Венера первобытное искусство. ГЛАВА 1 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО В ПЕЩЕРАХ ЕВРОПЫ ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ ЧАСТЬ 1. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская. Венера первобытное искусство


"Венера Виллендорфская" - В глухой провинции без моря

Найдена в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф, по названию которой и получила своё имя. Это одна из наиболее ранних скульптур, изображающих человека, и самая известная из так называемых "палеолитических венер", как прозвали эти женские фигурки, предполагая в них изображение божества, связанного с деторождением и плодородием. У некоторых из них (далеко не у большинства) заметно выражены половые органы, которые также находят нарисованными или выбитыми на стенах пещер, - это дало повод ряду специалистов предполагать, что функция статуэток могла отражать скорее сексуальные фантазии, нежели потребности в деторождении. (А почему, собственно, должно быть только одно значение?) Среди авторов начала XX века было популярно мнение о них как о "пластическом выражении пылкого, эротического лепета, первобытной похоти" и даже "дилювиальной порнографии".

Впрочем, большинство исследователей сходятся на том, что доподлинно установить значение "венер" вряд ли возможно (и это проблема интерпретации любых изображений дописьменных культур): их контекст практически не известен, логику первобытного мышления нам понять чрезвычайно трудно, а форма сама по себе не позволяет судить о назначении произведения. Тем не менее, что-то всё же сказать о них можно. Как правило, они не не передают индивидуальных черт, что позволяет говорить об изображении не реальной женщины, а абстрактно-обобщённой идеи (впрочем, даже и здесь единого мнения нет; так, Antropogenez.ru сообщает, что "венеры" "вероятно, являются портретами конкретных людей, а по мнению некоторых археологов – даже автопортретами"). Поверхность многих из этих статуэток гладко отполирована, что говорит об их частом использовании человеком. Большинство из них небольшого размера и помещается в ладони, у них нет стоп и они явно сделаны не для того, чтобы стоять в каком-то постоянном месте. Многое указывает на то, что их носили с собой.

"Виллендорфская Венера" изначально была выкрашена охрой. Фигура её симметрична и полагают, что форма её тела (увеличенные живот, грудь и голова) обусловлена природной формой самого камня. Пупок, центральная точка композиции, — тоже естественное углубление в заготовке. Как и у большинства "венер", у неё нет черт лица. Зато тщательно проработаны волосы (или это может быть шапка из тростника). У неё очень тонкие руки, которые она сложила поверх груди. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы.

Венера Виллендорфская. Деталь"Виллендорфская Венера" являет собой как свидетельство безусловного мастерства древних художников, так и воплощение тайны всякого Начала, в этом случае - начала искусства.Венера Виллендорфская. Вид сбоку

Микролекция с сайта khanacademy.org. 2012 (доступны русские субтитры)

Источники

Материалы сайта Khanacademy.org.Материалы сайта Антропогенез.ру.Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.Холлингсворт М. Искусство в истории человека. - М., 1993.Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.

a-fixx.livejournal.com

ГЛАВА 1 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО В ПЕЩЕРАХ ЕВРОПЫ ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ ЧАСТЬ 1. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ

Транскрипт

1

2 ЧАСТЬ 1. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ ГЛАВА 1 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО В ПЕЩЕРАХ ЕВРОПЫ Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Все палеолитическое искусство можно разделить на две группы: переносное и монументальное. В первую группу включают предметы, которые человек мог носить с собой, например, небольшие скульптуры. Одними из самых древних скульптурных изображений, известных на сегодняшний день, стали так называемые «палеолитические венеры» стилизованные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и других зверей. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня, глины или кости. К монументальному искусству можно отнести наскальные изображения. Рисунки создавались в глубинах пещер, на поверхности скал, в небольших гротах и в убежищах под скальными навесами. Настенное искусство древнекаменного века распространено очень неравномерно. Как и в Античные времена или Новое время, в эпоху каменного века оно не везде занимало одинаковое место в жизни общества. Если судить по концентрации памятников палеолитической живописи, то самыми передовыми были районы в западной Франции и Испании. Именно здесь сконцентрированы классические пещерные святилища Альтамира, Ласко, Нио, Фон де Гом. В истории пещерных росписей эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности, около 30 тысяч лет назад первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее, примерно с 20 по 17 тысячелетия, древние мастера стали уделять больше внимания деталям. Косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, для передачи пятен на шкурах быков, лошадей и бизонов научились пользоваться дополнительными цветами различными оттенками жёлтой и красной охр. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть. Так, например, переданы гривы лошадей, массивные загривки бизонов. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В тысячелетиях пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись этого времени стала более объёмной, передавала динамику, цвет и пропорции фигур. В это время созданы громадные живописные «полотна», покрывшие стены и своды глубоких пещер. В дальнейшем, в мезолите, наскальные изображения утратили живость, на смену реализму, пришли стилизация, обобщение и схематизация предметов. В завершающей фазе каменного века реалистические изображения отсутствуют совсем. Изображения как бы возвратилась к тому, с чего начинались, на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. Как отмечалось выше, больше всего древнейшей живописи найдено в Европе. Палеолитические шедевры хорошо сохранились на стенах заброшенных пещер, входы во многие из которых, оказались наглухо заваленными тысячелетия назад. В течение длительного времени, самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранились не только настенные рисунки, но и многие другие свидетельства деятельности человека, например, пещеры Тюк д Одубер (Tuc d'audoubert) и Труа Фрер (Trois-Frères, пещера Трех Братьев) во Франции сохранили глиняные скульптуры быков, медвежьи черепа, а так же четкие следы босых детских и юношеских ног, отпечатовшихся на сыром глиняном полу. По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиненеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ Статуэтка, 11 сантиметров высотой. Изображает женскую фигуру, с подчеркнуто гипертрофированными формами. Вырезана из известняка и подкрашена красной охрой. Обнаружена в одном из древних захоронений близ местечка Виллендорф, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати в 1908 году. Датируется тыс. лет до н.э. Хранится в венском Музее Естествознания. 18

3 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО В ПЕЩЕРАХ ЕВРОПЫ Глиняные скульптуры быков, пещера Тюк д'одубер Обломок копьеметалки из пещеры Трех Братьев. Хранится в музее Человека в Париже обобщенное название этих областей «Франко-Кантабрия». Менее «густо» памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет. Крупнейшие открытия были сделаны в середине 20 века. Так в 1940 году была обнаружена богатейшая живопись в пещере Ласко, в 1956 году в пещере Руфиньяк. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек, за время с 1984 по 1994 год была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них такие, как Коске и Шове, которые по древности, богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры и Ласко, а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и древней живописью. Открытие пещерных росписей наука XIX века встретила с подозрительностью и сомнениями. Потребовалась длительная работа по сбору новых фактов, изучению новых пещер, прежде чем рассеялись эти недоумения. Позиция скептиков была вполне естественна. Человеку, находящемуся под влиянием дарвиновской теории, воспитанному на восходящей схеме развития искусства от архаики к классической Греции и Риму, было сложно принять бизонов на полотнах Альтамиры. Они не подходили под традиционные определения. Открытие прекрасных памятников палеолитической живописи показало, что развитие искусства крайне сложный процесс, периоды взлета, чередуются с падениями, а прямая преемственность довольно редка. Палеолит и мезолит стали первым взлетом в истории живописи, графики и скульптуры. Художник, расписавший пещеры, уже в мадленскую эпоху мог пользоваться несколькими красками и создавать полихромные и реалистичные изображения. Он умело использовал неровности стен и сводов пещер, передавая форму и объем фигур. Первобытный человек умел изображать движение фигур. На древнейших росписях, гравировках и скульптуре динамика передана через положение конечностей, поворот головы или туловища. В пещере Пешь-Мерль обранужен выполненный на глине рисунок бегущего большерогого оленя. Его стремительный бег передан вытянутыми ногами животного. Совершенно отчетливо предана фигура прыгающей лошади на копьеметалке из Абри де Монтастрюк. Ее передние ноги согнуты в коленях и прижаты к поднятому на дыбы туловищу, голова, шея и крупп вытянуты параллельно задним ногам, изготовившимся к прыжку. За тысячи километров от этих мест, на нашей земле, в 1959 году были открыты замечательные памятники палеолитического искусства в Каповой пещере изображенные в светло-красном цвете фигуры мамонтов, носорогов, лошадей. Через 20 лет, последовало новое открытие рисунки в Игнатьевской пещере в Челябинской области. Поразительна общность стиля на Урале с живописью европейских пещер. Первобытные художники не могли общаться друг с другом, чтолибо друг у друга заимствовать. Можно полагать, что одинаковая степень развития человека, тождественность мироощущения, устремлений, страхов и грез обусловили в разных концах земли появление одинакового по существу искусства. Палеолитический возраст пещерных рисунков был доказан различными способами, в ряде пещер: Пэр-Нон-Пэр, Ла Грез, грот Мери, Лоссель, Кап Блан рисунки и их нижняя часть были покрыты культурным слоем более позднего времени. В пещерах Ла Мут, Гаргас, Марсула, Нио, Альтамира удалось установить, что доступ в пещеру был прегражден еще в эпоху палеолита и рисунки не могли быть сделаны раньше этого времени. В ряде пещер возраст позволяют установить сами рисунки, на них изображены фигуры вымерших животных ледникового времени мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, или животных, сохранившихся лишь далеко на севере например, северных оленей. Возраст рисунков можно установить и в том случае, когда обнаруживается очевидное сходство между пещерными рисунками и изображениями на предметах обихода с палеолитических стоянок. Иногда значительная древность пещерных рисунков устанавливается по покрывающей их патине или известняковым натекам, а также по месту, занимаемому ими в 19

4 ЧАСТЬ 1. НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕВРАЗИИ Резная копьеметалка в форме лошади из Абри де Монтастрюк, Франция Изображения копытных животных и быкоголового человека, пещера Трех Братьев комплексе изображений. Особенно важно налегание рисунков друг на друга. В палеолитическом искусстве можно выделить четыре группы изображений: образы животных, человеческие существа, знаки и неопределенные мотивы. Французский ученый Андре Леруа-Гуран произвел анализ 1131 фигуры из 66 пещерных памятников и получил такие результаты: животные 63 %, знаки 34 %, люди 4 %. В группе животных самыми многочисленными являются фигуры лошадей. На втором месте бизонов. На долю этих животных приходится около 60 % всех рисунков. Далее следуют изображения горного козла, оленя, лани, мамонта, северного оленя, медведя, льва и носорога. Изображения человека менее многочисленны, их около 200, сюда же специалисты добавляют около 500 отпечатков рук и 60 рисунков, отражающих сексуальные мотивы. Известны как изображенные целиком фигуры, так и части тела. На изображениях можно увидеть и мужские и женские фигуры. Наиболее часто воспроизводятся отдельные части человеческого тела: головы, торсы, половые органы и руки. Самой многочисленной и разнообразной группой являются знаки. Они появляются с самого начала возникновения настенного искусства в форме чашечек, округлостей и треугольников, происхождение которых связывают с символикой вульв. Это абстрактные геометрические мотивы: окружности, многоугольники, линии, стрелы, углы, кресты, отрезки и пятна. Так же широко представлены неопределенные мотивы. Эта группа очень разнообразна и сложна для расшифровки. Первоначально они почти не принимались во внимание и не изучались. В настоящее время ученые признают важность многих из этих знаков. Они присутствуют почти во всех настенных композициях. Среди них можно выделить следы, не определенные в силу плохой сохранности изображений, и мотивы, воспроизведенные намеренно. Такова самая общая классификация изображений. Имеются различные переходные формы. Существуют комбинированные фигуры: животные, созданные из частей тел разных видов, люди-животные, люди-знаки, животные-знаки, сюда же можно отнести изображения фантастических существ и множество частичных изображений головы, морды, рога, профили, отдельные части тела, фрагменты знаков, которые могут соединяться самым причудливым образом. Древние расписные пещеры это сокровенный мир сосредоточения символической информации, игравшей важнейшую роль в жизни наших далеких предков. Их можно рассматривать как первые храмы места проведения религиозных обрядов. Здесь проводились сложные церемонии посвящения и инициации. Вероятно, они сопровождались музыкой, пением и танцами, об этом говорят как изображения на стенах, так и артефакты, найденные в пещерах. Так в пещере Трех Братьев есть изображение существа с головой бизона, которое держит в руках предмет, подобный простейшему струнному инструменту. При раскопках в древних святилищах были найдены ударные и духовые инструменты, например, флейты, сделанные из трубчатых костей животных. В настоящее время в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции 150, в Испании 125, в Португалии 3, в Италии 21, в Югославии 1, в Румынии 1, в Германии 2, в России 2. Далее мы расскажем о наиболее ярких памятниках пещерного искусства Европы, а во второй части книги отдельное внимание уделим двум российским пещерам, Каповой и Игнатьевской. Из многочисленных примеров европейской палеолитической живописи особое внимание уделим Альтамире, на примере этого памятника покажем, как менялось отношение ведущих ученых конца XIX начала XX веков к первобытным рисункам. Как был сложен путь признания способностей древнего человека к созданию произведений искусства, которые потрясают зрителя и в наше высокотехнологичное время. 20

5 ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО В ПЕЩЕРАХ ЕВРОПЫ Андре Леруа-Гуран ( ) Имя французского ученого Андре Леруа-Гурана известно сегодня всем, кто изучает первобытную историю и особенно первобытное искусство. Он пришел в эту науку тогда, когда, уже было накоплено огромное количество материалов и требовалось их новое осмысление. Опираясь на достижения своих предшественников Эдуарда Пьетта, Анри Брейля и других, Леруа-Гуран внес огромный вклад в дело изучения палеолитического искусства. Его перу принадлежит около 400 научных публикаций в разных областях археологии, этнологии, истории религии. Леруа-Гуран был всесторонне образованным человеком году в школе восточных языков Сорбонны он получил диплом по русскому языку, а через два года по китайской филологии. В 24 года он уже получил степень доктора в Сорбонне. В 1936 году отправился с этнографической экспедицией на Дальний Восток. В период оккупации Франции Луруа-Гуран работал в Музее восточных искусств в Париже. В 1944 году занимался разбором эвакуированных из Лувра работ. Также он активно участвовал в Движении Сопротивления, за что был награжден Военным крестом, Медалью Сопротивления и Орденом Почётного легиона. Знакомство с этнографическими коллекциями парижских и лондонских музеев, стажировка в Японии сформировали обширный научный кругозор Леруа-Гурана, сначала как этнолога, изучающего эволюцию материальной культуры, а затем - археолога, палеоантрополога, историка, всесторонне изучающего материальную и духовную культуру первобытного человека. В 1945 года он становится заместителем директора Музея Человека, затем профессором университета в Лионе, с 1956 года профессор Сорбонны, с 1963 года директор Института этнологии, почетный профессор Коллеж де Франс, член Института Франции. Хотя чисто этнографичических работ у Леруа- Гурана нет, во многих значительных его работах широко представлен этнографический материал. Огромное значение имели методические разработки Леруа-Гурана в области практической археологии. Изучая палеолитические стоянки на территории Франции, он разработал целый ряд важных для археологии того времени принципов ведения раскопок. Он создал комплексный подход к изучению памятника, включающий полное стратиграфическое исследование, тщательную послойную расчистку, детальную фиксацию и регистрацию полученной информации. Наиболее значимы и интересны исследования Леруа-Гурана по пещерной живописи и первобытному искусству. В этой области он собрал много новых фактов и выработал свою методологическую базу. Его анализ стилей и сравнение наскальных изображений с предметами мелкой пластики позволили создать новую теорию изменчивости стиля в палеолитической живописи и на основе ее реальных изменений во времени уточнить хронологию. В своих работах «Первобытные религии» и «Доистория западного искусства» Леруа-Гуран высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире. Андре Леруа-Гуран был прекрасным организатором и педагогом. Он преподавал в Лионском университете, в Сорбонне, в Коллеж де Франс. В 1946 году он создал в Музее человека центр этнологического образования, в 1948 году центр источниковедения доисторических исследований, а в 1962 году на кафедре этнологии Сорбонны центр доисторических и протоисторических исследований. С 1952 года Леруа-Гуран был избран президентом Общества французских палеоисториков. Он был также членом всевозможных научных комиссий, участником и организатором международных научных мероприятий. После смерти Анри Брейля в 1961 году он становится главной фигурой на «доисторическом Олимпе». Не все научные теории и положения были безусловно приняты исследователями, некоторые не выдержали проверки временем, но в целом вклад в науку, сделанный Андре Леруа-Гураном, бесценен. Этот ученый безусловно является ключевой фигурой в деле изучения как палеолитического искусства, так и первобытной культуры в целом. 21

docplayer.ru

Рельефные человеческие изображения: Венера Лоссельская - Первобытное искусство - Архитектурное искусcтво

«Венера Лоссельская»Вырезанные на скале фигуры представляют собой первые попытки создать барельефное изображение человека. Эти изображения были расценены как символы плодовитости. Возможно, наиболее значительными по своим пластическим качествам являются найденые в Лосселе (Дордонь, Франция) изображения мужчины и женщины, вырезанные на известняковой скале. Для прорисовки женской фигуры, так называемой Венеры Лоссельской (Музей в Сен-Жермен-эн-Лэ) использовался естественный изгиб скалы, углубление которой было совмещено с нижней частью живота изображения. Фигура получилась великолепно акцентированной.

«Венера Лоссельская», называемая еще •Дама с рогом», барельеф на известняковой скале (размер — 42 см), хранящийся в Музее Аквитании (Бордо, Франция). Обнаружен в Лоссельской пещере, святилище эпохи Верхнего перигора. Заметно стремление автора совместить фронтальное изображение с профильным, для чего он располагает ягодицы по обеим сторонам живота. В то время как живот и ягодицы изображены детально, лицо лишено своих черт, и ноги едва обозначены. 

Она изображена в фронтальной плоскости и в типичной для «венер» манере: с объемным выделением тазобедренной части тела. В поднятой вверх и в сторону руке женщина держит рог. Ее голова повернута к рогу, а волосы спадают в противоположную сторону. Другая рука лежит на животе и направлена в сторону лобка. Наличие рога подтверждает мысль о том, что эта «венера» представляет собой символ плодородия. Рога, фрагментарные изображения которых свидетельствуют о присутствии животного — как гарантии обилия пищи — имеют здесь конкретное значение. Корпус тела четкое прорисован с ясным изображением больших отвисших фудей, выпуклого живота и максимально уменьшенных ног, похожих на некие неопределенные дополнения.

Несмотря на фронтальное положение тела, голова-профиль, лишенная черт лица, — признак, указывающий на отсутствие индивидуальной характеристики, — сообщает фигуре некое подобие движения.

На той же стоянке, где была найдена Венера Лоссельская, находится барельеф, представляющий собой изображение мужской фигуры. Ее нижние конечности развернуты в профиль, в то время как верхняя часть торса показана во фронтальном развороте, с левым плечом, обращенным вперед, и поднятой рукой. Такое сочетание различных точек зрения позволяет наилучшим образом выявлять особенности строения человеческой фигуры.

 

Читайте далее:

www.burana.ru

Искусство палеолита. Альтамирская пещера (Испания)

«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»Пабло Пикассо

Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).

Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.

История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.

Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.

После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.

Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей (источник фото - quesabesde.com).Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9).

Вот ещё несколько ссылок по теме:

Рогинский Я. Об истоках возникновения искусства. М.1982. С. 3-32.Дэвлет Е. Древнейшее искусство: утраченное и возвращенноеДэвлет Е. Альтамира — “королева расписных пещер” // "Природа", 2004. № 12.Альтамира: каменный век рождается заново / Непомнящий Н.Н., Кривцов Н.В. Доисторическая Европа. М .: "Вече" , 2004.Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М.: "Наука", 1966.Жабинский А. Первобытное искусство / Жабинский А. Другая история искусства. От самого начала до наших днейБелякова О. История первобытного искусства (часть II)Низовский А. Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры / из кн. "Сто великих археологических открытий"Фотографии из Альтамиры на Flickr

А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:

Бизоны

Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:

Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д. Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:"Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рёв и воинствующие крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его "реалистическому" мастерству мог бы позавидовать современный художник-анималист" (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: "Искусство", 1985).

Есть, разумеется, и другие изображения, не менее впечатляющие:

Лошадь

Олень (оленуха)

Кабанчики

В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.

Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом в другой раз...

Источники фото - donsmaps.com, coursecontent.westhillscollege.com, Flickr.com.

a-fixx.livejournal.com


Смотрите также