Образ жизни первобытных людей. Образ жизни первобытного человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образ жизни первобытных людей. Образ жизни первобытных людей


ЗАНЯТИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ - Всемирная история. История Украины - 6 класс

Всемирная история. История Украины - 6 класс - Бандровский 2014

§ 5. ЗАНЯТИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

• Рассмотрите иллюстрации. О каких занятиях людей свидетельствуют художественные реконструкции? Какие орудия труда используют изображенные на картинах люди? • Отличаются ли занятия и образ жизни людей на картинах? Чем именно? • Попробуйте растолковать понятия присваивающий и производящий способ ведения хозяйства людей.

Занятия первобытных людей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

1. Что определяло образ жизни пралюдей и первых людей в период палеолита?

Для палеолита характерно господство присваивающих форм хозяйства - охота, собирательство, впоследствии рыболовство.

Питекантропы постоянно передвигались в поисках еды, останавливаясь на более-менее длительное время в местах, богатых добычей. Древние жители нынешних европейских земель питались плодами, побегами, корешками теплолюбивых растений, которых в те времена было множество. Употребляли питекантропы также мясо. Археологические находки свидетельствуют, что они охотились на оленей, антилоп, лошадей и даже слонов. Питекантропы использовали огонь, хотя и не умели добывать его.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты питекантропы? 2. Какие орудия они используют?

Питекантропы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Неандертальцы вследствие изменения окружающей среды были вынуждены приспосабливаться к новым условиям жизни. Они научились сами добывать огонь, применять ловчие ямы, загонять табуны лошадей, стада быков и оленей в болота и другие естественные ловушки, устраивать засады. Кости животных использовали в качестве строительного материала. Из шкур изготавливали одежду.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты неандертальцы? 2. Какие предметы они используют?

Неандертальцы. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Люди современного типа, расселившись в Европе, Азии, Америке и Австралии, охотились на мамонтов, шерстистых носорогов или громадных кенгуру, которые по завершении ледникового периода вымерли.

На северных территориях Украины простиралась при ледниковая лесостепь, где жили мамонты. На юге лежали бескрайние холодные степи с многочисленными стадами бизонов. В долинах рек, вдоль которых проживали животные, общины охотников обустраивали свои поселения. Близ поселения ожидали мамонтов, которые осенью переходили южнее. Охотились с помощью копий, устраивая для животных ловушки-ямы.

Охотники на бизонов добывали не только еду, но и материал для одежды, обуви и покрытия жилья (шкуры), а также для изготовления орудий (кости). Из рогов делали посуду, из полосок кожи и шерсти плели бечевки.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Где охотники устроили засаду на животное? Была ли такая охота безопасной? Почему? 2. Поразмышляйте, по каким находкам ученые узнают, что основным занятием кроманьонцев была охота.

3. Что определяло образ жизни кроманьонцев?

Охота на мамонтов. Художественная реконструкция 3. Буриана.

Почему, снимая фантастические фильмы о жизни первобытных людей, кинематографисты ориентируются на представления об образе жизни кроманьонцев?

2. Как изменилась жизнь людей при мезолите?

Около 10 тыс. лет тому назад завершился ледниковый период, именно тогда в Европе установился климат, подобный современному. Похожим на современный стал и животный мир. В сосновых и березовых лесах поселились лоси, благородные олени, туры, дикие кабаны. Охота превратилась в кропотливое и нудное дело: часами, а порой и днями охотнику приходилось выслеживать добычу, однако еды хватало ненадолго. От голодной смерти лесных охотников часто спасали съедобные ягоды и грибы.

В послеледниковый период изменились не только способы охоты, но и охотничьи орудия. Был изобретен лук и стрелы. К снаряжениям охотников зимой добавились лыжи. Люди времен мезолита пользовались также лодками. Исследователи считают, что именно тогда была приручена собака - незаменимый помощник во время охоты.

Лесные охотники проживали в северной части Украины. На юге жизнь людей немного отличалась, что было обусловлено распространением других животных и растений. Важную роль играло собирательство, а также рыболовство. Вдоль Днепра, вблизи порогов, природа была настолько богатой, что люди могли там жить постоянно. В Крыму, о чем свидетельствуют археологические находки, люди охотно обживали пещеры и гроты.

С завершением ледникового периода связывают начало новых периодов по археологической периодизации - мезолита. На землях Украины этот период длился с 10 тыс. лет до 7 тыс. лет тому назад.

1. Рассмотрите иллюстрацию. Какие знания по истории использовал художник, работая над картиной - реконструкцией времен мезолита? 2. Почему изобретение лука и стрел, лодки, лыж предопределено изменениями климата?

Охотники на оленей. Художественная реконструкция 3. Буриана.

3. Когда, где и как возникло земледелие и скотоводство?

Стремясь иметь более надежный и более предсказуемый, чем охота и сбор диких ягод или грибов, способ добычи пищи, люди попробовали сами выращивать нужные им растения, разводить животных. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. Из растения, которое выросло, можно собирать такие же зерна. Люди научились обрабатывать землю так, чтобы она становилась пригодной к посеву растений. О том, в каком направлении развивалось собирательство, свидетельствуют многочисленные роговые и костяные мотыги - инструменты для обработки почвы и выкапывания корешков, жатвенные ножи (прообраз будущих серпов), предназначенные для срезания колосков и побегов, и терки, которые применяли, чтобы перетирать зерна и плоды и т. п. Так из собирательства около 11-9 тысяч лет назад в землях Юго-Западной Азии возникло земледелие. Появление домашнего скота (козы и овцы) около 9 тыс. лет тому назад связывают с Юго-Западной Азией. Так возникло скотоводство.

Новые формы ведения хозяйства - земледелие и скотоводство — возникли в последний период каменного века, который называют неолитом.

Период нового каменного века в Западной Азии длился от 9 до 6 тыс. лет до н. э., а в Европе - несколько позднее.

1. Прообраз мотыги - палка с сучком. Впоследствии мотыга стала комбинированным орудием труда. К деревянной палке присоединяли рабочую часть - из рога или кости. На протяжении тысячелетий мотыга оставалась основным орудием для обрабатывания земли. На смену ручной мотыге пришло рало, которое тянули волы или лошади (в Европе известно с бронзового века).

2. Зернотерка.

3. Реконструкция мотыги с рабочей частью, изготовленной из камня.

Поселение неолитического периода, типичное для Восточной и Центральной Европы. Реконструкция.

Скотоводы, постоянно передвигаясь вместе со стадами и отарами на новые земли в поисках пастбищ, вели кочевой образ жизни. Земледельцы и животноводы, которые могли длительное время оставаться на месте, перешли к оседлому проживанию. Скотоводы оказывали предпочтение овальному и круглому жилью, а земледельцы - четырехугольным зданиям, к которым можно было пристраивать хозяйственные помещения.

Почему охоту и собирательство называют присваивающими формами ведения хозяйства, а земледелие и скотоводство - производящими?

4. Что такое ремесло?

При неолите в жизни людей произошли и другие важные изменения: люди научились сверлить и шлифовать камень и древесину, из глины делать посуду, прясть и ткать, шить одежду из тканей.

Исключительное значение имело изобретение глиняной посуды. Исследователи допускают, что изготовление глиняной посуды, или гончарство, изобрели, обмазывая глиной плетеные сосуды. Впоследствии научились складывать горшки из глиняных валиков и выжигать их в специальных печах. Посуда становилась крепкой и долго служила. В ней можно было не только хранить зерно, но и готовить еду. С изобретением гончарного круга - деревянного станка с вращающимся кругом - посуда приобрела правильную округлую форму. Готовые изделия украшали рисованным или прочерченным орнаментом. Изготовление удобной и хорошей посуды требовало незаурядной ловкости и отнимало много времени. Поэтому мастер полностью посвящал себя гончарству, обменивая изготовленные им вещи на еду и зарабатывая этим умением на жизнь.

1. Современная реконструкция прибора для сверления.

2. Изготовление посуды из глиняных валиков.

1. Рассмотрите иллюстрации. Какие горшки более совершенны по форме, какие было делать легче и быстрее? 2. Почему только с изобретением гончарного круга стало возможно изготавливать тонкостенные, высокие кувшины, большие сосуды? 3. Как использовали изделия гончаров в хозяйстве в то время?

Горшки, вылепленные руками и сделанные на гончарном круге.

Кропотливым трудом было и изготовление тканей. На деревянную раму вертикально натягивали ровный ряд пряжи (нитей). Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывали камешки. Через ряд поперек пропускали другие нити - так ткали первые ткани.

1. Прядение - изготовление пряжи (ниток), из которых делают ткань на ткацком станке или с помощью вязания.

2. Современная реконструкция древнего ткацкого станка.

Ремесло - вид деятельности, заключающийся в изготовлении орудий труда и бытовых предметов, одежды для обмена или продажи.

Из упомянутых умений зарождались ремесла - гончарство и ткачество. Ремесло - еще одна, кроме земледелия и скотоводства, отрасль воспроизводительной деятельности. К древним ремеслам принадлежат также плавка и кузнечество. Развитие этих ремесел связано с открытием человеком свойств металлов, из которых начали изготавливать орудия труда.

Как вы думаете, почему гончарство, литейное дело, кузнечество было по большей части делом мужчин, а прядение, ткачество, вязание - женщин?

Первым металлом, который люди научились обрабатывать, стала медь. Сначала изделия из нее выковывали, а впоследствии научились выплавлять из руды. Впервые медь использовали жители Западной Азии. Открытие меди и бронзы - сплава меди и олова - ознаменовало завершение каменного века и начало века металлов. Длительное время люди пользовались и каменными, и металлическими орудиями. Поэтому этот переходный век называют энеолитом - медно-каменным веком.

Постепенно люди узнали и о свойствах железа. В Западной Азии были найдены изделия из метеоритного железа, которое древние люди считали «подарком небес» и носили как украшения. Железо научились обрабатывать в 2—1 тыс. до н. э., когда из него стали изготавливать орудия труда и оружие.

1. Медный самородок (Волынь).

2. Медный топор-молот времен энеолита (Тернопольщина).

• Подумайте, какие преимущества имели металлические орудия труда по сравнению с каменными.

Те общины, которые достигали успехов в развитии ремесла, имели преимущество над другими. Они обменивали изделия ремесленников (посуда, орудия труда и т. п.) на продукты питания. Так возник обмен изделиями и первые «деньги». Сначала в качестве денег использовали скот, бронзовые мечи, раковины, бусы из кварца, посуду, каменные топоры, куски соли. Потребность в специальных местах для обмена изделиями и развитие ремесла повлекли появление новых поселений - будущих городов.

Рассмотрите картины в начале параграфа. На какой из них изображено поселение неолитического периода? Ответ обоснуйте.

Оцените себя

1. Что определяло образ жизни и занятия пралюдей и первых людей при палеолите? С чем это было связано?

2. Когда возникло земледелие, скотоводство, ремесло? Какие территории были ячейками возникновения земледелия и скотоводства?

3. Обобщите изменения в жизни человека, случившиеся за период мезолита и неолита.

4. Объясните понятия: земледелие, скотоводство, ремесло, мотыга, гончарный круг, ткацкий станок, кочевники, оседлость.

Возникновение воспроизводительного хозяйства считают важнейшим достижением в истории человечества, которое определило его будущее. Докажите это на примере современного транспорта и средств связи. Представьте, как жили бы люди, если бы не научились обрабатывать землю и разводить скот. Какие угрозы для человечества скрывали в себе новые формы ведения хозяйства?

history.vn.ua

Образ жизни первобытных людей — реферат

      Министерство образования Оренбургской области

ГБОУ СПО «Сельскохозяйственный  техникум»

 

 

 

Самостоятельная работа

По дисциплине «История»  

На тему: Образ жизни  первобытных людей 

 

 

 

 

           Выполнил:

                                 Студент 11«П» группы

              Заико Игорь

                                                  Проверила: Кучеренко Олеся   Александровна

 

                                          

 

                                   2012-2013уч. Год

 Образ жизни первобытных людей

                 

 Первобытное   общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность историческихисследований, основанных на изучении письменных источников.

Особенность эпохи  первобытности было то, что человек  жил в гармонии с природой. Человек  был частью всего живого, он еще  пока не отделился от животного мира. Эта связь между природой и  первобытным обществом отразилась в первобытной культуре,  а также повлияла на мировоззрения людей того времени. Мировоззрение первобытных людей отразились в мифологии. При этом мифы первобытный человек принимал за действительность. Опыт поколений, различные обычаи, традиции и предания - все это было той основой, которую человек принимал как самый надежный источник знаний. Анализируя мифы, можно  много узнать об эпохе первобытности, мировоззрении первобытного человека, о его жизни, как он воспринимал окружающий мир, что он чувствовал, какой образ жизни он вел. Исходя из всего этого, в первобытной культуре можно выделить несколько особенностей.

1. Синкретизм. Подразумевает единство природы человека и общества, культура связана с бытовой повседневной жизнью. Первобытные люди считали, что боги играют большую роль в их жизни, поэтому у первобытных обществ было множество ритуалов и обычаев, которые могли бы задобрить высшие силы. Танцы на поляне у костра – считалось, что это  привлекает богов плодородия и охоты, также первобытные люди считали, что этим способом можно вызвать дождь или же наоборот прогнать тучи.

2. Анимизм (от лат. слова anima – душа). Верование в духов (душу) как причину жизни и явлений природы. В первобытном обществе люди одушевляли предметы живой и неживой природы. Жизненный цикл человека был подобен периодам жизни природы. Весной природа пробуждается, открывает свои лепестки жизни, осенью природа угасает, засыпает. Также и человек: рождается, живет, умирает, а затем возрождается для новой жизни. Каждое явление в природной среде очеловечивалось. Человек приписывал природе свои собственные чувства, он считал, что вся природа это совокупность  явлений, каждое из которых было живым духовным существом. Таким образом, человек создавал вокруг себя причудливый фантастический мир. Все природные явления объяснялись действиями высших сил, которые неподвластны человеку. Именно эти силы и создали мир вокруг. Космос – это одно большое существо, из частей которого можно собрать целый мир, подобный нашему. Считалось, что предками людей были животные, они умели разговаривать на человеческом языке, могли принимать различные облики.  Также считалось, что боги и духи связаны между собой родовыми связями.

3. Фетишизм - обожествление, наделение силой кого- либо предмета. Поскольку человек считал, что мир вокруг одушевлен и имеет разум, то он чувствовал себя беззащитным перед этими высшими всемогущими силами, поэтому человек  пытался найти для себя защитников, среди тех, кто был равен по силе миру вокруг. Фетишизм говорит о том, что боги или духи могут заключать свою силу в каком-либо предмете, для людей это могли быть бубен шамана, крест, чучело человека. Первобытные люди изготавливали различные обереги, которые, по их мнению, защищали  от болезней и бед.

4. Тотемизм. Это мировоззрение предполагало, что люди, животные и природа находятся в кровном родстве. Каждое племя произошло от какого-либо животного или растения. Таким образом, племя поклоняется этому существу, считает его своим покровителем. Ему приносили жертвы, просили помощи. В связи  с этим в племени было принято табу, которое подразумевало под собой запрет на поедание животного-тотема, несмотря на это, табу очень часто нарушалось, даже проходили особые ритуалы по поеданию тотема.

referat911.ru

Образ жизни первобытного человека — контрольная работа

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Жилище древнего человека……………………………………………..4

Глава 2 Образ жизни……………………………………………………………...5

Глава 3 Духовная культура………………………………………………………8

3.1 Культ  Богини – Матери………………………………………………………9

3.2 Фетишизм…………………………………………………………………….12

3.3 Тотемизм……………………………………………………………………..14

Глава 4 первобытное искусство………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список  используемой литературы и источников……………………………...23         

Введение

       Не многие замечают, как мало  знают ученые о доисторических  временах. Чудеса науки не перестают  нас удивлять, это по тому что  фактов все больше. Но никакой  опыт не поможет создать человека  или увидеть, как он был создан. Нельзя взять к себе первобытного  человека, как берут кошку, и  смотреть, ест ли он себе подобных  и умыкает ли подругу.

        Словом когда занимаешься прошлым,  надо полагать не на опыт, а  на свидетельство. Однако свидетельств  так мало, что они не свидетельствуют  почти ни о чем. Почти все  науки движутся по кривой, их  непрестанно поправляют факты;  наука же первобытных взлетает  ввысь по прямой, из-за того, что  ее ничто не поправляет.1

       Мы знаем, о них мало, но все,  что мы знаем, говорит нам,  что они на нас похожи. Переход  человека к новому образу жизни  и иным, чем прежде, отношениям  с окружающей средой происходил  одновременно с формированием  другого восприятия мира. Конечно,  и в пору нового каменного  века, как и прежде, не было  науки, ученых, философов, которые  посвящают себя исследованию  природы и человеческого общества. Осознание мира проходило стихийно, и в нем участвовали все  члены общества. В это время  восприятие окружающего оставалось  конкретным, образным. Отвлеченные,  абстрактные понятия еще не  отделились от их реальных  проявлений.     

1. Жилище древнего человека

       В наше время не сложно, благодаря  археологическим раскопкам, разнообразным  анализам, восстановить места обитания  наших древних предков. Множество  археологических экспедиций по  всему миру находили: и развалины  бывших жилищ и сохранившиеся  до наших дней части. Чтобы  представить себе быт древних  людей, нет необходимости отправляться  в долгую экспедицию, достаточно  заглянуть в те уголки земного  шара, где сохранилась еще не  тронутая цивилизацией жизнь:  Лаос, Нуер. Одним из наиболее  эффективных способов узнать  о жизни древних людей –  является изучение жилищ племен  в удаленных уголках Земли,  которые находятся на том же  уровне социокультурного развития, что и древние люби.

       На конкретный тип возводимых  жилищ оказывали влияние ряд  факторов: наличие в достатке  строительных материалов. С развитием  социальной инфраструктуры, изменением  образа жизни – происходят  и некоторые изменения в возведении  жилищ: перехода к оседлому  образу жизни, появление общего  хозяйства. Этот тип жилища  уже становился не «индивидуальным», а «общим», соответственно строился  всей общиной. Такие «общинные  жилища» возводились на двадцать  – сорок человек. Стоит отметить, существовали жилища, которые возводились  для проживания более ста человек.

       По центру такого дома был  предшественник современного коридора, по сторонам которого были  комнаты. Прародителем межкомнатных  перегородок служили перегородки  из коры деревьев. Исследования  показывают, что хоть общины на  ранних ступенях формирования  думали о том, как бы сделать  свой быт более комфортным, тем  самым все новые и новые  пристройки и делали, которые  в наше время считаются нормой  жизни. 

      Главным занятием древних людей являлась охота. Именно охотничий уклад являлся  основой экономики, определял развитие общественного устройства и духовной жизни. Будучи основным средством существования, охота предоставляла людям не только разнообразные продукты питания  и меха для одежды, обуви и головных уборов, но и материалы для укрытия  от холода внутри ветхих жилищ в  условиях суровых зим. Шкуры и  кожи животных широко применялись в  хозяйстве и в быту, рога оленей и бивни мамонта — как строительный материал, не поддающийся гниению. Археологические  находки позволяют судить о приемах  и объектах охоты. Большие группы людей охотились на крупных животных, в том числе и на мамонтов, в  изобилии обитавших тогда в Воронежском  крае, используя метод облавы. Древние  люди подстерегали мамонтов близ крутых овражных склонов на пути к водопою  и внезапно нападали на них, стараясь согнать с привычной тропы  и направить к обрыву или к  замаскированной яме-ловушке. Обезумевшие  от страха и боли, неумолимо подхлестываемые  камнями, копьями и криками охотников, животные находили свою гибель, срываясь с крутых склонов или попадая  в приготовленную западню. Такой  способ ведения охоты требовал от людей слаженных действий, отваги, смекалки, ловкости и строгого распределения  ролей, что обуславливало развитие общественных отношений и переход  от стадного образа жизни к первобытным  родовым общинам.

      Объектом  охоты в то время являлись не только крупные животные, такие как мамонт, шерстистый носорог, лошадь и северный олень, но и активно добывалась более  мелкая дичь. Так, при  различных  раскопках обнаружены кости 36 видов  зверей, среди которых были грызуны (включая суслика, сурка и бобра), лисица, песец и особенно много  донского зайца, родственника нынешнего  зайца-беляка. Однако именно охота на крупных животных обуславливала  оседлый образ жизни. Сложности  с доставкой добытых туш огромных животных предопределяли обустройство стойбищ в пределах охотничьих угодий. Главным орудием охотников было копье. Оно представляло собой деревянное древко с кремниевым наконечником. Кроме того широко использовались ловушки, западни, ямы, ловчие изгороди, сети. На ряду с охотой, полноправной отраслью добывания пищи было собирательство. Кроманьонцы заготавливали ягоды, зерна диких злаков, молодые побеги растений, извлекались из-под земли  съедобные корни. Также в пищу употреблялись пресноводные моллюски. 

      В самом конце палеолита люди все  больше стали приобщаться к рыболовству. Добыча велась самыми простейшими способами  — рыбу били костяными острогами  и гарпунами в периоды икрометания  на мелководье. Крючков и рыболовных сетей в то время ещё не знали. Добытые продукты питания подвергались дальнейшей обработке. Растительная пища размельчалась и растиралась  при помощи каменных пестов-терочников (первобытных «жерновов») и зернотерок. Обнаруженные археологами очаги, окруженные небольшими, вырытыми в полу, пекарными  ямками, свидетельствуют о том, что  продукты подвергались дальнейшей термической  обработке. Мясо хранилось в ямах-кладовках  в вяленом, сушёном и мороженом  виде, жир и сало — в пузырях  и мешках из шкур животных.2

      Повышение производительности охоты в верхнем  палеолите способствовало ещё более  чёткому разделению труда между  мужчинами и женщинами. Одни постоянно  были заняты охотой, производством  необходимых орудий из камня и  кости, строительством жилищ и обработкой шкур крупных животных, что требовало  больших физической силы. Другие, при  развивавшейся относительной оседлости  больше времени проводили на стоянках, ведя всё усложнявшееся хозяйство  группы. Женщины в условиях более  или менее оседлой жизни изготовляли  одежду, различную утварь, собирали съедобные и технические растения, например употреблявшиеся для плетения, приготовляли пищу, заготавливали топливо. А главное заботились о детях. Воспитательные функции пронизывали  весь быт первобытного коллектива. С самых ранних лет дети приобщались  к трудовой жизни. Они помогали в  домашнем хозяйстве, учились изготавливать  всевозможные орудия.                

3. Духовная культура.

    У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30—40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый — это археологические находки, и среди них — немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с древнейшими религиозными культами. Второй — это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя иногда их называют «дикими», но человек конца XX столетия, окруженный могучими техническими приспособлениями, Горой завидует «дикарю», беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны - всех этих «прелестях» цивилизации.

    Во всяком случае, именно у  народов, по сей день сохраняющих  в целом примитивный уклад  жизни, логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров, сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле  человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

    В глубокой древности человек  и не думал отделять себя  от природы, но это не значит, что он не стремился понять, объяснить мир, в котором жил. Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесение человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так родилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только непохожие на человека, как непохожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

    Люди наблюдали, как из земли  появлялись ростки, крепли, становились деревьями, — значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет и самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини-Матери.

  3.1КУЛЬТ БОГИНИ-МАТЕРИ

    Зарождение одного из древнейших  религиозных культов отделяют  от нас  десятки тысяч лет.  Неудивительно, что  известно  о нём немногое, а то, чем  . располагают учёные, может послужить основой лишь более или менее достоверных гипотез . Вот что писал об этом в своей  книге «Магизм и единобожие» известный современный христианский мыслитель отец Александр Мень; «Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют „венерами”. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных примитивных племён, имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в „венерах” отразилось лишь стремление к реализму, то остаётся предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки.

  Разгадка  необычайных черт в фигурках „венер” кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини-Матери. Изображения „венер” обильны и в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создаётся впечатление, что культ Матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски — Бу-гады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно — матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томам („ам” — дословно „мать”) подобно эвенкийской - Бугады Энинитын.   В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнем индийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на одной печати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины, из лона которой поднимается растение.

     В Передней Азии и Африке  Великая Богиня-Мать почиталась  почти у всех культурных народов  периода начала письменности. „Та,  которая рождает плоды земли”, — египетская Иси-да, малоазиатская Кибела, скорбь которой несёт умирание растительности, её двойник в Элладе — Деметра, карфагенская Танит, сидонская Ас-тарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, — всё это лишь перевоплощения древней Матери Мира. В языческой Руси слова „Мать-земля” имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу „Хозяина неба”.

turboreferat.ru


Смотрите также