игравшие стали делиться на команды, появились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться простейшими правилами, появились спортивные судьи и зрители.

Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве самостоятельных физических упражнений – бег, метание, прыжки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду.

Возникли специальные приемы обучения физическим упражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физическое воспитание.

В родовом обществе физическое воспитание носило высокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои

формы и виды упражнений. У австралийцев – игры, метание бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корроби». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, плавание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских

племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, военные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я стадия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу.

Одной из форм физического воспитания являлись инициации – проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах являлось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев. Из древнего периода до нас дошли следующие методические приемы обучения: например, у индейцев учитывались половые особенности, у чукчей – женщины участвовали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок.

В период разложения родового строя происходит военизация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и

дома молодежи, которые существовали только для физического воспитания юношей.

Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ – для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физическое обучение. Таким образом, в родовом обществе физическое воспитание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным). Во время разложения родового строя и образования

классов физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки и классовый характер.

multiurok.ru

Теории возникновения физической культуры в первобытном обществе.

Количество просмотров публикации Теории возникновения физической культуры в первобытном обществе. - 372

Исторические предпосылки возникновения физической культуры.

Теории возникновения физической культуры в первобытном обществе.

Исторические предпосылки возникновения физической культуры.

Литература:

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр ʼʼАкадемияʼʼ, 2001.

Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997.

Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.

Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 ʼʼФиз. воспитаниеʼʼ и № 2115 ʼʼНач. воен. обучение и физ. воспитаниеʼʼ. – М.: Просвещение, 1989.

Физическое воспитание (ФВ) как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80-8 тыс. лет назад.

О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделœены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой (ФК) отличаются от других видов деятельности (в т.ч. и трудовой) прежде всœего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, ᴛ.ᴇ. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т.п. А физический труд, к примеру, своей целью ставит изготовление определœенного продукта. Многие трудовые операции тоже воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние во многом зависит от особенностей содержания и условий производства и должна быть различным (в т.ч. и отрицательным). Цель ФК – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из базовых причин понимания первобытными людьми того, что, совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать, но и физически развивать самого себя. Это (ᴛ.ᴇ. субъективный фактор) стало существенным толчком к возникновению ФК.

В зарождении физических упражнений (ФУ) важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

Возникновение ФК было обусловлено условиями жизни первобытных людей, где основными средствами существования было собирательство, охота͵ рыболовство и т.д. Постоянно соперничество с дикой природой заставляло древнего человека заранее готовиться к этим видам трудовой деятельности. Эта подготовка происходила в ходе магического церемониала, обрядовых танцев, посвящений, игр, имитирующих трудовые, военные и другие действия. У некоторых племен Африки, к примеру, до сих пор сохранились обрядовые и ритуальные танцы, которые использовались как подготовка к охоте. Суть этих церемоний сводилась к тому, что люди изображали то животное, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предстояло охотиться и, имитируя процесс охоты, метали в это изображение камни или копья. Смысл магии заключался в том, что древний человек считал, что если победит изображение животного или врага, то и в действительности одержит над ним верх. С другой стороны, через выполнение этих действий осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), а выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, т.к. они не являлись собственной трудом, военным делом и др.

Древней формой ФК были и игры. Существует несколько теорий их возникновения. Из них основные – две. Согласно первой, т.н. биологической теории (Бохер, Гросс – Германия, Летурно – Франция и др.), ʼʼигра старше трудаʼʼ и отражает якобы стремление индивида уйти от трудностей жизни в мир фантазии, а в играх человек участвует потому, что ʼʼнакоплен избыток силʼʼ.

Сторонники другой концепции (Плеханов – Россия, марксисты) считают, что игра предшествует труду, но труд старше игры, т.к. дети (даже истощенные, больные) в своих играх копируют трудовую деятельность взрослых, и ʼʼигра есть дитя трудаʼʼ.

При смене первобытной общины родовой происходит усиление борьбы за существование и, как следствие, увеличивается потребность в подготовке воинов. В родовом обществе большую роль играли инициации (посвящения) при приеме в племя или род, при вступлении в брак.

По мере развития общества появляются новшества и в ФК:

- 12-6 тыс. лет назад появление лука → стрельба из лука;

- приручение животных → верховая езда, игры с быком;

- 3 тыс. лет назад народы Севера изобрели лыжи → ходьба на лыжах.

В период разложения родового строя и появления частной собственности ФК становится неоднородной, ФУ всœе чаще проводятся в форме соревнований, появляются игры с мячом.

Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота͵ стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в крайне важно сть преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.

Выводы:

Для ФК первобытного строя характерно следующее:

1. Зарождение ФУ, ᴛ.ᴇ. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;

2. ФК носила бесклассовый характер, т.к. ее ценности принадлежали всœему обществу;

3. ФК носила элементарный, ᴛ.ᴇ. зачаточный характер;

4. ФУ выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите исторические предпосылки возникновения ФК.

2. Какие существуют теории возникновения в первобытном обществе ФК?

3. Перечислите особенности ФК первобытного общества.

Лекция 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

План:

referatwork.ru


Смотрите также