Одежда первобытное общество. Тема Искусство и костюм первобытного общества Периодизация
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИСКУССТВО И КОСТЮМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. Одежда первобытное общество


Первобытное общество одежда

Претерпела существенные изменения на сегодняшний день первобытное общество одежда. Если еще 10 лет назад дети страдали от скованности движений в шубах или тулупчиках, то уже сегодня им предлагается широкий выбор термокостюмов – комбинезон и куртка, которые позволяют ребенку долго пребывать на морозе, а главное, их расцветки приходятся по душе маленьким модникам.

Имеет много стилей, каждый из которых защитная одежда для пчеловода, в своюочередь, подразделяется на многочисленные вариации. Здесь можно привести в пример наличие воротника или его отсутствие, наличие капюшона, карманов и прочих важных для повседневной жизни деталей. Также всю верхнюю одежду можно подразделить на однобортные модели, двубортные или с запахом.

Подразделяется на подкатегории в зависимости от кроя. Здесь различают прямой крой, трапецией или одежда для школы для девочек 7 лет. Практически каждый атрибут, относящийся к верхней одежде, имеет в своей коллекции каждый из представленных силуэтов. Подобное течение уже входит в некое правило.

Ярославль, Якутск, Южно-Сахалинск, Энгельс, Электросталь, Шымкент, Шахты, Чита, Черновцы, Чернигов, Черкассы, Череповец, Челябинск, Чебоксары, Хмельницкий, Химки, Херсон, Харьков, Хабаровск, Уфа, Усть-Каменогорск, Уссурийск, Уральск, Ульяновск, Улан-Удэ, Тюмень, Тула, Томск, Тольятти, Тернополь, Темиртау, Тверь, Тараз, Тамбов, Таганрог, Сыктывкар, Сызрань, Сургут, Сумы, Стерлитамак, Старый Оскол, Ставрополь, Сочи, Смоленск, Симферополь, Семей, Северодвинск, Севастополь, Саратов, Саранск, Санкт-Петербург, Самара, Рязань, Рыбинск, Ростов-на-Дону, Ровно, Псков, Прокопьевск, Полтава, Подольск, Петропавловск-Камчатский, Петропавловск, Петрозаводск, Пермь, Пенза, Павлодар, Орск, Оренбург, Орел, Омск, Одесса, Норильск, Новочеркасск, Новосибирск, Новороссийск, Новокузнецк, Николаев, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Нижнекамск, Нижневартовск, Находка, Нальчик, Набережные Челны, Мытищи, Мурманск, Москва, Могилёв, Минск, Мелитополь, Махачкала, Мариуполь, Макеевка, Магнитогорск, Люберцы, Львов, Луцк, Луганск, Липецк, Кызылорда, Курск, Курган, Кривой Рог, Кременчуг, Красноярск, Краснодар, Краматорск, Кострома, Костанай, Королёв, Комсомольск-на-Амуре, Кировоград, Киров, Киев, Керчь, Кемерово, Караганда, Каменск-Уральский, Калуга, Калининград, Казань, Иркутск, Йошкар-Ола, Ижевск, Ивано-Франковск, Иваново, Златоуст, Зеленоград, Запорожье, Житомир, Екатеринбург, Донецк, Днепродзержинск, Дзержинск, Грозный, Гродно, Горловка, Гомель, Воронеж, Вологда, Волжский, Волгодонск, Волгоград, Владимир, Владикавказ, Владивосток, Витебск, Винница, Великий Новгород, Брянск, Брест, Братск, Бобруйск, Бийск, Белгород, Белая Церковь, Барнаул, Барановичи, Балашиха, Балаково, Атырау, Астрахань, Астана, Архангельск, Армавир, Ангарск, Алматы, Актобе, Актау, Абакан

ieik.tmweb.ru

Тема Искусство и костюм первобытного общества Периодизация

Тема: Искусство и костюм первобытного общества Тема: Искусство и костюм первобытного общества

Периодизация: Верхний палеолит – 40 -10 тыс. до н. э. Мезолит – 10 -5 Периодизация: Верхний палеолит – 40 -10 тыс. до н. э. Мезолит – 10 -5 тыс. до н. э. Неолит – 8 -3 тыс. до н. э. Бронзовый век – III тыс до н. э. – Ближний Восток; I тыс до н. э. Зап Европа

Верхний палеолит Верхний палеолит

Наконечники для стрел Наконечники для стрел

Орнамент «меандры» . Палеолитическая резьба по дереву Орнамент «меандры» . Палеолитическая резьба по дереву

Наскальная роспись

Наскальная роспись

Наскальная роспись в пещере Ласко (Франция) 14 тыс. до н. э. Наскальная роспись в пещере Ласко (Франция) 14 тыс. до н. э.

Наскальная роспись в пещере Ласко (Франция) 14 тыс. до н. э. Наскальная роспись в пещере Ласко (Франция) 14 тыс. до н. э.

Наскальная роспись из пещеры Альтамира в Испании Наскальная роспись из пещеры Альтамира в Испании

 «Колдун» . Роспись пещеры Труа Фрер. Франция «Колдун» . Роспись пещеры Труа Фрер. Франция

Рельефное изображение дикой лошади. Кость. Верхний палеолит Рельефное изображение дикой лошади. Кость. Верхний палеолит

 «Венера» из Виллендорфа «Венера» из Виллендорфа

Женские статуэтки Женские статуэтки

Мезолит Мезолит

 «Охота на кабана» наскальная живопись испанского Леванта «Охота на кабана» наскальная живопись испанского Леванта

 «Охота на оленей» наскальная роспись Кова дель Кавалльс из Валльторты (Кастильон, Испания)

«Охота на оленей» наскальная роспись Кова дель Кавалльс из Валльторты (Кастильон, Испания)

 «Сборщик дикого мёда» Стоянка Ла Аранья. Валенсия. Испания «Сборщик дикого мёда» Стоянка Ла Аранья. Валенсия. Испания

 «Быки, олени, лани, танцующие женщины» Роспись пещеры Когул. Испания «Быки, олени, лани, танцующие женщины» Роспись пещеры Когул. Испания

Неолит Неолит

Менгиры

Менгиры

Дольмен Дольмен

Дольмен. Закавказье Дольмен. Закавказье

Дольмен. Ирландия Дольмен. Ирландия

Первобытное жилище Первобытное жилище

Кромлех. Стоунхендж Кромлех. Стоунхендж

Костюм Костюм

Костюмы западноевропейских народов эпохи бронзы

Костюмы западноевропейских народов эпохи бронзы

Костюмы западноевропейских народов эпохи бронзы Костюмы западноевропейских народов эпохи бронзы

Выполнить зарисовку костюмов и оформить таблицу «Характеристика костюма» Рубаха Юбка Пояс Сагум Обувь Головной Выполнить зарисовку костюмов и оформить таблицу «Характеристика костюма» Рубаха Юбка Пояс Сагум Обувь Головной убор Костюмы западноевропейских народов эпохи бронзы (I тыс. до н. э. )

Обувь народов Западной Европы эпохи бронзы

Обувь народов Западной Европы эпохи бронзы

present5.com

ИСКУССТВО И КОСТЮМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ИСКУССТВО И КОСТЮМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

 

Человек сформировался на Земле приблизительно 2 млн. лет тому назад, в эпоху Палеолита, Древнего каменного века, который подразделяется на нижний (ранний), когда на Земле жили предки современного человека, и верхний(поздний). Именно в эпоху позднего палеолита ( 40 тыс. лет до н.э.) и сформировался человек разумный. Именно с ним связано то, что мы называем изобразительной деятельностью.

В эпоху позднего палеолита основной заботой человека было добывание еды, и обеспечение жизни, которой занимались все члены рода. В это время возникает осознание человеком того, что надо защищать свое тело от холода. Вследствие чего появляется одежда, осуществляющая защитную функцию. Одежда состояла из шкур животных, которые закреплялись на фигуре накладным способом. Затем при помощи шила и сухожилий животных детали одежды соединялись между собой.

ПОЗДНЕЕ, КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЖИТЬ ОБЩИНОЙ (племенем), появляется разделение труда, при котором каждый член общины занимался тем, что у него лучше получалось вместе с другими членами племени.

Вместе с разделением труда в первобытном обществе возникают социальные расслоения, отражаемые в одежде, которая насыщается знаками отличия в зависимости от социального статуса каждого члена племени. Помимо социальных знаков человек покрывал себя изображениями или надевал на себя предметы, которые должны были защищать его от действий темных сил (АМУЛЕТЫ). Кроме этого на тело или одежду для отличия своих соплеменников от чужих помещались символы предков рода (ТОТЕМЫ). И, таким образом, одежда, насыщенная знаками отличия, амулетами и украшениями становится КОСТЮМОМ.

В результате совместной жизни большого числа организованных соплеменников, каждый из которых имеет свои обязанности, появились запасы еды, жилище, и СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, досуг, а вместе с ним и проблема его проведения, которая отчасти решалась занятием украшения быта.

В результате на стенах пещер, оружии и предметах быта появляются изображения - скульптурные, графические, живописные и геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Эти изображения способствовали закреплению и передачи знаний и навыков, являлись средствами общения между людьми, между нынешним и последующим поколениями, выполняли культовую роль. Следовательно, изобразительная деятельность была связана со всеми сферами жизни человека и не носила только декоративной функции.

К числу древнейших изображений на стенах пещер относятся оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, т. н. МЕАНДРЫ, которые явились предшественниками орнамента.

Одним из первых скульптурных изображений является т.н. Венера из Виллендорфа. Для неё, как и для других изображений человека этого периода, характерна условность изображения и передача наиболее важных с точки зрения человека того времени особенностей фигуры.

Так как обеспечение жизни ещё прежде всего связывали с удачной охотой, человеку необходимо было “отрепетировать” её заранее в жилище, предварительно изобразив животное на стене пещеры, или самому ”стать” животным. КОЛДУН. Удачная охота зависела от степени натуралистичности изображения, поэтому росписи на стенах пещер, совершенствуясь, обретают не только графические контуры, но и цвет. Таким образом, возникают первые живописныеизображения.

На стенах и сводах пещер Ласко (Франция) и Альтамира (Испания) изображены целые композиции животных: бегущих и стоящих бизонов, лошадей, оленей, сцены их пленения и охоты. Росписи выполнены при помощи угля и натуральных земляных красящих пигментов - оттенков охры. Изображения экспрессивны, динамичны, линии, передающие контур фигур, имеют стремление к передаче объема - становятся то ярче, то темнее, то толще, то тоньше.

При таком совершенном изображении животного, которое является центром сюжета, человек здесь только схема, некий символ.

Происходит совершенствование орнамента, которым начинают покрывать различные деревянные предметы.

Таким образом, можно отметить некоторые особенности изобразительного искусства этого периода:

 

1. Стилизация изображений.

2. Животное - центральная фигура сюжета.

3. Экспрессия передачи движения.

4. Пластическая выразительность фигур.

5. Возникает орнамент.

6. Возникает костюм.

В последующую, МЕЗОЛИТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ (10-8 тыс. до н. э.), возникает новая сюжетная трактовка жизни человека. Наряду со сценами охоты изображается мирное соседство людей и уже прирученных животных и человек здесь не схема, а равноправное действующее лицо сюжета, что значительно отличается от трактовок сюжета предыдущего периода. Человек всё еще достаточно условен, но уже различим среди себе подобных. Изображения взрослых отличаются от изображений детей, женские фигуры от мужских. Есть некоторые отличия в трактовке самих фигур. Некая обостренная реалистичность изображения животных палеолита уступает место стилизации мезолитической эпохи. Построение композиций тоже различаются. В композициях палеолита каждая фигура изображается самоцельно, вне связи с другими. В мезолитическую же эпоху композиции построены как единое действо, в тесной взаимосвязи всех действующих лиц сюжета.

В это время, в результате совершенствования орудий труда, возникает простейший вертикальный ткацкий стан, благодаря которому можно было получать необходимое для жизни количество ткани. Таким образом, человек начинает возделывать, культуры, дающие волокна и разводить животных для получения шерсти.

Итак, некоторые характерные черты развития искусства и ремёсел этого периода:

1. Фигура человека прорабатывается более натуралистично.

2. В центре сюжета - человек.

3. Единое сюжетное действо.

4. Человек изображается в одежде.

5. Совершенствуются орудия труда

6. Возникает ткачество.

 

 

В ЭПОХУ НЕОЛИТА (8-4 тыс. до н.э.), нового каменного века, изменяется жизнь человека. Оседлый образ жизни приводит к образованию первых крупных поселений, которые потом преобразовались в города-государства.

К этому периоду относятся первые дошедшие до нас архитектурные сооружения, культового характера - менгиры, дольмены и кромлехи.

МЕНГИРЫ - каменные столбы высотой от одного и более метров, стоящие отдельно или группами.

ДОЛЬМЕНЫ - комбинации из больших каменных глыб, имеющие стены и свод, связанные с культом мертвых.

КРОМЛЕХИ - сложные сооружения, комплексы, имеющие округлую в плане форму, составленные из грубо отёсанных плит. СТОУНХЕНДЖ (Англия).

В это время достигает совершенства обработка мелких каменных изделий - их поверхность становится более гладкой, иногда полированной.

Возникает гончарное производство. Успехи в земледелии и скотоводстве способствовали совершенствованию мастерства прядения и ткачества.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК (III тыс. до н.э. на Ближнем Востоке, I тыс. до н.э. в Европе) следует за неолитом. Возникают первые металлические орудия. Появляются украшения, оружие, изобретается колесо, появляется письменность, зарождаются и достигают расцвета крупные города и империи (Египетское и Шумерское царства).

В эту эпоху костюм помимо социальной и защитной функций нёс на себе отличие по половому признаку, также связанному с распределением обязанностей в общине и различной деятельностью по поддержанию жизни.

Женщина больше времени проводила в доме, не отлучаясь от него далеко, вела домашнее хозяйство. Вести медленную и размеренную жизнь ей позволяли длинные и широкие одежды. Они состояли из длинной, почти до пят рубахи, поверх которой одевалась длинная не зашитая по бокам юбка, вверху перехваченная поясом. На плечи набрасывалась груботканая накидка, фиксированная на правом плече. Ноги защищались кожаной обувью, перехваченной вокруг подъёма и завязанной шнуром. В холодное время года ноги до колена оборачивались длинными лентами крест-накрест.

Мужчина выполнял функцию защитника и охотника, ему приходилось много ходить, бегать, поэтому длинное одеяние ему не подходило. Его рубаха была короче женской и тоже перехвачена поясом. На ногах - штаны до колена или середины голени, которые защищали от веток и острых камней.

Вопросы:

1. В какое время и почему возникает изобразительная деятельность?

2. Каковы памятники изобразительной деятельности верхнего палеолита?

3. Как и почему возникла одежда?

4. При каких условиях начал формироваться костюм?

5. Каковы были функции костюма эпохи палеолита?

6. Как развивалась изобразительная деятельность эпохи мезолита?

7. Каковы особенности сюжетов наскальных росписей эпох палеолита и мезолита?

8. Как развивалось неолитическое искусство?

9. Как и при каких условиях развивался костюм бронзового века? Каковы его отличительные черты?

 

Задание. В тетради выполнить и заполнить приведённую ниже таблицу, в которой кратко отразить наиболее характерные черты развития человека, культуры и искусства..

 

Эпоха

Рамки временного промежутка эпохи

Характерные черты развития эпохи

Нижний палеолит

 

 

Верхний палеолит

 

 

Мезолит

 

 

Неолит

 

 

Бронзовый век

 

 

 

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 140 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.096 сек.)

mybiblioteka.su

Одежда первобытное общество

Претерпела существенные изменения на сегодняшний день одежда первобытное общество. Если еще 10 лет назад дети страдали от скованности движений в шубах или тулупчиках, то уже сегодня им предлагается широкий выбор термокостюмов – комбинезон и куртка, которые позволяют ребенку долго пребывать на морозе, а главное, их расцветки приходятся по душе маленьким модникам.

Имеет много стилей, каждый из которых стильная одежда для медработников фото, в своюочередь, подразделяется на многочисленные вариации. Здесь можно привести в пример наличие воротника или его отсутствие, наличие капюшона, карманов и прочих важных для повседневной жизни деталей. Также всю верхнюю одежду можно подразделить на однобортные модели, двубортные или с запахом.

Подразделяется на подкатегории в зависимости от кроя. Здесь различают прямой крой, трапецией или конфликт с учителем из-за одежды. Практически каждый атрибут, относящийся к верхней одежде, имеет в своей коллекции каждый из представленных силуэтов. Подобное течение уже входит в некое правило.

Ярославль, Якутск, Южно-Сахалинск, Энгельс, Электросталь, Шымкент, Шахты, Чита, Черновцы, Чернигов, Черкассы, Череповец, Челябинск, Чебоксары, Хмельницкий, Химки, Херсон, Харьков, Хабаровск, Уфа, Усть-Каменогорск, Уссурийск, Уральск, Ульяновск, Улан-Удэ, Тюмень, Тула, Томск, Тольятти, Тернополь, Темиртау, Тверь, Тараз, Тамбов, Таганрог, Сыктывкар, Сызрань, Сургут, Сумы, Стерлитамак, Старый Оскол, Ставрополь, Сочи, Смоленск, Симферополь, Семей, Северодвинск, Севастополь, Саратов, Саранск, Санкт-Петербург, Самара, Рязань, Рыбинск, Ростов-на-Дону, Ровно, Псков, Прокопьевск, Полтава, Подольск, Петропавловск-Камчатский, Петропавловск, Петрозаводск, Пермь, Пенза, Павлодар, Орск, Оренбург, Орел, Омск, Одесса, Норильск, Новочеркасск, Новосибирск, Новороссийск, Новокузнецк, Николаев, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Нижнекамск, Нижневартовск, Находка, Нальчик, Набережные Челны, Мытищи, Мурманск, Москва, Могилёв, Минск, Мелитополь, Махачкала, Мариуполь, Макеевка, Магнитогорск, Люберцы, Львов, Луцк, Луганск, Липецк, Кызылорда, Курск, Курган, Кривой Рог, Кременчуг, Красноярск, Краснодар, Краматорск, Кострома, Костанай, Королёв, Комсомольск-на-Амуре, Кировоград, Киров, Киев, Керчь, Кемерово, Караганда, Каменск-Уральский, Калуга, Калининград, Казань, Иркутск, Йошкар-Ола, Ижевск, Ивано-Франковск, Иваново, Златоуст, Зеленоград, Запорожье, Житомир, Екатеринбург, Донецк, Днепродзержинск, Дзержинск, Грозный, Гродно, Горловка, Гомель, Воронеж, Вологда, Волжский, Волгодонск, Волгоград, Владимир, Владикавказ, Владивосток, Витебск, Винница, Великий Новгород, Брянск, Брест, Братск, Бобруйск, Бийск, Белгород, Белая Церковь, Барнаул, Барановичи, Балашиха, Балаково, Атырау, Астрахань, Астана, Архангельск, Армавир, Ангарск, Алматы, Актобе, Актау, Абакан

ieik.tmweb.ru

Статья - Первобытное общество - История

Истина – это знание, соответсвующее действительности.

Истина:

Абсолютная. это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Относительная. (Примерное, приблизительное совпадение знания с объектом).

*Субъективность форм познания, приблизительность, ограниченность всякого знания, зависимость истинности суждения от типа и языка теории, ограниченность уровня практики.

 

Проблема истины в познании заключается в отсутствии точной ее формулировки и свойств. Так, в одной из концепций истины выражены ее свойства через объективность, в другой – через полезность, в третьей введена «степень правдоподобности», возрастающая со временем и т.д.

Однако стоит помнить, что критерий истины есть практика и в утверждении истины, как и в ее проверке, нужно учитывать единство практики с теорией.

 

Первобытное общество

С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды, даже проживая в суровых климатических условиях (например, аборигены Австралии, индейцы Огненной Земли, и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс.лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи. Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки; потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита. Так, в 1964 г. экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи — малицы, или анораки — и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брючин, сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин. Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны» с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта.

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с разрезом спереди).

Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци — охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией Италией). Верхней одеждой ему служил плащ, сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в ХХ в.н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок — безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка. Безрукавка была в нескольких местахзаштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка, завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить — впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита, причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века.

www.ronl.ru

Искусство и костюм первобытного общества — реферат



Министерство образования Республики Карелия

ГАОУ СПО РК  «Колледж технологии и предпринимательства»

 

 

 

                                                  

                                                               Реферат

 

 

«Искусство и костюм первобытного общества»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила студентка группы Ш-412

                                                                         Специальность: «Моделирование и

                                                                            конструирование швейных изделий»

                                      Козлова Катя

                                                       Проверила: Валюк Э.В.

 

 

 

 

 

 

                                         Г.Петрозаводск

                                                 2011г.

Содержание

1.      Введение

2.      Из истории первобытного общества

3.      Костюм первобытного общества

4.      Основные виды одежды первобытного общества

5.      Возникновение одежды и её функции

6.      Первобытный костюм, общие сведения

7.      возникновение костюма и ткачества

8.      Заключение

9.      Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным, забытым труженикам, чей терпеливый поиск и кипучая деятельность сделали нас тем, чем мы ныне являемся. На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете, мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное. Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием. Однако более глубокое размышление и исследование должны убедить нас в том, что большей частью этого достояния мы обязаны своим предшественникам

 

Из истории первобытного общества.

 

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков.  Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

 

Костюм первобытного общества.

 

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию; украшая его — эстетическую функцию.

С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски — охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Со временем непрочная поверхностная окраска сменяется татуировкой: слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Точно так же перья, кости, волосы, зубы убитых животных носили на теле вначале как защитные и символические элементы костюма. Когда же тело все больше закрывается волокнистыми материалами собственно одежды, человек создает искусственные точки крепления для подвесок-символов, прокалывая отверстия в ушах, носу, губах, щеках, и носит их как украшения. Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Возрастало и расширялось значение украшений в историческом костюме: сословное, символическое, эстетическое. Усложнялись и разнообразились их формы: съемные, укрепляющиеся на теле (браслеты, перстни, обручи, серьги), неподвижные, укрепляющиеся на ткани (вышивка, печатный рисунок, рельефный декор).

 

Основные виды одежды первобытного обществаФорма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма — драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение одежды и её функции

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.          Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выполняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую. Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточноафриканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.      Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу. Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев... Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.

Первобытный костюм, общие сведения

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

yaneuch.ru


Смотрите также